Степаненко A.M.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
!•' I ! "
ТЕХНОЛОГИЯ БЕЗРАЗБОРНОЙ КАЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ! | ЦП Л И И Д РО ПОР111Н Е1ЮЙ ГРУППЫ АВТОМОБИЛЯ
В настоящее!время автомобильный парк страны пополняется автотранспортными средствами новой конструкции.
Усложнение конструкции автомобилей приводит, как правило, к увеличению объема работ по техническому обслуживанию и ремонту, к росту затрат на обеспечение работоспособности
В Приморском крае парк подержанных автомобилей составляет более 95% от их общего числа. Дальнейшая их эксплуатация, безаварийная работа, продление моторесурса - невозможны без организации служб экспресс-диагностики и предупредительного ремонта. С этой задачей могли бы справиться многочисленные станции технического обслуживания автомобилей при условии разработки сравнительно простого, доступного метода диагностики ДВС, не требующего высококвалифицированного персонала, дорогого оборудования, дополнительных площадей.
Как правило, для диагностики используется дорогостоящая аппаратура, требующая специального, высококвалифицированного обслуживания, стоимость такого рода услуг высока.
В связи с этим, подавляющее большинство автолюбителей, владельцев и руководителей автопредприятий lie в состоянии наладить ¡работу по предварительной диагностике и предупредительному ремонту автомобилей. Отсутствие способов экспресс-диагностики двигателей в конечном итоге приводит к резкому удорожанию ремонта двигателей (капитальный ремонт). Причины ухудшения эксплуатационных характеристик ДВС автомобилей
Наиболее часто встречаемой причиной ухудшения эксплуатационных характеристик ДВС является снижение! компрессии в цилиндропоршневой группе (ЦПГ). Одной наиболее часто встречающихся и самых существенных причин является уменьшение подвижности поршневых колец. Чаще все.го ^то связано с образованием нагара в кольцевых углублениях, и как следствие, закоксовыванием и износом поршневых колец. К ухудшению герметичности ЦПГ приводит также неплотное примыкание клапанов, вызванное попаданием под них мелких частиц нагара (шлака), отделившихся от стенок поршня.
Как правило, все это вызвано невысоким качеством используемого топлива, несвоевременной заменой масла, нарушением режимов эксплуатации.;
В российских условиях эксплуатации нагар начинает образовываться после 5-8 тыс. пробега. Более быстро нагар образуется в дизельных двигателях [1].
Через определенное время эксплуатации перед владельцем транспортного средства возникает вопрос, что делать cj ДВС - отправлять его в ремонт или дальше эксплуатировать до исчерпания его моторесурса. !
Проведение ранней диагностики и контроля, за величиной компрессии, позволяет поддерживать эксплуатационные характеристики ДВС и существенно снижают затраты на его ремонт. I |
Способы оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания ; j -^.у.'- . .. :
В настоящее время существует множество способов диагностики состояния цилиндропоршневой системы ДВС, позволяющих определить компрессию цилиндра и износ деталей цилиндропоршневой группы, в частности, поршневых колец, но они являются трудоемкими, требуют значительного времени и квалифицированного персонала для своего осуществления. Они неприемлемы. для станций технического обслуживания, где не всегда имеется высококвалифицированный персонал и ограничено Бремя для проверки каждого двигателя. Сложные в аппаратурном оформлении, эти способы пригодны для использования в лабораторных условиях, на испытательных стендах, но не имеют применения в авторемонтных мастерских.
Предлагаемый способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания . r J
Предлагаемое техническое решение относится к способам диагностики цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания (ДВС), в частности, оценки технического состояния
поршневых колец, и может быть использовано для предварительной диагностики на этапах эксплуатации и предупредительного ремонта. Данный способ не требует графической и математической обработки результатов и участия теоретически подготовленного персонала для установления причины отклонения в техническом состоянии.
Оценка технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания, осуществляется следующим образом: ; '
I 1. измерение компрессии каждого цилиндра с помощью компрессометра,
2. последующую очистку цилиндропоршневой группы от нагара с помощью присадки-выносителя нагара и присадки очищающей масляную систему (ДВС),
3. повторное измерение компрессии!,
4. сравнение полученных в том и другом случае значений компресски, Г
5. сопоставление их с номинальными для данного двигателя, | 1
что позволяет при совпадении значений компрессии до и после очистки! исключить причину, связанную с «залеганием» поршневых колец, и таким образом дифференцировать имеющиеся неисправности.
В настоящее время известен ряд модификаторов и выносителей | нагара для очистки цилиндропоршневой группы, которые при попадании в камеру сгорания эффективно разрыхляют и снимают нагар, а образующиеся при этом вещества и продукты их сгорания выносятся вместе с выхлопными газами. Например, в качестве таких выносителей нагара используют композиции на основе органических фосфатов. Присадки-выносители нагара, содержащие органические фосфаты, обеспечивают максимально возможную степень очистки ЦПГ и не ока!зы^ают агрессивного воздействия на материал элементов ЦПГ.
Очистка ДВС от нагара может быть осуществлена двумя способами. В первом случае очистку осуществляют путем подачи топлива с1 добавкой присадки-выносителя нагара в двигатель, работающий на! холостых оборотах. Для этого двигатель «отсекают» от топливного бака и подключают к дополнительной емкости, снабженной бензонасосом высокого давления и содержащей стандартное топливо ¡с добавкой присадки-выносителя нагара на основе органических фосфатов. Концентрация указанной присадки составляет 0,5-5,0% (приблизительно 5-50 мл/л. топлива). Работу двигателя поддерживают в течение времени, достаточного для полной очистки цилиндропоршневой группы от нагара'. Это время составляет в среднем 40-45 мин., расход топлива с присадкой - около 1-1,5л. (оперативный режим). I |
Второй способ заключается в добавлении присадки-выносителя нагара в| топливный бак в количестве 0,05-0,5% (что составляет примерно 0,5-5 мл/л. топлива) и эксплуатации автомобиля в обычном (дорожном) режиме до полного расходования топлива. Выгорание 40-50 л. топлива с добавкой органического фосфата обеспечивает необходимую очистку ЦПГ двигателя внутреннего сгорания (консервативный режим очистки). |
Экспериментально было подтверждено полное отсутствие нагара на деталях ЦПГ (кольцевых канавках поршня, кольцах, клапанах и днище поршня) в обоих случаях очистки с помощью указанного приспособления и присадки-очистителя на основе органических фосфатов. Эффективность очистки определяли путем полной или в некоторых случаях частичной разборки цилиндропоршневой группы. |
Однако более предпочтительным является оперативный режим очистки, котфрый обеспечивает максимально возможную полноту очистки элементов ЦПГ при значительном сокращении времени очистки.
В том случае, если после операции очистки цилиндропоршневой системы значения компрессии приближаются к номинальным для данного двигателя, можно утверждать, что причиной неисправности являлся нагар, а износ деталей ЦПГ, ответственных за ее платность, в частности, поршневых колец, не превысил критического значения. I
В том случае, если очистка цилиндропоршневой системы не привела к ¡увеличению значения компрессии и вдобавок, эти значения различаются для отдельных цилиндров, з^ожно сделать вывод о наличии износа деталей ЦПГ, ответственных за герметичность цилиндров, преимущественно, поршневых колец, и тем большего, чем меньше значение компрессии для данного цилиндра.
Предлагаемый способ ранней диагностики ДВС отличается простотой исполнения, не требует снятия двигателя с автомобиля, квалифицированного персонала, графической и математической обработки. Новизна заключается в подборе химических композиций, позволяющих
эффективно удалять нагар, не принося никаких изменений в топливо или масло. Композиции обеспечивают максимально возможную степень очистки ЦПГ и масляной системы, не оказывает агрессивного воздействия на материал элементов ДВС. Воспроизведение способа не требует дорогостоящего1 оборудования и приборов. 1
Отличительной особенностью способа является то, что наряду с диагностикой, возможно и улучшение эксплуатационных параметров двигателя. Способ дает возможность на этапе предварительной Диагностики совместить определение возможной причины неисправности с одновременным! устранением одной из них, обусловленной наличием нагара в канавках под поршневыми кольцами.
' !
С.А.Шорохова, А.В.Зиньков
I I . | :- . ■ ■ -
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПОЗДНЕТРИАСОВОИ ФЛОРЫ
ПРИМОРЬЯ
j
Исследование позднетриасовых структурно-литологических комплексов Приморского края и северо-восточного Китая вновь приобретает большое народно-хозяйственное значение, так как в связи с развитием работ в Приморском крае таких крупнейших организаций страны как Транснефть, Газпром и Роснефть, будет переосмыслено геологическое значение ранее отрицавшейся нефтегазоносности Приморья. В связи с этим велика роль литологических и биостратиграфических исследований, тем более, что поисковые признаки нефтегазоносности в литологических структурах Приморского края общеизвестны (повышенная , битуминозность и нахождение каплей высокопарафинистой нефти в Партизанском районе, данные глубинного бурения у с.Борисовка и на севере Артемовской котловины, а также результаты газовой съемки в Хасанском районе).
Терригенный комплекс верхнего триаса Сихотэ-Алиня сложен в Юго-Западном Приморье только неморским|и образованиями карнийского яруса, в Южном Приморье - чередованием неморских и ! морских отложений карнийского и норийского ярусов; восточнее, на левобережье рек Партизанская, Сергеевка, Лазовка и др., - только морскими толщами норийского яруса, в Центральном и Северном Приморье, по р. Арсеньевка, - неморскими отложениями карнийского яруса и морским^ норийского, (и, возможно, рэтского), а в бассейнах рек| Уссури, Малиновка и Олдя j- морскими и паралическими угленосными толщами норийского и, возможно, рэтского яруса [1].
В ладинском веке среднего триаса большая часть Приморского края характеризовалась морскими условиями осадконакопления. В позднем триасе море отступило и началась относительно мощная регрессия, поэтому почти на всей территории тер'ригенная седиментация была континентальной и сопровождалась, накоплением угленосных отложений в болотах, озерах, морских и пресноводных лагунах. Это время характеризуется формированием достаточно литологически разнообразных терригенных комплексов, фациалъные обстановки накопления которых ограничивались континентальными прибрежно-морскими условиями. Помимо собственно терригенных пород в них определенную роль играют карбонатные, чаще всего органогенные, а также вулканические породы. Последние особенно широко проявились в северо-восточном Китае [2, 3].
Считается, что триасовые отложения накапливались во впадинах, в обстановках типичных для Тетиса [1]. Тогда как сообщества организмов, населявшие мезозойские восточно азиатские моря, формировались под|влиянием двух широтных климатических областей: Бореальной и Тетиса [4].
Представления о развитии мезозойских впадин, в которых накапливался триасово-юрский терригенный материал крайне противоположны. И общей точки зрения на их происхождение до сих пор нет. Особённ| актуален вопрос об унаследованности или наложенности этих структур. Существует ряд мнений о природе впадин. Согласно одному из них, это грабены, образованные благодаря системе сбросов, которыми ограничивались седиментационные бассейны; вторая точка зрения рассматривает их как внутриконтинентальнуе рифто-грабены; третья исходит из того, что это бассейны типа pull-apart, локализованные в структурах, оперявших серию субмеридиональных левосторонних Сдвигов Тан-Лу, действовавшую в мезозое на востоке Китайского кратона. ;