Научная статья на тему 'ЦИКЛЫ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ'

ЦИКЛЫ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Ключевые слова
теплотехника / двигатель / газовые турбины / машины / реактивный двигатель / процессы / thermal engineering / engine / gas turbines / machines / jet engine / processes

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Туваков Мирхан, Аннагелдиев Оразгелди, Гуланова Бахаргуль, Гуванджов Даянч

В реактивных двигателях химическая энергия топлива преобразуется в кинетическую энергию потока газа (рабочего тела). Она является движущей силой реактивного устройства и служит противоположному направлению движения устройства, умножая массу газа (рабочего тела), выброшенного из сопла за интервал времени, на его относительную выходную скорость в устройстве. Эти двигатели в основном используются в самолетах. Они бывают двух типов, первые из которых называются ракетными двигателями. Это жидкий кислород, озон, азотная кислота и др., необходимые для работы двигателей, то есть для сгорания топлива. перевозится самим самолетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Туваков Мирхан, Аннагелдиев Оразгелди, Гуланова Бахаргуль, Гуванджов Даянч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In jet engines, the chemical energy of the fuel is converted into the kinetic energy of the gas flow (working fluid). It is the driving force of the jet device and serves in the opposite direction of movement of the device, multiplying the mass of gas (working fluid) ejected from the nozzle over a time interval by its relative exit velocity in the device. These engines are mainly used in aircraft. They come in two types, the first of which are called rocket motors. This is liquid oxygen, ozone, nitric acid, etc., necessary for the operation of engines, that is, for the combustion of fuel. transported by plane itself.

Текст научной работы на тему «ЦИКЛЫ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ»

2. Вукалович Н.П., Новиков И.И. Техническая термодинамика. М., 1972.

3. Криллин В. А., Шейнрлин В.В. Техническая термодинамика. М., 1983.

4. Юраев В.Н. Техническая термодинамика. М., 1988.

5. Теоретические основы теплотехники (справочник). М., 1988.

6. Михеев М.А., Михеева И.М. Основы теплопередачи. 2- е издание. Москва. Энергия. 1977.

7. Исаченко В.П., Осипова В.А., Сукомел А.С. Тепло- передача. Учебник, 4-е Изд. М., Энергоиздат. 1981.

© Тойлыев Я.А., Мырадов Ю.Х., Сейидова Г.Г., Чолуков О.Б., 2023

Туваков Мирхан, преподаватель.

Аннагелдиев Оразгелди, преподаватель.

Гуланова Бахаргуль, студентка.

Гуванджов Даянч, студент.

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

Ашхабад, Туркменистан.

ЦИКЛЫ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Аннотация

В реактивных двигателях химическая энергия топлива преобразуется в кинетическую энергию потока газа (рабочего тела). Она является движущей силой реактивного устройства и служит противоположному направлению движения устройства, умножая массу газа (рабочего тела), выброшенного из сопла за интервал времени, на его относительную выходную скорость в устройстве. Эти двигатели в основном используются в самолетах. Они бывают двух типов, первые из которых называются ракетными двигателями. Это жидкий кислород, озон, азотная кислота и др., необходимые для работы двигателей, то есть для сгорания топлива. перевозится самим самолетом.

Ключевые слова:

теплотехника, двигатель, газовые турбины, машины, реактивный двигатель, процессы.

Abstract

In jet engines, the chemical energy of the fuel is converted into the kinetic energy of the gas flow (working fluid). It is the driving force of the jet device and serves in the opposite direction of movement of the device, multiplying the mass of gas (working fluid) ejected from the nozzle over a time interval by its relative exit velocity in the device. These engines are mainly used in aircraft. They come in two types, the first of which are called rocket motors. This is liquid oxygen, ozone, nitric acid, etc., necessary for the operation of engines, that is, for the combustion of fuel. transported by plane itself.

Key words:

thermal engineering, engine, gas turbines, machines, jet engine, processes.

В реактивных двигателях химическая энергия топлива преобразуется в кинетическую энергию потока газа (рабочего тела). Она является движущей силой реактивного устройства и служит противоположному направлению движения устройства, умножая массу газа (рабочего тела), выброшенного из сопла за интервал времени, на его относительную выходную скорость в устройстве.

Эти двигатели в основном используются в самолетах. Они бывают двух типов, первые из которых

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

называются ракетными двигателями. Это жидкий кислород, озон, азотная кислота и др., необходимые для работы двигателей, то есть для сгорания топлива. перевозится самим самолетом. Работа этих двигателей не зависит от атмосферы. В основном они используются в ракетах. Во втором типе катализаторов в качестве окислителя используется атмосферный воздух. Эти двигатели не могут работать при отсутствии атмосферного воздуха. Эти двигатели называются реактивными. В свою очередь эти двигатели делятся на компрессорные и бескомпрессорные. Рассмотрим рабочие циклы реактивных двигателей. Воздух, всасываемый диффузором воздушно-реактивных двигателей, сжимается компрессором и затем подается в камеру сгорания. Воздух, подаваемый под постоянным давлением в камеру сгорания, нагревается за счет теплоты сгорания топлива и его температура еще больше возрастает. Дым, смешанный с горячим воздухом, расширяется и охлаждается у сопла турбины. Компрессор работает за счет энергии турбины. Обработанный газ затем выпускается на высокой скорости.

В безкомпрессорных воздушно-реактивных двигателях воздух сжимается за счет остановки набегающего потока. Ракетные двигатели делятся на жидкостные и твердотопливные ракетные двигатели в зависимости от типа топлива, которое они сжигают.

Говоря о работе газотурбинного оборудования, мы упомянули процесс расширения газа в сопле. При прохождении газа или пара через короткие каналы переменного сечения, обычно называемые соплами или соплами, потенциальная энергия потока преобразуется в кинетическую энергию потока или наоборот, кинетическая энергия потока преобразуется в его потенциальная энергия. Короче говоря, сужая или расширяя трубы, сопла, взаимное преобразование этих энергий происходит за счет гидродинамических процессов, зависящих от геометрических характеристик коротких каналов. Как уже говорилось выше, форсунки широко используются в газотурбинных двигателях, самолетах и других устройствах. Трубы, суженные по направлению потока, называются каналами. Эти типы насадок используются на скоростях, вплоть до скорости звука.

Также возможно, что значение энтальпии самого процесса дросселирования может не быть одинаковым. Как видно отсюда, увеличение скорости приводит к уменьшению энтальпии или, наоборот, уменьшение скорости приводит к увеличению энтальпии. В процессе дросселирования скорость меняется. Значит, энтальпия тоже меняется. По мере сужения поперечного сечения сопла скорость потока увеличивается, а энтальпия уменьшается. После прохождения потока через преграду его энтальпия равна энтальпии потока перед преградой. Процесс регулирования является необратимым процессом, и значение энтропии всегда увеличивается. Итак, процесс дросселирования характеризуется следующими условиями. Процесс регулирования имеет множество преимуществ и недостатков. Например, охлаждение полезно для снижения давления и температуры рабочего тела большинства машин. Однако на большинстве теплоэлектростанций процесс дросселирования снижает эффективность этих электростанций. Для этого разрабатываются специальные мероприятия по снижению негативного влияния процесса дросселирования на теплоэлектростанциях.

Процессы преобразования жидкость-пар и пар-жидкость встречаются в большинстве оборудования, используемого в тепловой энергетике и промышленности. Во многих отопительных устройствах водяной пар служит рабочим телом, теплообменником и теплоносителем. Водяной пар широко используется главным образом в системах отопления и паровых машинах. Поэтому для расчета технической эффективности промышленного оборудования преобразования энергии, тепловых систем и теплообменного оборудования необходимо широкое представление о параметрах водного потока и его термодинамических свойствах. Как мы знаем, когда какое-либо вещество переходит из одного состояния вещества в другое при данном давлении, этот переход происходит при определенной температуре. Предположим, мы нагреваем воду в емкости. Температура воды в емкости постепенно увеличивается в зависимости от степени ее нагрева, и как только она достигнет температуры кипения воды при атмосферном давлении, ее температура не изменится, даже если мы

продолжим нагревать ее снаружи. Как известно, в этом случае энергия, выделяемая в виде тепла, будет использована для преодоления сил взаимного притяжения (сил взаимодействия) молекул воды. Он используется для преодоления сопротивления внешнего давления и изменения объема воды. Конечно, температура кипения воды зависит от величины атмосферного давления. При повышении атмосферного давления температура кипения воды увеличивается и, наоборот, при понижении давления понижается.

Влажный воздух используется в процессе сушки, на теплоэлектростанциях и в других теплотехнических процессах. Без знания параметров влажности невозможно проектировать и изготавливать системы охлаждения и обогрева зданий, теплотехническое оборудование, машины и другое энергетическое оборудование. Влажный воздух состоит из сухого воздуха и водяного пара и представляет собой особое состояние газовой смеси. Основное отличие влажного воздуха от газовой смеси состоит в том, что при низких температурах в пределах атмосферного давления его часть из сухого воздуха находится в газообразном виде, а пары воды замерзают или конденсируются и выпадают из смеси. Влажный воздух в пределах атмосферного давления ведет себя как воображаемый газ.

Парциальное давление воды во влажном воздухе не может быть больше давления насыщения влажного воздуха при данной температуре. Другими словами, температура воды в воздухе может быть больше или равна температуре насыщения при парциальном давлении пара в смеси соответственно. Но меньше этого оно быть не может, так как если оно меньше, то водяной пар будет конденсироваться или вымерзать из состава смеси (воздуха). Список использованной литературы:

1. Баскаков А.П. Теплотехника. М., 1991.

2. Вукалович Н.П., Новиков И.И. Техническая термодинамика. М., 1972.

3. Криллин В. А., Шейнрлин В.В. Техническая термодинамика. М., 1983.

4. Юраев В.Н. Техническая термодинамика. М., 1988.

5. Теоретические основы теплотехники (справочник). М., 1988.

6. Михеев М.А., Михеева И.М. Основы теплопередачи. 2- е издание. Москва. Энергия. 1977.

7. Исаченко В.П., Осипова В.А., Сукомел А.С. Тепло- передача. Учебник, 4-е Изд. М., Энергоиздат. 1981.

© Туваков М., Аннагелдиев О., Гуланова Б., Гуванджов Д., 2023

УДК 165.191

Чарыева Дуньягозель Джанмырадовна, преподаватель, Международный университет нефти и газа имени Ягшигельды Какаева

г. Ашгабад, Туркменистан Гелдиева Марал Акмырадовна, преподаватель, Международный университет нефти и газа имени Ягшигельды Какаева

г. Ашгабад, Туркменистан

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: КАК ТЕХНОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМИРУЮТ

БУДУЩЕЕ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние искусственного интеллекта, дистанционного обучения, климатических изменений, гендерного равенства, нейрообразования и других факторов на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.