Научная статья на тему 'Цикличность хозяйственной деятельности спортивно-оздоровительных клубов'

Цикличность хозяйственной деятельности спортивно-оздоровительных клубов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛИЧНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ФИТНЕС-КЛУБА / CYCLICITY OF ECONOMICAL ACTIVITY / ECONOMIC INDICATORS OF OPERATION OF FITNESS CLUB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснов Е.В.

It has been historically established that humanity strives to make its future more predictable and managable, submit it to its will. This specifics of character is also popular in economy. It has been marked by scientists long ago that economy is characterized by cyclicity of development. And they made attempts to determine the factors influencing the formation of these cycles. The range of problems of the studies of cyclicity of economical activity of sports and fitness centers is rather relevant, since the received data affect directly the economic activity being carried out by organizations. Summing up the works devoted to studies of cyclicity elements in the work of sport and heath clubs and fitness clubs in particular, the researchers faced the lack of information on the issue in the open sources. There are very few publications on this topic and the main information exchange between experts takes place within conference presentations and themed round tables at sports exhibition. The purpose of the study was to examine the income flows from sales of basic fitness club cards. Cyclicity elements in a number of economic indicators of the year work are typical for operating fitness clubs. The suggested in the paper income flows indices from the sales of the basic services of fitness club (club cards) during the year can be used for precise predicting sales and diagnosis of the state of the club. Every club was proved to have its individual, typical peculiarities of income flows. It was found out that season render a significant influence on sales within a year. The researchers give proof of the necessity of predicting sales with the focus on one and three month periods, and the dynamics of sales can be notably different in various market segments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цикличность хозяйственной деятельности спортивно-оздоровительных клубов»

УДК: 796:658

ЦИКЛИЧНОСТЬ

хозяйственной деятельности спортивно-оздоровительных клубов

Соискатель Е.В. Краснов

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

CYCLICITY OF ECONOMICAL ACTIVITY OF SPORTS AND FITNESS CLUBS

E.V. Krasnov, candidate G.V. Plekhanov Russian university of Economics, Moscow Key words: cyclicity of economical activity, economic indicators of operation of fitness club. It has been historically established that humanity strives to make its future more predictable and managa-ble, submit it to its will. This specifics of character is also popular in economy. It has been marked by scientists long ago that economy is characterized by cyclicity of development. And they made attempts to determine the factors influencing the formation of these cycles. The range of problems of the studies of cyclicity of economical activity of sports and fitness centers is rather relevant, since the received data affect directly the economic activity being carried out by organizations.

Summing up the works devoted to studies of cyclicity elements in the work of sport and heath clubs and fitness clubs in particular, the researchers faced the lack of information on the issue in the open sources. There are very few publications on this topic and the main information exchange between experts takes place within conference presentations and themed round tables at sports exhibition.

The purpose of the study was to examine the income flows from sales of basic fitness club cards. Cyclicity elements in a number of economic indicators of the year work are typical for operating fitness clubs. The suggested in the paper income flows indices from the sales of the basic services of fitness club (club cards) during the year can be used for precise predicting sales and diagnosis of the state of the club. Every club was proved to have its individual, typical peculiarities of income flows. It was found out that season render a significant influence on sales within a year. The researchers give proof of the necessity of predicting sales with the focus on one and three month periods, and the dynamics of sales can be notably different in various market segments.

Ключевые слова: цикличность хозяйственной деятельности, экономические показатели работы фитнес-клуба.

Введение. Исторически сложилось, что человечество хочет сделать свое будущее более предсказуемым и управляемым, подчинить его своей воле. Данная особенность характера и для экономики. Учёные давно заметили, что экономике свойственна определенная цикличность развития и пытались определить факторы, влияющие на формирование данных циклов.

Мировой финансовый кризис 2008 г. способствовал значительному росту интереса ученых к проблематике циклического развития экономики. Эта тема стала чаще подниматься в выступлениях, появилось больше публикаций. Теория циклов в хозяйственной деятельности переживает свою очередную молодость и чрезвычайно востребована [6, 1, 2, 7]. Наибольший интерес в настоящее время, на наш взгляд, представляют исследования следующих авторов: С. Глазьева, Д. Бе-лоусова, К. Переса, В. Дементьева, Д. Львова.

Проводя поиск работ, посвященных исследованию элементов цикличности в работе спортивно-оздоровительных клубов, и в частотности фитнес-клубов, мы столкнулись со скудостью информации, существующей по данному вопросу в открытых источниках [8, 9]. Было обнаружено, что публикации на данную тему практически отсутствуют, а основной обмен информацией между экспертами происходит в рамках презентаций на конференциях и на тематических «круглых столах» на спортивных выставках. Наибольший интерес, по нашему мнению, представляют выступления следующих экспертов, сделанных ими в разные годы: О. Малыгина, Е. Б. Мякинченко, А. А. Юсина [5] Выступления были сделаны в рамках фестиваля фитнеса MIOFF (Московский международный открытый фестиваль фитнеса), фитнес-саммита фитнес-конвенции «^огИОаээ» [10-12].

Как правило, в своих выступлениях эксперты рассматривали прикладные аспекты работы коммерческих фитнес-клубов России и мира [13]. Преимуще-

ственно рассматриваются короткие годичные циклы, связанные со спросом на услуги фитнес-клубов в течение года.

Проблематика исследований цикличности хозяйственной деятельности спортивно-оздоровительных центров весьма актуальна, так как полученные данные напрямую влияют на ведение организациями хозяйственной деятельности.

Цель исследования - изучить динамику доходов от продаж основных клубных карт фитнес-клубов.

Результаты исследования. На этапе запуска и работы фитнес-клуба существует необходимость в построении точных прогнозов уровня продаж основных товаров и услуг. Отсутствие прогнозирования несет в себе высокие риски, связанные с выраженной сезонностью продаж, которую необходимо прогнозировать и учитывать. По мнению некоторых экспертов, сезонные колебания уровня объемов продаж фитнес-услуг могут достигать до 50 % [5]. В табл. 1 приводится пример уровня сезонных колебаний объемов продаж фитнес-услуг по месяцам.

В табл. 1 приводятся относительные показатели продаж клубных карт по месяцам. За 100 % приняты продажи в апреле. Данные, приведенные в таблице, были представлены экспертом в области фитнеса О. В. Малыгиной в рамках выступления на II Всероссийском съезде специалистов спортивно-оздоровительной индустрии и фитнеса в 2008 г. [5].

На наш взгляд, показатели динамики доходов от продаж фитнес-услуг, приведенные в табл. 1, требуют дополнения и уточнения. Это связанно с существенным развитием и усложнением рынка за последние несколько лет. Во многом эти изменения были спровоцированы глобальным экономическим кризисом. Например, широкое распространение в период и после кризиса получили клубы экономичного сегмента, которые до кризиса развивались сравнительно небольшими темпами по отношению к более высоким ценовым сегментам рынка фитнес-услуг, представленных в России. Динамика объемов продаж в течение года в разных сегментах рынка может заметно отличаться, что необходимо учитывать для правильного построения прогнозов доходов клубов. Вместе с тем в последнее время в открытом доступе практически отсутствует достоверная информация о динамике

объема продаж услуг фитнес-клубами и коммерческими спортивными организациями [4].

С целью расширить существующие представления о динамике доходов от продаж основных клубных карт фитнес-клуба в течение года была проанализирована динамика доходов от продаж клубных карт в клубах, относящихся к разным ценовым категориям [4]. Использовались данные по 16 действующим клубам за 2011 г. Не использовались данные новых клубов, которые вели «предпродажи». Полученные данные были обработаны, усреднены и представлены в табл. 2. В качестве месяца, относительно которого сравнивались показатели продаж других месяцев, был выбран сентябрь.

Данные табл. 2 графически представлены на рис. 1.

Как видно из рис. 1, кривая показателей, собранных за 2011 г., и показателей, собранных до 2008 г., отличаются. Так, в данных за 2011 г. месяц наибольших продаж приходится не на весну, а на осень. Исчез ярко выраженный провал продаж в августе. Видимо, это связано с изменением политики клубов по предотвращению резкого падения продаж в августе, что очень болезненно для бизнеса. Многие клубы в этот период проводят специальные рекламные мероприятия, вводят специальные продукты, призванные привлечь клиентов. Такое поведение также отражает и уровень возросшей конкуренции. Продолжая сравнивать графики, необходимо отметить возросший за последние годы вклад продаж во втором полугодии по сравнению с первым.

В дополнение к полученным данным на рис. 1 представлен пример ежемесячных продаж пяти разных клубов в течение года. Такое сравнение делается специально, чтобы подчеркнуть существенный разброс значений и динамики показателей разных клубов.

Из рис. 2 видно, что разные клубы испытывают индивидуальные колебания уровня продаж от месяца к месяцу. Было выявлено, что такой показатель, как стандартное отклонение показателей динамики продаж по месяцам, слабо характеризует успешность клуба. С продолжением увеличения количества статистических данных график, представленный на рис. 2, будет все более точно отражать объективные закономерности изменений динамики продаж. Но, как

Таблица 1. Динамика объемов продаж фитнес-услуг по месяцам в течение года в фитнес-клубах Москвы, Московской области и регионах России [7].

Месяц Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Процент от объема продаж в апреле 75 85 95 100 80 70 60 55 70 90 90 90

Таблица 2. Динамика объема продаж фитнес-услуг по месяцам в течение года

Год Процент Среднее значение

2011 97 111 113 104 93 71 73 97 100 145 114 120 104

2008 107 121 136 143 114 100 86 61 100 129 129 129 113

Средний показатель 102 116 124 123 104 86 79 79 100 137 121 124 109

Рис. 1. Усредненные показатели динамики доходов от продаж клубных карт по месяцам (продажи в сентябре приняты за 100 %)

10000000

янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек

Рис. 2. Пример продаж пяти разных клубов в течение года

отмечалось выше, процесс получения таких данных крайне затруднителен. Мы не говорим уже о дополнении показателей доходов детализированными показателями расходов, что дало бы намного больше ключей к пониманию и прогнозированию успешности работы клуба. Графики на рис. 2 показывают усредненные ориентиры для клубов, помогающие прогнозировать динамику индивидуальных показателей и сравнивать себя с другими клубами. Вместе с тем видно, что у каждого клуба существует свой оптимальный график, имеющий индивидуальные отличия. В связи с этим представляется оправданной возможность использования для более точного прогнозирования усредненного графика, представленного на рис. 1, а не отдельно взятого, например, за 2008 или 2011 г.

Безусловно, динамика показателей продаж клубов связана не только с сезонностью, но и с рядом других важных факторов. Например, с концепцией позиционирования клуба на рынке, качеством управления, возникшими кассовыми разрывами, провоцирующими демпинг с целью скорейшего привлечения средств, конкурентной ситуацией и т. д. Вместе с тем фактор сезонности в индустрии объективно существует и ярко выражен. Одиночный коммерческий фитнес-клуб при таких значительных колебаниях в динамике продаж оказывается крайне уязвимым. Достаточно одного неудачного сезона, чтобы поставить компанию на грань банкротства. В такой ситуации оправданно строить прогнозы на короткие периоды, например на 3-6 месяцев, а не на более длительные. Безусловно, план-прогноз на год необходим, но так же важно осознавать высокую степень погрешности, заложенную в нем на этапе неопределенности рынков, в которой в настоящее время работают многие одиночные клубы и небольшие сетевые компании. Рабочий про-

гноз должен быть короче и жестче контролироваться. Для фитнес-клуба оправданно иметь план на год (приблизительный), на 6, 3 месяца и 1 месяц. Выполнение месячного плана необходимо контролировать не реже 2 раз в течение месяца. При этом надо учитывать существующие в отрасли характерные особенности динамики продаж в течение месяца, когда продажи во второй половине месяца, как правило, выше, чем в первой. Сетевым операторам в этой ситуации легче сглаживать сезонные колебания. Данное утверждение находит свое подтверждение во все более возрастающем на рынке количестве именно сетевых операторов. Инвесторы входят в проекты, сразу нацеливаясь на открытие 3-5 клубов в течение одного-двух лет.

Характерную цикличность продаж можно обнаружить даже внутри продаж в течение одного месяца. Динамика продаж внутри разных месяцев имеет много общего. Так, например, выражена тенденция усиления продаж во второй половине или даже трети месяца. Это характерно для большинства месяцев года.

Выводы. Для работы фитнес-клубов характерно наличие элементов цикличности в ряде экономических показателей работы в течение года.

Предложенные в статье показатели динамики доходов от продаж основных услуг клуба (клубных карт) в течение года могут быть использованы для точного прогнозирования продаж и диагностики состояния клуба. Для этого рекомендуется использовать значения, представленные в усредненном графике на рис. 1.

Было выявлено, что у каждого клуба существуют свои индивидуальные, характерные для него отличия динамики продаж. Выявлено значительное влияние сезонности на продажи в течение года. Приводится обоснование необходимости прогнозирования продаж с акцентом на одно- и трехмесячных периодах, причем динамика объемов продаж в течение года в разных сегментах рынка может заметно отличаться.

Литература

1. Глазьев С. «Уже началось» / С. Глазьев. Электронный доступ. http://expert.ru/expert/2012/02/uzhe-nachalos/?n=172

2. Глазьев С. Как построить новую экономику / С. Глазьев. Электронный доступ. http://expert.ru/expert/2012/07/kak-postroit-novuyu-ekonomiku/

3. Доклад компании PricewaterhouseCooper. «Перспективы развития мировой индустрии спорта до 2015 года». - 2011 г. - 40 с. Электронный доступ. www.pwc.ru/sportsoutlook

4. Краснов Е.В. К вопросу о классификации фитнес-клубов в России / Е.В. Краснов. Электронный доступ. http:// www.fitnessexpert.ru/index.php/fblog/stati/351-k-voprosu-o-klassifikaczii-fitnes-klubov-v-rossii

5. Малыгина О.В. Материалы выступления на II Всероссийском Съезде специалистов спортивно-оздоровительной индустрии и фитнеса, 2008 г.

6. Медовников Д. «Жребий еще не брошен» / Д. Медовников, С. Розмирович, В. Сараев. Электронный доступ. http://expert. ru/expert/2012/02/zhrebij-esche-ne-broshen

7. Оганесян Т. «За двадцать лет до бума» / Т. Оганесян. Электронный доступ. http://expert.ru/expert/2012/02/za-dvadtsat-let-do-buma/?n=172

8. Орлов А.В. Спорт и спортивная индустрия: Государственное управление. Менеджмент. Маркетинг: монография / А.В. Орлов. - М.: изд-во «Риалтекс», 2011 - 172 с.

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Электронный доступ. http://www.infosport.ru/strategiya

10. www.mioff.ru

11. www.fithit.ru

12. www.fitness-convention.ru

References

1. Glaz'ev, S. It has started already / S. Glaz'ev. Electronic access. http://expert.ru/expert/2012/02/uzhe-nachalos/?n=172 (In Russian)

2. Glaz'ev, S. How to construct new economy. Electronic access. http://expert.ru/expert/2012/07/kak-postroit-novuyu-ekonomiku/ (In Russian)

3. Report of the company PricewaterhouseCooper. "Perspectives of development of world sports industry till 2015". - 2011. - 40 P. Electronic access. www.pwc.ru/sportsoutlook (In Russian)

4. Krasnov, E.V. On classification of fitness clubs in Russia / E.V. Krasnov. Electronic access. http://www.fitnessexpert.ru/index. php/fblog/stati/351-k-voprosu-o-klassifikaczii-fitnes-klubov-v-rossii (In Russian)

5. Malygina, O.V. Proceedings of the speech at the II All-Russia session of experts of sports and fitness industry and fitness, 2008. (In Russian)

6. Medovnikov, D. "The die is not thrown yet" / D. Medovnikov, S. Rozmirovich, V. Saraev. Electronic access. http://expert.ru/ expert/2012/02/zhrebij-esche-ne-broshen (In Russian)

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

7. Oganesyan, T. "Twenty years before the boom" / T. Oganesyan. Electronic access. http://expert.ru/expert/2012/02/za-dvadtsat-let-do-buma/?n=172 (In Russian)

8. Orlov, A.V. Sport and sports industry: Public administration. Management. Marketing: monograph. / A.V. Orlov. - Moscow: Rialteks, 2011 - 172 P. (In Russian)

9. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation на период до 2020. Electronic access. http:// www.infosport.ru/strategiya (In Russian)

10. www.mioff.ru (In Russian)

11. www.fithit.ru (In Russian)

12. www.fitness-convention.ru (In Russian)

13. The IHRSA Global report. The state of the health club industry, 2011. - 92 P.

Информация для связи с автором:

ev_krasnov@mail.ru

Поступила в редакцию 26.08.2013 г.

УДК: 796.928

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У БИАТЛОНИСТОВ

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Потапов Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: спорт высших достижений, индивидуальный стиль саморегуляции, гармоничный и акцентуированный стили саморегуляции, успешность спортивной подготовки.

Введение. Быстрый рост спортивных результатов и обострившаяся конкуренция на международной арене настоятельно требуют дальнейшего совершенствования системы подготовки биатлонистов высшей квалификации, в том числе психологической, одной из задач которой является формирование индивидуального стиля саморегуляции (ИСС) спортсменов как многоаспектного психофизиологического явления.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать комплексную методику саморегуляции биатлонистов.

Методы и организация исследования. Индивидуальные особенности биатлонистов (45 человек) диагностировались в процессе двухлетних наблюдений с помощью опросника А.Е. Личко (1983), адаптированного А.И. Стамбуловым для спортсменов, особенности саморегулирования процессов спортивной подготовки и особенности саморегулирования сенсомоторной деятельности диагностировались с помощью компьютерного варианта методики В.И. Мороса-новой (1995).

Результаты исследования и их обсуждение. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации мы осуществляли через формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спорта черт личности с использованием осознанных средств и методов психической саморегуляции.

Комплексная методика формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов высшей квалификации включает психомышечную тренировку, тексты аутовнушения, методику локальных «вдохов-выдохов», активизацию биологически активных точек, фоль-коррекцию при соблюдении соответствующих организационно-педагогических условий.

Основу комплексной методики формирования ИСС составили модели текстов вербального аутовоздействия. В исследовании использовалась компьютерная версия моделирования текстов суггестивного аутовоздействия, предложенная Т.В. Бондарчук (2000).

Для выявления индивидуальных особенностей саморегуляции, устойчиво проявляющихся в разных ситуациях спортивной подготовки, была прослежена их связь с личностным типом спорт-

сменов и на этой основе описана типология стилей в связи с успешностью спортивной подготовки.

Результаты исследований показали, что среди обследованных биатлонистов наиболее часто встречаются истероидная, шизоидная и психастеническая акцентуации, что позволило нам выделить три личностные группы: демонстративная группа с истероидной акцентуацией, аутичная группа с шизоидной акцентуацией и группа педантов с психастенической акцентуацией.

Сопоставление индивидуальных особенностей саморегуляции, выявленных по опроснику и по сенсомоторной методике, дало нам возможность определить стилевые особенности регуляции у спортсменов с одной и той же личностной акцентуацией, но с различной успешностью подготовки. Кроме того, определено влияние личностной акцентуации на формирование стиля саморегуляции. В результате проведенного сопоставительного анализа выделены гармоничный и акцентуированный типы стилей саморегуляции и исследована их связь с успешностью и личностными переменными.

Личностная акцентуация характера обусловливает индивидуальную структуру стиля саморегуляции, но эта зависимость опосредуется спецификой и развитостью регуляторно-личностных свойств. Причем прямая связь между личностным типом и успешностью спортивной подготовки отсутствует. Кроме того, для каждого личностного типа существует комплекс устойчивых особенностей саморегулирования, связанных с различной успешностью спортивной подготовки.

Специфическое влияние личностной акцентуации на особенности саморегулирования ярче проявляется в подгруппах с меньшей успешностью.

Выводы. Применение комплексной методики формирования индивидуального стиля саморегуляции в учебно-тренировочном и соревновательном процессе биатлонистов высшей квалификации оказало позитивное влияние на динамику свойств их личности (самооценку, уровень притязаний, направленность, мотивацию достижения, р<0,05, р<0,01), на уровень функциональной и физической подготовленности (р<0,05, р<0,01), а также на улучшение результатов скорости прохождения дистанции и стрелковой подготовленности (р<0,05, р<0,01), что в целом способствовало достижению высоких спортивных результатов.

Информация для связи с автором: Ро1ар47@Ьк.ги

Поступила в редакцию 09.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.