ISSN 2410-1672 (online) Региональное развитие • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru
regraz vitie@yandex. ru
Выходные сведения статьи:
Вязовик С.М., Мелихова И.В. Цикличное развитие инноваций в туристской индустрии // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 1(19). URL: https://regrazvitie.ru/tsiklichnoe-razvitie-innovatsij -v-turistskoj -industrii/_
УДК 338.12:338.486
Цикличное развитие инноваций в туристской индустрии © 2017 Вязовик Светлана Михайловна1
Е-mail: [email protected]
2
© 2017 Мелихова Инга Валериевна
Е-mail: inga.ageeva.2012@mail .ru
Крымский Федеральный университет им. В. И. Вернадского
Рассмотрены различные трактовки понятия «инновации», проанализированы различные подходу к его определению. Выявлено цикличное внедрение инноваций в зависимости от развития технологического уклада. Проанализировано развитие инноваций в туризме в течение пяти технологических укладов согласно теории С.Ю. Глазьева. Выявлены особенности внедрения гостиничных инноваций на протяжении каждого уклада в мире в целом и в Республике Крым в частности. Предложено для оценки потенциальных возможностей туристской индустрии Республики Крым, рассматривать процесс внедрения инноваций в рамках экономического развития региона и всех его составляющих.
Ключевые слова: развитие, инновации, туризм, гостиничный бизнес, циклическое развитие, технологический уклад.
Cyclical Development of Innovation in the Tourist Industry
© Vyazovik S. M.
Е-mail: [email protected] © Melikhova I.V.
Е-mail: inga.ageeva.2012@mail .ru
V.I. Vernadsky Crimean Federal University
Different interpretations of the "innovation" concept are considered, various approaches to its definition are analyzed. Cyclical innovations implementation is revealed depending on the development of technological structure. The development of innovations in tourism is analyzed within five technological structures according to the theory of S.U. Glaziev. The features of the hotel innovation implementation for each structure are revealed in the world as a whole and in the Crimean Republic in particular. To assess the potential opportunities of the tourist industry in the Crimean Republic it
1 Вязовик Светлана Михайловна - кандидат экономических наук, доцент, ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Институт экономики и управления (структурное подразделение), г. Симферополь, Проспект Вернадского, 4.
2 Мелихова Инга Валериевна - магистрант 1-го курса, ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Институт экономики и управления (структурное подразделение), г. Симферополь, Проспект Вернадского, 4.
ISSN 2410-1672 (online)
Regional development • № 1(19) • 2017
http://regrazvitie. ru [email protected]
is offered to consider the innovation process in the economic development of the region and all its components.
Keywords: development, innovations, tourism, hotel business, cyclical development, technological structure.
Актуальность. Инновационное развитие экономики подвержено общим законам экономического развития, поскольку туриндустрия является подсистемой этого рынка. Чтобы успешно развиваться в данной отрасли необходимо правильно оценить суть и характер ее инновационного развития. Актуальным данный вопрос становится особенно тогда, когда появляется острая необходимость инновационного развития туристической индустрии региона, каковым является Республика Крым. Первым шагом в оценке потенциальных возможностей данной отрасли является теоретическое обоснование сути инновационных процессов.
Основы исследования экономических циклов, включая выявление их причин, классификацию типов и эмпирический анализ на примере разных стран, заложены в трудах Е. Варги, Дж. Гобсона, К. Жюгляра, Н.Д. Кондратьева, И. Шумпетера и других. Теоретические и практические аспекты инновационной деятельности в туризме, в том числе и в гостиничном бизнесе, исследуются на протяжении различных технологических укладов в работах таких отечественных ученых и специалистов, как А.Ю. Александровой, СЮ. Глазьева, Л.Э. Глаголевой, И.В. Зорина, Г.Б. Якимовича и др.
Несмотря на довольно глубокую изученность данной проблемы, в текущий момент под давлением международных политических и экономических факторов, которые выявили наличие большого количества «белых пятен» в исследованиях по внедрению инноваций в туристкой индустрии в зависимости от экономических циклов. В настоящее время происходит постепенное переосмысление значимости воздействия экономических и политических кризисов на экономические системы, пересмотр их свойств и вызываемых ими последствий.
Поэтому цель данной статьи заключается в рассмотрении особенностей внедрения инноваций в туристской индустрии, с отражением динамики их трансформаций в каждом из технологических укладов.
Результаты исследования. В настоящее время в научной литературе и законодательно-нормативной базе существует множество трактовок терминологии в области инновационной деятельности. Сейчас про инновации говорят часто, но, как правило, каждый под ними понимает что-то свое. И действительно, недавно проведенный ВЦИОМ социологический опрос, показал, что в России 47% респондентов толкуют этот термин по-разному, а остальные 53% вообще не знаю что это такое [1].
В отечественной литературе, выпущенной до 2000 года и относящихся к экономической литературе справочного и энциклопедического характера (например, Экономическая энциклопедия, Словари русского языка, Словари иностранных слов, различные словари экономического рода и др.), в них не удалось найти ни одного упоминания о термине «инновация». Исключением стал Краткий терминологический словарь, который был выпущен в 1998 году [1].
Наиболее серьезное исследование процессов обновления производства и в целом влияния новых товаров и новых технических и управленческих решений было предпринято в начале 20 века, австрийским экономистом Й. Шумпетером. Он впервые ввел понятие «инновация», определяя инновации как «любые изменения с целью внедрения
ISSN 2410-1672 (online) Региональное развитие • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru
regraz vitie@yandex. ru
нового товара...», такое определение термина он дал в своей работе «Творческая активность, инновации-эффект» [7].
В современной литературе выделяются три подхода к толкованию понятия «инновация». Для первого подхода характерно обозначение «инновации», как результат некоторого процесса. Второй подход к трактовке понятия «инновация», обозначает данный термин как процесс. В третьем подходе термин «инновация» включает в себя и процесс, и результат процесса. Основными характеристиками инновации являются:
- новизна, которая позволяет получить преимущество перед конкурентами;
- на прямую зависит от научно-технического прогресса;
- является конечным результатом творческой деятельности;
- средство для достижения конкурентоспособности, посредством применения - коммерческих, социальных и других мероприятий.
Значительный вклад в становление научной концепции инновационного менеджмента внес русский социолог и экономист Н.Д. Кондратьев, который исследовал большой объем статистического материала с конца 18 века, установил существование длинных волн, или их еще называют большими циклами конъюнктуры, протяженностью в 40-60 лет [4]. Каждый цикл состоит из двух частей: понижательной и повышательной волны. Повышательная волна - это период, характеризующийся высокой хозяйственной конъюнктурой в мировой экономике и ее бурного развития, легкое преодоление кратковременных кризисов. В период понижательной волны мировое хозяйство накапливает силы и ресурсы для нового рывка. Такое описание этим волнам дает академик РАЕН Юрий Яковец [7].
Инновационная теория - является одной из теорий длинных волн. Й. Шумпетер, австрийский экономист, который восприняли, применил идею «кондратьевских» циклов, в результате чего появилась инновационная теория. Вследствие чего, в экономической теории появилось понятие «инновация». Шумпетер считал, что для процесса внедрения нововведений характерны скачки и рывки.
Рассмотренные теории нашли свое продолжение в трудах ученого и политика С.Ю. Глазьева, которому принадлежит теория технологических укладов. Глазьев выделил пять технологических укладов. Характеристикой технологического уклада является «единый технический уровень составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками однородных ресурсов, опирающихся на ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно- технический потенциал и др.» [2]. СЮ. Глазьев отмечает, что «становление нового технологического уклада требует создания новой инновационной системы, важной чертой которой является развитие малого инновационного бизнеса» [2].
Как инновации влияли на развитие гостиничной индустрии, и проходило ли это развитие в рамках технологических укладов и является ли это развитие цикличным, можно выявить, основываясь на описанные выше теории. Следующим этапом рассмотрим процесс развития технологических укладов и их характеристику.
1. К первому периоду, по теории Ю. Глазьева, следуют относить период с 1770 по 1830 года. Данный период характеризуется инновациями в текстильной промышленности, в машиностроении, что привело к механизации и концентрации производства на фабриках. И как следствие, наличие свободного времени у людей, которое они могли проводить в путешествиях. Однако на тот период средства передвижения были примитивными. Заметим, что на то время путешествия скорее были необходимостью, чем развлечением. Они, в большей сте-
ISSN 2410-1672 (online)
Regional development • № 1(19) • 2017
http://regrazvitie. ru [email protected]
пени осуществлялись с целью расширения образовательного кругозора, налаживания торговых дел, паломничество и др. И как правило, путешественники того времени относились к привилегированному меньшинству.
Точкой развития данного технологического уклада в пределах гостиничной индустрии и мира в целом стало: изобретение Фултоном в 1807 году парохода и в 1814 году Стефенсо-ном паровоза. Активно начинает развиваться морское сообщение, из-за большого потока переселенцев из Старого Света в Америку. Вследствие чего в середине 19 века возникают крупные пароходные компании. Повышается качество, надежность перевозок, а также они становятся более дешевыми. Соответственно появляются первые предприятия, специализацией которых становится размещение временных посетителей [7].
В Германии, в Баден-Бадене, в 1801 году открывается первоклассная гостиница «Бади-ше Хоф». В конце 18 века в Германии возникают первые курорты минеральных вод - в Хай-лигендаммене, Нордернее. В то время имеющиеся гостиницы обслуживали, как правило, представителей аристократических кругов, «нового дворянства», «высшего офицерства». Также элита того времени предпочитала отдыхать в Греции, Египте, Швейцарии, Германии и Франции.
Освоение Крыма, как привлекательного туристического направления, берет начало в 18 веке. В то время на южном побережье началось строительство дворцовых комплексов и крупных усадеб, создание парков и закладка виноградников. Полуостров становится приоритетным местом отдыха для императорской семьи. Основным местом их пребывания стала Ливадия [3].
2. Второй период охватил 1830-1880 года. Данный период характеризуется массовым строительством железных дорог, массовым развитием пароходства. Признанная и объявленная в то время свобода международной торговли стала предпосылкой появления бизнес -отелей. В конце 19 века появляются первые бюро путешествий, которые занимались организацией туристических поездок и реализацией путевок потребителю. Первое в Германии подобное бюро было открыто в 1863 году в Бреслау [7].
Поездки в Крым для путешественников были весьма затруднительны. Приходилось добираться сначала до Екатеринослава на пароходе по Днепру или Одессы, а потом на маленьком теплоходике до Крыма, который ходил всего один раз в неделю. Так продолжалось до середины 19 века. Но уже в 1870 году начинается строительство железных дорог по полуострову. Увеличивается количество пароходных рейсов, и уже в 1880 году оно составляет два ежедневных рейса [3].
3. К периоду доминирования третьего уклада относятся годы с 1880 по 1930. Для этого периода характерным является внедрение инноваций в области электротехнического, тяжелого машиностроения, был создан электродвигатель. Теперь позволить себе путешествия может и средний класс. У бизнес-отелей появляется новая функция проведение конференций.
4. Период доминирования четвертого уклада длился 40 лет с 1930-1970, и он как никакой другой подтверждает теории Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера и С.Ю. Глазьева о цикличности развития рыночной экономики, что обусловливается коренными изменениями в производстве.
Начался этот бум в Германии. Руководство страны активным образом стимулировало массовый организованный туризм с целью отдыха. В Германии в 1933 году был сформирован имперский комитет по туризму. Идеологом данной пропаганды выступал сам А. Гитлер,
ISSN 2410-1672 (online) Региональное развитие • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru
regraz vitie@yandex. ru
который считал, что для рабочего класса должен быть организован отпуск, который станет для него настоящим отдыхом [6]. Групповые поездки на отдых - круизов, железнодорожных туров, туристических походов, активно поддерживались Германским правительством. Благодаря демократическим ценам на данные туры способствовали первому «туристическому буму» в Германии. За четыре года (с 1934-1938 гг.) туристический поток увеличился с 2,3 млн. до 10,1 млн. туристов [7]. Это повлекло за собой необходимость строительства новых гостиниц разного класса. Германия и Швейцария становятся первопроходцами в гостиничном маркетинге.
Что касается России, то в военный период с 1941-1945 года гостиницы использовались как стационары и госпитали для пострадавших. Именно данный период можно отнести к понижательной волне, так как в гостиничной отрасли наблюдается спад. Дальнейшее развитие туристических бизнес получает уже в послевоенные годы.
В послевоенной Европе в 50-60-е годы развивается дифференцированный туризм. Для данного вида туризма характерен широкий и разнообразный спектр предоставляемых услуг. Иными словами, гостиница предлагает не огромное количество видов турпродукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов. Переход рынка от рынка производителей к потребителям обусловил перемены и в гостиничной индустрии, где произошел переход от конвейерного к деффиринцированному туризму [7].
В Крыму для данного периода характерно наблюдался постоянный рост вместимости сети учреждений лечения и отдыха и числа людей, лечившихся и отдыхавших в Крыму: в 1953 году - 700 тыс. чел., в 1968 году - 4000 тыс. чел., в 1974 году - 6,5 млн. чел. [3].
5. Пятый технологический уклад приходится на время с 1970 по настоящее время. Для этого этапа характерным является внедрение инноваций в области вычислительной техники, электроники, телекоммуникаций, роботостроении и других отраслях. Появление компьютеров и всемирной сети Интернет, послужили толчком для создания систем централизованного управления гостиничным комплексом, систем онлайн бронирования номеров и т.д. Развитие туризма отобразилось и в разнообразии средств размещения: бизнес-отели, мотели, апарт-отели и т.д.[7].
Туристический поток в 1988 году в Крым составил 8,3 млн. человек, что составило рекордное число. После распада СССР меняется специализация полуострова. Теперь отдается предпочтение пляжному и активному отдыху, хотя раньше предпочтительнее было санаторное лечение. Наблюдался упадок организованного санаторно-курортного, а также горнопредгорного туризма [5].
Выводы. Проведя анализ инноваций в туризм, в том числе в гостиничном бизнесе в рамках технологического уклада К.Ю. Глазьева, приходим к выводу, что гостиничная индустрия, как и другие предприятия, развивается циклично. Для оценки потенциальных возможностей туристской индустрии Республики Крым необходимо рассматривать этот процесс в рамках экономического развития региона и всех его составляющих.
Список литературы
1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квали-метрия // Экономические стратегии, 2008, №2.
2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития: Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001.
ISSN 2410-1672 (online) Regional development • № 1(19) • 2017 http://regrazvitie.ru
3. История развития туризма в Крыму [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://snpcrimea.ru/istoriya-razvitiya-turizma-v-krymu
4. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: Избранные труды. М.: Экономика, 2002.
5. Линн Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес. Серия «Учебное пособие». Ростов-н/Д: Феникс, 2001.
6. Туризм в Крыму [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Якимович Г.Б. История развития инноваций в гостиничном бизнесе Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии №3 (13) 2012.
References
1. Azgaldov G.G., Kostin A.V. 2008. Intellektualnaya sobstvennost, innovatsii i kvalimetriya. Ekonomicheskaya strateguiya, #2 (in Russian).
2. Glaziev S.U. 2001. Teoriya dolgosrochnogo tehniko-ekonomicheskogo razvitiya: Nauch-nyi doklad. M: TSEMI RAN (in Russian).
3. Istoriya razvitiya turizma v Krymu / Internet portal: http://snpcrimea.ru/istoriya-razvitiya-turizma-v-krymu (in Russian).
4. Kondratiev N.D. 2002. Bolshie tsykly koniyunktury i teoriya predvideniya: Izbrannye trudy. M: Ekonomika (in Russian).
5. Linn Van der Waguen. 2001. Gostinichnyi biznes. Seriya "Uchebnoe posobie". Rostov n/D: Feniks (in Russian).
6. Turizm v Krymu / Internet portal: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (in Russian).
7. Yakimovich G.B. 2012. Istoriya razvitiya innovatsyi v gostinichnom biznese. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsialnaya sfera, tehnologuii, #3 (in Russian).