Научная статья на тему 'Циклический ускоритель заряженных частиц'

Циклический ускоритель заряженных частиц Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
381
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСКОРИТЕЛЬ / МИКРОМЕТЕОРИТ / ПЫЛЕВАЯ ЧАСТИЦА / ДЕФЛЕКТОР / ТРУБКА ДРЕЙФА / ACCELERATOR / MICROMETEORS / DUST PARTICLES / THE DEFLECTOR / DRIFT TUBE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пияков Алексей Владимирович

Представлены теория, расчётные параметры и детали конструкции циклического ускорителя, позволившего разгонять заряженные микрочастицы диаметром 0,1...10 мкм до скоростей 25 км/c. Общее эффективное ускоряющее напряжение составляет 5 МВ. Отличие этого ускорителя от существующих состоит в том, что все трубки дрейфа динамического контура выполнены одинаковыми, а синфазность движения частицы с напряжением на трубках дрейфа осуществляется путем формирования ускоряющего напряжения как функции скорости частицы и ее удельного заряда, а также в циклическом контуре ускорителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Пияков Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYCLIC ACCELERATOR OF CHARGED PARTICLES

The theory, design parameters and construction details of a cyclic accelerator in Zvolen accelerate charged microparticle diameter 0.1... 10 mm up to velocities of 25 km / s are presented. The total effective accelerating voltage of 5 MV. The essential difference from the accelerator of the existing is that all of the drift tube of the dynamic circuit made the same, and in-phase motion of the particle to the voltage across the drift tubes is accomplished by forming the accelerating voltage as a function of particle velocity and its specific charge, as well as in cyclic accelerator circuit.

Текст научной работы на тему «Циклический ускоритель заряженных частиц»

УДК 621.384.62

ЦИКЛИЧЕСКИЙ УСКОРИТЕЛЬ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ

© 2011 А. В. Пияков

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва (национальный исследовательский университет)

Представлены теория, расчётные параметры и детали конструкции циклического ускорителя, позволившего разгонять заряженные микрочастицы диаметром 0,1_10 мкм до скоростей 25 км/с. Общее

эффективное ускоряющее напряжение составляет 5 МВ. Отличие этого ускорителя от существующих состоит в том, что все трубки дрейфа динамического контура выполнены одинаковыми, а синфазность движения частицы с напряжением на трубках дрейфа осуществляется путем формирования ускоряющего напряжения как функции скорости частицы и ее удельного заряда, а также в циклическом контуре ускорителя.

Ускоритель, микрометеорит, пылевая частица, дефлектор, трубка дрейфа.

Введение

В последние годы сохраняется тенденция увеличения концентрации высокоскоростных техногенных пылевых частиц на околоземных орбитах. По некоторым данным, уже сейчас концентрация техногенных пылевых частиц в три раза превышает концентрацию микрометеоритов естественного происхождения. Учитывая всё повышающиеся требования к надёжности и долговечности космических аппаратов, а также появление множества новых материалов, необходимо дальнейшее развитие исследований процессов взаимодействия высокоскоростных пылевых частиц с материалами элементов конструкций космических аппаратов.

Для проведения ударных экспериментов используются различные типы ускорителей, однако наиболее “чистыми” являются электростатические и линейные ускорители, в которых ускорение частиц осуществляется энергией электрического поля. Такие ускорители высокоскоростных твёрдых частиц основаны на ускоряющей системе Слоуна -Лоуренса, где синфазность движения частиц с изменением напряжения на трубках дрейфа достигается путем выполнения дрейфовых трубок разной длины. Они имеют узкий диапазон ускоряемых частиц и небольшое число ускоряющих секций, что обусловлено тем, что данная система не позволяет ускорять частицы в широком диапазоне масс

без предварительной перенастройки геометрии ускоряющего тракта. Кроме того, данному классу ускорителей характерны относительно большие габариты и масса.

Конструкция ускорителя

Для дальнейшего повышения эффективного ускоряющего напряжения предложена конструкция циклического ускорителя твердых частиц. В основе этого ускорителя лежит принцип электродинамического ускорения частиц. Удержание частиц в замкнутом ускоряющем тракте осуществляется посредством тороидальных дефлекторов. Структурная схема циклического ускорителя пылевых частиц приведена на рис. 1.

Ускоритель работает следующим образом. Инжектор частиц выпускает в тракт заряженные частицы с требуемым интервалом следования (примерно 1 частица в секунду). Частица последовательно проходит первую измерительную линейку, ЛЭСУ, вторую измерительную линейку и попадает в тракт циклического ускорителя. По измеренным временам пролёта первой и второй измерительных линеек, а также заданному напряжению ЛЭСУ система управления ускорителем вычисляет удельный заряд частицы. Затем частица пролетает несколько кругов по тракту циклического ускорителя, каждый раз ускоряясь в четырех ЛЭДУ. Управляемые тороидальные дефлекторы предназначены для

Рис. 1. Структурная схема циклического ускорителя пылевых частиц: 1- источник питания инжектора; 2 - инжектор заряженных частиц; 3 - источник высокого напряжения (~100кВ); 4 - зарядочувствительный усилитель; 5 - линейный электростатический ускоритель (ЛЭСУ); 6 - вакуумный отсекатель; 7 - система вакуумной откачки и контроля вакуума (СВОКВ); 8 - измерительная линейка; 9 - вакуумная камера для экспериментов; 10 - управляемый тороидальный дефлектор; 11 - линейный электродинамический ускоритель (ЛЭДУ); 12 - система управления ускорителем

Рис. 2. Зависимость отклоняющего напряжения от эквивалентного ускоряющего напряжения для различных значений коэффициента геометрии поля. Зазор между пластинами d = 10 мм

Рис. 3. График зависимости максимального ускоряющего напряжения от радиуса дефлектора для зазора между

пластинами d=10 мм

искривления траектории частицы. В зависимости от скорости частицы (которая постоянно измеряется измерительными линейками, установленными в контуре циклического ускорителя) и её удельного заряда система управления ускорителем управляет высоковольтными усилителями импульсов и высоковольтным усилителем напряжения, которые в свою очередь формируют необходимые напряжения на дрейфовых трубках ЛЭДУ и на обкладках тороидальных дефлекторов. В момент достижения частицей критической скорости (той скорости, при которой максимального выходного напряжения высоковольтного усилителя напряжения становится недостаточно, чтобы удержать частицу в тракте за счет тороидальных дефлекторов) процесс ускорения прекращается и частица выводится в вакуумную камеру для экспериментов. ЭВМ предназначена для ведения статистики об ускоряемых частицах с помощью специально разработанного программного обеспечения.

Технико-экономическая эффективность использования разработки выражается прежде всего в существенной дешевизне лабораторного моделирования по сравнению с постановкой натурных экспериментов на космических аппаратах. Оптимальное применение материалов и рациональное конструирование, основанное на результатах лабораторных экспериментов, позволят увеличить срок службы космических аппаратов, более точно прогнозировать срок их службы и надежность. Особенно актуальны такие исследования при проектировании аппаратов, предназначенных для научных экспериментов в дальнем космосе при изучении комет, где плотность потока пылевых частиц высока.

Расчёт скорости и энергии частицы

Эквивалентное ускоряющее напряжение линейного электродинамического ускорителя определяется выражением

и = иэф То,

где Т0 - времяпролетный коэффициент электродинамического ускорителя; иЭФ - эффективное ускоряющее напряжение ускорителя.

Эквивалентное ускоряющее напряжение всего ускорителя определяется выражением

их = и • N,

где N — количество пройденных электродинамических ускорителей.

Максимально возможная скорость частицы при этом будет определяться выражением

V = 2 диТ + V2

МАХ Л\ '0 ^

V т

где д/т- удельный заряд; V- скорость

частицы на входе.

Максимальное число кругов, которые частица пройдет в ускорителе, будет определяться из условия равнодействия центробежной силы движения частицы в дефлекторе и электростатической силы электрического поля дефлектора. Отклоняющее напряжение можно оценить по формуле

и

ДЭФ

т • V2 q • а

а

где а =

1п I Я

я

коэффициент геометрии

поля; Я], Я2 - внутренний и внешний радиусы пластин дефлектора.

Оценка максимально достижимых скоростей

Максимальная скорость на выходе и максимальное отклоняющее напряжение связаны соотношениями:

VMAX Л -ит„

V т

и АІо = т • V2

Ч • а

Максимальная напряжённость электрического поля для различных методов обработки поверхности соответственно будет равна: 50 кВ/см — для механической, 70 кВ/см — для гальванической, 100 кВ/см — для ионной обработки.

1

2

0

Рис. 4. Зависимость максимально достижимой скорости от удельного заряда д/т для различных максимально допустимых отклоняющих напряжений. Радиус основной траектории дефлектора R=2м, ширина зазора между

пластинами d = 10 мм

Ч------------------\-

иасс, ІЧ/1Ч/

Ч----------1--------1--------1-

Ч-----------------1----------------1-----------------1-

12 14

N Псі г пб

Уасс есі = 1 ОО\с\У

~7

NICL.tr П€

Уасс есі-200^

Рис. 5. График зависимости максимально достижимой скорости от ускоряющего напряжения для различных удельных зарядов д/т: Ntums - число витков, необходимое для достижения данной скорости; иасс ед - эквивалентное ускоряющее напряжение линейного электродинамического ускорителя

Таблица 1. Расчёт конструкции ускорителя

иасс рге [кВ], напряжение предускорителя 100

Кда, количество промежутков электродинамического ускорителя о 2 о

иар[кВ], ускоряющее напряжение промежутка 10

иасс ^ [кВ], эквивалентное ускоряющее напряжение электродинамического ускорителя 100.. .200

Rl [м], радиус внутренней пластины дефлектора 1,995

R2 [м], радиус внешней пластины дефлектора 2,005

d [м], ширина зазора между пластинами 0,01

а, коэффициент геометрии поля 200

и,м- [кВ], максимально допустимое отклоняющее напряжение 50

П требуемое число ускорений 24.12

N требуемое число витков 6.3

иасс [МВ], суммарное ускоряющее напряжение 4,9

Оценка необходимого числа оборотов

Максимальная скорость частицы достигается после некоторого числа ускорений. Зависимость требуемого числа ускорений от параметров ускорителя определяется выражениями

а

U

ДЭФМАХ

n=

req

2

U

Nreq =

req /

где ид^Ф мах - максимально допустимое отклоняющее напряжение; и - эквивалентное ускоряющее напряжение линейного электро-

динамического ускорителя; Nreq - требуемое число витков.

Расчет конструкций ускорителя

Расчет характеристик ускорителя двух разных конструкций приведен в табл. 1

Библиографический список

1. Alexandre Pozwolski, Compact laser-driven accelerator of macroparticles. Laser and Particle Beams 2001, 19.

CYCLIC ACCELERATOR OF CHARGED PARTICLES

© 2011 A.V. Piyakov

Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolyov

(National Research University)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The theory, design parameters and construction details of a cyclic accelerator in Zvolen accelerate charged microparticle diameter 0.1 ... 10 mm up to velocities of 25 km / s are presented. The total effective accelerating voltage of 5 MV. The essential difference from the accelerator of the existing is that all of the drift tube of the dynamic circuit made the same, and in-phase motion of the particle to the voltage across the drift tubes is accomplished by forming the accelerating voltage as a function of particle velocity and its specific charge, as well as in cyclic accelerator circuit .

Accelerator, micrometeors, dust particles, the deflector, drift tube.

Информация об авторе

Пияков Алексей Владимирович, докторант, доцент кафедры конструирования и производства радиоэлектронных средств, к.т.н., доцент, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва. E-mail: piyakov@ssau.ru. Область научных интересов: физика ускорителей частиц, космические эксперименты.

Piyakov Aleksey Vladimirovich, assistant professor of design and production of radio-electronic means, Ph.D., associate professor, Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolev (National Research University). E-mail: piyakov@ssau. Sphere of scientific interests: accelerators physics, space devices development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.