Научная статья на тему 'Цикл литературных экскурсионных маршрутов по Пермскому краю'

Цикл литературных экскурсионных маршрутов по Пермскому краю Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2084
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЛИТЕРАТУРНОЕ МЕСТО / ЦИКЛЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЭКСКУРСИЙ / LITERARY TOURISM / LITERARY PLACE / SERIES OF LITERARY EXCURSIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фирсова Анастасия Владимировна

Разрабатывается цикл литературных экскурсий по Пермскому краю для школьников младших, средних и старших классов. Литературное наследие рассматривается как один из способов картографирования пространства, с целью его дальнейшего использования в туристской практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different series of literary excursions within the Perm Region for younger, middle and elder schoolchildren are being created in the article. Literary heritage is considered as one of method of spatial mapping and is being used in tourism practice

Текст научной работы на тему «Цикл литературных экскурсионных маршрутов по Пермскому краю»

ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ

УДК 908 (470.53) : 821

А.В. Фирсова

ЦИКЛ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15; e-mail: [email protected]

Разрабатывается цикл литературных экскурсий по Пермскому краю для школьников младших, средних и старших классов. Литературное наследие рассматривается как один из способов картографирования пространства, с целью его дальнейшего использования в туристской практике.

Ключевые слова: литературный туризм, литературное место, циклы

литературных экскурсий.

В литературе отсылки к конкретным фактам настоящего мира так тесно сплетены с вымыслом, а элементы вымысла с отсылками к реальности, что, проведя некоторое время в мире романа, читатель перестает понимать, где он находится. Чаще всего читатель начинает наносить вымышленную модель на карту

реальности..

У.Эко

В современном мире активно развивается культурно-познавательный туризм, одно из направлений которого - туризм литературный. Понятие «литературный туризм» связано с феноменом почитания произведений мировой классики, а также с традицией изучения региональной литературы.

Как правило, турист, идущий литературным маршрутом, посещает места связанные с жизнью

писателя, «адреса» его литературных героев, воспринимает географическое пространство сквозь

известный литературный образ, в буквальном смысле попадает в «мир произведения» - ландшафт-прототип художественного мира. Эти разноплановые объекты, которые возникают на пересечении географического и литературного дискурса, изучают с целью выявления литературных гнезд [8, с.97-109], литературных урочищ [14, с.61-73], литературной микрогеографии города/ландшафта [8, с.97-109], а также геокультурных образов ландшафта [7, с.21-27]. Мы будем называть такие объекты литературным местом. Еще раз отметим, что к литературным местам относятся: 1) адреса проживания и маршруты путешествий писателя; 2) адреса и маршруты литературных героев; 3) ландшафт или объект, нашедший отражение в художественном произведении. Цель настоящей статьи - описание и картографирование литературных мест Прикамья и разработка цикла литературных экскурсионных маршрутов.

В настоящее время литературный туризм переживает определенный подъем, в различных городах России возникают новые литературные маршруты, и своеобразным ответом на этот социальный запрос является ряд книг, опубликованных в последнее десятилетие: «Литературная карта России» С. Богатыревой (2006), «Москва Мандельштама. Книга-экскурсия» Л. Видгофа (2006), «Скотопригоньевск и Старая Русса» Г. Смирнова (2001), «Благословенная Таврида» Г. Кунцевской (2007), «Москва Пастернака» А. Сергеевой-Клятис (2009). Данные работы написаны в жанре путеводителя, литературной прогулки и адресованы широкому кругу читателей. Пермский край также представлен в этом цикле литературных презентаций места в работах В.Гладышева «Чехов и Пермь: Легенда о трех сестрах» (2008), С.Ваксмана «Путеводитель по Юрятину» (2005), В.Абашева «Путешествие с Доктором Живаго» (2009). Во всех перечисленных работах авторы рассматривают художественный текст как основной документ, который позволяет построить подлинные маршруты в географическом пространстве. Очевидно, что в данном случае литературное произведение выступает в роли основного инструмента ориентирования в культурном пространстве, т.е. в функции карты [2]. Выявляя литературные места, мы создаем своеобразную литературную карту места, которая, с

Y Фирсова А.В., 2011

одной стороны, содержит культурные образы территории, с другой - помогает понять поэтику художественного произведения, а в туристской практике позволяет моделировать новые экскурсионные маршруты.

Экскурсии остаются востребованными в педагогической практике, особенно в связи с увеличением объема внеклассной работы в современной школе. Кроме того, школьники являются одним из основных клиентов на рынке внутреннего туризма, поэтому каждой турфирме важно найти свои способы удержания клиента. Одним из таких способов является разработка цикла тематических экскурсий, которые позволяют превратить экскурсию из разового мероприятия в повторяющийся процесс1. Литературную экскурсию будем рассматривать как средство более доступного объяснения, конкретизации и иллюстрации жизни и творчества писателя, а также как способ непосредственного знакомства с культурным ландшафтом города и края. Приступая к разработке литературных экскурсий, мы изучили школьную программу по литературе, пособия по литературному краеведению и выяснили, что Пермь обладает значительным потенциалом для моделирования литературных экскурсий [9-11]. С нашим краем связаны судьбы писателей: П. П. Бажова, Д. Н. Мамин-Сибиряка, А. П. Чехова, А. М. Горького, Б. Л. Пастернака, А. П. Гайдара, А.С.Грина, М. А.Осоргина, Е. Ф. Трутневой, Л. И. Кузьмина, Л. И. Давыдычева и др. Нетрудно заметить, что многие из перечисленных авторов - детские писатели. Следовательно, их творчество знакомо детям по школьной программе или по традиции семейного чтения. Наша задача состоит в выявлении экскурсионных объектов по теме, их картографировании, построении маршрута, описании логических и конструктивных переходов, рекомендации отдельных методических приемов рассказа и характеристике потенциальной клиентской группы.

I

Первая литературная экскурсия адресована ученикам начальной школы, она сочетает приемы автобусной, пешеходной и музейной экскурсии, охватывает центральные улицы города и длится около двух часов. Мы обращаемся к биографии и произведениям П.П. Бажова («Малахитовая шкатулка»), Е. Ф. Трутневой («Круглый год»), Д. Н. Мамина-Сибиряка («Аленушкины сказки»), Л. И. Давыдычева («Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова), Л. И. Кузьмина («Капитан Коко и зеленое стеклышко») и разрабатываем литературный маршрут для начальных классов «Пермь - страна детской литературы». Основная цель экскурсии - представить город Пермь как своеобразное литературное гнездо - место, с которым в определенный момент времени была связана жизнь и творчество целой плеяды детских писателей (Е.Пермяк, Л.Давыдычев,

В.Воробьев, Л.Кузьмин, Е.Трутнева, А.Зеленин и др.). Поскольку экскурсия адресована детям младшего возраста, мы не вправе перегружать маршрут объектами. Поэтому экскурсия построена на семи объектах, последовательно раскрывающих главную тему. Схема экскурсионного маршрута представлена на рис. 1.

1. Маршрут начинаем в Муниципальной детской библиотеке №5 по адресу ул. П. Осипенко, 52. Здесь в 2003 г. был открыт литературный Центр Е.Ф. Трутневой. Евгения Федоровна Трутнева (18841959) - детская поэтесса, вся жизнь которой прошла в Перми. В экспозиции представлены семейные фотографии, личные вещи, прижизненные издания ее книг. Мы говорим о поэзии, природе, дети разгадывают загадки. Маленькие экскурсанты приходят к пониманию, что природа является источником поэтического вдохновения, а умение увидеть прекрасное в окружающем мире пробуждает творческие способности человека. Детям предлагают выполнить домашнее задание -сочинить стихотворение или загадку о любимом времени года.

2. Рядом с библиотекой, в сквере у Пермского театра кукол остановимся у памятника популярному литературному герою Ивану Семенову - вечному второкласснику и второгоднику. Эта скульптура Н.Хромова была установлена в 2003 г.

1 Практика организации цикла экскурсий использовалась еще в дореволюционной России. В 1916 г. Министерство просвещения опубликовала циркуляр о превращении экскурсий из случайного явления в обязательную учебно-воспитательную работу школы. В 1910 г. вышла книга под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча «Школьные экскурсии их значение и организация», где была предложена система экскурсий по

Схема экскурсионного маршрута «Пермь - страна детской литературы»

Экскурсионные объекты

1 Детская библиотека №5 им.Е.Ф.Трутневой (¿) Памятник Ивану Семенову © Памятник А.С.Пушкину

4 Пермская краевая детская библиотека им.Л.И.Кузьмина

5 «Музей детской книги Прикамья», СОШ №2

6 Бюст Д.Н.Мамину-Сибиряку

7 Мемориальный знак П.П.Бажову - _ _ . Экскурсионный маршрут

Рис. 1. Пермь - страна детской литературы

Мы делаем остановку и выход, предлагаем детям охарактеризовать эпитетами литературного героя и подводим их к выводу, что эти эпитеты характерны для любого мальчишки-второклассника. Вместе мы приходим к пониманию того, что литература описывает национальный характер, образы

2Ивсем классам и предметам. В советские годы также создавались циклы экскурсий историко-революционного, производственного, искусствоведческого содержания. В настоящее время важно продолжить работу по созданию циклов предметных экскурсий, используя методы научно-исследовательской работы и экскурсоведения.

литературных героев становятся нарицательными. Просим детей привести примеры известных литературных героев, имена которых мы используем для характеристики человека. Размышляя о творческих поисках писателя, мы делаем логический переход к другому экскурсионному объекту -музею Л.И.Давыдычева в МОУ «СОШ №2», который посетим в ходе экскурсии.

3. Следующая остановка - небольшой сквер на улице Сибирской. Сам сквер обрамлен сквозным барельефом по мотивам известных сказок, в центре сквера возвышается памятник А. С. Пушкину. Скульптуры установлены в 1990 г., автор работ В.М. Клыков. Александр Сергеевич Пушкин никогда не гостил в Перми, но знал ее как северный губернский город. В Перми бывали его близкие друзья и знакомые, от которых он также слышал о ней и имел полное представление об этом молодом административном центре. Мы отмечаем, что в Перми памятник Пушкину стоит недалеко от улицы Пушкина, а улицы с таким названием есть, наверное, в каждом российском городе, потому что каждый человек нашей страны знаком с творчеством писателя, и знакомство это начинается в детстве. Мы обращаем внимание на барельеф, просим детей угадать сюжеты сказок, проводим игру «угадай произведение по цитате».

4. Далее следуем вниз по улице Сибирской к библиотеке им. Л.И. Кузьмина. В стенах библиотеки с 2002 г. существует музей Льва Ивановича Кузьмина (1928-2000) - детского писателя и драматурга. Экспозиция включает следующие разделы: «Истоки» (детские и юношеские годы писателя), «Пермь - литературная родина» (фотографии, черновики, первые книги), «Художники-иллюстраторы книг Л. И. Кузьмина» (книги писателя с рисунками В. Чижикова, Н. Попова, Н. Устинова, М. Ромадина, С. Ковалева и др.) «Л. И. Кузьмин в других сферах искусства и культуры» (работы писателя для театра, ТВ, радио, мультипликации). Центральное место в музее занимает фрагмент интерьера домашнего кабинета писателя. Особого внимания заслуживает портретная галерея уральских детских писателей от П.И.Бажова до В.П.Крапивина. Она выполнена известным графиком С.Р.Ковалевым и размещена по стенам просторного лестничного марша. На этой площадке сотрудники библиотеки проводят литературную викторину на знание детских писателей Урала, а в музейной комнате детей ждет рассказ, посвященный творчеству Л.И.Кузьмина.

5. Еще один литературный музей на нашем пути - музей Л.И.Давыдычева (1927-1988), созданный в 2006 г. на основе фонда его семьи и расположенный в здании МОУ «СОШ №2». Название музея -«Музей детской книги Прикамья», но посвящен он, прежде всего, творчеству Давыдычева. Лев Иванович родился в Соликамске, детство его прошло в окружении книг, интерес к чтению определил судьбу. Учился будущий писатель в нефтяном техникуме, но любовь к художественному слову привела его на путь журналиста, филолога и, наконец, Лев Иванович стал детским писателем. Детство он считал первоосновой всего будущего в человеке. В романе «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова» писатель отмечал: «...внутри каждого мальчишки вставлен моторчик. И этот моторчик вырабатывает так много энергии, что если мальчишка просидит спокойно больше, чем семнадцать минут, то может взорваться» (Давыдычев Л.И., с.92). Детские романы принесли Давыдычеву всенародную славу. Его печатали в Москве, переводили на европейские языки. Лев Иванович возглавлял Пермский союз писателей, возможно, поэтому Председатель правления Союза писателей РСФСР в 1970-е гг. С.В. Михалков называл Пермь «страной детской литературы».

6. В завершении нашего путешествия мы делаем остановку на Соборной площади. Здесь располагается историческое здание Пермской духовной семинарии. Знаменитые выпускники семинарии - писатели Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов. В небольшом сквере между семинарией и собором установлен эффектный бюст Д.Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912). Дмитрий Наркисович родился на Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье священника. Как и его отец, он учился сначала в Екатеринбургском духовном училище, затем в Пермской духовной семинарии, где провёл четыре года (1868-1872), и оставил ее, не закончив полного курса обучения. В автобиографической повести «Худородные» он рассказал о своей семинарской жизни в Перми. В результате поездок писателя по Прикамью, в Чердынь появился очерк «Старая Пермь», рассказ «Зимовье на Студеной». Много писал Д.Н. Мамин-Сибиряк и для детей. Его рассказы и сказки -«Серая шейка», «Аленушкины сказки» - знают и любят дети и взрослые.

7. На фасаде здания духовной семинарии рассмотрим три мемориальных доски, одна из них посвящена Павлу Петровичу Бажову (1897-1950). Известный уральский писатель, создатель мифологии Урала, родился и вырос в заводском краю, где и отец, и дед, и прадед его всю жизнь работали на медеплавильных заводах Сысертского горного округа. Шесть лет Бажов учился в Перми в духовной семинарии (1894-1899), отсюда вышел в самостоятельную жизнь. Будучи сельским учителем, Бажов долгие годы собирал и записывал произведения уральского фольклора, которые и легли в основу знаменитого сборника сказов «Малахитовая шкатулка». Мы проводим блиц-опрос сюжетов бажовских

сказов, проводим аналогию с сказками братьев Гримм, Шарля Перро и обсуждаем с детьми понятие «мифология» и «мифология Урала».

Вся экскурсия проходит по улицам Сибирской, Советской, Монастырской, так как они охватывают наибольшее число литературных объектов. Этот несложный маршрут может оказаться весьма познавательным и открывает перед нами «Пермь - страну детской литературы».

II

Для школьников средних классов мы разрабатываем экскурсионный маршрут по мотивам жизни и творчества поэта Василия Васильевича Каменского (1884-1961). Эта экскурсия позволяет изучить литературную микрогеографию Перми и Пермского района в творчестве одного автора, поэтому в тексте активно используются цитаты автобиографической повести «Путь энтузиаста» и стихотворений поэта. Пятичасовая экскурсия «Вот как надо жить в Перми на Каме!» охватывает основные объекты, связанные с жизнью В.Каменского в Перми, и продолжается как загородная поездка в п. Троица, где находится музей «Дом поэта Каменского». Схема экскурсионного маршрута представлена на рис. 2.

1. Первым объектом показа становится река Кама, Камский мост, панорама города, где мы особо выделяем грузовой порт Пермь. Именно здесь, на берегу Камы прошло детство Васи Каменского, мальчишки-сироты, который реку считал своей главной родительницей. Василий Каменский родился 17 (5) апреля 1884 г. перед Пасхой в п.Боровское, в 35 км от п.Теплая гора, на золотых приисках. Так сказано в «Его-моей биографии великого футуриста». В поздних произведениях «И это есть», «Путь энтузиаста» Каменский озвучит другую - литературную версию: «Родился 5 апреля, на пароходе, на р. Кама меж Пермью и Сарапулом». Замечательно осмыслен этот факт в работе В.В.Абашева, где сказано, что для Каменского событие рождения стало предметом повествования. В единое смысловое целое соединились место, имя и время рождения: на КАМЕ, на КАМНЕ, КАМЕНСКИЙ, ПАСХА. «Каменский осознавал себя сыном Камы и Камня-Урала почти в буквальном смысле...» [1, с.138-139]. Отчего мотив сыновней любви ключевой в текстах Каменского? Чтобы понять, нужно заглянуть в детство нашего героя. Родителей своих Василий помнил смутно. Мама умерла, когда Васе было два года, отец скончался через три года после смерти матери. Пятилетний ребенок был отдан на воспитание родной тете Александре Г авриловне Трущовой в большой дом под Слудской горой. Кормилец семьи - Григорий Семенович служил управляющим буксирным пароходством на грузовых пристанях купцов Любимовых. Сейчас на этом месте стоит порт «Пермь». Дом Трущовых двухэтажный, бревенчатый, крыльцом выходил на Каму. К Каме было обращено все детство Василия, вот как вспоминает об этом поэт в автобиографической повести «Путь энтузиаста»: «Изо дня в день, из ночи в ночь, как из года в год, буксирная любимовская пристань жила своей грузовой товарной жизнью; иной жизни не видел и не знал я <...> Приходили пароходы с баржами и уходили. Прибегали пароходы пассажирские выгружаться или нагружаться и убегали <...> По ночам гремели чугунные цепи, бухали в Каму чугунные громадные якори, густо шлепали пароходские колеса, шипел пар машинный <...> Проснешься в этот поздний час, распахнешь окно и стынешь сонными глазами в удивленьи: Кама - в полном утреннем затуманенном спокойствии и, как лебедь на озере красуется перед окнами белый, гордый пароход» (Каменский В.В., с.461).

С апреля по октябрь Кама была средоточием жизни, по словам поэта, «коренным полем бытия». Василий, рыбак и пловец, «окончательно возлюбил красавицу Каму после того, как тонул в ней шестой раз» (там же, с.462). Кама открыла красоту мира, Кама сделала поэтом, Кама вывела в большую жизнь.

2. Следующая остановка - площадь вокруг Свято-Троицкого кафедрального собора, именно там находилась церковно-приходская школа, где учился мальчик. Школа появилась при храме в 1890 г., каменное здание, слева от собора, которое мы видим сейчас, построено позже, в 1906 г. Церковноприходская школа - низший тип учебных заведений в царской России, открытый по проекту обер-прокурора Св. синода К.П. Победоносцева. Она называлась Константиновской в память посещения К.П. Победоносцевым Перми.

Годы учебы описаны Каменским в автобиографической прозе: «Мы начали учиться по-славянски, и первой нашей книгой был часослов. Мы учили молитвы наизусть и потом их все пели, и учили закон Божий, и писать и считать». Через два года школа Василию опротивела и его перевели в городскую, что находилась на базаре. Там было интереснее, больше книг, больше ребят и шалостей, из окон видно, как торговали на базаре, ловили жуликов, бегали городовые. А однажды в школу торжественно приехал архиерей и задавал вопросы по Закону Божию: «За что изгнал Господь из рая Адама и Еву?». «А за то, что Адам и Ева без позволения съели все яблоки» - ответил Василий. Владыка улыбнулся. Все захохотали.

Схема экскурсионного маршрута «Вот как надо жить в Перми на Каме!»: экскурсия по мотивам жизни и творчества В.В.Каменского

Экскурсионные объекты

1 Река Кама

(Т) Площадь Свято-Троицкого кафедрального собора (3^ Черный рынок

4 Управление Уральской горнозаводской железной дороги

(Институт железнодорожного транспорта России)

5 Пермский академический театр оперы и балета им.П.И.Чайковского

(¿) Ипподром (не сущ.)

7 Дом-Музей В.В.Каменского (п.Троица) э “ “ ■ Экскурсионный маршрут

Рис. 2. «Вот как надо жить в Перми на Каме!»

Добрым словом вспоминает Каменский своего учителя словесности Андреева, который увлекательно говорил о жизни и творчестве великих поэтов. И Вася запоем читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Значительно позже пришел интерес к приключенческой литературе: М. Рид, Ф. Купер, Ж. Верн, к рассказам о разбойниках. Купить дешевые книги в те годы можно было на базаре, и следующая наша остановка - Сквер уральских добровольцев.

3. На месте современного сквера в 1781 г. было заболоченное озеро, вокруг него купцы начали строить дома и торговые лавки. В 1797 г. засыпали болотину, соорудили амбары, построили четыре корпуса деревянных зданий и появился в городе Черный рынок, названный так из-за непроходимой грязи. В 1871 г. площадь осушили и торговали здесь хлебом, мясом, молоком. Как пишет пермский краевед Е.Д. Спешилова, здесь можно было приобрести все, что угодно, - от иглы до дохи, возможно, здесь были книжные лавки.

«Каждый двугривенный нес на базар и там, на толчке покупал разные книжки и давал читать матросам. Особенно нравилось читать про разбойников. До сих пор помнятся три любимые: «Яшка Смертенский или Пермские леса» «Васька Балабурда», «Маркиз-вампир». Но когда нашел на базаре Стеньку Разина, с ума спятил от восхищения» (там же, с.471).

На этом же базаре Василий «впервые прикоснулся к искусству»: на масленице отстроен был большой дощатый балаган с вывеской «цирк Камбарова»:

«Шарманка с барабаном, мальчик-акробат, девочка на трапеции, гармонист, плясун, дрессированная собака, великан с гирями, петрушка-кукла и сам клоун Камбаров - все это невиданное зрелище в блестках и позументах изумило, очаровало, поразило» (там же, с.471).

Сегодня «дух» сквера исключительно «футуристический» - по вечерам здесь собираются пестрые компании молодежных субкультур, сквер бурлит так, как мечтал когда-то футурист Каменский:

О Пермь, чудесная ты Пермь Культурных полная тревожностей Ты неожиданная вся - поверь -Вся преисполнена возможностей <... >

И я не стану удивленный Когда Пермь станет вдруг столичной Восторгом звонким упоенный Пермь назову футуристичной.

4. После окончания училища Василий устроился в бухгалтерию Уральской горнозаводской железной дороги. Поэтому следующая остановка - Институт железнодорожного транспорта, в его старинных корпусах с 1878 г. располагалось управление горнозаводской железной дороги. В 17 лет Каменский снимал комнату и жил самостоятельно. Детские забавы отступили, а тяга к сочинительству росла. Он пробовал писать стихи и рассказы, читал книги запоем. Мечта стать писателем преследовала юношу. С ней была связана и тяга к путешествиям - познанию мира. В свой первый отпуск в 1902 г. Каменский поехал к морю: «И море, и пароходы, и пассажиры и бухта, и весь кругом Севастополь свели меня с ума; и я целые дни бродил помешанным, затуманенным, взбудораженным, натыкаясь на людей и на фонарные столбы». С тех пор юг, наряду с Уралом, навсегда останется в сердце поэта. В его восприятии Урал - это «весна» и энергия рождения, юг - «вечное лето» и стихия праздника. Каменский будет жить в Петербурге, Москве, Тбилиси, но весной непременно возвращаться в Пермь, вносить праздник в провинциальные будни. В 1909 г. он выступит с лекциями о молодой литературе и футуристах, в 1911 г. привезет первый аэроплан, в 1913 г. устроит выставку современной живописи. В 1916 г. с парохода «Царевна» прочтет лекцию «Вот как надо жить в Перми на Каме!» и стихи из поэмы «Стенька Разин»:

Сарынь на кичку!

Ядреный лапоть

Пошел шататься по берегам.

Сарынь на кичку!

В Казань!

В Саратов!

В дружину дружную На перекличку,

На лихо лишное врагам!

«Поэт-менестрель», «поэт уличных выступлений», «поэт, театрализующий действительность» -отзывались о его творчестве критики. Он завораживал чтением. Его называли одним из создателей русского слухового стиха. И такое понимание поэзии пришло к Каменскому через увлечение театром.

5. Мы делаем очередную остановку возле Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Для Каменского встреча с театром состоялась в сентябре 1902 г. Тот сезон в Перми открывала драматическая труппа актера и антрепренера В.И. Никулина. На сцене шли пьесы Толстого и Чехова, водевили «на публику» и «разные драматургические поделки». «Театр лишил меня спокойствия и сна», - напишет Каменский. В 1903 г. он уволился из Управления железной дороги и, сопровождая актера Помпу-Лирского, уехал в Москву. Каменского приняли в члены театрального бюро под псевдонимом Васильковский. Два года он скитался по югу России, играл в спектаклях, в 1904 г. прервал свою «карьеру» в Севастополе и волей случая совершил путешествие в Стамбул. В 1904 г. Каменский вошел в труппу Вс.Э. Мейерхольда. Встреча с талантливым режиссером привела к переоценке способностей и положения «бродячего» актера. Каменский отказался от театра в пользу литературы.

Недалеко от театра находится здание бывшей Мариинской гимназии (ныне Сельскохозяйственная академия). Здесь стоит вспомнить еще один факт из жизни поэта: в женской гимназии училась мама Каменского, она прекрасно рисовала. Гимназию закончили двоюродные сестры - Мария и Евстолия, в будущем девушки стали художницами. Мария преподавала в Пермском художественном техникуме, Евстолия была супругой художника П.И. Субботина-Пермяка. И сам Каменский периодически обращался к живописи и рисунку. Его сын стал художником. Но самые удивительные линии в своей жизни Каменский выводил в небе.

6. От театра мы направляемся к тому месту, где в 1910-е гг. находился пермский ипподром -примерно в той части Комсомольского проспекта, что протянулась от Управления УВД (Башня смерти) до ДК им. Солдатова. Именно здесь В. Каменский совершит первый в истории Перми полет на аэроплане. В 1911 году поэт решит овладеть самой «футуристической» профессией тех лет: «Мы, будетляне, должны летать, должны уметь управлять аэропланом, как велосипедом или разумом. И вот, друзья, клянусь вам: я буду авиатором!». Несколько месяцев ушло на техническое изучение аэропланов «блерио», «фарман», «райт», «замер». Затем начались учебные полеты на аэродромах Петербурга, Берлина, Парижа, Варшавы. Летом 1911 г. вместе с аэропланом он приехал в Пермь. Вот как описал полет Каменского очевидец, фотограф Матвей Кузнецов: «.в назначенный день аэродром был переполнен желающими посмотреть первый в Перми полет невиданной раньше машины. Но произошла неудача: когда Каменский немножко поднялся в воздух, то зацепился за забор и поломал свой аппарат» [6, с.84]. А фотография того дня хранится в музее п. Троица. Отремонтировав аппарат, Каменский отвез его в Курью. Здесь он использовал как взлетную площадку упругие от воды песчаные отмели и совершал полеты, изумляя дачников. Ему удалось не только оторваться от земли, но и взлетать выше колокольни городского собора. В ноябре Каменский отправился в Варшаву и сдал технически сложный экзамен на пилота-авиатора. В мае 1912 году Каменский потерпел крушение во время сильной бури возле города Ченстохов. После катастрофы его «действительно потрясенного, нестерпимо, магически потянуло к земле, к здоровью, к солнцу, к зверью, к птицам, в деревню» . И Каменский вернулся в Пермь, купил 50 гектаров земли и основал свой хутор - Каменку. Впоследствии хутор Каменка был национализирован, взамен поэт получил дом на высоком берегу реки Сылвы, в п. Троица.

7. Ключевой объект экскурсионного внимания - Дом поэта в п. Троица. Это старинное село, некогда Строгановский острожок, а сегодня - место дачных рекреаций, стоит на слиянии трех рек -Сылвы, Юрман и Кутамыш. Мы въезжаем в поселок, берем направление к реке и плавно поворачиваем налево. Вот он, необычный дом-пароход, с палубой и флагштоком, с круглой печью-трубой, с кабинетом поэта, где нас встречают сотрудники Пермского краевого музея. Экскурсантов погружают в атмосферу жизни и творчества поэта: города - Пермь, Константинополь, Петербург, Москва, Тбилиси; имена - Маяковский, Хлебников, Бурлюк; тексты - железобетонные поэмы, голос Василия Каменского, пейзаж - холмистый берег, залив уральских рек. Здесь, в Троице, в реальных картинах оживают сюжеты жизни и поэтические тексты Каменского, и возникает целостный образ поэта-футуриста, его миропонимания, его жизни, построенной как отдельное произведение.

Эта поездка адресована учащимся 7-9 классов. Тематически она предваряет встречу с поэзией серебряного века, а также рассказывает о жизни яркого, неординарного и энергичного человека, о его поиске своей профессии, своего призвания, а эта тема актуальна для юношества. Поэтому и название такой экскурсии должно звучать призывно, как лозунг: «Вот как надо жить в Перми на Каме!»: экскурсия по мотивам жизнетворчества Василия Каменского.

III

Для учащихся старших классов мы разрабатываем двухдневное путешествие на север Пермского края, в исторический город Чердынь. А в качестве литературного путеводителя выбираем роман-легенду А.В. Иванова «Сердце Пармы». Изучение данного произведения не входит в школьную программу, но само появление его в 2003 г. стало заметным событием литературной жизни страны. Кроме того, роман вдохнул новую жизнь в древнюю чердынскую историю, дал импульс развития событийного туризма, ежегодно с 2006 г. в районе проводится фестиваль по мотивам романа. Дело в том, что история Чердынской земли содержит увлекательный и до конца однозначно нерешенный вопрос о происхождении чердынских князей: кто они - местная знать или наместники Москвы? Суть данной научной дискуссии кратко изложена в статье В.В.Мухина [9]. Эту историческую загадку писатель делает основным сюжетом своего романа, а тема огосударствления пермской земли становится главной. Автор создает замечательные художественные образы вереинского князя Михаила, пермской княжны Тичерть, вогульского князя Асыки, воина Полюда, епископа Ионы и множества других, ключевых и второстепенных персонажей, которые все вместе образуют неповторимый художественный мир средневековой Перми Великой. Все события романа

разворачиваются в конкретных географических точках: Чердынь, Покча, Искор, камень Полюд. Фольклорные легенды и предания в романе усиливают эффект мифологического восприятия места и пермский север открывается нам не иначе как эпический, легендарный край. Роман помогает осмыслить геокультурный образ чердынской земли, в котором значимо все - ландшафт, мифология, история, культура. Мы производим картографирование литературных мест романа и разрабатываем экскурсионный маршрут: «Сердце Пармы»: правда и вымысел, путешествие-исследование». Схема маршрута представлена на рис.3.

1. Путь из Перми до г. Чердынь занимает 6 часов. Группа размещается в гостинице и начинает

пешеходную экскурсию, которая длится два часа и охватывает Вятский и Троицкий холм, Часовню Спаса-Убруса, Воскресенский собор и Иоанно-Богословский монастырь. Тема экскурсии - основание города Чердынь с исторической точки зрения и в литературной интерпретации: первые русские

поселения на севере Урала, местная топонимика, история пермских князей, торговые пути северного Прикамья, охрана русских рубежей. Возле Спасской часовни звучит важное для понимания характера чердынцев предание о 85 убиенных ратниках, которых до сих пор поименно поминают здесь на панихидах. Пользуясь сравнением А.В.Иванова, мы уподобим этот маленький город храму: «... Чердынь - как маленькая часовня, к которой с разных сторон идут три путника: с полуночи - осень, с запада - Русь, с востока - смерть». В Воскресенском соборе и Иоанно-Богословском монастыре познакомимся с историческим преданием о крещении Чердыни, увидим старинные иконы, посвященные этому событию. Посетим Иоанно-Богословский монастырь - самый первый монастырь Прикамья, заложенный епископом Ионой в 1462 г. Деревянный храм тех лет не дошел до нашего времени, но его вид мы можем реконструировать, обратившись к тексту романа: «Храм представлял собою массивный и высокий столп-восьмерик, шатрово переходящий в другой восьмерик, поменьше. С четырех сторон к столпу примыкали срубы-приделы, увенчанные бочками с большими главами на барабанах. Малый восьмерик, пронзенный узкими прозорами, гранено взлетал ввысь шатром, на котором расцвела самая большая глава. От прируба, противоположного алтарю, выдвигался корабль трапезной с висячим гульбищем. Трапезная упиралась в мощный четверик колокольни, расширяющийся повалом, над которым на резных столбах вонзались в небо четыре четырехскатных шатра. Эти шатры обозначали Каменные горы, а пятиглавие храма — просторное и раздвинутое, не сжатое в редисочный пучок, — обозначало княжью дружину с князем» (Иванов А.В., с.113-114).

Святитель Иона в «Сердце Пармы» представлен как персонаж неоднозначный, эпитет героя «пустоглазый» - намек на одержимость героя, неумение принимать иную культуру. В действительности, житие святого представляет нам натуру самоотверженную, преданную воле Божьей, любящую свою паству и вновь крещаемых коми-пермяков. Епископу Ионе посвящено много икон в храмах Чердынского района, что свидетельствует о почитании святого.

2. Далее экскурсия продолжается в краеведческом музее им. А.С.Пушкина. Здесь туристы увидят макет Чердынской крепости, которая была построена в 1535 г. и выдержала 11 нападений народов Сибири, ее описание мы встречаем в романе: «Тайницкая башня стояла посередке северной стены, а потому ночью на ней не было дозора, как на угловых башнях. От греха на ночь ее запирали снаружи на засов с амбарным замком; приставные лестницы, что вели с валов вдоль частоколов на боевую площадку, забрасывали на обходы. Караульные проверяли порядок только снаружи. Северная стена была, пожалуй, самой безопасной, так как выходила на овраг Чердынки — крутой, кривой, непролазно заросший лозняком, а по другому склону огороженный крепкой стеной монастыря. К северной стене острога лепились всякие хозяйственные постройки: амбары, конюшни, бретьяницы, дровяники, сараи. Готовясь к московитской осаде, в острог навезли полно всякого нужного припаса» (там же, с. 198).

Схема экскурсионного маршрута «Сердце Пармы: правда и вымысел»

Экскурсионные объекты

1 Храмы Чердыни: Спасская Часовня, Воскресенский собор, Иоанно-Богословский монастырь (2) Краеведческий музей им.А.С.Пушкина 0 Искорское городище, Узкая улочка

4 Искорское городище, Часовня Святой Параскевы Пятницы

5 Никольский храм, часовня памяти боярина Михаила Романова

6 Музей «Центр М.Н.Романова», Никольский родник

7 Гора Полюд

Экскурсионные маршруты ш ш ш • автомобильный -------- пешеходный

Рис. 3. «Сердце Пармы»: правда и вымысел Здесь же на карте-планшете обозначены пунктирами пути войск с надписями: «Поход князя

Федора Пестрого», «Поход князя Асыки»... Эти имена из романа воспринимаются как сугубо литературные - и вдруг обретают реальную историческую плоть.

Экскурсанты останавливаются в зале коми-пермяцких древностей: коллекция бронзового литья, произведения пермского звериного стиля в виде животных, птиц, богинь, антропоморфных существ; подлинное погребение коми-пермяцкой девушки, в обрамлении височных колец, пояса, налобной повязки. Каждый предмет приоткрывает таинственный мир предков, который также является одной из основных тем романа. Художественный прием Алексей Иванова - восприятие мира глазами средневекового человека: мы видим мир так, как видят его многочисленные персонажи «Сердца Пармы». Постепенно перед слушателями открывается душа Пармы - земли непонятной, чужой, и в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

то же время очаровывающей своей дикой, языческой красотой. По легендам, которые вплетены в повествование, мы можем реконструировать представления угро-финских народов о мироздании, о человеке: «Каждый человек, говорил Отша, рождается с пятью душами, и каждая душа - птица. На четвертом, высшем небе перми обитает душа-судьба, душа-лебедь. Лебедь - птица священная. Приходит время и она примыкает к стае, клином летящей над светилами, а приходит другое время и она покидает стаю, ищет себе пару и живет с лебедушкой. Если же лебедушка гибнет, то и лебедь складывает крылья и падает вниз с высоты. <...> Отша учил, что человеку не уйти от судьбы. Если кто теряет своего лебедя, то среди судеб на четвертом небе будет жить другая его душа-птица: душа-сокол, что роднится с богами, душа-ворон, что роднится с предками, или та душа, что живет среди людей и у каждого человека выглядит своей птицей» (там же, с.271)

Писатель, как и его главный герой - князь Михаил, влюблен в эту землю. Парму, как священную обитель пермского народа, хочется беречь от вторжения, разрушения. Поэтому с таким напряжением описан обреченный на поражение бой отряда пермского князя с дружиною Федора Пестрого, бой, который происходит на городище Искор.

3. После ужина группа отправляется на Искорское городище, это 40 км от г.Чердынь. Путь проходит через старинные села: Покча, Вильгорт, Камгорт. Не доезжая до с.Искор, возле речки Ленва мы делаем поворот направо к памятнику природы и археологии - Искорскому городищу. Искор -средневековое поселение, которое не раз использовалось коми-пермяками, а позже русскими для обороны от вогулов, сибирских татар. Сегодня оно представляет собой две отдельно стоящие скалы: на первой находилась крепость, укрепленная от нападений; на вершину второй скалы ведет отвесная расщелина, под названием «Узкая улочка». Название Ис-кор переводится с коми языка как «каменный город». В романе «Сердце Пармы» здесь происходит сражение пермяков и московитов: «Искор и вправду был крепостью неприступной. Гора, на которой он стоял, с трех сторон обрывалась в леса скалистыми кручами. Единственный доступный подъем на вершину преграждали высокие валы с частоколами. <...> Расстояние между валами - шагов двадцать. Ворота поставлены так, что если враг прорвется через одни, до других ему придется бежать вдоль всей стены под стрелами и копьями верхнего заплота. Последний вал, называемый Княжьим, поверху подковой охватывал темя горы. Здесь у ворот раскорячилась сторожевая вышка.. В скальных кручах тыла - два прохода вниз, в леса. Широкое ущелье, перегороженное пряслом ворот, издавна звалось Большой Улицей. Был и тайный путь: узенькое, едва протиснешься, неприметное ущельице, заслоненное утесом, - Узкая Улочка» (там же, 297).

По сюжету одна из героинь романа ведьма-ламия исчезает в расщелине от преследователей. В местном фольклоре об Узкой улочке бытует предание, что вырублено в скале оно было грешниками, и что, поднявшись по ней, религиозный человек очищается от всех грехов.

4. На вершине Искорского городища стоит каменная часовня святой Параскевы. Местные жители рассказывают, что во время одного из сражений святая явилась помогать воинам-христианам, но была схвачена ногайцами. Враги водили ее по острым камням Узкой улочки, допытывая место, где спрятались русские воины. После Параскева спустилась вниз к озеру и омыла там свои раны, по сей день вода в озере считается святой. Позже на вершине Искорского городища была обретена чудотворная икона святой Параскевы, с тех пор здесь возвели часовню деревянную, а в 1891 г. -каменную. От часовни открывается вид на два участка леса, разделенных полем. В этом лесу после одного из сражений XVI в. были похоронены воины, справа - православные, слева - иноверцы. Каждый год на день святой Параскевы в девятую пятницу по Пасхе туда совершались крестные ходы из окрестных поселений [5]. Святая Параскева почиталась русскими людьми как покровительница домашнего очага, льна, ткачества и прядения. Иконы ее были в каждом храме, а в Ныробском соборе стояла деревянная скульптура Параскевы, которая находится сейчас в Пермской художественной галерее.

5. От Узкой улочки мы продолжаем движение в п.Ныроб, где посетим Никольский каменный храм, искусно созданный военнопленными шведами в 1705-09 гг.; часовню памяти боярина Михаила Романова, осужденного в правление Бориса Годунова на мученическую смерть в 1601 г.

6. На юго-восточной окраине Ныроба есть почитаемый Никольский источник, воду в котором называют «живой водой» и рассказывают, как в год воцарения на престол рода Романовых на этом месте была обретена икона святителя Николая Чудотворца. Рассказ о династии Романовых уместно продолжить в небольшом музее «Центр М.Н.Романова». Здесь же находится макет Искорского городища, выполненный ныробскими заключенными.

Первый день заканчивается возвращением в г. Чердынь.

7. Второй день нас ждет активное путешествие - трекинг на гору Полюд - самую высокую точку массивного Полюдова кряжа, протянувшегося почти на 100 км с севера на юг. Четкий силуэт Полюда, похожий на пьедестал памятника «Медный всадник», если взглянуть на него со стороны

Чердыни, Покчи, Камгорта, а от Красновишерска Полюд выглядит как округлый холм. Многочисленные предания свидетельствуют, что камень получил название по имени богатыря Полюда, который жил на вершине горы, охранял восточные рубежи и в случае нападения зажигал сигнальный огонь. Костер с годы Полюд был виден далеко в округе и чердынцы успевали приготовиться к встрече врага. Именно эта версия звучит в романе А.Иванова: «Говорили, что был он стражем своей земли еще в незапамятные времена. Шло на Пермь несметное войско вогулов, и он обратился в гору, которую вогулы не смогли преодолеть, потому что гора эта — святая, и злобе, силе нечистой на нее не подняться. А еще говорили другое, что был Полюд защитником всего бедного народа, отнимал неправедные сокровища и вместе с ними укрылся в горе, где и заснул непробудным сном. И если придет сюда совсем несчастный человек, то откроется перед ним гора, и будет чаша с золотом и каменьями. Но коли пришелец окажется жадным, возьмет хоть крупинкой больше, чем надо, то гора сомкнётся, и останется тот человек в пещере наедине с разгневанным Полюдом. И третье рассказывали о Полюде, что был у него брат Ветлан, и оба они были пермскими богатырями. Но полюбили одну девушку — красавицу Вишеру, и стали за нее биться на мечах. А Вишера не захотела гибели хоть кого из них и бросилась между ними. Она обратилась в реку, а богатыри стали скалами» (там же, с. 463).

К этому легендарному камню мы совершим восхождение. Для этого следуем из г.Чердынь в г.Красновишерск, в районе д.Бахари организуем переправу на лодках через Вишеру и далее, пешком около 7 км до вершины Полюда. Высота камня 529 м над уровнем моря. С этой вершины открываются бескрайние дали: на северо-востоке виден высокий Тулымский камень, на востоке -Главный Уральский хребет, под ногами лента Вишеры и Красновишерск, на западе - отвесная стена камня Ветлан, речка Низьва, поселения Чердынь и Ныроб с колокольнями и церквями. И, конечно, Парма - бескрайняя холмистая местность, покрытая морем леса - елью, пихтой, лиственницей. Ближе к вершине горы растут криволесия и стоят останцы, между камней во мху раскидана брусника и черника. Уральская природа, с таким упоением описанная в романе А.Иванова, предстает в своем величии и красоте.

Здесь, на Полюдовом камне, уместно провести наблюдения, которые открывают нам еще одну тему - геологическое строение Урала. Обратить внимание группы, что Полюдов кряж - это фрагмент Уральского краевого прогиба, который отделяет Русскую равнину от складчатых структур Урала. И сам краевой прогиб разделен на отдельные впадины и горстообразные поднятия, одним из которых является Полюд. Это хорошо видно здесь, на высоте 500 м, где голая вершина Полюда представляет собой нагромождение камней и плит, сложенных главным образом песчаниками и конгломератами. Каменные увалы и впадины имеют продольную форму, обрываются к северо-западу, смяты со стороны востока.

Но самым таинственным объектом показа на горе Полюд является каменный след ноги, длиною около 70 см. Перед этим следом рассеиваются все научные версии происхождения камня, и в памяти остается одна - о легендарном богатыре Полюде, который охранял Парму и окаменел, оттого что прошла «эпоха богатырей», но эпические герои незримо присутствуют здесь.

Таким образом, фольклорные предания, художественные тексты являются действенным туристским ресурсом территории. В мировой практике существуют примеры, когда популярное художественное произведение, сюжет которого размещен в конкретном географическом пространстве, становится импульсом туристского развития территории. Сегодня произведения мировой литературы функционируют в социуме как один из способов репрезентации места. В данном случае литературное произведение выступает в роли основного инструмента ориентирования в культурном пространстве, т.е. в функции карты. Книга является одним из мотивов совершения путешествия и путеводителем. Этот тезис мы продемонстрировали на примере романа «Сердце Пармы» и территории Чердынского района, разработав комбинированный историко-литературный и активный экскурсионный маршрут «’’Сердце Пармы”: правда и вымысел, путешествие-исследование».

Итак, нами был разработан цикл литературных экскурсионных маршрутов по Пермскому краю. В основу разработки легли новые идеи, которые могут стать реальными предложениями на рынке экскурсионных услуг. Мы постарались проанализировать предшествующий опыт и создали совершенно новые экскурсии, которые, на наш взгляд, охватывают большее литературное пространство края. Надеемся, что цикл литературных экскурсий будет принят пермскими турфирмами к внедрению, а идея создания циклов экскурсий получит продолжение.

Библиографический список

1. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь, 2000.

2. Абашев В.В., Фирсова А.В. План местности: литература как путеводитель // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып.4.

3. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга. Репринтное воспроизведение изданий 1922-24 гг. М.: Книга, 1991.

4. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М.: Рос.науч.-исслед.ин-т культурного и природного наследия, 1997. С.196-214.

5. Володина С.Ю. С любовью и верой. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006.

6. Гинц С.М. Василий Каменский. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1974 г.

7. Лавренова О.Л. Географическое пространство в русской поэзии XVIII- начала XIX в. (геокультурный аспект). М., 1998.

8. Лаппо Г.П. Литературная геоурбанистика // Экономическая и социальная география на пороге XXI века. Смоленск: Смол. Гуманит. ун-т, 1997.

9. Красноперов Д.А. Литературное краеведение в школе: методические разработки. Пермь: Изд-во Перм. обл. ин-та повышения квалификации работников образования, 1993.

10. Красноперов Д.А. Родное Прикамье: учебная хрестоматия по литературному краеведению для IV-VI классов средних школ Пермской области. Пермь: Кн. мир, 2003.

11. Красноперов Д.А. Родное Прикамье: учебная хрестоматия по литературному краеведению для VII-IX классов средних школ Пермской области. Пермь: Кн. мир, 2003.

12. Мухин В.В. Еще раз о пермских князьях// Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России/ Чердынский музей. Пермь, 1999.

13. ПиксановН.К. Областные культурные центры. М. - Л., 1928.

14. Топоров В.Н. К понятию литературного урочища (Locus poesiae). I. Жизнь и поэзия (Девичье поле); II. Аптекарский остров // Литературный процесс и проблемы литературной культуры: Материалы для обсуждения. Таллин, 1988.

Литературные источники

Давыдычев Л.И. Друзья мои приятели. Пермь: Перм.кн.изд-во, 1976.

Иванов А.В. Сердце Пармы. М.: Пальмира, 2003.

Каменский В.В. Кафе поэтов. Путь энтузиаста. - М.: Правда, 1991.

SERIES OF LITERARY EXCURSIONS IN PERM REGION

Different series of literary excursions within the Perm Region for younger, middle and elder schoolchildren are being created in the article. Literary heritage is considered as one of method of spatial mapping and is being used in tourism practice.

Keywords: literary tourism, literary place, series of literary excursions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.