Научная статья на тему 'ЦИКЛ КОЛБА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ'

ЦИКЛ КОЛБА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
циклы обучения / стили обучения / эмпирическое обучения / обучения Колба / дизайн / learning cycles / learning styles / experiential learning / design

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салыкбай С.А., Нуркушева Л.Т.

В данной статье рассматривается применение теории обучающего цикла Колба в контексте дизайн-образования. Теория Колба, основанная на цикличности процессов опыта, наблюдения, концептуализации и экспериментации, обеспечивает непрерывность учебного процесса, что особенно важно для эффективного усвоения знаний в студийной среде. Авторы анализируют текущие линейные и эпизодические подходы к обучению, выявляя их недостатки в создании целостного опыта для студентов. Предлагается внедрение циклической модели Колба, которая способствует преобразованию неявных знаний в явные и улучшает участие студентов с различными стилями обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FLASK CYCLE AND ITS APPLICATION IN DESIGN EDUCATION

This article discusses the application of Kolb's learning cycle theory in the context of design education. Kolb's theory, based on the cyclical processes of experience, observation, conceptualization and experimentation, ensures the continuity of the learning process, which is especially important for effective learning in a studio environment. The authors analyze current linear and episodic approaches to learning, identifying their shortcomings in creating holistic experiences for students. The implementation of Kolb's cyclic model is proposed, which promotes the transformation of tacit knowledge into explicit knowledge and improves the participation of students with different learning styles.

Текст научной работы на тему «ЦИКЛ КОЛБА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 69 Салыкбай С.А., НуркушеваЛ.Т.

Салыкбай С.А.

Казахская головная архитектурно-строительная академия (г. Алматы, Казахстан)

Нуркушева Л.Т.

доктор архитектуры, профессор Казахская головная архитектурно-строительная академия (г. Алматы, Казахстан)

ЦИКЛ КОЛБА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в данной статье рассматривается применение теории обучающего цикла Колба в контексте дизайн-образования. Теория Колба, основанная на цикличности процессов опыта, наблюдения, концептуализации и экспериментации, обеспечивает непрерывность учебного процесса, что особенно важно для эффективного усвоения знаний в студийной среде. Авторы анализируют текущие линейные и эпизодические подходы к обучению, выявляя их недостатки в создании целостного опыта для студентов. Предлагается внедрение циклической модели Колба, которая способствует преобразованию неявных знаний в явные и улучшает участие студентов с различными стилями обучения.

Ключевые слова: циклы обучения, стили обучения, эмпирическое обучения, обучения Колба, дизайн.

Введение: теория эмпирического обучения Колба является одной из наиболее известных образовательных систем в сфере высшего образования. Однако ее применение в Казахстане, по-видимому, минимально. Теория предоставляет метод структурирования сессии или всего курса в рамках учебного цикла, при этом каждый этап цикла соответствует определенным стилям обучения. Признание индивидуальных различий в предпочитаемых стилях обучения имеет решающее значение для повышения осведомленности

1726

учащихся об альтернативных подходах к обучению. В этой статье представлены тематические исследования, демонстрирующие применение теории Колба в обучении в дизайн-образовании.

Колб определил, что люди предпочитают разные стили обучения -дивергентный, ассимилирующий, конвергентный и адаптивный - в зависимости от того, насколько они полагаются на определенные этапы процесса обучения. Хотя теория Колба широко применяется в различных профессиональных областях, включая образование, менеджмент, информатику, психологию, медицину, сестринское дело, бухгалтерский учет и юриспруденцию, ее применение в дизайне образовании и педагогике дизайн-студий остается ограниченным [1].

Цикл Колба - это модель обучение через опыт, разработанная Дэвидом Колбом в 1984 году. Он описывает циклический процесс обучения, состоящий из четырех этапов:

1. Конкретный опыт - происходит непосредственное взаимодействие с новым опытом, например, участие в проекте, эксперимент, решение задачи.

2. Рефлексивное наблюдение - осмысливают полученный опыт, анализируют свои действия, наблюдают за реакциями других участников, оценивают результаты.

3. Абстрактная концептуализация - на основе рефлексии формируются выводы, обобщения, теоретические концепции, связывающие новый опыт с уже имеющимися знаниями.

4. Активное экспериментирование - студенты применяют полученные знания и выводы на практике, экспериментируют с новыми подходами, тестируют гипотезы (рис 1.) [5].

1727

КОНКРЕТНЫЙ

опыт

На этом этапе происходит целое редствен ное взаимодействие с новь.м опытом, например, участие в п роекте, э кспер и мент, решение задачи,

РЕФЛЕКСИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Студенты осмысливают

полученный опыт,

анал из и ру ют с вой действия,

наблюдают за реакциями

других участников, оценивают

результаты

Цикл Колба

Г

АБСТРАКТНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ

На основе рефлексии формируются выводы, обобщении, теоретические кон цепи ии. связывающие новый опыт с уже и ме ющи у и с я з нанм я м и.

Л

АКТИВНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Студенты применяют полученные знания и выводы на практике, э.кспери менти руют с новыми подходам«, тестируют гипотезы.

Рисунок 1. Схема - циклический процесс обучения.

Утверждается, что эта устоявшаяся, широко признанная и эмпирически проверенная теория обеспечивает практическую основу для дизайна образования. Она динамично чередует «теорию-практику» и «конвергентное-дивергентное» обучение, позволяя учащимся с различными стилями обучения. Объединяя все психологические формы мышления, чувства, сенсорику, интуицию, интроверсию и экстраверсию, теория обеспечивает «эпистемологический баланс». Это эффективно способствует формированию реальности, теорий и самооценки учащихся. Кроме того, модель позиционирует учителя как «активного ученика» в процессе обучения, а не как «наполненный сосуд», который просто передает знания в «пустые сосуды» [3].

Применение цикла Колба в дизайн-образовании является эффективной моделью для обучения дизайну, так как эта сфера требует не только теоретических знаний, но и практических навыков, креативного мышления и умения решать проблемы (рис. 2).

1728

Рисунок 2. Схема - Применение цикла Колба в дизайн-образовании.

Примеры как использовать цикл Колба в обучении дизайнеров:

1. Проектное обучение. Студенты работают над реальными проектами, например, разрабатывают дизайн интерфейса мобильного приложения, создают брендинг для новой компании, проектируют интерьер общественного пространства.

Студенты анализируют свои проектные решения, получают обратную связь от преподавателей и одногруппников, наблюдают за реакцией пользователей. В абстрактная концептуализации студенты обобщают полученный опыт, формулируют принципы дизайна, изучают теоретические концепции, связанные с проектом. В активном экспериментировании студенты применяют полученные знания в новых проектах, экспериментируют с разными стилями и подходами [7].

2. Студенты используют программы для ЭЭ-моделирования и печати, УЯ/ЛЯ-приложения, графические редакторы для создания своих проектов в использовании инновационных технологий. В рефлексивном наблюдении студенты анализируют эффективность использования технологий, оценивают результаты, изучают отзывы пользователей. В абстрактной концептуализации студенты изучают теоретические основы использования технологий в дизайне, анализируют тренды и перспективы развития. В активном экспериментировании

1729

студенты пробуют новые технологии и инструменты, ищут нестандартные способы их применения в дизайне.

3. Участие в конкурсах и хакатонах:

- Студенты соревнуются с другими дизайнерами, работают над проектами в сжатые сроки, получают оценку от экспертов.

- Анализируют свои сильные и слабые стороны, изучают работы конкурентов, оценивают эффективность своей команды.

- Изучают опыт успешных дизайнеров, анализируют тренды и требования

рынка.

-Применяют полученный опыт в новых конкурсах и проектах, совершенствуют свои навыки.

Применительно к дизайн-студии теория Колба создает ощущение непрерывности на всех этапах получения опыта, наблюдения, концептуализации и экспериментов. Это чувство создает у учащихся ощущение прогресса, превращая неявные знания из опыта в явные знания. Разработка конкретных студийных заданий, включающих конкретный опыт (CE), рефлексивное наблюдение (RO), абстрактную концептуализацию ^^ и активное экспериментирование (AE), обеспечивает более широкое участие студентов с различными стилями обучения [6].

Внедрение эксплицитной педагогики снижает зависимость от индивидуальной критики за столом в пользу коллективных обзоров, основанных на широком участии. Такой подход не только помогает разработать последовательно структурированную последовательность упражнений, но и создает «общий» язык и систему ценностей среди студентов и преподавателей.

[5].

Выводы. Этот метод обучения демонстрирует большую эффективность, чем традиционные методы, в повышении мотивации учащихся и достижении среднего уровня дизайнерской компетентности. Для полной оценки развития учащихся может потребоваться последовательное применение методики на протяжении нескольких семестров в течение нескольких лет.

1730

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Матвеев В.П. Инновационный режим развития / В.П. Матвеев // Профессиональное образование. - 2005. № 2. - С.14;

2. Материалы конференции «Инновации - в основе модернизации» // Профессиональное образование. - 2008. № 10. - С.3-11;

3. Миняева Н.М. Педагогическое проектирование ресурса культуры в многоуровневом образовании / Н.М. Миняева // Профессиональное образование. - 2009. № 10. - С.8-9;

4. Д. Никол и С. Пиллинг, "Архитектурное образование и профессия: подготовка к будущему", "Изменение архитектурного образования: к новому профессионализму" (Лондон: Spon Press, 2000), стр. 1-24;

5. Дж. Хартрей, "Архитектурный отчет" (июнь 1984), стр. 49-63;

6. Интерактивная сессия выпускников A+D & SPA на тему "Архитектурное образование: должно ли оно быть ориентировано на рынок?", Нью-Дели, апрель 2002 года;

7. Д. Брейн, "От Виндзора до Визеу: размышления об архитектурном образовании", Стефани Э. Босуэлл и др., редакторы Виндзорского форума по образованию в области дизайна, "На пути к идеальной учебной программе для реформирования архитектурного образования" (Майами, Флорида: New Urban Press, 2004), стр. 423;

8. Зулл, "Искусство изменять мозг: обогащение практики преподавания путем изучения биологии обучения" (Вирджиния: Издательство «Стилус Паблишинг», 2002);

9. М. Чиксентмихайи, Креативность: поток и психология открытий и изобретений (Нью-Йорк: Harper Collins, 1997), стр. 111

1731

Salykbay S.A., Nurkusheva L. T.

Salykbay S.A.

Kazakh Head Architectural and Construction Academy (Almaty, Kazakhstan)

Nurkusheva L.T.

Kazakh Head Academy of Architecture and Civil Engineering

(Almaty, Kazakhstan)

FLASK CYCLE AND ITS APPLICATION

IN DESIGN EDUCATION

Abstract: this article discusses the application of Kolb's learning cycle theory in the context of design education. Kolb's theory, based on the cyclical processes of experience, observation, conceptualization and experimentation, ensures the continuity of the learning process, which is especially important for effective learning in a studio environment. The authors analyze current linear and episodic approaches to learning, identifying their shortcomings in creating holistic experiences for students. The implementation of Kolb's cyclic model is proposed, which promotes the transformation of tacit knowledge into explicit knowledge and improves the participation of students with different learning styles.

Keywords: learning cycles, learning styles, experiential learning, design.

1732

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.