УДК 338.242: 001.86
О.В. МАШЕВСКАЯ, канд. экон. наук, доцент кафедры банковской экономики Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь
Статья поступила 20 февраля 2019г.
ЦИФРОВЫЕ ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ИННОВАЦИИ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ
В статье автор обращает внимание на то, что, по мере перехода к цифровой экономике, общество и жизнь становятся все более связанны с миром цифровых технологий, цифровым интеллектом и все кругом становится более информационным. Однако цифровое пространство имеет не только положительные стороны, которые привносят в нашу сегодняшнюю жизнь разнообразие и облегчают решение ряда задач, но и указывает на ряд отрицательных моментов, на которые необходимо обращать внимание родителям, педагогам, да и всему обществу в целом, чтобы не переступить ту грань, за которой моральные принципы и устои перестанут быть обязательными. Конечно, вообще оградить молодежь от онлайн-коммуникаций равносильно тому, что заставить городского жителя жить и работать в глухой, заброшенной местности. Такая ситуация может спровоцировать индивида остаться без друзей, быть выключенным из общения, ограничить навыки социализации, оставить без увлекательной творческой деятельности и многое другое. Поэтому задачей старшего поколения должен стать контроль за получаемой информацией, позиционированием молодежи в данной интернет-среде и сведения к минимуму информационных и других рисков.
Ключевые слова: цифровое общество, цифровой интеллект, информационные риски, знания, информационные технологии.
MASHEVSKAYA Oksana V., Cand. of Econ. Sc., Associate Professor Department Banking Economics Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus
DIGITAL KNOWLEDGE IN MODERN SOCIETY: INNOVATION OR NEED
In the article, the author draws attention to the fact that as the transition to a digital economy, society and life become more and more connected with the world of digital technologies, digital intelligence and become more informational. However, digital space has not only positive aspects, which introduces diversity in our life today and facilitates the solution of a number of tasks, but also marks a number of negative points that parents, teachers, and the entire society need to pay attention not to overstep that line, beyond which moral principles and principles will cease to be mandatory. Of course, in general, to protect young people from online communications is equivalent to forcing a city dweller to live and work in a deaf, abandoned area. Such a situation can provoke an individual to remain without friends, to be turned off from communication, to limit socialization skills, to leave without fascinating creative activity, and much more. Therefore, the task of the older generation should be to control the information received, the positioning of young people in this Internet environment and to minimize information and other risks.
Keywords: digital society, digital intelligence, information risks, knowledge, information technology
Введение. Влияние технологий и цифрового интеллекта на экономическую и социальную сферы сегодняшней жизни огромно и постоянно ускоряется, поскольку современное общество - это общество цифрового пространства. Знания, полученные десять лет назад, в некоторых отраслях экономики уже можно считать устаревшими. Поэтому наше сознание не всегда готово справиться с таким быстрым темпом происходящих изменений, тем более что порой полученная информация не поддается осмыслению в привычных рамках работающих ранее концепций. Наступило время, когда одним из основных продуктов становится информация. «Цифра» дошла и до старшего поколения. Как считают эксперты, ближайшие десять лет до 90% пенсионеров будут владеть навыками использования интернета [1].
Свободный доступ к Internet-ресурсам открыл новые возможности в получении информации, стал значительно экономить время на ее получение, позволяя одновременно пропускать через себя множество информационных потоков, т.е. сегодня современному обществу кроме знаний, IQ, необходимо обладать и диджитал-интеллектом.
Диджитал-интеллект или цифровой интеллект успешного человека в современном мире должен включать как минимум три составляющие:
1. Цифровое мышление, т.е. способность быстро и адекватно оценить ситуацию, выделить основное и эффективно применить полученную информацию.
2. Цифровое развитие, т.е. способность воспринимать все новое, постоянно совершенствовать свои навыки и компетенции, черпая информацию из цифровой среды. Поэтому современные информационные системы настроены на самообучение пользователей, налаживание обратной связи с последними и с другими системами, а также возможностью контроля уровня полученных знаний у пользователя через тестирование.
3. Цифровая коммуникация, т.е. способность быстро выстраивать сеть социальных контактов и получать признание своих действий. Некоторая закрепощенность специалиста может быть упразднена перед монитором и позволит ему не замыкаться перед многотысячной аудиторией пользователей [2].
Основная часть. Авторы исследования Беркманского центра по изучению интернета и общества писали о цифровом поколении Next или поколении Y, которое родилось по-
сле 80-х [3]. Данное поколение выросло и формировалось вместе с интернетом, поэтому и их жизнь, и бизнес, и социальные отношения, и много другое меняют свои рамки и границы. От современной молодежи требуют креативности, возможности быстро реагировать на изменения на рынке, в обществе и социальной среде. Такой подход заставляет молодежь постоянно находиться в «движении». Стремление всегда быть в курсе происходящего, контактировать с ГГ-технологиями создает предпосылки для развития, быстрого познания окружающего мира, учит вниманию к деталям, увеличивает скорость реакции, моторику. Но тут может возникнуть правомерный вопрос о занятиях в школе, где педагогический коллектив занимается тем же, особенно в начальной школе.
Конечно, все перечисленные аспекты формируются и в школе, но более системати-зированно, с использованием принципа «ин-териоризации», с целью научить ребенка совершать ряд познавательных операций в уме. При взаимодействии с цифровыми технологиями многое переходит в оперативную плоскость [4].
Такая постоянная динамика имеет свои положительные и отрицательные характеристики.
1. Плюсы. Общение в чатах и обмен информацией, не видя собеседника, становится достаточно обычным делом для молодежи. Общение как бы «сам с собою».
Минусы. В отношениях между полами назревает определенное напряжение. И общение «в живую» вызывает растерянность и неловкость, каждый стремится опять спрятаться за экран ноутбука.
2. Плюсы. Большой поток информации, свободный доступ в любом месте и в любое время к необходимой информации.
Минусы. Огромный поток информации приводит к тому, что происходит состояние «перегруженности», и как следствие - у молодежи снижается способность быстро и последовательно оперировать полученными знаниями.
3. Минусы. Возникает устойчивая интернет-зависимость. Отсутствие гаджета вызывает у молодежи состояние близкое к панике. К тому же очень четко прослеживается ситуация «раздражения и досады». Один классный руководитель на школьном собрании пожаловался на то, что ученики вместо того, чтобы двигаться на переменах, продолжают вести неподвижный образ и не выпускают из
рук свои гаджеты, что приводит к искривлению осанки, болезням глаз, кистей рук и др.
Желание больше времени проводить в сети, готовность увеличивать расходы бюджета семьи на Internet, при условии ограничении средств на питание. Поэтому возникают ситуации, когда подростки начинают обманывать родных, близких и друзей, лишь бы больше времени провести за любимым делом в Сети. К сожалению, у поколения 30+ существует та же проблема, когда желание поиграть заставляет забывать о служебных делах, обязанностях по дому, обязанностях воспитания. А критика со стороны близких людей или начальника по работе вызывает бурю негативных эмоций, чувство ущемления. Некоторые молодые люди даже жертвуют собственным здоровьем, сном, едой, личной гигиеной, избегают физической активности.
Не знаю, можно ли это относить к плюсам, но с эмоциональный стороны Internet позволяет оставаться один на один с собой и чувствовать свое превосходство над остальными, забывать о чувстве вины, беспомощности во внешнем мире, тревоги и депрессии во время работы в интернете.
4. Плюсы. Возможность быстро найти любой ответ на поставленный вопрос.
Минусы. Контакты и возможность доступа к не желательной информации для молодых людей (материал и видео по суициду, призывы к дивиантному поведению и многое другое).
5. Минусы. Ряд пользователей выкладывают в сеть интимные вещи из своей жизни и просят прокомментировать то или иное событие. И современная молодежь воспринимает это как должное, без какого-либо чувства стыда, чего-то сокровенного. Поэтому у многих, по эту строну монитора, проявляется «чувство раскрепощенности», «не нормативности и даже безответственности».
Находясь достаточно долгое временя в интернете, молодые люди делают свою жизнь достоянием пользователей сети Internet. Тинэйджеры следят за событиями чужой жизни, совершенно забывая о своих проблемах и достижениях в реальной жизни. К тому же доступ к информации может представлять определенный уровень угроз, рисков, вреда, причиняемого кибер-мошенниками.
6. Минусы. Приходя в цифровое пространство, пользователи начинают жить в рамках последовательного, нарративного времени. Например, Дуглас Рашкофф пишет,
что у большинства людей в наше время появились симптомы стресса и умственного истощения, ранее наблюдавшиеся только у авиадиспетчеров и операторов служб спасения. Так, владельцы смартфонов в большинстве своем имеют синдром «фантомной вибрации», когда в кармане чувствуется виброзвонок, даже при отсутствии гаджета» [5].
7. Плюсы. Компьютер помогает при решении ряда сложных задач.
Минусы. Однако в цифровом мире от людей требуется постоянно принимать очень быстро решения относительно ситуаций, которые они не до конца могут осознать в данный момент времени. Это, в свою очередь, приводит к упрощенному представлению об окружающем мире. Часто, получив необходимую информацию, молодежь не задумывается о смысле написанного или увиденного.
Таким образом, получается, что наши средства обработки данных становятся достаточно сложными, упрощая нам жизнь. Сиюминутное знание и поиск информации не заменяет нам настоящее знание. Сеть показывает нам направления, но не само действие и его реализацию, а мы, как пользователи, пытаемся поменять местами реализацию и направления.
8. Плюсы. Используя двоичный код, современные технологии работают с помощью написанного программного обеспечения, для которого необходимо обслуживание и люди определенной квалификации и компетенций. Если мы не входим в число таковых, то мы автоматически превращаемся в пассивных потребителей и отвечаем требованиям: «Не можешь программировать, то будь сам запрограммирован другими!».
Минусы. Однако эйфория и энтузиазм, с которым мы используем цифровые технологии, до конца не осознавая их действие и не контролируя их, ведет к ограниченным возможностям. Мы становимся только пользователями и не можем самостоятельно что-то изменить в программе, поскольку алгоритм построения известен только программисту. Попадая в трудную ситуацию, мы полностью полагаемся на «знания» смартфонов и поисковиков, мы учимся обходиться без физического контакта друзей в классе, но с легкостью находим друзей и Сети, которые учат нас бизнесу, умению быстро и просто зарабатывать деньги, т.е. становимся оптимизированы под модель монетизации, а не для того, чтобы становится ближе к друг другу.
Проведенные исследования в Российской Федерации на базе средних школ позволили выделить семь типов подростков-пользователей и проанализировать каждый из них.
1. Игроки. Название говорит само за себя - это пользователи онлайн игр. Плюсом здесь является то, что Шетпе^игры стимулируют и развивают внимание, способствуют усидчивости и скорости реакции, стратегическому и пространственному мышлению, коммуникативным навыкам. Игры помогают получить признание сверстников. Но в то же время подросток живет в мире игры, он уверен, если умрет, то ситуацию возможно исправить, перезагрузив игру или начав с места очередного боя. С физиологической точки зрения - многочасовое сидение за компьютером отражается на состоянии здоровья, появляется раздражительность, бессонница, невнимательность, повышенная утомляемость.
2. Любознательные - это сообщество, увлеченное поиском новой информации, новостей, музыки, видео, статей в энциклопедиях. Это основные посетители социальных сетей, чтобы что-то «погуглить» и узнать здесь и сейчас. Такой подход основан на нахождении информации, нежели на ее изучении, что и становится причиной информационных перегрузок.
3. Бунтари - это группа молодых людей, которые идут в разрез со своими учителями, родителями, другими пользователями и считают себя уже самодостаточными. Такой подход вседозволенности позволяет подросткам самореализовываться и получать, пускай и таким образом, но признание и одобрение сверстников. Такой подход позволяет думать о вседозволенности и отсутствии наказания, ведет к утрате различия между реальным миром и его ответственностью.
4. Тусовщики - это группа, которая таким образом реализует свою потребность в общении. Это группа выражает через интернет свою привязанность, индивидуальность, потребность поговорить о наболевшем, найти друзей и сформировать свое сообщество по интересам. Чтобы получить признание, подростки ведут блоги, считают постоянно подписчиков и лайки, общаются со сверстниками через мессенджеры в социальных сетях, в чатах и на форумах. Часто прибегают к использованию контента (создают личные страницы, профили, проявляют себя через мультимедийные профили). Такой подход зациклен на добавлении в друзья новых под-
писчиков и совершенно не ориентирован на сохранении дружбы, человеческих отношений, которые необходимо постоянно поддерживать, прилагать усилия и проживать определенные испытания и переломные моменты в отношениях.
Психологи считают, что общение в сети приводит к сложности в формировании идентичности.
5. Потребители - это группа подростков, которые знают, что хотят в Internet. Такие потребители хотят все приобрести бесплатно либо за минимальную цену. Они менее всего подвержены интернет-зависимости, хорошо ориентируются в просторах сети и
относятся к Internet как к большому магазину.
6. Ботаники - это дети, которые используют цифровое пространство для получения необходимой информации, связанной сугубо с образовательным процессом (написание рефератов, подготовка презентаций, и др.). К таким детям в школе обращаются только с одной целью - попросить помощи на контрольной работе, поскольку как собеседники такие дети скучны, не интересны, поскольку не проявляют бунтарского характера. Помощь сверстникам для ботаников лучший способ самопризнания и самовыражения.
7. Деловые - это самая малая группа детей, поскольку такие подростки в сети зарабатывают деньги, а получения образования (какого бы то не было) не является приоритетной задачей. Такие дети очень серьезно относятся к ресурсам сети. Но психологи, в свою очередь, полагают, что для таких подростков есть угроза дисбаланса ценностей и целей. Они не считают нужным учиться, если зарабатывать на жизнь можно и не имея школьных знаний и аттестата [6].
Выделив данные характеристики пользователей интернет-сети, мы приходим к выводу, что наблюдается определенная закономерность, которая заключается в том, что чем больше подростки используют интернет-ресурсы, тем больше притупляется у них чувство угрозы к внешней среде. Многие из подростков полагают, что их действие в сети происходит в рамках закона и любое изменение или посягательство на их свободу и личные данные пользователь в любой момент «заблокирует», огородит себя от угрозы.
Однако психологи придерживаются другого мнения. Специалисты считают, что контроль и владение ситуацией создают только иллюзию, и часто желание подростков не
соответствует их возможностям, что приводит к различного рода неприятным ситуациям.
Заключение. Итак, мы приходим к выводу, что сегодня идентичность человека, живущего в мире цифровых технологий, - это синтез образов и опытов самовыражения, и что наибольшие изменения претерпевает социальная сторона жизни, которая теперь, больше чем когда-либо, формируется не только на основе слов или действий самой личности, но и того, что о ней говорят и пишут другие в социальных сетях. Положительно, что современное цифровое пространство создает новые условия и возможности для подрастающего поколения, стимулирует к социализации через различные сети, позволяет здесь экспериментировать со своим образом, находить друзей и единомышленников, учиться, общаться и строить отношения. Однако хотелось бы отметить и то, что информационная среда и интернет-ресурсы -это не только творческая лаборатория, но и среда для мошенников, риск манипуляций. Поэтому одной из главных целей современности должно стать технологическое обеспечение достаточной меры безопасности, контроля доступа к личной информации пользователей, формирование норм и установок в общественном сознании.
Список литературы
1. Аверьянов, М. Цифровое общество: новые вызовы / М. Аверьянов, С. Евтушенко, Е. Кочетова // Цифровая трансформация (itWeek) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : ttps://www.itweek.ru/digitalization/article/det ail.php?ID=189935. - Дата доступа: 03.01.2019.
2. Умнов, С. Зачем успешному человеку нужен digital-интеллект / С. Умов / Ведомости. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articl es/2014/07/ 16/intellekt-novej shego-vremeni#ixzz37cj UEelN. -Дата доступа: 05.01.2019
3. Годик, Ю.О. «Цифровое поколение» и новые медиа / Ю. О. Годик // Электронный научный журнал «Медиаскоп». - Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/node/838 - Дата доступа: 03.01.2019.
4. Программа Пресс-клуб XXL. «Нужно ли бояться «цифрового детства?» [Электронный журнал]. - Режим доступа: http:
//www. tvkultura.ru/issue.html?id=105346. -Дата доступа: 03.01.2019.
5. Калашников, М. Дуглас Рашкофф: десять особенностей цифрового мира - «Program or Be Programmed: Ten Commandments for a Digital Age» / М. Калашников [Электронный ресурс] / New reporter. - 2013 -Режим доступа: http://newreporter.org/2013/01/16/duglas-rashkoff- 10-osobennostej -cifrovogo-mira. -Дата доступа: 30.12.2018.
6. Солдатова, Г.У. Пойманные одной сетью. Типы подростков интернет-пользователей / Г.В. Солдатова, Е.Ю. Кропалева, О.С. Гостимская // Дети в информационном обществе. - 2010. - №3. - С.36-43.
7. Солдатова, Г.У. На пороге четвертой революции / Г. У. Солдатова // Дети в информационном обществе. - 2018. - № 28. - С. 1-2.
References
1. Averyanov M., Estushenko S., Kochetova E. Tsifrovoye obshchestvo: novyye vyzovy [Digital Society: New Challenges]. Tsifrovaya transformatsiya (itWeek) [Digital Transformation (itWeek)], 2016 (In Russian). Available at: http: // www.itweek.ru/digitalization/article/detail.ph p?ID=189935 (accessed 03.01.2019).
2. Umnov S. Zachem uspeshnomu cheloveku nuzhen digital-intellekt [Why does a successful person need digital intelligence]. Ve-domosti, 2014. (In Russian). Available at: http:
//https://www.vedomosti.ru/management/arti cles/2014/07/ 16/intellekt-novej shego (accessed 05.01.2019).
3. Godik Yu.O. «Tsifrovoye pokoleniye» i novyye media ["Digital Generation" and New Media]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Me-diaskop» [Electronic scientific journal «Me-diascope»], 2018 (In Russian). Available at: http: http://www. mediascope.ru/node/838 (accessed 03.01.2019).
4. Programma Press-klub XXL. «Nuzhno li bo-yat'sya «tsifrovogo detstva?» [Elektronnyy zhurnal] [Program Press Club XXL. Is it necessary to fear «digital childhood?» [Electronic Journal], 2018 (In Russian). Available at: http: // http: // www. tvkultu-ra.ru/issue.html?id=105346 (accessed 03.01.2019).
5. Kalashnikov Michael. Duglas Rashkoff: desyat' osobennostey tsifrovogo mira - «Program or Be Programmed: Ten Command-
ments for a Digital Age» [Douglas Rushkoff: Ten Features of the Digital World - "Program or Be Programmed: Ten Commandments for a Digital Age"]. / New reporter, 2013 (In Russian). Available at: http://newreporter.org/2013/01/16/duglas-rashkoff- 10-osobennostej -cifrovogo-mira/ (accessed: 30.12.2018).
6. Soldatova G.U., Kropaleva E.Yu. Gostimskaya O.S. Poymannyye odnoy set'yu.
Tipy podrostkov internet-pol'zovateley [Caught in the same net. Types of adolescents Internet users]. Deti v informatsionnom obshchestve [Children in the Information Society], 2010, no. 3, pp. 36-43. (In Russian) 7. Soldatova G.U. Na poroge chetvertoy revoly-utsii [On the threshold of the fourth revolution]. Deti v informatsionnom obshchestve [Children in the information society], 2018, no. 28, pp. 1-2. (In Russian)
Received 20 February 2019