Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ШКОЛЕ'

ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / цифровые инструменты / Digital Humanities / корпусные технологии / научно-исследовательская деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бегалиева Сауле Баязовна, Шмакова Елена Сергеевна

Настоящее исследование посвящено вопросу применения цифровых инструментов в подготовке и реализации научно-исследовательской деятельности в школе по гуманитарным дисциплинам. Актуальность предпринятого исследования обоснована повышенным интересом современного научного сообщества к применению цифровых инструментов в гуманитарных исследованиях как в средней, так и в высшей школах. Интерпретируется метод проектов, его преимущества в развитии научно-поисковой деятельности учащихся. Приводится практический пример использования корпусных технологий в исследовательской деятельности учащегося на примере диахронического изменения слова «машина». Обосновывается роль цифровых инструментов в проектной деятельности для повышения мотивации и вовлеченности учащихся в научно-исследовательскую проектную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бегалиева Сауле Баязовна, Шмакова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ШКОЛЕ»

УДК 374.31

ЦИФРОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ШКОЛЕ

БЕГАЛИЕВА САУЛЕ БАЯЗОВНА

Доктор пед. наук, профессор кафедры русской филологии и мировой литературы, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахстан, Алматы

Аннотация. Настоящее исследование посвящено вопросу применения цифровых инструментов в подготовке и реализации научно-исследовательской деятельности в школе по гуманитарным дисциплинам. Актуальность предпринятого исследования обоснована повышенным интересом современного научного сообщества к применению цифровых инструментов в гуманитарных исследованиях как в средней, так и в высшей школах. Интерпретируется метод проектов, его преимущества в развитии научно-поисковой деятельности учащихся. Приводится практический пример использования корпусных технологий в исследовательской деятельности учащегося на примере диахронического изменения слова «машина». Обосновывается роль цифровых инструментов в проектной деятельности для повышения мотивации и вовлеченности учащихся в научно-исследовательскую проектную деятельность.

Ключевые слова: проектная деятельность, цифровые инструменты, Digital Humanities, корпусные технологии, научно-исследовательская деятельность.

Стремительное развитие цифровых технологий и инструментов в науке и образовании открывает широкие возможности для инноваций в области гуманитарных проектных исследований и становится импульсом для развития такого междисциплинарного направления как Digital Humanities. В рамках этого направления появляются все новые цифровые возможности для осуществления научно-исследовательской проектной деятельности.

В международной практике широкое распространение получили формы реализации DH-технологий через проектные исследования, поскольку формат проекта позволяет выявить весь спектр возможностей методов и инструментов DH. Междисциплинарная специфика DH позволяет объединить представителей всех гуманитарных наук в области цифрового планирования, компьютерного анализа, визуализации, работы с мультимедийными материалами, метаданными и другими инструментами цифрового мира. Комплексный и междисциплинарный характер проектов в области DH обеспечивает успешное решение исследовательских задач, формирование креативных форм мышления.

Актуальность предпринятого исследования обоснована повышенным интересом современного научного сообщества к применению цифровых инструментов в гуманитарных исследованиях как в средней, так и в высшей школах. Настоящее исследование посвящено интерпретации метода проектов в подготовке и реализации научно-исследовательской работы в школе.

Зачастую проектная деятельность проводится выборочно, с отдельными учениками, реже со всем классом. Главное условие проектной деятельности в школе — это интерес учащегося к выбранной теме и работе. Проблема, поставленная в проекте, должна быть интересна и понятна ученику. Если никакого вовлечения не будет, то проектная деятельность превратится в простой сбор материала из интернета и эффект от проделанной работы будет отсутствовать. «Участвуя в проектной деятельности обучающиеся из носителей готовых знаний превращаются в организаторов познавательной, исследовательской, самостоятельной

ШМАКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Старший преподаватель кафедры русского языка и литературы, Таразский университет им. М.Х. Дулати, Казахстан, Тараз

деятельности»- подмечает в своей работе Чепова А.С. [1, с. 2]. Этот тезис в полной мере описывает то, как может ребенок развить все свои навыки в процессе работы над проектом. Правильно организованная проектная деятельность позволяет сформировать критическое мышление, так как рассматриваются различные источники информации, сравниваются разные точки зрения, и учащиеся имеют возможность выбирать ту точку зрения, которая им близка и интересна.

В ходе реализации проектной деятельности в школе решаются и другие задачи:

1. Умение работать в команде, то есть развиваются коммуникативные навыки (если работа парная или коллективная);

2. Умение размышлять, анализировать, аргументировать и доказывать собственную точку зрения;

3. Развиваются творческие способности учащихся (в зависимости от темы).

В ходе проектной деятельности, ученики или группа учеников в обязательном порядке создают какой-либо образовательный продукт. В любом случае, этот продукт должен быть осязаемым. Его можно посмотреть, почитать, потрогать, открыть на экране (это может быть какой-то макет, стихотворение, презентация и так далее). Все это осуществиться при условии, что ученик и учитель будут искренне вовлечены в проектную деятельность и с интересом будут работать.

Проекты бывают нескольких видов и направлений (Табл. 1):

Таблица 1. Виды и направления проектной деятельности

Тип проектов Цель проекта Проектный продукт

Практико-ориентированный проект Решение практических задач Учебные пособия, макеты, модели, инструкции, памятки, рекомендации, брошюры и т.д.

Исследовательский проект Доказательство или опровержение гипотезы Результаты исследования, оформленные установленным способом

Творческий проект Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.

Игровой или ролевой проект Представление публике опыта участия в решении проблемы проекта Игра, состязание, викторина, экскурсия и т.д.

Автор проекта обязательно выступает в какой-то роли. Он может быть организатором

действия, ведущим, режиссером-постановщиком, судьей, литературным персонажем. Все зависит от типа и темы проекта, а также от творческих способностей обучающегося.

Е.С. Полат в своей научной работе предлагает следующую классификацию проектов по типологическим признакам [2, с. 38]:

1. Доминирующая в проекте деятельность. Сюда относятся: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная и другие виды деятельности;

2. Предметно-содержательная область. Проекты, реализуемые в рамках одного предмета или нескольких;

3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый;

4. Характер контактов (участники из одного класса, школы, города, региона, страны, разных стран);

5. Количество участников проекта;

6. Продолжительность проекта.

При внедрении проектной деятельности в процесс обучения, учитель становится организатором, соучастником творческой деятельности, наставником и перестает быть носителем знаний и информации.

Основные принципы проектной деятельности [3]:

1. Самостоятельность и инициативность учащихся. Ученики самостоятельно, при помощи и поддержке учителя выбирают тему, формулируют цель, намечают план действий. Кроме того, учащиеся, которые участвуют в проектной деятельности, сами являются ответственными за результат работы, что повышает значимость их исследования и мотивированность в достижении результатов работы.

2. Проектная деятельность должна иметь прикладное значение, то есть проекты должны быть напрямую связаны с реальной жизнью и решать какие-то определенные цели, задачи, привносить теоретическую или/и практическую практическую.

3. Проектная деятельность может (не всегда) иметь межпредметные связи. Очень интересные проектные работы могут получиться, если они будут связаны с такими предметами, как литература, история, музыка, информатика, география (обществознание) и так далее.

4. Следующий принцип — принцип креативности. Так как ученики работают самостоятельно и являются ответственными за результат, то они могут в полной мере проявить все свои творческие навыки и способности и показать свою фантазию, для этого ученики могут использовать различные методы и инструменты.

5. Если работа является групповой, то в проектной деятельности задействуется принцип сотрудничества, который позволяет ученикам достигать взаимодействия друг с другом и учиться распределению обязанностей, что способствует достижению поставленных целей.

Несмотря на то, что проектная деятельность имеет множество преимуществ как для учеников, так и для учителей, не стоит упускать из виду тот факт, что недостатки у данного метода имеются. М.А. Бондаренко в научной статье «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка» выделила один из основных минусов, которые возникают при работе над проектами. Марина Анатольевна пишет о том, что самой большой проблемой можно считать этап накопления информации: «Важным, но скучным для школьников этапом работы является этап накопления, сбора материалов...составление списка литературы (библиографии)- не только нудное, но еще и очень непростое занятие...» [4, с. 25].

При этом Бондаренко предлагает решать эту проблему с использованием игровых методов. Она предлагает организовать какой-нибудь конкурс на составление списка литературы, на составление инструкции по его оформлению, а также проводить викторины, мини-экскурсии в библиотеку, где дети смогут ознакомится с разными видами каталогов [4, с.

На ряду с этим, М.А. Бондаренко отмечает, что учитель должен составить план работы, в котором продумает каждый ход. Если учитель во время работы будет терпелив, последователен и скрупулёзен, то эффект от работы не заставит себя ждать [4].

Для того, чтобы достигнуть максимальных результатов в ходе проектной деятельности, учитель должен подготовить учеников и объяснить им на какие этапы делится проектная деятельность.

Первый этап: выбор темы и постановка целей. На этом этапе учитель может активно помогать обучающимся с выбором темы и определением целей. Если ученики справляются самостоятельно, то учитель только наблюдает за процессом и поддерживает, а также помогает в случае, если возникает необходимость. Важно понимать, что на данном этапе, у учеников уже должен возникать интерес к проектной деятельности.

Второй этап: планирование. На данном этапе ученики самостоятельно планируют всю дальнейшую деятельность, распределяют обязанности (если проект групповой), определяют сроки выполнения работы.

25-26].

Третий этап: исследование. В ходе данного этапа и происходят все основные действия учеников — это и сбор информации из различных источников, работа над теоретической частью, работа над практической частью, а также происходит анализ всего собранного материала.

Четвертый этап: оформление работы. Данный этап позволяет ученикам проявить творческие навыки и оформить работу так, как они считают нужным. Это может быть плакат, листовка, презентация, видеоролик, доклад, газета, буклет и многое другое (все зависит от темы).

Пятый этап: защита проектов. В ходе этого этапа ученики представляют свои проекты и исследования классу. Если проводится конкурс или конференция, обучающиеся представляют свои работы на школьном/городском/областном/республиканском мероприятиях.

Стоит отметить, что учитель в ходе проектной деятельности помогает ученикам выбрать тему или сформулировать ее и поставить цели (если эта помощь необходима ученикам), а также консультирует школьников, помогая им найти нужную информацию, отвечает на вопросы обучающихся и корректирует их работу на всех этапах.

Во время последнего этапа учитель оценивает работу, учитывая при этом не только конечный результат, но и активность во время основных этапов. Важное внимание педагог должен уделить и в итоге оценить самостоятельность детей, их умение работать в коллективе, инициативность, а также творческий подход и креативность.

Если учитель будет использовать разные формы и методы организации проектной деятельности, то он сможет создать благоприятную атмосферу заинтересованности каждого участника процесса. Все это поможет активизировать мыслительный процесс, научит самостоятельной работе, вычленять главное, делать выводы, а также сформирует у школьников навыки использования литературного языка [5].

Для реализации проектной исследовательской деятельности в школе могут быть использованы цифровые инструменты и возможности, которые будут способствовать активизации интереса и мотивации школьников. Одним из таких инструментов является Национальны корпус русского языка (НКРЯ). В современных реалиях, когда требуется обработать большие массивы данных, очень важно научить учеников эффективно работать с языком, с его основными понятиями, а также анализировать его и применять все полученные знания на практике. Эти цели и задачи могут быть достигнуты с помощью корпусных технологий.

Благодаря большому количеству функций корпус отлично подходит для проведения как плановых уроков по русскому языку, так и для написания школьных проектов и исследований. Рассмотрим, какие исследовательские задачи можно решить благодаря НКРЯ.

1. Вариативность грамматики, семантики и синтаксиса в основном корпусе. Можно наблюдать за изменениями и отличиями одной и той же конструкции или языкового факта в диахронии.

2. С помощью корпуса очень удобно отслеживать диахронические изменения в языке. Учащимся может быть очень узнавать, как говорили и писали раньше, в древности.

3. При помощи корпуса можно изучать жанровое и стилистическое своеобразие текстов (в литературе, в СМИ, в блогах).

4. В НКРЯ можно заниматься корпусной лексикографией. Учащиеся могут изучить деятельность лексикографов. Например, мы берем какое-то слово, находим к нему множество примеров, а потом пытаемся выявить все те значения, которое слово имеет, по этим контекстам. Мы можем сравнить его со словарными статьями словаря Ожегова и посмотреть, насколько то, что зафиксировано в словаре соответствует тому, что мы видим в современном языке. Можно попытаться составить описание значения выбранных слов, исходя из этих контекстов. Это гораздо интереснее и легче, чем самостоятельно придумывать контексты.

Для осуществления вышеуказанных действий, Национальный корпус русского языка предоставляет все возможности. Множество корпусов, подкорпусов и функций открывают

большие возможности для любого пользователя и для организации научно-исследовательской проектной деятельности. Проектная деятельность, основанная на работе с корпусом, способствует формированию у учащихся глубоких и прочных знаний языка и его функционирования во всех сферах жизнедеятельности человека.

Приведем пример исследовательской работы с применением корпусных технологий по диахроническим изменениям в русском языке.

Проект «Историческое изменение слова "машина"». Данное исследование поможет ученикам понять, как менялись форма и содержание знакомого для них слова. Сейчас для всех машина — это средство передвижения, которое облегчает жизнь большого количества людей в нашем мире. Это изобретение является неотъемлемой частью жизни каждого человека, потому что помогает быстро и легко передвигаться из одной точки в другую, без особых затрат.

На первом этапе реализации практической части проекта необходимо на главной странице НКРЯ вбить в строку поиска нужное слово, в нашем случае слово «машина» и далее нужно нажать на кнопку «Обзор возможностей». На странице запроса видно, что искомое слово обнаружено в 47 корпусах, а точная форма слова была найдена в 6786 текстах. В общей сложности, было найдено 21642 примера употребления слова «машина».

Далее ученик выбирает период, с которым будет работать. В данном случае, он может начать разбирать употребление и изменение слова «машина» с XIX века (1800 год) по наши дни (а именно по 2024 год). В возможности корпуса входит распределение найденных текстов по временной шкале (Рис. 1):

Детализация погодам Период с: 1800 ЙЗ по: 2020 1вЗ со сглаживанием 5 Построить

244 -Запрос 1

# Запрос 1 (€«} сглаживаний)

Рисунок 1 — Распределение употребления слова «машина» по годам

Учащиеся могут отметить то, как редко использовалось слово «машина» в 19 веке и как стало чаще употребляться начиная с 1914-1915 годов. Под графиком есть кнопка «Результаты поиска в панхроническом корпусе», нажав на которую можно увидеть первые случаи употребления слова «машина» в 19 веке. Корпус выдаст название произведения и его автора, а также примеры использования нужного нам слова. Так, по запросу ученика, корпус нашел огромное количество текстов, в которых когда-то упоминали о «машине». Первый текст принадлежит И.М. Долгорукову — «Повесть о рождении моем, происхождении и всей моей жизни, писанная мной самим и начатая в Москве, 1788-го года в августе месяце, на 25-ом году моей жизни /Часть 4/ 1799-1806 (1799-1822)». В этом тексте заданное слово употребилось в таком контексте: «Переменялись чины, но машина на тех же шествовала колесах».

Что же значило знакомое всем слово, в те времена?

Чтобы дать ответ на этот вопрос ученику необходимо обратиться к «Словарю Академии Российской». Открывая словарь, ученик приступает к поискам нужного термина. Согласно словарю: «МАШИНА, ны, с. ж. I скл. Тоже что Махина» [6]. Для более подробного анализа в

том же словаре учащийся должен найти слово «махина». Вот такой результат он может увидеть в словаре (Рис. 2):

Всякое орудТе, служащее кЪудобней-шему движение шЬлЪ сЪ умален!емЪ ■*илы ил»! времени. каку/о

. иахннц.

Рисунок 2 — Словарная статья «Словаря Академии Российской»

Машина — это приспособление или орудие, которое облегчает какое-либо движение человека без затрат сил и времени, для людей конца XVIII начала XIX веков. Это определение не сильно отличается от современного определения, которое всем известно.

Переходя к дальнейшему изучению данного термина, ученик снова прибегает к помощи НКРЯ и анализирует другие тексты, в которых используется искомое слово. Просматривая списки текстов, он может заметить, что к концу XIX века (в период промышленной революции) авторы чаще начинают употреблять слово «машина». Так, например, это можно заметить в романах русского писателя-прозаика и драматурга Д.Н. Мамина-Сибиряка. В своем романе «Три конца» (1890), он использует 9 раз слово «машина» («работавшая штанговая машина», «работала катальная машина», «пыхтела паровая машина» и так далее [7]). 11 раз это слово упоминается в романе «Золото» (1892), того же автора («Бутара — сибирского типа машина», «паровая машина» и так далее). Отличился в данном плане П.А. Кропоткин со своим произведением «Хлеб и воля» (1892). В нем он 17 раз употребляет, исследуемое слово («как какой-нибудь инструмент или машина», «уже выдумана машина, позволяющая писателю самому делать набор», «вот эта машина, например, строгающая сталь» [7]). В контексте данных произведений «машина» — это такое приспособление, которое облегчает жизнь человека. Из примеров, представленных НКРЯ, ученик может заметить, что о машине (в привычном понимании для нас) речи не идет. В текстах описываются большие «машины-помощники», но еще не современные автомобили-средства передвижения. Случаи употребления изучаемого в проектной работе слова редки для конца XIX века.

Проанализировав произведения начала XX века, которые предлагает НКРЯ, ученик может заметить, что «машинами» тогда называли самолеты, а привычные для всех автомобили назывались «моторами». Д.Н. Мамин-Сибиряк в своем рассказе «Волшебник» пишет: «Все дело в том, когда будет изобретена воздухоплавательная машина» [7]. Также таких примеров много в произведении Д.С. Мережковского «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи» (1901): «А что, как у вас летательная машина?»; «Машина Леонардо действовала как нельзя лучше»; «Легкий камышовый остов крыльев, обтянутый тафтою, подобной перепонке, напоминал не летучую мышь, как прежняя машина, а исполинскую ласточку» [7].

Чуть позже в произведениях писателей появляются «швейные машины», «пожарные машины», «почтовые машины» и много других механических приспособлений, которые с легкостью могут заменить труд человека или очень сильно ему помогают в выполнении каких-либо заданий.

Даже в 30-40-х годах XX века писатели не перестают называть самолет машиной. Так, В. Каверин в своем романе «Два капитана», который был написан в 1938-1944 годах, использует такие описания, благодаря которым мы понимаем, что описывается не автомобиль, а летательный аппарат: «Я дал газ, и машина побежала по аэродрому»; «первый разворот. Она пуста, а машина летит»; «машина была повреждена, но Григорьев продолжал полет» [7].

МА.

720

Уже в середине двадцатого столетия термин «машина» начинают использовать в привычном для современного человека значении (в связи с развитием автопрома). Это можно заметить на примере произведения А.И. Делианича «Вольфсберг-373» (1945-1960). Там упоминается привычное для всех понятие: «Легковая машина проследовала в лагерь заключенных» [7]. Большинство последующих произведений, в которых используется исследуемое слово имеет свое современное значение.

Какое же значение имеет слово «машина» в современном мире по Толковому словарю Ефремовой? Для того, чтобы сравнить современное значение термина и значение, указанное в словаре XIX века, учащийся снова должен прибегнуть к помощи словаря.

Определение по Толковому словарю Ефремовой звучит так: «Механизм или совокупность механизмов, совершающих полезную работу с помощью преобразования одного вида энергии в другой» [8]. Это первое определение, которое дается в Толковом словаре. Другое определение звучит так: «Общее название различных самодвижущихся механизмов, выполняющих транспортную, тягловую и т.п. работу» [8]. Ну и последнее определение такое: «разг. Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам» [11].

Судя по отрывкам произведений XXI века, которые предоставляет Национальный корпус русского языка по запросу, ученик может заметить, что в них слово «машина» является разговорным, т.е. авторы называют машиной транспортное средство для перевозки пассажиров. Это ученик может заметить на таких примерах: «С магистрали машина свернула на боковую улицу...» (Анатолий Салуцкий. Немой набат // «Москва», 2019); «машина стояла там, где он ее и оставил позавчера, прикрытая инеем, будто сахарной пудрой» (А. Б. Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него // «Волга», 2016); «Недолеченная ещё от советских времён, но красивая. Машина подвернулась внезапно и сразу хорошая. Хонда некоторая с владимирскими номерами» (Андрей Пермяков. Петушки - Москва. Поехал // «Волга», 2016)

По итогам данного исследования ученик, который занимался проектной деятельностью на данную тему может сделать вывод о том, как же все-таки менялось всеми узнаваемое слово «машина». В современном мире, все привыкли использовать это слово для обозначения средства передвижения. Мало кто использует это слово в других его значениях, и оно утратило свой первоначальный смысл. Правда общее лексическое значение у этого термина все же остается. Проанализировав произведения с XIX по XXI век, юный исследователь должен прийти к выводу о том, что первоначально «машина» — это средство для облегчения жизнедеятельности человека и что смысл слова остался таким же. По сей день, машина — это изобретение, которое помогает человеку сэкономить время и силы, преодолевая расстояния.

Таким образом, цифровые инструменты, а именно Национальный корпус русского языка, позволяют подготовить и реализовать проектную деятельность в школе. Использование цифровых возможностей станет мощным стимулом для учащихся в научно-поисковой деятельности, что повлечет повышение мотивации, вовлеченности и самостоятельности учащегося в достижении намеченных целей и получения результатов.

Исследование финансируется Министерством науки и высшего образования РК в рамках реализации проекта по грантовому финансированию на 2024-2026 гг. ИРН AP23489121 «Коллаборативная среда «школа-вуз»: реализация научных проектов в рамках концепции Digital Humanities».

[7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Чепова А. С. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы //Наука и современность. - 2013. - №. 25-1. - С. 149-154.

2. Полат Е. С., Поливанова К. И., Ступницкая М. А. Метод проектов: история и современность //Педагогический институт имени ВГ Белинского: традиции и инновации. - 2022. - С. 82.

3. Белолобова А.А. Сетевая проектная деятельность и цифровые инструменты для её реализации. Открытое образование. 2020;24(4):22-31. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-4-22-31.

4. Бондаренко М. А. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка //Поволжский педагогический вестник. - 2018. - Т. 6. - №. 4 (21). -С. 24-29.

5. Филиппова Е. П. Проектная деятельность на уроках русского языка // Педагогическое образование и цифровая революция: теоретические и практические аспекты. - 2018. - С. 125-131.

6. Словарь Академии Российской. [Электронный ресурс] URL: https://www.prlib.ru/item/365949 (дата обращения: 14.10.2024).

7. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс] URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 27.09.2024)

8. Толковый словарь Ефремовой. [Электронный ресурс] URL: https://gufo.me/dict/efremova/машина (дата обращения: 30.09.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.