Цифровые валюты центральных банков: новая форма денег или альтернативный финансовый инструмент
Уличкина Инна Александровна,
ассистент Департамента банковского дела и финансовых рынков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Представленная статья кратко обобщает этапы развития денег, как всеобщего эквивалента оплаты товаров и услуг. После небольшого исторического экскурса, включающего развитие денег от примитивной их формы до электронной, автор предпринимает попытку рассмотреть международную практику регулирования современного вида финансового актива - крипто-валюты. Объясняется необходимость участия центробанков в эмиссии цифровых денег в качестве альтернативы криптова-люте. Рассматривается российский опыт выпуска цифрового рубля. Приводятся актуальные новации в российском законодательстве, касающиеся регулирования современной формы денег - цифровой валюты. Указываются основные особенности цифрового рубля. Обосновывается необходимость его эмиссии. Раскрываются особенности и перспективы его применения. В то же время рассматривается ряд дискуссионных моментов, которые требуют некоторой доработки, в частности, рассматривается дискуссия Банка России и Министерства финансов РФ.
Ключевые слова: финансовые активы, регуляторные нормы, новации законодательства, международная практика, цифровая валюта, финансовые регуляторы.
Для понимания причин возникновения нового явления в области всеобщего эквивалента обратимся к истории происхождения денег вообще.
Итак, эволюция форм и видов денег прошла длительный путь развития. Первой их формой были так называемые товарные деньги. В разное время и в разных регионах их роль выполняли различные товары, особо ценившиеся людьми. Однако такая форма эквивалента не являлась всеобщей, что затрудняло обменные процессы. В этой связи люди продолжали искать некий оптимальный инструмент, позволивший бы прервать цепочку бартера и стать всеобщим эквивалентом. И со временем таким инструментом стали драгоценные металлы.
Далее отметим, что развитие кредитных отношений привело к появлению новых видов денег -кредитных, в основе которых также первоначально были драгоценные металлы. Одним из первых их видов были долговые расписки менял, затем коммерческие векселя и, наконец, банкноты (Маркс называл их «векселями на банкиров», что довольно точно отражало суть данного инструмента).
Банкноты со временем, собственно, и стали выполнять функции денег, в качестве средства обращения и платежа. С возникновением безналичных денег наиболее широкое распространение получила функция средства платежа, в основе которой также лежат кредитные отношения.
Первым видом безналичных денег принято считать дорожные чеки. Следующим этапом развития безналичных платежей стало появление банковских карт (дебетовых и кредитных). Их выпуск впервые состоялся в середине прошлого века. Поначалу карты представляли собой лишь кусочек картона, но в дальнейшем довольно быстро карты подверглись серьезной модернизации: появление эмбоссирования и имени владельца, затем магнитной полосы, микрочипа. И, уже в XXI веке, появление карт с возможностью бесконтактной оплаты и виртуальных карт без материального носителя.
Отдельным этапом развития видов денег стало возникновение электронных денег. Их отличие от виртуальных банковских карт состоит в отсутствии привязки к банковскому счету. То есть эти средства платежа, с одной стороны, являются деньгами, но с другой - не имеют никакого физического материального носителя, не находятся на банковском счете. Они существуют лишь в виде неких электронных импульсов и файлов. Исходя из классической точки зрения на трактовку сущности денег, их функционирование довольно трудно-
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
объяснимо: как может служить эквивалентом товаров и услуг то, чего не существует физически? Однако рационалистическая концепция происхождения денег дает нам ответ: деньги, а, иначе говоря, всеобщий эквивалент стоимости, это все то, что люди согласны принимать за деньги.
Если рассматривать юридическую составляющую сущности электронных денег, то можно пояснить, что электронные деньги являются ничем иным, как обязательствами. То есть в электронных деньгах обязательственная составляющая является преобладающей над вещной. Действительно, электронные деньги с точки зрения предо-плаченного финансового продукта являются суть обязательствами их эмитента. Причем их выпуск осуществляется без привязки к банковскому счету, а учет осуществляется на специальных технических устройствах.
Самостоятельный юридический статус эмитенты электронных денег впервые получили согласно Директиве Европейского парламента № 2000/46/ ЕС. Целью принятия данного документа явилось разграничение правового статуса частных эмитентов электронных денег и традиционных кредитных организаций. Как правило регулирование их деятельности характеризуется более мягкими ре-гуляторными требованиями по сравнению с банками. Кроме того, различается и линейка продуктов и услуг, предоставляемых частными эмитентами и банками.
В России в связи с бурным ростом эмиссии электронных денег частными эмитентами уже в 1998 году появились некоторые «законодательные зачатки» их регулирования. Так, Центробанк в своем НПА дал определение предоплаченного финансового продукта. Данное определение гласило, что предоплаченный финансовый продукт -это «денежные обязательства организаций, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/или физических лиц по оплате товаров или услуг и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме».
Дальнейшее развитие электронных денежных средств, происходившее в России буквально в геометрической прогрессии, привело к необходимости конкретного определения юридического статуса предоплаченных финансовых продуктов. Поэтому указанное выше определение не в полной мере отображало характеристику электронных денег.
Впоследствии юридическое обоснование функционирования электронных денег в России получило дальнейшее развитие, обретя форму федерального закона «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ от 27.06.2011 года.
Таким образом, если раньше деятельность ^ по выпуску и обороту электронных денег в России = регулировали множество нормативно-правовых е актов и отдельных статей в различных законах, й то ФЗ «О национальной платежной системе» стал ° единым регулирующим документом для всей отав расли электронных платежей. Основные нова-
ции данного закона были связаны с изменением порядка регулирования деятельности эмитентов электронных денег. Если ранее функцию эмиссии могли выполнять организации, имеющие любую организационно-правовую форму, то после принятия ФЗ-161 право эмиссии электронных денег закрепилось только за небанковскими кредитными организациями [1]. Таким образом, контроль над эмиссией электронных денег полностью перешел к Центробанку. Кроме того, с принятием данного ФЗ расчеты электронными деньгами были официально признаны самостоятельной формой безналичных расчетов.
Но технологии не стоят на месте. И, начиная с 2009 года, мир столкнулся с совершенно новым явлением в платежной и инвестиционной сферах -так называемой криптовалютой. В настоящее время существует довольно большой спектр ее видов. Но первым был, конечно же, почти всем известный на сегодня биткоин. Не будем углубляться в историю его возникновения, тем более что существуют различные, зачастую и конспирологи-ческие, версии. Основная суть, которая нас интересует, состоит в коренном изменении не только технологии появления и применения данного платежного и инвестиционного средства. Можно сказать, что мы наблюдаем изменение парадигмы создания и обращения нового средства платежа. Но как относиться к данному явлению? Оставить его регулирование на «невидимую руку рынка» или зарегулировать на государственном уровне? Этот вопрос пока не имеет однозначного ответа. Центробанки некоторых стран предпочли легализовать криптовалюту в качестве официального платежного средства (Сальвадор, Япония). Другие не запрещают ее к приему, но не придают крипто-валюте официального статуса (Швейцария, Сингапур). Есть страны, которые признают криптова-люты, но требуют их легализации и уплаты налогов с операций с данными активами (США, Швеция). Полный запрет на использование криптова-люты также имеет место быть (Китай, Вьетнам).
Однако, согласно опросам экспертов, большинство центробанков в настоящее время оценивает выпуск криптовалют независимыми эмитентами, как угрозу. Поскольку для ЦБ возникает большая вероятность нарушения их денежной монополии. И в этой связи идея передачи выпуска цифровых валют от частных эмитентов непосредственно к самим центробанкам буквально за несколько лет прошла путь от полного неприятия к решительным действиям. Так, если в 2017 году лишь треть цен-тробанков разных стран проявляли интерес к выпуску собственной цифровой валюты (CBCD) в качестве прямого конкурента криптовалюте частных эмитентов, то в начале 2020 года таковых насчитывалось уже 80%. Одним из триггеров данного процесса послужил факт запуска собственной криптовалюты Libra глобальной компанией Face-book, чьими пользователями являются четверть населения земного шара! И в данный момент к денежным властям пришло реальное осознание то-
го, что монетарный суверенитет их стран может быть разрушен. Настало время для решительных действий. Монетарные власти поняли, что они либо должны возглавить процесс (как, собственно, в свое время это было и с электронными деньгами), либо утратить определенную часть своей власти. Учитывая необратимые процессы глобализации, цифровизации, развития финансовых инноваций, подобные угрозы для центробанков становятся вполне очевидными.
Банк России, будучи вполне современным и прогрессивным денежно-кредитным институтом, также активно включился в процесс разработки собственной цифровой валюты - цифрового рубля. Банк России, согласно статье 104 Конституции РФ, не имеет права законодательной инициативы. Однако его участие в законодательном процессе предусматривает, что проекты федеральных законов, касающиеся сфер его деятельности и функций, в обязательном порядке направляются на заключение в ЦБ РФ. Из чего мы делаем вывод, что основные положения законопроекта «О цифровых финансовых активах» были разработаны при непосредственном участии Банка России. Данный закон № 259-ФЗ в окончательном, третьем чтении, был принят Государственной Думой 31 июля 2020 года.
Основная цель принятия данного закона, смеем предположить, по аналогии с законодательным регулированием электронных денег, «возглавить» процесс выпуска и оборота цифровых валют. Общеизвестно, что в настоящее время одним из главных преимуществ выпуска и оборота цифровых валют является их анонимность. Так было в свое время и с электронными деньгами. Как известно, с этой проблемой Банк России справился вполне успешно (ФЗ № 161). На очереди легализация и деанонимизация цифровых валют. Итак, попробуем разобраться в новой законодательной инициативе.
Законом регулируются выпуск и обращение новых для нашего законодательства инструментов -цифровых финансовых активов и цифровых валют (а именно, цифрового рубля). Отличие в следующем: ЦФА - удостоверяют цифровые права (их перечень закрыт). Цифровая валюта же - это информация, существующая в информационной системе, которая может служить средством платежа или средством инвестиций [2]. Исходя из подобной трактовки, эксперты предлагают считать цифровой рубль третьей, особенной формой денег. А именно: наряду с наличными и безналичными (включая электронные) деньгами, возникает совершенно новая форма денег - цифровая. В этой связи вполне возможно и правомерно говорить о продолжении исследования современной сущности денег.
Впрочем, ряд экспертов обращает внимание на некоторые положения в законодательстве, явно нуждающиеся в доработке. Так, основные определения в законе являются довольно размытыми, и при определенных условиях, к цифровой валю-
те с правовой точки зрения можно отнести и рассмотренные нами ранее электронные деньги. Также, по мнению юристов, «размытое» определение ЦФА позволяет относить к ним различные бонусы и сертификаты, используемые в электронной коммерции, что противоречит причислению цифровой валюты к новой форме денег.
Еще один аспект, представляющий интерес не только для профессиональных участников рынка, но и для обычных граждан, использующих цифровую валюту. Законом предлагается считать цифровую валюту имуществом, подлежащим обязательному налоговому декларированию в случае, если гражданин получил доход от ее реализации в течение года.
Эксперты также считают, что закон не создает единого понятийного аппарата, регулирующего рынок цифровых валют и криптовалют. Объектом его регулирования становится лишь российский сегмент рынка цифровых активов, которые вряд ли смогут быть выведены на международный рынок. Между тем одно из основных качеств криптовалюты - глобальность и отсутствие международных барьеров.
Кроме того, экспертное сообщество обращает внимание на некоторые нормы в рассматриваемом законе, которые являются контрарными. То есть, по сути, участники рынка ожидали четкого определения крипторынка, но в результате получили лишь разъяснения о процессе цифровизации российской денежной сферы. Никак не урегулирован майнинг: он и не запрещен, но и не разрешен. Кроме того, большие вопросы вызывает процедура судебного урегулирования споров, касающихся цифровой валюты. В случае возникновения судебных прецедентов участники процесса будут обязаны раскрыть все данные о своей личности, а также указать источники приобретения цифрового рубля.
Любопытно, что в органах российской финансовой власти до сих пор нет единого мнения и подхода к обращению криптовалюты. Так, Центробанк является сторонником жестких мер. По его мнению, на территории России следует запретить выпуск и обращение криптовалют; ввести ответственность за нарушение запрета; ответственность за использование криптовалюты в качестве средства платежа; запретить финансовым организациям вкладывать средства в криптовалюты использовать российскую инфраструктуру для ее получения. То есть Центральный банк, по сути, является сторонником тотального запрета криптова-люты в России и полной замены ее цифровым рублем.
Это противоречит признанию криптовалюты средством платежа и значительно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой. То есть, криптобизнес, по сути, не сможет использовать криптовалюту для своих операций. Это значит, что ему будет невыгодно работать на территории России. Между тем,
сз о со от гп Р от
от А ш
по экспертным оценкам, Россия входит в тройку стран-лидеров по использованию криптовалюты, а количество криптокошельков в стране уже превышает 8 млн. Также Россия занимает третье место в мире по мощностям майнингового оборудования. Введение же запрета, таким образом, уничтожит целую отрасль.
Минфин занял гораздо более мягкую позицию. По его мнению, следует разрешить проводить операции с криптовалютой через банковскую инфраструктуру; разрешить проводить такие операции физическим и юридическим лицам при условии идентификации; контролировать операции через специальный сервис; создать реестр операторов и т.д.
Поскольку 259-ФЗ устанавливает только общие положения, все еще существует некоторая неопределенность в отношении перспектив регулирования цифрового рубля. Министерство финансов России уже сделало первый шаг в этом отношении, разработав пакет законопроектов, вносящих поправки в российское законодательство. Исходя из общедоступной информации, ряд законопроектов уже передан в Государственную Думу и находится на рассмотрении. Данные поправки направлены на облегчение выпуска и функционирования цифрового рубля. Эксперты считают, что эту версию национальной валюты необходимо регулировать отдельно от других цифровых форм денег, таких как криптовалюты. Рассмотрение соответствующих законопроектов началось уже в январе 2022 года, одновременно с запуском эксперимента по цифровой валюте Банка России.
В 2021 году Центробанком за семь месяцев был разработан проект платформы цифрового рубля (для сравнения: в Китае данный процесс занял два года). В настоящее время в процессе тестирования принимают активное участие пять российских коммерческих банков, еще семь уже готовы подключиться. Первыми шагами станут тестирование выпуска цифрового рубля, открытия цифровых кошельков гражданам, переводов цифровой валюты между гражданами [3]. Определенные успехи уже есть. Так, клиенты не только смогли открыть цифровые кошельки через мобильное приложение (то есть офф-лайн), но и перевели в них деньги со своих безналичных счетов, и осуществили переводы между цифровыми кошельками.
Взаимодействие ЦБ РФ между участниками системы строится по принципу двухуровневой розничной модели. Банк России является эмитентом цифровых рублей и оператором платформы. А клиенты осуществляют операции с цифровыми рублями между собой через различные финансовые организации [4]. Еще раз обратим внимание на тот факт, что для операций с цифровыми руб-^ лями не обязательным является наличие доступа = к Интернету. Проведение всех операций доступно е через мобильное предложение. й По мнению экспертов, использование цифро-° вого рубля открывает широкие возможности для ав всех участников рынка. Предполагается, что ис-
пользование цифровых кошельков для граждан будет бесплатным (то есть без комиссий) и доступным в любом регионе страны. Для бизнеса же цифровой рубль откроет доступ к прорывным инновационным технологиям и сервисам, совершенствованию IT-индустрии, а также снизит издержки. Государство же в свою очередь получит новые возможности для осуществления целевых выплат и администрирования платежей в бюджет. Центробанк планирует завершить окончательное тестирование цифрового рубля в течение 2022 года.
На данный момент планируется внести изменения в 13 федеральных законов и 5 кодексов -Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Уголовный и Административный. Новые положения коснутся ряда областей, таких как полномочия Банка России по организации обращения новой валюты, ее легализация в качестве средства платежа, правовая защита ее держателей и так далее [5].
Также, возможно, внесения поправок потребует и Конституция РФ. Статья 75 которой гласит, что денежной единицей РФ является рубль, и речи о цифровом рубле там нет. Однако некоторые эксперты сходятся во мнении, что цифровой рубль -это всего лишь новая форма валюты, а не третий вид расчетов. В связи с этим данный вопрос остается дискуссионным.
Что касается выделения бюджетных средств, то с большой долей вероятности они понадобятся, поскольку проект цифрового рубля является крупномасштабным.
Тем не менее есть все основания полагать, что цифровой рубль будет выполнять функции денег, являясь средством обращения (платежа), и средством накопления. Использовать его для осуществления платежей и расчетов смогут граждане, организации, участники финансового рынка, государство.
Нельзя не отметить еще один актуальный аспект: в условиях экономических санкций, ограничения деятельности некоторых коммерческих банков, отключения от системы SWIFT применение цифрового рубля позволит не только упростить платежи между участниками рынка внутри страны, но и преодолеть сложности трансграничных платежей с участием клиентов-нерезидентов.
Литература
1. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 Ж61-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_115625/ (дата обращения 03.01.22)
2. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N259-ФЗ (последняя редакция) // Консультант плюс -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.con-
sultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения 03.01.22)
3. Концепция цифрового рубля // Официальный сайт Банка России - [Электронный ресурс]. -URL: http://www.cbr.ru/content/document/ file/120075/concept_08042021.pdf (дата обращения 03.01.22)
4. Цифровой рубль как новая форма национальной валюты: планы Банка России по его внедрению // Гарант - [Электронный ресурс]. -URL: https://www.garant.ru/article/1441377/ (дата обращения 03.01.22)
5. Законодательные и регуляторные изменения для внедрения цифрового рубля // Консультант плюс - [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364913/ c3410fd9d90469f13aa922230ea6b681b3803b71/ (дата обращения 03.01.22)
DIGITAL CURRENCIES OF CENTRAL BANKS: A NEW FORM OF MONEY OR ALTERNATIVE FINANCIAL
Ulichkina I.A.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The presented article briefly summarizes the stages of the development of money as a universal equivalent of payment for goods and services. After a short historical digression, including the development of money from its primitive form to electronic, the author makes an attempt to consider the international practice of regulating the modern type of financial asset - cryptocurrency. The necessity of participation of central banks in the issue of digital money as an alternative to cryptocurrency is explained. The Russian experi-
ence of issuing a digital ruble is considered. Current innovations in Russian legislation regarding the regulation of the modern form of money - digital currency are given. The main features of the digital ruble are indicated. The necessity of its emission is substantiated. The features and prospects of its application are revealed. At the same time, a number of discussion points are being considered that require some refinement, in particular, the discussion between the Bank of Russia and the Ministry of Finance of the Russian Federation is being considered.
Keywords: financial assets, regulatory norms, legislative innovations, international practice, digital currency, financial regulators.
References
1. Federal Law "On the National Payment System" dated June 27, 2011 N161-FZ (last edition) // Consultant plus - [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_115625/ (date of access: 01/03/22).
2. Federal Law "On digital financial assets, digital currency and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" dated July 31, 2020 N259-FZ (last edition) // Consultant plus - [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358753/ (date of access: 01/03/22).
3. The concept of the digital ruble // Official website of the Bank of Russia - [Electronic resource]. - URL: http://www.cbr.ru/con-tent/document/file/120075/concept_08042021.pdf (date of access: 01/03/22).
4. Digital ruble as a new form of national currency: plans of the Bank of Russia for its implementation // Garant - [Electronic resource]. - URL: https://www.garant.ru/article/1441377/ (date of access: 01/03/22).
5. Legislative and regulatory changes for the introduction of the digital ruble // Consultant plus - [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364913/ c3410fd9d90469f13aa922230ea6b681b3803b71/ (date of access: 03.01.22).