Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ГОСУДАРСТВ ЧЛЕНОВ ЕАЭС: КОНЦЕПЦИИ, ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ГОСУДАРСТВ ЧЛЕНОВ ЕАЭС: КОНЦЕПЦИИ, ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА (ЦВЦБ) / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ / ЦИФРОВОЙ БЕЛАРУССКИЙ РУБЛЬ / ЦИФРОВОЙ СОМ / ЦИФРОВОЙ ТЕНГЕ / ЦИФРОВОЙ ДРАМ / СМАРТ-КОНТРАКТ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / EAEU / CENTRAL BANK DIGITAL CURRENCIES (CBDC) / REGIONAL CURRENCY / DIGITAL RUBLE / DIGITAL BELARUSIAN RUBLE / DIGITAL SOM / DIGITAL TENGE / DIGITAL DRAM / SMART CONTRACT / CURRENCY CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брыкин Константин Игоревич

Статья направлена на исследование молодого феномена в юридической науке цифровой валюты центрального банка (ЦВЦБ, или Central Bank Digital Currencies, CBDC). Автором проанализированы доклады и концепции цифровых валют стран участниц ЕАЭС (цифровой рубль, цифровой беларусский рубль, цифровой сом, цифровой тенге, цифровой драм), выявлены тенденции использования CBDC и необходимость трансформации законодательства. С учетом доктринальных подходов, существующих в праве и экономике, отражены преимущества и риски использования CBDC. Автор приходит к выводу о необходимости проработки вопроса более глубокой экономической интеграции государств членов ЕАЭС, в том числе создания валютного союза на базе эмиссии региональной CBDC ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CURRENCIES OF THE CENTRAL BANKS OF THE EAEU MEMBER STATES: CONCEPTS, FINANCIAL AND LEGAL REGULATION, DEVELOPMENT TRENDS

The article is aimed at researching a phenomenon that is young in legal science the digital currency of the central bank (Central Bank or Central Bank Digital Currencies, CBDC). The author analyzes the reports and concepts of digital currencies of the EAC member countries (digital ruble, digital Belarusian ruble, digital som, digital tenge, digital dram), identifies trends in the use of CBDC and the need to transform legislation. Taking into account the doctrinal approaches existing in law and economics, the advantages and risks of using CB DC are reflected. The author comes to the conclusion that it is necessary to work out the issue of deeper economic integration of the EAEU member states, including the creation of a monetary union based on the issuance of the regional system of the EAEU.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ГОСУДАРСТВ ЧЛЕНОВ ЕАЭС: КОНЦЕПЦИИ, ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Евразийская адвокатура. 2024. № 4 (69). С. 168. Eurasian advocacy. 2024;(4(69)):168.

Политика и экономика Евразии

Научная статья УДК 346.6; 347.73

doi 10.52068/2304-9839_2024_69_4_168

ЦИФРОВЫЕ ВАЛЮТЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС: КОНЦЕПЦИИ, ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

БРЫКИН Константин Игоревич

Кандидат юридических наук, доцент кафедры фундаментальной юриспруденции и международного права

Российского университета адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева

105120, г. Москва, Малый Полуярославский пер., д. 3/5, стр. 1, Российская Федерация

Аннотация: Статья направлена на исследование молодого феномена в юридической науке - цифровой валюты центрального банка (ЦВЦБ, или Central Bank Digital Currencies, CBDC). Автором проанализированы доклады и концепции цифровых валют стран - участниц ЕАЭС (цифровой рубль, цифровой беларусский рубль, цифровой сом, цифровой тенге, цифровой драм), выявлены тенденции использования CBDC и необходимость трансформации законодательства. С учетом доктринальных подходов, существующих в праве и экономике, отражены преимущества и риски использования CBDC. Автор приходит к выводу о необходимости проработки вопроса более глубокой экономической интеграции государств - членов ЕАЭС, в том числе создания валютного союза на базе эмиссии региональной CBDC ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, цифровая валюта центрального банка (ЦВЦБ), региональная валюта, цифровой рубль, цифровой беларусский рубль, цифровой сом, цифровой тенге, цифровой драм, смарт-контракт, валютный контроль

Для цитирования: Брыкин К.И. Цифровые валюты центральных банков государств - членов ЕАЭС: концепции, финансово-правовое регулирование, тенденции развития // Евразийская адвокатура. 2024. № 4(69). С. 168. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_168

Policy and Economy of Еurasia

Original article

DIGITAL CURRENCIES OF THE CENTRAL BANKS OF THE EAEU MEMBER STATES: CONCEPTS, FINANCIAL AND LEGAL REGULATION, DEVELOPMENT TRENDS

BRYKIN Konstantin Igorevich

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Fundamental Jurisprudence and International Law of the Russian Named by G.B. Mirzoev

105120, Moscow, Maly Poluyaroslavsky lane, 3/5, building 1, Russian Federation

Abstract: The article is aimed at researching a phenomenon that is young in legal science - the digital currency of the central bank (Central Bank or Central Bank Digital Currencies, CBDC). The author analyzes the reports and concepts of digital currencies of the EAC member countries (digital ruble, digital Belarusian ruble, digital som, digital tenge, digital dram), identifies trends in the use of CBDC and the need to transform legislation. Taking into account the doctrinal approaches existing in law and economics, the advantages and risks of using CB DC are reflected. The author comes to the conclusion that it is necessary to work out the issue of deeper economic integration of the EAEU member states, including the creation of a monetary union based on the issuance of the regional system of the EAEU.

Keywords: EAEU, Central Bank Digital Currencies (CBDC), regional currency, digital ruble, digital belarusian ruble, digital som, digital tenge, digital dram, smart contract, currency control

For citation: Brykin K.I. Digital Currencies of the Central Banks of the EAEU Member States: Concepts, Financial and Legal Regulation, Development Trends = Eurasian advocacy. 2024;4(69):168. (In Russ.). https://doi. org/10.52068/2304-9839_2024_69_4_168

© Брыкин К.И., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution NonCommercial License 4.0 (CC BY-NC).

Ассоциация ФинТех провела исследование «3х10 трендов 2024 года» [1], целью которого стало выявление 30 ключевых трендов 2024 года, значимых для развития международного финансового рынка. Одним из ключевых мировых трендов назван «CBDC без границ». Авторы исследования под CBDC (Central Bank Digital Currencies), или ЦВЦБ (цифровая валюта центрального банка), понимают выпущенные центральным регулятором цифровые деньги центрального банка, являющиеся альтернативой ранее существовавшим средствам платежа. Такая валюта является обязательством выпустившего ее регулятора, а также законным платежным средством страны-эмитента, что позволяет использовать ее как на территории государства, так и за его пределами при оплате внешнеторговых контрактов. Указанный тренд приравнивают к «революции мировой финансовой системы», поскольку использование цифровых валют позволит обеспечить более высокую скорость совершения платежей и сократить операционные издержки. Так, например, уже в феврале 2024 г. регулятор ОАЭ осуществил первый перевод цифровых дирхамов в эквиваленте $13,6 млн в Китай, а в рамках инициативы Project Mariana Банк международных расчетов (BIS) совместно с регуляторами Швейцарии, Сингапура и Франции исследуют вопрос возможности совершения расчетов с использованием DeFi-протоколов, т. е. технологии, которая позволяет цифровизировать совершение операций при расчетах децентрализованными валютами.

Определяя перспективы развития российского финтеха в 2024 году, ассоциация ФинТех, среди прочего, выделяет в качестве отдельного направления «цифровой рубль и развитие взаимодействия с цифровыми валютами центральных банков дружественных стран».

В отечественном законодательстве под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отно-

шении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам [2].

В целях реализации подготовленной Банком России концепции цифрового рубля [3] подготовлен ряд нормативных актов, направленных на регулирование отношений, связанных с правовым статусом, эмиссией, использованием российской CBDC, а также надзором в указанной сфере (см. Федеральный закон от 24.07.2023 № 339-ф3 «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Положение Банка России от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля»).

В аналитическом докладе Центробанка, связанном с вопросом цифровизации платежей и внедрения инноваций на платежном рынке, отмечаются следующие тенденции развития российской CBDC [4]:

1) масштабирование пилотного проекта (увеличение объема и количества операций, расширение возможностей платформы цифрового рубля и субъектного состава в части банков, физических и юридических лиц);

2) развитие платформенных возможностей (внедрение динамических QR-кодов, сервисов автоплатежей, подписки и В2В (переводов между юридическими лицами), смарт-контрактов, а также обеспечение неукоснительного исполнения процедур ПОД/ФТ, валютного контроля и иных требований законодательства);

3) проработка вопросов использования российской CBDC в бюджетном процессе, включая систему казначейских платежей;

4) совершенствование интерфейсов взаимодействия платформы цифрового рубля с другими платформами и инфраструктурами, в том числе с зарубежными.

А как обстоит дело с CBDC наших партнеров по ЕАЭС?

В Концепции цифрового беларусского рубля [5] одним из преимуществ цифровых валют названо расширение использования национальных валют государств - членов ЕАЭС при осуществлении расчетов во внешнеэкономической деятельности. В документе цифровой беларус-ский рубль определен как национальная валюта Республики Беларусь, которая эмитируется Национальным банком Республики Беларусь и учитывается на цифровых счетах участников

платформы путем отражения соответствующих записей в распределенном реестре платформы.

Риски беларусской CBDC раскрываются через следующие факторы: недостаточная производительность блокчейн-платформы, неготовность инфраструктуры финансовых и торгово-сервис-ных организаций, риски резкого оттока ликвидности и использования программно-аппаратного и программного комплекса, риски, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, а также риски, связанные с конфиденциальностью информации в распределенном реестре, с реализацией офлайн-режима и возможностью подрыва криптографической защиты.

С точки зрения правовой квалификации и особенностей правового регулирования Республики Беларусь CBDC может быть рассмотрена как не-овеществленная форма денег, представленных в виде безналичных денежных средств на цифровых счетах, в отличие от безналичных денежных средств на счетах в банках. Регулятор указывает на необходимость изменений в законодательстве, поскольку операции на платформе беларусской CBDC будут представлять собой реальное движение денежных средств, а также принятия совместного решения Национального банка Республики Беларусь и центрального / национального банка страны-партнера для дальнейшего использования цифровой валюты.

Концепция цифрового сома [6] определяет цифровой сом как одну из форм национальной валюты (цифровое дополнение существующих наличных и безналичных сомов), т. е. предполагается, что CBDC объединит в себе свойства и преимущества как наличных, так и безналичных сомов.

Среди преимуществ кыргызской CBDC для государства отмечается возможность осуществления более жесткого контроля за расходованием бюджетных средств, снижение издержек на администрирование бюджетных платежей и упрощение проведения трансграничных платежей за счет интеграции в дальнейшем платформы цифрового сома с аналогичными платформами CBDC других стран.

В части законодательного регулирования внедрение кыргызской CBDC потребует внесения изменений: в гражданское законодательство путем его дополнения определением цифрового сома и установления возможности осуществления платежей с использованием цифрового сома; в бюд-

жетное законодательство - в части использования цифровых сомов в доходной и расходной частях республиканского и местных бюджетов, а также в бюджетных платежах; в банковское законодательство и законодательство о платежной системе - в части расширения функций и задач Национального банка Кыргызской Республики, определения вопросов выпуска и обращения цифрового сома, использования платежной инфраструктуры при обращении цифрового сома и др.

Национальный Банк Казахстана еще в 2021 г. представил доклад о результатах пилотного проекта «Цифровой тенге» [7], в ходе которого реализованы базовые сценарии жизненного цикла CBDC - от эмиссии и распределения до покупок и переводов с использованием ЦТ. Среди достигнутых преимуществ реализованного технологического решения выделены: токенизация права собственности, платежи в оффлайн-режиме, настраиваемая анонимность, токены специального назначения и простота интеграции. По итогам проекта были подтверждены гипотезы о технологической реализуемости концепции цифрового тенге, выработаны первичная модель оценки влияния на экономику, финансовую стабильность и денежно-кредитную политику, а также возможные подходы к регулированию.

В документе «White Paper - 2023. Результаты реализации первой фазы» [7] отмечаются три группы направлений дальнейшего развития проекта:

1) бизнес-процессы (расширение числа банков второго уровня, развитие механизма социальных выплат и государственных закупок, проведение пилотного проекта по эмиссии стейблкоинов и интеграции с DeFi (Decentralized finance - децентрализованные финансы), реализация смарт-контрактов с участниками рынка, ввод в эксплуатацию механизма трансграничных расчетов, проведение пилотного проекта по офлайн-тран-закциям);

2) регулирование (определение легального статуса цифрового тенге, разработка нормативно-правовой базы, определение нормативных документов для внесения изменений в рамках межинституционального взаимодействия, работа по цифровым финансовым активам);

3) технология (целевая архитектура, информационная безопасность, доработка платформы в части нефункциональных требований).

Регулятор Армении также изучает вопрос выпуска цифрового драма.

Исследуемая в рамках настоящей статьи тематика CBDC заставляет задуматься о весьма непро-

стых вопросах, связанных с денежно-кредитной политикой, финансовой устойчивостью и трансформацией мировой валютной системы в целом.

К преимуществам CBDC часто относят расширение возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства из развивающихся юрисдикций в части доступа к мировым рынкам, повышение прозрачности и безопасности финансовых операций за счет снижения риска мошенничества. В доктрине также справедливо отмечают, что с учетом текущей внешнеэкономической и геополитической ситуации CBDC будет способствовать защите интересов отечественной экономики и бизнеса: «Применение ЦВЦБ теоретически может помочь создать замкнутый контур для расчетов России с дружественными государствами. Возможность санкций недружественных государств против российских контрагентов может быть сокращена, так как третьи страны не смогут отключить от национальных либо международных платежных систем финансовые учреждения России и стран-партнеров, использующие системы расчетов на основе ЦВЦБ» [8]. Отмечается и «повышение эффективности государственного регулирования экономики, а также увеличение надежности и скорости функционирования национальных платежных систем и снижение их операционных рисков» [9].

С другой стороны, в юридической и экономической доктрине выделяют минусы и возможные риски использования CBDC. Так, например, указывая на риск дисбаланса международной монетарной системы [10], доктор юридических наук, член-корреспондент РАН А.В. Габов отмечает риск позиционирования платформы цифрового рубля как «замены существующей банковской системы, что при определенных условиях может иметь негативные последствия для экономики» [11]. Экономисты выделяют следующие риски CBDC: киберустойчивости CBDC, безопасности и угрозы, связанные с проблемами фондирования кредитных организаций, удорожания и сокращения их балансов, порождаемыми в ходе выполнения кассовых операций банков, риск паритета покупательной способности (purchasing power parity), системные риски (диспропорции на глобальном и национальном уровнях), кредитные риски и риски ликвидности, риски понижения доступности наличных денег, денежно-кредитной политики, а процесс дезинтермедиации может порождать риски дебанкоризации финансового рынка [12].

Подводя итог, стоит указать на неизбежную цифровизацию всех сфер общества, включая

финансово-расчетную инфраструктуру, используемую публично-правовыми образованиями, организациями и гражданами. При проведении пилотных проектов и дальнейшей эксплуатации CBDC необходимо помнить не только о положительных аспектах цифровых валют, но и о рисках (необходимости обеспечения финансовой устойчивости государства, сбалансированности банковской и бюджетной систем, информационно-технологической безопасности и др.). Как справедливо отмечает профессор Ю.А. Крохи-на, «определение юридической идентификации цифровой валюты критически необходимо для преодоления беспочвенных санкционных ограничений недружественных юрисдикций» [13]. С учетом западных рестрикций представляется перспективным возвращение к вопросу более глубокой экономической интеграции государств -членов ЕАЭС, в том числе создание валютного союза на базе эмиссии региональной CBDC ЕАЭС.

Список источников

1. Международное исследование «3х10 трендов 2024 года» / Пресс-центр ФинТех [Электронный ресурс]. URL: https://www.fintechru.org/analytics/issledovanie-3kh10-trendov-na-2024-goda/.

2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31.Ч. I. Ст. 5018.

3. Концепция цифрового рубля [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/ concept_08042021.pdf.

4. Цифровизация платежей и внедрение инноваций на платежном рынке [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/161600/analytical_ report_20240605.pdf.

5. Концепция цифрового беларусского рубля [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbrb.by/ payment/digital_ruble/concept.pdf.

6. Концепция цифрового сома [Электронный ресурс]. URL: https://www.nbkr.kg/printver.jsp?item=2685& lang=RUS&material=108460.

7. Цифровой тенге / Национальный Банк Казахстана [Электронный ресурс]. URL: https://www. nationalbank.kz/ru/page/Digital-Tenge.

8. Капустин Н.А., Пичков О.Б. Трансграничное применение цифровых валют центральных банков: возможности для России // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 2. С. 582.

9. Ваганова О.В., Сидибе М., Прядко Е.А. Исследование и анализ цифровых валют центральных банков (CBDC) // Экономика. Информатика. 2022. Т. 49. № 3. С. 543.

10. Юзефальчик И. Цифровые валюты центральных банков: подходы к внедрению и роль в финансовой системе // Банковский вестник. 2019. № 11(676). С. 33.

11. Габов А.В. Цифровой рубль центрального банка как объект гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. № 4. С. 64.

12. Шакер И.Е. Анализ рисков цифровой валюты центрального банка в новой финансовой экосистеме // Банковские услуги. 2018. № 11. С. 9-19.

13. Крохина Ю.А. Налогообложение цифровой валюты: баланс частных и публичных интересов в условиях санкционного режима // Мониторинг правоприменения. 2022. № 3(44). С. 6.

References

1. Mezhdunarodnoe issledovanie «3x10 trendov 2024 goda» / Press-centr FinTex [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.fintechru.org/analytics/issledovanie-3kh10-trendov-na-2024-goda/.

2. Federally"] zakon ot 31.07.2020 № 259-FZ «O cifrovy"x finansovy"x aktivax, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel"ny"e zakonodatel"ny"e akty" Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2020. № 31.Ch. I. St. 5018.

3. Koncepciya cifrovogo rublya [E"lektronny"j resurs]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/con-cept_08042021.pdf.

4. Cifrovizaciya platezhej i vnedrenie innovacij na platezhnom ry"nke [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// cbr.ru/Content/Document/File/161600/analytical_re-port_20240605.pdf.

5. Koncepciya cifrovogo belorusskogo rublya [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.nbrb.by/pay-ment/digital_ruble/concept.pdf.

6. Koncepciya cifrovogo soma [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.nbkr.kg/printver.jsp?item=2685&lang= RUS&material=108460.

7. Cifrovoj tenge / Nationally1] Bank Kazaxstana [E"lektronny"j resurs]. URL: https://www.nationalbank. kz/ru/page/Digital-Tenge.

8. Kapustin N.A., Pichkov O.B. Transgranichnoe prim-enenie dfrovy"x valyut central"ny"x bankov: vozmozhnos-ti dlya Rossii // E"konomika, predprinimatel"stvo i pravo. 2024. T. 14. № 2. S. 582.

9. Vaganova O.V., Sidibe M., Pryadko E.A. Issledovanie i analiz dfrovy"x valyut central"ny"x bankov (CBDC) // E"konomika. Informatika. 2022. T. 49. № 3. S. 543.

10. Yuzefal"chik I. Cifrovy"e valyuty" central"ny"x bankov: podxody" k vnedreniyu i rol" v finansovoj sisteme // Bankovskij vestnik. 2019. № 11(676). S. 33.

11. Gabov A.V. Cifrovoj rubl" central"nogo banka kak ob""ekt grazhdanskix prav // Aktual"ny"e problemy" ros-sijskogo prava. 2021. T. 16. № 4. S. 64.

12. Shaker I.E. Analiz riskov cifrovoj valyuty" central"nogo banka v novoj finansovoj e"kosisteme // Bankovskie uslugi. 2018. № 11. S. 9-19.

13. Kroxina Yu.A. Nalogooblozhenie cifrovoj valyuty": balans chastny"x i publichny"x interesov v usloviyax sank-cionnogo rezhima // Monitoring pravoprimeneniya. 2022. № 3(44). S. 6.

Статья поступила в редакцию 11.06.2024; одобрена после рецензирования 16.06.2024; принята к публикации 15.06.2024.

The article was submitted 11.06.2024; approved after reviewing 16.06.2024; accepted for publication 16.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.