ЦИФРОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ВЫХОДА НА НОВЫЕ РЫНКИ
Аннотация. В статье раскрыты и научно обоснованы возможности проникновения на новые горизонты рыночного пространства, позволяющие с помощью инструментария цифровых логистических сервисов объединить участников информационных технологических платформ в единой цепи поставок. Выделены базовые составляющие цифровых транспортных коридоров на рынке зерновых продуктов. Показаны перспективы развития цифровых транспортных коридоров в условиях реструктуризации цепей поставок на рынке зерновых продуктов.
Ключевые слова. Цифровые транспортные коридоры, логистические системы поставок платформенного типа, реструктуризация цепи поставок зерновых продуктов, выход на новые рынки.
Borisova V.V., Borodina А.8.
DIGITAL TRANSPORT CORRIDORS: OPPORTUNITIES TO ENTER NEW MARKETS
Abstract. The article reveals and scientifically substantiates the possibilities of penetration into new horizons of the market space, which allow using the tools of digital logistics services to unite the participants of information technology platforms in a single supply chain. The basic components of digital transport corridors in the market of grain products have been allocated. The prospects for the development of digital transport corridors in the context of the restructuring of supply chains in the market of grain products are shown.
Keywords. Digital transport corridors, logistics supply systems ofplatform type, restructuring of the supply chain of grain products, access to new markets.
Введение
Транспортной составляющей в теории логистики отведена ключевая роль. В зависимости от отрасли хозяйствования транспортные расходы в логистических системах поставок составляют от 30 до 70% общих логистических издержек [1, с. 87]. Столь значительные размеры транспортных расходов требуют их тщательного анализа с целью оптимизации схем грузопотоков и поиска новых эффективных транспортных коридоров. Для решения этих задач целесообразно использовать дополнительные возможности цифровой логистики [1].
Единая товаропроводящая система, объединяя цифровые технологии и цифровую инфраструктуру, организует информационно-телекоммуникационную координацию участников системы поставок. Так, при выборе перевозчика и экспедитора активно применяют цифровые логистические сервисы. Цифровая трансформация коснулась определения рациональных маршрутов перевозок, подбора транспортных средств под определённый груз и создания новых транспортных магистралей.
ГРНТИ 06.81.12 EDN PEMESK
© Борисова В.В., Бородина А.С., 2023
Вера Викторовна Борисова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры логистики и управления
цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Алена Сергеевна Бородина - соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Бородина А.С.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia,
St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (906) 243 48 80. Е-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 07.02.2023.
Среди инструментов оптимизации трудоёмких и затратных процессов перевозки грузов выделим цифровые транспортные коридоры (ЦТК). Преимуществом ЦТК является снижение затрат на логистическое обслуживание участников системы поставок, содействие поддержке конкурентных преимуществ каждого логистического звена и системы в целом [2]. ЦТК - инструмент минимизации логистических издержек, рационализации взаимодействия партнёров в цепи поставок, оптимизации трансакций и издержек, их сопровождающих.
По экспертным оценкам, внедрение цифровых транспортных коридоров позволит сократить транспортные расходы в цене конечной продукции примерно на 10% (с 20% до 10-12%) [3]. Теоретики и практики сходятся во мнении, что основу ЦТК образуют логистические системы платформенного типа [4; 5]. В рамках таких систем формируются условия для интеграции участников рынка на всём пути перемещения товаропотока. Важным условием работы такого рода логистических систем является интеллектуализация управления цепочкой поставок [5, с. 196].
Методы
В своём исследовании мы опирались на теоретический базис транспортной и цифровой логистики, включая инструментарий реструктуризации цепей поставок. Точки соприкосновения идей логистики во взаимосвязи с теорией реструктуризации рассмотрены нами на примере переконфигурации цепей поставок зерновых продуктов.
Развивая существующие подходы к построению цепей поставок, и учитывая специфику применения реструктуризации к субъектно-объектному составу зернового рынка, мы предложим «логистическую систему реструктуризации цепи поставок в цифровом формате. Определим данную логистическую систему как совокупность связанных между собой и внешней средой, реструктуризированных элементов-звеньев, объединённых цифровым потоком для достижения заявленных общесистемных целей. Реструктуризация цепи поставок направлена на увеличение скорости прохождения товара через все звенья системы при сохранении и улучшении показателей качества, надёжности, безопасности, ресурсосбережения и клиентоориентированности» [8, с. 133].
Логистический подход к сложившимся ныне транспортным коридорам содействует координации и интеграции партнёров, повышению гибкости, манёвренности и адаптивности бизнес-процессов. Чтобы цепь поставок работала эффективно, решаются сложные задачи: синхронизации движения грузопотоков; выбора транспортного средства; мест дислокации, погрузки-разгрузки грузов, хранения и комплексной информационной поддержки товаропотоков.
ЦТК на рынке зерновых продуктов
Рассмотрим возможности формирования эффективных (конкурентоспособных) цепей поставок на рынке зерновых продуктов с помощью инструментария цифровых транспортных коридоров. Прежде всего, отметим, что субъектно-объектный состав ЦТК обусловлен особенностями перевозимого груза. Это обстоятельство необходимо учитывать при создании ЦТК на рынке зерновых продуктов.
Современное положение дел на данном рынке свидетельствует о возросших транспортных издержках, обусловленных переконфигурацией экспортных цепей поставок. В условиях санкционного давления прежние международные рынки сбыта российских зерновых культур потеряли свою актуальность и экспортно-ориентированные зерновые потоки сместились в сторону дружественных для России стран [6, с. 298]. В обновленной 8 сентября 2022 года Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяй-ственного комплексов РФ на период до 2030 года к приоритетным направлениям развития экспорта отнесены «страны Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии и ближнего зарубежья, а также такие новые страны-импортеры, как Китай и Индия» [7, с. 27]. Обозначим цели создания ЦТК на рынке зерновых продуктов:
• снижение транспортной составляющей в цене конечной продукции;
• оптимизация затрат на организацию перевозки зерновой продукции;
• создание системы сервисного сопровождения грузопотоков зерна;
• внедрение информационной системы по принципу «единого окна» для всех участников рынка зерновой продукции;
• углубление интеграционных процессов и координации деятельности партнёров в логистической цепи поставок зерна;
• подключение новых партнёров к работе на рынке зерна;
• реструктуризация сложившихся ранее цепей поставок зерна и переориентация потоков зерновых грузов вовнутрь страны и на Восток;
• бесперебойность поставок зерновой продукции;
• повышение конкурентоспособности российской зерновой продукции на международном рынке. Опыт создания цифровых транспортных коридоров
Нами установлено, что в рамках обновленной Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяй-ственного комплексов РФ на период до 2030 года созданы предпосылки для институциональной организации цифровых транспортных коридоров на рынке зерна. Это находит отражение в поддержке государством цифровых платформ, объединяющих деятельность заинтересованных лиц на общей информационно-коммуникационной площадке. Зарубежный опыт создания цифровых платформ подтверждает эффективность работы таких бизнес-моделей.
«Наиболее крупными и известными мировыми платформами, обслуживающими ЦТК являются транснациональная European Logistics Platform (ELP) и Национальная открытая информационная платформа для транспорта и логистики Китая LOGINK» [5]. «Примером региональной информационной интеграционной платформы служит площадка Transwide TMS. Она разработана компанией Transwide и предназначена для сухопутных грузов. Такие европейские компании как Henkel, Bayer, Mars, DHL, FedEX и др. объединены для совместной работы с помощью данного программного обеспечения» [9, с. 283-291]. Представляет интерес Евразийский опыт создания цифрового логистического продукта «Аг-роэкспресс». Эта цифровая коммуникационная среда создана совместными усилиями АО «РЖД» и АО «Российский экспортный центр» [10].
ЦТК рационализируют процесс доставки и декларирования грузов, нивелируют барьеры, возникающие при освоении новых рынков, повышают конкурентоспособность участников системы поставок. Расширение возможностей ЦТК позволит выявить удобные маршруты и условия транспортировки, используя преимущества единого цифрового пространства. «Совокупность социальных механизмов, деловых отношений и общих рынков, использующих цифровые технологии и цифровую инфраструктуру, создают условия для совместной эксплуатации ЦТК» [11, с. 180].
Возрастает роль сервисов, реализующих сквозное управление цепями поставок с выходом на уровень 4/5PL провайдеров и электронные закупки/продажи товаров. В рамках исследования «Цифровые логистические сервисы в трансграничной электронной торговле России и Китая» (проект РНФ № 23-18-00306), нами установлено, что российские логистические операторы на рынке сельскохозяйственной продукции значительное внимание уделяют взаимодействию с партнёрами из стран центральной Азии. «Согласно предварительной экспертной оценке, эффект от формирования ЦТК до 2025 года оценивается в 154 млрд рублей при затратах в 10 млрд рублей. Можно согласиться с мнением, что цифровая трансформация инфраструктуры транспортных коридоров по ключевым для России направлениям является залогом успешного функционирования рынка грузоперевозок» [3, с. 76].
Высокотехнологичные центры размещения зерна
Собранный в России в 2022 году урожай зерновых культур по праву признан рекордным (156 млн тонн). Однако, высокие достижения сельхозпроизводителей сопровождаются проблемами поддержания сохранности и своевременной качественной доставки зерна конечному потребителю [12].
Складская логистика (поставка зерновых со склада) осуществляется в результате согласования возможностей (складских мощностей) с потребностями в складских поставках. В настоящее время баланс этих составляющих нарушен. Среди причин выделим отсутствие высокотехнологичных элеваторов, требуемых для хранения зерновых. Так, автоматизированными технологиями хранения зерна, поддерживающими требуемый температурный режим, активное вентилирование и возможность постоянного контроля его качества, оснащены элеваторы, способные принять лишь 40 млн тонн зерна.
Следовательно, необходима цифровая трансформация существующих элеваторных комплексов и активизация строительства новых «умных элеваторов». Например, разработанный программный продукт «Умный элеватор», позволяет на основе ERP-системы и «1С Элеватор» формировать алгоритмы
управления операционными процессами: доступа, видеоконтроля, термометрии, сбора данных на элеваторе и др. [13].
Кроме того, требуется пересмотр сложившихся подходов к территориальному размещению современных высокотехнологичных распределительных центров хранения зерна. Качественный и комплексный анализ множества разнообразных факторов и условий, влияющих на эффективность развития и размещения таких центров, показал, что их строительство должно осуществляться в местах концентрации производства и сбора зерновых культур. Для каждого центра размещения зерна выбирается вариант мощности, обеспечивающий минимальные совокупные затраты на хранение и перевозку продукции.
Такими вариантами обычно являются те, которые имеют наибольшую технологическую и складскую мощность. Исходя из анализа альтернатив по вариантам максимальной мощности, формируется базовый план территориального размещения распределительных центров зерна. Более выгодным является вариант, разработанный с точки зрения совокупных затрат на хранение и перевозки, включая максимальное использование мощности проектируемого элеватора. Высокотехнологичные центры размещения зерна приобретают особую значимость в повышении эффективности функционирования цифровых транспортных коридоров. По сути, они становятся составной частью единой логистической системы поставки зерновых культур. Выводы
Нами установлено, что «перемещение материальных масс в пространстве, из одного места в другое, сопровождается изменениями двоякого вида: изменениями состояния внешней экономической среды и изменением внутреннего состояния логистического потока» [14, с.77]. В состоянии «пауза» внутри логистического потока происходят преобразования: консолидация, разукрупнение, комплектация и другие логистические операции. В высокотехнологичных распределительных центрах потоки зерна обретают новую энергию и требуемое качественное состояние. Эти внутренние преобразования потоков зерна позволяют в цифровых транспортных коридорах «на практике реализовать правило логистики: поставка нужного товара требуемого качества и количества, в нужное место, в установленное время, по конкурентной цене» [14, с. 163].
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Цифровая логистика. СПб.: Питер, 2019.
2. Зубко И.А. Цифровые транспортные коридоры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://гep.bntu.by/bitstгeam/handle/data/87085/256-259.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 07.02.2023).
3. Дмитриев А. В. Цифровая интеграция в транспортно-логистических системах // Логистика - евразийский мост. Материалы XVII международной научно-практической конференции. Красноярск, 2022. С. 75-80.
4. Шульженко Т.Г. Перспективы интеллектуализации управления логистическими процессами // Логистика и управление цепями поставок. Сборник научных трудов. СПб., 2022. С. 185-191.
5. Тасуева Т.С., Борисова В.В. Логистическая система платформенного типа в цифровой экономике региона // Вестник ГГНТУ. 2022. Т. XVIII. № 3. С. 27-33.
6. Бородина А. С. Перспективы развития логистических цепей поставок зерна (на примере экспорта) // Сборник материалов III национальной научно-образовательной конференции «Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика». СПб., 2022.
7. Правительство утвердило Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/46497 (дата обращения 07.02.2023).
8. Борисова В.В., Марковина Е.А. Теоретические основы реструктуризации цепей поставок // Вестник Томского государственного университета. 2012, июнь. С. 133-134.
9. Дирко С.В. Цифровые транспортные коридоры: понятие и подходы к построению // Цифровые вызовы для мировой экономики: евразийская перспектива плюс: сборник статей по материалам международной научной конференции. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020. С. 283-291.
10. Евразийская Агрологистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://evrazlog.com (дата обращения 07.02.2023).
11. Тасуева Т.С., Борисова В.В. Институциональный каркас цифровой инфраструктуры региона. М.: Изд. Абор-кина Е.О., 2022.
12. Россию ждет зерновая ловушка: рекордный урожай пшеницы может обернуться боком. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mk.ru/economics/2022/12/08/rossiyu-zhdet-zernovaya-lovushka-rekordnyy-urozhay-pshenicy-mozhet-obernutsya-bokom.html?ysclid=ldrhs5qjoo11807185 (дата обращения 07.02.2023).
13. Цифровой элеватор: объединяем все информационные процессы в единую систему управления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://integral-russia.ru/2022/03/17/tsifrovoj-elevator-obedinyaem-vse-informatsionnye-protsessy-v-edinuyu-sistemu-upravleniya/?ysclid=ld7gym2eyi280456009 (дата обращения 07.02.2023).
14. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. М.: ИНФРА-М, 2021.
15. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика. СПб.: Питер, 2013.