Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»
УДК 004.9:7.038.6
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
М. И. Казина Научный руководитель - О. А. Петрова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрены особенности применения цифровых технологий в современном искусстве, виды цифрового искусства и использование искусственного интеллекта при создании произведений искусства.
Ключевые слова: цифровые технологии, современное искусство, цифровое искусство, мультимедиа искусство, искусственный интеллект.
DIGITAL TECHNOLOGIES IN CONTEMPORARY ART
M. I. Kazina Scientific supervisor - O. A. Petrova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The features of the use of digital technologies in modern art, the types of digital art and the use of artificial intelligence in the creation of art works are considered in the article.
Keywords: digital technologies, contemporary art, digital art, multimedia art, artificial intelligence.
Вторая половина XX века характеризуется процессом цифровизации, который постепенно охватил все сферы жизни общества. В настоящее время цифровые технологии все активнее внедряются в сферу культуры и искусства. В данной работе рассмотрены направления, в которых развивается цифровое искусство, и вопросы, касающиеся авторства цифровых работ, в особенности, создаваемые искусственным интеллектом.
Цифровое искусство можно определить как современную форму творческой деятельности, где традиционные формы и техники рисования преобразуются с помощью цифровых технологий. Выполняется это с помощью компьютера, аппаратного интерфейса и программного обеспечения.
Краски, чернила, кисти, долото, молоток, напильник. Эти слова все реже звучат, когда речь заходит о современном искусстве. Если раньше без них было невозможно сотворить произведение, - сейчас это уходит в прошлое и замещается современными технологиями.
Как отмечается, взаимодействие технологий и искусства имело место на протяжении всей истории развития человечества. Технология в этом альянсе носила преимущественно прикладной характер, оставалась посредником между Идеей художника и ее материальным воплощением. Продолжая трансформировать плоскость традиционного искусства технологии сегодня настолько захватывают творца, что его эксперименты с «материалом» заслоняют собой все иные смыслы и назначения искусства, создавая искусство технологий. [1]
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
Художники впервые начали экспериментировать, используя компьютеры, в 1950-х годах. Первая выставка компьютерного искусства «Компьютерные картинки» прошла в галерее Говарда Уайза в Нью-Йорке. Другая масштабная выставка - Cybernetic Serendipity -состоялась в Лондоне в 1969 году в Институте современного искусства. На этом этапе большинство произведений искусства, называемых цифровым, были графическими и подчеркивали геометрические формы в различных случайных комбинациях.
В 1980-х и 1990-х годах особенности компьютерного искусства можно было изучать в интерактивных средах, где зритель и художник находился на границе между реальным и виртуальным миром. Художники сосредоточились на создании изображений с помощью компьютерных программных инструментов. [2]
Цифровое искусство представлено довольно разнообразно. Выделить виды визуального цифрового искусства можно с опорой на технологии, которые используются при его создании, хотя стоит сказать, что многие авторы используют целый комплекс различных цифровых инструментов, смешанные техники. [3]
Компьютерная графика как вид искусства - самая прибыльная область цифровой индустрии. Создаваемые на специализированном программном обеспечении изображения могут быть как самыми простыми картинками, так и реалистичными фильмами со спецэффектами.
Применение технологий в цифровой живописи позволяет наиболее точно подобрать цветовую палитру, воспроизвести необходимый взмах «кисти», выбирая техники реальных инструментов или создавая свои собственные, комбинируя существующие. Компьютерная графика становится искусством, когда цифровой художник овладевает конкретными техниками в данной области.
Компьютерные технологии в искусстве также нужны для создания масштабных общественных художественных проектов. Это проецирование изображений, сгенерированных компьютером, на разные поверхности, такие как фасад здания, стена в комнате и т.п. Как правило, «произведение искусства» является подвижным (это значит, что его можно перенести на какую-либо поверхность) и масштабируемым, предметно-ориентированным.
Каждому времени соответствуют свои способы художественного самовыражения, которые акцентируют внимание на конкретных идеях и проблемах окружающего мира и общества. В современном мире инструменты сменились на цифровые. Все чаще цифровое искусство расширяет свое применение и проявляет себя в направлениях, которые трудно отнести к уже устоявшимся в обществе.
Все больше в создании различных произведений участие принимают роботы и искусственный интеллект. Недавно в компании Google провели тестирование искусственных нейронных сетей, предназначенных для распознавания и описания изображения. Компьютер с легкостью создавал странные и завораживающие картины по любому запросу и даже самостоятельно фантазировал, создавая одновременно красивые и сложные картины.
Художественное произведение было создано случайным автоматизированным способом, то есть компьютерной программой с использованием математического алгоритма. Здесь произведение искусства создается с определенной степенью автономии, то есть при ограниченном влиянии художника. Автор устанавливает основные правила в виде формул и затем запускает случайный процесс.
Цифровое искусство сейчас активно коммерциализируется. Достаточно привести пару примеров. В 2011 году художник Кристофер Торрес нарисовал картину «Кот Поп-тартс» -анимированный кот с телом из печенья летит в космосе и оставляет за собой радужный след. Спустя десять лет, в феврале 2021 года, Торрес продал Nyan Cat в виде NFT-токена на аукционе за $580 тыс. Цифровая картина робота-андроида Софии, являющаяся ее «автопортетом» была продана в виде токена NFT более чем за $688 тыс. Были проданы и
Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
другие работы Софии - тиражами по 30 экземпляров, по стоимости примерно 2,5 или 3 тысячи долларов за каждое. Таким образом, несмотря на то, что подобные работы не имеют своего существования за пределами цифрового пространства, на рынке они ценятся не менее реальных работ.
Ввиду прогрессивных изменений, логично задуматься, во что превратится искусство в недалеком будущем и какие формы оно будет принимать? Кого можно будет назвать выдающимся деятелем искусства - человека или машину? Или, может, сами машины и алгоритмы станут признаваться произведениями искусства?
В настоящее время дать однозначные ответы на эти вопросы не представляется возможным. С одной стороны, создание цифровых произведений не исключает присутствия художественного вкуса и задумки автора. Однако, по моему мнению, с развитием технологий, автор своей целью выберет, скорее, показать механизм работы и процесс создания. Таким образом, за счет развития технической стороны искусства будет происходить косвенная утрата смысла, а идея будет оставаться нераскрытой, так как технологии будут перенимать все внимание на свою крутость и новизну.
С другой стороны, благодаря такой направленности, сам процесс создания чего-то запоминающегося станет ближе к зрителю, а значит, у большего числа людей появится возможность самим попробовать свои силы и проявить фантазию, чтобы постараться создать что-то непривычное для человека.
Технологии в искусстве могут рассматриваться как отдельный язык, на котором автор может выразить свои чувства, мысли. Наряду с возникновением новых способов самовыражения, возникают новые пути воздействия на аудиторию: виртуальная реальность, объемное звукосопровождение. Традиционные образы и представления происходящего полностью переосмысляются в современном искусстве, в то же время, не создавая ничего революционно нового. Каждый получает полную свободу самовыражения, ведь в этом случае, отсутствует эталон и люди становятся равны перед одним огромным «холстом» искусства.
Цифровое искусство трансформируется вместе с развитием новых технологий. С каждым днём у современных художников появляется всё больше инструментов для создания произведений и площадок для их размещения.
Компьютеры, гаджеты, смартфоны, графические планшеты... Список бесконечен. Продвинутые устройства стремительно вошли в жизнь каждого и стали чем-то обыденным. И, несмотря на то, что многие хотели бы, чтобы образы современного мира оставались в пределах красок и холста, представление искусства не может не реагировать на развитие технологий и шагает вслед за ним, чтобы «говорить» с современным человеком на одном языке.
Библиографические ссылки
1. Сколота З. Н. Современное искусство: формы и технологии. М,: Молодой ученый, 2013. 852-856 с.
2. Компьютерное искусство: виды, понятие, история появления и яркие примеры //FB [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/451733/kompyuternoe-iskusstvo-vidyi-ponyatie-istoriya-poyavleniya-i-yarkie-primeryi (дата обращения: 02.04.2021).
3. Digital art или виды визуального цифрового искусства //Медиа СВОД [Электронный ресурс]. URL: http://mediasvod.ru/digital-art-ili-vizualnoe-tsifrovoe-iskusstvo (дата обращения 27.03.2021)
© Казина М. И., 2021