Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПОДБОР ПЕРСОНАЛА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РОБОТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сунь Банин, Вавилина А.В.

В статье рассмотрены бизнес-процессы, которые происходят при непосредственном контактировании с интернет-технологиями. Большинство организаций используют интернет как общедоступный информационный и коммуникационный ресурс, и при всем при этом значимость интернет-технологий при подборе персонала крайне высока. Искусственный интеллект и роботизация - одни из наиболее перспективных направлений развития современного рынка подбора персонала. В статье проанализированы последствия пандемии и всеобщего карантина, которые спутали все прежние планы работодателей. Некоторые компании начали отправлять сотрудников в отпуск на неопределенный срок и сокращать зарплаты, большая часть работодателей выжидает, как будет развиваться ситуация, и приостановила подбор сотрудников, часть же по-прежнему продолжает нанимать персонал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM

The article deals with business processes that occur in direct contact with Internet technologies. Most organizations use the Internet as a public information and communication resource, and with all this, the importance of Internet technologies in the selection of personnel is extremely high. Artificial intelligence and robotics are one of the most promising areas for the development of the modern recruitment market. The article analyzes the consequences of the pandemic and general quarantine, which confused all the previous plans of employers. Some companies have started sending employees on indefinite leave and cutting salaries, most employers are waiting to see how the situation will develop and have suspended the recruitment of employees, while some still continue to hire staff.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

УДК 331

Сунь Банин, Вавилина А.В.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Цифровые технологии в системе управления персоналом

Аннотация. В статье рассмотрены бизнес-процессы, которые происходят при непосредственном контактировании с интернет-технологиями. Большинство организаций используют интернет как общедоступный информационный и коммуникационный ресурс, и при всем при этом значимость интернет-технологий при подборе персонала крайне высока. Искусственный интеллект и роботизация — одни из наиболее перспективных направлений развития современного рынка подбора персонала. В статье проанализированы последствия пандемии и всеобщего карантина, которые спутали все прежние планы работодателей. Некоторые компании начали отправлять сотрудников в отпуск на неопределенный срок и сокращать зарплаты, большая часть работодателей выжидает, как будет развиваться ситуация, и приостановила подбор сотрудников, часть же по-прежнему продолжает нанимать персонал.

Ключевые слова. интернет-технологии, подпор персонала, искусственный интеллект, роботизация

Образец цитирования: Сунь Банин, Вавилина А.В.Цифровые технологии в системе управления персоналом // Гуманитарный научный журнал. 2022. №2. C 79-87.

Sun Baning, Vavilina A. V. Digital technologies in the personnel management system

Annotation. The article deals with business processes that occur in direct contact with Internet technologies. Most organizations use the Internet as a public information and communication resource, and with all this, the importance of Internet technologies in the selection of personnel is extremely high. Artificial intelligence and robotics are one of the most promising areas for the development of the modern recruitment market. The article analyzes the consequences of the pandemic and general quarantine, which confused all the previous plans of employers. Some companies have started sending employees on indefinite leave and cutting salaries, most employers are waiting to see how the situation will develop and have suspended the recruitment of employees, while some still continue to hire staff.

Keywords: Internet technologies, personnel support, artificial intelligence, robotics For citation: Sun Baning, Vavilina A. V. Digital technologies in the personnel management system // Humanitarian scientific journal. 2022. №2. pp 79-87 (In Russ.)

Интернет — это самое крупное объединение в мире. Большинство бизнес-процессов происходит при непосредственном контактировании с интернет-технологиями. Большинство организаций используют интернет как общедоступный информационный и коммуникационный ресурс, и при всем при этом значимость интернет-технологий при подборе персонала крайне высока.

Интернет-технологиями называется набор вертикально и горизонтально интегрированных общедоступных технологий построения

электронных информационных систем - от внутрикорпоративных до географически распределенных по территории всего земного шара и имеющих единообразную внутреннюю структуру (программ и данных) и единообразный же интерфейс пользователя.

На протяжение многих десятков лет все чаще стали появляться различные виды технологий (финансовые, управленческие). Долгое время они были основными способами построения и руководства организацией. Но в последнее время стали реальностью интернет-технологии, объединяющие большое количество информационных потоков, которые предназначены для более слаженной работы сотрудников и позволяют более четко понимать свои обязанности и задачи. Интернет-технологии, при грамотном их использовании позволяют наиболее эффективно достигать поставленные цели. Они открывают все более новые рамки для обновления и усовершенствования коммуникаций и обмена информацией между людьми, даже между работодателем и соискателем (кандидатом на должность). Все эти технологии принято делить на: офлайновые (средства распространения сообщений, обеспечивающие коммуникации в режиме off-line, то есть общение может происходить не всегда в одно время) и онлайновые технологии (обмен информацией и связь происходит в режиме реального времени).

На данный период времени, в мире существует много способов поиска и подбора персонал, но поиск и подбор персонала с использованием сети Интернет с каждым днем пользуется все большей популярностью. Открыто множество сайтов, где предлагаются различные вакансии на различные должности.

Все сайты, связанные с поиском вакансий по интернету, грубо можно разделить на несколько групп. Сайты, которые предоставляют возможность поиска и подбора персонала во всех регионах и по всем специальностям (на данных сайтах можно найти работников различного уровня, от руководителя, до просто рабочего). Вторую группу сайтов также делят на несколько подгрупп. Одна из них — это региональные сайты по поиску персонала (на них имеются резюме специалистов различных профессий, но проживающих в конкретно определенном месте. Следующие — это сайты, на которых публикуются резюме, разделенных по определенным профессиям. К последней подгруппе можно отнести сайты, в которых размещаются резюме определенных работников.

Благодаря таким сайтам руководитель, может осуществлять двойную связь, то есть от соискателя к работодателю и наоборот.

Но не смотря на все преимущества стоит помнит, что поиск кандидатов через интернет несет в себе большие временные затраты и человек занимающийся поиском новых сотрудником должен обладать определенным опытом, так как ему необходимо просмотреть огромное

количество резюме и выбрать самые лучшие, но при этом не быть обманутым. Для этого менеджеру по поиску персонала необходимо обзвонить и провести интервью у желающих и откликнувшихся на данную вакансию.

К тому же поиск и подбор персонала через интернет может быть малоэффективным для привлечения персонала определенных категорий и профессий. Для поиска различных категорий персонал требуется другие способы поиска сотрудников в организацию

Искусственный интеллект и роботизация — одни из наиболее перспективных направлений развития современного рынка подбора персонала. Робот-рекрутер учится вести живой разговор: он связывается с кандидатом по аудио- либо видеосвязи, ведет диалог по заранее разработанному алгоритму (задает открытые и закрытые вопросы) и записывает ответы. Робот также учится распознавать эмоции во время видеоинтервью, осуществляет запись беседы, направляет СМС, письма и приглашения любым соискателям — и тем, которым дозвонился, и тем, которым не дозвонился. Все это повышает вероятность отклика на вакансию. По нашей оценке, робот-рекрутер сокращает временные и трудовые затраты на подбор персонала как минимум в 10 раз. На российском рынке широкую известность получил робот Вера — виртуальный робот, который проводит собеседование с кандидатами и определяет, кто из них подходит на должность. Услугами Веры пользуются ведущие компании из таких отраслей, как телекоммуникации, банковское дело, сфера обслуживания услуг. Не менее интересна разработка компании Skillaz, которая показывает, что роботизация может применяться не только в рамках стандартного процесса подбора персонала и закрытия типовых вакансий, но и при обработке сложных запросов работодателей.

В сфере подбора персонала наряду с роботами большую популярность приобрели чат-боты, которые получают от кандидатов важную информацию по заданному алгоритму (документы и ограничения по допуску к работе, персональные данные и готовность рассмотреть вакансии), обрабатывают информацию и сообщают соискателю о решении, принятом на основании полученных ответов. Помимо этого, бот может выполнять административную работу, такую как планирование встреч, формирование подробных профилей кандидатов, ведение списков соискателей. К боту также можно подключить календарь для управления встречами с кандидатами. Чат-боты сегодня ведут диалог почти во всех известных мессенджерах, включая Telegram, Viber, WhatsApp, Facebook Messenger, Slack и др. На мировом рынке наиболее известны боты таких разработчиков технологий, как Mya, XOR, Wade&Wendy и TalkPush. В

России сегмент чат-ботов для HR-задач представлен в первую очередь сервисом XOR.

Пандемия и всеобщий карантин спутали все прежние планы работодателей. Некоторые компании начали отправлять сотрудников в отпуск на неопределенный срок и сокращать зарплаты, большая часть работодателей выжидает, как будет развиваться ситуация, и приостановила подбор сотрудников, часть же по-прежнему продолжает нанимать персонал.

По данным рекрутинговой компании Antal Russia, в феврале прекратили набор сотрудников 12% работодателей, а в марте уже 40%. Доля тех, кто планировал замещение освободившихся вакансий, за месяц сократилась с 47 до 21%. Antal Russia опросила в конце марта 218 российских и международных компаний, работающих в России.

По данным исследования KPMG «Действия HR в ситуации пандемии», 49% респондентов - крупных компаний уже перевели очные собеседования полностью в онлайн, а 22% - частично.

В «Ростелекоме» рассказали, что в компании действует интеллектуальная система подбора персонала IQHR, которая позволяет в нынешних условиях подбирать кандидатов дистанционно. Система охватывает весь цикл поиска сотрудника - от заявки на подбор специалиста до предложения о работе. Сейчас, говорит представитель компании, онлайн-интервью проводятся с кандидатами на любые должности - от топ-менеджеров до специалистов.

В «Вымпелкоме» увеличилась потребность в разработчиках и специалистах по обслуживанию клиентов мобильной связи - выросла нагрузка на службу поддержки абонентов. Екатерина Смолева, директор по подбору и работе с персоналом «Вымпелкома» пояснила, что формат удаленной работы и удаленного найма ВееFree действует в компании с 2016 г. и компания не испытывает проблем с дистанционным закрытием вакансий.

UC Rusal1 продолжает набирать персонал в штатном режиме. Но представитель UC Rusal отметил, что трудно подбирать в режиме онлайн ключевых специалистов и топ-менеджеров.

Компаниям трудно составить мнение о топ-менеджере только по онлайн-интервью, говорит управляющий партнер хедхантингового агентства Zoom Executive Search Ольга Щербакова. Сейчас, замечает она, компании в 80% случаев лишь беседуют в онлайновом режиме с кандидатами из топ-менеджмента, окончательного решения о найме многие не принимают - ждут лучших времен.

Этот кризис лучше переживут те компании, которые уже перешли на цифровые технологии, сумели реорганизовать бизнес-процессы и перевели

1 https://www.vedomosti.ru/companies/united-company-rusal-plc

82

всю деятельность, в том числе наем персонала, в онлайн, говорит управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел. По его мнению, тем, кто пока этого не сделал, все равно предстоит переводить систему управления персоналом в онлайн. Когда кризис закончится, рынок труда уже не будет прежним.

По данным исследования KPMG, 59% компаний в ближайший год займутся оптимизацией расходов на персонал, 44% перейдут на новую модель управления (гибкий график, удаленная работа, онлайн-рекрутмент), а 41% будет автоматизировать процессы управления персоналом.

После завершения кризиса в регулярную управленческую практику будут включены инструменты, на которые пришлось перейти во время эпидемии: удаленная работа (36% респондентов), онлайн-рекрутмент (46%) и онлайновое обучение (41%).

«Ведомости» опросили более 20 крупных российских компаний, продолжают ли они нанимать сотрудников и собираются ли сокращать персонал. 10 компаний ответили, что увольнений пока не предвидится. А несколько компаний сообщили, что высвободившийся из-за карантина персонал переориентируют на другие задачи. Например, сотрудникам закрывшихся салонов МТС2 компания предлагает работу курьерами, рассказывает Татьяна Чернышева, вице-президент МТС по управлению персоналом. По ее словам, более 150 продавцов розничной сети сейчас доставляют онлайн-заказы москвичам.

ВТБ3, как заявил его представитель, продолжает набор сотрудников на все ключевые вакансии и в цифровые сервисы банка. «Еврохим»4 продолжает набор в обычном режиме, сообщил представитель.

В «Мегафоне» нанимают IT-специалистов для разработки и поддержки цифровых каналов общения с клиентами и создания новых сервисов для клиентов, работающих в дистанционном режиме, рассказывает Валентина Ватрак, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «Мегафона». А Чернышева говорит, что во время эпидемии были открыты новые вакансии в сфере связи, финансовых сервисов и облачных решений.

У крупных компаний больше возможностей для выживания: они работают в разных регионах, многие имеют стабильные заказы, в одних могут увольнять или сокращать зарплаты за счет невыплаты переменной части, в других, наоборот, нанимать, говорит Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований ВШЭ. По его словам, более всего пострадают малые компании в сфере услуг: рестораны, салоны красоты,

2

https://www.vedomosti.ru/companies/mobilnie-telesistemi

3 https://www.vedomosti.ru/companies/bank-vtb-oao

4 https://www.vedomosti.ru/companies/evrohim

мелкие магазины. Даже временное их закрытие может привести к банкротству, и тогда работники потеряют работу. Гимпельсон напоминает, что по всей России в ресторанной и гостиничной сфере, в торговле и ремонте работает около 22% занятого населения. А еще добавим работников сферы туризма, рекреации, спортивных и фитнес-центров. Это огромная армия под риском потери работы.

По-настоящему масштабных сокращений ожидать не стоит, полагает Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ. По его мнению, российский рынок труда повторит опыт предыдущих кризисов: работодатели будут сокращать рабочую неделю, отправлять в простой, снижать зарплаты, но не увольнять работников. Безработица, считает он, вырастет, но не критично.

По данным Antal Russia, сокращения планируют 10% респондентов. А 30% работодателей ищут способы избежать сокращений. Сокращения уже начались, констатирует Анастасия Филатова, руководитель группы профессионального подбора HR & Admin & Legal кадровой компании ManpowerGroup: в ресторанном и гостиничном бизнесе, секторе услуг, авиакомпаниях, индустрии красоты и фармацевтическом секторе.

Основатель проекта «Зарплатный переговорщик» Андрей Носов говорит, что по рискам увольнений компании делятся на три группы по текущему состоянию бизнеса. 25 марта Носов провел онлайн-опрос 400 сотрудников, как чувствует себя бизнес их работодателя. 10% сказали, что бизнес растет и развивается, еще 34% ответили, что компания стабильна и работает, как обычно. По мнению Носова, эти две группы работодателей не пострадают и, возможно, продолжат нанимать сотрудников.

Третья группа (35% респондентов, кто держится, несмотря на снижение продаж, 16%, кто теряет рынок и клиентов, и 2%, кто близок к банкротству) едва ли обойдутся без увольнений в ближайшие недели и месяцы. Сокращать, говорит Носов, будут в первую очередь работников поддерживающих подразделений, число уволенных будет зависеть от глубины падения спроса и выручки компаний. А костяк команды, работающей с клиентами, работодатели постараются сохранить. Именно от этой команды будет зависеть выживание и развитие бизнеса, уверен Носов.

По данным Antal Russia, 75% компаний уже снизили расходы на персонал из-за коронавируса. 54% отменили корпоративы и тимбилдинги, 47% экономят на командировочных расходах (командировки отменены), 43% снижают затраты на обучение и тренинги. А 26% респондентов сообщили, что ищут способы, как избежать снижения зарплат и отмены премий.

По данным KPMG, четверть компаний уже тем или иным способом сократили расходы на персонал. 13% работодателей уже отправили

работников (чей характер работы несовместим с удаленным режимом) в простой по независящим от работодателя причинам, 10% - на больничные, а 5% - в неоплачиваемые отпуска.

Работодатель может легко сократить расходы на оплату труда, прекратив выплату премий, по закону он имеет право сделать это без объяснений, тем более что в нынешней ситуации объем работы у многих сократился, говорит Ксения Михайличенко, адвокат практики трудового права Московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры». Понизить оклад, по ее словам, сложнее. Для этого надо подписать с сотрудником дополнительное соглашение о сокращении обязанностей и пропорциональном снижении зарплаты, и, если сотрудник отказывается, работодатель бессилен.

В нынешней ситуации Михайличенко не советует работникам отказываться от переговоров, когда речь заходит о понижении оклада. Скорее всего, работодатель не может в нынешних условиях выплачивать прежнюю зарплату, и, если сотрудник не пойдет на компромисс, через два месяца он и вовсе может остаться без зарплаты, поскольку предприятие закроется.

Урезать заработки сотрудников можно также, отправив их в простой, разъясняет Михайличенко. По закону в простое сотруднику выплачивается только две трети от среднегодовой зарплаты, и, если простой произошел по не зависящим от работодателя причинам (указ властей), компанию нельзя привлечь к ответственности.

Тем не менее зарплатные предложения на рынке труда пока не упали, констатирует Кугел. Компании готовы платить на прежнем уровне, особенно те, что продолжают активный набор новых сотрудников. Кто же эти счастливчики?

С огромным дефицитом персонала столкнулись во время эпидемии коронавируса продуктовые розничные сети. Рост спроса привел к нехватке фасовщиков заказов, водителей, складских работников, курьеров, говорит Алена Владимирская, руководитель карьерной практики.

Наиболее востребованными оказались специалисты по онлайн-продажам, продвижению в интернете, доставке товаров на дом, утверждает Наталья Щербакова, директор по продажам и маркетингу кадрового холдинга «Анкор». По ее словам, между работодателями развернулась настоящая борьба за сотрудников, принимающих заказы в колл-центрах, курьеров и водителей, так как те розничные сети, которые доставляют товары потребителю быстрее, получат конкурентное преимущество.

Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры подтвердили, что продолжают нанимать сотрудников. «Ашан» продолжает набор персонала в обычном режиме, только собеседования с кандидатами проходят онлайн, говорит Нина Мулева, руководитель по подбору и оценке персонала

«Ашан ритейл Россия». По ее словам, «Ашан» следит за рынком и при необходимости оперативно перестроит процессы найма.

Сеть «Вкусвилл» остро нуждается сейчас в продавцах-консультантах, кассирах, работниках торгового зала и складов, говорит Ирина Ронжина, руководитель службы персонала розницы «Вкусвилла». По ее словам, заморожены только офисные вакансии, поскольку компания сейчас решает, какие именно офисные сотрудники понадобятся ей в будущем, уточняет она.

Активно ищут также персонал в сфере медицинских услуг, говорит Кугел. Строительство новых инфекционных больниц приведет к повышенному спросу на медперсонал, уточняет он. Портал SuperJob 31 марта разослал пресс-релиз, в котором объявил о найме медперсонала в новую инфекционную больницу, которая откроется в апреле в новой Москве. Врачам анестезиологам-реаниматологам предлагается зарплата до 450 000 руб. в месяц, санитарам - до 130 000 руб.

В сфере IT бум продолжается, несмотря на эпидемию, добавляет Анна Устиньянц, коммерческий директор Kelly Services.

А по оценке Щербаковой, спрос на разработчиков еще больше вырос. Сейчас компании активно запускают мобильные приложения, онлайн-сервисы, платформы обучения и всем нужны программисты, говорит она.

Со стороны автоматизации бизнес-процессов можно выделить три основных направления: видео- и аудиоинтервью, тестовые программы, системы оценки персонала. Несомненными плюсами автоматизации для работодателей является возможность заниматься поиском и подбором кандидатов дистанционно, для соискателей — проходить онлайн-интервью и тестирования в удобное время, для рекрутеров — просматривать записи собеседований и результаты тестирований. Такие технологии существенно сокращают временные затраты и создают комфортные условия как для рекрутеров, так и для соискателей. Дистанционная работа с кандидатами особенно актуальна и востребована при работе с регионами. Наиболее распространенными сервисами для проведения видеоинтервью являются VCV (непосредственно проведение видеоинтервью), Navicon (специализированный сервис для набора стажеров), Preinterview (видеоанкетирование соискателей), а также Skillaz (комплексная облачная платформа, позволяющая осуществлять автоматический поиск по разным источникам, рассылать приглашения, проводить онлайн-опросы, кейсы, квесты, вести картотеку видео- и аудиоинтервью). Среди тестовых программ мы хотели бы выделить Skill Tech и Retra Tech, которые наиболее часто используются компаниями для проверки знаний IT-специалистов. В целом для оценки персонала наиболее широко применяются сервисы SHL (вербальные и числовые тесты) и Talent Q

(числовой, вербальный и логические тесты), СШ;-е (проверка способностей) и Кепеха (логические, технические, вербальные и вычислительные тесты).

Библиографический список

1. Как пандемия повлияла на российский рынок труда https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/04/01/826854-kak-pandemiya-rinok-^а (Дата обращения 12.01.2022)

2. Подбор персонала в цифровую эпох https://www.уpodbor-personala-v-cifrovuyu-ehpohu.pdf (Дата обращения 12.01.2022)

3. «Международные тенденции в сфере управления персоналом в 2017 году. Российская Федерация», «Делойт», 2017 год, https://www2.deloitte.com/content/ dam/Deloitte/ru/Documents/human-capital/russian/HC_Trends_2017_Russian_Federation.pdf (Дата обращения 12.01.2022)

Информация об авторах:

Сунь Банин, магистр программы «Управление персоналом в кросс культурной среде» РУДН (Китай)

Вавилина А.В., к.э.н., доцент кафедры менеджмента РУДН Information about the authors:

Sun Baning, Master's Program "Personnel management in a cross-cultural environment" Peoples Friendship University of Russia (RUDN University).

Vavilina A. V. Phd of economics, Associate Professor of the Department of Management, Peoples Friendship University of Russia (RUDN University).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.