Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / МЕТОДЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ HR ФУНКЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирилина К.А., Мясоедова Т.Г.

В статье рассмотрены основные методы цифровизации системы управления человеческими ресурсами (HR-бот, VR/AR-технологии, технологии мультимедиа 360° HR-аналитика, дэшборды и др.) приведены примеры успешного использования этих методов в некоторых российских компаниях (Суши-Маркет», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Ростелеком)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM OF RUSSIAN COMPANIES

The article discusses the main methods of digitalization of the human resource management system (HR bot, VR / AR technologies, 360 ° multimedia technologies HR analytics, dashboards, etc.) examples of the successful use of these methods in some Russian companies (Sushi Market, PJSC Gazprom Neft, PJSC Rostelecom)

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ»

УДК 331.1

Кирилина К.А., Мясоедова Т.Г.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Кирилина Ксения Александровна - магистр кафедры менеджмента и маркетинга, kirilina.ka@yandex.ru Мясоедова Татьяна Генриховна - д.э.н, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

В статье рассмотрены основные методы цифровизации системы управления человеческими ресурсами (HR-бот, VR/AR-технологии, технологии мультимедиа 360° HR-аналитика, дэшборды и др.) приведены примеры успешного использования этих методов в некоторых российских компаниях (Суши-Маркет», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Ростелеком)

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, методы цифровой трансформации HR функций.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE HUMAN RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM OF RUSSIAN COMPANIES

Kirilina K.A., Myasoedova T.G.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

The article discusses the main methods of digitalization of the human resource management system (HR bot, VR / AR technologies, 360 ° multimedia technologies HR analytics, dashboards, etc.) examples of the successful use of these methods in some Russian companies (Sushi Market, PJSC Gazprom Neft, PJSC Rostelecom) Key words: human resource management, methods of digital transformation of HR functions.

Цифровая трансформация является одной из национальных целей развития нашей страны на период до 2030 г. [1]. В связи с этим внедрение цифровых технологий практически во все виды деятельности переходит из тренда в необходимость, в том числе, и в управление человеческими ресурсами [2]. Целью цифровизации процессов по управлению человеческими ресурсами является повышение производительности труда сотрудников за счет повышения эффективности процессов управления сотрудниками на разных уровнях с использованием возможностей цифровых

технологий.

Для цифровой трансформации HR функций могут быть использованы разные методы, в том числе чат-боты, онлайн-марафоны, геймификация, VR-контенты и видео-360, БЕ.-аналитика и дэшборды, корпоративные порталы, роботизация (RPA)и др. ИЯ-бот (чат-бот) представляет собой программу, основанную на применении искусственного интеллекта (ИИ) и помогающую в решении основных задач HR подразделениями (поиск, отбор, адаптация, наставничество и повышение эффективности кросс-функционального

взаимодействия)». ИИ способен собирать и обрабатывать информацию о результатах прохождении интервью различными кандидатами, о соответствии личных качеств кандидатов требованиям компании; прогнозировать, насколько хорошо данный кандидат сможет выполнять предлагаемую работу, т.е. проводить первичное отсеивание кандидатов на ту или иную должность [3]. Ссылка на чат-бот размещается на сайте работодателя или на сайтах по поиску работы. При открытии этой ссылки каждый кандидат должен ответить на базовые вопросы (например, знание

иностранного языка, наличие судимости, опыт работы, наличие высшего образования). На основании полученных ответов происходит первичное отсеивание кандидатов и формирование базы резюме претендентов, чьи качества удовлетворяют требованиям компании. С помощью данного метода сокращается время рекрутера на просмотр резюме.

На стадии адаптации НR-бот познакомит новичка с компанией и наставником, политикой компании и должностной инструкцией, проведет необходимые тренинги и тестирования. Кроме того, НR-бот может служить эффективным инструментом для командообразования (teambuilding) и обучения по корпоративным программам, своевременно информировать сотрудников о новых приказах, изменениях графика работы, должностной инструкции, о предстоящих мероприятиях, важных собраниях, а также просто знакомить с новыми сотрудниками, которые только вступают в должность.

С помощью искусственного интеллекта можно внедрять различные марафоны. Например, HR-онлайн марафон развития, как программа обучения продолжительностью до двух месяцев, с применением разных форматов (онлайн и офлайн) может быть доступна неограниченному количеству участников из разных подразделений и филиалов компании [4]

Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR-технологии) уже достаточно широко используются в управлении человеческими ресурсами для интерактивного знакомства новых сотрудников с офисами и различными подразделениями компании [5]. Такой подход позволяет новичку познакомиться с компанией

заранее, сокращая при этом время адаптации. Знакомство может проходить в виде игры или с использованием различных тестов, видео, в форме имитации участия в бизнес-процессах и др. Кандидаты должны максимально погрузиться в рабочую атмосферу и попробовать решить поставленную задачу, проявив при этом свои сильные и слабые стороны на деле, а HR-специалист должен проверить насколько умения, навыки и знания, приведенные в резюме, соответствуют действительности. Помимо этого, технологии виртуальной реальности позволяют проверить компетенции не только потенциальных, но и реальных сотрудников.

Технологии мультимедиа 360° позволяют создавать качественный интерактивный контент для гарнитур виртуальной реальности во всех областях человеческой деятельности (культура, искусство, образование, наука, туризм, реклама, промышленное производство, государственное управление и т. д.). Данный метод в перспективе может быть использован для обучения сотрудников работе с реальным оборудованием, общению с виртуальным персоналом [6].

Внутренний корпоративный портал широко используется для более эффективного и удобного взаимодействия с сотрудниками (согласование отпусков, выгрузка больничных листов, расчетных листов), а также предоставления интерактивных курсов, проведения тестирования, информирования о жизни компании, хранения основных организационных документов (облако). HR-аналитика, дэшборды нацелены на процесс системного сбора и анализа информации в области человеческих ресурсов для выработки управленческих решений [7]. HR-аналитика для российских компаний является относительно новым направлением. Многие компании до сих пор для составления отчетов используют Excel, который, будучи простым инструментом, довольно-таки ограничен в возможностях визуализации и автоматизации. Более современным способом анализа информации является использование интерактивной, графической панели с важной информацией (отслеживание укомплектованности, производительности и результативности работников и подразделений, рабочего времени и текучести персонала) или дэшборд. В современных условиях HR-специалистам важно не только следить за статистикой различных бизнес-процессов, но и уметь прогнозировать ситуацию на основе имеющихся данных. Хорошая визуализация помогает более эффективно выявлять различные проблемы и тенденции, а также оптимизировать работу по набору одаренных сотрудников, повышению вовлеченности и мотивации сотрудников, удержанию квалифицированных специалистов. Среди преимуществ использования цифровых технологий в сфере управления человеческими ресурсами можно выделить следующие: - автоматизация рутинных действий;

- оптимизация и автоматизация процесса

- поиск новых сотрудников;

- повышение скорости анализа огромного массива данных;

- эффективная обратная связь;

- рост производительности труда.

По результатам исследования международной рекрутинговой компании HAYS в 2019г. установлено, что большинство компаний стремятся к автоматизации и активно используют вышеперечисленные технологии. Из 487 опрошенных компаний (58% российских, 42% международных) 78% компаний уже автоматизировали кадровый учет и

администрирование, 54% - внутренние коммуникации, 45% - внедрили системы учета рабочего времени, 41% - рекрутмент, 40% -компенсацию и льготы, 34% автоматизировали HR-аналитику, 34% - оценку, адаптацию, обучение и развитие [7].

Основными процессами, которые могут быть на данный момент эффективно цифровизированы в сфере управления человеческими ресурсами, являются поиск и отбор персонала (рекрутинг), внутренние коммуникации, адаптация персонала, кадровое делопроизводство, расчет заработных плат и премий, обучение, оценка персонала, опросы и аттестация.

В качестве примера успешного внедрения и использования цифровых технологий в области управления человеческими ресурсами в России может послужить множество компаний. В компании «Суши-Маркет» [8] работает 1800 сотрудников, имеется 29 подразделений по всей России. Внедрение дистанционного обучения с использованием цифровых технологий было обусловлено наличием подразделений компании в регионах страны с разными часовыми поясами; небольшим штатом в одном подразделении (около 40 сотрудников) и сменным графиком работы сотрудников. В настоящее время для обучения и развития персонала. используется система «Эквио» (Learning Management System). Эта система является единым информационным полем для всех сотрудников компании. В ней содержится более 5 программ обучения (около 250 видеороликов, 35 тестов, 30 документов) и более 350 различных материалов для обучения. Система «Эквио» работает как на компьютере (сайт), так и в смартфоне (мобильное приложение). С помощью данной платформы в компании проводят обучение линейного персонала (поваров-сушистов, продавцов-кассиров и т.д.), менеджеров и руководителей. Сотрудники проходят обучение самостоятельно в удобное для себя время. Результаты обучения оцениваются HR-менеджером по электронной отчётности.

В ПАО «Газпром нефть» входит более 70 предприятий в России и за рубежом, работает около 65 тысяч сотрудников, из которых четверть - моложе 30 лет. Обучение сотрудников происходит в

собственном корпоративном университете [9]. В состав университета входит пять факультетов, при этом на каждом из них работает по несколько кафедр. Доступ к знаниям осуществляется через единый портал с любого устройства. Сотрудникам предоставляется возможность изучить любые из 250 программ, разработанных в формате МООК/MOOC (массовый открытый онлайн-курс). Каждая программа, как правило, представлена в 5-7-минутных роликах. Большая часть авторов обучающих программ - сотрудники компании Для продвижения программ используют обычные рекламные каналы - постеры с авторами, рассылки и т.д. Университет «Газпром нефти» активно использует различные средства цифрового обучения такие как, мобильные приложения, разработанные под конкретные запросы той или иной группы; чат-боты, технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR-технологии). Оценка

эффективности корпоративного обучения

проводится по обратной связи от сотрудников. В компании ПАО «Ростелеком» основной целью ее корпоративного онлайн-университета является развитие современных профессиональных качеств всех сотрудников компании. Занятия в университете проводят как российские преподаватели и специалисты, имеющие опыт работы в аналогичных структурах и прошедшие обучение и стажировку за рубежом, так и западные бизнес-тренеры. При этом используется очная и дистанционная корпоративная система обучения. Совместно с Департаментом управления знаниями подготовку и повышение квалификации сотрудников в бизнес-сегментах осуществляют Центры компетенций B2B/B2G, B2C, B2O и Центр компетенций технического обучения. Спектр тем для изучения - очень широкий: «Интернет вещей», Блокчейн, VR/AR, Agile, Цифровые коммуникации, Наука о данных, Робототехника, Квантовые технологии,

Кибербезопасность.. Для повышения цифровой грамотности еще в 2018 году сотрудникам «Ростелекома» был предложен обучающий сериал «Основы цифровой экономики», набравший по итогам года более 390 тыс. просмотров. Глубина внедрения цифровых технологий в систему управления человеческими ресурсами оказывает влияние не только на квалификацию работников, но и определяет конкурентоспособность компании в целом.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях

развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000 1202007210012 (дата обращения 14.05.2022).

2. Зуева З.В., Катровский Ю.А. Использование цифровых технологий в управлении персоналом // Международный научный электронный журнал «Бизнес-образование в экономике знаний», № 2, 2021: сайт - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-tehnologiy-v-upravlenii-personalom/viewer (дата обращения 14.05.2022).

3. ООО «Хэдхантер». «Как автоматизирован рекрутмент в российских компаниях». -[Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/article/26288 (дата обращения 14.05.2022).

4. Марафоны развития в корпоративном обучении: что это за формат и как его применять. -[Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/corptrain/marafony-razvitiya-v-korporativnom-obuchenii/lfnf (дата обращения 31.05.2022)

5. Старостина В.А., Воробьев В.В., Рагозина М.А., Юрковская Г.И. - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ar-i-vr-tehnologii-v-obuchenii-proizvodstvennogo-personala/viewer (дата обращения 31.05.2022)

6. Возможности использования технологии видео 360° для представления культурных событий -[Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/392565/ (дата обращения 31.05.2022)

7. Нужны ли российскому HR технологии? -[Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/nuzhny-li-rossiyskomu-hr-tekhnologii/ (дата обращения 14.05.2022)

8. Опыт внедрения цифровых инструментов управления персоналом. - [Электронный ресурс]. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=u8UWsL5UUzI &list=PLMgKe6BXD6fNCkO42oE51VtI5mLU-Zk07 (дата обращения 19.05.2022).

9. Как построено цифровое обучение в «Газпром нефти». - [Электронный ресурс]. URL: https://hr-academy.ru/hrarticle/kak-postroeno-tsifrovoe-obuchenie-v-gazprom-nefti.html, дата обращения 02.06.2022

10. Обучение и развитие сотрудников https://csr2018.rostelecom.ru/ru/30/40/20, дата обращения 02.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.