Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Ирина Владимировна, Опарина Татьяна Александровна, Еремеев Василий Геннадьевич, Пижурин Андрей Андреевич, Баишев Иннокентий Игнатьевич

В статье рассмотрены особенности и направления внедрения цифровых технологий в образовательном пространстве. Автор отмечает, что Цифровая трансформация в контексте современного общества знаний должна рассматриваться как ключевой процесс, в ходе которого создаются знания и обрабатывается информация с использованием цифровых инструментов, таких как виртуальная реальность, веб-обучение и большие данные. По мере развития технологий методы обучения также должны меняться, чтобы идти в ногу с изменениями, процедуры должны развиваться с учетом их воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL SPACE: DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION

The article discusses the features and directions of the introduction of digital technologies in the educational space. The author notes that digital transformation in the context of the modern knowledge society should be considered as a key process during which knowledge is created and information is processed using digital tools such as virtual reality, web learning and big data. As technology evolves, teaching methods also need to change to keep up with the changes, procedures need to evolve taking into account their impact.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ»

Научная статья Original article УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_11_691

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL SPACE: DIRECTIONS OF

IMPLEMENTATION

Ь й МОСКОВСКИЙ

щршномшш ^jlwyPHWl

Виноградова Ирина Владимировна, Санкт-Петербург, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Санкт-Петербургский Государственный Аграрный университет, vino-grand@ mail.ru

Опарина Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент,Кафедра экономики и управления, Стерлитамакский филиал ГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий»

Еремеев Василий Геннадьевич, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, eremeev.vasiliy2013@yandex.ru

Пижурин Андрей Андреевич, каф. Комплексная безопасность в строительстве, Московский государственный строительный университет

Баишев Иннокентий Игнатьевич, Институт физической культуры и спорта, СевероВосточный федеральный университет, Baich64@mail.ru

Vinogradova Irina Vladimirovna, St. Petersburg, St. Petersburg State Agrarian University, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages.vino-grand@ mail.ru Oparina Tatiana, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology

Yeremeev Vasily Gennadievich, RSPU im.Herzen, eremeev.vasiliy2013@yandex.ru Pyzhurin Andrey Andreevich, kaf. Integrated safety in construction, MGSU Innokenty Ignatievich Baishev, IFKiS NEFU, Baich64@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и направления внедрения цифровых технологий в образовательном пространстве. Автор отмечает, что Цифровая трансформация в контексте современного общества знаний должна рассматриваться как ключевой процесс, в ходе которого создаются знания и обрабатывается информация с использованием цифровых инструментов, таких как виртуальная реальность, веб-обучение и большие данные. По мере развития технологий методы обучения также должны меняться, чтобы идти в ногу с изменениями, процедуры должны развиваться с учетом их воздействия.

Abstract. The article discusses the features and directions of the introduction of digital technologies in the educational space. The author notes that digital transformation in the context of the modern knowledge society should be considered as a key process during which knowledge is created and information is processed using digital tools such as virtual reality, web learning and big data. As technology evolves, teaching methods also need to change to keep up with the changes, procedures need to evolve taking into account their impact.

Ключевые слова: образовательное пространство, высшие учебные заведения, цифровые технологии, цифровая трансформация

Keywords: educational space, higher education institutions, digital technologies, digital transformation

В последние годы непреложным стало следующее: цифровая трансформация во всех сферах деятельности человека - это насущная необходимость. Цифровая трансформация необходима для того, чтобы цифровые достижения применялись с целью увеличения производительности и улучшения результатов деятельности. В результате цифровизация уже сегодня оказывает значительное влияние на все области жизнедеятельности[4].

Особенно велика роль цифровой трансформации в образовательной сфере. В частности, она позволяет решить ряд задач, которые стоят пере вузами на современном этапе.

Известно что университеты конкурируют в глобальном масштабе, и их производительность будет определяться своевременным внедрением новых технологий и масштабом операций по оцифровке учебных материалов.

Университеты - это исследовательские и образовательные учреждения, занимающиеся распространением и продвижением знаний [2]. В связи с эпидемией COVID-19 цифровая трансформация в образовании стала важной проблемой, решению которой сегодня подчинены все структурные подразделения образовательных

организаций высшего образования. В этих условиях высшие учебные заведения должны перейти на цифровизацию, чтобы повысить эффективность образовательного процесса.

Решение о принятии перехода от традиционных подходов к современному заключается не только в приобретении и эксплуатации цифрового оборудования и получении навыков управления им. Это реализация подхода, ориентированного на пользователя и на удовлетворение требований потребителей в рамках адаптации передовых технологий, применяемых в учебном процессе [1].

Современное образование не ограничивается предметными знаниями, но представляет собой систематическое обучение, основанное на навыках. В этой связи, информационно-коммуникационные технологии стали преобразующим средством передачи информации.

На основные направления деятельности вузов оказывает влияние цифровая трансформация. Она пронизывает все аспекты преподавания, обучения, организации исследований и работы в сфере высшего образования, включая методы, формы и цели. Трансформация предполагает создание новых инфраструктур и более широкое использование цифровых форм коммуникаций для обучения и преподавательской деятельности, исследований, администрирования и взаимодействия, а также определяет необходимость приобретения учащимися и персоналом цифровых возможностей для их будущей работы [4]. Университетам требуется согласованная стратегия, позволяющая всему учебному заведению совместно работать над цифровыми инициативами. Для достижения этой цели крайне важно иметь хорошо организованное руководство и специализированный персонал, который может уверенно общаться в мире цифровых технологий и реализовывать свои цели. Обладая четким видением, заинтересованные стороны и члены команды будут более вовлечены и сосредоточены на процессе цифровой трансформации.

Университеты повышают свои позиции в национальных и международных рейтингах в результате конкурентных преимуществ и вовлеченности в процесс обучения посредством использования интернет-пространства по мере развития мировых тенденций в образовательной, научной и исследовательской деятельности[6]. Глобальные тенденции в развитии университетов связаны не только с цифровой революцией, но и с созданием новых типов медиа [7]. Взаимодействие университетов со средствами массовой информации в Интернете, особенно в социальных сетях, направлено на создание благоприятного имидж учебного заведения и продвижение брендинга университета среди широкого круга интернет-пользователей по всему миру.

На сегодняшний день возможности интернет-пространства широко используются в образовательной деятельности. В этой связи, образовательный процесс вуза должен быть дополнен современными цифровыми инструментами, которые готовят студентов к профессии в цифровом обществе, которое является чрезвычайно конкурентоспособным. В результате эффект прочности здесь связан с привлечением растущего числа новых участников, которые, помимо получения знаний, также косвенно или прямо участвуют позиционировании университетского бренда [4].

Цифровой переход влечет за собой разработку новых элементов образовательного процесса, а также модификацию существующих. Получение онлайн-степени MBA или переход с печатных материалов на цифровые электронные книги - яркий тому пример.

Однако использование всех возможностей цифровых технологий, а также переосмысление комплексных маркетинговых стратегий по всей цепочке создания стоимости - это нелегкое и, безусловно, трудное дело. Эта проблема более серьезна для предприятий, которые всегда пытаются сохранить конкурентные позиции на международном рынке. Подобная ситуация становится источником беспокойства для учебных заведений, поскольку спрос на хорошо подготовленных выпускников постоянно растет.

В то время как различные цифровые технологии развиваются в помощь образованию, преподаватели несут ответственность за их принятие и влияние на обучение. Принятие должно основываться на целях курса, демографических данных учащихся и личной образовательной философии и практике.

Цифровые технологии меняют общество и что они должны предоставлять персонализированные, гибкие, ориентированные на учащихся, основанные на участии и творческие возможности обучения [6]. Несмотря на эти амбициозные идеалы, исследования показывают, что технологии в основном используются в дополнение к устоявшимся подходам к обучению. Поскольку аудиторная работа способствует более глубокому пониманию предмета и получению знаний, цели плана в области цифрового образования могут быть полностью реализованы только тогда, когда цифровые инструменты сочетаются с интерактивным обучением «лицом к лицу» (смешанное обучение) [5].

Развивающиеся цифровые технологии, а также инновации, которые они породили, разрушают практику и структуры стандартного обучения индустриальной эпохи до такой степени, что теперь необходимо выстраивать новую парадигму обучения [4]. В результате

университет сталкивается с новыми проблемами из-за цифровой революции, включая предоставление рекомендаций по цифровой грамотности и ускорение обновления методов обучения.

Переход от базовых учебных сред к многогранным учебным пространствам обусловлен педагогическими разработками, вызванными цифровыми технологиями. В результате университетам необходимо ускорить свою цифровизацию, трансформацию, осуществляемую и поддерживаемую развитием технологий, что позволит им воспользоваться огромным потенциалом, предоставляемым использованием образовательного опыта, с одной стороны, и предложить новые возможности для образования и профессиональной подготовки студентам [7].

Целью высших учебных заведений в настоящее время является повышение навыков трудоустройства студентов по определенной профессии, чтобы они могли быть конкурентными на рынке труда в будущем. Перед вузами стоит задача обеспечить подготовку студентов к обучению на протяжении всей жизни. В результате вузы должны уделять особое внимание росту эффективности студентов и их способностей к обучению.

Использование цифровых технологий для изменения многочисленных аспектов высшего образования является жизнеспособным вариантом и один из аспектов педагогики и преподавания [5]. В этом аспекте контекстуализации обучения может способствовать цифровая трансформация. Все сегменты и курсы, наряду со всеми образовательными средами, должны включать такие способности и компетенции [4].

Кроме того, одной из самых сложных задач является использование всех возможностей, предоставляемых множеством цифровых технологий, имеющихся в нашем распоряжении, и переосмысление всех моделей компании и реформирование операций и процедур по всей цепочке создания стоимости. Такая дилемма актуальна для коммерческих организаций, поскольку они всегда конкурируют на рынке за развитие и поддержание конкурентных позиций. Однако из-за растущего соперничества между университетами за лучших студентов и исследователей это становится серьезной проблемой для высших учебных заведений [7].

Цифровизацию также можно рассматривать как связь между институциональными, стратегическими и технологическими изменениями, которые необходимы для удовлетворения требований нынешней цифровой эры [5], подчеркивая важность согласования старых и новых практик. Цифровая трансформация включает инновации, направленные на изменение организационных услуг и процедур, а также на решение

текущих и будущих проблем, вызванных внедрением новых технологий. Это также требует постоянного взаимодействия между персоналом организации и цифровыми технологиями в целях согласования бизнес-процессов, услуг и бизнес-моделей [6].

Для удовлетворения меняющихся образовательных потребностей учащихся были разработаны различные цифровые технологии. Виртуальные образовательные платформы, использующие широкий спектр новых методов имитационного обучения, были созданы по всему миру. С другой стороны, высшим учебным заведениям еще предстоит пройти долгий путь для достижения уровня цифровизации, необходимого в современную эпоху [3]. Крайне важно решать проблему оцифровки данных в более широком масштабе, учитывая все области, где цифровое внедрение технологий необходимо для создания и улучшения предоставления услуг образовательными учреждениями.

Таким образом, цифровая трансформация в последние годы стала одной из главных целей образовательных учреждений, особенно высших учебных заведений. Это важный шаг для получения конкурентного преимущества в отрасли. Цифровая трансформация включает в себя нечто большее, чем просто внедрение технологий в корпоративную деятельность. Однако цифровая трансформация - это процесс, который включает изучение требований и желаний заинтересованных сторон и обеспечение того, чтобы предложения в области образования и исследований соответствовали потребностям студентов в знаниях.

Список источников

1. Бурлакова А.Р. Педагог в системе цифровизации образования // Скиф. 2022. №6 (70).

2. Пашков М.В.. Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. №3.

3. Французова О.А. Влияние цифровизации на образование // Ценности и смыслы. 2022. №3 (79).

4. L Benavides, Arias J Tamayo, Serna M Arango, Bedoya J Branch, D Burgos Digital Transformation in Higher Education Institutions: A Systematic Literature Review Sensors, 20 (2020), p. 3291

5. ON Tomyuk, AV Diachkova, AN. Novgorodtseva Global trends in digital transformation and media positioning of universities in social networks Digital Sociology, 5 (2022), pp. 64-75

6. E Abad-Segura, M-D González-Zamar, JC Infante-Moro, G Ruip érez García Sustainable Management of Digital Transformation in Higher Education: Global Research Trends Sustainability, 12 (2020), p. 2107

7. Maltese Digital Transformation Challenges for Universities: Ensuring Information Consistency Across Digital Services Cataloging & Classification Quarterly, 56 (2018), pp. 592606

References

1. Burlakova A.R. Teacher in the system of digitalization of education // Skif. 2022. №6 (70).

2. Pashkov M.V. Pashkova V.M. Problems and risks of digitalization of higher education // Higher education in Russia. 2022. №3.

3. Frantsuzova O.A. Influence of digitalization on education // Values and meanings. 2022. №3 (79).

4. L. Benavides, Arias J. Tamayo, Serna M. Arango, Bedoya J. Branch, D. Burgos Digital transformation in higher education institutions: systematic review of the Sensors Literature, 20 (2020), p. 3291

5. O Tomyuk, A.V. Dyachkova, A.N. Novgorodtseva Global trends of digital transformation and media positioning of universities in social networks Digital Sociology, 5 (2022), pp. 64-75

6. E. Abad-Segura, M.D. Gonzalez-Zamar, J.C. Infante-Moro, G. Ruiperes Garcia Sustainable management of digital transformation in Higher Education: Global Research trends Sustainability, 12 (2020), p. 2107

7. V. Problems of Maltese digital transformation for universities: ensuring consistency of information in cataloging and Classifications of Digital Services Quarterly, 56 (2018), pp. 592606

Для цитирования: Виноградова И.В., Опарина Т.А., Еремеев В.Г., Пижурин А.А., Баишев И.И. Цифровые технологии в образовательном пространстве: направления внедрения // Московский экономический журнал. 2022. № 11. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-11 -2022-60/ © Виноградова И.В., Опарина Т.А., Еремеев В.Г., Пижурин А.А., Баишев И.И., 2022.

Московский экономический журнал, 2022, № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.