Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
428
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / DYSGRAPHIA / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / DIGITAL TECHNOLOGIES / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL ACTIVITIES / MEMORY / ATTENTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Штерц Ольга Михайловна

Проблема нарушений письменной речи является очень актуальной темой исследования. Поэтому возрастает значимость проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушением письменной речи. Учитывая активное развитие цифрового образования, становится востребованным использование в коррекционной работе мультимедийных технологий и различных программных обеспечений, способствующих коррекции нарушений письменной речи. В статье представлены результаты проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением письменной речи с использованием цифровых технологий. Эмпирические результаты исследования показали, что цифровые технологии при коррекции нарушений письменной речи оказывают положительный эффект на снижение количества специфических ошибок на письме, которые допускают дети с дисграфией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Штерц Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF WRITTEN SPEECH DISORDERS

The problem of violating the written language is a very relevant topic of research in primary school. Therefore, the importance of conducting correctional and developmental classes with children with impaired written speech is increasing. Given the active development of digital education, the use of multimedia technologies and various software tools in the correctional work is becoming in demand, contributing to the correction of violations in the written speech. The article presents the results of carrying out correctional and developmental work with children with impaired written speech using digital technologies. The empirical results of the study showed that digital technologies in the correction of writing disorders have a positive effect on reducing the number of specific writing errors that children with dysgraphia make.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

УДК 159.9

О. М. Штерц

Цифровые технологии в диагностике и коррекции нарушений письменной речи

Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, Россия

Аннотация. Проблема нарушений письменной речи является очень актуальной темой исследования. Поэтому возрастает значимость проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушением письменной речи. Учитывая активное развитие цифрового образования, становится востребованным использование в коррекционной работе мультимедийных технологий и различных программных обеспечений, способствующих коррекции нарушений письменной речи. В статье представлены результаты проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением письменной речи с использованием цифровых технологий. Эмпирические результаты исследования показали, что цифровые технологии при коррекции нарушений письменной речи оказывают положительный эффект на снижение количества специфических ошибок на письме, которые допускают дети с дисграфией.

Ключевые слова: дисграфия, дети младшего школьного возраста, цифровые технологии, коррекцион-но-развивающая деятельность, память, внимание.

O. M. Shterts

Digital technologies in diagnostics and correction of written speech disorders

Yelabuga Institute, Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga, Russia

Abstract. The problem of violating the written language is a very relevant topic of research in primary school. Therefore, the importance of conducting correctional and developmental classes with children with impaired written speech is increasing. Given the active development of digital education, the use of multimedia technologies and various software tools in the correctional work is becoming in demand, contributing to the correction of violations in the written speech. The article presents the results of carrying out correctional and developmental work with children with impaired written speech using digital technologies. The empirical results of the study showed that digital technologies in the correction of writing disorders have a positive effect on reducing the number of specific writing errors that children with dysgraphia make.

Keywords: dysgraphia, children of primary school age, digital technologies, correctional and developmental activities, memory, attention.

Введение

На сегодняшний день проблема нарушений письменной речи является наиболее актуальной. С трудностями обучения сталкивается каждый пятый человек на планете, в одной только Москве 2,5 миллиона детей и взрослых с выраженными трудностями обучения, к числу которых относятся также и дети с нарушением письменной речи. Как показывает статистка, по Республике Татарстан более 26% учащихся страдает нарушением письма. Поэтому очень важно проводить своевременную диагностику и коррекционно-развивающую деятельность с детьми с нарушением письма.

ШТЕРЦ Ольга Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Елабужский институт, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, Россия. E-mail: OMShterc@kpfu.ru

SHTERTS Olga Mikhailovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology Yelabuga Institute, Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga, Russia.

В связи с последними тенденциями в образовании мы можем говорить о том, что возрастает значимость использования цифровых технологий в образовательном пространстве. Цифровые образовательные технологии помогают более эффективно проводить коррекцион-но-развивающую деятельность с детьми, имеющими нарушение письменной речи. Используя различные информационные ресурсы, мультимедийные технологии, учитель-логопед может существенно расширить наглядность изучаемого материала и повысить познавательную активность детей с нарушением речи.

Методологические и управленческие векторы

Мы исходим из того понимания, что Р.И. Лалаева под дисграфией понимает частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, чувствующих в процессе письма [1].

Р.И. Левина трактует нарушения письма как системные нарушения речи, которые возникают вследствие недоразвития устной речи во всех ее звеньях [2]. А.Р. Лурия рассматривает письмо как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо начинается с определенного замысла, сохранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций [3].

И.Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма [4].

Письменная форма речи представляет собой вид временной связи второй сигнальной системы и формируется в условиях целенаправленного обучения. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. Следовательно, в процессе письма обеспечивается согласованная работа четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Собственно письмо включает ряд операций:

- анализ звукового состава слова;

- перевод фонем в графемы;

-«перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).

Как известно, дети с нормой речевого развития на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами речи, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. В своих работах Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина отмечают, что у детей с различными патологиями речевого развития происходит отставание в развитии этих процессов [5]. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в два раза хуже, чем у детей с нормой речевого развития. Р.М. Боскис и Р.Е. Левина в своих исследованиях предположили, что в большинстве нарушения письменной речи являются следствием недоразвития фонематического восприятия - пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка [6].

Последующие исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чирки-ной, А.В. Ястребовой показали, что нарушения речи является следствием общего речевого недоразвития (фонетико-фонематического и лексико-грамматического).

Дискуссия

В рамках реализации социального проекта «Юный орфографик», поддержанного Фондом президентских грантов, нами была проведена диагностика нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста (в диагностике приняли участие 223 ученика 2-3 классов). Исследование проводилось с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. [7].

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики диагностики по И.Н. Садовниковой: проведение слухового диктанта, письмо по слуху,

диктант слогов, диктант слогов различной структуры, запись предложения после однократного прослушивания, списывание слов и предложений с печатного текста.

Для диагностики уровня развития познавательных процессов использовались методики: корректурная проба, запоминание 10 слов по А.Р. Лурии, таблицы Шульте.

В коррекции нарушений письменной речи мы опираемся на комплексный подход, который предполагает совместное сотрудничество узких специалистов (логопедов, психологов) с родителями и с учителями начальных классов посредством проведения комплексных мероприятий (развивающих занятий с детьми, мастер-классов для родителей и учителей). А также использование не только традиционных логопедических методик при коррекции нарушений письменной речи (развитие фонематического восприятия, работа над звукопроизношением, развитие навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса), но и инновационных технологий, в частности, аппаратурно-программный комплекс «БОС-здоровье» и логопедический тренажер с цифровым программным обеспечением «Дэльфа-141.2».

Логопедический тренажер «Дэльфа-141.2» помогает работать над развитием навыков звукового анализа и синтеза, над лексическим строем речи, над фонематическим восприятием, в частности, посредством дифференциации по звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных звуков. Логопедический тренажер «Дэльфа-141.2» также можно использовать в качестве диагностического инструментария по выявлению нарушений письменной речи, а, в частности, нарушений звукопроизношения, несформированности навыков звукового анализа и синтеза, уровня объема словарного запаса у детей младшего школьного возраста.

Аппаратурно-программный комплекс «БОС-здоровье» направлен на выработку навыка диафрагмального релаксационного дыхания. Диафрагмальное релаксационное дыхание способствует развитию просодической стороны речи и оказывает положительное воздействие на концентрацию, распределение внимания и на такие процессы памяти как запоминание.

В процессе эмпирического исследования нарушений письменной речи, среди детей 2 и 3 классов, нами было выявлено, что у 38% исследованных детей наблюдаются признаки нарушения письменной речи, из них 76% это обучающиеся 2 классов и 24% - обучающиеся 3-х классов.

Анализ ошибок показал, что для детей с нарушением письменной речи были характерны следующие ошибки:

1) несоблюдение границ предложения;

2) пропуски букв;

3) недописывание элементов букв;

4) ошибки по типу антиципации;

5) вставки букв;

6) замены букв «у-ю», «т-д», «в-ф», «г-к».

У 72% исследованных детей диагностирована смешанная дисграфия, у 12% детей наблюдает акустическая дисграфия, 9% - дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза, у 7% - аграмматическая дисграфия.

Детям с нарушением письменной речи требуется больше времени, чтобы включиться в работу. У 64% детей с нарушением письменной речи устойчивость внимания развита ниже среднего уровня, у 36% на среднем уровне. Однако у большинства детей (85%) точность выполнения находится на высоком уровне и лишь у 18% на среднем уровне. Следовательно, если детям с нарушением письменной речи предоставить больше времени для выполнения задания, то это может способствовать уменьшению количества ошибок при письме.

Диагностика памяти по методике А.Р. Лурия показала, что дети с нарушением письменной речи очень долго запоминают информацию на слух и по истечению определенного периода времени (при нашем исследовании через 40 минут) очень быстро забывают ранее запомнившуюся ранее информацию на слух. У 9% обучающихся звукоречевая память на низком уров-

не, у 73% - средний уровень развития, а 18% обучающихся с нарушением письменной речи обладают высоким уровнем развития слухоречевой памяти.

На втором этапе нашего исследования дети с нарушением письменной речи были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной выборке исследования, на коррекционно-развивающих занятиях, наряду с традиционным технологиями, по коррекции нарушений письменной речи, использовались инновационные технологии, с применением цифровых компьютерных программ (аппаратурно-программный комплекс «БОС-здоро-вье» и логопедический тренажер с цифровым программным обеспечением «Дэльфа-141.2»). В контрольной выборке исследования использовались только традиционные технологии по коррекции нарушений письменной речи.

Формирующий эксперимент показал, что в результате проведения коррекционно-развива-ющих занятий в экспериментальной выборке у 33% детей повысился уровень развития концентрации и распределения внимания, у 44% детей улучшились показатели объема памяти. У 48% детей уменьшилось количество специфических ошибок на письме. Особенно большой положительный эффект оказали цифровые технологии при отработке навыков звукового анализа слова и лексико-грамматического строя речи. У детей из контрольной выборки исследования также имелся прогресс, но чуть ниже: у 25% детей улучшились показатели по уровню концентрации и распределения внимания, у 40% детей увеличился объем памяти. У 39% детей снизилось количество специфических ошибок на письме.

Заключение

Больше всего детей, имеющих признаки дисграфии, встречаются во втором классе; смешанная дисграфия является самым распространенным видом нарушения письменной речи. Среди наиболее распространённых видов специфических ошибок у учащихся 2 и 3 классов встречаются: пропуски, оглушение или озвончение согласных на письме, нарушение фонемного распознавания мягкости согласных, нарушение структуры предложения. Цифровые технологии при коррекции нарушений письменной речи оказывают положительный эффект на снижение количества специфических ошибок на письме, которые допускают дети с дисгра-фией. Совместная коррекционно-развивающая работа логопедов и психологов способствовало улучшению показателей уровня концентрации и распределения внимания, объема памяти, а также комплексный подход позволил снизить количество специфических ошибок в письменной речи у детей-дисграфиков.

Литература

1. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекции. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. - 224 с.

2. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. - 311 с.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека: монография. - СПб.: Питер, 2018. - 768 с.

4. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И.Н. Садовникова. - М.: Парадигма, 2017. - 280 с.

5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.

6. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Об одной из форм акустической агнозии: Косноязычие в речи и письме // Культурно-историческая психология. - 2006. Том 2. № 3. - С. 85-92.

7. Штерц О.М. Проблема резистентности детей с нарушением письменной речи // Проблема современного педагогического образования. Вып. 67. Ч 4. - Ялта, 2020. - С. 361-364.

References

1. Lalaeva R.I., Benediktova L.V. Narushenie chteniia i pis'ma u mladshikh shkol'nikov. Diagnostika i korrektsii. Rostov n/D: «Feniks», SPb: «Soiuz», 2004. 224 s.

2. Levina R.E. Narasheniia pis'ma u detei s nedorazvitiem rechi / R.E. Levina. - M.: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1961. - 311 s.

3. Luriia A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka. Monografiia - SPb.: Piter, 2018 - 768 s.

4. Sadovnikova I.N. Disgrafiia, disleksiia: tekhnologiia preodoleniia: posobie dlia logopedov, uchitelei, psikhologov, studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei/I.N. Sadovnikova. - M M.: Paradigma, 2017 - 280 s.

5. Filicheva T.B., Cheveleva N.A., Chirkina G.V. Narusheniia rechi u detei. M.: Professional'noe obrazovanie, 1993. 232 s.

6. Boskis R.M., Levina R.E. Ob odnoi iz form akusticheskoi agnozii: Kosnoiazychie v rechi i pis'me // Kul'turno-istoricheskaia psikhologiia. 2006. Tom 2. № 3. S. 85-92.

7. Shterts O.M. Problema rezil'entnosti detei s narusheniem pis'mennoi rechi // Problema sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia. Vyp. 67. Ch 4. Ialta, 2020. S.361-364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.