Научная статья на тему 'Цифровые технологии как средство генерации инновационных решений в дизайне'

Цифровые технологии как средство генерации инновационных решений в дизайне Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
605
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии как средство генерации инновационных решений в дизайне»

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ГЕНЕРАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В ДИЗАЙНЕ

Бердичевский Евсей Григорьевич

канд. техн. наук, доцент НовГУ, г. Великий Новгород

E-mail: bersev@mail. ru

Цифровые технологии, пронизывающие все сферы человеческой деятельности, не обошли стороной и дизайнерское творчество. Однако в дизайне их применение сосредоточено в основном на участии в технических и технологических процедурах с использованием компьютеров и соответствующего программного обеспечения.

Массовое использование информационных технологий повысило скорость и качество дизайн-проектирования, сократило сроки обучения, снизило стоимость дизайнерских продуктов. Но эти технологии мало повлияли на продуцирование инновационных идей, решений, образов и концептов. Конечно, каждый дизайнер имеет доступ к компьютерным базам данных, которых множество в интернете, и может создать собственный компьютерный банк изображений и клише, что облегчает работу над проектом, но не стимулирует создание принципиального новых произведений, поражающих воображение и эстетически безупречных. По-прежнему поиск новых решений эвристичен, основан на ожидании «озарения», на мобилизации таких качеств личности дизайнера как творческое воображение, фантазийность, на изучении аналогов, на механическом переборе вариантов. Большую роль играют художественные предпочтения дизайнера, его немотивированное тяготение к определенным композиционным, стилистическим и колористическим приемам. Существует много рекомендаций по активизации эвристических методов поиска решений, по развитию воображения, основанные на психологии творчества и на советах специалистов по организации труда. Здесь и аутогенные тренировки, и медитации, и дыхательные практики и методы коллективного творчества (мозговой штурм, фокус-группы, деловые игры и др.). Не отвергая полезность эвристическо-психологических методов и приемов, нужно отметить, что эффективность их в инновационном дизайне невелика.

Цифровые технологии (и основанные на них информационные, коммуникационные, мультимедийные технологии) могут служить эффективным средством активизации инновационной компоненты дизайнерского творчества, т. е. непосредственно участвовать в генерации новых идей, художественных образов, в поддержке принятия принципиальных решений.

Классификация возможных путей и средств генерации инновационных решений на основе цифровых технологий представлена в таблице.

Располагая компьютерной моделью проектируемого объекта, можно изменить основные дизайн-параметры объекта (форма, цвет, композиция, стиль, функция) по ассоциации с объектами живой природы. На биоассоциациях основаны многие орнаменты модерна и арт-деко, значительное число оригинальных решений дизайна ювелирных изделий, логотипы и дизайн предметов бытового назначения. В промышленном искусстве широко используются биотехнические, биогенные, трансгенные и другие формы, а также методы и технологии биологии и генетики. Достижения генной инженерии питают творчество дизайнеров, создающих новые образы для компьютерных игр и рекламных роликов.

Ассоциация с физико-химическими исследованиями материалов может стать источником инновационных решений в различных видах дизайна. В качестве примера можно указать на работы профессора Куманина В. И. с сотрудниками [2], разработавших новый метод декорирования бытовых и промышленных изделий изображениями микроструктур металлов. Изобразительная палитра существенно расширяется, если микроструктуру металлов, полученную на световых или электронных микроскопах, откорректировать путем изменения цвета, масштабирования элементов изображения, сочетания различных композиций. На рисунке 1 показана микроструктура доэвтектоидной стали (0,025—0,8 % углерода) и декоративное оформление ряда изделий по мотивам изображения микроструктуры [2].

Рисунок 1. Декоративное оформление ряда изделий по мотивам изображений микроструктур

Материалы и технологии прикладного значения являются ценнейшим источником новых художественных образов. Наиболее активно развивается наноискусство (наноарт). Наномир и нанотехнологии могут являться источником вдохновения для художников и дизайнеров. Наноструктуры, сфотографированные на специальных сверхмощных микроскопах, подвергаются обработке на компьютере. В результате получаются необычные изображения, слегка напоминающие абстрактную живопись, но несущие какую-то информацию из «таинственного наномира» [7].

Таблица 1

Средства генерации инновационных решений на основе цифровых

технологий.

№ п/п Средства генерации идей (решений, образов) Виды дизайна

графический костюма промышленный среды мультим едийный, информа ционный

1 Ассоциации на основе компьютерного моделирования:

биоарт, методы и технологии биологии и генетики; + — + + —

методы и технология физико-химического исследования; + — + — —

методы и технология прикладного знания. + + + + —

2 Виртуальная компьютерная комбинаторика. + + + + +

3 Использование нетрадиционных логик:

логики знаковых систем; + + + + —

фрактальной логики; + — — + +

нечетких логик. + — — + +

4 Использование методов и средств теории искусственного интеллекта, синергетики, распознавания образов, теории игр, нейролингвистическо го программирования и т.д. + + + + +

5 Погружение в + + + + +

Виды дизайна

№ п/п Средства генерации идей (решений, образов) графический костюма промышленный среды мультим едийный, информа ционный

виртуальную

реальность.

Комбинации

6 вышеперечисленных средств. + + + + +

Знак + означает перспективное и целесообразное использование данного средства.

Знак - означает, что применение средства проблематично.

Компьютерная комбинаторика является эффективным средством создания новых объемно-пространственных форм и композиций [4]. Комбинаторика не сводится к простым перестановкам элементов и сочетаний. Она рассматривается как нечто большее, чем геометрическая игра с формой. За внешними трансформациями формы стоит не улавливаемые взглядом процессы, происходящие в сознании. В [3] выделены два уровня комбинаторных операций: формальный и концептуальный. Формальный уровень материализуется в цифровых моделях проектируемого объекта. Концептуальной уровень обнаруживается в результате тщательно анализа получаемых форм. Метод виртуально-комбинаторного моделирования с использованием компьютера показал высокую эффективность не только в дизайне, но и в архитектурном формообразовании.

Использование нетрадиционных логик — малоизученный резерв средств и методов генерации инновационных идей и образов. В отличие от классической (булевой) логики, не позволяющей описать ассоциативное мышление человека и оперирующей только двумя понятиями: «истина» и «ложь», нетрадиционные логики отражают реальное многообразие эмоций, оценок, суждений. Из множества нетривиальных логик для наших задач — генерации инновационных идей в дизайне — наибольший интерес вызывает логика знаковых систем,

фрактальная логика и нечеткая логика (опирающаяся на теории нечетких множеств и мягких чисел).

Фрактальную логику можно определить как набор понятий и представлений, основанных на принципах фрактальной геометрии, оперирующей с парадоксальными объектами, результаты измерений которых не описываются рациональными числами. Центральным понятием фрактальной геометрии является фрактал, который можно рассматривать как математический образ, характерной особенностью которого является самоподобие. Это означает, что в сколь угодно малом фрагменте фрактала при увеличении масштаба будет наблюдаться исходное строение (вид, рельеф). Математической интерпретации фрактала служат функции комплексного переменного. Визуализация этих функций методом итераций позволяет получить необычные композиции, поражающие воображение [5]. Существует ряд программ, позволяющих получать фрактальные цветные изображения на обычных компьютерах.

Фрактальная логика является мощным генератором оригинальных художественных композиций, особенно в ландшафтном дизайне, в дизайн-полиграфии, в орнаменталистике и в дизайне ценных бумаг.

Логика знаковых систем лежит в основе семиотики. Используя свойства знаков и символов, технологию кодирования и декодирования вербальной информации в графическую, известные алгоритмы трансляции эмоциональных свойств проектируемого объекта в геометрические образы, можно построить «дизайн-ключ» для проекта, над которым ведется дизайнерская разработка. Из «дизайн-ключа» можно вычленить множество вариантов композиций, отличающихся оригинальностью и отвечающих исходным требованиям [1].

Семиотические методы показали высокую эффективность в инновационном рекламном дизайне, в дизайне ювелирных изделий. Эффективность и значимость логики знаковых систем как средства генерации новых решений будет возрастать по мере развития информационно-коммуникационных технологий, в частности, методов преобразования

вербальной информации в знаково-символьную. На повестке дня стоит развитие невербальной семиотики, позволяющей осуществлять кодировку находящихся в движении поз, жестов, мимики. Это особенно важно для дизайна компьютерных игр, анимационного дизайна, рекламных роликов, интернет-дизайна и пр.

Нечетная логика — сравнительно новый раздел теории искусственного интеллекта. Практическая реализация положений нечетной логики позволяет принимать решения в условиях неполной и нечетной информации, т. е. в реальных условиях. Впервые идеи нечетной логики были сформулированы в США в 1965 году математиком Лотори Заде. Основной причиной появления новой науки стало наличие во многих случаях нечетких и приближенных рассуждений при описании процессов, систем, образов. Такая ситуация естественна для дизайна, прикладных искусств, искусствоведения, технической эстетики.

Нечеткие числа, получаемые в результате не вполне точных измерений, во многом аналогичны распределениям, с которыми оперирует теория вероятности. Но, по сравнению с вероятностными методами, методы нечетной логики позволяют резко сократить объем производимых вычислений, что в свою очередь, приводит к увеличению быстродействия системы [6].

Возможность использования кибернетических подходов к поддержанию принятия решений в дизайн-проектировании находится в стадии активного изучения. Общая позиция исследователей единодушна: в ряде ситуаций эти подходы потенциально весьма эффективны и заслуживают тщательной разработки. Особенно перспективны кибернетические подходы в информационном и мультимедийном дизайне.

Погружение в виртуальную (цифровую) реальность является синонимом цифрового искусства (дизайна). Термины «цифровой художник» и «цифровой дизайнер» стали общеупотребительны. Эти мастера не только используют в своей творческой деятельности цифровые технологии, но и работают, как правило, в сети и для сети. Виртуальная реальность осуществляется

компьютерным моделированием сред или объектов и отображается на экране компьютера. В трехмерной виртуальной реальности можно выполнять дизайн-разработку, которая затем будет «перенесена» в реальный мир. Виртуальные технологии незаменимы для воссоздания и реконструкции дизайна разрушенных или утраченных объектов (памятников культуры, произведений искусства, археологических находок и др.).

Сочетание в одном дизайн-проекте нескольких вышерассмотренных средств генерации идей и поддержки принятия решений многократно повысит результативность проектирования и является источником значительных инноваций.

Список литературы:

1. Бердичевский Е. Г. Визуализация вербальной информации в рекламных технологиях.// Информация и связь. — М.: ООО «Медиа-ПринтОфис», 2011. — № 3. — С. 45—48

2. Дизайн. История, современность, перспективы / Под ред. И. В. Голубят-никова. — М. Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2011. — 224 с.

3. Пронин Е. С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики. — М.: Архитектура — С, 2003. — 316 с.

4. Рочегова Н. А., Барчугова Е. Д. Основы архитектурной композиции. Курс виртуального моделирования. — М.: Изд. центр «Академия», 2010. — 320 с.

5. Тарасенко В. В. Фрактальная логика. — М.: Либроком, 2008. — 118 с.

6. Яхъяева Г. Э. Нечетные множества и нейтронные сети. — М.: Бином, 2008. — 316 с.

7. http//www.cg-mania.ru/articles/more/1775

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.