Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / противодействие коррупции / закупки / электронные торги / сиситема “Посейдон” / законодательство / публичное управление / государственные органы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карапунарлы Алена Михайловна, Маякунов Александр Эдисонович

В статье рассмотрены цифровые технологии, как инструмет противодействия коррупции. Представлены нормы законодательства регулирующие внедрения цифровых технологий в России. Как проявляют себя современные технологии в настоящее время. Рассмотрены иследования А.Г. Кравченко, А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и С.А. Воронцов. Отмечены правовые методы противодействия коррупции. Рассмотрен пример на системе государственных закупок. Ознакомление с системой «Посейдон». Представлены выводы и мнение автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карапунарлы Алена Михайловна, Маякунов Александр Эдисонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A TOOL TO COUNTER CORRUPTION

The article discusses digital technologies as a tool for combating corruption. The legal norms regulating the introduction of digital technologies in Russia are presented. How modern technologies manifest themselves at the present time. The studies of A.G. Kravchenko, A.I. Ovchinnikov, A.Y. Mamychev and S.A. Vorontsov are considered. Legal methods of combating corruption are noted.An example on the public procurement system is considered. Familiarization with the Poseidon system. The conclusions and opinion of the author are presented.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

УДК 34

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Карапунарлы Алена Михайловна

Магистрант Северо-Восточного федерального

университета им. М.К. Аммосова

Маякунов Александр Эдисонович

Научный руководитель, Кандидат философских наук,

доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

В статье рассмотрены цифровые технологии, как инструмет противодействия коррупции. Представлены нормы законодательства регулирующие внедрения цифровых технологий в России. Как проявляют себя современные технологии в настоящее время. Рассмотрены иследования А.Г. Кравченко, А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и С.А. Воронцов. Отмечены правовые методы противодействия коррупции. Рассмотрен пример на системе государственных закупок. Ознакомление с системой «Посейдон». Представлены выводы и мнение автора.

Ключевые слова: цифровые технологии, противодействие коррупции, закупки, электронные торги, сиситема "Посейдон", законодательство, публичное управление, государственные органы.

Развитие науки и техники в современных условиях происходит достаточно стремительно. Возможности современных цифровых технологий оценены по достоинству, что позволяет их постоянно внедрять.

В сфере противодействия коррупции использование современных цифровых технологий также является актуальным. Как отмечают в своем исследовании А.Г. Кравченко, А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и С.А. Воронцов, в первую очередь цифровые технологии в сфере противодействия коррупции были применены для целей построения коммуникаций с государственными органами за счет создания соответствующих порталов, где присутствует возможность обращения в государственные органы и получения ответов на обращения.

Помимо данной возможности на официальных сайтах государственных органов активно внедряется возможность сообщить о случаях коррупции, о неправомерном поведении государственных служащих. Тем самым создаются условия для повышения прозрачности деятельности государственных органов, на что была ориентирована административная реформа, проведение которой в России еще не завершено.

С учетом правового определения средств и методов противодействия коррупции представляется допустимым утверждать, что антикоррупционная политика ориентирована на достижение трех основных целей, а именно:

- борьбы с внешними проявлениями коррупции, то есть пресечение противоправной деятельности коррупционного характера, применение мер воздействия в отношении лиц, совершающих деяния коррупционной направленности, наказание тех, кто совершает преступления. Подобные методы можно определить, как репрессивные и, как уже было отмечено в настоящем параграфе, не давшие значимых результатов;

- предотвращение коррупции, то есть принятие мер к тому, чтобы деятельность государственных органов была максимально прозрачна, чтобы были сведены к минимуму риски совершения правонарушений и преступлений коррупционной направленности;

- минимизация последствий совершения деяний коррупционной направленности, а также восстановления нарушенных прав тех, кто пострадал в результате совершения коррупционных деяний, возмещение причиненного им вреда.

Благодаря новым цифровым технологиям система публичного управления приобретает возможность принимать решения практически в режиме реального времени. Интерактивные информационно-телекоммуникационные технологии нового поколения создают базу для реформирования электронного правительства. Его эволюция во многом определялась возрастающим уровнем технических новаций и меняющимися концепциями публичного управления: от концепции «нового государственного управления» к концепции «менеджмента публичных ценностей».

Ярким примером использования цифровых технологий для противодействия коррупции является введение системы закупок с использованием цифровых платформ.

За время реформирования системы государственных закупок в России был принят ряд основополагающих законов с последующим принятием множества поправок с целью повышения прозрачности процедур закупок и противодействия коррупции.

Важными вехами развития системы можно считать распространение режима проведения закупочных процедур на все уровни: федеральный, региональный и муниципальный; введение аукциона как основного способа закупки и перевод тендерных процедур на электронную площадку. Электронные торги, несмотря на наличие критики в их адрес и несовершенства существующих процедур все же повышают прозрачность государственных закупок и способствуют снижению уровня коррупции. Возможность осуществления контроля в отношении электронных торгов упрощена, поскольку все совершаемые в электронных системах действия проверяемы. Признание данного обстоятельства привело к тому, что государственные закупки преимущественно проводятся с использованием электронных площадок. Исключение составляют случаи, когда в силу закона проведение конкурсов и торгов не предполагается по тем или иным причинам.

Россия входит в число стран, которые первыми внедрили систему открытых электронных аукционов в комплекс процедур государственного заказа. Главной причиной активного использования данной формы торгов в особенности в странах с развивающейся экономикой является нацеленность на снижение уровня коррупции. Однако многие исследователи отмечают, что коррупционные практики в России, характеризующиеся масштабностью и устойчивостью, приобрели вид системной хозяйственной практики.

Одной из характеристик системы государственных закупок в современной России является высокая степень риска неэффективного распределения и использования значительных объёмов финансовых ресурсов. Несмотря на постоянное совершенствование законодательной базы, направленное на повышение детализации и прозрачности механизма государственных закупок, а также ужесточение контроля их реализации, ежегодно фиксируются нарушения, приводящие к причинению ущерба, исчисляемого десятками миллиардов рублей. Наличие подобной проблемы можно определить, как проблему административно-правового регулирования сферы государственных закупок, а также проблему неэффективности деятельности контролирующих органов.

Использование современных цифровых технологий полностью не решает проблему коррупции в сфере государственных закупок, проведение которых осуществляется по инициативе и при участии государственных органов, однако все способствует повышению их прозрачности, что дополнительно усиливается за счет возможности оспаривания, как процедуры проведения закупки, так и результатов проведения торгов, в том числе выбора поставщика (исполнителя]. Коррупционные схемы ориентированы преимущественно на сужение круга лиц, допускаемых к проведению закупки, в целях выбора желательного для коррумпированных государственных служащих победителя, благодаря которому происходит хищение бюджетных средств и совершаются иные коррупционные правонарушения. Поэтому можно утверждать, что цифровые технологии в данной сфере необходимы, как способ противодействия коррупции.

Отдельное внимание при анализе цифровых технологий, использование которых ориентировано на противодействие коррупции, следует уделить введению в действие системы «Посейдон» на основании указа Президента РФ от 25 апреля 2022 года № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Система позволит госорганам и другим организациям проводить проверки и иные антикоррупционные мероприятия. Например, она покажет на основе собранных данных, соблюдал ли сотрудник ограничения, запреты и требования.

Система «Посейдон» создана для информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус», Банка России, иных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.

В системе «Посейдон» содержится информация, предоставляемая в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также информация о соблюдении (несоблюдении] ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования, в том числе персональные данные этих лиц.

Информацию для включения в систему «Посейдон» предоставляют государственные органы, органы публичной власти и территориальная избирательная комиссия федеральной территории «Сириус», Банк России, государственные корпорации (компании], публично-правовые компании, государственные внебюджетные фонды, иные организации и лица, определяемые координатором системы.

Создание и внедрение данной системы можно рассматривать как начало нового этапа противодействия коррупции в государственных органах, потому что речь идет о масштабном сборе информации о государственных служащих. При этом массив информации не будет бессистемным, из которого сложно будет вычленить требуемые сведения. Речь идет о систематизации и анализе сведений о соблюдении ограничений и запретов, предусмотренных законодательством для государственных служащих.

В частности, возникает возможность анализа коммуникаций государственных служащих, анализа их ближайшего и не только окружения, что очень важно. Предусмотренные законодательством меры противодействия коррупции в виде отчетности о доходах и расходах государственных служащих и членов их семей не эффективны в силу того, что система приобретения имущества на третьих лиц, создание вкладов на третьих лиц и применение иных способов сокрытия доходов, полученных в результате неправомерной деятельности, ужа давно создана, отработана и функционирует. Проверив доходы и расходы государственного служащего, который, например, владеет пакетом акций через подставное лицо или хранит свои средства на счетах, открытых на третьих лиц за рубежом, установить факт вовлечения его в коррупционные схемы практически невозможно.

Система «Посейдон», в том ее виде, который предполагается создать, будет способствовать выявлению подобных схем, что может способствовать снижению уровня коррумпированности государственных служащих.

Итак, можно сделать следующие выводы. Развитие и активное внедрение цифровых технологий в сфере противодействия коррупции важно, его следует рассматривать как новый этап в борьбе с данным негативным социальным явлением.

Список использованных источников

1.Указ Президента РФ от 25.04.2022 № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в

некоторые акты Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Версия Проф.: Справ.-прав. система.

2.Кравченко А. Г. Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции / А. Г. Кравченко, А. И. Овчинников, А. Ю. Мамычев, С. А. Воронцов // Административное и муниципальное право. - 2020. - № 6. - С. 55.

3.Блинцов Д. А. Хорошо забытое старое: об осуществлении контроля в сфере закупок в рамках ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ // Прогосзаказ.рф. - 2019. - № 1. - С. 41 - 46.

4.Кольцова А. С. Анализ типовых нарушений при осуществлении государственного заказа в России // Актуальные проблемы институционального и инновационного развития. Материалы круглого стола в рамках 7-й Международной научно-практической конференции. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2017. - С. 23.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A TOOL TO COUNTER CORRUPTION

Karapunarly A. M.

The article discusses digital technologies as a tool for combating corruption. The legal norms regulating the introduction of digital technologies in Russia are presented. How modern technologies manifest themselves at the present time. The studies of A.G. Kravchenko, A.I. Ovchinnikov, A.Y. Mamychev and S.A. Vorontsov are considered. Legal methods of combating corruption are noted.An example on the public procurement system is considered. Familiarization with the Poseidon system. The conclusions and opinion of the author are presented.

Keywords: digital technologies, anti-corruption, procurement, electronic bidding, system "Poseidon", legislation, public administration, state bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.