Научная статья на тему 'Цифровые технологии как элемент снижения рисков в строительстве'

Цифровые технологии как элемент снижения рисков в строительстве Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1171
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
Риск / строительство / 3D-принтинг / инновации / инновационные технологии / цифровая технология / беспилотное грузовое транспортное средство / автоматизированный строительный узел. / Risk / construction / 3D-Printing / innovation / innovative tech- nology / digital technology / an unmanned cargo vehicle / auto- mated building component.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Корабельникова С. С., Корабельников С. К.

Цифровые технологии – это реалии если не сегодняшнего дня, то недалекого будущего. Классические способы экономической и производственной деятельности изменяются и усовершенствуются, наполняются потоками информации и неотвратимо ускоряются. В строительстве продвижение и внедрение инновационных (цифровых) технологий наиболее активно идет в следующих направлениях: экспериментальные и натурные исследования, производство материалов, изделий и конструкций, экономика строительства. Результативное и системное применение цифровых технологий, систем и инструментов обуславливает значительную приоритетность теоретического изучения и постепенного практического перехода к новому уровню экономики. Развитие принципиально новых направлений в проектировании, производстве строительных изделий и конструкций, использовании беспилотных грузовых транспортных средств позволяет совершенствовать процесс осуществления проектов строительства зданий и сооружений, тем самым снижая производственные и экономические риски строительной деятельности. Управление рисками должно являться частью корпоративного управления строительной организацией и представлять собой непрерывный, итеративный процесс, осуществляемый на всех уровнях управления и охватывающий все виды деятельности строительной организации, включаемый в миссию, стратегию, производственные процессы, управленческие решения для достижения целей с максимальным эффектом. Таким образом, применение цифровых технологий способствует управлению рисками в строительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Корабельникова С. С., Корабельников С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital technology as an element of reducing the risks in the construction

Digital technologies are realities, if not for today, then for the near future. Classical methods of economic and industrial activity are changing and improving, are filled with flows of information and are inevitably forced and accelerated. In construction, the promotion and implementation of innovative (digital) technologies have been developed in the following areas: in experimental and field research, in the production of materials, products and structures, in the economy of construction. Effective and systematic application of digital technologies, systems and tools causes a significant priority of theoretical study and gradual practical transition to a new level of economy. Application of fundamentally new directions: in the design (Building Information Model (BIM), in the production of construction products and structures (3D-printing) and in the use of unmanned cargo vehicles (bgts) allow to improve the process of implementation of construction projects of buildings and structures, thereby reducing production and economic risks of construction activities. Risk management should be part of the corporate management of the construction organization and constitute a continuous, iterative process carried out at all levels of management and covering all activities of the construction organization, included in the mission, strategy, production processes, management decisions to achieve the goals with maximum effect. Thus, the use of digital technologies contributes to risk management in construction activities.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии как элемент снижения рисков в строительстве»

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10002

Цифровые технологии как элемент снижения рисков в строительстве

Корабельникова С.С., Корабельников С.К.

Цифровые технологии - это реалии если не сегодняшнего дня, то недалекого будущего. Классические способы экономической и производственной деятельности изменяются и усовершенствуются, наполняются потоками информации и неотвратимо ускоряются. В строительстве продвижение и внедрение инновационных (цифровых) технологий наиболее активно идет в следующих направлениях: экспериментальные и натурные исследования, производство материалов, изделий и конструкций, экономика строительства. Результативное и системное применение цифровых технологий, систем и инструментов обуславливает значительную приоритетность теоретического изучения и постепенного практического перехода к новому уровню экономики. Развитие принципиально новых направлений в проектировании, производстве строительных изделий и конструкций, использовании беспилотных грузовых транспортных средств позволяет совершенствовать процесс осуществления проектов строительства зданий и сооружений, тем самым снижая производственные и экономические риски строительной деятельности. Управление рисками должно являться частью корпоративного управления строительной организацией и представлять собой непрерывный, итеративный процесс, осуществляемый на всех уровнях управления и охватывающий все виды деятельности строительной организации, включаемый в миссию, стратегию, производственные процессы, управленческие решения для достижения целей с максимальным эффектом. Таким образом, применение цифровых технологий способствует управлению рисками в строительной деятельности.

для цитирования гост 7.1-2003

Корабельникова С.С., Корабельников С.К. Цифровые технологии как элемент снижения рисков в строительстве // Дискуссия. - 2019. - Вып. 93. - С. 18-27.

ключевые слова

Риск, строительство, 3D-принтинг, инновации, инновационные технологии, цифровая технология, беспилотное грузовое транспортное средство, автоматизированный строительный узел.

С течением времени шаг за шагом в производственно-хозяйственные процессы проникают и влияют на принципы работы экономики современные цифровые технологии. Увеличение применения новейших актуальных информационно-коммуникационных технологий приводит к изменению и развитию новых конструктивных управленческих технологий, предпринимательских структур, возникновению выгодных бизнес-проектов. Известные классические способы экономической и производственной деятельности изменяются и усовершенствуются, наполняются пото-

ками информации и неотвратимо форсируются, убыстряются. Наряду с этим, по мнению авторов, должны происходить процессные и структурные преобразования деятельности организаций и функционирования отраслей. Результативное и системное применение цифровых технологий, систем и инструментов обуславливает значительную приоритетность теоретического изучения и постепенного практического перехода к новому уровню экономики.

Актуальность цифровизации как на микроуровне (конкретного бизнес-проекта, органи-

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10002

Digital technology as an element of reducing the risks in the construction

Korabelnikova S.S., Korabelnikov S.K.

Digital technologies are realities, if not for today, then for the near future. Classical methods of economic and industrial activity are changing and improving, are filled with flows of information and are inevitably forced and accelerated. In construction, the promotion and implementation of innovative (digital) technologies have been developed in the following areas: in experimental and field research, in the production of materials, products and structures, in the economy of construction. Effective and systematic application of digital technologies, systems and tools causes a significant priority of theoretical study and gradual practical transition to a new level of economy. Application of fundamentally new directions: in the design (Building Information Model (BIM), in the production of construction products and structures (3D-printing) and in the use of unmanned cargo vehicles (bgts) allow to improve the process of implementation of construction projects of buildings and structures, thereby reducing production and economic risks of construction activities. Risk management should be part of the corporate management of the construction organization and constitute a continuous, iterative process carried out at all levels of management and covering all activities of the construction organization, included in the mission, strategy, production processes, management decisions to achieve the goals with maximum effect. Thus, the use of digital technologies contributes to risk management in construction activities.

for citation apa

Korabelnikova S.S., Korabelnikov S.K. Digital technology as an element of reducing the risks in the construction. Diskussiya [Discussion], 93, 18-27.

keywords

Risk, construction, 3D-Printing, innovation, innovative technology, digital technology, an unmanned cargo vehicle, automated building component.

зации), так и на макроуровне (отраслей и сфер хозяйствования и государства в целом) определяет увеличивающийся интерес к положениям, потенциалу, рискам и преимуществам, возникающим при внедрении и использовании цифровой экономики.

Строительная деятельность не является исключением. В 2017 году Правительством РФ была утверждена программа «Цифровая экономика» [1], на базе которой, согласно указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [ 2 ], должна быть представлена одноименная национальная программа.

На основе приведенных документов в сложившихся экономических условиях в России начинает решаться государственная задача создания инфраструктуры, которая обеспечила бы эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве. Строительная индустрия не только создаёт рабочие места и составляет 6% от мирового ВВП [ з ], но также формирует инфраструктуру, необходимую для процветания бизнеса, поэтому применение цифровых технологий является важным фактором инновационного развития строительной сферы. Переход к управлению в условиях применения инновационных (цифровых) технологий - это не только перевод данных и процессов в цифровой вид, это ещё

Инновационные (цифровые) технологии в строительстве

V

Цифровые технологии в экспериментальных и натурных исследованиях

Цифровые технологии в

производстве материалов, изделий и конструкций

Цифровые технологии в

экономике строительства

Рис. 1. Направления применения цифровых технологий в строительстве

и смена моделей, подходов, способов мышления (и «управленцев»), то есть постоянная трансформация всей системы управления в соответствии с требованиями рынка.

В строительстве на современном этапе продвижения и внедрения инновационных (цифровых) технологий получили развитие следующие направления (рис. 1).

Первое направление - это цифровые технологии в экспериментальных и натурных исследованиях, которые имеют непосредственную взаимосвязь с математическим моделированием. Современные достижения математического и компьютерного моделирования начали применяться повсеместно в предпроектных разработках и проектировании объектов. В частности, определение фактических пределов огнестойкости строительных конструкций, «моделирование ветровых потоков и нагрузок на здания, соору-

жения и комплексы», «выполнение расчётов уникальных и ответственных зданий и сооружений в сейсмоактивных районах на максимальное расчётное землетрясение с учётом возможных проявлений эффектов физической, геометрической и конструктивной нелинейностей» [3] и др., что зачастую невозможно без трёхмерного моделирования, основанного на цифровых технологиях.

В начале XXI века появилось принципиально новое направление в проектировании зданий и сооружений, которое состоит в разработке компьютерной модели объекта, обобщающей всю информацию о будущем здании или сооружении и являющейся инструментом контроля его жизненного цикла - Building Information Model (BIM). Данный инструмент называют будущим строительства (рис. 2).

BIM применим для решения проблем использования пространства, формообразования и ви-

Рис. 2. Концепция BIM

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (BIM)

А — СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ ___

^ I |0/ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

У /О И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ^ЗР)

Л л ДО СНИЖЕНИЕ ОШИБОК.

/I I 1п/ ПОГРЕШНОСТИ В ПРОЕКТНОЙ

Чи/о ДОКУМЕНТАЦИИ

СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ j>MjM3auhh проекта

НУЛЕВОЙ ЦИКЛ" - ..ПОД КЛЮЧ")

УПНОЕ ВРЕМЯ J .) УМЕНЬШЕНИЯ РАБОТЫ 7

ТЕХНОЛОГОВ I АРХИТЕКТОРОВ

20%

10%

90% 10% 50%

МЧКСТ7СЙ россии

УМЕНЬШЕНИЕ ВРЕМЕНИ НА ПРОВЕРКУ МОДЕЛИ

СНИЖЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОГРЕШНОСТИ БЮДЖЕТА

вместо

СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ КООРДИНАЦИИ И СОГЛАСОВАНИЯ _

СОКРАЩЕНИЕ СРОКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

СОКРАЩЕНИЕ

времени проектирования

Рис. 3. Рекламные декларации BIM

зуализации проекта. Отличительными особенностями BIM являются инструменты представления проекта и разрешение конфликтов взаимного расположения объектов.

Сформированные относительно BIM декларации представлены на рис. 3, однако это пока в большей степени рекламные лозунги, чем понимание реальных технологий.

Использование базы данных BIM автоматически для формирования компьютерных моделей, специально предназначенных для конкретных видов расчётных обоснований [ з ], исключает данную проблемную область из интегрированного процесса проектирования.

Цифровые технологии позволили применить нечёткую логику для создания экспертных систем,

дающих возможность получать обоснованные заключения о состоянии объектов и их пригодности для дальнейшей эксплуатации.

Второе направление - цифровые технологии в производстве материалов, изделий и конструкций, включающие так называемые аддитивные технологии, или 3Б-принтинг (рис. 4).

Интегрированные возможности 3Б-принтинга в строительстве объектов различного назначения представляют в виде концептуальной модели -в виде мобильного строительного комплекса, организованного на цифровых технологиях (рис. 5). На 3Б-принтере все объекты печатаются послойно, в качестве материала можно использовать и синтетические смолы, и бетон, и сталь.

Рис. 4. Схематичное представление технологии 3й-принтинга

Рис. 5. Концептуальная схема строительного процесса с применением 3й-принтинга

В настоящее время развитие 3Б-принтинга зданий сдерживается объемами: все отпечатанные здания или очень небольшие, или состоят из отдельных модулей, или собираются из готовых деталей. 3Б-принтеры дают возможность с использованием разных материалов создавать конструкции произвольной формы в виде единой детали, что нельзя сделать с помощью обычных производственных технологий; это уменьшает расход материала.

В последние годы в решении проблем строительного материаловедения определились и получили развитие следующие направления:

1) разработка, исследование и развитие теории синтеза и теории конструирования оптимальных структур строительных композитов нового поколения [4], в том числе разработка моделей, алгоритмов и компьютерных программ оптимизационного конструирования высокоэффективных ресурсоэкономичных строительных композитов, а также реализация полученных данных в решении вопросов создания сверхпрочных конструкционных конгломератных композитов специального назначения на основе кристаллических субмикроструктурных и наноструктурных матриц [4];

2) разработка, исследование и развитие проблем математического моделирования, разработки алгоритмов и программ, информационных

технологий в задачах компьютерного материаловедения и оптимизации вариабельных структур строительных композитов - сверхплотных, особо высокопрочных, ультралегковесных, сверхстойких к действию эксплуатационной среды и т.п. [ 5 ].

Исследования в указанных направления ведут специалисты образовательного творческого академического центра «Архстройнаука» Воронежского государственного технического университета под руководством Е.М. Чернышова.

Третье направление - цифровые технологии в экономике строительства.

Современное развитие цифровых технологий позволило впервые с января 2018 года создать в Российской Федерации две новые федеральные информационные системы - Федеральную государственную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) и Федеральную государственную систему «Единый государственный реестр заключений» (ФГИС ЕГРЗ).

Основной задачей ФГИС ЦС является мониторинг стоимости строительных ресурсов для каждого субъекта Российской Федерации.

Эта система позволит увеличить точность сметных расчётов благодаря переходу на ресурсный метод составления сметной документации. ФГИС использует новый классификатор и кодификатор строительных ресурсов, включающие почти 69 тыс. позиций (материалов,

изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов).

Единый государственный реестр заключений (ЕГРЗ) обеспечит доступ к консолидированной информации о заключениях экспертизы в отношении объектов капитального строительства, в том числе в отношении экономически эффективной проектной документации повторного использования, что повысит информационную открытость деятельности экспертных организаций.

Одним из примеров цифровой экономики являются технологии «Умный дом», «Умный город», «Умная среда», то есть интеллектуальные здания, позволяющие управлять расходом ресурсов, стратегическая концепция по развитию городского пространства, подразумевающая совместное использование информационно-коммуникационных технологий для управления инфраструктурой.

Однако идея создания всеобъемлющей городской инфраструктуры, отражающей модель вертикального городского управления, стимулирует возникновение новых моделей поведения, в рамках которых в единственном координаторе уже не будет нужды. Специалисты прогнозируют, что с развитием новых систем и моделей поведения подобная концепция «умного города» уйдёт в прошлое.

Бурное развитие рассмотренных направлений цифровых технологий позволило к настоящему времени создать модели и процессы, позволяющие в широком смысле управлять рисками, связанными с неопределенностью в строительной сфере. Технологии двигаются в сторону увеличения мощностей и уменьшения трудозатрат, поэтому разработка и внедрение проектов, направленных на достижение этих целей, является неотъемлемой частью решения задачи улучшения качества жизни человечества и защиты экологии, а также снижения строительных рисков.

Рассматривая риски в строительной сфере, большинство исследователей разделяют их на несколько больших групп [6]:

1. Временные риски, которые подразделяются на прошлые, настоящие и будущие.

2. По факторам, вызвавшим появление тех или иных рисков:

— риски политические - такие, как смена руководства государства, изменение законодательства, природные катаклизмы - то, что в контрактной системе обычно принято относить к обстоятельствам непреодолимой силы;

— риски производственные, к которым обычно относят качество деятельности самой строительной организации, степень подготовленности персонала. Сюда же можно отнести и риски, связанные с несоблюдением строительных правил и норм, недостаточным количеством строительных материалов или их неудовлетворительным качеством, что негативно влияет на производственный процесс или приемку законченного объекта;

— риски экономические, когда строительной организацией сделаны неверные прогнозы в отношении конъюнктуры рынка, неправильно определены субподрядчики, неверно выбрано место застройки и т.п.;

— риски хозяйственные, которые связаны с наложением штрафов (например, за ранее не-сданные в срок объекты), проигрыш дел в арбитражных судах и т.п.;

— риски неожиданные, связанные с болезнью сотрудников, хищением имущества и т.п.

3. По характеру воздействия риски подразделяются на внешние (определение региона застройки, демографические, образовательные и иные факторы, необходимые для успешной деятельности организации-застройщика) и внутренние (неудачная маркетинговая деятельность самой организации, возможности технического и технологического оснащения).

4. По тяжести последствий:

— минимальные риски, к которым относят потери в объеме 1-10% от планируемой прибыли;

— умеренные, в этом случае прибыль организации уменьшается на 10-50%;

— допустимые, когда планируемая прибыль колеблется в пределах 50-100%, но организация, тем не менее, может продолжить существование за счет старых запасов;

— катастрофические - полное банкротство организации и невозможность ее дальнейшего существования.

Управление рисками является частью корпоративного управления строительной организацией и представляет собой непрерывный, итеративный процесс, осуществляемый на всех уровнях управления и охватывающий все виды деятельности строительной организации, включаемый в миссию, стратегию, производственные процессы, управленческие решения для достижения целей с максимальным эффектом.

Многие российские организации используют управление рисками ограниченно и применяют лишь фрагментарную систему управления рисками [7].

В соответствии с ГОСТ Р 51897-2011. Менеджмент риска - термины и определения, «воздействие на экономический риск может включать в себя избежание риска, принятие или увеличение риска для использования благоприятной возможности, устранение источника риска, изменение вероятности или возможности, изменение последствий, разделение риска с другой стороной или сторонами (включая контракты и финансирование риска), осознанное удержание риска» [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате применения вышеуказанных методов риски, сопутствующие строительной деятельности, корректируются. Однако уровень развития методов управления рисками цифровых моделей в настоящее время недостаточный для практических целей цифровой экономики.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об объединении нескольких ведущих цифровых технологий: BIM, 3Б-принтинга и беспилотных транспортных средств [9], с целью снижения рисков строительной деятельности. Поскольку эти технологии в настоящее время существуют отдельно друг от друга, необходимо рассмотреть вопрос возможности их объединения в едином производственном цикле, оценить экономические преимущества, а также влияние на уровень рисков.

Как представляется, объединение упомянутых цифровых технологий может быть представлено следующим механизмом:

— проект здания или сооружения готовится с использование BIM-технологий, в котором учтены все возможные корректировки;

— на пунктах погрузки в беспилотные грузовые транспортные средства (БГТС) загружаются материалы, необходимые для работы 3Б-принтера при изготовлении строительных конструкций и блоков, которые заранее рассчитаны в BIM-среде;

— колонна БГТС (3-5 автомобилей) прибывает на строительную площадку, где материалы загружаются в 3Б-принтер, который изготавливает необходимые для возведения строительного объекта конструкции и строительные блоки.

Как видно из предложенной схемы, роль человеческого фактора как источника возможных рисков значительна снижена, что, несомненно, приведет к повышению качества готового строительного объекта. Необходимо указать также, что использование предлагаемой схемы позволяет вести строительство практически круглосуточно, а это значительно ускоряет сроки строительства.

Последовательность операций по анализу и учету факторов риска и неопределенности следующая:

— выявление рисков;

— определение возможных отрицательных последствий;

— выявление форм и методов снижения рисков и неопределенности на каждом этапе работы организации или на каждой фазе инвестиционного цикла;

— выбор и реализация эффективных организационных мероприятий по снижению воздействия рисков [10, 11].

Как только выявлены факторы риска, требуется определить возможные последствия неблагоприятных событий и вероятность того, что они наступят. На стадии планирования необходимо решить, как оценивать последствия и вероятность.

Для определения положительного влияния внедрения предложенной схемы технологий смоделируем риски, сопровождающие процесс строительства до внедрения, и предположительные риски после, обосновав методику их снижения. Анализ рисков методом экспертных оценок предполагает следующий подход:

0,00 - риск признается несущественным;

0,25 - вероятность наступления риска маловероятна;

0,50 - вероятность наступления риска 50%;

0,75 - вероятность наступления риска очень велика;

1,00 - риск однозначно проявится.

В проведенном исследовании была принята методика идентификации рисков, основанная на их систематизации по степени потенциального влияния на проект следующим образом:

3 - риск приводит к полной невозможности реализовать проект;

2 - риск существенно снижает основные показатели проекта;

1 - риск способен повлиять на отдельные мероприятия проекта.

Результат проведенного моделирования рисков, сопровождающих проект, приведен на рис. 6, где видна положительная динамика применения предлагаемого комплексного внедрения цифровых инновационных технологий в инвестиционно-строительную деятельность.

Как показал проведенный анализ, инновационные (цифровые) технологии способствуют снижению неопределенности и, как следствие, уменьшению отклонений от заданных пара-

Рис. 6. Сравнительный график уровней риска

метров при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, то есть помогают управлять рисками в строительной деятельности.

Таким образом, представляется целесообразным выделить риски, которые возможно минимизировать при применении инновационных (цифровых) технологий:

1. Тщательный контроль на всех стадиях реализации проекта - от прединвестиционной до стадии эксплуатации, позволяет сократить производственные и экономические риски до минимального уровня.

2. Применение в технологии BIM библиотек-спецификаций позволяет уже на этапе проектирования определить перечень материалов и работ, что снижает риск ошибок при проектировании, а также риск увеличения затрат на строительство объекта. В случае изменения материалов или работ корректировки будут внесены во все документы проекта, что позволит значительно сэкономить время на подготовку документации и избегнуть ошибок при работе с множеством документов.

3. Технология BIM позволяет оперативно реагировать на изменения требований контролирующих органов, что снижает внешние риски строительной деятельности.

4. Применение 3Б-принтинга позволяет контролировать качество строительных изделий и конструкций, что снижает риск увеличения затрат на этапах строительства и эксплуатации объекта.

5. Беспилотные грузовые транспортные средства обеспечивают своевременность поставок материалов, изделий и конструкций на строительную площадку, что снижает производственный риск простоев на производстве и увеличения сроков строительства.

6. Совокупность представленных инновационных (цифровых) технологий позволяет скоординировать процесс на различных этапах осуществления проекта, снизить риск возникновения проблемы взаимодействия между организациями - участниками реализации проекта и, как следствие - риск увеличения сроков и стоимости строительства.

Список литературы

1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_221756/ (дата обращения: 08.11.2018).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный

ресурс]: указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (ред. от 19.07.2018). Режим доступа: http://www.consul.tant. ru/document/ cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 08.11.2018).

3. Травуш В.И. Цифровые технологии в строительстве [Электронный ресурс] // Строительные науки. 2018. № 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/tsifrovye-

1е1"1По1оди-у-51гсн1е151уе (дата обращения: 13.11.2018).

4. Чернышов Е.М. Некоторые итоги развития научных исследований в области системно-структурного строительного материаловедения и высоких технологий (к 70-летию открытия специальности инженер-строитель-технолог в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете) // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Физико-химические проблемы и высокие технологии строительного материаловедения. 2014. № 2 (9). С. 3-17.

5. Чернышов Е.М. Химия, физика, механика в разработке проблем строительного материаловедения и технологий (ретроспекция исследований научной школы кафедры технологии вяжущих веществ и бетонов к 85-летию Воронежского ГАСУ) // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Физико-химические проблемы и высокие технологии строительного материаловедения. 2015. № 2 (11). С. 3-12.

6. Корабельникова С.С. Классификация предпринимательских рисков в строительстве // Сб. тр. 61-й науч. конф. профессоров, преподавателей, науч. работников, инженеров

и аспирантов ун-та. Ч. 2. СПб.: СПбГАСУ, 2004. С. 153-155.

7 Кашуба В.М. Риск-менеджмент как система управления финансовыми рисками компании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberLeninka.ru/articLe/n/risk-mene-dzhment-kak-sistema-upravleniya-finansovymi-riskami-kom-panii (дата обращения: 03.03.2019).

8. ГОСТ Р 51897-2011. Менеджмент риска - термины и определения [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_264077/ (дата обращения: 03.03.2019).

9. Фиговский О., Гумеров В. Беспилотные транспортные средства: развитие технологий и место в мировом сообществе [Электронный ресурс] // Наука и техника. 2018. № 5. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=5393&level1=main&level2= articles (дата обращения: 03.03.2019).

10. Керро Н.И. Экологическая безопасность в строительстве: риски и предпроектные исследования. М.: Инфра -Инженерия, 2017. 97 с.

11. ЕрженинаЕ.Ф. Неопределенность и риски в инвестиционном процессе [Электронный ресурс] // Проблемы экономики. 2011. № 3. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16452775 (дата обращения: 03.03.2019).

References

1. Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [About the approval of the program "Digital economy of the Russian Federation»]. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot

28.07.2017 g. № 1632-r. Access mode: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (access date: 08.11.2018).

2. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [About the national goals and strategic tasks of development of the Russian Federation for the period till 2024]. Ukaz Prezidenta RF ot

07.05.2018 g. № 204 (red. ot 19.07.2018). Access mode: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_297432/ (access date: 08.11.2018).

3. Travush V.I. Cifrovye tekhnologii v stroitel'stve [Digital technologies in construction]/ Stroitel'nye nauki. 2018. № 3. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/v/tsifrovye-tehnolo-gii-v-stroitelstve (access date: 13.11.2018).

4. CHernyshov E.M. Nekotorye itogi razvitiya nauchnyh is-sle-dovanij v oblasti sistemno-strukturnogo stroitel'nogo mater-ialovedeniya i vysokih tekhnologij [Some results of scientific research in the field of system-structural building materials science and high technologies]. K 70-letiyu otkrytiya special'nosti inzhener-stroitel'-tekhnolog v Voronezhskom gosudarstven-nom arhitekturno-stroitel'nom universitete. Nauchnyj vestnik Voronezhskogo gosudar-stvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Fiziko-himicheskie problemy i vysokie tekhnologii stroi-tel'nogo materialovedeniya. 2014. № 2 (9). S. 3-17.

5. CHernyshov E.M. Himiya, fizika, mekhanika v razrabotke problem stroitel'nogo materialovedeniya i tekhnologij [Chemistry, physics, mechanics in the development of problems of building materials science and technology]. Retrospekciya issledovanij nauchnoj shkoly kafedry tekhnologii vyazhushchih veshchestv

i betonov k 85-letiyu Voronezhskogo GASU. Nauchnyj vestnik Voronezhskogo gosudar-stvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Fiziko-himicheskie problemy i vysokie

tekhnologii stroitel'nogo materialovedeniya. 2015. № 2 (11). S. 3-12.

6. Korabel'nikova S.S. Klassifikaciya predprinimatel'skih riskov v stroitel'stve [Classification of business risks in construction]. Sb. tr. 61-j nauch. konf. professorov, prepodavatelej, nauch. rabot-nikov, inzhenerov i aspirantov un-ta. CH. 2. SPb.: SPbGASU, 2004. S. 153-155.

7. Kashuba V.M. Risk-menedzhment kak sistema upravleniya finansovymi riskami kompanii [Risk management as a financial risk management system of the company]. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7risk-menedzhment- kak-sistema-upravleniya-finansovymi-riskami-kompanii (access date: 03.03.2019).

8. GOST R 51897-2011. Menedzhment riska - terminy i opredel-eniya [GOST R 51897-2011. Risk management - terms and definitions]. Konsul'tant Plyus. Access mode: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_264077/ (access date: 03.03.2019).

9. Figovskij O., Gumerov V. Bespilotnye transportnye sred-stva: razvitie tekhnologij i mesto v mirovom soobshchestve [Unmanned vehicles: technology development and place in the global community]. Nauka i tekhnika. 2018. № 5. Access mode: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=5393&level1=main&level2= articles (access date: 03.03.2019).

10. Kerro N.I. Ekologicheskaya bezopasnost' v stroitel'stve: riski

i predproektnye issledovaniya [Environmental safety in construction: risks and pre-design studies]. M.: Infra - Inzheneriya, 2017. 97 s.

11. Erzhenina E.F. Neopredelennost' i riski v investicionnom processe [Uncertainty and risks in the investment process]. Problemy ekonomiki. 2011. № 3. Access mode: https://elibrary. ru/item.asp?id=16452775 (access date: 03.03.2019).

Информация об авторе

Корабельникова С.С., кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]

Корабельников С.К., доктор технических наук, доцент, Академия транспортных технологий (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]

Author Info

Korabelnikova S.S., Grand PhD in Economic sciences, Associate Professor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Saint Petersburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]

Korabelnikov S.K., Grand PhD in Engineering sciences, Associate Professor, Academy of Transport Technologies (Saint Petersburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]

Информация о статье

Дата получения статьи: 07.03.2019

Дата принятия к публикации: 10.04.2019

© Корабельникова С.С., Корабельников С.К., 2019.

Article Info

Received for publication: 07.03.2019 Accepted for publication: 10.04.2019

© Korabelnikova S.S., Korabelnikov S.K., 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.