Научная статья на тему 'Цифровые технологии инфраструктуры автомобильного транспорта'

Цифровые технологии инфраструктуры автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатизация / научно-технический прогресс / интеллектуальная транспортная система (ИТС) / информационные коммуникационные технологии (ИКТ). / informatization / scientific and technical progress / information intelligent transport system (ITS) / communication technologies (ICT).
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии инфраструктуры автомобильного транспорта»

Машкин А.Л.,

Казицкая Н.В.1

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Ключевые слова: информатизация, научно-технический прогресс, интеллектуальная транспортная система (ИТС), информационные коммуникационные технологии (ИКТ).

Keywords: informatization, scientific and technical progress, information intelligent transport system (ITS), communication technologies (ICT).

Введение

Информационные цифровые технологии присутствуют в любой деятельности современного общества, соответственно все большую актуальность приобретает изучение особенностей их функционирования в российской экономике вообще и на автомобильном транспорте в частности.

Информатизация современного общества является системно-активным процессом, направленным на овладение информацией как средством управления экономическими, финансовыми и интеллектуальными ресурсами. Внедрение современных информационных технологий, в перспективе, приводит к появлению новых разделов экономической науки.

Роль информатизации в развитии экономики

Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) - это не только одна из наиболее быстро растущих отраслей экономики, но, и важнейший инструмент реализации инноваций и научно-технического прогресса. Специалисты Всемирного экономического форума определяют 5 ключевых положительных эффектов внедрения ИКТ2.

1. Прямое создание рабочих мест. Сектор ИКТ, как ожидается, останется одним из крупнейших работодателей. Например, в США количество рабочих мест в этом секторе, как ожидается, вырастет на 22% до 2020 года, что составит более 700 000 новых рабочих мест.

2. Вклад в рост ВВП. Данные из различных стран подтверждают положительное воздействие ИКТ на рост ВВП3. Например, статистика фиксирует обусловленный им рост ВВП на 1,4% в развивающихся странах, в Китае эта величина достигает 2,5%. Интернет-экономика составляет 3,4% ВВП в некоторых странах. Большую часть этого приносит электронная коммерция и услуги, оказывающиеся через глобальную сеть.

3. Появление новых служб и отраслей промышленности4. Индустрия информационных технологий содействует развитию многих других секторов экономики, в том числе сферы обслуживания и промышленности. Многие социальные услуги стали доступными онлайн. Переход к облачным вычислениям - одна из ключевых тенденций в модернизации экономик. Развитие ИКТ привело к появлению абсолютно нового сектора - промышленности приложений. Только приложения Facebook создали более 182 000 рабочих мест в 2011 году, а совокупная рыночная стоимость приложений Facebook превышает 12 миллиардов долларов США.

4. Преобразование трудовых ресурсов. Эффективное использование квалифицированных кадров в секторе IT может содействовать повышению темпов экономического роста. Новые платформы «микроработы», разработанные компаниями oDesk, Amazon и Samasource, помогают разделить производственные задачи на небольшие компоненты, которые могут быть выполнены внештатными сотрудниками. Микрорабочие платформы позволяют предпринимателям значительно сокращать издержки и получать доступ к компетентным рабочим. В 2012 году компания oDesk привлекла более 3 миллионов дипломированных подрядчиков, которые выполнили 1,5 млн. производственных задач.

1 Машкин Аркадий Львович - к.э.н., доцент кафедры «Экономика автомобильного транспорта» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Казицкая Нина Валерьевна - к.э.н., доцент кафедры «Финансы» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

2 Жидкова М.А., Шпилькина Т.А., Козлова Д.С. Развитие транспортно-логистических процессов как один из элементов оживления экономики // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. - № 3 (13). - С. 11.

3 Шпилькина Т. А., Жидкова М.А., Рыбьякова О.И. Роль цифровых технологий в стратегии развития страны - 2024 // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. Х Международная конференция, VIII Международный конкурс научных и научно-методических работ, IV Конкурс «Научное школьное сообщество». Сборник трудов / Отв. редакторы и составители Т.В. Пирязева, В.В. Серов. 2018. - С. 116-118.

4 Машкин А. Л., Гоголина Е.С., Казицкая Н.В., Дрейцен М.А. Информатизация финансовой сферы экономики // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: СИПППИСР, 2019. - Ч. 2. - С. 117-121.

Развитие ИКТ способствует развитию предпринимательства, например, облегчая стартапам доступ к юридической и нормативной информации, а также к инвестиционным ресурсам.

5. Деловые инновации. В странах-членах ОЭСР более 95% компаний представлены онлайн в Интернет. Интернет предоставляет компаниям новые способы коммуникации с клиентами и повышает их конкурентоспособность. За последние несколько лет социальные сети утвердились как мощный маркетинговый инструмент. Инструменты ИКТ, используемые в компаниях, помогают оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность финансовой деятельности.

ИКТ на автомобильном транспорте

Транспорт, включая автомобильный, - это очень сложный комплекс технологий, трудовых ресурсов, основных фондов и, конечно, финансов1. Весь этот комплекс условно можно назвать Интеллектуальной транспортной системой (ИТС). ИТС - это совокупный технический и технологический комплекс систем, включая системы обмена информационными услугами между всеми участниками транспортного процесса, системы управления финансовыми потоками и системы организации и управления транспортными, грузовыми и пассажирскими потоками. Хотя ИТС может относиться ко всем видам транспорта, директива Европейского союза 2010/40/EU, принятая 7 июля 2010 года, определяет ITS как системы, в которых информационно-коммуникационные технологии применяются в области автомобильного транспорта, включая инфраструктуру, транспортные средства и пользователей, а также в области управления движением и мобильностью, а также для взаимодействия с другими видами транспорта2.

Важнейшее условие формирования современной транспортной инфраструктуры - своевременное внедрение цифровых технологий. По нашему мнению, основные усилия в области цифровизации транспорта необходимо сосредоточить на следующих прорывных направлениях:

- развитие технологии блокчейна, многофункциональных и многоуровневых информационных технологий, предназначенных для надежного учета различных видов активов;

- внедрение технологий идентификации, системы автоматической идентификации пользователей автотранспортной инфраструктуры, для упрощения проведения различных платежей на всех уровнях. К технологиям идентификации объектов относятся: магнитная карта, чип-карта, оптические (штрих-код, Data Matrix, OCR), радиочастотные (RFID, RTLS), биометрические (дактилоскопия, in vitro, определение ДНК), аудиологические (распознавание голоса), оптические (идентификация по радужной оболочке глаза, распознавание лица);

- актуализация для реалий РФ технологии открытого производства, которая основывается на принципах открытого проектирования и открытого источника (open source);

- повсеместное применение безбумажных технологий.

1 Жидкова М.А., Шпилькина Т.А., Козлова Д.С. Развитие транспортно-логистических процессов как один из элементов оживления экономики // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. - № 3 (13). - С. 11.

2 Машкин А.Л., Мороз Н.Ю. Развитие статистики в информационном обществе // Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: сборник научных трудов. Вып. 3. - М.: Экон-Информ, 2018. - С. 161— 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.