Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ И МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРАНТРОПОЛОГИИ'

ЦИФРОВЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ И МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРАНТРОПОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ МОДУСЫ ЛИЧНОСТИ / ЦИФРОВОЙ ДВОЙ НИК / ЦИФРОВОЙ СЛЕД / КИБЕРРЕАЛЬНОСТЬ / ТЕХНООПТИМИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипунова Ольга Дмитриевна, Поздеева Елена Геннадиевна, Евсеева Лидия Ивановна

Статья посвящена анализу установок киберантропологии в отношении информационной природы жизненного мира человека. Акцентируется идеология технооптимизма в государственной политике, ориентированной на развитие и внедрение информационных и наукоемких технологий. Выделена специфика киберпространства современного социума, в котором действуют цифровые агенты, образно копирующие реальность, не имеющие кроме компьютерной другой реальности. В данной статье мы рассматриваем цифровые приложения и модели личности, функционально связанные с динамикой интерактивной сети. Показано, что в виртуальной интерактивной среде человек как активный субъект представлен только неким цифровым телом. В статье раскрывается функциональная роль цифрового следа, а также роль цифровых симулякров в формировании образа киборга. Выделены типы цифровой личности и функции цифровых двой ников в моделировании интеракций в сложных средах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL APPLICATIONS AND PERSONALITY MODELS IN THE CYBER ANTHROPOLOGY CONTEXT

The article is devoted to the cyber anthropology installations analysis to human life informational nature study. The technooptimism ideology in public policy focused on the development and implementation of information and science-intensive technologies is emphasized. There is considers the cyberspace specifics of modern society, which has digital agents, figuratively copying reality, which has no other reality except computer. In this article, we consider digital applications of cyber reality and personality model and functions related to the interactive network dynamics. It is emphasized that in an interactive environment, a person as an active subject is represented only by any digital body. Human consciousness in the digital network is constantly immersed in the artificially created images space. The functional role of the digital footprint is revealed, as well as the role of digital simulacra in the formation of the cyborg image. In conclusion, digital personality types and digital twins’ functions in modeling interactions in complex environments are highlighted.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ И МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРАНТРОПОЛОГИИ»

Цифровые приложения и модели личности в контексте киберантропологии

Шипунова Ольга Дмитриевна,

доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: o_shipunova@mail.ru,

Поздеева Елена Геннадиевна,

кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: elepozd@mail.ru,

Евсеева Лидия Ивановна,

кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого E-mail: l.evseeva@mail.ru

Статья посвящена анализу установок киберантропологии в отношении информационной природы жизненного мира человека. Акцентируется идеология технооптимизма в государственной политике, ориентированной на развитие и внедрение информационных и наукоемких технологий. Выделена специфика киберпространства современного социума, в котором действуют цифровые агенты, образно копирующие реальность, не имеющие кроме компьютерной другой реальности. В данной статье мы рассматриваем цифровые приложения и модели личности, функционально связанные с динамикой интерактивной сети. Показано, что в виртуальной интерактивной среде человек как активный субъект представлен только неким цифровым телом. В статье раскрывается функциональная роль цифрового следа, а также роль цифровых симулякров в формировании образа киборга. Выделены типы цифровой личности и функции цифровых двойников в моделировании интеракций в сложных средах.

Ключевые слова: интерактивная среда, цифровые модусы личности, цифровой двойник, цифровой след, киберреальность, технооптимизм.

Введение

Проблемы развития цифровой цивилизации в существенной мере определяются отношением человека к прогрессу техники и смарт технологии, неоднозначность которого в истории мысли выражена в альтернативных установках сциентизма и антисциентизма, технического оптимизма и пессимизма. Мировоззренческие истоки технооптимизма связаны с верой в силу научного знания, которая сложилась в европейском обществе в эпоху Просвещения. С тех пор идеалом и двигателем социального прогресса в европейском сознании выступает наука и ее воплощение в технических устройствах, обеспечивающих человеку жизненный комфорт в тех или иных природных обстоятельствах.

В инновационном обществе техно-оптимизм выступает как государственная установка на развитие наукоемких технологий, которая находит свое отражение во всех сферах социальной жизни. В техногенном обществе идеология технооптимизма становится общим местом в профессиональной культуре и повседневности, транслируется в системе образования [1]. Исследование уровня технооптимизма в современном мире опирается на методологию «Инновационный барометр», которая фокусируется на изменении коллективных представлений людей и выяснении связей между установками человека по отношению к технике, техническому прогрессу и использованию новых технологий в его повседневной жизни с другими его установками (экономическими, политическими, образовательными и др.) [2]. Так, было установлено, что в России уровень технооптимизма выше, чем в европейских странах. По данным опороса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2020 году, 63% россиян отметили, что наука оказала позитивное влияние на жизнь страны [3].

234

Для выявления границ технооптимизма в отношении экспансии искусственного интеллекта Всероссийским центром изучения общественного мнения совместно с АНО «Национальные приоритеты» был проведен социологический опрос россиян, посвященный выявлению их отношения к искусственному интеллекту (7.07.2021). Опрос показал, что подавляющему большинству россиян (81%) знаком с термин «искусственный интеллект», почти половина россиян (48%) заявили о своем доверии технологиям искусственного интеллекта. При этом треть россиян (33%) опасаются замены человека технологиями искусственного интеллекта в их профессии, сфере деятельности, однако не боятся этого 64% граждан [4].

Стремительное вхождение человека в виртуальный мир, где действуют цифровые агенты, образно копирующие реальность и являющиеся его различными репрезентантами, трансформирует традиционное медиапространство социума. Виртуальный мир, в котором человек действует и общается с помощью компьютерных средств, является активным участником и способствует рождению новых событий, имеющих коммуникационную природу и не имеющих кроме компьютерной другой реальности, называют киберпространством. В этом виртуальном мире человек как активный субъект представляет собой некое цифровое тело (Маклюэн). Сознание субъекта в цифровой сети постоянно погружено в семантику искусственных образов. Виртуальная среда провоцирует феномен интернет зависимости, который влечет за собой текучесть ценностных ориентиров и социальных установок. Перенесение субъективных ожиданий, а также фобий субъекта в виртуальное пространство ставит в фокус внимания вопрос о модусах цифрового тела и их роли в формировании жизненного мира личности и социума.

В данной статье мы рассматриваем цифровые приложения киберреально-сти и модусы личности, функционально связанные с динамикой интерактивной сети.

Обзор литературы

Сущностный принцип логики современной жизни, по мнению Д.В. Иванова, это замещение реальных вещей и поступков образами - симуляциями [5].

Современный цифровой мир развивается на основе взаимодействия гибридных участников: в виртуальном пространстве сталкиваются субъекты различной «телесности» [6]. В виртуальной интерактивной сети человек сливается ментально с собственным симулякром. Согласно Ж. Делезу: «наблюдатель становится частью самого симулякра, а его точка зрения трансформирует и деформирует последний» [7, с. 336].

Симуляции и виртуализации занимают значительное место в социокультурном пространстве современного общества [8, с. 94]. В виртуальном пространстве, которое организовано и развивается под влиянием новых технологических возможностей, действуют и взаимодействуют симулякры, роль которых осмысливалась еще со времен Античности. По Платону, симулякр является копией копий, следом следа, несущего в себе отсылку к оригиналу [9].

Согласно Ж. Делезу, бездна симу-лякров поглощает любую модель. Сама симуляция представляется уже как имманентная реальность: «... под си-мулякром имеется в виду не простая имитация, а, скорее - действие, в силу которого сама идея образца или особой позиции опровергается, отвергается. Симулякр - инстанция, включающая в себя различие как (по меньшей мере) различие двух расходящихся рядов, которыми он играет, устраняя любое подобие, чтобы с этого момента нельзя было указать на существование оригинала или копии» [7 с. 93]. При этом стирается различие оригинала и копии, а сама процедура сравнения теряет смысл.

Ж. Бодрийяр подчеркивает соотнесение симулякра только с самим собой. В замкнутой динамике образы «более не зеркала реальности, они вселились в сердце реальности, трансформировав ее в гиперреальность, где от экра-

235

на к экрану у образа есть только одна судьба - быть образом. Образ не может более вообразить реальность, поскольку он сам становится реальностью, не может ее превзойти, трансфигуриро-вать, увидеть в мечтах, так как сам образ есть виртуальная подкладка реальности» [10].

Дискуссия

Визуальные коммуникации развиваются сегодня под влиянием неограниченного семиозиса, который является динамическим процессом интерпретации знака, в нем интерпретанты, сами значения, создаются постоянно, и это способствует бесконечному расширению значений. Цифровые образы-симулякры, оставаясь конструктами повседневности, могут выступать как медиумы в своем замкнутом пространстве, со своей собственной телесностью и в горизонте будущего. Так, образы, которые созданы с помощью комбинаций картинок (фотографиий), находящихся в свободном доступе в Интернете, раскрывали отношение молодежи к цифровой телесности и представления о будущей трансформации человека как биологического или бионического существа. Обзор вариантов визуализации образов телесности, представленных студенческой аудиторией, позволил выделить следующие характерные черты формирования образа киборга в студенческой среде [11]:

• Образ киборга визуализируется на базе стереотипа восприятия человеческого тела или его отдельных частей.

• Несмотря на схематичность, за си-мулякром киборга обозначается тело человека.

• Образ киборга не имеет гендерной детерминации.

• Образ киборга воспроизводится в сочетании с образом реального человека.

Таким образом, представления студенческой молодежи о цифровом теле киборга встроены в рамки культурного стереотипа восприятия реальности. Стереотипы визуальных образов, которую можно наблюдать в среде студен-

чества, характеризуются также созданием понятных группе участников коммуникации цифровых аватаров, выполняющих роль инструментов взаимодействия. Цифровой след, который оставляют субъекты в виртуальном пространстве, служит для достижения их целей. С его помощью представляется возможным исследовать поведение личности, имеющее траектории в виртуальной реальности, а также оказывать влияние на это поведение, строить предположения.

Модели цифровой личности

Представленность субъекта в киберпро-странстве, помимо цифрового следа, ассоциируется с цифровой личностью, а для технических объектов - с цифровым двойником. Содержание термина цифровая личность фиксирует контур следов деятельности субъекта, которые он оставляет в электронном пространстве как свой цифровой профиль, который выступает базой данных для описания характера личности, ее окружения, потребностей и физиологического состояния. Структура цифровой личности включает искусственный интеллект (то, чем можно управлять), цифровую модель (то, с помощью чего можно управлять) и среду для интерпретации (общее понимание пространства, где все это происходит).

Выделяют два класса моделей цифровой личности (ЦЛ):

• Абстрактная ЦЛ не имеет реального прототипа, обучается на цифровых профилях.

• Ассоциированная ЦЛ - цифровая модель, сохраняющая и развивающая особенности на основании цифрового профиля личности-прототипа.

Созданные компьютерные модели абстрактной цифровой личности уже многое могут: они способны формализовать связи между данными в ее собственной памяти, прогнозировать состояние, оценить реакцию среды. Одной из первых абстрактных моделей ЦЛ является модель инфопсиховоздей-ствия, которой можно управлять через

236

среду и связи. Для обеспечения работы модели инфопсиховоздействия необходимы большие данные, которые называют «цифровым туловищем». Эта цифровая модель используется как некий физиологический атлас человека в диагностике, для биометрической или групповой идентификации. С помощью этой модели можно готовить медицинских работников, распознавать движение тел на камере в системе контроля безопасности.

Второй тип - это цифровая персона с индивидуальным бытовым поведением. По принципу ассоциированной цифровой личности работают почти все современные рекомендательные системы, которые анализируют контент действий человека, а затем подсказывают, что для него могло бы представить интерес.

Еще один тип цифровых моделей личности основан на логике анализа процессов в принятии решений. Эта модель (цифровой миньон) выступает как профессиональный ассистент с «человеческим лицом» в системах поддержки принятия решений. В современном мире подобные системы помогают искать путь для достижения конкретных целей субъекта.

Концепция цифрового двойника

Цифровой двойник конкретного физического объекта - это результат математического моделирования разных физических процессов, определяющих свойства и поведение данного объекта [12]. Концепция цифрового двойника предполагает, что каждый объект можно представить в виде физической и виртуальной системы, таким образом, что виртуальная система отображает физическую, и наоборот. Цифровой двойник (ЦД) соответствует развивающемуся цифровому профилю исторического и текущего поведения физического объекта или процесса [13, с. 32]. Цифровой двойник находится полностью в компьютерной среде. Цифровая тень такого двойника отражает систему связей при взаимодействии со средой, характерных для поведения реального объекта в нормальных услови-

ях работы. Однако эти данные не позволяют моделировать ситуации, в которых реальный объект не эксплуатировался.

По мнению экспертов, «умные» ЦД смогут собирать исторические данные и формировать прогнозы в реальном времени. Двойники, имеющие общие задачи, смогут предоставлять услуги друг другу и объединяться в так называемые «цифровые рои» («digital swarms»), находить и идентифицировать подобные сообщества (рои), присоединяться к ним и выполнять сложные коллективные задач [12, с. 354355].

Заключение

Информационное поле и фоновое знание, которое позволяет индивиду непосредственно воспринимать информацию в соответствии с общезначимыми схемами, играет ключевую роль в конструировании жизненного мира человека и социума.

В интерактивной сети реализуется желание продемонстрировать с помощью цифрового образа-симулякра отличие от «других тел». Визуальный знак становится триггером разнообразных социокультурных практик. Перспективы построения моделей цифровой личности в социокультурном аспекте связаны с отношением к визуализации абстракции и признанием ее реальности. В этом контексте анализ функций цифровых приложений киберреально-сти, определяющих горизонт индивидуального и массового сознания, позволит выявить барьер, препятствующий адекватному поведению и критическому восприятию информации.

С технологической точки зрения перспективы использования цифровых двойников связаны с формированием матриц, отражающих сложность пространства связей, релевантных производству. Будущее таких цифровых матриц определено их ролью в моделировании и управлении процессами в сложных средах.

Литература

1. Бычкова О., Земнухова Л., Руден-ко Н. Цифровой ад, технологиче-

237

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

ский рай или нечто совершенно иное: какие технологии определяют будущее человечества. // НОЖ. -23 октября 2018. - URL: https://knife. media/tech-changes/ (дата обращения 15.08.2021).

Российский технооптимизм как фактор институционального развития. URL: https://syg.ma/@shaninka/ rossiiskii-tiekhnooptimizm-kak-faktor-institutsionalnogho-razvitiia (дата обращения 17.08.2021). Россия - страна технооптимистов. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiya-strana-tekhnooptimistov (дата обращения 15.08.2021). Искусственный интеллект - благо или угроза? URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-blago-ili-ugroza (дата обращения 19.07.2021).

Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб: «Петербургское Востоковедение». - 2000. - 96 с. - URL: http://lib.ru/POLITOLOG/ivanov_d_v. txt (дата обращения 21.07.2021). Плешаков В.А. Интеграция, кибер-социализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 2731. - URL: http://fictionbook.ru/static/ trials/08/92/74/08927492.html (дата обращения 26.07.2021) Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. Я.Я. Свирского / Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр. - М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга». - 1998. -480 с.

Емелин В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе // Национальный психологический журнал. - 2016. -№ 3(23). - С. 86-97. DOI: 10.11621/ npj.2016.0313

Платон. Софист // Собрание сочинений. В 4 тт. Т. 2. - Москва: Мысль. -1993. - C. 339-345.

10. Бодрийяр Ж. Симуляция и симуля-кры. Перевод с французского А. Качалова М.: Издательский дом «ПО-СТУМ», 2015. - 240 с. - URL: http:// philosophy.ru/ library/ baud/zlo.html

11. Лукьянова Н.А., Шавлохо-ва А.А. Цифровое тело как образ будущего: анализ визуальных процессов конструирования. // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2020. - № 6 (31). - https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.6(31).26 (дата обращения 31.08.2021).

12. Прохоров А., Лысачев М. Цифровой двойник. Анализ, тренды, мировой опыт / Научный редактор профессор Боровков А. - М.: ООО «Альянс-Принт». - 2020. - 401 с.

13. Кокорев Д. С., Юрин А.А. Цифровые двойники: понятие, типы и преимущества для бизнеса // «Colloquium-journal». - 2019. - № 10(34). - C. 101105. / TECHNICAL SCIENCE https:// doi.org/10.24411/2520-6990-2019-10264 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovye-dvoyniki-ponyatie-tipy-i-preimuschestva-dlya-biznesa/ pdf (дата обращения 31.07.2021).

DIGITAL APPLICATIONS AND PERSONALITY MODELS IN THE CYBER ANTHROPOLOGY CONTEXT

Shipunova O.D., Pozdeeva E.G., Evseeva L.I.

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

The article is devoted to the cyber anthropology installations analysis to human life informational nature study. The techno-optimism ideology in public policy focused on the development and implementation of information and science-intensive technologies is emphasized. There is considers the cyberspace specifics of modern society, which has digital agents, figuratively copying reality, which has no other reality except computer. In this article, we consider digital applications of cyber reality and personality model and functions related to the interactive network dynamics. It is emphasized that in an interactive environment, a person as an active subject is represented only by any digital body. Human consciousness in the digital network is constantly immersed in the artificially created

238

images space. The functional role of the digital footprint is revealed, as well as the role of digital simulacra in the formation of the cyborg image. In conclusion, digital personality types and digital twins' functions in modeling interactions in complex environments are highlighted.

Keywords: interactive environment, digital personality, digital twin, digital footprint, cyber-reality, techno-optimism.

References

1. Bychkova O., Zemnukhova L., Rudenko N. Digital hell, technological paradise or something completely different: what technologies determine the future of mankind. // KNIFE. - October 23, 2018. - URL: https:// knife.media/tech-changes/ (date accessed 15.08.2021).

2. Russian techno-optimism as a factor of institutional development. URL: https://syg. ma/@shaninka/rossiiskii-tiekhnooptimizm-kak-faktor-institutsionalnogho-razvitiia (date of access August 17, 2021).

3. Russia is a country of techno-optimists. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/rossiya-strana-tekhnooptimistov (date of treatment 08/15/2021).

4. Artificial Intelligence - a boon or a threat? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-blago-ili-ugroza (date of access 07.19.

5. Ivanov D.V. Virtualization of society. - SPb: "Petersburg Oriental Studies". - 2000. -96 p. - URL: http://lib.ru/POLITOLOG/iva-nov_d_v.txt (date of treatment 07.21.

6. Pleshakov V.A. Integration, cyber socialization and social education: student and teacher in the information space // Pedagogical education and science. - 2010. -

No. 1. - P. 27-31. - URL: http://fictionbook. ru/static/ trials / 08/92/74 / 08927492.html (date of access 07/26/2021)

7. Deleuze J. The logic of meaning: Per. with fr. I. Ya. Svirsky / Foucault M. D 29 Theatrum philosophicum: Per. from French - M.: "Rarity", Yekaterinburg: "Business book". -1998. - 480 p.

8. Emelin V.A. Simulacra and virtualization technologies in the information society // National psychological journal. - 2016. -No. 3 (23). - S. 86-97. DOI: 10.11621 / npj.2016.0313

9. Plato. The Sophist // Collected Works. In 4 vols. T. 2. - Moscow: Thought. -1993. -S. 339-345.

10. Baudrillard J. Simulation and simulacra. Translated from French by A. Kachalov M.: POSTUM Publishing House, 2015. -240 p. - URL: http://philosophy.ru/library/ baud/zlo.html

11. Lukyanova N.A., Shavlokhova A.A. The digital body as an image of the future: analysis of visual design processes. // Scientific notes of the Yaroslav the Wise Novgorod State University. 2020. - No. 6 (31). - https://doi. org/10.34680/241 1-7951.2020.6(31).26 (date of treatment 08/31/2021).

12. Prokhorov A., Lysachev M. Digital twin. Analysis, trends, world experience / Scientific editor Professor A. Borovkov - Moscow: AlliancePrint LLC. - 2020. - 401 p.

13. Kokorev D.S., Yurin A.A. Digital twins: concept, types and benefits for business // "Colloquium-journal". - 2019. - No. 10 (34). - S. 101-105. / TECHNICAL SCIENCE https://doi.org/10.2441 1/2520-69902019-10264 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovye-dvoyniki-ponyatie-tipy-i-preimuschestva-dlya-biznesa/ pdf (date of access 07/31/2021).

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.