Научная статья на тему 'Цифровые платформы как ресурс повышения конкурентоспособности цепей поставок'

Цифровые платформы как ресурс повышения конкурентоспособности цепей поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1227
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / COMPETITIVENESS / GLOBALIZATION / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / DIGITAL PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев Михаил Николаевич, Максимцев Игорь Анатольевич, Уваров Сергей Алексеевич

В статье рассматриваются особенности конкурентной борьбы, как между экономическими системами отдельных стран, так и между их отдельными хозяйствующими субъектами в условиях глобализации мировой экономики. Предлагается решение проблемы эффективного использования парадигмы управления цепями поставок с использованием в качестве технической базы цифровых платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PLATFORM AS A RESOURCE FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF SUPPLY CHAINS

The article deals with the peculiarities of competition, both between the economic systems of individual countries and between their individual economic entities in the context of globalization of the world economy. The problem of efficient use of supply chain management paradigm with the use of digital platforms as a technical base is proposed.

Текст научной работы на тему «Цифровые платформы как ресурс повышения конкурентоспособности цепей поставок»

Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А.

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

Аннотация. В статье рассматриваются особенности конкурентной борьбы, как между экономическими системами отдельных стран, так и между их отдельными хозяйствующими субъектами в условиях глобализации мировой экономики. Предлагается решение проблемы эффективного использования парадигмы управления цепями поставок с использованием в качестве технической базы цифровых платформ.

Ключевые слова. Конкурентоспособность, глобализация, транснациональные корпорации, управление цепями поставок, цифровые платформы.

Grigoriev M.N., Maksimtsev I.A., Uvarov S.A.

DIGITAL PLATFORM AS A RESOURCE FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF SUPPLY CHAINS

Abstract. The article deals with the peculiarities of competition, both between the economic systems of individual countries and between their individual economic entities in the context of globalization of the world economy. The problem of efficient use of supply chain management paradigm with the use of digital platforms as a technical base is proposed.

Keywords. Competitiveness, globalization, transnational corporations, supply chain management, digital platforms.

Самым заметным и действенным фактором развития современной мировой экономики выступает глобализация - процесс, который, несмотря на отсутствие общепринятого определения, по мнению многих, предопределяет ход преобразования не только экономики, но и политики, и истории. Строго говоря, глобализация мировой экономики представляет собой современный этап интернационализации хозяйственной сферы, что находит своё выражение в формировании устойчивых хозяйственных связей, как между экономическими системами отдельных стран, так и между их отдельными хозяйствующими субъектами. В основе этого явления лежит феномен международного разделения труда, основанного на таких формах организации общественного труда, как специализация и кооперация.

ГРНТИ 82.15.05

© Григорьев М.Н., Максимцев И.А., Уваров С.А., 2018

Михаил Николаевич Григорьев - кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры Р-4 Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург). Игорь Анатольевич Максимцев - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Сергей Алексеевич Уваров - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры торгового дела и товароведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Максимцев И.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-38-23. E-mail: rector@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 17.10.2017.

Интернационализация экономики (так же, как производства и капитала) может протекать экстенсивно и интенсивно, эволюционно и скачкообразно. Глобализация мировой экономики - интенсивная, скачкообразная (революционная) форма интернационализации мировой хозяйственной системы, характеризующаяся вовлечением в этот процесс всё большего числа национальных экономик, направленная в перспективе на формирование единого глобального мирового хозяйства [13].

Глобализация сопровождается ростом взаимозависимости не только экономических, но и политических систем отдельных стран. В основе этого - распространение конкурентных факторов далеко за пределы государственных территорий или сфер человеческой деятельности. Будучи объективным, интегрирующим процессом, глобализация охватывает совокупность социально-экономических и политико-идеологических проблем, что находит свое выражение и в формировании несправедливого и негуманного мироустройства, в обнищании большинства населения планеты (при процветании «золотого миллиарда»), деградации национальных государств и цивилизационном противостоянии. Управленческая сущность глобализации состоит в упрощении коммуникаций, что ведет, в конечной счете, к упрочению власти транснациональных корпораций - главных движущих сил этого процесса.

Инструментом управления глобализацией выступает новая предпринимательская парадигма -управление цепями поставок (Supply Chain Management, SCM). Согласно определению Европейской логистической ассоциации (ELA) SCM - интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур. Главное отличие этой организационной формы от прочих институциональных формирований является наличие фокусной фирмы («хозяина канала»), формирующей цепь поставок, исходя из рыночной конъюнктуры и своих собственных интересов. Корпоративная стратегия фокусной фирмы становится корпоративной стратегией всей цепи поставок. SCM, как и всякий управленческий инструмент, политически и социально индифферентен, его направленность формируют ограничения модели, определяемые фокусной фирмой.

Всё большее переплетение национальных экономик, лавинообразное увеличение связей между отдельными корпорациями востребовали и качественно новую техническую базу - цифровые платформы - высокотехнологичные продукты, посредством которых реализуется процесс взаимодействия многочисленных пользователей: потребителей и поставщиков разнообразных товаров, услуг, информации. Технически цифровые платформы включают в себя цифровые устройства, программные продукты и информационные сервисы [11, 12].

Таким образом, логическая основа этой статьи выглядит следующим образом: глобализация (процесс) ^ управление цепями поставок (целеполагающая парадигма) ^ транснациональные корпорации (лидерские организационные структуры) ^ цифровые платформы (действенный инструментарий) [4].

Наша стратегическая цель - решение проблемы эффективного использования парадигмы управления цепями поставок теми странами и их предприятиями, кто не собирается покорно следовать в фарватере «мировых глобализаторов» [8]. Среди российских предприятий многие успешно реализуют положения SCM-парадигмы, особенно при разработке стратегии своего развития. При этом особое значение приобретает адекватное решение основной экономической задачи «сделать или купить» на всех этапах воспроизводственного процесса. Вот почему такая, казалось бы, организационная задача, как проблема аутсорсинга, выходит на стратегической уровень. Так, в ПАО «Газпром» при разработке таких глобальных проектов как «Северный поток», «Южный поток» и пр., встала проблема поставки труб большого диаметра, производство которых в РФ в то время было явно недостаточным. Газпром принял решение в пользу инсорсинга - собственного (российского) производства и предопределил успешное собственное развитие даже в условиях нынешних санкций.

Широкое распространение цифровых технологий не просто является «фактором дальнейшего роста», а, по существу, радикально трансформирует традиционные отрасли и рынки, переформатирует их и персонифицирует протекающие в них бизнес-процессы [2, 5]. Цифровая платформа - это бизнес-модель, их может быть несколько в рамках одной отрасли, поэтому конкуренция между цифровыми платформами - объективно рыночный процесс. Кстати, специалисты выделяют до восьми ключевых функций SCM [6]; по нашему мнению, половину из них реализовать вне цифровой среды в принципе невозможно. Это такие SCM-функции, как управление взаимоотношениями с потребителями; управление обслуживанием потребителей; управление спросом; управление выполнением заказов [7].

Компьютерные платформы - аппаратные и программные комплексы - получили широкое распространение и выступают в качестве основы вычислительных комплексов. Применяются информационные платформы, интеллектуальные платформы, электронные платформы, интернет-платформы, мультимедийные платформы и пр. [14] В дальнейшем, очевидно, будут сформулированы строгие принципы, на основании которых будет осуществляться процесс формирования цифровых платформ; следующим шагом станет разработка «платформенного подхода». Пока сформулируем эмпирические правила, в которых обобщим опыт создания и функционирования цифровых платформ (ЦП) [15].

ЦП обеспечивают вход потребителям для получения товаров и услуг, характер которых далеко выходит за рамки функциональных возможностей самой ЦП. Производители получают возможность предложить свои товары и услуги большому числу потребителей. ЦП используют большие и открытые данные, которые накапливаются при электронном обмене информации и формируются на основе современных стандартов и правил. ЦП базируются на автоматизированных системах, обеспечивающих коммуникационную среду электронного обмена данными. ЦП, как надгосударственные интеграционные системы, поддерживают сервис для пользователей в рамках государственно-частного партнерства, обеспечивают взаимодействие физических лиц, предпринимательской среды и органов государственного и муниципального управления. ЦП развиваются во всех социально-экономических областях, обеспечивают кооперированные связи между участниками, открыты для участников, обеспечивают проблему информационной безопасности.

С весьма интересующей авторов - логистической - точки зрения, ЦП позволяют многократно снизить трансакционные издержки, которые в цепях поставок и логистических системах составляют изрядную долю общих логистических издержек. Как известно, трансакционные издержки охватывают [6]:

• издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников;

• издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами;

• издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности;

• трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие: неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений.

Создание ЦП может оказаться высокоэффективным и прибыльным проектом, поскольку ЦП способна приносить значительную прибыль, а фактором её успешного развития служат ее многочисленные пользователи, рекомендующие сервис своим партнерам по бизнесу (среди производителей) и сотрудникам по работе, большому кругу знакомых (среди конечных потребителей). В специальной литературе приводится закон Меткалфа, согласно которому ценность коммуникационной сети пропорциональна квадрату численности подключенных к этой сети пользователей (людей и компьютеров).

Цифровые технологии предоставляют предприятиям широкий спектр возможностей как при осуществлении самостоятельной, так и совместной деятельности, особенно в цепях поставок. Цифровая трансформация требует от предприятия четкой стратегии и детальной проработки тактических и оперативных планов. Б. Эдельман, доцент Гарвардской бизнес-школы, консультант по стратегии ряда компаний, включая Google, предложил следующую схему подготовки и запуска ЦП [9]:

1. Сформируйте обширную базу пользователей: используйте уже существующие в сети группы пользователей; если какая-то категория пользователей в данный момент недоступна, замените ее данными из открытых источников.

2. Предложите нечто ценное само по себе: добавьте услугу, которой может воспользоваться даже небольшая группа людей.

3. Постарайтесь привлечь стратегических партнеров: предложите им плату за участие; купите бизнес стратегического партнера.

4. Минимизируйте риски для новичков: предложите оплату за реальную услугу; предоставьте субсидии первым клиентам.

5. Обеспечьте совместимость с прежними системами: обеспечьте разумную степень совместимости с предшествующими системами, чтобы облегчить переход на вашу платформу; будьте готовы к сопротивлению со стороны более старых игроков.

На сегодняшний день масштаб деятельности многих ЦП достигает гигантского размаха. Так, «цифровая платформа Alibaba 16 ноября этого года продала товаров на 17,6 миллиарда долларов за один день. Это 140 тысяч сделок в одну секунду» [4]. Подобные глобализированные ЦП могут монополизировать деятельность даже не отдельных, а весьма значительной совокупности различных рынков, угрожать экономической безопасности отдельных национальных государств. Заместитель руководителя ФАС РФ Доценко А.В. и директор Института права и развития ВШЭ - Сколково Иванов А.Ю. формулируют несколько групп рисков, возникающих при монопольном доминировании отдельных цифровых платформ [11]:

1. Доминирование ЦП, как точки входа для потребителей и канала продаж для предпринимателей, имеет мощный мультипликативный эффект. Если обычный монополист контролирует только рынок производимого им товара, то монополист, владеющий ЦП, контролирует не только рынок собственных услуг, но и все прочие рынки, связанные с платформой.

2. На ЦП осуществляется взаимодействие многих групп потребителей, которые не могут осуществлять его вообще, либо столь же эффективно, в отсутствие этой платформы.

3. Определяющим фактором в бизнесе ЦП является пользовательская информация, представляя собой единственный механизм, наделяющий ЦП возможностью рыночного доминирования.

4. ЦП удерживают рыночное лидерство за счет сетевых эффектов, согласно которым ценность платформы для новых пользователей возрастает с увеличением общего числа пользователей. ЦП с раскрученным брендом существенно выигрывает от вкладов своих пользователей в ее развитие, создавая при этом барьеры входа и выхода.

При этом важно иметь в виду, что платформы запускают процесс непрерывных инноваций, в который вовлекаются многие пользователи платформ, вносящие иногда очень заметный вклад в совершенствование их работы. Таким образом, при рассмотрении последствий развития ЦП необходим не только организационно-экономический, но и правовой, социальный, экологический аспекты исследования.

Не вызывает сомнения, что развитие отечественных ЦП должно стать адекватным ответом вызову транснациональных корпораций. Значительные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, 13 июля 2016 г. в Екатеринбурге в рамках промышленного форума «Иннопром-2016» обсуждался вопрос о возможностях создания евразийских цифровых платформ. В сессии приняли участие представители ведущих бизнес-структур стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и глобальных компаний в области информационных технологий. Имеющийся потенциал, актуальные вызовы и механизмы проработки новых бизнес-моделей, цепочек добавленной стоимости были обсуждены в контексте создания в ЕАЭС до 2030 года цифровых рынков. Участники дискуссии, принимая во внимание, что цифровые рынки глобальны, а цифровые процессы носят сквозной характер, пришли к мнению о необходимости созданий евразийских цифровых платформ. Они должны быть интегрированы с другими региональными и глобальными платформами [11].

10 августа 2016 г. в ЕЭК (Евразийской Экономической Комиссии) в рамках проектной сессии рабочей группы по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза эксперты и участники рынка обсудили электронные транзитные транспортные коридоры ЕАЭС. В мероприятии приняли участие представители государственных органов, транспортных, логистических компаний, корпораций из других сфер экономики, а также представители научных центров и бизнес-ассоциаций стран ЕАЭС. По оценкам экспертов, перевод транспортного рынка на принципы цифровой экономики приведет к качественному росту электронных услуг и возникновению новых кооперационных связей логистических предприятий с предприятиями других сфер бизнеса. Предлагаемая Транс-Евроазиатская логистическая платформа - это экономическое пространство сетевого взаимодействия компаний Евразии в общих процессах производства продуктов и услуг, связанных едиными стандартами и технологиями управления, которые позволяют им координировать цепи создания стоимости на региональном, национальном и межнациональном рынках [5, 15].

Исходя из этого, можно утверждать, что за счет внедрения современных цифровых технологий и создания цифровых платформ в странах ЕАЭС могут быть реализованы конкурентные преимущества, содержащиеся в новой предпринимательской парадигме - управлении цепями поставок, и ее важнейшей составляющей - логистике (теперь уже - цифровой логистике), что не только повысит результативность транспортных связей Союза, но и станет базой эффективного развития всей хозяйственной сферы Евразийского экономического союза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большаков С.Н., Лескова И.В., Большакова Ю.М. Цифровая экономика как составляющая технологической платформы государственной политики и управления // Вопросы управления. 2017. № 1 (25). С. 64-70.

2. Григорьев М.Н., Дигусов Н.Н., Уваров С.А. Информационные системы и технологии в логистик. В трех томах. Том I. Информационные системы в логистике. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.

3. Евтянова Д.В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой // Экономические системы. 2017. Т. 10. № 3 (38). С. 54-57.

4. Кто победит: большие данные или материаловедение // Эксперт. 2016. № 48 (1009).

5. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 г. № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».

6. СтокДж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Цифровые модели бизнеса: магистральный тренд современного рынка //Дайджест новостей мира высоких технологий. 2016. № 5. С. 2-6.

8. Юдина Т.Н. Цифровизация в контексте сопряженности Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути // Философия хозяйства. 2016. № 4.

9. Как запустить цифровую платформу. Практическое руководство Бенджамина Эдельмана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kireya.ru/publ/15-1-0-156 (дата обращения 11.03.2018).

10. Кривошеев О.В. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://digitalrosatom.ru/wp-content/uploads/2017/09/%D0%A6%D0%AD-%D0%B4%D0%B B%D1%8F-%D0%AF%D0%9E%D0%9A.-%D0%9D%D0%9F%D0%A2.pdf (дата обращения 11.03.2018).

11. Министр ЕЭК: Цифровые платформы - это плацдарм для развития цифровой экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakon.kz/4805726-ministr-ejek-cifrovye-platformy-jeto.html (дата обращения 11.03.2018).

12. Программа для Путина: В России появятся 10 цифровых платформ с машиночитаемыми данными. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rn.cnews.ru/news/top/2017-08-28_programma_dlya_putina_v_ rossii_poyavyatsya_10_tsifrovyh (дата обращения 11.03.2018).

13. Цифровая платформа станет «инфраструктурой цивилизации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cio.ru/news/181016-Tsifrovaya-platforma-stanet-infrastrukturoy-tsivilizatsii (дата обращения 11.03.2018).

14. Цифровая Транс-Евроазиатская Логистическая Платформа - локомотив экономик стран ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ati.su/Media/PrintNews.aspx?ID=98131 (дата обращения 11.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.