Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ И IT-СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕРИОД ЛОКДАУНА'

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ И IT-СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕРИОД ЛОКДАУНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
136
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКДАУН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбунова София Владиславовна, Мрочко Леонид Владимирович, Спиридонова Галина Владимировна

Рассмотрены информационные технологии, формы, методы и средства образовательного процесса в период пандемии. Выделены полезные функции цифровых платформ и IT-сервисов, используемые для проведения учебных занятий в формате видеоконференций. Сделан сравнительный анализ функций видеосвязи для наиболее востребованных в образовании технологий. Раскрыты особенности дистанционного обучения в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Горбунова София Владиславовна, Мрочко Леонид Владимирович, Спиридонова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL PLATFORMS AND IT-SERVICES IN EDUCATION: APPLICATION DURING THE LOCKDOWN PERIOD

Information technologies, forms, methods, and means of the educational process during the pandemic are considered. Useful functions of digital platforms and IT-services used for conducting educational classes in the format of videoconferences are highlighted. A comparative analysis of video communication functions for the most popular technologies in education is made. The features of distance learning in Russia and abroad are disclosed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ И IT-СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕРИОД ЛОКДАУНА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ: ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА PEDAGOGICAL COORDINATE SYSTEM EDUCATION, UPBRINGING,

HUMAN DEVELOPMENT

УДК 37:004 DOI: 10.24151/2409-1073-2021-4-124-130

Цифровые платформы и IT-сервисы в образовании: применение в период локдауна

С.В. Горбунова, Л.В. Мрочко, Г.В. Спиридонова

Московский гуманитарный университет [email protected]

Рассмотрены информационные технологии, формы, методы и средства образовательного процесса в период пандемии. Выделены полезные функции цифровых платформ и IT-сервисов, используемые для проведения учебных занятий в формате видеоконференций. Сделан сравнительный анализ функций видеосвязи для наиболее востребованных в образовании технологий. Раскрыты особенности дистанционного обучения в России и за рубежом.

Ключевые слова: локдаун, образовательный процесс, цифровые платформы, информационные технологии, дистанционное обучение.

Digital platforms and IT-services in education: application during the lockdown period

S.V. Gorbunova, L.V. Mrochko, G.V. Spiridonova

Moscow University for the Humanities [email protected]

Information technologies, forms, methods, and means of the educational process during the pandemic are considered. Useful functions of digital platforms and IT-services used for conducting educational classes in the format of videoconferences are highlighted. A comparative analysis of video communication functions for the most popular technologies in education is made. The features of distance learning in Russia and abroad are disclosed.

Key words: lockdown, educational process, digital platforms, information technology, distance learning.

В условиях первой волны локдауна, вызванного пандемией коронавируса, Правительством России были приняты меры по переводу всех образовательных программ на дистанционный формат обучения с применением информационных технологий1. Цифровые технологии образования и просвещения сменили традиционные формы. Для проведения занятий учебные заведения стали использовать цифровые платформы, для видеоконференций — IT-сервисы, причем выбор сервисов сегодня не ограничен. Ответим на вопрос, какая из цифровых платформ в полной мере отвечает всем потребностям института образования. Период с апреля 2020 г. по апрель 2021 г. дает возможность сделать некоторые выводы на основе сравнительного анализа эффективности применения цифровых технологий обучения.

Дистанционное обучение имеет преимущества, которые позволяют определить его место в привычном формате обучения, с одной стороны, и в условиях изменения традиционных форм обучения — с другой. Однако недостатки дистанционного формата влекут за собой падение качества образования. Более того, еще не все регионы страны обладают выходом к высокоскоростному интернету, что ограничивает доступ к образованию в период локдауна.

В преддверии первой волны локдауна колоссально вырос спрос на цифровые платформы и IT-cервисы. По данным компании Microsoft, в марте 2020 г. количество активных пользователей Microsoft Teams увеличивалось с 32 млн чел. до 44 млн чел. за неделю [1]. 30 марта 2020 г. компания сообщила, что ежедневное число активных пользователей Skype росло, начиная с цифры в 40 млн чел. в день и далее стабильно до 70 % в месяц [2]. С марта по апрель 2020 г. также увеличилось количество активных пользователей Google Classroom.

Безусловно, все названные выше компании задействовали различные методы продвижения своих платформ. Показательна ситуация, которая сложилась в компании Zoom. Компания сообщила: число ежедневных звонков значительно выросло к марту 2020 г., а в апреле 2020 г. количество ежедневных звонков достигло 300 млн чел. в день [3]. Первоначально в сообщении говорилось о числе пользователей, но Zoom признала ошибку, объяснив, что под «тремястами миллионами ежедневных пользователей» надо понимать триста миллионов звонков в день. Неизвестно, намеренно ли компания допустила ошибку или это привлечение общественного внимания произошло случайно. Однако благодаря подобному вводу в заблуждение компания получила большой резонанс в СМИ.

Рассмотрим платформы Skype, Zoom, Microsoft Teams, Google Classroom, Discord. Выборка обусловлена тем, что они наиболее востребованы на мировом рынке. Результаты функционального анализа цифровых платформ и ГГ^ервисов для дистанционного образования представлены в таблице 1.

Teams обладает наибольшим количеством полезного функционала и наравне с Google наиболее подходит для среднестатистического пользователя. Дополнительно платформы содержат вспомогательный функционал, упрощающий коммуникацию вне звонка: текстовый редактор, календарь, расписание занятий, домашние задания, редактор таблиц. Эти функции доступны участникам конференции для общего просмотра и, при включенных настройках, для редактирования.

Есть некоторые не включенные в таблицу критерии оценки. Например, цена. В базовой комплектации почти все цифровые платформы и IT-сервисы бесплатные (платные версии имеются только у Zoom и Teams). Бесплатная версия Zoom ограничивает

1 Названа дата начала дистанционного обучения в российских школах. URL: https://lenta.ru/news/2020/04/03/schools/ (дата обращения 12.04.2021).

Таблица 1

Сравнение цифровых платформ и IT-сервисов по функциям видеосвязи

Функция Zoom M licrosoft TeaG sogle Classroo m Skype Discord

Показ видео + + + + +

Показ экрана + + + + +

Показ экрана в мобильном приложении — + + + —

Видеозапись конференции + + — + —

Поднятая рука — + + — —

Поднятая рука в мобильном приложении + + + + —

Интерактивная доска + + + — —

Планирование конференций + + + — —

Создание постоянных конференций — + + + +

Совместное использование файлов — + + — —

максимальное время звонка до 40 мин., что затрудняет его использование, поскольку пара длится два академических часа. В бесплатной версии Teams содержится весь необходимый для дистанционного обучения функционал, а платный может быть полезен для узкоспециализированного обучения, однако возникают сложности при настройке среды, связанные с недостатком инструкций. Skype неудобен в отношении безопасности конференции — любой участник звонка имеет право пригласить пользователя со стороны, вне учебной организации.

Перечислим полезные функции цифровых платформ и IT-сервисов: показ видео с видеокамеры, демонстрация своего экрана, видеозапись звонка конференции. Большинство из рассмотренных цифровых платформ и IT-сервисов предоставляют функции в помощь обучению: интерактивную доску, подобную меловой, на которой любой участник может писать или рисовать; функцию поднятой руки, что позволяет ученику не переби-

вать преподавателя и дождаться «с поднятой рукой», когда преподаватель закончит лекцию и уделит ему внимание; интерактивную демонстрацию презентации: эта функция дает участнику возможность листать презентацию вне зависимости от презентатора, но также он может смотреть презентацию как обычно, под контролем презентующего. Более того, некоторые цифровые платформы и IT-сервисы предоставляют общий доступ к файлам конференции, не требующий настройки; эта возможность полезна для получения и выполнения домашних заданий, а также для обмена материалом лекций. Дополнительная функция — календарь для планирования занятий, экзаменов или сроков сдачи заданий.

Сравнительный анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что Discord, часто используемый для повседневного общения в коммуникации игрового сообщества, сильно уступает другим сервисам по функционалу. Skype обладает не максималь-

Каким ПО для дистанционного обучения вы пользуетесь

сейчас?

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Zoom

Google Classroom Microsoft Teams

Skype

Discord

Использование программного обеспечения (ПО) для дистанционного обучения

ным, но достаточным для дистанционного обучения набором возможностей, однако есть и глобальная проблема: конференции не защищены паролем, поэтому к ним может присоединиться любой желающий, что мешает учебному процессу.

Teams и Google можно считать лидерами по количеству функций, по сравнению с Zoom и остальными рассмотренными платформами и IT-сервисами, так как Teams и Google предоставляют не только функцию звонка, но и дополнительную инфраструктуру, упрощающую учебный процесс. Но, несмотря на преобладающий объем функционала, Teams и Google уступают Zoom по известности и по использованию. Это может быть связано с недостаточной рекламной кампанией первых двух сервисов или с их неудобством.

Главный рекламный слоган Zoom — простота в использовании. Компания заявляет, что для использования платформы необходимо сделать несколько кликов. Так, Джим Мерсер — бывший работник конкурирующей компании GoToMeeting — сообщил в интервью: «Один клик, мы зарегистрировались, ещё один — и мы уже на конферен-

ции с 25 другими людьми. Как они это делают, это какая-то магия вуду?». Такая функция удобна и экономит время пользователя, но ее можно назвать «дырой в безопасности» [4]. Функция не доставляла больших проблем, когда Zoom использовался для бизнеса b2b, для которого он был спроектирован, но стала «большим минусом» в период пандемии, когда популярность системы резко возросла. Развитие компании продолжилось в новом, не запланированном изначально направлении, и спустя определенный срок проблемы безопасности были исправлены. Компания Zoom использовала свою популярность и добавила b2c к направлению своего бизнеса.

Компания Google в 2020 г. провела опрос в целях субъективного сравнения цифровых платформ и IT-сервисов. В опросе участвовали студенты учебных заведений из разных стран, включая Россию (59 % респондентов), Казахстан (3 %), США(9 %), Японию (3 %), страны Евросоюза — Германию (6 %), Нидерланды (3 %) и другие [5; 6; 7; 8].

По результатам опроса (учащиеся могли выбрать несколько вариантов ответа), в России и СНГ в образовательных целях чаще

Таблица 2

Статистика установки цифровых платформ и IT-сервисов в Google Play

Сервис видеосвязи Количество установленных платформ Количество пользователей Интернет

Skype 11 млн 300 тыс. 4.3

Microsoft Teams 3 млн 200 тыс. 4.1

Discord 3 млн 4.5

Zoom 2 млн 200 тыс. 3.9

Google Classroom 1 млн 400 тыс. 2.6

всего используются платформы Zoom (62 %) и Skype (25 %), причем половина тех, кто предпочитает Skype, также пользуются и Zoom. Вместе с тем за рубежом чаще предпочитают Zoom (80 %), Googte (30 %) и Tims (30 %), эти результаты представлены на графите. Половина участников опроса (47 %) остались недовольны качеством цифровых платформ и IT-сервисов, выделяя плохое качество связи (59 %), неудобный интерфейс (52 %), сбои в работе программного обеспечения (28 %), ограничение звонка до 40 мин. (24 %).

Однако использование сторонних программ чревато опасностью разногласий между выпускающими их компаниями и российским правительством. Так, в апреле 2021 г. компания Zoom сообщила, что запрещает дистрибьюторам продавать доступ к своему сервису государственным учреждениям и госкомпаниям, на что пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков ответил: «Надо переходить на альтернативы. Свято место пусто не бывает, будут покупать другие услуги, в этом особо ничего страшного нет»2. Исходя из результата опроса, мнение таково: запрет заставит учебные заведения искать альтернативные цифровые платформы и IT-сер-висы, что может повлиять на качество и удобство образования и подтолкнет разработчиков к созданию отечественных вариантов.

Сделаем попытку сравнить востребован-

ность сервисов видеосвязи по статистике скачивания приложений в Google Play (см. табл. 2). Безусловно, мы не можем полагаться на объективность такого анализа, поскольку данные об установке программного обеспечения — это внутренняя информация компаний, ее нет в открытом доступе. Однако эта узкая статистика, представленная в марте — апреле 2021 г., позволяет определить популярность мобильных приложений, используемых в образовании.

По данным таблицы 2, число установленных цифровых платформ и IT-сервисов не совпадает с числом участников опроса, которые дали оценку этим сервисам. Для сервиса Skype, который ранее являлся основным и практически не имел альтернативы, потеря популярности среди пользователей Интернет может быть связана со стагнацией качества связи и функционала. Число пользователей Google Classroom, согласно таблице, наоборот, превышает число установок, возможно, по причине отображения только активных приложений. Самый неожиданный результат сравнения: число установок Tims на 1 млн превосходит этот показатель Zoom. Такой результат может быть связан с некорректной постановкой вопросов, или с неправильным охватом группы опроса, или с отсутствием популярности мобильного приложения Zoom, в том числе

2 Майшев А. В Кремле прокомментировали ограничения на использование Zoom в России. 07.04.2021. URL: https://ria.ru/20210407/kreml-1727175173.html?in=t (дата обращения 13.04.2021).

вследствие конфликта Zoom с правительством, сокращения его использования в сфере государственного образования. Вместе с тем относительная популярность Discord обусловлена его использованием именно в необразовательных отраслях.

Обратим внимание, что сервис Googte значительно отстает от других сравниваемых сервисов — как по количеству установленных платформ, так и по числу оценок пользователей. Предположим, что этому послужили недостатки в структурах рекламной кампании или быстрый рост конкуренции на рынке цифровых платформ и IT-сервисов.

Добавим, что цифровые платформы и IT-сервисы, используемые для повседневного общения, очень редко выбираются для дистанционного обучения. У этих групп разные, почти не пересекающиеся рынки.

В заключение отметим, что группа сервисов Microsoft Tims и Zoom, используемая для обучения до пандемии коронавируса, разрабатывалась для бизнес-конференций и неосновного, онлайн обучения. Благодаря развитию в этих отраслях, Tims и Zoom имели возможность предоставить платформы для удобного дистанционного обучения в период локдауна. Без этой возможности обучение проходило бы в худших условиях, поскольку низкая степень распространения цифровых платформ в период чрезвычайных ситуаций способствует снижению уровня знаний.

Библиографический список

1. Spataro J. Microsoft Teams at 3: Everything you need to connect with your teammates and be more productive. // Microsoft: official website. March 19. 2020. URL: https://www.microsoft.com/en-us/microsoft-365/blog/2020/03/19/microsoft-teams -3-everything-you-need-connect-teammates-be-more-productive/ (дата обращения: 01.04.2021).

2. Mehdi Y. Introducing the new Microsoft 365 Personal and Family subscriptions // Microsoft: official website. March 30. 2020. URL:

https://www.microsoft.com/en-us/microsoft-365/blog/2020/03/30/introducing-new-microsoft-365-personal-family-subscriptions/ (дата обращения: 1.04.2021).

3. 90-Day Security Plan Progress Report: April 22 // Zoom: Blog. URL: https://blog.zoom.us/90-day-security-plan-progress-report-april-22/ (дата обращения: 11.04.2021).

4. Конрад А. «Зумбомбинг», утечки и ФБР: как сервис видеочатов Zoom стал жертвой собственной популярности в эпоху пандемии [Электронный ресурс] // Forbes: фин.-экон. журнал. 10.04.2020. URL: https://www.forbes.ru/milliar-dery/397105-zumbombing-utechki-i-fbr-kak-servis-videochatov-zoom-stal-zhertvoy-sobstvennoy. (дата обращения: 11.04.2021).

5. Сравнение семи популярных платформ для вебинаров и конференций [Электронный ресурс] // Хабр: сообщество IT-специалистов: [сайт]. 1 апреля 2020. URL: https://habr.com/ru/company/leader-id/blog/495094/ (дата обращения 13.04.2021).

6. Как Zoom стала самой важной компанией в эпоху коронавируса [Электронный ресурс] // Хабр: сообщество IT-специалистов. 2 апреля 2020. URL: https://habr.com/ru/post/495258/ (дата обращения 13.04.2021).

7. Статистика роста популярности видеочатов и сервисов видеосвязи за 2020 год [Электронный ресурс] // CNews: сетевое издание. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2021 -02-09_statistika_rosta_populyarnosti (дата обращения 13.04.2021).

8. Кинес Кизитов. Пандемия цифрового образования [Электронный ресурс] // VC.RU: [сайт]. 26 августа 2020. URL: https://vc.ru/education/153144-pandemiya-cifrovogo-obrazovaniya (дата обращения 13.04.2021).

Поступила 16.11.2021

Горбунова София Владиславовна — студентка 4 курса факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства, Московский гуманитарный университет (ул. Юности, 5, Москва), [email protected]

Мрочко Леонид Владимирович — доктор фи-

лософских наук, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций, Московский гуманитарный университет (ул. Юности, 5, Москва), [email protected]

Спиридонова Галина Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций, Московский гуманитарный университет (ул. Юности, 5, Москва), [email protected]

References

1. Spataro J. Microsoft Teams at 3: Everything you need to connect with your teammates and be more productive. // Microsoft: official website. March 19. 2020. URL: https://www.microsoft.com/en-us/microsoft-365/blog/2020/03/19/microsoft-teams-3-everything-you-need-connect-teammates-be-more-productive/ (data obrashhenija: 01.04.2021).

2. Mehdi Y. Introducing the new Microsoft 365 Personal and Family subscriptions // Microsoft: official website. March 30. 2020. URL: https://www.micro-soft.com/en-us/microsoft-365/blog/2020/03/30/intro-ducing-new-microsoft-365-personal-family-subscrip-tions/ (data obrashhenija: 1.04.2021).

3. 90-Day Security Plan Progress Report: April 22 // Zoom: Blog. URL: https://blog.zoom.us/90-day-security-plan-progress-report-april-22/ (data obrashhenija: 11.04.2021).

4. Konrad A. «Zumbombing», utechki i FBR: kak servis videochatov Zoom stal zhertvoj sobstvennoj po-puljarnosti v jepohu pandemii [Jelektronnyj resurs] // Forbes: fin.-jekon. zhurnal. 10.04.2020. URL: https://www.forbes.ru/milliardery/397105-zumbomb-ing-utechki-i-fbr-kak-servis-videochatov-zoom-stal-zhertvoy-sobstvennoy. (data obrashhenija: 11.04.2021).

5. Sravnenie semi populjarnyh platform dlja vebina-rov i konferencij [Jelektronnyj resurs] // Habr: soobsh-hestvo IT-specialistov: [sajt]. 1 aprelja 2020. URL: https://habr.com/ru/company/leader-id/blog/495094/ (data obrashhenija 13.04.2021).

6. Kak Zoom stala samoj vazhnoj kompaniej v jepohu koronavirusa [Jelektronnyj resurs] // Habr: soobshhestvo IT-specialistov. 2 aprelja 2020. URL: https://habr.com/ru/post/495258/ (data obrashhenija 13.04.2021).

7. Statistika rosta populjarnosti videochatov i servisov

videosvjazi za2020 god [Jelektronnyj resurs] // CNews: sete-voe izdanie. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2021-02-09_statistika_rosta_populyarnosti (data obrashhenija 13.04.2021).

8. Kines Kizitov. Pandemia cifrovogo obrazova-nija [Jelektronnyj resurs] // VC.RU: [sajt]. 26 avgusta 2020. URL: https://vc.ru/education/153144-pan-demiya-cifrovogo-obrazovaniya (data obrashhenija 13.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Submitted 16.11.2021

Gorbunova Sofia V., 4th-year student, Department of Advertising, Journalism, Psychology and Art, Moscow Humanitarian University (5 Yunost St., Moscow), [email protected]

Mrochko Leonid V., Doctor of Philosophy, Professor, Department of Advertising Theory and Mass Communications, Moscow Humanitarian University (5 Yunost St., Moscow), [email protected]

Spiridonova Galina V., D. in Economics, Associate Professor, Department of Advertising Theory and Mass Communications, Moscow Humanitarian University (5 Yunost St., Moscow), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.