Примечания
1. Формирование культурно-продуктивной личности в меняющейся социокультурной ситуации / под ред. Т. И. Шушкиной; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2011. С. 185-203.
2. Земляков Д. В. Формирование у учащихся опыта исследовательской деятельности в процессе создания сетевых виртуальных музеев / Д. В. Земляков, Е. В. Иванов, А. М. Коротков // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4. С. 18-20;
2. Земляков Д. В. Виртуальные школьные музеи как средство формирования у школьников опыта учебно-исследовательской деятельности: от модели к практической реализации / Д. В. Земляков, Е. В. Иванов, А. М. Ко-ротков // Формирование культурно-продуктивной личности в меняющейся социокультурной ситуации / под. ред. Т. И. Шушкиной; Мордов. гос.пед. ин-т. Саранск, 2011. С. 185-203.
УДК 908; 004.738.52
Ю. С. Инякин
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
В статье представлен проект информатизации системы образования. Автор рассказывает об участниках и разработчиках проекта как основной формы организации краеведения в системе дополнительного образования детей по Программе туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество».
The article presents the project of information technologies wider implementation in the sphere of education. The author talks about the participants and developers of the project, which is considered to be the main form in which local history could be taught in the system of extracurricular activities for children, and is based on the programme of tourism and local history movement, called "Motherland".
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, программа «Отечество», краеведение, информационные технологии, проект.
Ключевые слова: digital educational resources, "Motherland" programme, local history, information technologies, project.
В настоящее время специалисты в области информационных технологий ведут разговор о смене парадигмы информатизации школы, о переходе от парадигмы электронного учебника к пара-
дигме, которую условно можно назвать парадигмой Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Разработка материалов для подготовки будущих педагогов к использованию ЦОР не является абсолютно новым делом. Такая подготовка уже много лет ведется, в том числе как составная часть подготовки в области использования ИКТ в учебном процессе. Однако принципиально важно, чтобы будущие учителя осваивали новые учебные средства не столько на занятиях по ИКТ, сколько в рамках общеобразовательных, общеметодических курсов, а также курсов по методике преподавания соответствующих предметных дисциплин.
Реализация проекта информатизации системы образования (ИСО) возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). Фондом разработано техническое задание: «Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов» (на базе Лаборатории цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования) [1].
Разработка ЦОР согласно техническому заданию должна вестись в следующих образовательных областях:
• начальная школа (русский язык, литература, математика, окружающий мир, обществознание, музыка, ИЗО, технология, физкультура),
• математика (математика, информатика),
• естествознание (физика, химия, биология),
• филология (русский язык, литература, иностранный язык),
• обществознание (география, история, обществознание, МХК),
• технология (технология, трудовое обучение, черчение).
Приведем список высших учебных заведений, которые вовлечены в разработку ЦОР:
• Воронежский государственный педагогический университет
• Дальневосточный государственный гуманитарный университет
• Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского
• Карельский государственный педагогический университет
• Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
• Московский педагогический государственный университет
• Пермский государственный педагогический университет
• Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
• Ставропольский государственный университет
• Челябинский государственный педагогический университет
Так, например, специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО совместно с факультетом информатики ЧГПУ подготовлена электронная модель содержания образования по краеведению - составная часть Образовательной программы Челябинской области.
В данном электронном ресурсе представлено содержание краеведческого образования, разработанное на основе Федерального компонента основного общего образования по истории, географии и биологии. Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по краеведению Южного Урала.
Сетевой проект «Открытый класс» создается в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования», заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров. Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых будет направлена на решение задач поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов; широкого распространения электронных образовательных ресурсов; массового внедрения методик их использования; модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
С 1993 года основной формой организации краеведения в системе дополнительного образования детей стала Программа турист-ско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество».
Программа демократична, она открыта для любого поиска и эксперимента, свободна от идеологических рамок и ограничений, что способствует свободному проявлению творчества как юных краеведов, так и их педагогов. Программа помимо изложения основных принципов организации школьного краеведения включает в себя ряд целевых программ, тематика которых настолько широка и конкретна, что позволяет любому педагогу выбрать интересную тему и включиться в ее реализацию.
Уже сейчас в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов имеются цифровые инструменты, готовые к использованию в программах «Отечества». Это «Живая Родословная» - простой и эффективный инструмент для формирования и анализа генеалогических деревьев (родословных), который позволяет организовать исследовательскую, проектную деятельность школьников на разных ступенях обучения в рамках различных предметных областей. ЦОР включает в себя коллекцию примеров родословных исторических личностей, деятелей культуры и искусства, а также универсальное древо семьи, которые можно использовать в исторических, литературных и других краеведческих объединениях.
Это «ОС3 Хронолайнер» - уникальное программное средство для создания, упорядочивания, визуализации и анализа иллюстративно-хронологических материалов (Линий Времени). «ОС3 Хро-нолайнер» позволяет интегрировать в единое целое разнообразные информационные источники на основе хронологических взаимосвязей и обеспечивает возможность их наглядного представления.
Это информационная система по истории России с древних времен до начала XX века: «Живая История Отечества», включающая в себя толкование терминов и понятий в историческом словаре, материалы исторических хронологий и генеалогий, исторические карты, иллюстрации, анимации, аудиофайлы и видеозаписи [2].
В этот список можно включить и компьютерный лабораторный практикум «ЦОР краеведа», разработанный коллективом специалистов кафедры естественно-математических дисциплин Московского гуманитарного педагогического института. Практикум предназначен студентам педагогических вузов, обучающимся по специальностям педагогика начальной школы, социальная педагогика и педагогика дополнительного образования с туристско-крае-ведческой специализацией. Цель компьютерного лабораторного
практикума - формирование умений и навыков использования информационно-коммуникационных технологий в дополнительном туристско-краеведческом образовании [3].
Остановимся на характеристике содержания отдельных занятий лабораторного практикума. Весь лабораторный практикум разбит на три блока по четыре лабораторные работы в каждом:
I блок «Сохранение и реставрация аудио- и видеоинформации»
1. Аудиозапись с грампластинок.
2. Перенос диафильмов и диапозитивов в цифровой формат.
3. Перенос видеофильмов в цифровой формат.
4. Реставрация фотографий, диафильмов, видеофильмов.
II блок «Использование средств ИКТ в обучении»
5. Создание и редактирование изображений графическими редакторами.
6. Аппаратные и программные средства мультимедиа.
. Основы работы с музейной компьютерной презентацией.
8. Основы работы с программой слайд-шоу.
III блок «Проектирование и создание интерактивного школьного музея»
9. Создание интерактивных карт.
10. Проектирование виртуального школьного музея на интерактивной доске.
11. Создание интерактивного школьного музея.
12. Поиск информации по электронным музеям в Интернете.
Для реализации лабораторного практикума подготовлены методические рекомендации и соответствующее программное и аппаратное обеспечение.
Заключение. Краеведческие информационные технологии дают нам возможность создать коллекцию ЦОР краеведения. Надо лишь довести её до логического завершения: обеспечить в качестве первого шага начальный минимум ресурсов по всем направлениям учебного краеведения в школе и программам движения «Отечество» и организовать накопление инструментальных и методических разработок, способных поддержать и учителя школы, и педагога дополнительного образования в роли конструкторов процесса обучения с учётом их педагогического опыта, уровня информационной культуры и степени программного и аппаратного обеспечения образовательного учреждения.
Примечания
1. Приложение 1 к Договору № БЬ8Р/В1/С/01б/10-0б от 27 апреля 2006 г.
2. Интегрированные творческие среды, виртуальные лаборатории и конструкторы. Институт новых технологий. www.int-edu.ru.
3. Инякин Ю. С. Виртуальное краеведение как дидактическое средство в предметном обучении учащихся // Краеведческий альманах. 2009. № 1. С. 33-39.