Научная статья на тему 'Цифровые обозначения на газетной полосе: контекстный анализ'

Цифровые обозначения на газетной полосе: контекстный анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА ДНЯ / ИСЧИСЛЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ДИСКУРСЕ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ / НУМЕРАЦИЯ / ХРОНОТОП ГАЗЕТНОГО ВЫПУСКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симакова Светлана Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме онтологического статуса цифровых обозначений в газетных текстах. Автор отстаивает мнение о принципиальной значимости «оцифровки» информационной картины дня и предлагает оригинальную методику анализа цифровых включений в газетном журналистском тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые обозначения на газетной полосе: контекстный анализ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. 13 (151).

Филология. Искусствоведение. Вып. 31. С. 112-115.

С. И. Симакова

ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ГАЗЕТНОЙ ПОЛОСЕ: КОНТЕКСТНЫЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена актуальной проблеме онтологического статуса цифровых обозначений в газетных текстах. Автор отстаивает мнение о принципиальной значимости «оцифровки» информационной картины дня и предлагает оригинальную методику анализа цифровых включений в газетном журналистском тексте.

Ключевые слова: цифровые обозначения, информационная картина дня, исчисление в журналистском дискурсе, коллективный субъект, нумерация, хронотоп газетного выпуска.

Под информационной картиной дня понимается меняющееся во времени ежедневное новостное информирование всеми видами СМИ, когда в ходе прояснения того или иного события уточняются данные, отметается второстепенное и выявляется главное. Однако для исследовательской задачи, поставленной в настоящей статье, мы используем более узкое понятие, связанное со спецификой формата ежедневной региональной газеты. Газетные полосы выступают здесь в качестве фильтра и структуранта информационной картины дня: на полосе произведен отбор событий и их ранжирование (по важности, значимости, интересности читателю и т. п.) Информационная картина дня в таком случае представляет собой искусственное образование, сконструированное в рамках газетной полосы. Тезис «Мы делаем новости» звучит в связи с этим определением весьма актуально. Дело не только и не столько в том, что произошло, но в том, как об этом будет информирована общественность. Эти тезисы позволяют рассматривать роль журналиста в аспекте возрастания ее социально-общественной значимости, о чем и размышляют многие теоретики понятия «информационное общество».

В то же время следует отметить, что есть серьезное различие между «знаниевой» и «новостной» информацией. Если первая представляет собой вневременное явление, то вторая четко привязана к понятию «новость», то есть чрезвычайно кратковременна и легко сменяется обновленной информацией, теряя всякую актуальность. Эти хорошо известные положения особенно важны для наших рассуждений, поскольку роль цифровых обозначений на газетной полосе в свете этих позиций выглядит неоднозначно.

Если всякие числовые включения (не-

важно, написанные буквами или цифрами) представляют собой сегодняшнее исчисление окружающего пространства, а завтра уже сменяются новыми, то значение имеет не столько само фактическое наполнение числовых рядов, сколько сам факт их присутствия на полосе. С этой точки зрения анализ цифровых обозначений может быть уподоблен алгебраическому подходу: нам не важно собственно количество, но важны следующие параметры:

- соотношение цифровых обозначений с текстовым пространством (средняя частотность цифровых включений и общая частотность цифрового материала на полосе);

- наиболее частотные перечислительные ряды (что именно исчисляется в газете);

- обобщенные качественные характеристики цифровых обозначений (округленность, порядок, дробность);

- противостояние именования и нумерования.

Очевидно, что перечень характеристик цифровых обозначений позволяет судить о самой перспективности такого «алгебраического» анализа: перед нами открывается возможность исследования основных психологических эффектов «оцифровки» информации. Такой подход к анализу цифровых обозначений на газетной полосе предпринимается в отечественной науке о журналистике впервые.

Рассмотрим предлагаемый подход на примере анализа одного выпуска газеты «Челябинский рабочий» [4], останавливая свое внимание на контекстном анализе наиболее частотных перечислительных рядов.

Всего на четырех полосах газеты встретилось 91 цифровое обозначение (не считая погоды, курса валют, даты выхода и цифровых

обозначений в выходных сведениях газеты). В целом - в процентном отношении к общему числу символов на полосе - цифровые обозначения в газете факультативны и составляют 0,7 %. Но эта факультативность выступает в данном случае маркером значимости - если цифровые обозначения не бросаются в глаза в каком-нибудь отчете, сплошь состоящем из цифр, то на текстовой полосе они графически выделены и заметны, они размечают пространство газетного сообщения.

Наиболее частотным перечислительным рядом является все, что связано с разметкой времени: указание дат, периодов времени, возраста людей, годовщин и т. п. Исчисление времени «газетной строкой» вполне ожидаемо, в то же время количественный анализ показывает, что от всех цифровых обозначений временные занимают около 39,5 %. Это лидирующий исчисляемый ряд.

На наш взгляд, фиксирование времени цифровыми обозначениями соответствует важнейшей функции ежедневной газеты

- хронометражу событий. Газетная полоса превращается в своеобразный циферблат, отсчитывающий минуты бытия. Для газетного сообщения вопрос «когда?» становится ведущим, позволяет четко обозначить точку во времени - как в прошлом, так и в сегодняшнем дне. Особо следует отметить такие временные включения, как возраст людей. В общем исчисляемом ряду временных обозначений возраст занимает третью часть, порою на возрасте делается акцент, как например, в публикации о самоубийстве курсанта: «В Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов повесился 16-летний первокурсник <...> Через месяц, 24 февраля, ему исполнилось бы 17 лет». В этом фрагменте время расчислено онтологически: здесь есть цифры, обозначающие фрагмент во времени, который не наступит никогда. 24 февраля неизбежно наступит, но мальчику уже не исполнится 17 лет. В данном случае два цифровых включения (16 и 17) обозначают границу между жизнью и смертью. Включение цифровых обозначений возрастов на газетной полосе задает особое напряжение сообщений. Так, в рассказе о суде над случайным другом-убийцей Олега Барабышкина возраст погибшего (38 лет) и возраст убийцы (35) даны в оппозиции - один человек продолжает отсчитывать время, другой остался на черте 38 навсегда. Характерная строчка из песни В.

Высоцкого «С меня при цифре 37 в момент слетает хмель» показывает значимость именно цифровых обозначений возраста, привязанности самого «изображения» возраста в цифрах к определенным зонам восприятия и настрою на сопереживание. Аналитически значимо и то, что корреспонденты газеты избегают в этом выпуске привычного указания года рождения (как делается в криминальной хронике). Обозначение года рождения ведет читателя к математической операции - исчислению возраста человека, о котором идет речь. Прямое обозначение возраста рассчитано на мгновенное помещение информации в нужный ассоциативный ряд (на шкале «дети

- молодые - зрелые - старые»). Цифровое обозначение возраста имеет функцию привлечения эмпатии к тому, о чем повествуется в сообщении (неизбежно в читательском сознании возникают отсылки к собственному возрасту и возрасту самых близких людей, что приводит к эмпатическому переносу и делает восприятие сообщения личностным).

Что касается расчисления газеты в годовом измерении, то здесь лидирует круг упоминаний ближайших лет (не ранее 2004). Таких упоминаний более трети от всех временных. Появление на полосе газеты 2007 года упоминаний 2006, 2005 и 2004 года помещает сегодняшние события в причинно-следственный ряд, однако ряд этот чрезвычайно короток. Фактически газета демонстрирует обращенность в так называемое недалекое прошлое

- и не стремится уйти в далекие истоки событий. Даже сообщение о 105-летнем юбилее Агаповки обошлось без упоминания 1902 года. В то же время и будущее на страницах этого номера газеты не обозначено (хотя был материал о заседании в городской Думе, где, возможно, мог фигурировать и 2008 год). Газета «укоренена» в сегодняшнем дне, и читатель благодаря исчислению дат оказывается прочно к этому дню привязан.

Второе место после исчисления времени занимает исчисление денег (19,9 %). Включение в текст газеты цифровых обозначений различных сумм (в рублях и в долларах в данном выпуске газеты, а также процентного исчисления этих сумм, позволяющего сопоставить расходы и доходы в разные периоды времени или по другим основаниям) может рассматриваться как знак общей коммерциализации информационной картины дня. При этом сообщений о кражах и убытках в четыре

раза меньше, чем сообщений о росте доходов, поступлениях в бюджет или бюджетных выплатах. В целом «рублевая» разметка страницы создает эффект общего благополучия (за исключением горестного и точного ответа одного из героев очерка Михаила Фонотова о размере пенсии - «2600 рублей»). Возникает некоторый конфликт: с одной стороны, общее благосостояние растет («.за прошлый год количество богатых и состоятельных россиян, к которым специалисты отнесли людей с доходом выше 20,5 тысячи рублей на члена семьи, в стране увеличилось до 9,2 процента. Годом ранее этот показатель составлял 8,5 процента. Растет также и количество зажиточных россиян (доход от 6963 до 20504 рублей). Их стало больше на 1,7 процента. Всего же к данной категории граждан можно отнести 40,4 процента населения. Именно эту социальную группу специалисты причисляют к российскому среднему классу. Между тем в стране отмечено снижение тех, чьи доходы были ниже прожиточного минимума. Доля таких людей сократилась с 13,3 в 2005 году до 11,9 процента в 2006»). С другой стороны, помимо этого пересказа оптимистичной статьи из «КоммерсантЪ'а», газета сообщает о махинациях и грабежах, о жалкой деревенской пенсии. Рублевые цифровые обозначения проводят границу между миром «больших денег» (например, налоговыми миллиардами, отчисляемыми ММК в областной бюджет) и миром копеечных доходов. Тем не менее следует заметить, что граница эта неявная, и газетные цифровые измерения денежных сумм, скорее, говорят о благополучии. Так, нет высчитываний чего бы то ни было до копейки, а факт мошенничества (подложные платежные поручения) тоже скорее говорит в пользу благополучия (это не убийство за копейку, а вполне гоголевский сюжет об обмене дорогих компьютеров на фальшивые платежные поручения).

На третьем месте по частотности оказывается нумерация. Это тоже очень значимое наблюдение: мир человека расчислен и пронумерован. Это номера государственных учреждений, статей Устава Челябинска и Уголовного кодекса, нумерация людей в очереди в суд. Здесь нумеративный принцип оказывается значимым: номер позволяет дать однозначное представление о том или ином «коллективном субъекте» действия (например, о спортивной школе, больнице и т. п.). В то же время ну-

мерация неизбежно делает пространство «казенным». Здесь можно говорить об особой репрезентации хронотопа (в бахтинском понимании) в газетных материалах с помощью «перекрестных» цифровых обозначений. Мир оказывается расчислен во времени и пространстве - мы можем установить точку в системе координат, имеющую своеобразную абсциссу (время) и ординату (пространственное положение). Газета «разлиновывает» мир города и области: действия совершают не отдельные люди (персоны), но именно «коллективные субъекты». Проблема репрезентации коллективных субъектов на страницах газет (доведенная до определенного предела в советское - особенно сталинское - время, когда «письма любви к вождю» или «ненависти к врагам» писались целыми заводами, фабриками, областями и краями), конечно, намного шире лишь проблемы цифровых обозначений. Однако высокий процент нумеративных включений в связи с этим позволяет говорить о новых тенденциях репрезентации хронотопа «коллективных субъектов».

В анализируемом выпуске газеты большее место занимает нумерация статей в упоминаниях Устава Челябинска и Уголовного кодекса. Этот тип нумерации имеет отношение не к пространственным координатам, но к нравственным - всякие кодексы, статьи закона и другие исчисленные акты относятся к стремлению упорядочить повседневную общественную практику, предусмотреть самые неожиданные ее проявления и внести их в реестры разного рода. Здесь уже можно говорить о хронотопе этологическом - упорядочивании во времени и пространстве самих поведенческих реакций. Упоминание в газете номеров статей создает ощущение общей упорядоченности жизни, где на уровне законодательных и других норморегулирующих актов «все учтено». В то же время контекст, в котором появляются номера статей, позволяет говорить о критике в адрес этой упорядоченности: «Челябинская городская Дума - орган представительный, и представляет он наши с вами интересы. (Хотя, подождите! В той же статье N 30 п. 2 говорится, что помимо наших и свои думские интересы. Какие же они?) Глава города по значимости стоит на втором месте после Думы и занимается исполнением и распоряжениями. Но в предлагаемой редакции устава произошла путаница, и читающему “конституцию Челябинска” порой кажет-

ся, что мэр города главнее всех». Получается, что, с одной стороны, на все есть своя статья и ее «пункт», а с другой - что пункт этот составлен весьма произвольно и толковаться может «как попало».

Тем не менее само оформление фразы («в. статье N 30 п. 2.») превращает газетную страницу в часть кодифицирующего документа. Каждый раз такие фрагменты, как «.. .возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ.», усиливают ощущение «казенного пространства», исчисленного во всех направлениях мира. Это, несомненно, может по-разному интерпретироваться - и как пространство психологического комфорта (мир без неожиданностей) и как пространство несвободы (мир кодексов и запретов).

Исчисление людей занимает одно из последних мест в перечне всех цифровых включений (только 14,2 %). При этом важно отметить, что крупные исчисления сбалансированы с «точечными». Так, сообщается об открытии центра для 5000 подростков, говорится о 25747 работниках ММК, указывается на то. что новый Устав Челябинска предписывает для отзыва мэра или депутата собрать голоса 400000 человек. В других случаях речь идет о 12 изображенных на картине мужчинах, о машине, рассчитанной на 20 пассажиров, о 15 горожанах, принявших участие в обсуждении Устава Челябинска. Минимизация «крупных исчислений» может анализироваться как знак «разукрупнения» картины мира, фокусировки на частных проблемах частных людей, общем курсе к интимизации газетных материалов, где «коллективный субъект» уступает место персоне. Отсюда и попадание исчисления людей на последние места рейтинга цифровых обозначений - отдельный человек не нуждается в «цифре», а имя вымещает нумерацию.

Совсем точечные включения представляют собой цифровые обозначения предметов и событий - статистика абортов, спортивный

счет, количество тонн проката. Здесь следует заметить, что отсутствие цифровых обозначений промышленно-предметного мира находится в точном соответствии с общим креном в сторону персонализации журналистских материалов. Здесь важно, что, с одной стороны, «планы» в крупных цифрах во многом дискредитированы практикой советской экономики, а с другой стороны - по-видимому, исчезают из информационной картины дня в силу их незначимости для персонализированного субъекта восприятия. Большие производственные цифры перестали быть событием, содержанием информационной картины. В этой связи публикация о ММК выглядит, скорее, анахронизмом, и журналисту пришлось придать актуальность цифровым обозначениям: в статью включен рублевый анализ налоговых отчислений «предприятия № 1» Южного Урала.

В целом следует отметить, что анализ цифровых обозначений газетной полосы позволяет сделать вывод об информационном крене в сторону личного пространства при сохранении исчисленности и отрегулирован-ности мира, в который это пространство инкорпорировано.

Список литературы

1. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2002.

2. Мельник, Г. С. Основы творческой деятельности журналиста / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. СПб., 2008.

3. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество [Электронный документ]. М., 2004. Режим доступа : http://psyfactor.org/lib/ nazarov. htm.

4. Челябинский рабочий. 2007. 1 февр.

5. Шостак, М. И Журналист и его произведение. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.