Научная статья на тему 'Цифровые навыки предпринимателя и способы их измерения: теоретический обзор'

Цифровые навыки предпринимателя и способы их измерения: теоретический обзор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые навыки / информационно-коммуникационные технологии / ИКТ / модель Раша / предпринимательство / digital skills / information and communication technologies / ICT / Rasch model / enterpreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. С. Бабынина, Е. Г. Калабина, Акуе Мессомо Диана Рейн

Среди актуальных проблем развития предпринимательства в России на первый план выходят вопросы достаточности компетенций и навыков предпринимателя для работы в новой информационно-коммуникационной среде. В статье раскрывается понятие «цифровые навыки предпринимателя», рассматриваются способы их измерения. Подчеркивается важность приобретения предпринимателями цифровых навыков, которые будут способствовать их дальнейшей успешной деятельности и повышению конкурентоспособности. На основании терминологического анализа уточнено определение цифровых навыков предпринимателя, предложена их классификация. Раскрыты методические подходы к измерению цифровых навыков, для более достоверной их оценки предложено применение модели Раша.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Л. С. Бабынина, Е. Г. Калабина, Акуе Мессомо Диана Рейн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneur’s digital skills and its measurement: a theoretical review

Among the relevant problems of entrepreneurship development in Russia, the issues of sufficiency of competencies and skills of an entrepreneur to work in the new information and communication envi-ronment come to the forefront. The article reveals the concept of “digital skills of an entrepreneur” and considers ways to measure them. It emphasizes the importance of digital skills training for entrepre-neurs, which will contribute to their further success and increase their competitiveness. Based on the terminological analysis, the definition of digital skills of an entrepreneur is clarified and their classifi-cation is proposed. Methodological approaches to the measurement of digital skills are identified, and the use of the Rasch model is proposed for a more valid assessment of digital skills.

Текст научной работы на тему «Цифровые навыки предпринимателя и способы их измерения: теоретический обзор»

Управление экономическими системами Economic systems management

УДК 004.382.7-053.6 DOI 10.29141/2949-477X^024-3-1-5 EDN XHWEQI

Л.С. Бабынина1, Е.Г. Калабина2, Акуе Мессомо Диана Рейн2

'Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация 2Уральский государственный экономический университет, г Екатеринбург, Российская Федерация

Цифровые навыки предпринимателя и способы их измерения: теоретический обзор

Аннотация. Среди актуальных проблем развития предпринимательства в России на первый план выходят вопросы достаточности компетенций и навыков предпринимателя для работы в новой информационно-коммуникационной среде. В статье раскрывается понятие «цифровые навыки предпринимателя», рассматриваются способы их измерения. Подчеркивается важность приобретения предпринимателями цифровых навыков, которые будут способствовать их дальнейшей успешной деятельности и повышению конкурентоспособности. На основании терминологического анализа уточнено определение цифровых навыков предпринимателя, предложена их классификация. Раскрыты методические подходы к измерению цифровых навыков, для более достоверной их оценки предложено применение модели Раша.

Ключевые слова: цифровые навыки; информационно-коммуникационные технологии; ИКТ; модель Раша; предпринимательство.

Дата поступления статьи: 25 октября 2023 г.

Для цитирования: Бабынина Л.С., Калабина Е.Г., Акуе Мессомо Д.Р. Цифровые навыки предпринимателя и способы их измерения: теоретический обзор // Цифровые модели и решения. 2024. Т. 3, № 1. С. 49-64. DOI: 10.29141/2949-477Х-2024-3-1-5. EDN: XHWEQI.

L.S. Babynina1, E.G. Kalabina2, D.R. Akue Messomo2

'Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia 2Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

Entrepreneur's digital skills and its measurement:

a theoretical review

Abstract. Among the relevant problems of entrepreneurship development in Russia, the issues of sufficiency of competencies and skills of an entrepreneur to work in the new information and communication envi-ronment come to the forefront. The article reveals the

Управление экономическими системами Economic systems management

concept of "digital skills of an entrepreneur" and considers ways to measure them. It emphasizes the importance of digital skills training for entrepre-neurs, which will contribute to their further success and increase their competitiveness. Based on the terminological analysis, the definition of digital skills of an entrepreneur is clarified and their classifi-cation is proposed. Methodological approaches to the measurement of digital skills are identified, and the use of the Rasch model is proposed for a more valid assessment of digital skills.

Key words: digital skills; information and communication technologies; ICT; Rasch model; enterpreneurship.

Paper submitted: October 25, 2023

For citation: Babynina L.S., Kalabina E.G., Akue Messomo D.R. Entrepreneur's digital skills and its measurement: a theoretical review. Digital models and solutions. 2024. Vol. 3, no. 1. Pp. 49-64. DOI: 10.29141/2949-477X-2024-3-1-5. EDN: XHWEQI.

Введение

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в новую эпоху технологической революции цифровые навыки оказывают влияние практически на все сферы социально-экономической жизни [1]. Развитие технологий открывает перед предпринимателями новые возможности и перспективы для развития собственной деятельности, повышения эффективности бизнес-процессов, улучшения качества взаимодействия с инвесторами, партнерами и потребителями, для решения проблем, внедрения инноваций и т. д. В условиях распространения новых технологий в мире бизнеса, особенно в связи с пандемией COVID-19, многие предприниматели были вынуждены приостановить или прекратить свою деятельность, причем в большинстве случаев из-за отсутствия навыков работы с цифровыми технологиями [2]. Эта ситуация усилила интерес к научным исследованиям цифровых навыков, которые важно приобрести предпринимателям для создания или адаптации бизнеса в новом цифровом мире [3].

Цель статьи - определить содержание понятия «цифровые навыки предпринимателя» и дать оценку применения различных методов их измерения.

Для достижения этой цели были поставлены задачи: предложить авторскую формулировку понятий «навыки» и «цифровые навыки»; раскрыть методы оценки цифровых навыков предпринимателя; сформировать схему прогнозирования цифровых навыков, необходимых для успешной предпринимательской деятельности.

Методология исследования основана на библиографическом обзоре по ключевым словам «цифровые навыки», «информационно-коммуникационные технологии», «предпринимательство» и сравнительном анализе различных методов оценки.

Развитие предпринимательства, несмотря на ряд возникающих геополитических и экономических препятствий, по-прежнему вызывает интерес со стороны экономических агентов, включая крупные компании, институты, университеты. Однако, учитывая все еще высокий уровень «смертности» молодых компаний (каждая вторая существует

Управление экономическими системами Economic systems management

не дольше пяти лет), следует обратить внимание на то, чем определяется долговечность компаний. Возможно, она зависит от эффективности ее деятельности, в том числе от комбинации навыков предпринимателя (С), организации (O), ресурсов (M), окружающей среды (E) и мотивации (M).

Особого внимания заслуживают навыки предпринимателя, как и навыки любого профессионала, которые позволяют компании преуспеть и развиваться.

Для того чтобы воспользоваться преимуществами и возможностями в условиях новой технологической революции, предпринимателям крайне важно обладать не только когнитивными и некогнитивными, но и цифровыми навыками.

Когнитивные, или гибкие, навыки (soft skills) - это навыки, которые, как правило, являются «врожденными» для предпринимателя. В качестве синонима часто используются термины «личностные характеристики» или «базовые навыки». Гибкие навыки связаны с поведением предпринимателя и приобретаются с опытом. Их часто очень трудно оценить, невозможно измерить, но они способствуют раскрытию потенциала предпринимателя. Гибкие навыки делятся на три основные категории: личностные, социальные и методические [4]. К личностным навыкам относятся мотивация, целеустремленность, личная ответственность и т. д. К социальным относятся такие навыки, как умение работать в команде и стиль взаимодействия. Методические навыки наиболее близки к техническим, поскольку часто воплощаются в конкретные знания и опыт в конкретной работе. Кроме того, гибкие навыки можно определить как поведенческие, необходимые для применения жестких навыков и знаний в организациях. Иными словами, гибкие навыки - это набор навыков и талантов человека [5]. Однако их не так просто продемонстрировать: зачастую они являются предпосылками для получения проверяемых технических навыков. Например, такой навык, как «техника проведения презентаций», является необходимым фундаментом для технического навыка «владение PowerPoint», а навыки решения задач необходимы для изучения языков программирования.

В отличие от когнитивных, некогнитивные, или жесткие, навыки (hard skills) приобретаются в течение жизни или в результате обучения. Термин «hard skills», который иногда используется для обозначения наблюдаемых навыков, охватывает все навыки, которые обычно приобретаются в процессе обучения; их легко определить, они могут быть измерены с помощью тестов или экзаменов (например, навыки управления финансами, владения языком и др.) и продемонстрированы на практике [6]. Иначе говоря, жесткие навыки - это все те навыки, которые можно освоить и активно применять.

В повседневной деятельности цифровые навыки необходимы для того, чтобы быстрее решать некоторые повседневные задачи: например, осуществлять электронные банковские операции с мобильного телефона, использовать интернет для обучения, проходить онлайн-курсы или получать образование с помощью цифровых платформ. На рабочем месте цифровые навыки требуются в ряде профессиональных областей, даже в таких традиционных секторах, как сельское хозяйство, где цифровые приложения находят все большее распространение, часто используются для цифрового резервного копирования или для облегчения связи с партнерами или клиентами [7].

В развитии у населения навыков использования цифровых инструментов задействован целый ряд институтов. В частности, университеты и научные организации проводят ис-

Управление экономическими системами Economic systems management

следования, направленные на определение и выявление потребностей людей в цифровых навыках; учебные заведения включают в свои учебные программы курсы, направленные на освоение цифровых навыков; бизнес и неправительственные организации поддерживают внедрение и использование цифровых технологий.

В России, например, внедрение национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»1 началось в 2018 г., а важность реализуемых мер для бизнеса стала очевидна только в 2020 г. с наступлением кризиса. В рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»2, который способствует развитию цифровых навыков, в том числе в малом и среднем предпринимательстве. Одним из важных результатов проекта является обучение по программам дополнительного образования за счет мер государственной поддержки для получения новых и востребованных цифровых навыков.

Понятие «цифровые навыки» является обширным. В нашем исследовании для выявления различных уровней существующих цифровых навыков используется структурный подход [8].

Существует несколько подходов к их классификации цифровых навыков [9]. Одной из наиболее популярных классификаций является их разделение в зависимости от задач, которые они позволяют решать (табл. 1). Так, в докладе Европейской комиссии выделены пять категорий цифровых навыков по сферам применения, а согласно классификации, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), цифровые навыки в профессиональной сфере можно разделить на три категории в зависимости от целей их использования [10].

Цифровые навыки охватывают целый ряд сложных навыков, включая умение пользоваться всеми цифровыми инструментами, в том числе компьютером или интернетом [11]. Под цифровыми навыками предпринимателя мы понимаем способность использовать приложения и программы на различных устройствах для изучения, модификации или создания контента. Цифровые навыки предполагают безопасное, критичное и ответственное использование цифровых технологий для обучения, работы и участия в жизни общества.

Развитие цифровых и коммуникационных технологий и их внедрение в сферу предпринимательства требуют раскрытия понятия «цифровые навыки предпринимателя».

В широком смысле под цифровыми навыками предпринимателя понимается способность генерировать бизнес-идеи и вести бизнес с использованием цифровых технологий, ресурсов и других инструментов [12]. Цифровые навыки, необходимые предпринимателям, можно сгруппировать в зависимости от типа решаемых задач и области применения (табл. 2).

1 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

2 Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: приказ Министерства экономического развития РФ от 24 января 2020 г. № 41.

Таблица 1. Классификация цифровых навыков в зависимости от решаемых задач

Классификация OECD Классификация Европейской комиссии

1. Общие цифровые навыки (generic digital skills) - навыки, позволяющие использовать ИКТ в повседневной работе: отправка/по лучение электронной почты; поиск информации в интернете; использование текстовых процессоров; использование языков программирования; проведение обсуждений в режиме реального времени; использование электронных таблиц. Сферы использования цифровых навыков: 1. Информация - объединяет навыки поиска, сбора, организации, анализа и классификации информации.

2. Профессиональные цифровые навыки (specific digital skills) - навыки, применяемые для создания ИТ-продуктов, предполагающие использование языков программирования. 2. Коммуникация - навыки использования электронных каналов связи, обмена информацией и контентом, совместной работы с использованием цифровых инструментов, упрощения взаимодействия с другими группами пользователей, развития межкультурной осведомленности.

3. Комплементарные цифровые навыки (complementary digital skills) - «обеспечивающие» навыки, не связанные напрямую с применением ИТ-технологий, но способствующие повышению эффективности работы: сотрудничество; обмен информацией; ведение переговоров с людьми внутри и вне организации; убеждение и влияние на людей; решение проблем менее чем за 5 минут; обдумывание решения проблемы в течение не менее 30 минут; обучение других людей; проведение презентаций; консультирование других людей 3. Создание контента - навыки создания и модификации цифрового контента (текстов, иллюстраций, фотографий, видеороликов и т. д.).

4. Безопасность - навыки защиты частной жизни, данных и личности, применения мер безопасности для создания безопасной и устойчивой вычислительной среды.

5. Решение проблем - навыки эффективного и творческого использования цифровых продуктов для решения проблем

Таблица 2. Классификация цифровых навыков предпринимателя

Группа навыков Навыки

Навыки, связанные с информацией и данными в цифровой среде в процессе предпринимательской деятельности - Умение проведения поиска информации или цифрового контента для формирования бизнес-идей, оценки рисков и развития бизнеса, т. е. способность формулировать информационные потребности, искать информацию и данные в цифровой среде для запуска и развития бизнеса. - Умение дать критическую оценку, провести анализ и интерпретацию данных и информации в цифровой среде для предпринимательской деятельности. - Умение создавать цифровые данные, контент, развивать его в процессе предпринимательской деятельности. - Управление данными и цифровым контентом в процессе предпринимательской деятельности

Окончание таблицы 2

Группа навыков Навыки

Навыки, связанные с использованием профессиональных цифровых инструментов в оперативных процессах предпринимательской активности [13] - Умение использовать профессиональные приложения и цифровые инструменты для анализа и оценки эффективности предпринимательской деятельности. - Умение использовать цифровые технологии и цифровую инфраструктуру для управления бизнесом/ предприятием

Навыки, связанные с бизнес-коммуникацией и взаимодействием в цифровой среде в процессе предпринимательской деятельности [14] - Умение использовать цифровые технологии для создания конечного продукта (услуги) предпринимательской деятельности. - Умение применять цифровые технологии и инструменты для сотрудничества, совместного создания и разработки цифровых ресурсов, знаний и услуг в бизнес-среде. - Умение использовать цифровые технологии в продвижении услуг/продукта на рынке; владение различными инструментами цифрового маркетинга

Навыки, связанные с безопасностью в цифровой среде в процессе предпринимательской деятельности - Умение защитить компьютерные устройства и обеспечить подключение к интернету в процессе предпринимательской деятельности. - Умение защитить персональные данные и обеспечить конфиденциальность в цифровой среде в процессе коммуникации

Навыки, связанные с управлением изменениями, выработкой стратегий и профессиональным развитием [8] - Умение внедрять современные технологии в бизнес-процессы предприятия, осуществлять фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях. - Умение выявлять технические проблемы при эксплуатации устройств, пользовании цифровыми средами и программными продуктами и разрешать их (от поиска неисправностей до решения сложных проблем) в процессе предпринимательской деятельности. - Способность к оценке (самооценке) и повышению уровня цифровых компетенций (способность оценить собственные цифровые компетенции и (или) компетенции персонала, понимание необходимости повышения или обновления тех или иных компетенций сотрудников)

Управление экономическими системами Economic systems management

Представленный перечень цифровых навыков не является исчерпывающим, поскольку цифровые навыки эволюционируют по мере развития цифровой экономики. Приведенный в табл. 2 перечень цифровых навыков предпринимателя может быть использован в качестве основы для бенчмаркинга образовательных программ и исследований предпринимательских навыков с целью выявления недостатков.

В целом оценка цифровых навыков позволяет определить, на каком уровне человек владеет ими, и выявить навыки, которые необходимо освоить. В том же ключе ЮНЕСКО подчеркивает важность измерения цифровых навыков и внедрения инструментов оценки [15].

Цель оценки цифровых навыков предпринимателя - выявить недостатки в навыках и устранить их прежде, чем они отрицательно повлияют на результаты деятельности компании. Измерение навыков также позволяет выявить потребности в обучении и должно проводиться регулярно, чтобы предотвратить любые негативные проявления в условиях социально-экономических изменений. Существующие инструменты оценки цифровых навыков были разработаны для различных целей, охватывающих как подтверждение уровня владения навыками, так и определение требуемых навыков.

В результате систематизации и обобщения исследовательских подходов к измерению навыков были определены три инструмента: самооценка, оценка на основе знаний и оценка, основанная на результатах деятельности.

1. Самооценка. Метод самооценки основан на системе, в которой участники сами анализируют уровень своих знаний и умений использовать цифровые навыки. Метод предполагает использование анкеты с несколькими вариантами ответов или закрытыми вопросами (типа «да/нет»). Участники, которые отвечают честно, смогут определить уровень своих навыков и проанализировать свои сильные и слабые стороны [16].

2. Оценка на основе знаний. Данный инструмент позволяет проверить навыки респондентов, задавая им вопросы о фактических или процедурных знаниях [16]. Результаты этого метода представляются в виде диаграммы рассеяния ответов на вопросы, заданные участникам. Преимущество оценки на основе знаний заключается в том, что она дает более четкое представление о навыках, чем метод самооценки.

3. Оценка, основанная на результатах деятельности. Данный инструмент позволяет измерить фактическую эффективность работы респондентов в реалистичных ситуациях (например, при использовании браузеров или программ работы с текстами) [16]. Навыки могут быть оценены в лаборатории или с помощью программного обеспечения. Этот метод оценки является наиболее достоверным с точки зрения правдивости результатов [17]-Одна из трудностей этого метода заключается в том, что он требует большего бюджета и трудовых ресурсов, чем другие методы [16]. Как правило, он внедряется в школах, где процедуры оценки уже существуют в национальном масштабе.

Некоторые страны (Перу, Уругвай, Франция, Кения и др.) проводили оценку цифровых навыков на национальном уровне, но разными методами, в зависимости от специфики объектов и видов деятельности в каждой стране [18]. Кроме того, выбор методов оценки цифровых навыков был обусловлен возможностью внедрения или адаптации на уровне компании или страны. На рис. 1 показан уровень использования наиболее распространенных методов оценки.

Т. 3 № 1 2024 Vol. 3 No.l

ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ И РЕШЕНИЯ

_Digital models and solutions_

Управление экономическими системами Economic systems management

ISSN 2782-4934 (online) ISSN 2949-477X (print)

Самооценка Оценка на основе знаний Оценка, основанная на результатах деятельности

0 10 20 30 40 50 60 70 80 % Рис. 1. Распространенность методов оценки цифровых навыков [16]

Метод самооценки наиболее широко используется для оценки цифровых навыков как на уровне компании, так и на уровне страны. Метод самооценки используется с 2013 г. более чем в 90 странах (Канада, Украина, государства Евросоюза, Бразилия, Уругвай и др.), в то время как метод, основанный на знаниях, применяется более чем в 40 странах (Франция, Италия и др.), а метод, основанный на результатах, наименее распространен, что связано с высокой стоимостью его разработки.

Помимо рассмотренных выше, к методам оценки цифровых навыков следует также отнести модель Раша, которая может быть добавлена. Этот метод не так популярен, как три других упомянутых метода, но обладает потенциалом в оценке цифровых навыков предпринимателей.

Применение модели Раша для измерения цифровых навыки предпринимателя

Модель Раша была разработана датским математиком Г. Рашем в 1950-х годах. Цель модели - анализ и оценка способностей, установок и поведения человека или группы людей с помощью математической формулы. Сегодня модель используется в качестве инструмента тестирования [19]. Ключевое положение модели Раша базируется на следующей логике: когда человек сталкивается с тестовым вопросом (item), вероятность правильного ответа равна произведению двух параметров: fi - параметр «легкости» задания и aj - параметр способностей человека j.

Иными словами, чем выше способности и легкость выполнения задания, тем выше шанс правильного ответа. Модель Раша предполагает, что вероятность получения правильных ответов на тест (P) зависит от знаний (навыков) участника (j) и уровня понимания вопроса f) (трудный или легкий):

Анализ элементов в модели Раша основан на предположении о положительной или отрицательной динамике в зависимости от полученного результата. Например, чем лучше оцениваемый умеет пользоваться программным обеспечением, тем выше вероятность того, что он найдет правильный ответ на вопрос, касающийся этого программного обеспечения, поэтому определить компетентность индивида можно с помощью тенденции или конечного результата. Если с ростом способностей доля правильных ответов увеличивается, значит, субъект обладает положительной динамикой, независимо от математической функции, связывающей эту долю со способностями.

Управление экономическими системами Economic systems management

Существуют различные подходы к оценке текущего уровня цифровых навыков. Однако шаги, которые необходимо предпринять для выбора правильного подхода к оценке цифровых навыков в зависимости от поставленных целей, остаются неизменными (рис. 2).

Рис. 2. Этапы проведения оценки [18]

На развитие цифровых навыков в компании влияет целый ряд факторов, включая технологический прогресс, инфраструктуру, частные инвестиции в новые коммуникационные технологии и обучение в вузах, направленное на приобретение цифровых навыков. Чтобы спрогнозировать потребность в цифровых навыках, компания может определить сектора, в которых требуется адаптация персонала, а затем принять решение об обучении новым навыкам. Некоторые компании могут также использовать национальные планы развития или стратегические планы перехода на цифровые технологии, которые уже были разработаны в некоторых странах. Один из подходов к стратегическому мышлению для адаптации к новым тенденциям заключается в определении факторов, которые могут повлиять на спрос на цифровые навыки в будущем, например, экономические изменения (ключевые отрасли), демографические тенденции (безработица и выход на пенсию), технологические изменения, тенденции бизнеса и т.д.

Еще один важный аспект - система цифровых навыков. Под системой цифровых навыков мы понимаем набор навыков, сгруппированных в соответствии с их функциями, сходствами и различиями. Системы компетенций создаются с целью формирования политики, планирования обучения и разработки инструментов оценки. Исследования систем навыков выявили четыре их основных типа [20].

Система цифровой компетенции граждан (Citizen's Digital Competence System, DigComp). Система DigComp обеспечивает общий язык для определения и характеристики стратегических областей цифровых компетенций. DigComp - это инструмент, направленный на повышение цифровых компетенций граждан, помощь политическим лидерам в разработке политики, поддерживающей развитие цифровых компетенций, и в планировании образовательных и обучающих инициатив, направленных на повышение цифровых компетенций конкретных целевых групп [16]. Система DigComp широко используется в сфере занятости и образования для создания руководства по цифровым навыкам (Digital Skills Indicator, DSI), при разработке политики цифровой экономики в странах Евросоюза. На рис. 3 показаны различные области компетенций, включенные в систему DigComp.

Управление экономическими системами Economic systems management

Рис. 3. Содержание системы цифровых компетенций граждан

Глобальная система цифровой грамотности (Digital Literacy Global Framework, DLGF). Система DLGF была разработана Организацией Объединенных Наций для улучшения и укрепления систем цифровых навыков в развивающихся странах, а также в качестве основы для достижения одной из целей устойчивого развития, поставленных ООН, - «обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех и расширение возможностей для обучения на протяжении всей жизни», которая требует принятия мер по увеличению доли подростков и взрослых, обладающих хотя бы минимальными цифровыми навыками [15].

DLGF по сравнению с DigComp имеет на две области навыков больше: «Навыки работы с устройством и использование программных инструментов» и «Профессиональные навыки».

От цифровых навыков к ощутимым результатам (DiSTO). Эта система была первоначально разработана и опробована в Великобритании и Нидерландах группой лондонских исследователей (А. ван Дерсен и Я. ван Дейк). В рамках проекта DiSTO разрабатываются и совершенствуются меры и модели оценки цифровых навыков, цифрового взаимодействия и результатов использования информационно-коммуникационных технологий в увязке с социальным неравенством [21]. В рамках этой системы все навыки подразделяются на четыре области (рис. 4).

В настоящее время эта система используется и развивается в международном масштабе, в том числе правительствами Австралии, Бразилии, Чили, Нидерландов, Соединенного Королевства, США и Уругвая. Страны, принявшие эту систему, разработали политики, направленные на расширение доступа к интернету и повышение квалификации людей в этой области, чтобы они могли полноценно участвовать во всех аспектах сетевого общества [22].

Управление экономическими системами Economic systems management

Рис. 4. Классификация навыков в системе DiSTO

Новая система основных цифровых навыков. Система была разработана в 2015 г. некоммерческой организацией GO ON ЦК, занимающейся вопросами цифровых навыков. Эта система включает в себя цифровые навыки для взрослых [23]. Система, разработанная GO ON ЦК, включает в себя пять категорий навыков: общение; обработка информации и контента; транзакции; решение проблем; безопасность в интернете; соблюдение законов [24].

Заключение

Внедрение в компаниях новых технологий и коммуникаций способствует развитию предпринимательской деятельности. Цифровизация компании является стратегическим решением, последствия которого необходимо изучать как внутри компании, так и за ее пределами, прежде чем приступать к реализации такого решения, поскольку последствия могут быть очень значительными. Но для того чтобы цифровация трансформация была эффективной, необходимо, чтобы предприниматели и сотрудники компаний приобрели необходимые цифровые навыки. Приобретение таких навыков важно прежде всего для личного развития предпринимателя, а также для уменьшения и предотвращения кризисов, неудач в бизнесе. Цифровые навыки являются одним из факторов, влияющих на эффективность бизнеса. Существует три уровня владения цифровыми навыками: базовый, средний и продвинутый. В зависимости от решаемых задач выделяют пять групп цифровых навыков: информация, коммуникация, создание контента, безопасность и решение проблем.

На развитие цифровых навыков влияют различные факторы. Дефицит цифровых навыков у предпринимателя или персонала компании препятствует развитию бизнеса. Быть предпринимателем - значит иметь цель и делать все возможное для ее достижения, накапливать ресурсы, знания и проявлять упорство для достижения успеха, поэтому предпри-

Управление экономическими системами Economic systems management

нимателю важно быть максимально компетентным. Развитию цифровых навыков призваны способствовать образовательные учреждения, разрабатывающие или внедряющие программы, направленные на освоение предпринимательских цифровых навыков. Интенсивное и постоянное развитие цифровых технологий и их проникновение во все сферы жизни ставят новые задачи перед системой образования, которая должна создать гибкую цифровую образовательную среду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая актуальность проблемы, в дальнейшим было бы целесообразно провести исследование в конкретной стране, чтобы проверить конкретную методику оценки цифровых навыков предпринимателя.

Источники

1. Зайцева А.С. Влияние цифровых компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11, № 2. С. 313-322. DOI: 10.18334/epp.11.2.111640. EDN: JXCCTW.

2. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. 2020. № 10. С. 2413-2430. DOI: 10.18334/ce.14.10.110897. EDN: KSCMRF.

3. Володкевич С.И. Современные условия и источники формирования цифровых навыков субъектов малого и среднего предпринимательства // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 4. С. 485-496. DOI: 10.18334/ce.14.4.100827. EDN: MAIVUK.

4. Герман М.В., Каз М.С., Вдовина А.А. Когнитивные и некогнитивные навыки для развития человеческого и социального капитала // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 62. С. 267-279. DOI: 10.17223/19988648/62/16. EDN: GKDSFJ.

5. Савенков А.И. Когнитивные и некогнитивные факторы академической и экзистенциальной успешности // Психология одаренности и творчества: сб. науч. тр. участников II Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (Москва, 27 ноября 2020 г.). М.: ИППО, 2020. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/wp-content/uploads/2017/12/PSIKHOLOGIYA-ODARENNOSTI-I-TVORCHESTVA-2.pdf (дата обращения: 24.10.2023). EDN: ETDLJJ.

6. Герман М.В. Устойчивое формирование профессиональных знаний для обеспечения достойного труда: дис. ... д-ра экон. наук. Томск, 2023. 432 с. EDN: FJHRCF.

7. Kammoun A.A. Digital Literacy Skills. 2019. URL: https://www.academia.edu/61087502/ Digital_Literacy_Skills (дата обращения: 05.03.2023).

8. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 11. С. 1055-1072. DOI: 10.18334/et.7.11.111073. EDN: OHIGML.

9. Кабалина В.И., Макарова А.В. Решетникова К.В. Мотивация сотрудников к приобретению цифровых навыков // Российский журнал менеджмента. 2020. Т. 18, № 3. С. 411-432. DOI: 10.21638/spbu18.2020.306. EDN: LSGHUA.

10. New skills for the digital economy: measuring the demand and supply of ICT skills at work / OECD. 2016. URL: https://one.oecd.org/document/dsti/iccp/iis(2015)4/rev2/en/pdf (дата обращения: 05.09.2023).

Управление экономическими системами Economic systems management

11. Барабанова М.И. Подходы к формированию компетенций цифровой экономики: базовая модель компетенций // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний: сб. тр. IV Нац. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Санкт-Петербург, 30 января 2020 г.), ч. 1. СПб.: СПбГЭУ, 2020. С. 18-24. EDN: FMHUMB.

12. Кутовая И.Э., Лунева Н.С. Обзорная характеристика цифровой компетентности предпринимателя // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2023. № 1. С. 87-94. EDN: URXXGH.

13. Зотова И.В. Влияние цифровой трансформации экономики на предпринимательские компетенции // Современная конкуренция. 2018. Т. 12, № 2-3(68-69). С. 30-40. EDN: URTDGP.

14. Глухов А.П. Социально-сетевая коммуникативная компетентность как элемент цифровой грамотности поколения Z // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 1(29). С. 129-136. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-1-129-137. EDN: VJPZXV.

15. Law N., Woo D., de la Torre J., Wong G. A Global framework of reference on digital literacy skills for Indicator 4.4.2. Quebec: UNESCO Institute for Statistics, 2018. URL: http:// uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-liter-acy-skills-2018-en.pdf (дата обращения: 12.10.2023).

16. Kluzer S., Pujol Priego L. DigComp into action - Get inspired, make it happen. A user guide to the European Digital Competence Framework. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. URL: https://data.europa.eu/doi/10.2760/112945 (дата обращения: 10.10.2023). DOI: 10.2760/112945.

17. ITU/ICT households short questionnaire. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/ Documents/datacollection/ITU_HH_SQ_2018.pdf (дата обращения: 20.09.2023).

18. Руководство по оценке цифровых навыков / Международный союз электросвязи. 2020. URL: https://academy.itu.int/sites/default/files/media2/file/20-00227_1f_Digital_Skills_ assessment_Guidebook_R.pdf (дата обращения: 12.10.2023).

19. Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов. М.: Юрайт, 2023. 349 с. ISBN: 978-5-534-00501-1.

20. Vuorikari R., Punie Y. The use of reference frameworks to support digitally competent citizens - the case of DigComp // Digital Skills Insights 2019 / ed. S. Hansen. Geneva: International Telecommunication Union, 2019. P. 1-11.

21. Van Deursen A., van Dijk J. New media and the digital divide // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition) / ed. J. D. Wright. Elsevier, 2015. P. 787-792. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.95086-4.

22. Van Deursen A., Helsper E., Eynon R. Measuring digital skills: from digital skills to tangible outcomes: project report. 2014. URL: https://www.lse.ac.uk/media-and-communications/ assets/documents/research/projects/disto/Measuring-Digital-Skills.pdf (дата обращения: 12.10.2023).

23. Ryder J. The basic digital skills framework is being updated - Now's your chance to have a say and shape its future // Digital Skills and Inclusion: blog. 2018. URL: https://digi-talinclusion.blog.gov.uk/2018/01/23/the-basic-digital-skills-framework-is-being-updated-nows-your-chance-to-have-a-say-and-shape-its-future/ (дата обращения: 12.10.2023).

Управление экономическими системами Economic systems management

24. Essential Digital Skills Framework / Department for Education. URL: https://www.gov.uk/ government/publications/essential-digital-skills-framework (дата обращения: 12.10.2023).

References

1. 1. Zaytseva A.S. Vlijanie cifrovyh kompetencij sub#ektov malogo i srednego predprinima-tel'stva na razvitie biznesa [The impact of digital competencies of small and medium-sized businesses on business development]. Jekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2021. Vol. 11, no. 2. Pp. 313-322. DOI: https://doi.org/10.18334/epp.11.2.111640. EDN: https://www. elibrary.ru/jxcctw. (in Russ.)

2. Drobot E.V., Makarov I.N., Manasjan S.M. i dr. Malyj i srednij biznes v Rossii: kak zhit' vo vremja i posle krizisa? [Small and medium-sized businesses in Russia: how to live during and after the crisis?]. Kreativnaja jekonomika. 2020. No. 10. Pp. 2413-2430. DOI: https:// doi.org/10.18334/ce.14.10.110897. EDN: https://www.elibrary.ru/kscmrf. (in Russ.)

3. Volodkevich S.I. Sovremennye uslovija i istochniki formirovanija cifrovyh navykov sub-#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Modern conditions and sources of small and medium-sized entrepreneurship digital skills]. Kreativnaja jekonomika. 2020. Vol. 14, no. 4. Pp. 485-496. DOI: https://doi.org/10.18334/ce.14A100827. EDN: https://www.eli-brary.ru/maivuk. (in Russ.)

4. German M.V., Kaz M.S., Vdovina A.A. Kognitivnye i nekognitivnye navyki dlja razviti-ja chelovecheskogo i social'nogo kapitala [Cognitive and non-cognitive skills for the development of human and social capital]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika. 2023. No. 62. Pp. 267-279. DOI: https://doi.org/10.17223/19988648/62/16. EDN: https://www.elibrary.ru/gkdsfj. (in Russ.)

5. Савенков А. И. Когнитивные и некогнитивные факторы академической и экзистенциальной успешности // Психология одаренности и творчества: сб. науч. тр. участников II Междунар. науч.-практ. онлайн-конф. (Москва, 27 ноября 2020 г.). М.: ИППО, 2020. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/wp-content/uploads/2017/12/PSIK-HOLOGIYA-ODARENNOSTI-I-TVORCHESTVA-2.pdf (дата обращения: 24.10.2023). EDN: https://www.elibrary.ru/etdljj. (in Russ.)

6. German M.V. Ustojchivoe formirovanie professional'nyh znanij dlja obespechenija dosto-jnogo truda: dis. ... d-ra jekon. nauk [Sustainable formation of professional knowledge to ensure decent work: PhD thesis]. Tomsk, 2023. 432 p. EDN: https://www.elibrary.ru/fjhrcf. (in Russ.)

7. Kammoun A.A. Digital Literacy Skills. 2019. URL: https://www.academia.edu/61087502/ Digital_Literacy_Skills/

8. Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. Cifrovye kompetencii kak osnova transformacii pro-fessional'nogo obrazovanija [Digital competencies as the basis for the professional education transformation]. Jekonomika truda. 2020. Vol. 7, no. 11. Pp. 1055-1072. DOI: https:// doi.org/10.18334/et.7.11.111073. EDN: https://www.elibrary.ru/ohigml. (in Russ.)

9. Kabalina V.I., Makarova A.V. Reshetnikova K.V. Motivacija sotrudnikov k priobreteniju cifrovyh navykov [Motivating employees to acquire digital skills]. Rossijskij zhurnal menedzh-menta. 2020. Vol. 18, no. 3. Pp. 411-432. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu18.2020.306. EDN: https://www.elibrary.ru/lsghua. (in Russ.)

Управление экономическими системами Economic systems management

10. OECD New skills for the digital economy: measuring the demand and supply of ICT skills at work. 2016. URL: https://one.oecd.org/document/dsti/iccp/iis(2015)4/rev2/en/pdf.

11. Barabanova M.I. Podhody k formirovaniju kompetencij cifrovoj jekonomiki: bazovaja model' kompetencij [Approaches to the formation of digital economy competencies: the basic model of the competencies]. Arhitektura universitetskogo obrazovanija: postroenie edinogo prostranstva znanij: sb. tr. IV Nac. nauch.-metod. konf. s mezhdunar. uchastiem (Sankt-Peterburg, 30 janvarja 2020 g.), part. 1. St. Petersburg: UNECON, 2020. Pp. 18-24. EDN: https://www.elibrary.ru/fmhumb. (in Russ.)

12. Kutovaya I.E., Lunyuova N.S. Obzornaja harakteristika cifrovoj kompetentnosti predprini-matelja [Overview characteristic of the entrepreneur's digital competence]. Vestnik Lugan-skogo gosudarstvennogo universiteta imeni Vladimira Dalja. 2023. No. 1. Pp. 87-94. EDN: https://www.elibrary.ru/urxxgh. (in Russ.)

13. Zotova I.V. Vlijanie cifrovoj transformacii jekonomiki na predprinimatel'skie kompetencii [The impact of the digital transformation of the economy on entrepreneurial competencies]. Sovremennaja konkurencija. 2018. Vol. 12, no. 2-3 (68-69). Pp. 30-40. EDN: https://www. elibrary.ru/urtdgp. (in Russ.)

14. Gluhov A.P. Social'no-setevaja kommunikativnaja kompetentnost' kak jelement cifrovoj gramotnosti pokolenija Z [Social and network communicative competence as an element of digital literacy of generation Z]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2020. No. 1(29). Pp. 129-136. DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-1-129-137. EDN: https:// www.elibrary.ru/vjpzxv. (in Russ.)

15. Law N., Woo D., de la Torre J., Wong G. A Global framework of reference on digital literacy skills for Indicator 4.4.2. Quebec: UNESCO Institute for Statistics, 2018. URL: http:// uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-framework-reference-digital-liter-acy-skills-2018-en.pdf.

16. Kluzer S., Pujol Priego L. DigComp into action - Get inspired, make it happen. A user guide to the European Digital Competence Framework. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. DOI: https://doi.org/10.2760/112945.

17. ITU/ICT households short questionnaire. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/ Documents/datacollection/ITU_HH_SQ_2018.pdf.

18. Rukovodstvo po ocenke cifrovyh navykov [Guide to assessing digital skills]. Mezhdun-arodnyj sojuz jelektrosvjazi, 2020. URL: https://academy.itu.int/sites/default/files/me-dia2/file/20-00227_1f_Digital_Skills_assessment_Guidebook_R.pdf. (in Russ.)

19. Dubina I.N. Osnovy matematicheskogo modelirovanija social'no-jekonomicheskih pro-cessov [Fundamentals of mathematical modeling of socio-economic processes]. Moscow: Jurajt, 2023. 349 p. ISBN: 978-5-534-00501-1. (in Russ.)

20. Vuorikari R., Punie Y. The use of reference frameworks to support digitally competent citizens - the case of DigComp // Digital Skills Insights 2019 / ed. S. Hansen. Geneva: International Telecommunication Union, 2019. P. 1-11.

21. Van Deursen A., van Dijk J. New media and the digital divide // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition) / ed. J. D. Wright. Elsevier, 2015. P. 787-792. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.95086-4.

Управление экономическими системами Economic systems management

22. Van Deursen A., Helsper E., Eynon R. Measuring digital skills: from digital skills to tangible outcomes: project report. 2014. URL: https://www.lse.ac.uk/media-and-communica-tions/assets/documents/research/projects/disto/Measuring-Digital-Skills.pdf.

23. Ryder J. The basic digital skills framework is being updated - Now's your chance to have a say and shape its future. URL: https://digitalinclusion.blog.gov.uk/2018/01/23/the-basic-digital-skills-framework-is-being-updated-nows-your-chance-to-have-a-say-and-shape-its-future/

24. Essential Digital Skills Framework. URL: https://www.gov.uk/government/publications/ essential-digital-skills-framework/

Информация об авторах

Бабынина Лилия Сергеевна, доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Образовательно-научного центра «Менеджмент». Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36. E-mail: Babynina.LS@rea.ru.

Калабина Елена Георгиевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом. Уральский государственный экономический университет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: kalabina@usue.ru.

Акуе Мессомо Диана Рейн, аспирант. Уральский государственный экономический универ-ситет, 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: dianamessomo@gmail.com.

Information about the authors

Liliya S. Babynina, Doctor of Economics, Associate Professor, Chief Researcher of the Educational and Scientific Center "Management". Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, 117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36. E-mail: Babynina. LS@rea.ru.

Elena G. Kalabina, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Labor Economics and Personnel Management. Ural State Economic University, 620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnaya Volya St., 62/45. E-mail: kalabina@usue.ru.

Akue Messomo Diana Rein, PhD student. Ural State Economic University, 620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnaya Volya St., 62/45. E-mail: dianamessomo@ gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.