Научная статья на тему 'Цифровые модели управления предприятием'

Цифровые модели управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2410
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / управление / модели управления предприятием / цифровизация / бизнес-процессы / digital economy / management / enterprise management models / digitalization / business processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Иван Вячеславович, Киселева Марина Максимовна, Яковлева Елена Анатольевна

В статье рассматривается способность цифровых технологий повысить эффективность работы предприятия за счет воздействия на такие бизнес-процессы, как качество производимой продукции, срок вывода продук-ции на рынок, эффективность производства, логистика. Внедрение циф-ровых технологий в бизнес-процессы способно не только увеличить эф-фективность конкретного процесса, но и послужить рычагом развития в иных бизнес-процессах на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL BUSINESS MANAGEMENT MODELS

The article examines the ability of digital technologies to improve the effi-ciency of the enterprise by influencing business processes such as the quality of products produced; the deadline for products to be brought to market effi-ciency of production logistics. The introduction of digital technologies in the business process, can not only increase the efficiency of a particular process, but also serve as a lever for development in other business processes in the enterprise.

Текст научной работы на тему «Цифровые модели управления предприятием»

7. Исследование Strategy Partners: цифровизация строительной отрасли // https: //ict-online. ru/news/n168088/.

8. Сагынбекова, А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации. - 2018. - 4(28) - с. 255-267.

9. Травуш, В.И. Цифровые технологии в строительстве // Строительные науки - 2018- №3 - С. 107-117.

УДК: 65.016.8 ББК 65.29

Попов Иван Вячеславович - бакалавриант, студент экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет Киселева Марина Максимовна - бакалавриант, студентка факультета управления, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Яковлева Елена Анатольевна - доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Popov Ivan Vyacheslavovich - bachelor student, Faculty of Economics, St. Petersburg State University

Kiseleva Marina Maksimovna - bachelor student, Faculty of Management, St. Petersburg State University of Economics

Iakovleva Elena Anatolievna - Doctor of Economics, Professor, St. Petersburg State University of Economics

ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

DIGITAL BUSINESS MANAGEMENT MODELS

В статье рассматривается способность цифровых технологий повысить эффективность работы предприятия за счет воздействия на такие бизнес-процессы, как качество производимой продукции, срок вывода продукции на рынок, эффективность производства, логистика. Внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы способно не только увеличить эффективность конкретного процесса, но и послужить рычагом развития в иных бизнес-процессах на предприятии.

Ключевые слова: цифровая экономика, управление, модели управления предприятием, цифровизация, бизнес-процессы.

The article examines the ability of digital technologies to improve the efficiency of the enterprise by influencing business processes such as the quality of products produced; the deadline for products to be brought to market efficiency of production logistics. The introduction of digital technologies in the business process, can not only increase the efficiency of a particular process, but also serve as a lever for development in other business processes in the enterprise.

Key words: digital economy, management, enterprise management models, digitalization, business processes.

Развитие информационных технологий поспособствовало существенному изменению экономической ситуации в мире. Появление и дальнейшее распространение цифровых предприятий привело не только к существенному прогрессу в сфере диджитализации, но и к переходу предприятий традиционного уклада в этап цифровизации. Под диджита-лизацией мы понимаем процесс цифровой трансформации общества. В итоге, с развитием современных технологий меняются основные факторы воспроизводства на предприятии, а также, помимо этого, меняются и задачи экономики предприятия.

В результате развития информационных систем во многих отраслях лидирующее место занимает не только использование интернета, но и развитие возможностей в сфере маркетинга, появляются новые возможности во взаимодействии с контрагентами, а также упрощение всевозможных финансовых операций. Огромное значение для конкурентоспособности компаний приобретают кастомизация сервиса, развитие ом-никальной логистики, возможность гибкого ценообразования и, естественно, автоматизация и упрощение бизнес-процессов. Что подразумевается под кастомизацией сервиса и омникальной логистикой? Под ка-стомизацией сервиса понимается изготовление продукции на основе предпочтений потребителя, удовлетворяя его потребности путем комплектации продукции дополнительными элементами. Омникальная логистика - это маркетинговый термин, который представляет взаимную интеграцию разрозненных каналов коммуникации логистики в единую систему с целью непрерывной работы с клиентом.

Впервые о цифровой экономике заговорили еще в 1994 году. Тогда вышла известная книга канадского экономиста Дона Тэпскота, именно он впервые использовал термин «Digital economic». В своей работе автор рассказывал о влиянии цифровизации на экономику. Одним из главных преимуществ он считал сокращение трансакционных издержек и возникновение совершенно новых бизнес-моделей ведения бизнеса.

В 1995 году ученый Массачусетского технологического института Николас Нигропонте сформировал концепцию цифровой экономики, которая заключалась в переходе от обработки атомов, составляющих материю физических веществ, к обработке битов, составляющих материю программных кодов.

В 2001 году Томас Мезенбург более четко структурировал и обозначил 5 компонентов цифровой экономики, которые, по его мнению, можно статистически оценить и измерить:

- электронная инфраструктура предприятий, в том числе программное обеспечение и вычислительная техника;

- электронная коммерция;

- прирост ценности традиционных отраслей за счёт использования цифровых технологий;

- отличие в ценности рабочей силы цифровой экономики по сравнению с традиционной;

- изменения в добавленной стоимости продукции и услуг цифровой экономики. [3]

Однако с середины 2000-х годов стало понятно, что цифровиза-ция на этом не остановится и будет искать новые каналы развития. Глав-

ная проблема заключалось в том, что люди не понимали как оценивать данный нематериальный актив. Несмотря на это, интернет-компании все равно приобретаются по цене, не зависящей от затрат и дохода. Для примера возьмем крупнейшую компанию Фейсбук, которая приобрела мессенджер WhatsApp за миллионы долларов. Этот пример показывает, что стоимость данных нематериальных активов в основном зависит от субъективных оценок потребителей.

Таким образом, изучение истории возникновения цифровой экономики показал, что цифровая экономика возникла еще в 1994 году, и стремительное развитие цифровой экономики открывает новые области ее развития. А это вызывает необходимость выявления сущности и содержания цифровой экономики.

С развитием цифровизации происходит постоянная трансформация бизнес моделей предприятия. Именно поэтому многие авторы по-разному трактуют определение цифровизации.

Например, Александр Куцман определяет цифровую экономику как «современный тип экономики, характеризующийся преобладающей ролью информации и знаний как определяющих ресурсов в сфере производства материальных продуктов и услуг, а также активным использованием цифровых технологий хранения, обработки и передачи информации» [3].

Аксанов Р. К. утверждает, что цифровая экономика основана на производстве электронных товаров и сервисов электронной коммерции. Под электронной коммерцией Аксанов Р.К. подразумевает процесс электронного движения капитала, электронной продукции, а также электронного обмена информацией. [3]

Анализируя определения цифровой экономики в трудах зарубежных и российских исследователей, попытаемся рассмотреть цифровую экономику в узком и широком смысле. Под цифровизацией в узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, которое в большинстве случаев ведет к снижению издержек, появлению новых возможностей. Большинство преобразований информации в цифровую форму приводит к массе положительных изменений, которые обуславливают применение термина в широком смысле, как переход к цифровой информации всех сторон экономической и социальной жизни. Из простого метода улучшения частных сторон жизни, цифровая информация превращается в субъект контроля над экономической эффективностью и улучшения качества жизни. Поэтому под цифровизацией в широком смысле понимается современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни [13].

Таким образом, цифровая экономика - это система социально-экономических отношений:

- нацеленная на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики;

- охватывающая сферу общественной жизни, производство, бизнес, науку, менеджмент, домашние хозяйства;

- направленная на получение прибыли, создание новых бизнес-моделей, моделей управления, новых рынков;

- основанная на цифровой трансформации, предполагающей переход от аналогового взаимодействия и использования аналоговых носителей информации к электронному взаимодействию на основе применения современных электронных средств, электронного документооборота, а также электронных способов учета, хранения и передачи информации.

Рассматривая классификацию цифровых предприятий, нам удалось выделить три их вида:

- предприятия традиционного уклада;

- предприятия, которые реализуют свою продукцию исключительно через виртуальные каналы;

- виртуальные предприятия.

Особенность предприятий традиционного уклада заключается в том, что их активы находятся в мире «оффлайн», и активно используются современные технологии в качестве передачи информации. [3] Под «оффлайновыми» активами мы понимаем материальные активы, то есть основные средства. Предприятия традиционного уклада характеризуются распространением систем электронного документооборота, электронных цифровых подписей (индивидуальная подпись, которая выдается уполномоченным центром, которая способна удаленно подписывать документы, заключать договоры с контрагентами), технологии big data (технология по обработке больших массивов информации).

Если говорить о применении цифровых технологий предприятиями традиционного уклада, то они могут реализовать следующие мировые тенденции:

- индивидуальный подход к потребителю. Здесь речь идет не о персональном обслуживании каждого клиента, а о разделении на подгруппы потребителей и обработке большого объема данных с помощью технологи big data;

- ценообразование происходит в зависимости от времени покупки, сезона; существует система накопительных баллов, с помощью которых потребитель может расплачиваться. Цифровые технологии могут контролировать историю покупателя и, вместе с этим, подбирать скидки для потребителя;

- логистика основывается на интеграции каналов связи в единую систему;

- автоматизация многих бизнес процессов на предприятии.

Особенность предприятий, реализующих свою продукцию через

виртуальные каналы, заключается в том, что они контактируют с потребителем исключительно через виртуальные каналы. У данного вида предприятий могут быть склады и пункты выдачи, присутствуют основные средства для производства продукции, но основной контакт происходит через виртуальные каналы (интернет). Способы рекламы и продвижения продукции также являются виртуальными.

Рассмотрим для примера предприятие, реализующее свою продукцию через виртуальные каналы, - интернет-банк Тинькофф. Данный банк характеризуется тем, что у банка Тинькофф нет ни одного пункта обслуживания клиентов в России, контакт с клиентом происходит исключительно через интернет. Банковские карты, которые клиент заказы-

вает у банка, доставляются ему на дом с помощью почты или доставки на дом.

Существуют предприятия, не привязанные к физическому активу, они могут переносить своё местоположение без прекращения деятельности. Развитие бизнес-моделей виртуальных предприятий связано с постоянным внедрением инновационных стартапов. Рассмотрим наиболее привычные бизнес-модели виртуальных предприятий:

- поисковые браузеры: Яндекс, Google, Рамблер. Данные компании характеризуются тем, что помогают в поиске любой информации;

- социальные сети: Вконтакте, Facebook, Instagram. Основной заработок данных компаний - рекламная деятельность;

- площадки с приложениями: App store, Google play. У данных площадок есть 3 способа монетизации: исключительно платные приложения; бесплатные приложения, но с большими объемами рекламы; бесплатные приложения с дополнительными платными услугами.

Информационные ресурсы: The Wall Street Journal. Их способы монетизации заключаются в следующем: подписка на журнал, разовый платёж для чтения статьи и рекламная интеграция.

Приложения по оказанию услуг: Яндекс такси, Uber, GettTaxi. Данные фирмы пользуются популярностью за счёт низкой цены на их услуги и просторы сервиса.

Таким образом, мы выявили основные классификации предприятий, использующих цифровые технологии.

При рассмотрении вопросов трансформация предприятий в цифровой экономике, мы выявили, что в этих условиях на предприятии изменяются не только оборудование и технологии производства, но и методы управления.[15]

Цифровые организации - это не столько новые технологии, сколько абсолютно новая модель бизнеса. Развитие цифровизации привело к трансформации старых практик управления. Рассмотрим управленческие практики организационного капитала, которые могут использоваться на предприятиях традиционного уклада; предприятиях, реализующих свою продукцию через виртуальные каналы; виртуальных предприятиях.

Цифровые продукты - суть данного процесса, основываются на том, что материально-вещественное содержание продукта переходит в цифровое. При этом материально-вещественная форма продукта остается неизменна, просто использование продукта становится невозможным без цифрового представления, такое представление объекта получило название «цифровой двойник». Например, в машиностроении основную ценность начинает приобретать не сам продукт, а электронный макет, по которому этот продукт может быть создан, обслужен и восстановлен. На заводе BMW применяют технологию по созданию «цифрового двойника». С помощью данной электронной модели можно воссоздать машину или деталь.

Возможность использования «цифрового двойника» в сочетании с непрерывным мониторингом всех его элементов, привела к появлению совершенно новых бизнес моделей. Например, компании - производители оборудования переходят от поставочной бизнес-модели к сервисной, и начинают продавать не само оборудование, а гарантию длительного

использования. Иными словами, люди покупают тот товар, который гарантирует им длительное использование.

По своей сути, процессы оперирования цифровыми продуктами становятся цифровыми. Особенно это видно на примере работы цифровых документов. В этом случае пользователи могут работать с цифровыми документами только с помощью специальных приложений, при этом логика координации действий этих пользователей также требует специальных приложений и данных. [15] Например, для работы на площадке государственных тендеров требуется электронная цифровая подпись, которую можно получить, скачав приложение для электронной подписи и получив цифровой сертификат аккредитованного центра.

Все эти процессы меняют модель управления предприятием. Сокращается потребность в человеческом капитале, многие воспроизводственные процессы становятся не нужны. Меняются ориентиры управления предприятием.

Список литературы:

1. Барановский, С. И. Механизм внедрения CRM-системы на предприятиях малого и среднего бизнеса / С. И. Барановский, М. А. Толкачев // Труды БГТУ, - 2017. - №1. - С. 6-9.

2. Басаев, З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации/ З.В. Басаев // Экономика 21 века. Мир новой экономики, - 2018. - С. 32-35.

3. Бойко, И.П. Экономика предприятия в цифровую эпоху / И.П. Бойко, М.А. Евневич, А.В. Колышкин // Российское предпринимательство. Том 18, - 2017. - №7. - С. 1127-1130.

4. Головенчик, Г. Теоретические подходы к определению понятия цифровая экономика / Г. Головенчик // Экономика 21 века. Наука и инновации. - 2019. - №1. - С. 54-59.

5. Кляхин, Д. Цифровая эволюция, или почему РУСАЛ «уходит в цифру» / Д. Кляхин // Деловой портал «Управление производством». - 2018, URL: https://stankoreport.ru/news/interview/2017-cifrovaa-evolucia-ili-pocemu-rusal-uhodit-v-cifru

6. Майоров, М. Цифровые технологии в производстве / М. Майоров // Бизнес Журнал. - 2019, URL: http://business71.ru/?p=modules&modname= news&r=fullnews&id=31258

7. ММК совместно с Yandex Data Factory оптимизирует расход сырья на базе технологии Big Data // Магнитогорский металлургический комбинат. - 2017, URL: http://mmk.ru/press_center/65402/

8. Попова, Л. Ф. Возможности и вызовы четвертой индустриальной революции для развития менеджмента и качества / Л. Ф. Попова , М. Н. Яшина // Вестник СГСЭУ, - 2018. - №2 (71). - С. 100, 101, 102.

9. Промышленный интернет вещей // Tadviser: государство, бизнес, ИТ. - 2018. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/IIoT_-_Industrial_ Inter-net_of_Things_

10. Рудычева, Н. Российская промышленность 4.0: как не опоздать на поезд в будущее / Н. Рудычева // ИТ в промышленности. - 2018. URL: http://www.cnews.ru/reviews/it_v_promyshlennosti_2018/articles/rossijskaya _promyshlennost_40_kak_ne_opozdat_na_poezd_v_budushchee

11. Свириз, И. Цифровая эпоха / И. Свириз // Сибирская нефть. - 2018, С. 8-10, URL: https://www.gazprom-neft.ru/files/journal/SNp117.pdf

12. Управление эффективностью и надежностью активов ПАО «Роснефть» // Роснефть. - 2018, URL: http://www.omeg-a.ru/projects/rosneft

13. Халин, В. Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущество, вызовы, угрозы и риски / В. Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. Власть и экономика, -2018. - №10. - С. 46-50.

14. Хассе, Ф. Блокчейн - новые возможности для производителей и потребителей электроэнергии? / Ф. Хассе // Обзор мировой электроэнергетики, подготовленный PWC. - 2018. С. 16-18. URL: https:// www.pwc.ru/ru/publications/blockchain/blockchain_opportunity-for-energy-producers%20and-consumers_RUS.pdf

15. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность / В. И. Ананьин [и др.] // Бизнес-информатика. - 2018 - №2(44) - С. 45-52.

16. Яковлева, Е.А. Применение модели экономической маржи для анализа экономической эффективности деятельности российской компании // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 1-2 (163). С. 131-137.

17. Яковлева, Е.А., Гаджиев, М.М. Финансовая стратегия прогнозирования промышленного предприятия. - Махачкала, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.