Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО АНАЛИЗА, РЕГУЛИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ РФ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ'

ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО АНАЛИЗА, РЕГУЛИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ РФ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Юрий Алексеевич, Борисов Борис Андреевич

В центре работы - возникновение новых цифровых методов воздействия на бюджетные правоотношения. Целью авторов является анализ и систематизация не только существующих цифровых механизмов финансового регулирования бюджетной сферы, но и абсолютно новых, ранее не применяемых в отечественной практике возможностей использования цифровых технологий. Тема внедрения цифровых технологий в право широко освещается не только в зарубежной [11], но и в отечественной научной литературе [4]. Основой их функционирования должна стать стабильная нормативная база, поэтому приоритет в области исследования занимает именно правовая составляющая проблемы. Методологической основой исследования является институциональный подход, а также глубокое изучение отечественных и зарубежных источников по поставленной проблеме. В конечном итоге авторы приходят к выводу о необходимости всеобщей цифровизации бюджетной сферы посредством использования конкретных проанализированных в работе цифровых технологий. Практическое значение исследования состоит в том, что инкорпорация в правовую сферу новых научных изысканий в сфере цифровых достижений человека позволяют существенно повысить эффективность многих государственно-правовых институтов. Особую ценность данная работа должна иметь для законодателя, поскольку лишь осознавая основные теоретические модели функционирования и применения цифровых технологий в правовой сфере возможно их эффективное применение в бюджетных правоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL METHODS OF LEGAL ANALYSIS, REGULATION AND MONITORING OF THE BUDGET SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF A NEW PARADIGM OF FINANCIAL CONTROL

This work focuses on the emergence of new digital methods of influencing budgetary legal relationship. The aim of the authors is not only to analyze and systematize the existing digital mechanisms of financial regulation of the budget sphere, but also to offer absolutely new opportunities for using digital technologies, which weren’t previously used in domestic practice. This topic is widely covered not only in foreign, but also in domestic scientific literature. The basis of their functioning should be a stable regulatory framework, so the legal component of the problem is the priority in the field of research. The methodological basis of the research is an institutional approach, as well as a deep study of domestic and foreign sources on the problem. In the end, the authors come to the conclusion about the necessity for universal digitalization of the public sector through the use of specific digital technologies analyzed in the work. The practical significance of the research is that the incorporation into the legal sphere of new scientific research in the field of digital human achievements can significantly improve the effectiveness of many state legal institutions. This work should be of particular value to the legislator, since only by understanding the basic theoretical models of functioning and application of digital technologies in the legal sphere can they be effectively applied in budgetary legal relations.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО АНАЛИЗА, РЕГУЛИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ РФ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 336.148

6.4. Цифровые методы правового анализа, регулирования и мониторинга бюджетной сферы РФ в контексте новой парадигмы финансового контроля

©Колесников Ю. А.", ©Борисов Б. А.ь Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация ае-таН: boss02@inbox.ru ье-таМ: sic.borisout@gmail.com

Аннотация. В центре работы - возникновение новых цифровых методов воздействия на бюджетные правоотношения. Целью авторов является анализ и систематизация не только существующих цифровых механизмов финансового регулирования бюджетной сферы, но и абсолютно новых, ранее не применяемых в отечественной практике возможностей использования цифровых технологий. Тема внедрения цифровых технологий в право широко освещается не только в зарубежной [11], но и в отечественной научной литературе [4]. Основой их функционирования должна стать стабильная нормативная база, поэтому приоритет в области исследования занимает именно правовая составляющая проблемы. Методологической основой исследования является институциональный подход, а также глубокое изучение отечественных и зарубежных источников по поставленной проблеме. В конечном итоге авторы приходят к выводу о необходимости всеобщей цифровизации бюджетной сферы посредством использования конкретных проанализированных в работе цифровых технологий. Практическое значение исследования состоит в том, что инкорпорация в правовую сферу новых научных изысканий в сфере цифровых достижений человека позволяют существенно повысить эффективность многих государственно-правовых институтов. Особую ценность данная работа должна иметь для законодателя, поскольку лишь осознавая основные теоретические модели функционирования и применения цифровых технологий в правовой сфере возможно их эффективное применение в бюджетных правоотношениях.

Ключевые слова: цифровизация, бюджет, бюджетные правоотношения, финансовое право, финансовый контроль. Для цитирования: Колесников Ю. А., Борисов Б. А. Цифровые методы правового анализа, регулирования и мониторинга бюджетной сферы РФ в контексте новой парадигмы финансового контроля // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 6. С. 205-210.

Digital methods of legal analysis, regulation and monitoring of the budget sphere of the Russian Federation in the context of a new paradigm of financial control

©Yu. A. Kolesnikov3, ©B. A. Borisovb Southern Federal University, Rostov-on-don, Russian Federation ae-mail: boss02@inbox.ru be-mail: sic.borisout@gmail.com

Abstract. This work focuses on the emergence of new digital methods of influencing budgetary legal relationship. The aim of the authors is not only to analyze and systematize the existing digital mechanisms of financial regulation of the budget sphere, but also to offer absolutely new opportunities for using digital technologies, which weren't previously used in domestic practice. This topic is widely covered not only in foreign, but also in domestic scientific literature. The basis of their functioning should be a stable regulatory framework, so the legal component of the problem is the priority in the field of research. The methodological basis of the research is an institutional approach, as well as a deep study of domestic and foreign sources on the problem. In the end, the authors come to the conclusion about the necessity for universal digitalization of the public sector through the use of specific digital technologies analyzed in the work. The practical significance of the research is that the incorporation into the legal sphere of new scientific research in the field of digital human achievements can significantly improve the effectiveness of many state legal institutions. This work should be of particular value to the legislator, since only by understanding the basic theoretical models of functioning and application of digital technologies in the legal sphere can they be effectively applied in budgetary legal relations.

Keywords: digitalization, budget, budget legal relations, financial law, financial control.

For citation: Kolesnikov Yu. A., Borisov B. A. Digital methods of legal analysis, regulation and monitoring of the budget sphere of the Russian Federation in the context of a new paradigm of financial control // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. № 6. P. 205-210.

ВВЕДЕНИЕ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

За рубежом идея необходимости цифровизации государственно-правовой сферы получила широкое распространение достаточно давно и так или иначе проявилась в различного рода международных документах. В 2009 году ООН выпустила Рекомендацию [12] по развитию институтов электронной демократии, а в ноябре 2015 года Европейским парламентом был выпущен брифинг на тему электронного регулирования бюджетной сферы [10]. В указанном брифинге придается большое значение невозможности развития цифровых институтов по отдельности: бюджетная сфера может стать истинно цифровой лишь в том случае, если под воздействием цифровизации находятся все виды экономической правительственной деятельности. Дается и само определение «электронному регулированию бюджета» - это любое программное или аппаратное обеспечение, а также инструмент информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), которые используются для бюджетных функций или процедур в течение бюджетного цикла (планирование, составление бюджета и т.д.). Интерес также представляют обозначенные Европейским парламентом формы использования цифровых технологий в бюджетной сферы: первая и основная форма состоит из «оцифровки» бюджетных процедур; вторая относится к распространению бюджетной информации среди населения в общем доступе; последняя касается использования сложных баз данных бюджетной информации для информирования различных государственных структур. Следует заметить, что в РФ в большей степени применяются две последние формы. Электронные методы регулирования бюджета активно применяются и в зарубежных правовых системах. Так, в Испании существует разветвленная электронная система, направленная на контроль и оптимизацию бюджетного процесса [7].

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Базовые цифровые способы контроля потока денежной массы в бюджетной сфере в РФ существуют в основном в форме информационных систем, т.е. определенных электронных баз данных, обрабатывающих, хранящих и систематизирующих сведения, вносимые в них различными государственными структурами. Автономными рассматриваемые информационные системы считаться не могут, поскольку представляют из себя лишь одну из форм документооборота в Сети «Интернет». Однако оставлять существующую практику применения электронных способов контроля бюджета в РФ без внимания означало бы упущение основы, на которой в дальнейшем возможно развитие куда более совершенных методов регулирования бюджетных правоотношений. Одними из наиболее значимых и крупных информационных систем на данный момент являются следующие: Система «Электронный Бюджет», Единая Информационная Система (ЕИС) в сфере закупок, Государ-

ственная информационно-аналитическая система контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Базовый нормативный документ для изучения Системы «Электронный бюджет» - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015г. №658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». П. 2 указанного Постановления закрепляет основную задачу функционирования информационных систем и цифровых технологий в целом: они предназначены «для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами». Основная идея законодателя предельно ясна: для повышения уровня контроля в сфере общественных финансов необходимо задействовать новые способы регулирования бюджетных правоотношений. Рассмотрение задач электронного бюджета, указанных в п. 3 рассматриваемого Постановления, в отрыве от иных информационных систем также бессмысленно, поскольку все подобного типа базы данных решают сразу несколько однотипных задач: предоставление информации о бюджетных процессах государственным органам и гражданам; повышение степени эффективности взаимодействия между субъектами бюджетной сферы; обеспечение краткосрочного и долгосрочного планирования при распределении денежных средств и т.п. Куда более интересным является изучение структуры указанных информационных систем, поскольку именно на структурном уровне между данными системами возможно проследить существенные различия в зависимости от задач, которые перед ними ставятся. Система «Электронный бюджет» состоит из трех крупных элементов: а) единого портала бюджетной системы Российской Федерации; б) централизованных подсистем системы «Электронный бюджет»; в) сервисных подсистем системы «Электронный бюджет».

Единый портал бюджетной системы РФ [3] обеспечивает «открытость и доступность для граждан и организаций информации» [6] об общественных финансах.

Централизованные и сервисные подсистемы как отдельные элементы системы «Электронный бюджет» существенно не различаются по функциям и задачам. Однако при сравнении п. 8 и п. 9 рассматриваемого Постановления [6] можно сделать вывод о том, что они разделяются по субъектам контроля (Министерство Финансов РФ и Федеральное Казначейство РФ -централизованные подсистемы, государственные органы субъектов РФ - сервисные подсистемы) и сферам применения: существуют подсистемы «управления расходами/доходами», «управления денежными средствами» и т.д.

Основные положения о Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок содержатся в ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Определение ЕИС дается в п. 9 ст. 3 указанного ФЗ - это «совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ч. 3 ст. 4 закрепляет достаточно обширный перечень содержащихся в ЕИС групп сведений, т.е. определенную структуру: информация о закупках; результаты мониторинга и контроля закупок, аудита в сфере закупок и т.д. Структуризация данной системы куда проще Системы «Электронный бюджет», что вполне логично, ведь поставленные перед ЕИС в сфере закупок цели куда более узконаправленные.

Официальный сайт Федерального Казначейства РФ определяет основной задачей ЕИС «обеспечение свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок» [8]. В этом, опять же, видится основной недочет подобного рода систем: они являются базами данных, которые лишь систематизируют и собирают информацию, но не выполняют самостоятельных «мыслительных» операций. Например, связанная с ЕИС в сфере закупок Государственная информационная система (ГИС) «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок на электронных площадках при ее использовании. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 883 «Об утверждении Правил фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке» устанавливает лишь общие положения касательно данной видеофиксации, а информационные письма, опубликованные на официальном сайте ЕИС в сфере закупок [2], устанавливают в качестве основного кейса использования ГИС РФ лишь дополнительный способ получения доказательств нарушения чьих-либо прав при использовании электронных площадок. Ни автоматической фиксации нарушений пользователей площадок, ни отправки сведений о мошеннических действий лица, использующего ЕИС в сфере закупок, ГИС РФ, не предусматривает, что представляется существенным упущением.

Тем не менее, определенный автоматизированный контроль за системой ЕИС в сфере закупок уже существует. Он предусмотрен ч. 5 ст. 99 упомянутого Федерального закона №44-ФЗ, которая исключает возможность принятия обязательств сверх сумм доведенных лимитов на всех уровнях публично-правовых образований, но данные меры и несут исключительно технический характер ограничений.

ЕИС РФ, как и Система «Электронный бюджет», представляет пользователю достаточно обширный перечень сведений, доступных к получению в структурированном виде - на сайте легко можно найти реестр недобросовестных поставщиков, реестр зарегистрированных организаций и заказчиков и т.д.

Государственной информационно-аналитической системе контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО РФ) посвящено соответствующее Положение [5]. Согласно п. 2 Положения ГИАС КСО РФ представляет собой «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств, объединяющую данные о результатах деятельности органов государственного и муниципального финансо-

вого контроля». Данная система выполняет одновременно три функции: информационно-аналитическую, контрольно-ревизионную и экспертно-координационную.

П. 9 Положения о ГИАС КСО РФ определяет ее трехуровневую структуру:

а) первый уровень - федеральный;

б) второй уровень - региональный;

в) третий уровень - муниципальный.

В этом прослеживается определенная схожесть структуры ГИАС КСО РФ с Электронным бюджетом (его делением на централизованные и сервисные подсистемы). Деление ИС исходя из бюджетного федерализма РФ является наиболее эффективным.

Следует заметить, что и в данном случае заложенная в системе «аналитическая» функция фактически самой системой не выполняется, а падает на плечи ее участников -Счетной Палаты РФ и Контрольно-счетных органов субъектов РФ. Например, законодательством не предусмотрено никаких механизмов, позволяющих системе автоматически отслеживать проведение аудита процессов формирования и исполнения бюджетов. Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов России [1] также указывает на множественные подсистемы ГИАС КСО РФ, в рамках которых осуществляется именно деятельность контрольно-счетных органов РФ в рамках данной системы, а не автоматизированные действия ИС.

Таким образом, все три проанализированные ИС имеют одну общую черту - они функционируют исключительно под руководством участников данных систем и не способны автоматически решать поставленные перед ними задачи. Нельзя говорить о однозначном минусе данного подхода, поскольку обратная ситуация могла бы привести к бесконтрольности бюджетного процесса и множественным ошибкам в работе указанных систем, однако стремиться следует именно к автоматизации бюджетной сферы. Лишь в таком случае будет возможна частичная централизация бюджетных процессов, повышение уровня контроля и, возможно, даже отказ от контрольных органов на уровне субъектов РФ в пользу полностью автоматизированных систем.

Существует бесконечное множество форм, в которых цифро-визация может проявить себя в правовом пространстве. По отношению конкретно к бюджетной сфере применимы лишь некоторые из них: они будут рассмотрены далее.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ В ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

За последние годы широкое распространение во множестве сфер общественной жизни в мировом масштабе получили так называемые «нейросети» (нейронные сети) - программное/аппаратное обеспечение математической модели, организованной по принципу функционирования биологических нейронных сетей, т.е. нервных клеток живого организма. Преимущество данной технологии заключается в ее способности к «самообучению» наподобие живых организмов на основе заложенных в нее сведений. Нейросети сейчас являются своеобразным универсальным инструментом, который позволяет существенно упростить решение задач практически в любой сфере общественной жизни: их активно применяют в экономике, в медицине, при разработке автопилотируемых автомобилей и технологий распознавания лиц. При этом не стоит смешивать категории нейронных сетей и искусственного ин-

теллекта (далее - ИИ) [9]. Нейронные сети - уже существующая модель решения узконаправленных задач, основанная на искусственном и строго контролируемом самообучении благодаря вручную помещенным в базу данных сведениям. Такой подход позволяет лишь внешним образом имитировать человеческую способность к мышлению, но не повторять ее полностью. Процесс становления ИИ в теории полностью противоположен: он максимально приближен к человеческому самообучению, поскольку основан на эволюционном неконтролируемом свободном пути развития. Благодаря этому ИИ более гибок и универсален в своих мыслительных процессах. Он обучается не в условиях строго контролируемых на основе вручную заложенной в него выборке сведений, алгоритмов работы и т.д., а самостоятельно и последовательно осуществляет самообучение. ИИ в описываемом виде на данный момент практически не существует в силу сложности создания и функционирования системы неконтролируемого обучения.

В мировой практике нейронные сети пока не получили широкого распространения в праве, однако уже сейчас в зарубежной литературе высказывается множество точек зрения на возможности их применения. Еще в 1996 году Майклом Ай-кэнхэдом было проведено масштабное исследование [11], в ходе которого были выявлены две основные формы применения нейросетей в праве:

- использования их в различных экспертно-правовых информационных системах для их автоматизации;

- реализация нейросетей в поисковых системах правовой документации, что позволило бы существенно повысить релевантность выдаваемых ими информации [11, с 44-45].

Для поставленной проблемы наибольший интерес представляет первая форма. Майк Айкэнхэд выделяет следующие наиболее полезные для права свойства нейронных сетей [11, с. 64-76]:

1. Способность к самообучению на основе заложенных в базу данных правовых документов и, что самое главное, непосредственной деятельности различных правовых субъектов (государственных органов, должностных лиц и т.д.), т.е. на основе динамичных не подлежащих однозначной правовой оценки данных;

2. Возможность находить компромисс в различных спорных юридический ситуациях;

3. Гибко-настраиваемые правила обучения и поведения нейросетей.

Несмотря на то, что с момента написания рассматриваемой работы прошло уже два десятка лет, многие ее положения до сих пор остаются актуальными и применимыми.

На современном этапе развития технологий применение нейросетей в бюджетном процессе представляется следующим образом: нейронная сеть встраивается в определенную уже существующую информационную систему бюджетной сферы, затем ей предоставляется доступ к действиям иных субъектов и операторов данной системы, а также задаются базовые алгоритмы действий и ограничения. Начать следует с максимально простых задач и функций: например, с отслеживания системных ошибок и автоматического направления соответствующей информации компетентному органу. По мере обучения нейросети и понимания ею закономерностей работы той или иной ИС возможно ее использование и для решения куда более многоступенчатых задач. В качестве нового механизма контроля течения бюджетных средств авторы предлагают автоматический анализ сведений о денежном потоке с целью выявления аномальных и неесте-

ственных сфер расходования общественных финансов. Учитывая многоступенчатость бюджетного федерализма в РФ, действия контрольных органов на федеральном, субъектном и местном уровнях занимают достаточно большое количество финансовых, трудовых и, что самое главное, временных ресурсов. Сам принцип выявления аномальных сфер необходимо построить на множестве различных показателей, основываясь прежде всего на опыте деятельности контрольных органов РФ. После выявления выбивающейся из общей картины области нейросеть автоматически направляет информацию о ней в компетентный орган для повторного контроля. Данный простой механизм одновременно наделяет нейросеть соответствующими автоматизированными возможностями, при этом не придавая ей реальных полномочий по воздействию на субъектов бюджетного процесса.

Иная возможность применения нейросетей - прогнозирование наиболее эффективного бюджетного планирования и его последующая корректировка со стороны компетентных государственных органов. Конечно, предложенный способ требует совершенно иного уровня эффективности нейросетей, который сейчас представляется недостижимым, ибо нейросети способны решать лишь узкоспециальные задачи, а бюджетное планирование предполагает бесконечное множество факторов различного характера. В этом и заключается первая проблема их использования. Второй проблемой нейросетей, которую невозможно решить из-за концепции заложенной в них математической модели, видится колоссальный объем данных, необходимых для ее эффективного обучения и применения. Повсеместное использование этой технологии попросту невозможно вследствие сложности ее настройки.

ТЕХНОЛОГИЯ «БЛОКЧЕЙН» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ФИНАНСОВЫХ СУБЪЕКТОВ В ЦИФРОВЫХ РЕАЛИЯХ

Существенная часть бюджетных процессов уже сейчас проходит в формате электронного документооборота. При дальнейшем развитии правого цифрового пространства в РФ необходимо будет применять совершенно новые технологии защиты данных в том числе в бюджетной сфере. Одним из наиболее эффективных способов защиты информации является технология «блокчейн» (от англ. block chain - цепочка блоков), которая в общем виде представляет собой непрерывную цепочку неизменяемых данных, управляемую кластером компьютеров и не имеющую никакой системной «центральной власти» на физическом носителе (т.е. фактически отсутсвует централизованный механизм управления всей базой данных). Данная технология наделена целым рядом позитивных свойств: повышенный уровень безопасности за счет рассредоточения системы на целый кластер компьютеров (невозможно воздействовать на единый центр базы данных с целью взлома системы); абсолютная прозрачность в бюджетном процессе, поскольку каждая транзакция является отдельным отслеживаемым неизменяемым «блоком» (т.е. звеном данных) с индивидуальным номером; абсолютное отсутствие транзакционных издержек (при данной технологии операторы системы будут нести издержки исключительно инфраструктурные) и т.д.

Примером эффективного применения технологии блокчейна в праве является электронное голосование по вопросу внесение поправок в Конституции РФ в 2020 году: п. 5.1. Постановления ЦИК РФ «О Порядке дистанционного электронного голосования при проведении общероссийского голосования по

вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» устанавливает следующее: «При проведении дистанционного электронного голосования анонимизирован-ные результаты волеизъявления участников голосования по их формировании незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации». Пусть законодатель напрямую и не использует термин «блокчеин», он описывает именно данную технологию.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Вышеуказанные цифровые возможности позволяют создавать такие формы контроля, которые будут «оперативно реагировать на возникающие риски, не позволяя выполнять действия, ведущие к нарушениям, либо предупреждая о возможности совершения нарушения» [4]. Отечественная модель регулирования бюджетной сферы в будущем может полностью перейти от соревновательной к партнерской, где финансовый контроль становится превентивным, т.е. приобретает направленность на предупреждение совершения правонарушения. Такой подход, как справедливо отмечал заместитель руководителя Федерального казначейства А.Э. Исаев, превращает бюджетный контроль в «помощника для государства и

Список литературы:

1. Ассоциация контрольно-счетных органов России. Официальный сайт. [электронный ресурс] // Описание Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации. URL: http://ach-fci.ru/Legislation/GIAS.html (Дата обращения: 01.08.2020)

2. Единая информационная система в сфере закупок. Независимый регистратор. [Электронный ресурс] // URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/document/view.html7se ctionId=920 (Дата обращения: 01.08.2020)

3. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [электронный ресурс] // URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces /page_home?_adf.ctrl-state=sfgmnobh_4&regionId=45 (Дата обращения: 25.07.2020)

4. Исаев Э.А. Подходы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере. // « Бюджет» - №5 (197) - 2019г. - С. 48-50

5. Положение о государственной информационно-аналитической системе контрольно-счетных органов Российской Федерации (утв. приказом Председателя Счетной палаты РФ от 10.10.2011 N 100)

6. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2015г. №658 «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»

7. Разумовская Е.А., Духхани А.Б, Роль цифровых технологий в оптимизации бюджетного процесса: мировая и российская практика. // Бизнес. Образование, Право. - 2019 - №4 (49) -С. 129-134

8. Федеральное казначейство РФ. Официальный сайт Казначейства России. [Электронный ресурс] // URL: https://www.roskazna.gov.ru/gis/oos/?month=1 (Дата обращения: 01.08.2020)

подконтрольных объектов, обеспечивая максимально оперативную реакцию на возникающие проблемы и вызовы» [4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБЩИЕ ВЫВОДЫ РАБОТЫ

Таким образом, основными недостатками применения цифровых технологий в РФ является отсутствие стабильной правовой базы применяемых информационных систем в части их технического функционирования и фактически обеспечиваемых возможностей (большинство действующих ИС в законодательстве описываются максимально обобщенным образом); неиспользование всего предоставленного различными дигитальными механизмами потенциала по автоматизации контроля бюджетной сферы; а также неприменение более совершенных и новаторских способов регулирования бюджетной сферы. Законодателю следует обратить большее внимание на цифровизацию бюджетной сферы, поскольку именно общественные финансы служат основой развития любого государства, а максимизация эффективности процессов в основе данных финансов является залогом экономически успешного общества.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,82%.

Рецензент: доктор юридических наук, профессор, декан факультета управления персоналом и государственной службы Института государственной службы и управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Киреева Е. Ю.

Reference list:

1. Association of control and accounting authorities of Russia. Official site. [Electronic resource] // Description of the State information and analytical system of control and accounting bodies of the Russian Federation. URL: http://ach-fci.ru/Legislation/GIAS.html (date accessed: 01.08.2020)

2. Unified information system in the field of procurement. Independent registrar. [Electronic resource] // URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/document/view.html7se ctionId=920 (date accessed: 01.08.2020)

3. Unified portal of the budget system of the Russian Federation [electronic resource] / / URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/page_home7_adf.ctrl-state=sfgmnobh_4&regionId=45 (date accessed: 25.07.2020)

4. Isaev E. A. Approaches to digitalization of control in the financial and budgetary sphere. // « Budget» - No. 5 (197) - 2019-P. 48-50

5. Regulations on the state information and analytical system of control and accounting bodies of the Russian Federation (approved by the order of the Chairman of the accounts chamber of the Russian Federation of 10.10.2011 N 100)

6. Decree of the Government of the Russian Federation of June 30, 2015 No. 658 «On the state integrated information system for public Finance management «Electronic budget»

7. Razumovskaya E. A., Dukhkhani A. B., the Role of digital technologies in optimizing the budget process: world and Russian practice. // Business. Education, Law. - 2019-No. 4 (49) - Pp. 129-134

8. Federal Treasury of the Russian Federation. Official website of the Russian Treasury. [Electronic resource] / / URL: https://www.roskazna.gov.ru/gis/oos/?month=1 (Date accessed: 01.08.2020)

9. Бэн Диксон. В чем разница между искусственными нейронными сетями и биологическим мозгом [электронный ресурс] // Tech Talks. URL: https://bdtechtalks.com /2020/07/06/artificial-neural-networks-vs-brains/ (Дата обращения: 29.10.2020)

10. Электронное бюджетирование, инновационные подходы к бюджетированию // Европейский парламент. Брифинг. -Ноябрь 2015 года. URL: https://www.europarl.europa.eu /thinktank/en/document.html-что?ссылка=EPRS_BRI%282015% 29572796 (Дата обращения: 02.08.2020)

11. Майкл Айкэнхэд. Использование и злоупотребление нейронными сетями в юриспруденции // 12 Santa Clara High Tech. L. J. - №31 —Том 12 Выпуск 1 (1996). URL:http://digitalcommons.law.scu.edu/chtlj/vol12/iss1/2 (Дата обращения: 02.08.2020)

12. Рекомендация CM/Rec (2009) Комитета министров государствам-членам по электронной демократии // Принята комитетом министров 18 февраля 2009 года на 1049-м заседании заместителей министров

9. Ben Dickson. What is the difference between artificial neural networks and biological brains [Electronic resource] // TechTalks. URL: https://bdtechtalks.com/2020/07/06/artificial-neural-networks-vs-brains/ (date accessed: 29.10.2020)

10. Electronic budgeting, Innovative approaches to budgeting // European Parliament. Briefing. - November 2015. URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document.html7r eference=EPRS_BRI%282015%29572796 (date accessed:: 02.08.2020)

11. Michael Aikenhead. The Uses and Abuses of Neural Networks in Law // 12 Santa Clara High Tech. L.J. - №31 —Volume 12 Issue 1 (1996). URL:http://digitalcommons.law.scu.edu/chtlj/vol12 /iss1/ 2 (date accessed: 02.08.2020)

12. Recommendation CM/Rec (2009) of the Committee of Ministers to member states on electronic democracy (e-democracy) // Adopted by the Committee of Ministers on 18 February 2009 at the 1049th meeting of the Ministers' Deputies

Статья поступила в редакцию 02.11.2020, принята к публикации 22.11.2020 The article was received on 02.11.2020, accepted for publication 22.11.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Колесников Юрий Алексеевич, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой финансового права, Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, http://orcid.org/0000-0002-4057-0943, e-mail: boss02@inbox.ru Борисов Борис Андреевич, юридический факультет, Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, e-mail: sic.borisout@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yuriy A. Kolesnikov, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Head of Financial Law sub-faculty of the Southern Federal University, Rostov-on-don, Russian Federation, http://orcid.org/0000-0002-4057-0943, e-mail:

boss02@inbox.ru

Boris A. Borisov, Southern Federal University, Rostov-on-don, Russian Federation, e-mail: sic.borisout@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.