Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ'

ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бижоев Бетал Муратович

В статье раскрываются особенности имплементации достижений Индустрии 4.0, способствующей цифровизации закупок. В качестве сферы применения цифровой трансформации рассматривается блок «исполнения контрактов» контрактной системы. Отмечается, что смена парадигмы этих взаимодействий заключается в упрощении участия поставщиков, подрядчиков, исполнителей в осуществлении закупок, что предопределяет снижение трансакционных издержек. Описан механизм технической реализации внедрения цифровых обеспечительных мер в системе государственных закупок товаров, работ, услуг. Направленное на повышение доверия к системе государственных и корпоративных закупок, а также снижение оппортунистического поведения заказчиков, внедрение новых информационных технологий компенсирует негативные явления, позволяет ликвидировать возможность применения административных рычагов, способствуя снижению коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MECHANISMS OF CONTRACT ENFORCEMENT IN THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM OF GOODS AND SERVICES

The article reveals the features of the implementation of the achievements of Industry 4.0, contributing to the digitalization of procurement. The block of contracts is used as the scope of digital transformation. It is noted that the change in the paradigm of these interactions is to simplify the participation of suppliers, contractors, performers in procurement, which predetermines the reduction of transaction costs. The mechanism of technical implementation of the implementation of digital interim measures in the system of public procurement of goods and services is described. Aimed at increasing confidence in the system of public and corporate procurement, as well as reducing the opportunistic behavior of customers, the introduction of new information technologies compensates for negative phenomena, eliminates the possibility of using administrative levers, contributing to the reduction of corruption.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ»

2. Гарин А.П. Разработка ландшафта бизнес-процессов на предприятиях машиностроения: автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск, 2013. - 26 с.

3. Гарина Е.П., Гарин А.П. Ускорение процесса разработки новой продукции на промышленных предприятиях через развитие ландшафта бизнес-процессов нового поколения // Вестник Чувашского университета. 2013. №1. С.242-246.

4. Семенов С.В., Андряшина Н.С., Котылева Е.А., Ражова Н.А. Управление бизнес-процессами на предприятиях сервиса // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 628-631.

5. Харитонович С. А., Гарина Е.П., Андряшина Н.С. Эффективность внедрения инноваций в бизнесе на основе процессного подхода // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С.10

Andriashina Natalia Sergeevna, Candidate of Economics, Associate Professor Romanovskaya Elena Vadimovna, Candidate of Economics, Associate Professor Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin, Nizhny Novgorod, Russia

FEATURES OF THE FORMATION OF BUSINESS PROCESSES IN THE ENTERPRISE

In recent years, modern manufacturers have been facing a large number of intractable problems: increasing competition, constant complication and changes in legislation, the emergence of new products, changes in the structure of companies. Therefore, now absolutely every company is interested in mastering new business processes that can improve the efficiency of the enterprise.

Keywords: business process, "input", "output", efficiency

DOI: 10.47581/2021/PS-94/IE.8.58.04 ЦИФРОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ Бижоев Бетал Муратович, Руководитель Управления обучения и развития, ООО ЭТП Газпромбанка, г. Москва, Россия (e-mail: bizhoevbetal@mail.ru)

В статье раскрываются особенности имплементации достижений Индустрии 4.0, способствующей цифровизации закупок. В качестве сферы применения цифровой трансформации рассматривается блок «исполнения контрактов» контрактной системы. Отмечается, что смена парадигмы этих взаимодействий заключается в упрощении участия поставщиков, подрядчиков, исполнителей в осуществлении закупок, что предопределяет снижение трансакционных издержек. Описан механизм технической реализации внедрения цифровых обеспечительных мер в системе государственных закупок товаров, работ, услуг. Направленное на повышение доверия к системе государственных и корпоративных закупок, а также снижение оппортунистического поведения заказчиков, внедрение новых информационных технологий компенсирует негативные явления, позволяет

ликвидировать возможность применения административных рычагов, способствуя снижению коррупции.

Ключевые слова: цифровизация, закупки, контрактная система, тран-сакционные издержки, обеспечительные меры.

Цифровая трансформация общественного сектора, обусловленная четвертой технологической революцией, детерминирует появление качественно новых общественных отношений1. И важнейшим двигателем в этих отношениях становится новый вид предоставления цифровых услуг, который носит характер упрощенного, беспроблемного взаимодействия граждан, частного сектора и правительства на основе цифровых платформ.

В Российской Федерации так же, как и по всему миру уделяют приоритетное внимание предоставлению цифровых услуг. Взаимодействие различных органов власти выходит на новый уровень, отмечается смена парадигмы этих взаимодействий. При этом, одним из самых динамичных проектов цифровой трансформации выступает система бюджетных закупок.

Так, в сфере государственных и муниципальных закупок все большее применение находят цифровые технологии, меняющие структуру и функции классических инструментов контрактной системы. Исходя из анализа складывающейся цифровой экосистемы, наблюдаются характерные для цифрового правительства (Digital Government) процессы упрощения участия поставщиков, подрядчиков, исполнителей в осуществлении закупок. Такая неомодерация отношений с заказчиками (государственными и муниципальными учреждениями) оказывает положительные эффекты, продуцируя получение общественных благ, а также предопределяет снижение трансакционных издержек. Исходя из анализа того, как правительства могут наилучшим образом использовать цифровые технологии для внедрения принципов «хорошего» правительства и достижения политических целей, можно оценить эффективность их применения, и то как это отражается на процедурной части контрактной системы в сфере закупок.

Организация экономического сотрудничества и развития дает рекомендации по стратегиям создания цифрового правительства. Этот инструментарий предназначен для того, чтобы помочь лицам, принимающим решения, в использовании цифровых технологий для поощрения инноваций, прозрачности и эффективности в государственном секторе.

Среди 12 принципов, которые направлены на поддержку разработки и реализации стратегий цифрового правительства с целью приближения правительства к гражданам и бизнесу, отдельно выделен принцип интеллектуальных государственных закупок . По мнению ОЭСР, применение соот-

1 Бодрунов С.Д. Ноономика. Будущее: четвертая технологическая революция обусловливает необходимость глубоких изменений в экономической и социальной жизни // Экономическое возрождение России, №2 (56), 2018. С. 6

2 Рекомендация ОЭСР по стратегиям цифрового правительства // http://www.oecd.org/governance/digital-government/toolkit/principle11/

ветствующего принципа позволит (i) увеличить эффективность, (ii) поддерживать инновации и обмен, и (iii) помочь в достижении национальной стратегии цифрового правительства.

В качестве анализа, возьмем сферу взаимодействий заказчиков и участников закупок контрактной системы (покупателей и продавцов), проблематика которой находит отражение в многочисленных материалах СМИ и экспертного сообщества. По данным Счетной палаты РФ, по итогам 2019 года выявлено 839 нарушений при проведении закупок и исполнении госконтрактов на общую сумму 236,6 млрд рублей. Этот показатель на 7,7% выше, чем в 2018 году. В то же время, количество поставщиков, принявших участие в корпоративных закупках, в 2019 году снизилось на 43,4%, до 131,8 тыс., что свидетельствует о снижении доверия к системе корпоративных закупок3. В основном, снижение доверия связано с административным давлением на участников закупок, а также оппортунистическим поведением заказчиков, проявлением коррупции. В то же время, при помощи технических мер, т.е. с учетом применения новых информационных технологий, можно компенсировать данные негативные явления, ликвидировать возможность применения административных рычагов, способствуя сниже-

4

нию коррупции .

Необходимость внедрения и применения современных цифровых технологий с целью более эффективных совокупных трат государства на обеспечение публичных нужд, отражается так же и в научной литературе. Как это указывает Малыхина Е.А., «для того чтобы обеспечение публичных нужд проходило эффективнее, финансовые ресурсы страны использовались экономнее, а участие в закупках было более доступно и удобно, необходимо внедрение современных цифровых технологий»5.

В качестве исследуемой базы, мы выбрали сферу взаимодействий заказчиков и участников закупок, которая относится не процедурной части государственного заказа, связанной с проведением и осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, а к сфере исполнения контрактов. Как отмечают Вольчик В.В. и Нечаев А.Д., целесообразно в институте контрактных отношений разграничивать сами отношения на exante и ex-post, где «к ex-ante относят планирование закупок, определение

поставщиков и заключение контракта, а к ex-post отношениям - исполне-

6

ние контракта» .

3 Отчет Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год» // Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/fea/fea86920fc7f4c8b39262ce74beb32d8.pdf

4 Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9. № 1. С. 118.

5 Малыхина Е.А. Применение цифровых технологий при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: финансово-правовой аспект // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития. Сборник научных трудов. Саратов, 2019. С. 218

6 Вольчик В.В., Нечаев А.Д. Трансакционный анализ сферы государственных закупок: Монография. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — ХХ1 век», 2015. С. 53

К блоку «Исполнение контрактов» в соответствии со статьями 94 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" относят различные составляющие, в первую очередь из которых можно выделить:

- поставку самой продукции (поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе проведение ее экспертизы;

- оплату поставленной продукции;

- и взаимодействие заказчика с поставщиком по поводу изменения и расторжения контракта, судебно-претензионной работы, возникающей на этапе исполнения обязательств по контракту.

Как раз на этом этапе в том числе возникают риски, связанные с неис-

7

полнением или частичным неисполнением государственных контрактов . Как отмечается, бизнес не готов инвестировать в реализацию национальных проектов, они считаются высокорискованными8.

В 2015 году вопрос своевременной оплаты средств по государственным контрактам поднимался на уровне Президента РФ, который в свою очередь отдал поручение о контроле обязательств по государственным и муниципальным контрактам. За это время прокуратура обеспечила погашение задолженности государственных и муниципальных заказчиков перед бизнесом в размере порядка 133 миллиардов рублей, вынесено 26 500 представлений, привлечено к ответственности свыше 17 тысяч должностных лиц, в суды предъявлено 585 исков, возбуждено 112 уголовных дел9. При этом, уровень сохраняющейся задолженности на 2019 г., составляет около 20 миллиардов рублей.

По опросам, более 80% руководителей компаний сталкивались с проблемой просрочек по платежам, хотя и появились институционально-правовые меры контроля и санкций, позволяющие минимизировать эти риски и дисциплинировать заказчиков (был принят Федеральный закон № 189-ФЗ, устанавливающий административную ответственность должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты продукции при осуществлении госзакупок, в том числе за невыплату аванса, предусмотренного контрактом)10.

Главной причиной отказа и проблем работы с государством, в том числе и в сфере государственных и муниципальных закупок, считается глубокое недоверие между государством и бизнесом. Оно прежде всего заключается

7 Бижоев Б.М., Обаляева Ю.И. Управление государственными и муниципальными закупками в контексте реализации национальных проектов: экономико-правовой анализ // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10. № 4. С. 13.

8 Почему российский бизнес не хочет инвестировать в нацпроекты? // Проект Executive.ru. 5 сентября 2019 // Режим доступа: URL: г. https://www.e-xecutive.ru/finance/investment/1991144-pochemu-rossiiskii-biznes-ne-hochet-investirovat-v-natsproekty

9 Генпрокуратура вернула бизнесменам 13 млрд. руб. просроченной задолженности по госконтрактам // Режим доступа: URL: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20190822/303064533.html

10 Оплату - в срок // Режим доступа: URL: https://www.eg-online.ru/article/354088/

в срыве сроков реализации, наличии дополнительных неучтенных ранее вложений в соответствующие проекты и прочие расходы. Кроме того, со стороны самого государства постоянно ощущаются высокие административные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности, несовершенство действующего законодательства, наличие постоянных финансовых проверок и их непредсказуемость11. Один из таких механизмов заложен в самом Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Так, налицо «неравновесность» штрафных санкций или дифференцированный подход за неисполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам по отношению к поставщику и к заказчику.

В отношении рисков, связанных с исполнением контракта, направления совершенствования ex-post контрактных отношений должны базироваться на:

- упрощении участия поставщиков, подрядчиков, исполнителей;

- повышения транспарентности сферы исполнения контрактов по государственным и муниципальным закупкам;

- снижения административных барьеров.

Такие меры могут быть реализованы при помощи цифровизации контрактной системы, инкорпорирования лучших практик дигитализации государственной системы контрактации. Существующие издержки реализации государственных и муниципальных контрактов пока не способствуют их исполнению, влекут нарушения в механизме финансово-бюджетной сферы, что приводит к экономическим потерям.

По информации ЭТП Сбербанк-АСТ, около 18% платежей в рамках госконтрактов, заключенных соответствии с требованиями 44-ФЗ (бюджетные средства), задерживаются более чем на 30 дней по сравнению со сроком, предусмотренным контрактом. А по закупкам в соответствии с требованиями 223-ФЗ (госкомпании) почти каждый пятый платеж (23%).

Уполномоченный по защите прав предпринимателей, сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов предлагает в качестве решения этой проблемы введение механизма аккредитивов в госзаказе12, т.е. привлечение финансовых институтов в структуру ex-post контрактных отношений. Однако, на наш взгляд, это лишь удорожит стоимость исполнения контрактов, поскольку гарантию и страховку неисполнения и срыва по контракту будет фактически оплачивать банк, попутно требуя с этого свой процент. В то же время, как отмечается, «именно применение цифровых технологий может стать опреде-

11 Дорошенко Т.Г., Суханова И. А. К вопросу совершенствования механизма осуществления контроля закупок // Известия Байкальского государственного университета. Том 26. № 4. 2016. С. 585.

12 Титов предложил прописать механизм аккредитивов в законе о госзакупках / Тамила Аскерова // Парламентская газета. 13.07.2020 17:10. Режим доступа: URL: https://www.pnp.ru/politics/mekhanizm-akkreditivov-predlozhili-propisat-v-zakone-o-goszakupkakh.html

ленным драйвером в достижении приоритетов, обусловленных рядом проблем, продуцируемых излишней его бюрократизацией и сложным институциональным функционированием»13. Таким образом, наиболее предпочтительным, по нашему мнению, является имплементация цифровых эск-роу-счетов в систему государственного заказа.

В частности, введение эскроу счетов в системе государственных и муниципальных закупок возможно в следующих случаях:

1) при оплате исполненного контракта;

2) при внесении обеспечения исполнения контракта.

В 1-ом случае, реализация может быть затруднена, потому что это предполагает хранение государственных финансов (денежных средств) на счетах банка14. С функциями государственного банка хранения средств успешно справляется казначейство, и неплохо на этом зарабатывает, размещая их на депозиты, в РЕПО, свопы и т д15. Остается открытым вопрос экономической безопасности хранения государственных и муниципальных средств, выделенных в соответствии с законом о бюджете в частных банках и в виде механизма аккредитива.

Однако, можно предложить использовать цифровых эскроу-счетов во втором случае - при обеспечении исполнения контракта, обеспечении гарантийных обязательств). Формально, это когда денежные средства частного сектора передаются на хранение на расчетные счета заказчиков, и возвращаются по итогам успешного исполнения контракта. Применение цифровых технологий на этом этапе позволит осуществлять автоматический возврат средств после наступления события - публикации в системе документов о приемке16.

По данным Минфина, в 2019 году в целях обеспечительных мер в рамках госзакупок было выдано 868 тыс. банковских гарантий на общую сумму более 1,3 трлн рублей. При этом 96% таких гарантий (на 1,2 трлн рублей) в качестве обеспечения исполнения госконтрактов17. Технологически, это нововведение можно связать с применением электронных актов приемки, которые реализуются частично с 1 июля 2020 г. (по лекарствам и строительству), и полностью с 1 января 2022 г. (по всем группам товаров, работ, услуг).

Архитектура взаимодействий будет выглядеть следующим образом:

13 Паулов П.А., Тихонова К.А. Цифровые технологии, применяемые в контрактной системе при осуществлении государственных закупок // Modern Science. 2020. № 4-4. С. 143.

14 Бизнес ищет пути упростить расчеты по госзаказу. Введение эскроу-счетов для госзакупок поддержал Сбербанк / 21 октября 2019 / Экономика // Ведомости. Режим доступа: URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/20/814170-biznes-ischet

15 В бюджетной системе России накоплены гигантские свободные средства / 14:10, 25 августа 2019 г. // TAdviser. Режим доступа: URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/215232857

16 Родионова О.М. Правовое регулирование цифровых публичных закупок: опыт и проблемы // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н. Н. Ковалевой. 2019. С. 146.

17 Минфин предлагает сделать исполнение банковских гарантий по госзакупкам автоматическим // Режим доступа: URL: https://prozakupki.interfax.ru/articles/1828

- участник вносит обеспечение в банк, на спецэксроусчет;

- в момент окончания исполнения контракта (либо его частичного исполнения), заказчик принимает акт приемки от поставщика, а банк, получая эту информацию из ЕИСа об исполнении, автоматически возвращает сумму обеспечения (частичного обеспечения в размере пропорционально исполненного контракта).

Преимущества введения данного механизма:

- позволяет снять "административный барьер" - часто заказчики специально задерживают возврат обеспечения (при неугодном поставщике);

- позволяет "разгрузить" заказчиков (бухгалтерию и закупки), вводя автоматизированный сервис;

- повышает прозрачность и транпарентность (поставщики готовы с учетом безопасности вносить обеспечение;

- снимает риски недобросовестного поведения (когда заказчик может заключить контракт без внесенного обеспечения, либо поставщик прикладывает "нарисованную" платежку о том, что перечислил);

- гарантирует невозврат средств, в случае наличия претензий у заказчика к поставщику по поводу исполнения контракта.

Безусловно, имплементация данного механизма в деятельность контрактной системы потребует внесения изменений в основополагающие нормативно-правовые акты (Бюджетный кодекс, 44-ФЗ), в ряд подзаконных нормативно-правовых актов (Постановления Правительства РФ об обеспечении исполнения контракта с учетом введения спецэскроусчетов) и проч.

Имплементация достижений Индустрии 4.0 способствует цифровизации закупок, которое в конечном счете направлено на обеспечение повышение эффективности деятельности контрактной системы18. Таким образом, цифровая трансформация общественного сектора, предопределяет предоставление цифровых услуг. Смена парадигмы этих взаимодействий заключается в упрощении участия поставщиков, подрядчиков, исполнителей в осуществлении закупок, что предопределяет снижение трансакционных издержек. Направленное на повышение доверия к системе государственных и корпоративных закупок, а также снижение оппортунистического поведения заказчиков, внедрение новых информационных технологий компенсирует негативные явления, позволяет ликвидировать возможность применения административных рычагов, способствуя снижению коррупции.

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Белокрылов К. А. Стратегия развития кадрового потенциала системы публичного управления (на примере государственных и муниципальных закупок) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2012. - № 2. с. 52-58.

18 Белокрылова О.С., Белокрылов К.А. Стратегия развития кадрового потенциала системы публичного управления (на примере государственных и муниципальных закупок) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2012. - № 2. с. 52

2. Бижоев Б.М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Journal of Economic Regulation. 2018. Т. 9. № 1. С. 110-122.

3. Бижоев Б.М., Обаляева Ю.И. Управление государственными и муниципальными закупками в контексте реализации национальных проектов: экономико-правовой анализ // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10. № 4. С. 13.

4. Бодрунов С.Д. Ноономика. Будущее: четвертая технологическая революция обусловливает необходимость глубоких изменений в экономической и социальной жизни // Экономическое возрождение России, №2 (56), 2018. C. 5-13

5. Вольчик В.В., Нечаев А. Д. Трансакционный анализ сферы государственных закупок: Монография. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век», 2015. 144 с.

6. Дорошенко Т.Г., Суханова И.А. К вопросу совершенствования механизма осуществления контроля закупок // Известия Байкальского государственного университета. Том 26. № 4. 2016. С. 583-590.

7. Малыхина Е.А. Применение цифровых технологий при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: финансово-правовой аспект // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития. Сборник научных трудов. Саратов, 2019. С. 216-219.

8. Паулов П.А., Тихонова К.А. Цифровые технологии, применяемые в контрактной системе при осуществлении государственных закупок // Modern Science. 2020. № 4-4. С. 141-144.

9. Родионова О.М. Правовое регулирование цифровых публичных закупок: опыт и проблемы // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н. Н. Ковалевой. 2019. С. 145-148.

Betal M. Bizhoev, Head of Training and Development Department ETP Gazprombank LLC, (e-mail: bizhoevbetal@mail.ru)

DIGITAL MECHANISMS OF CONTRACT ENFORCEMENT IN THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM OF GOODS AND SERVICES.

Abstract. The article reveals the features of the implementation of the achievements of Industry 4.0, contributing to the digitalization of procurement. The block of contracts is used as the scope of digital transformation. It is noted that the change in the paradigm of these interactions is to simplify the participation of suppliers, contractors, performers in procurement, which predetermines the reduction of transaction costs. The mechanism of technical implementation of the implementation of digital interim measures in the system of public procurement of goods and services is described. Aimed at increasing confidence in the system of public and corporate procurement, as well as reducing the opportunistic behavior of customers, the introduction of new information technologies compensates for negative phenomena, eliminates the possibility of using administrative levers, contributing to the reduction of corruption.

Key words: digitalization, procurement, contract system, transaction costs, enforcement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.