Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1602
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УСПЕШНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ / DIGITAL COMPETENCIES / SUCCESSFUL PEDAGOGICAL ACTIVITY / MODERN EDUCATIONAL SPACE / ICT COMPETENCIES / SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Духовникова И. Ю., Король А. М.

Статья посвящена описанию цифровых компетенций педагогических работников, необходимых для работы в современном образовательном пространстве. Авторы приводят известные структуры цифровых компетенций, анализирует их и выделяет свой набор ключевых компетенций, способствующих повышению успешной педагогической деятельности. В завершении работы авторы делают вывод о том, что владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Духовникова И. Ю., Король А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER AS BASIS FOR SUCCESSFUL TEACHING PERFORMANCE

The current study describes the digital competencies of teaching staff necessary for working in modern education. The authors present the well-known structures of digital competencies, analyze them and identify their own set of key competencies that contribute to the improvement of a successful pedagogical performance. The study concludes that the possession of digital competencies increases the competitiveness of teachers in the educational environment, which contributes to the success of teaching activity.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2021.103.2.083

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья

Духовникова И.Ю.1, Король А.М.2' *

1 ORCID: 0000-0002-9746-2986;

2 ORCID: 0000-0003-3002-7717;

1 2 Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия

* Корреспондирующий автор (012037[at]pnu.edu.ru)

Аннотация

Статья посвящена описанию цифровых компетенций педагогических работников, необходимых для работы в современном образовательном пространстве. Авторы приводят известные структуры цифровых компетенций, анализирует их и выделяет свой набор ключевых компетенций, способствующих повышению успешной педагогической деятельности. В завершении работы авторы делают вывод о том, что владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.

Ключевые слова: цифровые компетенции, успешная педагогическая деятельность, современное образовательное пространство, ИКТ-компетенции, школьный учитель.

DIGITAL COMPETENCIES OF A MODERN TEACHER AS BASIS FOR SUCCESSFUL

TEACHING PERFORMANCE

Research article

Dukhovnikova LYu.1, Korol A.M.2' *

1 ORCID: 0000-0002-9746-2986;

2 ORCID: 0000-0003-3002-7717;

1 2 Pacific National University, Khabarovsk, Russia

* Corresponding author (012037[at]pnu.edu.ru)

Abstract

The current study describes the digital competencies of teaching staff necessary for working in modern education. The authors present the well-known structures of digital competencies, analyze them and identify their own set of key competencies that contribute to the improvement of a successful pedagogical performance. The study concludes that the possession of digital competencies increases the competitiveness of teachers in the educational environment, which contributes to the success of teaching activity.

Keywords: digital competencies, successful pedagogical activity, modern educational space, ICT competencies, school teacher.

В современном образовательном пространстве большую роль играет успешность преподавательской деятельности учителя, необходимая для достижения эффективности и продуктивности выполняемой работы при наличии у учителя соответствующих знаний, умений и навыков. Как отмечают Е.А. Леванова и Т.В. Пушкарева, сложность современной социально-политической деятельности привела к переоценке устоявшихся ценностей и принципиально новому подходу к профессиональной подготовке педагогов [2, C. 148].

Коллектив исследователей Белорусского государственного университета отмечает, что успешная педагогическая деятельность зависит от внешних и внутренних обстоятельств, к числу которых относится умение использовать мультимедийное сопровождение на уроках и другие средства для организации и проведения занятий [3].

Успешную преподавательскую деятельность педагога рассматривал в своих трудах В.И. Андреев, который оценивал конкурентные преимущества специалистов в области образования, выделяя главными критериями конкурентоспособности на рынке педагогического труда профессиональную компетентность и уровень полученных знаний [1].

Профессиональная компетентность характеризуется единством теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и подразумевает под собой владение обобщенными характеристиками педагога, касающимися его профессиональной деятельности и не зависящими от личных качеств - компетенциями [4, C. 17]. Одной из основных компетенций в современном образовательном поле является обладание цифровыми технологиями.

Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования и развития информационно-коммуникационных умений современного учителя в образовательной среде. Теме цифровых компетенций педагогов посвящены исследования А.А. Васильевой, Н.В. Гуреминой и Т.Д. Лавриненко, В.П. Игнатьева, Н.П. Табачук [6] и др. ученых. В работах современных исследователей отмечается, что электронное обучение как новая педагогическая среда требует от учителей новых навыков - цифровых компетенций.

Научной новизной данной работы является определение ключевых цифровых компетенций современных учителей, способствующих успешной педагогической деятельности. Целью работы является обобщение известных подходов к структуре цифровых компетенций и составление списка ключевых ИКТ-компетенций, влияющих на успешность педагогической деятельности.

Обратимся к структуре цифровых компетенций педагогов, рекомендованных ЮНЕСКО. Перечень компетенций состоит из трех модулей:

1. Применение ИКТ - подготовка обучающихся к использованию цифровых технологий для социального развития.

2. Освоение знаний - формирование у обучающихся способностей к социальному и экономическому развитию своей страны с использованием цифровых технологий.

3. Производство знаний - воспитание у обучающихся способностей к воспроизведению полученных знаний и участию в инновационных процессах.

Каждый из этих модулей включает в себя шесть аспектов работы: понимание роли цифровых компетенций в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие [5].

Отметим, что классификация цифровых компетенций педагогов способствует развитию ИКТ-компетенций у обучающихся в процессе получения новых знаний, но не описывает средства, методы и способы успешной педагогической деятельности педагогических работников.

М.С. Цветкова и В.М. Кирюхин отмечают, что цифровые компетенции учителей основаны на общей цифровой грамотности и включают в себя общие компетенции цифровой педагогики:

1. Умение использовать электронное обучение в педагогической практике.

2. Использование обучающих платформ для мобильного обучения.

3. Использование электронных книг и открытых образовательных платформ для подготовки к урокам.

4. Умение работать с цифровыми материалами и учебной платформой.

5. Использование онлайн-курсов для повышения квалификации по своему предмету [8].

Исследователи делают акцент на компетенциях общей цифровой педагогики, не концентрируя внимание на учителе как субъекте образовательной деятельности.

Исследователи Н.П. Ячина и О.Г.Г. Фернандез выделяют три главных цифровых компетенции, необходимые для преподавательской деятельности:

1. Преподаватель должен обладать способностью к ориентации в инструментальных средствах по созданию и применению образовательных ресурсов.

2. Преподаватель должен уметь различать основные цифровые образовательные ресурсы и уметь применять их на уроках в школе.

3. Умение проектировать учебное занятие с использованием цифровых образовательных технологий [7, С 136].

Классификация Н.П. Ячиной и О.Г.Г. Фернандез посвящена преподавателю как субъекту образовательной

деятельности. В ней отражена подготовка к занятиям на открытых образовательных ресурсах и работа с обучающимися, однако, здесь не отмечены платформы, направленные на повышение квалификации педагогических работников.

Нам удалось проанализировать известные современные структуры цифровых компетенций школьного учителя. Отметим, что в профессиональной деятельности учителям необходимо использовать в работе следующие концепции цифровой педагогики:

1) открытые образовательные ресурсы,

2) массовые открытые онлайн-курсы,

3) электронные учебники,

4) образовательные платформы,

5) электронные библиотеки,

6) облачные образовательные системы и Интернет-сервисы,

7) цифровую видеосвязь,

8) глобальные СМИ,

9) автоматизированные системы управления образовательной организацией,

10) электронные портфолио и личные электронные кабинеты обучающихся.

В соответствии с указанными компетенциями, мы выделили три ключевые цифровые компетенции, влияющие на успешность педагогической деятельности:

1. Использование ИКТ-платформ.

2. Умение работать в открытом образовательном пространстве (ведение электронных дневников, группы класса в социальных сетях, проведение уроков с использованием дистанционных образовательных технологий и ИКТ-платформ).

3. Использование цифровых материалов в рамках подготовки к учебным занятиям (работа с библиотеками электронных книг: ЛитРес, НЭБ, ЭБС «БиблиоРоссика», E-library, и др.).

Умелое использование цифровых компетенций позволяет педагогам использовать в своей профессиональной деятельности системные решения в цифровой среде: сборники учебных материалов, образовательные средства коммуникации, средства управления учебным процессом, творческие портфолио обучающихся и умелое ведение электронных дневников.

Использование цифровых компетенций также повышает конкурентоспособность учителя в профессиональной среде и ориентируется на формирование у обучающихся ценности образования и общей медиаграмотности при работе с информацией в Интернете и глобальными СМИ.

Стоит отметить, что возможности цифровой школы направлены на трансформацию образовательной системы в глобальную цифровую цивилизацию. Получается, что владение цифровыми компетенциями являются основой успешной педагогической деятельности, направленной на повышение квалификации и конкурентоспособности педагогических работников.

Как отмечают М.С. Цветкова и В.М. Кирюхин, в системе образования России идет глобализация цифровой школы, в рамках которой создается единая федеральная облачная система учета всех обучающихся [7]. Следует добавить, что учителя средних общеобразовательных школ должны владеть соответствующими знаниями, умениями и навыками для работы с этой платформой.

Данный вывод подтверждается работами Н.П. Табачук по изучению профессионального стандарта педагога в аспекте развития его информационной компетенции [6].

Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к структуре цифровых компетенций в работе учителей. Мы отметили ключевые компетенции, влияющие на обучение школьников компьютерной грамотности, подготовку и ведение уроков с использованием мультимедийных средств, а также электронных библиотечных систем. Кроме этого, владение цифровыми компетенциями оказывают влияние на способы и средства повышения квалификации учителей.

В соответствии с этим, можно сделать вывод о том, владение цифровыми компетенциями повышает конкурентоспособность учителей в образовательном пространстве, что способствует повышению успешности преподавательской деятельности.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 468 с.

2. Леванова Е.А. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста / Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева // Вестник Воронежского технического университета. - 2014. - Т.10. - №3-2. - С. 148-150.

3. Нижнева Н.Н. Условия и факторы педагогической деятельности / Н.Н. Нижнева, Н.Л. Нижнева-Ксенофонтова, В.А. Ксенофонтов. - [Электронный ресурс]. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/38545744.pdf. - (дата обращения: 13.01.2021).

4. Сластёнин В.А. Субъектно-деятельностное содержание профессионально-личностного развития учителя / В.А. Сластёнин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 17-23.

5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - [Электронный ресурс]. - 115 с. - URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. (дата обращения: 13.01.2021).

6. Табачук Н.П. Информационная компетенция личности студента как социокультурный феномен цифрового общества: монография / Н.П.Табачук. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. - 180 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://lib.pnu.edu.ru/downloads/TextExt/uchposob/Tabachuk_NP 11.pdf?id=992190 (дата обращения: 13.01.2021).

7. Ячина Н.П. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве / Н.П. Ячина, О.Г.Г. Фернандез // Вестник ВГУ. - 2018. - № 6. - С. 134-138.

8. Tsvetkova M.S. Advanced digital competence of the teacher / M.S. Tsvetkova, V.M. Kiryukhin // Education in the 21st Century. - 02.05.2019. - [Electronic resource]. - URL: https://www.intechopen.com/books/teacher-education-in-the-21st-century/advanced-digital-competence-of-the-teacher. (accessed: 13.01.2021).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Andreev V. I. Konkurentologija. Uchebnyjj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija konkurentosposobnosti [Konkurentologiya. A Training Course for Creative Self-Development of Competitiveness]/ V. I. Andreev - Kazan: Centr innovacionnykh tekhnologijj, 2013, 468 p. [in Russian]

2. Levanova E. A. Professional'naja gotovnost' k prakticheskojj dejatel'nosti pedagoga kak zalog konkurentosposobnosti specialista [Professional Readiness for Practical Work of a Teacher as a Guarantee of the Competitiveness of a Specialist]/ E. A. Levanova, T. V. Pushkareva // Vestnik Voronezhskogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Voronezh Technical University]. - 2014. - Vol. 10. - No. 3-2, pp. 148-150 [in Russian]

3. Nizhneva N. N., Nizhneva-Ksenofontova N. L., Ksenofontov V. A. Uslovija i faktory pedagogicheskojj dejatel'nosti [Conditions and Factors of Pedagogical Activity] [Electronic resource]/ N. N. Nizhneva, N. L. Nizhneva-Ksenofontova, V. A. Ksenofontov. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/38545744.pdf (accessed: 13.01.2021) [in Russian]

4. Slastenin V. A. Sub"ektno-dejatel'nostnoe soderzhanie professional'no-lichnostnogo razvitija uchitelja [Subject-Activity Content of Professional and Personal Development of a Teacher]/ V. A. Slastenin // Sibirskijj pedagogicheskijj zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2006, No. 2, pp. 17-23 [in Russian]

5. Struktura IKT-kompetentnosti uchitelejj. Rekomendacii JuNESKO. - Ehlektronnyjj resurs [The Structure of Ict Competence of Teachers. Unesco Recommendations] [Electronic Resource] - 115 p. - URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. (accessed: 13.01.2021) [in Russian]

6. Tabachuk N. P. Informacionnaja kompetencija lichnosti studenta kak sociokul'turnyjj fenomen cifrovogo obshhestva: monografija [Information Competence of the Student's Personality as a Socio-Cultural Phenomenon of Digital Society: A Monograph] / N. P. Tabachuk. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University, 2019. - 180 p. - URL: http://lib.pnu.edu.ru/downloads/TextExt/uchposob/Tabachuk_NP11.pdf?id=992190 ( accessed: 13.01.2021) [in Russian]

7. Yachina N. P. Razvitie cifrovojj kompetentnosti budushhego pedagoga v obrazovatel'nom prostranstve [Development of Digital Competence of the Future Teacher in the Educational Space] / N. P. Yachina, O. G. G. Fernandez // Scientific Journal Proceedings of Voronezh State University. - 2018. - No. 6, pp. 134-138 [in Russian]

8. Tsvetkova M.S. [Advanced digital competence of the teacher] [Electronic resource]/ M. S. Tsvetskova, V. M. Kiryukhin// [Education in the 21st Century] .- 02.05.2019 - URL: https://www.intechopen.com/books/teacher-education-in-the-21st-century/advanced-digital-competence-of-the-teacher. (accessed: 13.01.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.