СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 316.77 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-1-120-129
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Е.В. Бродовская, А.В. Синяков, М.А. Давыдова
Представлены результаты исследования межпоколенческих различий в освоении цифровых компетенций, необходимых для образовательной, профессиональной, проектной и других типов деятельности. Методика исследования построена на массовом опросе, реализованном в 2020 году в Ставропольском крае, датасет составил 13 тыс. респондентов. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, типу населенного пункта. В ходе исследования были выявлены межпоколенческие совпадения и разрывы в сфере цифровых компетенций. Школьники, родители, учителя демонстрируют высокий уровень компетенций в сфере онлайн коммуникаций, а также формируют запрос на развитие компетенций в обеспечении цифровой безопасности. Межпоколенческие компетентностные разрывы выражены в существенных различиях компетенций школьников и взрослых в использовании Интернета для самообразования, поиска информации, рекреации в онлайн-среде.
Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровые поколенческие разрывы, цифровое гражданство, цифровые коммуникации, массовый опрос, Ставропольский край.
Исследование выполнено в рамках научного проекта РФФИ 20-010-00998
Постановка проблемы
Национальная интернет-аудитория РФ является одной из самых крупных и быстрорастущих среди стран, для которых массовый доступ к цифровой среде стал возможен в начале 2000-х гг. Изначально "молодая" интернет-аудитория России постепенно взрослеет, стабилизируется и преодолевает цифровое неравенство, свойственное для представителей различных поколений. Как на практике происходит преодоление межпоко-ленческих разрывов в освоении цифровых компетенций, посвящена настоящая статья.
Выбор Ставропольского края в качестве пространства реализации исследования обусловлен следующими обстоятельствами. Во-первых, изначально была исключена возможность аудита развития цифровых компетенций в столичных регионах или регионах-лидерах. Во-вторых, нацелились именно на один из регионов СКФО РФ в силу особенностей развития данного федерального округа, связанных с его многонациональностью, внешним информационным давлением в социальных медиа, спецификой
развития образовательных систем. В-третьих, на основе оценки рейтингов развития были определены лидерские позиции Ставропольского края среди других субъектов СКФО по реализации задач цифровизации.
Теоретическая основа исследования
Теоретическая основа исследования представлена несколькими группами теорий. Первый блок - теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, которые научно обосновали появление каждые 20-25 лет нового поколения с отличающимися от предшественников ценностями, чертами, отношением к изменениям, взаимоотношениями с цифровыми инструментами [2]. Второй блок представлен теорией цифрового гражданства. Осново-положницей концепции цифрового гражданства стала К. Моссбергер, которая рассматривает цифровое гражданство в трех аспектах: включение в различные формы коммуникации через использование цифровых коммуникаций; взаимосвязь использования Интернета и возможности участия граждан в политических процессах; формирование Интернетом равенства возможностей на рынке труда [3]. Э. Шмидт и Д. Коэн утверждают, что цифровые технологии и коммуникации способствуют трансформации общественных институтов, степени концентрации власти и ее перераспределению от государства общественным организациям [4]. Вопросы академической подготовки в школах и вузах, нацеленные на формирование культурных установок цифрового гражданства, рассматриваются в работах М. Рибб-ла [5], К. Маттсона [6], Д. Олера [7]. Определением «цифровой грамотности» в своих работах занимается П. Гилстер, который определяет данный феномен как умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широком круге источников с помощью компьютеров. Цифровая грамотность представляет сочетание информационной грамотности, коммуникативной и креативной компетентности и медиаграмотности [8].
Методология исследования
Методология исследования представлена следующими подходами:
1. Культурно-деятельностный подход, содержание которого дает возможность рассматривать онлайн-сетевую коммуникацию как одно из условий интериоризации и экстериоризации [9, 10].
2. Неоинституционализм в социологической версии позволяет рассматривать институт с позиции когнитивных фреймов или паттернов знания [11].
3. Информационно-технологический подход к гражданской адаптации онлайн, базирующийся на дифференциации стратегии социализации и онлайн-деятельности [12].
Методика исследования
Методика исследования представлена массовым опросом, реализованным в Ставропольском крае. Датасет составил 13 тыс. респондентов: представители следующих социально-демографических и профессиональных групп: школьники: 7-10 лет (младшие школьники); 11-14 лет (средние школьники); 15-18 лет (старшие школьники); родители; учителя.
Результаты исследования
Результаты опроса позволили выявить специфику использования Интернета разными возрастными группами. Для младших школьников цифровая среда преимущественно представляется пространством для развлечений. Средние школьники используют Интернет в нескольких направлениях: выстраивание коммуникации через различные площадки, игры, кружки и секции. Существенные компетентностные разрывы младших и средних школьников обусловлены спецификой их жизненных и образовательных траекторий, особенностями учебного процесса, а также степенью вовлеченности взрослых в реализацию их цифровой активности. С одной стороны, у средних школьников усложнение образовательной программы, появление новых предметов, с другой, попытки дистанцироваться от помощи и контроля родителей актуализируют необходимость использования Интернета и способствуют развитию ряда цифровых компетенций (рис. 1).
60,0% ■ Серфю по социальным сетям
54.0% 54.6%
Захожу в игровое приложение
Посещаю сайт своей школы
Посещаю сайты кружков/секций, которые посещаю
Общаюсь по 8куре, \WiatsApp и тд с родственниками или друзьями, которые живут далеко
Смотрю на образовательных сайтах и в
электронных библиотеках информацию для
подготовки домашнего задания Смотрю мультфильмы, сериалы, кино
Слушаю музыку
Рис. 1. Результаты опроса школьников 7-10,11-14 лет: особенности досуга в Интернете
Сравнительный анализ использования Интернета не в рамках образовательного процесса старшими школьниками, учителями и родителями показывает, что старшие школьники наиболее активно используют различные возможности цифровой среды. Более 80 % школьников данной группы используют социальные сети, около 70 % загружают и слушают музыку, около 60 % просматривают чаты в мессенджерах, загружают и смотрят видео. Среди учителей наиболее популярной активностью в Интернете является просмотр чатов в мессенджерах - чуть более 50 % респондентов и посещение социальных сетей - 42,7 % опрошенных. Родители также наиболее часто используют цифровую среду для посещения социальных сетей и просмотра мессенджеров - около 60 % респондентов (рис. 2). Различия в структуре использования Интернета, определяющие дифференциацию в цифровых навыках, обосновываются рядом факторов: возраст получения начальных навыков работы с Интернетом; первоначальные причины получения навыков; сфера деятельности. Более скромное по интенсивности и формам использование Интернета в развлекательных целях у взрослых респондентов основывается на их жизненных приоритетах и стратегиях. Навыки, связанные с развлекательными аспектами цифровых коммуникаций, отходят на второй план в связи с социальными ролями и обязательствами, актуализируя, прежде всего, коммуникативные компетенции.
100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
54,0% 42,7%
57,2% 57,0%
28.1%
17,бв 22^8%1 >Щ 7Д%5,6% Щ Щ j
27,8°Я
> _____■ 20,5%
13.2°42,9%
■ ■I .1
15-18
Учителя
Родители
■ Играете в игры Загружаете/слушаете музыку
■ Загружаете/слушаете видео
■ Посещаете социальные сети Просматриваете чаты в мессенджерах Слушаете радио онлайн
■ Просматриваете веб-страницы
Рис. 2. Результаты опроса школьников 15-18, учителей и родителей:
особенности досуга в Интернете
Результаты опроса в контексте оценки использования Интернета для учебы показали следующее: для школьников цифровая среда - это один из важнейших источников информации. Так, младшие, средние и старшие школьники используют цифровое пространство для подготовки домашних заданий, поиска терминов, дополнительных материалов в значительно большей степени, чем учителя. Фактически, современные школьники задают интересующие их вопросы, узнают новое на основе данных, полученных из цифровой среды (рис. 3). Взросление и формирование цифровых компетенций данных групп происходило в условиях активного развития Интернета, его широкого распространения среди большинства социальных групп, что способствовало формированию установок доверия Интернет-среде, а также пониманию возможностей использования онлайн-сферы для решения различных задач.
59,3%
47.4%
39,^0% 37,1^^4 #6%
30,9% 28д0/о
3,8%А9% 1,9%
7-10 11-14
Содержание сложного слова/понятия Примеры выполнения домашнего задания Тексты стихов или других литературных произведений Дополнительные материалы к учебнику
■ Видео к учебному материалу
■ Материалы для подготовки к экзамену
■ Другое
Рис. 3. Результаты опроса школьников 7-10,11-14 лет: характеристика использования Интернета для учебы
Взросление и получение образования в условиях другой действительности, более низкая степень доверия Интернету, недостаток навыков работы с цифровой информацией, но при этом умение работать с альтернативными источниками определяют существенные отличия применения технологий цифровых коммуникаций учительской группой опрошенных.
При этом, как показывают результаты исследования, изменения форматов программ дополнительного образования, появление онлайн-школ, переход на дистанционные форматы работы поспособствовали вовлечению большого числа респондентов в процессы цифрового обучения,
80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
что предопределило развитие навыков работы на различных коммуникационных площадках (например, Zoom, Microsoft Teams и др.) (рис. 4).
Рис. 4. Результаты опроса школьников 15-18 лет, учителей: характеристика использования Интернета для учебы и работы
Несмотря на достаточно высокий уровень имеющихся цифровых компетенций, старшие школьники демонстрируют установку на углубление собственных цифровых навыков. Наиболее популярным и требующим улучшения старшие школьники признают умение эффективно находить информацию и данные для обучения. Подобные результаты непосредственно связаны с жизненными приоритетами и основными задачами, которые стоят перед школьниками в возрасте 15-18 лет, где основная цель -это сдача экзаменов и поступление в среднеспециальные и высшие учебные заведения. Нужно отметить, что чуть более выражена заинтересованность в развитии данного навыка у родительской группы респондентов. Значение данной компетенции актуализируется по нескольким причинам: в огромных массивах информации на первый план выходят навыки работы с большими информационными потоками и учение выделять из них основные содержательные и значимые моменты. Кросстабуляционный анализ показывает, что ранний старт использования цифровой среды также формирует запрос на приобретение навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества, что является сферой приложения усилий и совместной работы учащихся с учителями и родителями.
Запрос на развитие цифровых навыков у учителей, в первую очередь, сфокусирован на специфике профессиональной деятельности и аккумулируется на модернизации образовательного процесса через приобрете-
ние навыков разработки цифровых инструментов и технологий для обучения. Данная задача формулируется, в первую очередь, на управленческом уровне и в последующем актуализируется именно у учительского сообщества. Учителя, интегрированные в использование Интернета, также выражают запрос на освоение таких цифровых компетенций, как умение работать с информацией, что обосновывается сложностью освоения цифрового пространства, поколенческими разрывами, а также профессиональными стратегиями данных групп.
Кросстабуляционный анализ данных позволяет сделать следующий вывод: чем раньше респонденты начинают использовать Интернет, тем больше внимания они уделяют цифровой безопасности и приобретению навыков в этой сфере. Подобные тенденции демонстрируют и родители, и школьники. Интенсивная вовлеченность в интернет-коммуникации обеспечивает больше возможностей для столкновения пользователей с онлайн-рисками и угрозами различного типа, что и определяет интерес к данной группе навыков (табл.).
Результаты кросстабуляционного анализа взаимосвязи возраста начала использования Интернета и желаемых цифровых навыков (в % от общего числа опрошенных)
Варианты от- Учителя Родители Школьники 15-18
ветов До 17- 31- После До 17- 23- После До 8- 11- После
17 30 40 40 17 22 30 30 8 10 12 13
Создание но- 41,7 47 51,9 60,7 48,3 52,1 55,5 58,6 53,8 51,6 56,2 55,5
вых идей, воз-
можностей,
ресурсов
Навыки взаи- 56,7 48,7 39,2 35,7 42,9 38,4 31,3 24,9 57,3 53,7 47,4 44,9
модействия и
сотрудничества в цифро-
вой среде
Навыки разра- 33,3 50,4 56,1 54,3 29,4 22,2 21,4 20,3 37,7 32,9 30,5 26,8
ботки цифро-
вых инстру-
ментов и тех-
нологий для
обучения
Умение обес- 30 41,1 48,1 41,4 25,2 23,5 20,1 17,3 28,6 31,1 21,8 24,9
печивать без-
опасность в
цифровой сре-
де
Цифровая 28,3 24,2 20,8 27,9 33,6 29,8 29,1 28,7 29,6 39,6 37,9 34
культура
Заключение
Подводя итог, можно выделить ряд межпоколенческих совпадений и разрывов в цифровых компетенциях школьников, учителей и родителей в Ставропольском крае.
Все группы респондентов продемонстрировали высокий уровень цифровых компетенций в использовании Интернета для коммуникации через мессенджеры и социальные сети. Данные результаты свидетельствуют об их интегрированности в коммуникационные возможности цифровой среды и о масштабировании данных навыков в условиях усложнения цифровых платформ. Высокий уровень развития коммуникативных цифровых навыков является необходимым условием для реализации задач цифрови-зации экономики и формирования культуры цифровой гражданственности в РФ. В связи с этим позитивный опыт Ставропольского края, может быть востребован другими субъектами СКФО РФ.
Все группы респондентов выражают заинтересованность в развитии цифровых компетенций в области обеспечения цифровой безопасности. Подобные тенденции становятся основой для формирования установок ответственного использования Интернета и безопасной онлайн-среды. Кроме этого, обозначенная ситуация свидетельствует о необходимости разработки и реализации системы программ обучения, повышения квалификации, переобучения в Ставропольском крае.
В ходе реализации исследования были выявлены основные линии межпоколенческих разрывов в цифровых компетенциях исследованных групп респондентов.
Уровень цифровых навыков школьников в сфере образования и получения информации в Интернете значительно выше, чем у родителей и учителей. Вместе с тем пандемия Covid-19 существенным образом повлияла на развитие цифровых навыков и умений учительской и родительской групп респондентов: переход на дистанционные форматы обучения и трудовой деятельности, закрытие традиционных сфер коммуникации, появление дополнительного свободного времени запустили процесс интенсивной интеграции пользователей различных возрастных групп в интернет-среду, что поспособствовало более интенсивному освоению цифровых навыков и умений.
Список литературы
1. Цифровые инфраструктуры традиционных новых российских политических партий: масштаб и функциональность (2020) / Е.В. Бродовская, В.А. Лифанова, В.А.Лукушин [и др.] // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 3. С. 194-203.
2. Strauss, W., Howe, N. The Fourth Turning: An American Prophecy — What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997. 459 p.
3. Mossberger K., Tolbert C.J., McNeal R.S. Digital Citizenship: The Internet, Society, and Participation. Cambridge, MA: MIT Press, 2007. 240 p.
4. Коэн Д., Шмидт Э. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 368 с.
5. Ribble M. Digital Citizenship in Schools: Nine Elements All Students Should Know. Ar.: International Society for Technology in Education, 2015. 222 p.
6. Mattson K. Digital Citizenship in Action: Empowering Students to Engage in Online Communities. Ar.: International Society for Technology in Education, 2017. 134 p.
7. Ohler J. Digital Community, Digital Citizen. T.O.: Corwin, 2010. 256 p.
8. Gilster P. Digital Literacy. N. Y.: Wiley Computer Publishing, 1997. 276 p.
9. Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т. Т. 1-6. М.: Педагогика, 1982-1984.
10. Лотман Ю.М. Избр. статьи. Т. 1. Т.: Александра, 1992. С. 129-132.
11. Кравченко С.А. К итогам VIII конференции Европейской социологической ассоциации: тематические, теоретические и методологические новации // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 3-9.
12. Belshaw D. The Essential Elements of Digital Literacies // Gun-road.com. 2011 [Электронный ресурс]. URL https://gum-road.com/l/digilit (дата обращения: 25.12.2021).
Бродовская Елена Викторовна, д-р. полит. наук., директор, проф., [email protected], Россия, Москва, Центр политических исследований, Департамент политологии, Финансовый университет при Правительстве РФ
Синяков Алексей Викторович, зав. лабораторией, [email protected], Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Давыдова Мария Александровна, лаборант-исследователь, [email protected], Россия, Москва, Центр политических исследований, Департамент политологии, Финансовый университет при Правительстве РФ
DIGITAL COMPETENCIES OF DIFFERENT GENERATIONS: RESULTS OF SOCIOLOGICAL STUDY IN THE STAVROPOL REGION
E.V. Brodovskaya, A.V. Sinyakov, M.A. Davydova
The article presents the results of a study of the level of digital competencies of Russian citizens. The research methodology is based on a mass survey, the dataset was 13 thousand respondents. The study revealed intergenerational overlaps and gaps in the field of digital competencies. Schoolchildren, parents, teachers demonstrate a high level of competence in the field of online communications andform a request for the development of competencies in
ensuring digital security. Intergenerational competence gaps are expressed in significant differences in the competencies of schoolchildren and adults in using the Internet for self-education, searching, and trusting information, and entertainment in an online environment.
Key words: digital competencies, digital generational gaps, digital citizenship, digital communications, mass survey, Stavropol Region.
Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of political sciences, director, professor, [email protected], Russia, Moscow, Center for Political Studies, Department of Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Sinyakov Aleksey Viktorovich, head of the educational laboratory, [email protected], Russia, Moscow, LomonosovMoscow State University,
Davydova Maria Alexandrovna, laboratory assistant-researcher, [email protected], Russia, Moscow, Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation
УДК 316.3 DOI: 10.24412/2071-6141-2022-1-129-140
СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ И ПРОЦЕСС КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
С.В. Рогачев, М.В. Ильичева, А.В. Иванов
Рассматривается степень влияния различных социальных факторов и явлений на процесс формирования социального доверия населения к властным структурам, как на федеральном, так и на региональном уровне. Эмпирически обосновывается взаимосвязь уровня социального доверия и уровня консолидации в обществе. Предлагаются меры управленческого воздействия, направленные на повышение уровня социального доверия в регионах. Методически региональный разрез исследования обеспечивается выделением при анализе регионального массива экспертных интервью из общей совокупности полученных экспертных документов.
Ключевые слова: доверие, рост доверия, снижение доверия, факторы социальной консолидации.
Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 21-011-31709 «Механизмы и технологии социально-экономической и политической деполяризации в российских регионах».
Доверие как социальная категория зародилось на ранних этапах развития человеческого общества, как понимание отдельным индивидом отсутствия опасности для себя от других членов рода, племени, общины и т.