Научная статья на тему 'Цифровые инструменты и каналы современных предвыборных коммуникаций'

Цифровые инструменты и каналы современных предвыборных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Предвыборные коммуникации / политические коммуникации / социальные сети / мессенджеры / цифровые политические коммуникации / гибридная война / экосистемы политических коммуникаций / метавселенные политических коммуникаций / Election communications / political communications / social networks / instant messengers / digital political communications / hybrid warfare / political communications ecosystems / political communications metaverses

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Уртаева Э.Б.

Целью статьи выступает изучение возможностей и потенциальных угроз, связанных с использованием цифровых инструментов и каналов предвыборных коммуникаций. Методы: аналитические методики социальных сетей и институциональный анализ, критический концептуальный анализ научной литературы по исследуемому вопросу. Результаты: показана значимость предвыборных коммуникаций как ключевого предметного поля взаимодействия в политической коммуникативистике. Представлены ключевые цифровые элементы и каналы политических коммуникаций, их влияние на предвыборную агитацию и информирование. Представлены экономические последствия использования цифровых технологий в электоральном процессе. Представлены характеристики экосистем политических коммуникаций и выделены ключевые черты будущего этапа их развития в виде формирования метавселенных электоральных коммуникаций. Выделены позитивные аспекты влияния цифровизации и проблемы, связанные с воздействием на предвыборные коммуникации. Предложены практико-ориентированные рекомендации по снижению угроз цифровизации в электоральных коммуникациях при общественно-полезном использовании цифровых возможностей. Материалы исследования могут быть применены при выборе методологии совершенствования предвыборных коммуникаций, а также при разработке мер по развитию государственной политики в области регулирования цифровизации электоральных коммуникаций в Российской Федерации. Выводы и рекомендации: развивать регулирование использования персональных данных, обеспечивать кибербезопасность, контролировать применение социальных сетей и мессенджеров в политической рекламе и агитации, проводить обучающие программы для избирателей, обеспечивать участие независимых наблюдателей с развитыми цифровыми компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital tools and channels of modern election communications

purpose of the article is to explore the opportunities and potential threats associated with the use of digital tools and channels of election communications. Methods: analytical methods of social networks and institutional analysis, critical conceptual analysis of scientific literature on the issue under study. Results: the importance of pre-election communications as a key subject field of interaction in political communication studies is shown. The key digital elements and channels of political communications, their impact on election campaigning and information are presented. The economic consequences of digitalization of election process are revealed. The characteristics of the ecosystems of political communications are presented and the key features of the future stage of their development in the form of the formation of metaverse electoral communications are highlighted. The positive aspects of the impact of digitalization and the problems associated with the impact on pre-election communications are highlighted. Practice-oriented recommendations are proposed to reduce the threats of digitalization in electoral communications with the socially useful use of digital opportunities. The research materials can be used in choosing a methodology for improving pre-election communications, as well as in developing measures to develop state policy in the field of regulating the digitalization of electoral communications in the Russian Federation. Conclusions and recommendations: to develop regulation of the use of personal data, to ensure cybersecurity, to control the use of social networks and messengers in political advertising and campaigning, to conduct training programs for voters, to ensure the participation of independent observers with developed digital competencies.

Текст научной работы на тему «Цифровые инструменты и каналы современных предвыборных коммуникаций»

Б01 10.46320/2077-7639-2024-3-124-190-200

Цифровые инструменты и каналы современных предвыборных коммуникаций

Уртаева Э.Б.

Целью статьи выступает изучение возможностей и потенциальных угроз, связанных с использованием цифровых инструментов и каналов предвыборных коммуникаций. Методы: аналитические методики социальных сетей и институциональный анализ, критический концептуальный анализ научной литературы по исследуемому вопросу. Результаты: показана значимость предвыборных коммуникаций как ключевого предметного поля взаимодействия в политической коммуникативи-стике. Представлены ключевые цифровые элементы и каналы политических коммуникаций, их влияние на предвыборную агитацию и информирование. Представлены экономические последствия использования цифровых технологий в электоральном процессе. Представлены характеристики экосистем политических коммуникаций и выделены ключевые черты будущего этапа их развития в виде формирования мета-вселенных электоральных коммуникаций. Выделены позитивные аспекты влияния цифровизации и проблемы, связанные с воздействием на предвыборные коммуникации. Предложены практико-ориентированные рекомендации по снижению угроз цифровизации в электоральных коммуникациях при общественно-полезном использовании цифровых возможностей. Материалы исследования могут быть применены при выборе методологии совершенствования предвыборных коммуникаций, а также при разработке мер по развитию государственной политики в области регулирования цифровизации электоральных коммуникаций в Российской Федерации. Выводы и рекомендации: развивать регулирование использования персональных данных, обеспечивать кибербезопасность, контролировать применение социальных сетей и мессенджеров в политической рекламе и агитации, проводить обучающие программы для избирателей, обеспечивать участие независимых наблюдателей с развитыми цифровыми компетенциями.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Уртаева Э.Б. Цифровые инструменты и каналы современных предвыборных коммуникаций // Дискуссия. - 2024. -Вып. 124. - С. 190-200.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Предвыборные коммуникации, политические коммуникации, социальные сети, мессенджеры, цифровые политические коммуникации, гибридная война, экосистемы политических коммуникаций, метавселенные политических коммуникаций.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-3-124-190-200

Digital tools and channels of modern election communications

Urtaeva E.B.

The purpose of the article is to explore the opportunities and potential threats associated with the use of digital tools and channels of election communications. Methods: analytical methods of social networks and institutional analysis, critical conceptual analysis of scientific literature on the issue under study. Results: the importance of pre-election communications as a key subject field of interaction in political communication studies is shown. The key digital elements and channels of political communications, their impact on election campaigning and information are presented. The economic consequences of digitalization of election process are revealed. The characteristics of the ecosystems of political communications are presented and the key features of the future stage of their development in the form of the formation of metaverse electoral communications are highlighted. The positive aspects of the impact of digitalization and the problems associated with the impact on pre-election communications are highlighted. Practice-oriented recommendations are proposed to reduce the threats of digitalization in electoral communications with the socially useful use of digital opportunities. The research materials can be used in choosing a methodology for improving pre-election communications, as well as in developing measures to develop state policy in the field of regulating the digitalization of electoral communications in the Russian Federation. Conclusions and recommendations: to develop regulation of the use of personal data, to ensure cybersecurity, to control the use of social networks and messengers in political advertising and campaigning, to conduct training programs for voters, to ensure the participation of independent observers with developed digital competencies.

FOR CITATION APA

Urtaeva E.B. Digital tools and channels of modern election communications. Diskussiya [Discussion], 124, 190-200.

KEYWORDS

Election communications, political communications, social networks, instant messengers, digital political communications, hybrid warfare, political communications ecosystems, political communications metaverses.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена приоритетной значимостью эффективных коммуникаций в электоральном процессе. Содержательно направленные на обеспечение свободного выбора в условиях максимально

широкой информированности, предвыборные (электоральные) коммуникации характеризуются высокой социальной чувствительностью. Это, помимо прочего, определяет повышенное внимание исследователей к вопросам их организации и проблем.

На сегодняшний день в сферу предвыборных коммуникаций проникает множество цифровых инструментов, включая сетевое общение, интерактивное цифровое взаимодействие, использование искусственного интеллекта (ИИ), аналитики «больших данных» и многие другие технологии. Значительная часть предвыборных коммуникаций осуществляется по цифровым каналам связи, включая широкополосный и мобильный интернет. Применение цифровых инструментов и каналов при грамотном подходе способно расширить спектр возможности качественной организации предвыборных политических коммуникаций и вывести их на новые уровни развития. Однако многочисленные риски цифровизации в сочетании с приоритетной общественной значимостью надлежащей организации предвыборного процесса в строгом соответствии с требованиями закона и при неукоснительном соблюдении конституционных прав, порождают вопросы о направлениях и пределах применимости цифровых коммуникаций в рамках электорального цикла.

С 15 по 17 марта 2024 года в Российской Федерации проводятся выборы президента страны. В условиях радикального обострения военно-политического противоборства Российской Федерации и так называемого «коллективного Запада», цифровая среда, включая Интернет, социальные сети, использование цифровых инструментов социального инжиниринга и цифровых алгоритмов усиления психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание мультиплицируются риски внешнего незаконного вмешательства, которое вместе с угрозами общественной стабильности формирует общее недоверие к цифровым коммуникациям.

С учетом исключительной важности инструментов и методов цифровизации электоральных коммуникаций для развития политических активностей, важно оказать комплексное научное содействие по преодолению проблем и противоречий в предметной области и обеспечить теоретико-методологическую и практико-ориен-тированную поддержку безопасного внедрения цифровых технологий.

Цель исследования заключается в проведении комплексного анализа специфики, в том числе возможностей и угроз, применения цифровых инструментов и каналов в обеспечении современных электоральных коммуникаций.

ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Цифровизация, безусловно, существенно затрагивает различные аспекты социальной де-

ятельности, включая политические коммуникации, в том числе предвыборные. Руководствуясь определениями, представленными в работах ряда авторов, в том числе М. С. Васильева и Я. Р. Игнатовского [4, с. 15-26], С. В. Володенкова и С. Н. Федорченко [6, с. 175-195], С. Л. Катанандова и А. А. Ковалева [ 8, с. 4-9], под цифровизацией в самом общем смысле надлежит подразумевать процесс перехода от использования аналоговых технологий к использованию цифровых технологий в различных сферах жизни, включая производство, образование, здравоохранение, государственное управление и т.д. Цифровизация предполагает автоматизацию и оптимизацию бизнес-процессов, использование цифровых инструментов и платформ для сбора, хранения,обработки и анализа данных, а также создание новых цифровых продуктов и услуг.

Как и в политических коммуникациях по различным направлениям, в комплекс предвыборных коммуникаций все глубже проникают цифровые инструменты и методы, которые в своей совокупности образуют феномен драйверов новой индустриальной революции и новейшего технологического перехода.

В предметной сфере научных исследований системообразующим выступает понятие цифровых политических коммуникаций [5, с. 40-55], [15, р. 9-24]: это процесс передачи информации и взаимодействия между политическими акторами и их аудиторией, осуществляемый с использованием цифровых технологий и платформ. Они включают в себя различные формы коммуникации, такие как социальные сети, электронная почта, мобильные приложения, веб-сайты и другие цифровые каналы связи.

Отличительной чертой цифровых политических коммуникаций выступает их организация и осуществление в цифровом пространстве, прежде всего, по одному из двух аспектов (в том числе одновременно):

1) с применением цифровых инструментов, методов и средств политической коммуникации. Под цифровыми инструментами политических коммуникаций надлежит понимать программные и аппаратные средства, которые используются для создания,обработки, хранения и передачи информации в цифровой форме. Они могут включать в себя такие инструменты, как общение через мессенджеры, информирование через социальные сети, онлайн-опросы, аналитические инструменты и т. д. Цифровые инструменты позволяют политическим акторам эффективно взаимодей-

ствовать с аудиторией, анализировать данные и принимать решения на основе полученной информации;

2) с применением цифровых каналов политических коммуникаций. Под таковыми следует понимать платформы и сервисы, которые используются для распространения информации и коммуникации между политическими акторами и их аудиторией. Речь идет о таких каналах, как мобильные приложения и каналы социальной коммуникации, блоги, веб-сайты и т. д. Цифровые каналы позволяют политическим акторам достигать широкой аудитории и взаимодействовать с ней в режиме реального времени.

Таким образом, цифровые инструменты и цифровые каналы являются взаимосвязанными и важными компонентами цифровых политических коммуникаций, но имеют разные функции и задачи.

Исследователи по-разному подходят к пониманию необходимости и целесообразности цифровизации политических коммуникаций. Значительное число авторов, включая, например [3, с. з-4], [13, с. 2545] полагает, что цифровой прогресс неизбежно влияет на все сферы общественной жизни, и политическое общение не является в этом смысле исключением. В соответствии с данным подходом, несмотря на определенные риски и угрозы, цифровые коммуникации должны активно внедряться в политическую жизнь. С одной стороны, это позволит обеспечить соответствие политических коммуникаций современным требованиям к технологиям и организовывать их, в том числе, в той конкретной среде, где привыкли сегодня общаться целевые группы представителей электората. С другой стороны, как сами цифровые технологии, так и продвинутые знания по поводу связанных с ними рисков, позволяют выстраивать инструменты и меры защиты общества, в том числе политической сферы, от цифровых угроз и вызовов, включая скрытые манипуляции и цифровую подмену информации, угрозу потери персональных данных и иных чувствительных сведений.

К представленному подходу примыкает еще один, связанный с учетом фактора цифрового разрыва в политическом общении [2, с. 125]. Сторонники данного подхода полагают, что ключевые угрозы политической деятельности исходят не от цифровизации коммуникаций, а от промедления во введении соответствующих инструментов и технологий в практический обиход. Бездействие приводит к недостаточной сформи-

рованности цифровых компетенций соответствующих акторов, к незнанию рисков цифровизации (и, соответственно, несвоевременному принятию мер противодействия, в том числе разработке перспективного государственного регулирования), а также к потере контакта с частью аудитории, которая устойчиво коммуницирует именно в цифровом пространстве, фактически игнорируя аналоговое. Цифровое отставание также может привести к тому, что политические конкуренты окажутся в более выгодном положении как в части управления, так и в сфере каналов коммуникаций. При этом в данной части неравенства политических сил отсутствуют объективные возможности вмешательства государства. А попытки сократить цифровой разрыв в будущем могут быть обречены на неудачу, поскольку возникает специфический цикл: в то время, как одни акторы спешно устраняют пробелы в цифровизации, другие еще больше увеличивают отрыв, пользуясь наиболее актуальными нововведениями, генерируемыми цифровой экономикой практически непрерывно.

В то же время ряд исследователей, включая, например [4, с. 15-26], [6, с. 185-193], [11, с. 88-101] предлагают максимально внимательно относиться к цифровой фасилитации политических коммуникаций, фокусируясь преимущественно на угрозах и вызовах. Перечень цифровых и прочих рисков, выделяемых авторами данной и предыдущих групп, в целом, идентичен, равно как и оценка направленности и, в некоторой части, глубины потенциального деструктивного влияния. Основное отличие в концептуальном подходе в данном случае состоит в том, что сторонники максимально осторожных, выверенных действий по цифровизации политических коммуникаций уверены в разрушительных силах рисков, по причине которых цифровизация политической сферы должна быть избирательной, и при наличии альтернативного выбора решений в области цифровых политических коммуникаций, выход в данную сферу целесообразно отложить. Представители рассматриваемого подхода полагают, что баланс в политической конкуренции должно внести государственное регулирование, которое призвано носить преимущественно запретительный характер, устанавливать суровые меры ответственности за цифровые манипуляции и иные неправомерные действия, в особенности в электоральном процессе [22, с. 98-99].

Как представляется, различные подходы исследователей к восприятию значимости и перспектив цифровых политических коммуникаций,

в том числе каналов и инструментов предвыборной агитации, оправданы как с позиций чувствительности сферы политического общения, так и ввиду новизны цифровизации, которая предполагает все еще недостаточную осведомленность общества и государства по поводу полного спектра рисков и возможностей их предупреждения (минимизации, контроля и т. п.). Однако, безусловно, в условиях стремительного характера и фактической необратимости цифровых преобразований в других сферах жизнедеятельности, политические, в том числе, предвыборные, коммуникации не должны быть изолированными от прогресса. Важно всесторонне изучать возможности и угрозы применения цифровых инструментов и каналов предвыборного общения, чтобы грамотно пользоваться ключевыми преимуществами и всесторонне предотвращать негативное воздействие на общество и государство.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование опирается на положения современной доктрины политической коммуни-кативистики и учитывает ключевые постулаты парадигм цифровизации, метавселенных цифровой коммуникации, новой цифровой революции, сетевого сознания и общества. Исследование построено на применении методов обзора публикаций в СМИ, аналитических методик социальных сетей и институционального анализа (при исследовании конкретных форм и практик взаимодействия участников предвыборной коммуникации), а также критического концептуального анализа научной литературы по исследуемому вопросу.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Чтобы лучшим образом уяснить специфику влияния цифровых трансформаций на предвыборные (электоральные) коммуникации, представляется целесообразным уточнить значимость таких коммуникаций в комплексе политического взаимодействия, а также причин, по которым представляется исключительно важным обеспечивать качественную организацию электоральных коммуникаций.

Систематизируя положения, представленные в релевантных научных источниках [ 7, с. 7-16], [10, с. 5-22], [14, с. 341], под предвыборными коммуникациями следует понимать совокупность процессов и механизмов интеракции, происходящих в рамках электорального цикла в виде обмена информацией и взаимодействия между политическими акторами и избирателями в период предвыборной кампании, направленных на формирование образа кандидата или партии,

определение ключевых тем и проблем, выработку позиции по важным вопросам и привлечение поддержки избирателей.

В число основных задач предвыборных коммуникаций входят [4, с. 157-142], [9, с. 6-20], [12, с. 10-55]:

— формирование образа кандидата или партии в глазах избирателей, выделение на фоне конкурентов, обеспечение долгосрочной и устойчивой запоминаемости;

— конструирование информационной повестки, формирование ее тональности в электоральном процессе, позволяющим выделить преимущества определенной политической силы или представлять недостатки как незначительные, замалчивать их, либо, напротив, акцентировать внимание на слабостях политических конкурентов;

— информирование по поводу избирательных программ и их преимуществ, распространение сведений, позволяющих отличать их от конкурирующих платформ и программ;

— привлечение избирателей на сторону кандидатов и установление с ними доверительных отношений, а также расширение электоральной базы с прицелом на последующие выборы;

— увеличение посещаемости избирательных участков, повышение общественного престижа выбора;

— противодействие «черному пиару», изобличение дезинформации и манипулирования общественным мнением со стороны конкурентов и/или недружественных сил, ориентированных на дестабилизацию избирательного процесса.

Последнее обстоятельство особо актуально для современной России, находящейся в условиях гибридной информационной войны с так называемым «коллективным Западом». Дискредитация выборов как таковая может рассматриваться как ключевая цель недружественных агентов, нацеленных на попытки демонтажа российской политической системы через провокации напряженности и конфликтов, а также имитацию нарушения политической стабильности, многолетних доверительных отношений граждан и власти.

С учетом высочайшей социальной значимости отношений, складывающихся в избирательной сфере, особое внимание уделяется их регулированию, в частности, действует специальное законодательство, устанавливающее жесткие рамки осуществления политической агитации и рекламы (информирования) в ходе предвыборных кампаний. Важным направлением дальнейшей проработки регулирования выступает регламентация новых технологий и инструментов политических

предвыборных коммуникаций, среди которых колоссальный интерес представляют цифровые.

Цифровые инструменты и каналы коммуникации оказывают различное влияние на электоральные процессы. Ниже приведены ключевые характеристики наиболее перспективных из их числа:

Наиболее перспективными каналами коммуникации в электоральных процессах являются:

1. Социальные сети, которые позволяют политическим акторам достигать широкой аудитории, взаимодействовать с ней в режиме реального времени, проводить опросы и анализировать данные. Для осуществления предвыборных коммуникаций в Российской Федерации наибольшую привлекательность представляет социальная сеть ВКонтакте, а также мессенджер Telegram, по сути, превращающийся в социальную сеть и даже выходящий за ее рамки.

Иностранные социальные сети, такие как Twitter1 и Facebook2, располагают значительным

1 Заблокирован Роскомнадзором.

2 Управляется запрещенной в России за экстремистскую деятельность корпорацией Meta.

потенциалом политического влияния, в частности, подробно описаны алгоритмы нейролингвисти-ческого программирования, используемые для радикального увеличения эффекта от информационного воздействия и «умной» выдачи информации, влияющей на политическую позицию избирателей [17, p. 1110953], [18, p. 463-484]. Twitter*, по сути контролируемый США, неоднократно и с высокой успешностью использовался для координации протестных активностей в третьих странах [21, p. 174-18З]. В условиях гибридной войны соответствующие социальные сети становятся рупорами антироссийской пропаганды, способствуя активному распространению дезинформации и максимальному увеличению социально-психологических эффектов, поэтому их блокировка со стороны российских регуляторов видится обоснованной. Вероятно, необходимо усиление дальнейшего противодействия информационному давлению через зарубежные социальные сети, прежде всего, чтобы не допустить вероятность успешного проведения даже части информационно-психологических операций (ИПСО), которые недружественная сторона пытается проводить

в контролируемых ее патронами социальных сетях. Речь может идти о тотальных блокировках и ужесточении ограничений на использование VPN-технологий их обхода с сохранением свободы информационного обмена внутри страны и с дружественными субъектами за рубежом.

2. Мессенджеры, которые позволяют политическим акторам эффективно взаимодействовать с аудиторией, проводить персонализированные кампании и получать обратную связь. Уже сегодня функционал таких мессенджеров, как Telegram или популярные в Китае WeChat, 00 и Weibo существенно вырос за рамки собственно чатов, превратившись в полноценные социальные сети с постоянно расширяющимся (эмерджентным) функционалом.

Под эмерджентностью каналов и инструментов электоральной коммуникации следует понимать свойство, возникающее в процессе взаимодействия политических акторов и аудитории, которое проявляется в появлении новых форм коммуникации и использовании новых технологий для достижения целей политической кампании. Это свойство основывается на динамическом характере электоральной коммуникации и способности политических акторов адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям аудитории, используя новые каналы и инструменты коммуникации. Эмерджентность каналов и инструментов электоральной коммуникации может быть рассмотрена как проявление эволюционных процессов в политической сфере, где новые формы коммуникации возникают в ответ на изменения в социальной и технологической среде. Такие эмерджентные мессенджеры, как Telegram, становятся одним из приоритетных каналов предвыборных коммуникаций по следующим причинам:

— обладают высокой степенью конфиденциальности и безопасности, что особенно важно для предвыборных кампаний, где информация может быть чувствительной и нуждаться в защите от утечки;

— предоставляют возможность быстрой и эффективной коммуникации с аудиторией, которая уже использует данные приложения в своей повседневной жизни;

— позволяют политическим акторам создавать сообщества и группы, где можно обсуждать актуальные темы и распространять информацию о кампании;

— обеспечивают гибкое и адаптивное управление коммуникацией и информацией с учетом

меняющихся настроений аудитории, в том числе оперативно и масштабно организовывать антикризисные политические коммуникации, особо актуальные в насыщенный информационной деятельностью предвыборный период;

— использование Telegram и других мессенджеров может быть более экономически эффективным, чем использование традиционных каналов коммуникации.

3. Веб-сайты и блоги, которые дают возможность политическим акторам представлять свои программы и идеи, а также взаимодействовать с аудиторией через комментарии и форумы. Соответствующие каналы являются уже традиционными для организации электоральных коммуникаций, однако цифровые инструменты продвижения, таргетированной политической рекламы, дополненной реальности и др., позволят внести новую жизнь в электоральные коммуникации через данные каналы, повысить охват и качество доступа к целевой аудитории, усилить эффекты от информационного воздействия (безусловно, речь должна вестись только о легальных технологиях, при этом законодательно должны быть устранены все существующие пробелы в регулировании новых технологий в контексте их им-плементации в законодательство о политической рекламе и предвыборных коммуникациях).

4. Мобильные приложения (помимо приложений с мессенджерами и социальными сетями). Они позволяют политическим акторам достигать молодежной аудитории, проводить опросы и получать обратную связь. На сегодня появляется практика создания мобильных приложений конкретных политических партий и общественных движений, соответствующие приложения продолжают развиваться.

Ключевые характеристики представленных каналов коммуникации включают в себя:

— широкий охват аудитории;

— возможность персонализации кампаний;

— возможность взаимодействия с аудиторией в режиме реального времени;

— возможность проведения опросов и анализа данных;

— возможность достижения молодежной аудитории.

Помимо информирования (постов и интерактивного общения) в соответствующих каналах коммуникаций, среди инструментов цифровизации в управлении политическими, в том числе предвыборными, коммуникациями широкие возможности для применения получают нейро-

сетевые технологии, искусственный интеллект, интернет вещей и аналитика больших данных.

При этом стоимость и массовость предвыборных кампаний значительно меняется - увеличивается охват в то же время снижается цена работы с электоратом. Это значительно меняет политический ландшафт и повышает конкуренцию в электоральном процессе, позволяет появляться новым независимым кандидатам.

Так, нейросетевые технологии и искусственный интеллект (ИИ) могут быть использованы для улучшения эффективности предвыборных коммуникаций. Они могут помочь в определении наиболее релевантных тем для аудитории, а также в разработке более эффективных стратегий коммуникации [16, р. 10-17]. Например, нейросетевые технологии могут использоваться для анализа данных социальных сетей и определения наиболее обсуждаемых тем, которые могут быть использованы в качестве основы для предвыборной кампании. Также нейросетевые технологии могут использоваться для анализа речи и определения тональности высказываний, что может помочь в создании более эффективных сообщений. Искусственный интеллект может быть использован для создания персонализированных сообщений и рекламы, которые будут более релевантны конкретным пользователям. Также ИИ может использоваться для автоматического анализа данных и определения наиболее эффективных стратегий коммуникации.

При этом, однако, недружественные субъекты могут использовать данные технологии для разработки дипфейков и алгоритмов неправомерного обхода ограничений в области политической рекламы и агитации в предвыборный период, в том числе скрытой психологической манипуляции сознанием избирателей. Соответствующие аспекты во многом дискредитируют цифровой инструментарий, крайне перспективный для фа-силитации коммуникационных активностей, при условии его использования в легальных целях.

Интернет вещей (1оТ) может быть использован для сбора данных о поведении и предпочтениях избирателей, что может помочь в создании более персонализированных сообщений и рекламы, в том числе политической информации [20, р. 2-20 ]. При использовании данной технологии особо важно, помимо законодательства о политическом информировании и предвыборной агитации, скрупулезно обеспечивать и контролировать соответствие нормативно-правовым ограничениям в области работы с персональными данными.

Аналитика больших данных может быть использована для анализа данных о поведении и предпочтениях избирателей, что может помочь в определении наиболее эффективных стратегий коммуникации [19, р. 50-74]. Например, данные о том, какие темы обсуждаются в социальных сетях, какие запросы делаются в поисковых системах и какие товары покупаются на онлайн-пло-щадках, могут быть использованы для определения того, какие сообщения и реклама будут наиболее эффективными.

Более того, использование больших данных и поведенческих моделей значительно увеличивает экономический компонент выборов - так, может реализовываться маркетинговая стратегия компаний с использованием ресурса медийности кандидатов, усиливаются экономические лобби, в то время как традиционные политико-промышленные постепенно теряют влияние.

Комплекс взаимодействующих цифровых каналов и инструментов политических предвыборных коммуникаций уже сегодня образует коммуникационные экосистемы, которые включают в себя социальные сети, мессенджеры, поисковые системы, сайты и другие онлайн-платформы. Такие экосистемы могут быть использованы для достижения различных целей, таких как формирование общественного мнения, мобилизация избирателей, привлечение финансовых ресурсов и т.д. По мере реализации эмерджентных свойств соответствующих экосистем, возможно формирование в будущем того, что целесообразно назвать метавселенными электоральных коммуникаций.

Подобные метавселенные будут представлять собой более сложные и динамичные экосистемы, которые будут объединять не только различные онлайн-платформы, но и физические объекты, такие как умные города, автомобили и дома. Метавселенные электоральных коммуникаций будут использовать передовые технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн и интернет вещей, для обеспечения более эффективной коммуникации между кандидатами и избирателями. Эти метавселенные будут предоставлять новые возможности для персонали-зации сообщений и рекламы, а также для сбора и анализа данных о поведении и предпочтениях избирателей. Однако, с развитием метавселенных электоральных коммуникаций возникают также новые вызовы и риски, такие как угрозы кибер-безопасности, манипуляции общественным мнением и нарушения прав на конфиденциальность. Поэтому важно разрабатывать соответствующие

правовые и этические нормы для регулирования использования этих технологий в политических предвыборных коммуникациях.

Представляется целесообразным систематизировать научные положения, характеризующие позитивные аспекты влияния цифровизации и проблемы, связанные с воздействием на предвыборные коммуникации.

Положительные аспекты влияния цифровизации на предвыборные коммуникации включают в себя следующие.

1. Увеличение доступности информации: благодаря цифровым технологиям, информация о кандидатах и их программе становится более доступной для избирателей.

2. Персонализация сообщений: цифровые технологии позволяют персонализировать сообщения и рекламу, что может увеличить эффективность коммуникации и привлечь больше избирателей.

3. Увеличение скорости и эффективности: цифровые технологии позволяют быстрее и эффективнее достигать целей в предвыборной кампании.

4. Увеличение масштаба: цифровые технологии позволяют достигать большей аудитории, что может увеличить шансы на победу в выборах.

Проблемы, связанные с воздействием цифро-визации на предвыборные коммуникации:

1. Манипуляция общественным мнением: цифровые технологии могут быть использованы для манипуляции общественным мнением и влияния на результаты выборов.

2. Нарушение конфиденциальности: сбор и использование персональных данных избирателей может нарушать их права на конфиденциальность.

3. Угрозы кибербезопасности: цифровые технологии могут быть подвержены кибератакам, что может привести к утечке персональных данных и другим негативным последствиям.

4. Недостаточная регуляция: отсутствие эффективной регуляции использования цифровых технологий в предвыборных коммуникациях может привести к негативным последствиям для демократических процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Повышение значимости экономического лобби и ТНК в электоральном процессе, фактическое становление неприкасаемого IT-сектора, обеспечивающего медийность выборов, приоритет его интересов.

С учетом изложенного, представляется целесообразным предложить нижеследующие практи-

ко-ориентированные рекомендации по снижению угроз цифровизации в электоральных коммуникациях при общественно-полезном использовании цифровых возможностей:

1. Развитие регулирования использования персональных данных: необходимо развивать законодательство, которое регулирует сбор и использование персональных данных в предвыборных кампаниях с учетом технологических инноваций, таких как интернет вещей, нейросетевые технологии и анализ больших данных. Должно быть запрещено необоснованное формирование «цифровых двойников» избирателей, а за потерю или незаконное использование соответствующих сведений должна быть установлена предельно жесткая уголовная ответственность.

2. Обеспечение кибербезопасности: необходимо обеспечить кибербезопасность цифровых технологий, используемых в предвыборных кампаниях. Кандидаты и их команды должны развивать меры для защиты своих цифровых платформ от кибератак в строгом соответствии со спецификой цифровых каналов и инструментов, и нести ответственность по принципу «более высокие риски цифровизации - более существенные инвестиции, предупредительные меры - более суровая ответственность за их ненадлежащую реализацию».

3. Ужесточение регулирования использования социальных сетей и мобильных приложений в электоральных циклах. Кандидаты и их команды должны следить за тем, чтобы их сообщения не содержали дезинформацию или неправдивую информацию и нести повышенную ответственность. Следует урегулировать специфику порядка выявления и привлечения к ответственности за распространение дипфейков, осуществление ИПСО, использование ИИ-алгоритмов обхода информационных ограничений и получения неправомерных преимуществ в политической рекламе и предвыборной агитации.

4. Обучение избирателей: необходимо проводить обучающие программы для избирателей, чтобы они могли отличать правдивую информацию от дезинформации и манипуляции с учетом масштабов и глубины развития технологий цифровизации.

5. Развитие независимого контроля за электоральными коммуникациями с привлечением лучших специалистов с цифровыми техническими компетенциями, а также с автоматизацией и циф-ровизацией практической деятельности, например, на основе нейросетевых технологий выявления информационных рисков при непрерыв-

ном анализе всего массива потоков электоральных коммуникаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По материалам проведенного исследования может быть сделан вывод о том, что цифровые политические коммуникации играют ключевую роль в формировании общественного мнения и поведения, а также в организации политических кампаний и принятии решений в области государственного управления.

В современном мире политические предвыборные кампании все больше переносятся в цифровое пространство, где социальные сети, мессенджеры, поисковые системы и другие он-лайн-платформы играют важную роль, что создает новые возможности для формирования общественного мнения, мобилизации избирателей и привлечения финансовых ресурсов. Однако, с развитием технологий возникают новые вызовы и риски, такие как угрозы кибербезопасности, манипуляции общественным мнением и нарушения прав на конфиденциальность. В будущем возможно формирование более сложных и ди-

намичных экосистем, объединяющих не только онлайн-платформы, но и физические объекты. Эти метавселенные электоральных коммуникаций будут использовать передовые технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн и интернет вещей, для формирования более эффективной коммуникации между кандидатами и избирателями.

Для обеспечения честных и демократических предвыборных кампаний необходимо развивать регулирование использования персональных данных, обеспечивать кибербезопасность, контролировать применение социальных сетей и мес-сенджеров в политической рекламе и агитации, проводить обучающие программы для избирателей, обеспечивать участие независимых наблюдателей с развитыми цифровыми компетенциями. Эти меры помогут предотвратить манипуляции и дезинформацию, а также обеспечить равные условия для всех кандидатов. Кроме того, важно, чтобы эти меры были подкреплены законодательством и строгими мерами ответственности за нарушение правил.

Список литературы

1. Бекоева И. Д., Тамерьян Т. Ю., Рахматулаева Т. Г. Предвыборный дискурс: новые этнические модели // Гуманитарные и юридические исследования. - 2022. -№ 1. - С. 137-144.

2. Борисов И. Б. Конец доцифровой эпохи политических процессов // Гражданин. Выборы. Власть. - 2021. - № 1. -С. 124-139.

3. Вартанова Е. Л., Гладкова А. А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2021. -№ 1. - С. 3-29.

4. Васильев М. С., Игнатовский Я. Р. Цифровизация современной публичной политики: специфика и социальные риски // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - С. 15-26.

5. Вихрова О. Ю. Те1едгат-каналы органов местного самоуправления РФ как инструмент политической коммуникации // Информационное общество. - 2023. - № 2. -С. 40-53.

6. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Цифровизация современного пространства общественно-политических коммуникаций: научные концепции, модели и сценарии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2021. - № 60. -С. 175-193.

7. Каминская Т. Л. Информационное сопровождение предвыборной кампании кандидата. - Москва: Финансовый университет, 2017. - 76 с.

8. Катанандов С. Л., Ковалев А. А. Цифровизация экономики как фактор трансформации государственного управления // Вестник Поволжского института управления. - 2023. -Т. 23. - № 2. - С. 4-11.

9. Костенко Ю. В. Электоральная политология / Ю. В. Костенко, Ю. А. Пеницын, В. В. Скоробогатов. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. - 159 с.

10. Лингвополитическая персонология: методология и коммуникативные портреты политических лидеров / Н. Б. Руженцева, Е. Н. Иванова, Е. А. Нахимова, М. В. Никифорова. - Екатеринбург: УрГПУ, 2021. - 191 с.

11. Мочалов А. Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности // Lex russica. - 2021. - № 9 (178). - С. 88-101.

12. Партии и элиты в период политических изменений: монография / Н. Н. Пачина, Е. В. Королева, Л. В. Набоков [и др.]. -Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2023. - 169 с.

13. Прохоров Д. В. и др. Концептуальный анализ развития циф-ровизации в контексте новой цифровой экономики и политики // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - Т. 12. - № 7. - С. 2544-2555.

14. Харитонов М. В. Психология массовых коммуникаций. -Санкт-Петербург: ГУАП, 2018. - 341 с.

15. Coleman S., Sorensen L. (ed.). Handbook of digital politics. -Northampton: Edward Elgar Publishing, 2023. - 472 с.

16. García-Orosa B., Canavilhas J., Vázquez-Herrero J. Algorithms and communication: A systematized literature review // Comunicar. -2023. - Т. 31. - № 74. - С. 9-21.

17. Kountouri F., Kollias A. Polarizing publics in Twitter through organic targeting tactics of political incivility // Frontiers in Political Science. - 2023. - Т. 5. - С. 1110953.

18. Park S. et al. Mind games: A temporal sentiment analysis of the political messages of the Internet Research Agency on Facebook and Twitter // New Media & Society. - 2023. -Т. 25. № 3. - С. 463-484.

19. Stier S. et al. Election campaigning on social media: Politicians, audiences, and the mediation of political communication on Facebook and Twitter //Studying Politics Across Media. -L.: Routledge, 2020. - C. 50-74.

20. Theocharis Y., Jungherr A. Computational social science and the study of political communication // Political Communication. -

References

1. Bekoeva I. D., Tameryan T. Yu., Rakhmatulaeva T. G. Election discourse: new ethnic models // Humanities and Legal Studies. -2022. - № 1. - Pp. 137-144. (In Russ).

2. Borisov I. B. The end of the pre-digital era of political processes // Citizen. Elections. Power. - 2021. - № 1. - Pp. 124139. (In Russ).

3. Vartanova E. L., Gladkova A. A. Digital inequality, digital capital, digital inclusion: dynamics of theoretical approaches and policy solutions // Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism. - 2021. - № 1. - № 3-29. (In Russ).

4. Vasiliev M. S., Ignatovsky Y. R. Digitalization of modern public policy: specifics and social risks. News of Tula State University // Humanities. - 2021. - № 1. - Pp. 15-26. (In Russ).

5. Vikhrova O. Yu. Telegram channels of local governments of the Russian Federation as a tool of political communication // Information Society. - 2023. - № 2. - Pp. 40-53. (In Russ).

6. Volodenkov S. V., Fedorchenko S. N. Digitalization of the modern space of socio-political communications: scientific concepts, models and scenarios // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. - 2021. - № 60. -Pp. 175-193. (In Russ).

7. Kaminskaya T. L. Information support for the candidate's election campaign. - Moscow: Financial University, 2017. (In Russ).

8. Katanandov S. L., Kovalev A. A. Digitalization of the economy as a factor in the transformation of public administration // Bulletin of the Volga Region Institute of Management. - 2023. -№ 23(2). - Pp. 4-11. (In Russ).

9. Kostenko Yu. V., Penitsyn Yu. A., Skorobogatov V. V. Electoral political science. - Krasnodar: Kuban State. univ, 2019. (In Russ).

10. Ruzhentseva N. B., Ivanova E. N., Nakhimova E. A., Nikiforova M. V. Linguistic and political personology: methodology and communicative portraits of political leaders. - Ekaterinburg: USPU, 2021. (In Russ).

11. Mochalov A. N. Digital profile: main risks to constitutional human rights in conditions of legal uncertainty // Lex russica. -

Информация об авторе

Уртаева Э.Б., кандидат политических наук, доцент кафедры регионального управления и национальной политики Факультета управления и политики Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Одинцовский филиал (г. Москва, Российская Федерация).

© Уpтаева Э.Б., 2024.

2021. - T. 38. - № 1-2. - C. 1-22. 21. Van Haperen S., Uitermark J., Nicholls W. The Swarm versus the Grassroots: Places and networks of supporters and opponents of Black Lives Matter on Twitter // Social Movement Studies. -2023. - T. 22. № 2. - C. 171-189.

2021. - № 9 (178). - Pp. 88-101. (In Russ).

12. Pachina N. N., Koroleva E. V., Nabokov L. V. et al. Parties and elites in a period of political change. - Lipetsk: Lipetsk State Technical University, 2023 (In Russ).

13. Prokhorov D. V., Rassadin A. A., Martyshkin S. A., Isupov A. M. Conceptual analysis of the development of digitalization in the context of the new digital economy and policy // Issues of National and Federal Relations. - 2022. - № 12(7). - Pp. 2544-2555. (In Russ).

14. Kharitonov M. V. Psychology of mass communications. -St. Petersburg: GUAP, 2018 (In Russ).

15. Coleman S., & Sorensen L. (Eds.). Handbook of digital politics. -Edward Elgar Publishing, 2023.

16. García-Orosa B., Canavilhas J., & Vázquez-Herrero J. Algorithms and communication: A systematized literature review // Comunicar. - 2023. - № 31(74). - Pp. 9-21.

17. Kountouri F., & Kollias A. Polarizing publics in Twitter through organic targeting tactics of political incivility // Frontiers in Political Science. - 2023. - № 5, 1110953.

18. Park S., Strover S., Choi J., & Schnell M. Mind games: A temporal sentiment analysis of the political messages of the Internet Research Agency on Facebook and Twitter // New Media & Society. - 2023. - № 25(3). - Pp. 463-484.

19. Stier S., Bleier A., Lietz H., & Strohmaier M. Election campaigning on social media: Politicians, audiences, and the mediation of political communication on Facebook and Twitter. In Studying Politics Across Media (pp. 50-74). - Routledge, 2020.

20. Theocharis Y., & Jungherr A. Computational social science and the study of political communication // Political Communication. - 2021 - № 38(1-2). - Pp. 1-22.

21. Van Haperen S., Uitermark J., & Nicholls W. The Swarm versus the Grassroots: Places and networks of supporters and opponents of Black Lives Matter on Twitter. Social Movement Studies. -2023. - № 22(2). - Pp. 171-189.

Information about the author

Urtaeva E.B., Ph.D. in Political Science, Associate Professor of the Department of Regional Management and National Policy, Faculty of Management and Politics, Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Odintsovo branch (Moscow, Russian Federation).

© Urtaeva E.B., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.