DOI 10.37909/978-5-89170-278-3-2021-1015 УДК: 336.71
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ КОЛЛАБОРАЦИИ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ И БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Пожидаева Н.А., аспирантка
Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления (НИНХ)
Аннотация. Сфера креативных индустрий вследствие коронавирусной пандемии (коронакризиса) оказалась одной из самых пострадавших. Основываясь на современных представлениях об экономическом (финансовом) кризисе как факторе стимулирования цифровых инструментов и инноваций, автор рассматривает новации 2020-2021 гг. как возможность коллаборации креативных индустрий и банковской сферы (банковских экосистем). Систематические коллаборации креативных индустрий и банковских экосистем на 2021 г. зарождаются, что делает материалы данной статьи актуальными и перспективными для применения в экономике России. В статье автор поделится видением о совместном применении цифровых технологий по направлениям: процессные технологии (business process management), инструменты цифровизации в креативных индустриях, возможности развития в банковских экосистемах. Сотрудничество по данным направлениям будет способствовать устойчивому развитию креативных индустрий, банковского сектора и в целом российской экономики.
Ключевые слова: цифровые инструменты, финансовые кризисы, искусственный интеллект, business process management (BPM), экосистема.
К креативным индустриям относят более 30 различных видов деятельности, основанных на интеллектуальной деятельности и авторском праве. Более 25 стран мира сегодня ставят для себя приоритетом развитие креативных индустрий, имеют соответствующие программы и мониторинг вклада индустрий в экономику. Для российской экономики это перспективный сектор с высоким потенциалом.
По данным Агентства стратегических инициатив, на 2020 г. в креативных индустриях России задействовано почти 748 тыс. организаций. Их ежегодная выручка, в среднем, составляет свыше 10,7 трлн. рублей, что составляет 4,21% от суммарной выручки всех организаций страны. В креативных индустриях занято почти 5% от числа сотрудников всех российских предприятий. В рейтинге регионов с самым высоким вкладом креативных индустрий в валовой региональный продукт (ВРП) лидируют Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и города-миллионники. Это ежегодно растущий в среднем на 8% сектор экономики во всем мире [4].
По данным UNESCO, к середине мая 2020 г. 86% объектов культурного наследия и 90% музеев в мире были закрыты [7]. Прогнозируемые потери в этой сфере в России за период весна-лето 2020 г., по оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей, превысят 120-150 млрд. руб. [8].
На текущий момент креативная индустрия находится в ситуации неопределенности на период до и после полного снятия коронавирусных ограничений. По мнению автора, перспективы развития креативных индустрий в России связаны с развитием цифровых технологий и коллаборацией с традиционными индустриями (например, банковским сектором).
В России и по всему миру наблюдается рост роли цифровых и инновационных технологий во всех областях творческой деятельности: дизайне, архитектуре, искусстве, кино, музыке, рекламе, телевидении, анимации, рекламе, моде, издательской деятельности, музыке, компьютерной графике, программном обеспечении, радио и др. областях.
До 2020 г. примерами уже существующих направлений коллаборации креативных индустрий и банковского сектора с применением цифровых технологий может служить создание сайтов крупнейших банков, цифровизация бизнес-процессов в киноиндустрии, проекты по реконструкции зданий, промышленный дизайн, онлайн мероприятия и др.
По мнению автора статьи, одним из самых значимых с точки зрения дизайна и примененных при разработке цифровых инструментов, стала концепция Технопарка Сбербанка, разработанная компанией Zaha Hadid Architects (Великобритания). Здание технопарка Сбербанка интегрировано в окружающую среду «Сколково». Проект
объединяет два участка технопарка и создает визуальный терминал-ворота для главного бульвара. На площадке нового здания планируется разместить 10-14 тыс. сотрудников. Проект предполагает использование передовых технологий и инновационных элементов как в архитектурно-планировочном решении, так и в конструктивно-инженерном (например, пятидесятиметровая главная колонна в виде дерева, экологическая сертификация по уровню Silver (или выше) согласно «зеленому» стандарту LEED (The Leadership in Energy & Environmental Design), что означает внедрение энергосберегающих технологий и др.). Здание Технопарка является новым архитектурным символом инновационного центра «Сколко-во». Концепция технопарка сочетает в себе производство, науку, культуру, образование и искусство. Внешний облик строения будет создавать атмосферу открытий и изобретений. Технопарк позиционируется как многофункциональная среда, где есть зоны, как для работы, так и для отдыха и творчества [6].
Также, в качестве примера, Сбер создал совместное предприятие с ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм»», ОККО, 2ГИС, создал Сберзвук, организовал онлайн показы концертов, театральных постановок, музейных экспонатов с крупнейшими театрами и музеями страны в медиате-ке ОККО «Когда мы дома» и проекте «Искусство онлайн».
Свои экосистемы планирует развивать ВТБ и Tinkoff также с возможным привлечением компаний-представителей креативных индустрий, что делает материалы данной статьи актуальными и возможными для применения.
В статье проанализируем возможности применения цифровых инструментов в креативных ин-дустриях и возможные направления коллаборации с традиционными индустриями (на примере банковского сектора), что приобретает наибольшую актуальность в период после завершения пандемии Covid-19.
В статье не будем рассматривать основные банковские продукты для креативных индустрий (кредитование, финансирование недвижимости, финансирование проектов ГЧП и др.), а сконцентрируемся на возможностях коллаборации креативных и традиционных индустрий с применением цифровых инструментов в трех направлениях:
- процессные технологии;
- цифровизация в креативных индустриях;
- возможности сотрудничества в банковских экосистемах.
Рассмотрим каждое из этих направлений.
Процессные технологии (сокращение времени и издержек производства, повышение гибкости процесса) в креативных индустриях.
Период 2014-2016 гг. и последующие годы характеризуются развитием процессного подхода в крупнейших банках на основе BPM (Business process management) [1]. В указанный период в практику многих российских банков уже прочно вошли такие понятия, как моделирование бизнес-процессов, бизнес-инжиниринг, реинжиниринг бизнес-процессов. В связи с этим возрос интерес к общей концепции бизнес-моделирования, которая с точки зрения современных подходов рассматривается как разработка модели деятельности банка на основе процессного подхода с целью решения наиболее важных стратегических задач1.
Так, к примеру, состоянию на март 2021 г. в реестре процессов Сбербанка более 2000 процессов, в реестре клиентских путей - более 400 клиентских путей и ежегодно формируется план по улучшению наиболее критических процессов и клиентских путей.
Из новых применяемых банками проектных подходов и инструментов, которые также получили развитие в последние годы, можно выделить краудсорсинг2 и дизайн-мышление (Design Thinking)3. Краудсорсинг позволяет крупным банкам собирать идеи, в первую очередь от сотрудников, для улучшений внутренних и клиентских процессов. Дизайн-мышление позволяет встать в
1 Построение бизнес-процессов в банке - бизнес-моделирование. URL: https://www.rea.ru/ru/org/ cathedries/ Kafedra-Finansovye-rynki/Documents/5.%20ЭОК_ ТОБМ_Т4.%20Построение%20бизнес-процессов.pdf.
2 Краудсорсинг - это привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением информационных технологий. URL: https:// retireearly.ru/buisness/kraudsorsing (дата обращения: 23.02.2021).
3 Дизайн-мышление - это методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной осо-
бенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы. URL: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/trend/design-thinking/ (дата обращения: 23.12.2020). С опытом использования метода дизайн-мышления в Сбербанке можно ознакомиться в публикации «Дизайн-мышление в действии:
5 кейсов от Сбербанка». URL:https://vc.ru/flood/17205-sbrf-design-how (дата обращения: 23.12.2020).
тапочки клиентов, подсказывает банкам, как сделать и улучшить существующий продукт, либо создать новый, который будет востребован клиентами и предвосхищать их ожидания [2].
Таким образом, значительный опыт банковской сферы по оптимизации процессов и созданию новых продуктов может быть применен для создания совместных бизнес-моделей с креативными индустриями. Например, в свете развития цифровых технологий пред крупнейшими банками с развитой филиальной сетью стоит проблема переиспользования филиалов под новые задачи. Согласно отчету Центробанка в Сбербанке на текущий момент 13500, филиалов, у ВТБ 1400 [5].
Учитывая успешный опыт создания коворкин-гов в коллаборации с традиционными и креативными индустриями, можно предположить, что данное направление перспективно с учетом переиспользования площадей и техники и совместном применении цифровых инструментов вместе с банковскими экосистемами.
Успешным примером может служить созданный в июне 2020 г. в Москве первый креативный технопарк на базе Центра дизайна Айрку. В нем расположены более 400 компаний, работающих в сфере архитектуры, дизайна, рекламы, изобразительного искусства и других областях. Решение о проведении пилотного проекта по созданию креативных технопарков было принято по решению правительства Москвы в 2019 г.
Особенную актуальность данное направление имеет в малых городах и населенных пунктах, где не функционируют либо требуют перезапуска дома культуры, кинотеатры, библиотеки, а банковские филиалы требуют новую сущность.
Цифровизация в креативных индустриях.
Будущее организаций культуры во многом зависит от их способности выходить за рамки простой демонстрации контента или хранения объектов и становиться динамичными общественными пространствами, а также центрами сообществ, во многом благодаря ускоренному развитию новых цифровых каналов коммуникации.
Организация деятельности организаций культуры и искусства в онлайн формате во время пандемии не только дала возможность отдохнуть, но и позволила оставаться на связи и быть включенными в культурную жизнь, сделала доступными столичные культурные объекты для жителей всей страны.
Трансформация сферы культуры и креативных индустрий в коллаборации с банковским сектором возможна по следующим направлениям с учетом развития онлайн форматов:
- ускорение цифровизации отрасли, особенно в традиционно аналоговых секторах, таких как театры, музеи и культурные центры;
- гибридные модели и омниканальность, при этом соотношение между онлайн и офлайн в разных секторах культуры будет разным (например, одновременный показ спектаклей, концернов и т.д. в оффлайн и онлайн формате);
- конвергенция и сотрудничество между секторами креативных индустрий - появление новых профессиональных объединений, заимствование технологий (например, технологий видеоигр в музеях и кино), что приведет к росту разнообразия и появлению новых форматов;
- искусственный интеллект. Учитывая богатый опыт геймификации внутренних задач в крупнейших банках и штата разработчиков, возможно организовать совместные проекты по геймификации процессов креативных индустрий. Также решения на основе искусственного интеллекта позволяют сократить время на производство и предсказать успех произведения в будущем за счет анализа большого количества данных по аналогичным проектам;
- анализ больших данных о предпочтениях и поведении потребителей. Решения, собирающие и анализирующие предпочтения потребителей, позволяют адаптировать существующие продукты и сервисы под потребности аудитории, выбирать наиболее эффективные каналы и форматы предоставления контента, разрабатывать персонализированный контент «по запросу» и таким образом оптимизировать маркетинговые стратегии. BigData-решения могут быть частью платформ по автоматизации управления организацией. Банки имеют богатый массив знаний о клиентах околла-борации;
- совместное творчество человека и машины. На данный момент искусственный интеллект используется большей частью для автоматизации трудоемких и рутинных процессов и в меньшей степени в ее творческой составляющей, однако можно ожидать постепенный рост значимости этих технологий. Искусственный интеллект способен предлагать собственные идеи дизайна объектов, локации для игр, помогать в сочинении музыки и т.д. В крупнейших банках страны имеются лаборатории по искусственному интеллекту, роботизации, виртуальной и дополненной реальности. Наработки данных лабораторий могут быть переиспользованы в креативных индустриях;
- онлайн сервисы. Будут развиваться технологии, которые позволяют примерять одежду онлайн и выкладывать фотографии в ней в соци-
альных сетях. Цифровые дома моды смогут создавать собственные коллекции, востребованные среди блогеров и звезд в медиа, для которых важно выглядеть ультра-модно, но не нужно обладать вещью. Сервис возможно реализовать в приложениях крупнейших банков. А на основе возможных контрактов предоставлять возможность клиентам получать скидки и оригинальные модели одежды.
Возможности сотрудничества в банковских экосистемах.
Коронакризис в 2020 г. внес изменения во все существующие процессы. Например, в банках он ускорил критически важные доработки, банки стали активнее развивать свои экосистемы, в которые можно встраиваться новым игрокам с качественными продуктами, в том числе из креативных индустрий. Экосистемы российских банков создавались в хронологии: Сбербанк в 2016 г., Тткой- в 2017 г., ВТБ в 2019 г. на основании данных официальных сайтов.
Банки открыты к новым стратегическим пар-тнерствам. В партнеры экосистемы могут вступают компании, работающие в креативных ин-дустриях. Развитие предприятий вследствие применения инновационных подходов также может привести к повышению стоимости предприятий креативной сферы [3].
Именно новые идеи приносят сегодня успех, мы наблюдаем переход к новым формам культурных и креативных индустрий. В них исчезает четкое распределение на производителей и потребителей контента. По мере перехода от индустриального общества к интеллектуальному, творческий подход к решению задач становится важным фактором конкурентоспособности.
Развитие креативности востребовано в традиционных областях, и в банковском секторе особенно, учитывая годами сформированный тип мышления и культуру иерархических структур с системой каскадирования задач и ключевых показателей эффективности.
Важно отметить тренд на персонализацию опыта пользователей - создание персонализированного контента и возможностей для умного поиска с удобными фильтрами, данный запрос вырос под влиянием пандемии из-за информационной перегруженности и необходимости тратить много времени на поиск интересующей информации.
Современные пользователи все больше хотят играть не просто роль пассивных зрителей, а быть непосредственными участниками событий, влиять на происходящее, творить совместно с другими, делиться полученными впечатлениями и результатами собственного творчества и получать
на них отклик. Как следствие, будет расти популярность различных интерактивных форматов - от иммерсивного театра, шоу, интерактивных выставок и квестов до игр, где от пользователя в высокой степени зависит развитие сюжета и присутствует возможность совместных действий и возможность поделиться этим опытом с другими. Данные проекты возможно реализовать на платформах онлайн кинотеатров крупнейших банков (например, ОККО).
Р2Р-платформы также являются возможностью коллабрации креативных индустрий с крупнейшими банковскими экосистемами. Это могут быть платформы, на которых одни авторы размещают свои работы (музыку, художественные произведения, видео), а другие покупают их для использования в своих проектах, например, фильмах или спектаклях. Функционал подобных платформ зачастую включает встроенные платежные системы и гарантию соблюдения авторских прав (на банковских экосистемах данный сервис на текущий момент не реализован, но имеется у не банковских игроков, например, у Яндекса).
Также важно отметить изменение роли культуры. Помимо развлекательно-досуговой и образовательной функции объекты культуры могут помогать заботиться о психологическом здоровье и эмоциональном состоянии людей в коллаборации с компаниями экосистем крупнейших банков, например, Сберздоровьем.
Таким образом, всякий финансовый кризис, либо планетарное событие (например, пандемия СОУГО-19) дает мощный толчок к развитию цифровых технологий. Пандемия стала катализатором перехода культуры и креативных индустрий в цифровое пространство. Если отдельные подотрасли, такие как кино, телевидение, дизайн, уже давно активно использовали современные технологии, то для других этот путь только начинается.
Важными направлениями цифровизации станут работа с контентом, на основании которого необходимо создавать новые диджитал-продукты, работа с новой цифровой аудиторией, которую многим игрокам отрасли еще только предстоит исследовать, предложение аудитории новых сервисов на основе массива цифровых следов.
Автор статьи уверена в перспективе выгодного взаимодействия креативных индустрий и банковских экосистем, свое видение также подкрепила заявкой на внутреннем акселераторе проектов Сбербанка в феврале 2021 г. по направлению создания нового направления бизнеса - онлайн и оффлайн игрового продукта по оптимизации процессов.
В России крупнейшие банки успешно развивают свои экосистемы и в последующие годы в них будет повышаться роль небанковских сервисов. Совместное использование материальных и нематериальных банковских ресурсов, обмен опытом процессного и проектного управления, разработка и применение цифровых инструментов будет способствовать устойчивому развитию креативных индустрий, банковского сектора и в целом российской экономики.
Библиографический список
1. Коллектив авторов международной Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами «Свод знаний по управлению бизнес-процессами. ВРМ СВОК 3.0» // пер. с англ.-М: Альпина Паблишер, 2020. - С. 5-25.-880 с.
2. Пожидаева Н.А. О применении инновационных процессных и проектных подходов в банковском секторе Российской Федерации // Сибирская финансовая школа, 2020. № 4. С. 77-80.
3. Трефилова И.А. Инновационный подход к функциональному формированию системы управ-
ления стоимостью предприятия // материалы Всероссийского молодежного научного форума. — Новосибирск, СГУПС, 2015, С. 260-264.
4. https://asi.ru/news/159535/ «АСИ представило результаты исследования влияния креативных индустрий на экономику» Васильева В. (дата обращения 21.03.2021)
5. http://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/lic/ «Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации» (дата обращения 20.03.2021)
6. https://gorproject.ru/projects/tehnopark-sberbanka/ «Технопарк Сбербанка в Сколково» (дата обращения 21.03.2021)
7. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000373601 «Online Meeting of Ministers of Culture: Impact of the Covid-19 Pandemic on the Cultural Sector and the Public Policy Response, 22.04.2020» (дата обращения 20.03.2021)
8. https://www.vedomosti.ru/media/ articles/2020/04/09/827665-kreativnaya «Креативная индустрия потеряет из-за коронавируса 120— 150 млрд рублей» (дата обращения 25.03.2021)
DIGITAL TOOLS FOR COLLABORATION BETWEEN CREATIVE INDUSTRIES AND BANKING SECTOR
Pozhidaeva N.A., Postgraduate
Novosibirsk State University of Economics and Management
Abstract. The creative industries have been one of the hardest hits by the coronaviruspandemic (coronavirus crisis). Based on modern ideas about the economic (financial) crisis as a factor in stimulating digital tools and innovations, the author considers the innovations of2020-2021 as an opportunity for collaboration between creative industries and the banking sector (banking ecosystems). In the article, the author will share his vision of the joint application of promising digital technologies in the following areas: business process management, digitalization tools in creative industries, development opportunities in banking ecosystems. Cooperation in these areas will contribute to the sustainable development of creative industries, the banking sector and the Russian economy.
Key words: digital tools, financial crises, artificial intelligence, business process management (BPM), ecosystem.