Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / цифровые инновации / рыночная экономика / хозяйственная деятельность / развитие / окупаемость / прибыль / риски / государство / small business / digital innovation / market economy / economic activity / development / payback / profit / risks / government

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Бут, А.В. Захарян, А.В. Придня, М.Е. Кушнир

Актуальность темы исследования определяется тем, что именно малый бизнес является важным составляющим развития экономики многих стран, так как он создает рабочие места, увеличивая налоговые поступления в бюджет страны и уменьшая вероятность создания монополий. Цифровые инновации – основополагающий фактор развития и конкуренции небольших предприятий. В статье раскрыта тема влияния компьютерных технологий на малые фирмы как в позитивном, так и в негативном ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL INNOVATIONS IN SMALL BUSINESS: PROBLEMS AND PROSPECTS

The relevance of the research topic is determined by the fact that it is small business that is an important component of economic development in many countries, as it creates jobs, increasing tax revenues to the country's budget and reducing the likelihood of creating monopolies. Digital innovation is a fundamental factor in the development and competition of small businesses. The article reveals the impact of computer technology on small firms in both positive and negative ways.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

В.В. Бут, канд. экон. наук, доцент А.В. Захарян, канд. экон. наук, доцент А.В. Придня, студент М.Е. Кушнир, студент

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-97-100

Аннотация. Актуальность темы исследования определяется тем, что именно малый бизнес является важным составляющим развития экономики многих стран, так как он создает рабочие места, увеличивая налоговые поступления в бюджет страны и уменьшая вероятность создания монополий. Цифровые инновации - основополагающий фактор развития и конкуренции небольших предприятий. В статье раскрыта тема влияния компьютерных технологий на малые фирмы как в позитивном, так и в негативном ключе.

Ключевые слова: малый бизнес, цифровые инновации, рыночная экономика, хозяйственная деятельность, развитие, окупаемость, прибыль, риски, государство.

Цифровые инновации на современном этапе развития человечества играют ключевую роль во всех сферах общественной жизни информационного общества. Под данным термином подразумевается автоматизация существующих производственных процессов и внедрение прорывных компьютерных технологий для упрощения и ускорения различной хозяйственной деятельности людей, что особенно способствует стремительному развитию бизнеса в условиях рыночной экономики.

В настоящее время Российская Федерация занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике, отставая, в том числе, от таких стран-лидеров, как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий, Россия занимает 38-е место [1].

Тенденция внедрения цифровых инноваций охватывает все сферы экономической и социальной жизни нашего государства. Не исключением являются представители российского предпринимательства, а именно его малой формы. Малый бизнес - основа экономического развития совре-

менной России. Преимущественный вклад государства в небольшие предприятия заключается в создании различных программ, которые способствуют использованию новейших компьютерных технологий в производственном процессе. В данной научной статье будут рассмотрены проблемы и перспективы, возникающие при работе с цифровыми технологиями в рамках малого бизнеса.

Важно отметить, что малый бизнес является одним из активнейших точек притяжения инновационных технологий, нововведений и перспективных разработок, поскольку он гораздо быстрее и гибче реагирует на изменения экономической среды, чем представители среднего или большого бизнеса. Это отличие от среднего и крупного бизнеса создается посредством меньших масштабов деятельности малого бизнеса - для достижения необходимого уровня инновационности малым предприятиям нужно на порядок меньше средств чем средним и большим. В условиях рыночной экономики малые предприятия обязаны пристально следить за постоянно меняющимися и совершенствующимися технологиям, лишь в таком случае фирма сможет продолжать быть

конкурентоспособной среди множества других организаций.

Рассмотрим, какие перспективы существуют в области цифровизации сферы малого предпринимательства:

1. Проведение управленческих процедур посредством использования компьютерных технологий открывают возможность предпринимателям более просто и эффективно отслеживать производственные процессы, автоматизировать принятие решений в сфере управления, вследствие чего это позволит снизить организационные риски и повысить экономическую эффективность малого бизнеса без прямого участия самих предпринимателей.

2. Такая инновационная технология как искусственный интеллект - невероятный помощник для современного производителя товаров и услуг. Собирая и фильтруя всю доступную информацию из сети интернет, данное достижение науки предоставляет возможность генерировать различные стратегические решения, которые в последствии могут заменить работу нескольких высокооплачиваемых аналитиков, тем самым сократить издержки на оплату труда персоналу.

3. С внедрением вышеперечисленных перспектив возникает довольно актуальная и серьезная проблема - кибератаки. Покушение и кража на конфиденциальность личных данных клиентов и информации о деятельности фирмы, которая может являться ее коммерческой тайной. В следствие этого при полном переходя на информационные технологии появляется угроза и вовсе в полной парализации деятельности малого предприятия. На данный момент блокчейн - главный источник ки-бербезопасности, обеспечивающий безопасное и децентрализованное хранение данных, тем самым уменьшая вероятность централизованных точек уязвимости.

Однако данный сектор экономики ограничен для внедрения дорогостоящих технологических продуктов, создания единой информационной базы, приобретения обширного спектра программных средств, невозможностью создания и разработки информационных систем без привлечения других организаций и отсутствие каче-

ственных специалистов в сфере информационных технологий для создания собственной инфраструктуры [2].

К примеру, самый базовый и необходимый предмет для ведения предпринимательской деятельности малого бизнеса -контрольная кассовая машина. Отсутствие данного предмета технологий сопровождается штрафом, в то время как покупка и дальнейшее обслуживание таких цифровых нововведений стоит довольно больших денег.

ККТ несомненно имеет множество преимуществ, которые значительно облегчают работу как рядовых сотрудников, так и руководителей организации с различными налоговым органами, предоставляя наиболее точную и достоверную информацию о произведенных фактах хозяйственной жизни. Средняя стоимость онлайн-кассы на 2024 год составила 20 650 рублей. Среднегодовое обслуживание обходится примерно в 19 500 рублей, куда включается фискальный накопитель, техническое обслуживание, ЭЦП, договор с ОФД, оплата услуг интернет-провайдера, расходные материалы для чеков, а также оплата работы квалифицированного специалиста по обслуживанию таких аппаратов. Данная стоимость обслуживания и покупки может стать важным вопросом для только открывшейся малой организации, но в последствии за счет увеличения эффективности деятельности быстро окупится.

На данный момент проблема внедрения цифровых инноваций заключается в малой заинтересованности самих предпринимателей. У большого количества владельцев малого бизнеса существует мнение, что цифровые инновации принесут лишь увеличение издержек, а существенного увеличения эффективности деятельности не принесут. Другие же предприниматели просто не горят желанием внедрять их, поскольку и до их возможного введения показатели эффективности деятельности были на приемлемом для них уровне.

Эта проблему полностью никак не искоренить, и даже при кажущемся полном внедрении цифровых инноваций останется некий мизерный процент предпринимате-

лей, которые и дальше будут скептически относится к информационным технологиям. Эту точку зрения также можно объяснить долгим периодом ожидания окупаемости и результатов. Многие владельцы малого бизнеса хотят, чтобы положительные результаты внедрения цифровых инноваций появились сразу после их внедрения, однако это весьма продолжительный процесс, который может занять несколько лет.

Также существует трудности с практическим пониманием цифровых инноваций среди предпринимателей. Эта проблема заключается в отсутствии компетенции у владельцев, поскольку немногие способны должным образом оценить преимущества введения новых технологий в свою деятельность [3].

Для решения всех представленных проблем в России существует различные комплексы мер, позволяющие нивелировать их влияние на общий процесс внедрения инноваций в сферу бизнеса:

1) Введение обязательств по использованию. Данная мера предполагает введение определенных штрафов за игнорирования необходимого на данный момент минимума технологий в своей деятельности. Примером на данный момент является упомянутая ранее контрольная кассовая машина, за отсутствие которой у предприятия в сфере торговли предусмотрен штраф. Стоит отметить, что помимо подобного стимулирования внедрения инноваций в малый бизнес, у государства есть и другой интерес - более эффективный контроль за деятельностью. Это необходимо для предотвращения теневых схем обхода налогов, тем самым сокращая воз-

можное недополучение денежных средств в бюджет.

2) Введение новых программ обучения. Эта мера предполагает возможность увеличения компетенций предпринимателей в вопросах инновационных технологий. Данные программы предполагают обучение уже новых граждан, желающих открыть свой бизнес, так и переквалификацию уже ведущих свою деятельность предпринимателей.

3) Программы поддержки малого бизнеса. Существующие меры поддержки в виде льготного кредитования и других льгот также предполагают и возможность использования полученных таким путем средств для внедрения инновационных технологий в деятельность малого бизнеса. Благодаря этому преодолевается также и проблема у некоторых предпринимателей в нехватке средств для усовершенствования своей деятельности.

Исходя из всего перечисленного можно сказать, что в России проходит активный процесс внедрения цифровых инноваций в малом бизнесе. При увеличении темпов проведения мер по стимуляции внедрения инновационных технологий, Российская Федерация имеет все шансы занять одно из лидирующих мест в сфере инновацион-ности малого бизнеса. На данный момент единственное препятствие этому - психология уже ведущих свою деятельность предпринимателей, но со временем продвижение преимуществ инновационных технологий даст свой результат, а также появится новое поколение предпринимателей, которые с самого начала своей деятельности уже будут заинтересованы во внедрении инновационных технологий.

Библиографический список

1. Бочарова О.Ф. Проблемы управления предпринимательским риском в условиях неопределенности / О.Ф. Бочарова, Н.А. Левочкин // Деловой вестник предпринимателя. -2022. - №8 (2). - С. 57-60.

2. Захарян А.В. Виды инвестиционных рисков, их минимизация и ее влияние на получаемый инвестиционный доход / А.В. Захарян, Е.В. Лукянченко // Эпомен. - 2018. - № 15. - С. 92-97.

3. Гаркуша Н.Р. Финансовые «лайфхаки» или персональное финансовое планирование в условиях кризиса / А.В. Захарян, Н.Р. Гаркуша, М.А. Киян, А.А. Антонцева, В.О. Моос, Е.М. Михайлова // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 8 (133). - С. 1066-1069.

4. Дробот Е.А. Влияние COVID-19 на экономику / Е.А. Дробот, Б.А. Четыз, А.В. Захарян // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. -№ 11-3 (50). - С. 142-145.

5. Кумпилов Н.Т. Сравнительный анализ методов оценки финансовых активов в сфере малого бизнеса / А.В. Захарян, Н.Т. Кумпилов, К.А. Назаретян // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27 (1). - С. 111-113.

6. Чижикова Н.Е. Финансовые риски предприятий и способы их минимизации / Н.Е. Чижикова, А.В. Захарян // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам 74-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2018 год. Ответственный за выпуск А.Г. Кощаев. - 2019. -С. 677-680.

7. Шаймухаметова А.В. Влияние пандемии COVID-19 на функционирование малого бизнеса / А.В. Шаймухаметова, О.Ф. Бочарова // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 77-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2021 год: в 3-х частях. - Краснодар, 2022. -С. 151-153.

8. Шипунова А.С. Применение информационных технологий в малом бизнесе // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - Москва, 2020.

DIGITAL INNOVATIONS IN SMALL BUSINESS: PROBLEMS AND PROSPECTS

V.V. Booth, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.V. Zakharyan, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.V. Pridnya, Student M.E. Kushnir, Student

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)

Abstract. The relevance of the research topic is determined by the fact that it is small business that is an important component of economic development in many countries, as it creates jobs, increasing tax revenues to the country's budget and reducing the likelihood of creating monopolies. Digital innovation is a fundamental factor in the development and competition of small businesses. The article reveals the impact of computer technology on small firms in both positive and negative ways.

Keywords: small business, digital innovation, market economy, economic activity, development, payback, profit, risks, government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.