УДК: 343.35
Никонов Павел Владимирович,
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Иркутского юридического института (филиала)
Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, ул. Шевцова, 1, г. Иркутск, Россия, 664035, e-mail: Nikonov_PV@mail.ru ORCID 0000-0100-0000-0004
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ И ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА, КАК ПРЕДМЕТ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Аннотация. В научной статье рассмотрены цифровые финансовые активы, а также цифровая валюта в качестве предмета взятки. С этой целью определено их правовое положение в системе правового регулирования. Анализ нормативных положений, содержащихся в актах законодательного регулирования позволил не только формально определить цифровые финансовые активы и цифровую валюту, но и выделить их спецификообразующие признаки. С учетом установленных особенностей они были соотнесены с предметом взяточничества и определено их место в структуре взятки.
Оценка складывающейся правоприменительной практики по уголовным делам о взяточничестве на примере конкретного судебного решения позволило наглядно продемонстрировать значение цифровой валюты, как иного имущества, образующего предмет взятки. Вместе с тем, отмечено, что среди специалистов в области уголовного права отсутствует единообразный подход в понимании сущности цифровых финансовых активов и цифровой валюты и возможности их отнесения к предмету взятки. В этой связи сделан вывод о необходимости совершенствования правового регулирования ответственности за взяточничество и предложены конкретные меры законодательного характера.
Ключевые слова: цифровые финансовые активы, цифровая валюта, цифровые права, иное имущество, взяточничество, предмет взятки.
Nikonov Pavel Vladimirovich,
Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines Irkutsk Law Institute (branch) of the University of Prosecutor's
Office of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Criminal Law,
Candidate of Legal Sciences,
st. Shevtsova, 1, Irkutsk, Russia, 664035
e-mail: Nikonov_PV@mail.ru
ORCID 0000-0100-0000-0004
DIGITAL FINANCIAL ASSETS AND DIGITAL CURRENCY AS SUBJECT OF
BRIBERY
Annotation. The scientific article examines digital financial assets, as well as digital currency as the subject of a bribe. For this purpose their legal position in the system of legal regulation was determined. The analysis of the regulations contained in the acts of legislative regulation allowed not only formally to define digital financial assets and digital currency, but also to identify their specific
features. Taking into account the established features, they were correlated with the subject of bribery and their place in the structure of the bribe was determined.
An assessment of the emerging law enforcement practice in criminal cases of bribery on the example of a specific court decision made it possible to clearly demonstrate the value of digital currency as another property forming the subject of a bribe. At the same time it was noted that there was no uniform approach among experts in the field of criminal law in understanding the essence of digital financial assets and digital currency and the possibility of their attribution to the subject of a bribe. In this regard, it is concluded that it is necessary to improve the legal regulation of liability for bribery and specific legislative measures were proposed.
Key words: digital financial assets, digital currency, digital rights, other property, bribery, the subject of a bribe.
Действующий в настоящее время федеральный закон от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (1 января 2021 года вступила в силу основная часть его норм) впервые определил понятия цифровых финансовых активов и цифровой валюты, их основные правила выпуска и оборота.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 данного Закона цифровыми
финансовыми активами являются цифровые права. При этом, как следует из положений, содержащихся в пункте 6 статьи 1 этого же Закона цифровые финансовые активы являются
разновидностью цифровых прав, наряду с иными цифровыми правами.
Цифровыми правами в ст. 141.1. Гражданского кодекса Российской федерации (введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 34-Ф3) «признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам».
Согласно пункту 2 статьи 1 указанного Закона цифровыми финансовыми активами признаются такие цифровые права, которые включают:
- денежные требования;
- возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
- права участия в капитале непубличного акционерного общества;
- право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
При этом, их выпуск, учет и обращение возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Таким образом, цифровые финансовые активы являются составной частью цифровых прав, которые, в свою очередь, являются разновидностью имущественных прав и могут быть признаны в этом качестве предметом взяточничества.
Пунктом 3 статьи 1 анализируемого Закона предусмотрено, что цифровой валютой признается совокупность электронных данных в виде цифрового кода или обозначения, содержащихся в информационной системе, которые могут быть использованы в качестве средства платежа или инвестиций. Вместе с тем, цифровая валюта не является денежной единицей Российской Федерации, иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей. В отношении цифровой валюты «отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных
данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам»1.
В Российской Федерации оборот цифровой валюты ограничен запретом на ее использования для оплаты товаров, работ, услуг (п. 7 ст. 14 Закона).
Учитывая особенности правового положения цифровой валюты
установленные ст. 22 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ст. 8) цифровой валютой признается имущество.
Поскольку взяточничество, являются криминальной разновидностью коррупции, то применяя ответственность за взяточничество цифровую валюту необходимо признавать «иным
имуществом».
Анализ немногочисленных судебных решений по уголовным дела о взяточничестве показывает, что цифровые финансовые активы
обоснованно признаются имущественными правами, а цифровая валюта имущество.
Показательным в этой связи является следующее судебное решение.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции гражданин З. признан виновным в том, что занимая должность начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом синтетических наркотических средств, психотропных, сильнодействующих,
новых психоактивных веществ, являясь должностным лицом получил взятку в виде иного имущества - цифровой валюты (криптовалюты) в размере 0,01 биткоина и 0,08 биткоина, на общую сумму 52 000 рублей, то есть в значительном размере, за совершение в пользу взяткодателя незаконных действий - разглашение сведений составляющих государственную тайну2. (Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2021 г. Дело № 5515/2021).
Вместе с тем, мониторинг мнений специалистов в области уголовного права, в частности, слушателей ФППиПК проходящих обучение в Иркутском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации о правовом положении цифровых финансовых активов и цифровой валюты и их месте в системе правового регулирования показывает, что
подавляющее большинство опрошенных не смогли правильно определить статус цифровых финансовых активов, как разновидности имущественного права и цифровой валюты, как имущества.
В этой связи, учитывая повышенную общественную опасность и
распространённость коррупционных
преступлений, связанных со
взяточничеством (ст. 290 - 2912 УК РФ), в целях совершенствования уголовно-правового противодействия их
совершению и в интересах обеспечения единообразного применения судами законодательства об ответственности за их совершение, предлагается дополнить диспозиции рассматриваемой группы преступлений указанием на предмет взятки в виде цифровых прав (составной частью которых являются цифровые финансовые активы) и цифровой валюты. Данное законодательное решение является
1 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ.
Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 марта 2021 г. Дело № 55-15/2021. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
своевременным и соответствует усиливающимся тенденциям
цифровизации общества и государства, позволит устранить правовые пробелы, образовавшиеся вследствие технического прогресса.
С учётом изложенного, предлагается внести в ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) следующие изменения: «В части 1 статьи 290 УК РФ текст уголовного закона «взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав» изложить в следующей редакции «взятки в виде денег,
ценных бумаг, цифровой валюты, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав, в том числе цифровых прав»».