Научная статья на тему 'Цифровой след и цифровая тень в контексте цифрового образования'

Цифровой след и цифровая тень в контексте цифрового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровой след / цифровая тень / цифровой двойник / цифровое образование / цифровая образовательная среда / безопасность / цифровая культура / digitalization / digital footprint / digital shadow / digital twin / digital education / digital educational environment / security / digital culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Галина Викторовна

Цель статьи заключается в выявлении значения цифрового следа и цифровой тени, в цифровом образовании. Новизна исследования заключается в том, что на основании анализа возможностей и рисков использования «цифровых слепков» в цифровом образовательном процессе, определены их перспективы в контексте цифровизации высшего образования. Показано, что цифровой след и цифровая тень, формирующие цифрового двойника участника образовательного процесса, являются неотъемлемыми атрибутами цифрового образования, которые, с одной стороны, способствуют непрерывному и индивидуализированному обучению. С другой стороны, порождают риски, которые могут негативным образом сказаться как на студентах и преподавателях, так и образовательной организации. Автор делает вывод о том, что перспективы использования цифровых следов и цифровых теней в условиях цифровизации высшего образования неоднозначны, поэтому для успешной реализации их потенциала необходимо уделить особе внимание обеспечению безопасности и защиты персональных данных участников цифрового образовательного процесса и развитию цифрой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Footprint and Digital Shadow in the Context of Digital Education

The purpose of the article is to identify the significance of the digital footprint and digital shadow in digital education. The novelty of the research lies in the fact that based on the analysis of the possibilities and risks of using "digital casts" in the digital educational process, the author identifies their prospects in the context of digitalization of higher education. The article shows that the digital footprint and digital shadow, which form the digital twin of the participant in the educational process, are integral attributes of digital education, which, on the one hand, contribute to continuous and individualized learning. On the other hand, they generate risks that can negatively affect both students and teachers, as well as the educational organization. The author concludes that the prospects for using digital footprints and digital shadows in the context of digitalization of higher education are ambiguous. Therefore, in order to successfully realize their potential, it is necessary to pay special attention to ensuring the security and protection of participants’ personal data in the digital educational process and the development of digital culture.

Текст научной работы на тему «Цифровой след и цифровая тень в контексте цифрового образования»

Г. В. Валеева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЦИФРОВОЙ СЛЕД И ЦИФРОВАЯ ТЕНЬ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель статьи заключается в выявлении значения цифрового следа и цифровой тени, в цифровом образовании. Новизна исследования заключается в том, что на основании анализа возможностей и рисков использования «цифровых слепков» в цифровом образовательном процессе, определены их перспективы в контексте цифровизации высшего образования. Показано, что цифровой след и цифровая тень, формирующие цифрового двойника участника образовательного процесса, являются неотъемлемыми атрибутами цифрового образования, которые, с одной стороны, способствуют непрерывному и индивидуализированному обучению. С другой стороны, порождают риски, которые могут негативным образом сказаться как на студентах и преподавателях, так и образовательной организации. Автор делает вывод о том, что перспективы использования цифровых следов и цифровых теней в условиях цифровизации высшего образования неоднозначны, поэтому для успешной реализации их потенциала необходимо уделить особе внимание обеспечению безопасности и защиты персональных данных участников цифрового образовательного процесса и развитию цифрой культуры.

Ключевые слова: цифровизация, цифровой след, цифровая тень, цифровой двойник, цифровое образование, цифровая образовательная среда, безопасность, цифровая культура.

G. V. Valeeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

DIGITAL FOOTPRINT AND DIGITAL SHADOW IN THE CONTEXT OF DIGITAL

EDUCATION

The purpose of the article is to identify the significance of the digital footprint and digital shadow in digital education. The novelty of the research lies in the fact that based on the analysis of the possibilities and risks of using "digital casts" in the digital educational process, the author identifies their prospects in the context of digitalization of higher education. The article shows that the digital footprint and digital shadow, which form the digital twin of the participant in the educational process, are integral attributes of digital education, which, on the one hand, contribute to continuous and individualized learning. On the other hand, they generate risks that can negatively affect both students and teachers, as well as the educational organization. The author concludes that the prospects for using digital footprints and digital shadows in the context of digitalization of higher education are ambiguous. Therefore, in order to successfully realize their potential, it is necessary to pay special attention to ensuring the security and protection of participants' personal data in the digital educational process and the development of digital culture.

Keywords: digitalization, digital footprint, digital shadow, digital twin, digital education, digital educational environment, security, digital culture.

DOI 10.22405/2304-4772-2023-1 -4-59-67

Актуальность исследования. Внедрение и использование цифровых технологий в высшем образовании сегодня выступает как тренд,

обусловленный всеобщей цифровизацией различных сфер общественной жизни. Следствием применения новых технологий в образовательном процессе университета явилось цифровое образование, ориентированное на обеспечение непрерывного доступа к знаниям и персонализированного обучения в цифровой среде. В широком смысле цифровое образование представляет собой «процесс взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате» [3]. Безусловно, такие современные технологии, как online-курсы, видеоконференцсвязь (ВКС), BigDatа (массивные объемы информации), Internet of Things (интренет вещей), облачные хранилища, аддитивное производство, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальности, блокчейн, сервисы для обмена информацией (например, web-приложение WhatsApp) и т.д., выступают теми инструментами, которые, благодаря реализации принципов мобильности, интерактивности, виртуализации, генерируемости, адаптивности и быстрой обратной связи, способствуют достижению необходимых образовательных результатов. Вместе с тем, в рамках цифрового образования, формируются «цифровой след» и «цифровая тень», которые определяют идентичность участников образовательного процесса, их взаимодействие в цифровой образовательной среде, а так же содействуют развитию инновационного образования.

Цель исследования заключается в определении роли и значения цифровых следов и цифровых теней в цифровом образовании.

Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:

• рассмотреть определение понятий «цифровой след» и «цифровая

тень»;

• показать возможности применения цифровых следов и цифровых теней в образовательном процессе современного университета;

• определить перспективы использования цифровых следов и цифровых теней в контексте цифровизации образования в высшей школе.

Методология исследования. Основными методами являются: анализ и синтез современных исследований по заявленной проблеме; системный и диалектический методы (определены целью и задачами исследования проблемы использования цифровых следов и цифровых теней в цифровом образовании).

Активное развитие и проникновение в повседневную жизнь человека цифровых технологий и электронных систем, обусловило появление понятия «цифровой след», которое встречается так же в трактовании «интернет-след», «кибертень», «цифровй отпечаток», «электронный след», «цифровая тень». В широком смысле, цифровой след используется для обозначения способности оцифрованной информации оставлять «отметку» на пути следования от пользователя к пользователю в цифровой среде; отслеживать, получать

сведения о ее перемещении и преобразовании с целью сбора, обработки и анализа данных [12, р.124].

В более узком смысле, цифровой след - это информация о действиях человека, которую он оставляет в глобальной сети Интернет или цифровых устройствах/платформах. Принято выделять активные и пассивные цифровые следы. Например, размещение в социальных сетях личных постов, фото, аудио/видео, авторизация на сайтах (создание аккаунта) и совершение online-заявок/покупок, активная геолакация на смартфоне и т.п., свидетельствует о намеренных действиях пользователя в цифровой среде и оставлении активного цифрового следа. Пассивные цифровые следы формируются непроизвольно: история посещения и просмотров веб-сайтов, запросы поисковой системы, информация о гаджете/устройстве, с которого получает информацию пользователь. Речь идет о «цифрой тени», которая в отличие «от цифрового следа, создается автоматически, без согласия на то самой личности и является представителем человека в цифровом пространстве. Формируется она так же, как и цифровой след... Разница между ними в том, что цифровой след можно контролировать и изменять, а цифровую тень - нет» [5, c. 121]. Следовательно, цифровая тень - это открытая информация о человеке, оставленная им в цифровой среде непреднамеренно. Кроме того, активный цифровой след пользователь может сделать как общедоступным, так и закрытым. К общедоступным цифровым следам следует относить те данные, которые может увидеть любой участник цифровой среды. Закрытые цифровые следы «доступны только определенному кругу лиц (в пределах инфо-коммуникационной сети организации, информация о посетителях веб-сайта, расположенная на конкретном сервере, и т. д.)» [7]. Цифровая тень предоставляет данные в свободный доступ, ограничить или закрыть который нельзя, что открывает возможность использования персональной информации сторонними пользователями с целью манипулирования и осуществления контроля над жизнедеятельностью и личностью человека.

Важно отметить, что деятельность пользователя в цифровой среде, оставление цифрового следа и цифровой тени указывает на создание цифрового профайла или цифрового двойника человека. В. Н. Назаров подчеркивает, что «облачное бытие» цифрового двойника «можно считать эквивалентом иррациональных глубин человеческой персоны... за моделью цифрового двойника стоит пользователь личного информационного пространства, который в некоем «симулятивно-творческом порыве» к информационной коммуникации создает своего «героя» информационного двойника, «сердцем» которого является персональная модель, построенная на массиве больших данных (Big Data) сумме информации, которую персона когда-либо поставила цифровому миру» [9, c. 142].

В образовательном процессе современного университета, цифровой след и цифровая тень формируются участниками цифровой среды при использовании цифровых технологий для решения образовательных задач. Исследователи отмечают, что «цифровая образовательная среда является важным условием взаимодействия обучающегося и преподавателя. Такая среда

должна не только обеспечивать доступ к опЛпе-материалам, но и формировать у обучающегося индивидуальную траекторию развития, за счет внедрения различных механизмов индивидуализации обучения. В контексте именно таких исследований возникает понятие «цифровой след»...» [2].

Согласно проекту «Университет 20.35» цифровой след в образовании -это «уникальный набор представленных в электронной форме данных о зафиксированных действиях, а также процессных, контекстных и иных обстоятельствах деятельности пользователя, групп пользователей или работы информационно-коммуникационных систем» [10].

Основополагающими характеристиками цифрового следа являются:

- «данные о диагностике человека;

- данные о намерениях;

- данные образовательного содержания;

- данные образовательного процесса;

- данные образовательного опыта;

- данные оценки образовательного результата;

- данные участия в деятельности» [10].

Как видим, информация, полученная с помощью цифрового следа весьма разнообразна, и указывает на множество аспектов образовательной деятельности, как студентов, так и преподавателей, на протяжении всего времени обучения, что является весьма важным в связи с реализацией концепции непрерывного образования. Так же, учитывая то, что в условиях цифрового образования создается цифровой двойник участника образовательного процесса, данные цифрового следа позволяют сформировать его цифровую репутацию [8], которая отражает личностные и профессиональные качества человека в цифровой образовательной среде. По мнению современных исследователей, модель цифрового двойника обучаемого «является неотъемлемой частью систем интеллектуального и адаптивного обучения и содержит информацию об эффективных стратегиях обучения и текущем уровне знаний учащегося... создание цифрового двойника обучаемого позволит узнать, как он усвоил все ранее изученные темы, и оценить уровень остаточных знаний по каждой из них, определить периодичность повторения учебного материала для поддержания его в активной форме, выяснить, в каком виде и в рамках какой учебной стратегии обучаемый лучше овладевает информацией» [6]. Тогда как цифровой двойник преподавателя - это «результат моделирования деятельности преподавателя, осуществляющего выбор соответствующих тегов на основе закономерностей ЦС преподавателя» [4]. В тоже время, цифровой след и цифровая тень формируют цифрового двойника университета, который выполняет свои функции в цифровой образовательной среде [1].

К активным цифровым следам в цифровом образовании можно отнести: создание цифрового портфолио студента; выполненные задания в онлай-курсе; электронное тестирование (например, в обучающей системе МооШе); электронная презентация; подкаст; сообщения (в том числе аудио/видео) в чате/мессенджере/социальной сети; письма электронной почты; совместная

редакция текстов/таблиц (цифровая доска); публикация научного исследования (зафиксированная, например, в РИНЦ); выступление на цифровых «площадках» (вебинар) или в виртуальных аудиториях (online -лекция) и т.д.

Цифровые тени формируются участниками цифровой среды в процессе регистрации на цифровых образовательных платформах; автоматизированных поисков информации на сайтах, предоставляющих учебный контент; использования средств связи (данные мессенджеров, социальных сетей, online-конференций); во время сессий, которые охватывают работу в образовательном online-пространстве от первой открытой ссылки до закрытия последней).

Фиксация, сбор и анализ информации, полученной при помощи цифровых следов и теней, позволяет:

- студентам, во-первых, занимать активную позицию в цифровом образовании; во-вторых, сформировать знания, умения и навыки, необходимые для реализации в будущей профессиональной деятельности; в-третьих, «осуществить процесс самоанализа образовательной деятельности, выявить слабые стороны в обучении» [2]; в-четвертых, получать образование по индивидуальному образовательному маршруту;

- преподавателям - эффективно организовывать и осуществлять учебный процесс в цифровой образовательной среде; осуществлять диагностику успеваемости, заинтересованности и активности, сформированности компетенций, показателей командной работы и продвижения студентов по индивидуальной образовательной траектории; «воздействовать на учебную мотивацию студентов, актуализируя их познавательный интерес» [11]; оценивать стратегию развития и профессиональное становление обучающихся;

- университетам - «отслеживать интерес к вузу как на официальном сайте, так и в социальных сетях со стороны, например, абитуриентов, что даст возможность скорректировать профориентационную стратегию вуза» [11]; повышать конкурентоспособность и укреплять имидж университета в условиях цифровизации высшего образования.

Таким образом, аналитика данных, полученных при помощи цифровых следов и цифровых теней в цифровом образовании высшей школы, способствует:

- во-первых, организации и управлению образовательным процессом в цифровой среде. Это указывает на то, что активные и пассивные цифровые следы используются для построения и оптимизации индивидуальной образовательной траектории студента;

- во-вторых, менеджменту образовательной организации, в таких аспектах как обеспечение качества, доступности и непрерывности образования; адаптации работы университета к инновационной образовательной деятельности; формированию имиджа вуза;

- в-третьих, формированию и укреплению цифровой репутации участников цифровой образовательной среды как цифровых двойников, которые коммуницируют в соответствии с определенными нормативными установками; а так же цифрового университета как двойника аналогового вуза,

осуществляющего свою образовательную деятельность в цифровой среде на основе управления массивом данных с использованием цифровых технологий.

Вместе с тем, применение цифровых следов и цифровых теней в образовательном процессе современного университета, не исключает риска утечки персональной информации (намеренно или непреднамеренно выложенной в доступ участниками цифровой образовательной среды) и ее использования сторонними людьми в негативных целях: кибербуллинг (травля в цифровом пространстве); киберсталкинг (навязчивое внимание, оскорбления, угрозы); доксинг (распространение в сети Интернет личной информации пользователя для последующего запугивания или шантажа); спам-рассылка, создание страницы или аккаунта (в социальной сети и образовательной платформе) с дублирующей информацией другого пользователя или образовательной организации и т.д.

В этой связи, используя цифровые следы и цифровые тени в цифровом образовании, следует придерживаться некоторых условий:

- актуализация защиты и конфиденциальности персональных данных всех участников цифровой образовательной среды;

- фиксация, сбор, анализ данных должны быть максимально объективны, допустимы и корректны с этической точки зрения;

- проведение открытых занятий для студентов и организация курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава по проблемам цифровой этики и цифрового этикета;

- акцентирование внимания на формирование и развитие цифровой и медийно-информационной грамотности всех пользователей цифровой образовательной среды;

- мониторинг данных и информации участников цифровой образовательной среды (в том числе образовательной организации), расположенной в открытом доступе (например, социальные сети)

- формирование информационно-аналитических материалов на основе данных и информации об образовательной организации.

Выводы. Цифровой след и цифровая тень, формирующие цифрового двойника участника образовательного процесса, являются неотъемлемыми атрибутами цифрового образования в высшей школе, направленного на индивидуализацию и непрерывность обучения. Потенциал использования цифровых слепков», оставленных намеренно и непроизвольно в цифровой образовательной среде, указывают, с одной стороны, на уникальные возможности для развития инновационной образовательной деятельности университета. Однако, с другой стороны, не исключены риски, которые могут негативным образом сказаться на ключевых акторах цифрового образования -студентах, преподавателях, самой образовательной организации. Поэтому, перспективы использования цифровых следовой и цифровых теней в условиях цифровизации высшего образования неоднозначны. В данном контексте, необходимо сосредоточиться на нормативном регулировании защиты персональных данных участников цифровой образовательной среды; развитии цифровой культуры, которая будет включать в себя умение пользоваться

цифровыми инструментами и осознание рисков их применения, этики безопасности в цифровой среде, а так же умение аналитически и критически воспринимать информацию и эффективно коммуницировать в цифровом образовательном пространстве.

Литература

1. Акулли М., Островская А. А. Цифровой двойник в современных условиях // Горизонты экономики. 2022. № 6 (72). С. 62-67.

2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Пчелякова В. В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-mininskogo-universiteta?i=1123981 (дата обращения: 20.11.2023).

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Московский педагогический журнал. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36.

4. Горлушкина Н. Н., Насыров Н. Ф., Липина О. А. Цифровой двойник преподавателя как инструмент управления процессом формирования индивидуальных заданий // Экономика. Право. Информация. 2021. № 2. С. 4955.

5. Дорохина Р. В., Лаврёнов С. В. Этические проблемы цифровизации в системе образования // Век глобализации. 2021. № 2 (38). С. 118-123.

6. Дьяченко М. С., Леонов А. Г. Цифровой след в образовании как драйвер профессионального роста в цифровую эпоху // E-Management. 2022. Т. 5, № 4. С. 23-30.

7. Зайцева С. А., Смирнов В. А. Аксиологический подход к понятию цифрового следа // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 3. С. 79-87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-k-ponyatiyu-tsifrovogo-sleda (дата обращения: 20.11.2023).

8. Кулага А. В. Формирование и управление цифровой репутацией // Бизнес-пульс : Междунар. науч.-практ. студ. конф., Минск, 28 окт. 2022 г. : сб. материалов. Минск: Ин-т бизнеса БГУ, 2023. С. 198-201. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/293980 (дата обращения: 20.11.2023). Доступ на сайте Электрон. б-ки БГУ.

9. Назаров В. Н. Цифровой двойник как субъект информационной этики // Этическая мысль. 2020. Т. 20, № 1. С. 142-154.

10. Стандарт цифрового следа // Университет НТИ 2035 : офиц. сайт. URL: https://standard.2035.university (дата обращения: 20.11.2023).

11. Чуркина Н. А. Цифровой след в аспекте электронного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 11 (125). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-sled-v-aspekte-elektronnogo-obucheniya (дата обращения: 20.11.2023).

12. Olinder N., Tsvetkov A., Fedyakin K., Zaburdaeva K. Using digital footprints in social research: an interdisciplinary approach // WISDOM. 2020. № 3. P. 124-135.

References

1. Akulli M., Ostrovskaya A. A. Tsifrovoy dvoynik v sovremennykh usloviyakh [Digital twin in modern conditions], Gorizonty ekonomiki, 2022, No. 6 (72), Pp. 62-67, URL: https://elibrary.ru/mkzjes (accessed: 20.11.2023). [In Russian]

2. Vayndorf-Sysoyeva M. E., Pchelyakova V. V. Perspektivy ispolzovaniya tsifrovogo sleda v obrazovatelnom i nauchnom protsessakh [Prospects for using the digital footprint in educational and scientific processes], Vestnik of Minin University, 2021, Vol. 9, No. 3 (36), URL: https: //cyberleninka.ru/j ournal/n/vestnik-mininsko go-universiteta?i=1123981 (accessed: 20.11.2023) [In Russian]

3. Vayndorf-Sysoyeva M. E., Subocheva M. L. «Tsifrovoye obrazovaniye» kak sistemoobrazuyushchaya kategoriya: podkhody k opredeleniyu ["Digital education" as a systemic category: approaches to definition], Moscow Pedagogical Journal, 2018, No. 3, Pp. 25-36, URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovoe-obrazovanie-kak-sistemoobrazuyuschaya-kategoriya-podhody-k-opredeleniyu (accessed: 20.11.2023) [In Russian]

4. Gorlushkina N. N., Nasyrov N. F., Lipina O. A. Tsifrovoy dvoynik prepodavatelya kak instrument upravleniya protsessom formirovaniya individual'nykh zadaniy [The digital double of a teacher as a tool for managing the process of forming individual tasks for students], Economy. Law. Society, 2021, No. 2, Pp. 49-55, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-dvoynik-prepodavatelya-kak-instrument-upravleniya-protsessom-formirovaniya-individualnyh-zadaniy (accessed: 20.11.2023) [In Russian]

5. Dorokhina R. V., Lavronov S. V. Eticheskiye problemy tsifrovizatsii v sisteme obrazovaniya [Ethical Problems of Digitalization in the Education System], Vek Globalizatsii [Age of Globalization], 2021, No. 2 (38), Pp. 118-123. [In Russian]

6. Dyachenko M. S., Leonov A. G. Tsifrovoy sled v obrazovanii kak drayver professional'nogo rosta v tsifrovuyu epokhu [Digital footprint in education as a driver of professional growth in the digital age], E-Management, 2022, Vol. 5, No. 4, Pp. 23-30, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-k-ponyatiyu-tsifrovogo-sleda (accessed: 20.11.2023) [In Russian]

7. Zaytseva S. A., Smirnov V. A. Aksiologicheskiy podkhod k ponyatiyu tsifrovogo sleda [Axiological approach to the concept of digital footprint], Noosfernyye issledovaniya, 2021, No. 3, Pp. 79-87, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-k-ponyatiyu-tsifrovogo-sleda (accessed: 20.11.2023) [In Russian]

8. Kulaga A. V. Formirovaniye i upravleniye tsifrovoy reputatsiyey [Building and managing digital reputation], Business-pulse: International Scientific and Practical Student Conference, Minsk, 28 October 2022, Minsk, In-t biznesa

BGU Publ., 2023, Pp. 198-201, URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/293980 (accessed: 20.11.2023). [In Russian]

9. Nazarov V. N. Tsifrovoy dvoynik kak sub"yekt informatsionnoy etiki [Digital twin as subject of information ethics], Eticheskaya mysl' [Ethical Thought], 2020, Vol. 20, No. 1, Pp. 142-154. [In Russian]

10. Standart tsifrovogo sleda [Digital footprint standard], Universitet NTI 2035, URL: https://standard.2035.university (accessed: 20.11.2023) [In Russian]

11. Churkina N. A. Tsifrovoy sled v aspekte elektronnogo obucheniya ["Digital footprint" in the aspect of electronic learning], Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal [International Research Journal], 2022, No. 11 (125), URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-sled-v-aspekte-elektronnogo-obucheniya (accessed: 20.11.2023) [In Russian]

12. Olinder N., Tsvetkov A., Fedyakin K., Zaburdaeva K. Using digital footprints in social research: an interdisciplinary approach, WISDOM, 2020, No 3, Pp. 124-135.

Статья поступила в редакцию 23.11.2023 Статья допущена к публикации 15.12.2023

The article was received by the editorial staff23.11.2023 The article is approved for publication 15.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.