Теория и практика общественного развития. 2023. № 5. С. 128-132. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 5. P. 128-132.
Научная статья УДК 346.62
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.5.18
Цифровой рубль как инструмент противодействия теневой и криминальной экономической деятельности в России
Иван Сергеевич Лапшин
Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3942-1657
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, высокой долей теневой экономики в России, с другой - способностью цифрового рубля быть высокоэффективным инструментом противодействия теневой и криминальной экономической деятельности. В статье рассмотрены свойства цифрового рубля, позволяющие ему служить средством предупреждения и пресечения экономических и финансовых правонарушений. Сделан важный вывод, что цифровая форма валюты имеет возможность сократить или даже искоренить теневой сектор экономики лишь при том условии, что она станет единственной легальной формой денег, а их наличная и безналичная формы будут упразднены. Проанализированы недостатки законопроектов, находящихся в Государственной думе Федерального Собрания РФ в связи с внедрением цифрового рубля, и сформулированы рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: цифровой рубль, цифровая валюта, цифровые деньги, теневая экономика, криминальная экономика, цифровая экономика, экономическая безопасность
Для цитирования: Лапшин И.С. Цифровой рубль как инструмент противодействия теневой и криминальной экономической деятельности в России // Теория и практика общественного развития. 2023. № 5. С. 128-132. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.5.18.
Original article
Digital Ruble as a Tool to Counteract Shadow and Criminal Economic Activity in Russia Ivan S. Lapshin
Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3942-1657
Abstract. The relevance of the research topic is due, on the one hand, to the high share of the shadow economy in Russia and the ability of the digital ruble to be a highly effective tool to counter shadow and criminal economic activity, on the other. The article examines the properties of the digital ruble, allowing it to serve as a means of preventing and suppressing economic and financial offenses. One important conclusion is that the digital form of currency has the ability to reduce or even eradicate the shadow economy only if it becomes the only legal form of money, while cash and non-cash forms will be abolished. The shortcomings of bills in the State Duma of the Russian Federation in connection with the introduction of the digital ruble are analyzed, and recommendations for their elimination are formulated.
Keywords: digital ruble, digital currency, digital money, shadow economy, criminal economy, digital economy, economic security
For citation: Lapshin, I.S. (2023) Digital ruble as a tool to counter shadow and criminal economic activity in Russia. Theory and Practice of Social Development. (5), 128-132. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.5.18 (In Russian).
По данным Росстата, размер теневой экономики в России в 2021 г. составил более 18 % ВВП. Согласно исследованию, проведенному Международной ассоциацией бухгалтеров АССА1, на долю теневой экономики в стране в 2020 г. приходилось 39,37 %. Это подтверждается и другими данными (Хабриева, 2016).
Значительная доля теневой экономики, высокий уровень криминализации и коррупции вкупе с отставанием в области разработки и внедрения перспективных технологий цифровой экономики официально признаны угрозами экономической безопасности России2. Одним из ин-
1 Emerging from the shadows: The shadow economy to 2025 [Электронный ресурс] : Professional insight report // ACCA. 2017. URL: https://www.accaglobal.com/gb/en/professional-insights/global-economics/Emerging-from-the-shadows.html (дата обращения: 05.04.2023).
2 О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102432051 (дата обращения: 12.05.2023).
© Лапшин И.С., 2023
струментов противодействия им призван быть цифровой рубль, пилотный этап внедрения которого стартовал 1 апреля 2023 г. Данный этап предполагает проведение операций с реальными цифровыми рублями с привлечением небольшого числа клиентов 15 банков, отобранных ЦБ РФ.
Каким образом цифровой рубль способен снизить долю теневой экономической активности в России? Каковы риски введения цифровой валюты для отечественной экономики? Какие проблемы нормативно-правового обеспечения запуска новой формы рубля существуют на сегодняшний день? Постараемся найти ответы на эти вопросы.
Цифровая валюта ЦБ РФ как высокоэффективный инструмент противодействия теневой экономической деятельности обладает следующими свойствами.
Индивидуальная определенность цифрового рубля. Цифровой рубль в отличие от безналичных денег имеет индивидуально-определенные признаки. Это не просто уникальный цифровой код. Это может быть любая информация, например дата эмиссии каждого рубля, цепочка сделок с ним, целевое назначение.
Если сейчас при даче взятки серии и номера купюр переписываются в протокол и после «взятия с поличным» осуществляется их сверка, то после замены всех форм денег цифровым рублем в этом отпадет необходимость. Более того, взяткодатель, зная о том, что ему не удастся сохранить анонимность и конфиденциальность, скорее всего, воздержится от дачи взятки. Если сейчас к чиновнику могут возникнуть вопросы о законности получения средств на совершение крупной покупки, то после полной замены наличных и безналичных денег цифровыми будет известно происхождение каждого рубля.
Прозрачность для контроля со стороны государства. Удобство отслеживания транзакций является едва ли не главным преимуществом цифрового рубля. Например, сейчас следить за наличными платежами почти невозможно. Безналичные транзакции отследить гораздо проще, но все равно для этого требуется привлечение к сотрудничеству банков, которые, по сути, должны нарушать банковскую тайну. Цифровой рубль отслеживать удобнее, так как вся информация о транзакциях и лицах, их совершивших, записывается и хранится в базе Центрального банка Российской Федерации (Симакова, Гурнина, 2021; Шиленок, Фокина, 2021).
Для совершения платежей в цифровой валюте необходима идентификация. Поскольку у каждого цифрового рубля есть уникальный цифровой код, постольку государство может легко отследить доходы и расходы как юридических, так и физических лиц; выявить операции, с которых не были уплачены налоги; проверить, что средства, выделяемые в рамках госконтрактов, программ или субсидий, не расходуются на иные цели.
Универсальность цифрового рубля как средства платежа. В отличие от наличных денег, которые нельзя использовать онлайн, и безналичных денег, которыми невозможно расплатиться в отсутствие доступа к сети Интернет, цифровые рубли можно применять для расчетов как онлайн, так и офлайн - с помощью технологии беспроводной передачи данных малого радиуса действия (например, NFC). При этом развитие онлайновых и офлайновых кошельков должно осуществляться одновременно, для того чтобы повысить заинтересованность потребителей в использовании цифрового рубля в качестве заменителя наличных денег и снизить давление на банковские депозиты (Кочергин, 2022).
Таким образом цифровой рубль сочетает в себе свойства как наличных денег, так и безналичных1. Универсальность цифрового рубля позволит постепенно ограничить оборот наличных и безналичных денег и в долгосрочной перспективе полностью запретить его.
В.М. Попова отмечает, что, «например, в Сингапуре, где электронные деньги признаны платежным средством и, более того, государство является их единственным эмитентом, теневой сектор развивается здесь медленными (по сравнению с мировыми показателями) темпами. На примере Швеции видно также, что отказ от наличных расчетов позволяет не только вывести предприятия и предпринимателей из тени, но и снизить уровень криминогенности, так, в данной стране практически до нуля снизилось количество ограблений банков, подделка электронных денег стала практически невозможной» (2018: 43).
Способность быть инструментом противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем. Как отмечают Д.Е. Симакова и Д.А. Гурнина, «цифровой рубль может быть использован против веерного и миксерного обналичивания, так как он позволяет выявлять фиктивные основания перевода денежных средств иным лицам. Веерное обналичивание представляет собой перевод грязных денег от юридического лица в адрес множества подставных физических лиц - получателей по различным фиктивным основаниям - мелкими суммами в целях обхода автоматизированных систем контроля (лимиты на зачисление
1 Концепция цифрового рубля [Электронный ресурс] // Центральный банк РФ. 2021. Апр. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf (дата обращения: 12.05.2023).
средств от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, BIN/PAN коды сторонней карты и др.). Схемы миксерного обналичивания являются более сложными к выявлению, так как связаны со сложным и запутанным движением "грязных" денег по длинной цепочке счетов подставных физических лиц. Такие деньги заходят в систему как персональные расчеты, но применение цифрового рубля позволит минимизировать количество данных переводов и улучшить эффективное расходование бюджетных средств» (2021).
Появление в России новой формы денег таит в себе немало рисков.
Во-первых, цифровая валюта способна выступать мощным средством противодействия теневой экономике только в том случае, если все субъекты экономической деятельности будут обязаны иметь цифровые счета и осуществлять через них операции. При этом деньги в наличной и безналичной формах должны полностью выйти из обращения. В актуальных условиях альтернативного использования всех трех форм валюты - наличной, безналичной и цифровой - эффективность цифрового рубля как инструмента противодействия экономическим и финансовым правонарушениям существенно снижается. Платежи в цифровых рублях могут лишь помочь выявить подозрительные операции и переводы денежных средств. Отмывать денежные средства и дальше преступникам позволит криптовалюта. В сложных коррупционных схемах продолжат применяться наличные деньги, которые почти невозможно отследить (Симакова, Гурнина, 2021).
Во-вторых, идея тотального перехода на цифровой рубль и полного запрета на оборот обычных безналичных и наличных денег хороша, но имеет существенный недостаток: технологические решения в централизованных системах уязвимы с точки зрения работы в условиях природных катаклизмов, военных действий и других подобных событий. Наличные деньги в этом смысле гораздо надежнее. Если цифровой рубль станет единственным расчетным и платежным средством, то внезапное уничтожение инфраструктуры его обращения будет означать уничтожение денежной системы страны с катастрофическими последствиями для экономики1.
В-третьих, существующая система может не справиться с угрозами для новой формы валюты. К числу таких угроз можно отнести хищение профиля пользователя через взлом личного кабинета или из-за ошибки при идентификации; слабый уровень защиты финансовых организаций, которые открывают и пополняют кошельки клиентов, осуществляют переводы и платежи по их поручению; повторное использование одной и той же цифровой валюты при офлайн-расчетах. Не исключено и вмешательство в распределенный реестр злоумышленника, имеющего соответствующий доступ к системе изнутри2. Не следует забывать, что киберпреступность идет в ногу с киберзащитой.
В-четвертых, низкий уровень цифровой грамотности значительной части населения с высокой долей вероятности создаст трудности в реализации проекта. Для многих граждан, особенно старшего поколения, возможность оплаты при помощи, например, QR-кода, технологии распознавания лиц или посредством бесконтактных транзакций вызовет серьезные затруднения (Каменская, 2021). Кроме того, нельзя забывать, что Россия - огромная страна. В некоторых отдаленных регионах до людей еще не дошли технологии банковских карт, не говоря уже о цифровом рубле. Обучение этого пласта людей новым технологиям, «оцифровывание» их жизненного пространства будет сложной и дорогостоящей задачей для государства. Ее реализация может растянуться не на годы, а на десятилетия (Рожнова, 2021).
В-пятых, резкое сокращение доли теневой экономики в случае тотального перехода на цифровой рубль может привести к уничтожению части бизнеса, повышению уровня безработицы и другим негативным социально-экономическим последствиям. Теневая экономика - это не только криминальный бизнес, но и обычные предприятия, которые не полностью уплачивают налоги или не указывают достоверные сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности. При этом они обеспечивают население продуктами, услугами, занятостью, платят людям зарплаты. В России есть большое количество организаций, которые при полностью белом налогообложении станут нерентабельными. Тотальный переход на цифровую форму рубля однозначно усложнит их работу. Поэтому переход на цифровой рубль как единственное расчетное и платежное средство должен быть постепенным, поэтапным, с учетом особенностей российского бизнеса.
В-шестых, «на фоне отставания в подготовке нормативной правовой основы цифровых коммуникаций, а также несовершенства правового регулирования принципов цифровизации экономики следует ожидать роста числа киберпреступлений, основанных на утечке персональных данных владельцев цифровых счетов, внедрения и использования противоправных механизмов злоумышленников» (Городнова, 2021: 678).
1 Аитов Т. Цифровой рубль: риски [Электронный ресурс] // Finversia.ru. 2020. 25 нояб. URL: http://www.finversia.ru/publication/ocenka/tsifrovoi-rubl-riski-85481 (дата обращения: 18.03.2023).
2 Раксина А. Цифровая валюта центробанков: что нужно знать // ТАСС : информ. агентство. 2020. 23 дек. URL: http://tass.ru/ekonomika/10331451 (дата обращения: 16.03.2023).
В настоящее время на рассмотрении Государственной думы находятся два законопроекта в связи с внедрением цифрового рубля - проект федерального закона № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля»1 и проект федерального закона № 270852-8 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровом рубле)»2. Некоторые их положения представляются спорными.
Прежде всего это касается единства применения терминов. Так, использование термина «кошелек» в качестве синонима термина «цифровой счет» представляется излишним и создает ненужную путаницу. Термин «цифровой счет» является вполне достаточным, чтобы отграничить новый вид банковского счета от иных.
Также вызывает вопросы использование в законопроекте № 270852-8 терминов «оператор платформы цифрового рубля» и «участник платформы цифрового рубля». Поскольку цифровой счет понимается как вид банковского счета, правильнее было бы применять устоявшиеся, уже имеющиеся в ГК РФ понятия, обозначающие стороны договора банковского счета: клиент (владелец счета) и банк.
Представляется обоснованной идея Н.В. Городновой о разработке и принятии специального «федерального закона о цифровом рубле, в котором прописывались бы основные новеллы, связанные с выпуском Центробанком России цифрового рубля, позволяющие проводить трансакции как в онлайн-, так и в офлайн-режиме, осуществлять защиту и контроль со стороны единого эмитента» (2021: 678-679).
В результате исследования можно сформулировать следующие основные выводы:
- цифровой рубль способен стать мощным оружием государства в борьбе с теневым сектором экономики. Потенциал такого оружия может быть в полной мере реализован только в условиях тотальной замены наличной и безналичной форм валюты ее цифровой формой. Цифровой рубль в долгосрочной перспективе должен стать единственной формой денег в России;
- в ходе борьбы с угрозами экономической безопасности необходимо активно повышать уровень финансовой грамотности населения в целом и в сфере использования цифровой валюты, противодействия мошенникам в частности;
- при доработке законопроектов № 270852-8 и 270838-8 из их текста следует исключить термины-синонимы и термины-дублеры.
Список источников:
Городнова Н.В. Цифровой рубль: анализ перспектив и последствий // Экономическая безопасность. 2021. Т. 4, № 3. С. 671-684. http://doi.Org/10.18334/ecsec.4.3.111937.
Каменская К.В. К вопросу о введении цифрового рубля как инструмента противодействия экономическим и финансовым правонарушениям // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 25. С. 77-84.
Кочергин Д.А. Цифровые валюты центральных банков: опыт внедрения цифрового юаня и развитие концепции цифрового рубля // Russian Journal of Economics and Law. 2022. Т. 16, № 1. С. 51-78. http://doi.org/10.21202/2782-2923.2022.1.51-78.
Попова В.М. Электронные деньги как инструмент борьбы с теневой экономикой // Economics. 2018. № 1 (33). С. 42-48.
Рожнова М.А. Предпосылки появления в Российской Федерации цифрового рубля // Трансформация экономической и правовой системы России: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. студенческой конф. / отв. ред. С.И. Ашмарина, А.П. Жабин. Самара, 2021. С. 69-71.
Симакова Д.Е., Гурнина Д.А. Цифровой рубль как инструмент противодействия финансовым преступлениям // Российский экономический интернет-журнал. 2021. № 2. С. 1-11.
Хабриева Т.Я. Правовые проблемы финансовой безопасности России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. № 10. С. 48-54.
Шиленок А.О., Фокина О.Г. Внедрение цифрового рубля в качестве механизма защиты от экономических и финансовых правонарушений // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность-2021) : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. Уфа, 2021. Т. 1. С. 353-359.
References:
Gorodnova, N.V. (2021) The digital ruble: An analysis of prospects and consequences. Economic Security. 4 (3), 671-684. Available from: doi:10.18334/ecsec.4.3.111937. (In Russian)
Kamenskaya, K.V. (2021) Toward the Introduction of the Digital Ruble as a Tool to Combat Economic and Financial Offenses. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie. (25), 77-84. (In Russian)
1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля [Электронный ресурс] : законопроект № 270838-8 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/270838-8 (дата обращения: 05.04.2003).
2 О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровом рубле) [Электронный ресурс] : законопроект № 270852-8 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/270852-8 (дата обращения: 05.04.2003).
Khabrieva, T.Ya. (2016) Legal problems of financial security in Russia. Herald of Economic Justice. (10), 48-54. (In Russian) Kochergin, D.A. (2022). Central Bank digital currencies: Experience of introducing a digital Yuan and development of a digital ruble conception. Russian Journal of Economics and Law. 16 (1), 51-78. Available from: doi:10.21202/2782-2923.2022.1.51-78. (In Russian) Popova, V.M. (2018) The use of electronic money as a tool to combat shadow economy. Economics. (1), 42-48. (In Russian) Rozhnova, M.A. (2021) Prerequisites for the Emergence of Digital Ruble in the Russian Federation. In: Ashmarina, S.I. & Zhabin, A.P. (eds.) Transformation of the Economic and Legal System of Russia: Problems and Prospects: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Student Conference. Samara, Samarskii Gosudarstvennyi Ehkonomicheskii Universitet, 69-71. (In Russian) Shilenok, A.O. & Fokina, O.G. (2021) Introduction of Digital Ruble as a Protection Mechanism from Economic and Financial Offences. In: Problems of Ensuring Security (Security-2021): Proceedings of the III International Scientific-Practical Conference. Vol. 1. Ufa, Ufimskii Gosudarstvennyi Aviatsionnyi Tekhnicheskii Universitet, 353-359. (In Russian)
Simakova, D.E. & Gurnina, D.A. (2021) Digital ruble as a tool to counter financial crimes. Russian Economic Internet Journal. (2), 1-11. (In Russian)
Информация об авторе И.С. Лапшин - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Москва, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=235994
Information about the author I.S. Lapshin - PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of State and Legal Disciplines and Digital Law, Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=235994
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 30.05.2023.