Научная статья на тему 'Цифровой ресурс по теме «Многогранники», как средство организации самостоятельной работы учащихся'

Цифровой ресурс по теме «Многогранники», как средство организации самостоятельной работы учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ГЕОМЕТРИЯ / МНОГОГРАННИКИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. / DIGITAL LEARNING RESOURCES / GEOMETRY / POLYHEDRA / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Е.А., Неустроева А.В.

В данной статье рассматривается актуальный вопрос организации самостоятельной работы учащихся в рамках школьного предмета геометрия, по средствам цифрового образовательного ресурса. Авторы данной публикации раскрывают актуальность данного вопроса для современной системы образования в целом и для педагогов в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL RESOURCE ON "POLYHEDRA", AS A MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

This article deals with the topical issue of organization of independent work of students within a school subject geometry, by means of a digital educational resource. The authors of this publication reveal the relevance of this issue for contemporary educational system in General and teachers in particular.

Текст научной работы на тему «Цифровой ресурс по теме «Многогранники», как средство организации самостоятельной работы учащихся»

Волкова Е. А.,

К.п.н., доцент кафедры ИТ Филиал РГППУ в г.Нижний Тагил Неустроева А.В.

магистрант Филиал РГППУ в г.Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия

ЦИФРОВОЙ РЕСУРС ПО ТЕМЕ «МНОГОГРАННИКИ», КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальный вопрос организации самостоятельной работы учащихся в рамках школьного предмета геометрия, по средствам цифрового образовательного ресурса. Авторы данной публикации раскрывают актуальность данного вопроса для современной системы образования в целом и для педагогов в частности.

Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс, геометрия, многогранники, информационно-коммуникационные технологии.

Volkova E. A.,

Ph. D., associate Professor of the Department of it

Branch rgppu in Nizhny Tagil Neustroeva A. V. undergraduate Branch rgppu in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

DIGITAL RESOURCE ON «POLYHEDRA»

AS A MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF

STUDENTS

Abstract

This article deals with the topical issue of organization of independent work of students within a school subject geometry, by means of a digital educational resource. The authors of this publication reveal the relevance of this issue for contemporary educational system in General and teachers in particular.

Key words: digital learning resources, geometry, polyhedra, information and communication technology.

Современный этап развития профессионального образования характеризуется активизацией поиска новых моделей, ориентированных на повышение уровня квалификации и профессионализма будущих специалистов, на удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных применять современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в решении профессиональных задач.

Согласно 272 статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, образовательным организациям предоставляется право применять электронную форму обучения «организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».

Самостоятельная работа, как известно, является одной из важных и широко обсуждаемых проблем преподавания в школе. В современной методике преподавания в школе она обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Под самостоятельной работой в дидактике понимают целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корректируемую им по процессу и результату деятельность. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет школьнику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Проведённый анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что дидактические цели самостоятельной работы студентов были рассмотрены в работах Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, Р.Б. Сроды, Н.И. Чиканцевой и др.; виды и формы самостоятельной работы школьников анализировали П.И. Пидкасистый, И.И. Сарро, Л.Г. Семушина, А.В. Усова и др.; методы самостоятельной работы исследовали Г.Е. Ковалева, Л.Ф. Пшеничная, Г.А. Розман и др. Общедидактическими аспектами самостоятельной работы занимались Е.Л. Белкин, А.А. Вербицкий, М.Г. Гарунов, Е.Я. Голант, А.С. Лында, П.И. Пидкасистый, Г.Н. Сериков, Н.Ф. Талызина и др. Исследования Е.Л. Белкина, Б.П. Есипова, А.С. Лынды, А.В. Усовой и др. ученых показывают, что организация системы самостоятельной работы школьников на основе традиционных для общеобразовательной школы средств далеко не всегда эффективна. Увеличение часов, отводимых для самостоятельной работы в государственных образовательных стандартах,

требует соответствующей модернизации учебно-методического обеспечения, разработки новых дидактических подходов к освоению учебного материала. Возможности применения информационных технологий для организации самостоятельной работы рассмотрены в исследованиях Н.М. Антипиной, О.В. Виштак, В.В. Давыдкова и др. Ввиду вышесказанного существенно возрастает роль электронных носителей учебной информации для самообучения, в частности цифровых образовательных ресурсов.

Согласно определению цифровой образовательный ресурс (ЦОР) -совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. Проблемы использования цифровых-образовательных ресурсов исследовались такими методистами, как Коробкова К.В., Босова Л.Л. Коробкова К.В. анализировала общие требования и виды ЦОР, а также эффективность использование ЦОР на различных этапах уроков. Босова Л.Л. дала наиболее полное определение ЦОР, а также исследовала основные достоинства и недостатки использования их на уроках.

Использование ЦОР на уроках математики исследовали такие учителя как: Сазонов Н.В., Поморова Е.В., Горохова Л.И. и др. Они рассмотрели теоретические особенности применения ЦОР в обучении математики, а также проанализировали инновационные качества, следствия их использования. Исходя из анализа вышеприведенных методистов, можно сделать вывод, что они не рассматривают разработку и использование ЦОР по конкретным узконаправленным темам курса математики, а говорят о его масштабности в применении. Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между:

- требованиями общества, развивающегося в условиях модернизации и информатизации, в использовании учителей ЦОР, необходимыми для успешного усвоения школьниками знаний;

- повышением роли самостоятельной работы учащихся в процессе изучения темы «Многогранники» и недостаточным учебно-методическим обеспечением по данной теме.

Таким образом, сегодня становится намного проще модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции [1].

Формирование ИКТ-компетентности будущего педагога является актуальной задачей современного профессионального образования. Применение предложенных путей в учебном процессе отвечает требованиях компетентностного подхода к организации образовательного процесса, так как за счет использования подобных разработок, педагоги

научатся более часто и более эффективно их применять в своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беленкова И.В. Визуализация информации средствами сетевых сервисов // Наука и перспективы. - 2015. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/7-44 (дата обращения: 31.07.2017).

2. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), утв. приказом Мин. труда и соц. защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н.

3. Виштак О.В. Дидактические основы построения информационных комплексов для самостоятельной учебной деятельности студентов, изучающих информатику: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М.: 2005. - 35 с.

4. Антипина Н.М. Технология формирования профессиональных методических умений в ходе самостоятельной работы студентов педагогических вузов с применением экспертной системы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.,2000. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.