Историческая информатика
Правильная ссылка на статью:
Батырбаева Ш.Д. — Цифровой поворот и историческая наука // Историческая информатика. - 2019. - № 3. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.3.30941 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=30941
Цифровой поворот и историческая наука
Батырбаева Шайыркул Джолдошевна
доктор исторических наук
профессор, заведующий кафедры, Кыргызский национальный университет им. Ж Баласагына
720033, Киргизия, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 547, каб. 330
И [email protected] Статья из рубрики "Методологические проблемы исторической информатики"
Аннотация.
В статье рассматриваются основные моменты влияния цифрового поворота на исторические исследования. Высказывается мнение о том, что «историческая информатика» и «цифровая история» существенно отличаются друг от друга и представляют собой два разных направления в исторической науке. При этом цифровая история не может заменить или поглотить историческую информатику либо какие-то другие отрасли исторической науки. Такое направление, как «квантитативная история» в перспективе будет занимать в исторической информатике доминирующие положение. Показано, что в рамках исторической информатики информационные ресурсы создаются целенаправленно для решения конкретных исследовательских задач, либо имеющиеся ресурсы подвергаются вторичной разработке для введения их в научный оборот. Разделение источников на цифровые и аналоговые в дальнейшем будет сохраняться, при этом аналоговые источники в будущем не исчезнут. Обращено внимание на то, как переформулировка «функций истории» повлияла на использование компьютерных технологий в исторической науке. В заключительной части статьи дается краткая характеристика региональных аспектов рассмотренных проблем на примере состояния исторической науки и образования в условиях цифрового поворота на примере Кыргызстана.
Ключевые слова: Цифровой поворот, цифровое общество, цифровизация, историческая наука, историческая информатика, цифровая история, информационные ресурсы, источники, историческое образование, Кыргызстан
DOI:
10.7256/2585-7797.2019.3.30941
Дата направления в редакцию:
04-10-2019
Дата рецензирования:
02-10-2019
Для раскрытия влияния «цифрового поворота» на исторические исследования следует учитывать, что на сегодняшний день человечество вступило в цифровую эпоху, основу которой составляет цифровая экономика, а виртуальный мир становятся частью объективной реальности. Основным фактором развития становится строительство инфраструктуры информационного пространства в соответствии с достижениями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Следовательно, постановка вопроса о цифровом повороте в исторической науке преимущественно как массовой оцифровки исторических источников и существенного расширения онлайн доступа к ним является, на наш взгляд, слишком узкой. В понимании сути данного явления надо исходить из того, что история, как и любая наука, представляет собой социальное явление, отражающее все своеобразие развития человеческого общества. Таким образом, история, будучи органической частью современного цифрового общества, включает в себя все происходящие в нем характерные изменения. Такие же существенные изменения происходят и в процесс научного исторического познания.
Назрело время, когда на основе обобщения накопленного опыта в области исторической информатики (И И) пора перейти к разработке словарей и справочников понятий и терминов, связанных с применением компьютерных технологий в исторических исследованиях. В оперировании этими понятиями и категориями историки исходят, в первую очередь, из практической исследовательской деятельности; зачастую они применяют их либо интуитивно или стихийно, не учитывая многозначность, содержание и объем используемых понятий и категорий. Такой подход иногда приводят к непониманию их смысловой нагрузки, вследствие чего среди историков появляются расхождения из-за разных трактовок понятий, наблюдаются просчеты в оперировании ими. В этом плане остается актуальным утверждение И.Д. Ковальченко о том, что «...проблема понятийно-категориального аппарата науки и ее отдельных областей - не просто вопросы о форме выражения научного знания и научной терминологии, как иногда полагают, а коренные
проблемы, связанные с внутренним механизмом получения нового научного знания» с.2131.
Исходным пунктом в разработке категориально-понятийного аппарата исторической науки в условиях цифрового поворота является определение соотношения понятий И И и «цифровая история» (ЦИ). Изучив позиции наших коллег, мы хотели бы выразить свое видение. На наш взгляд, эти два понятия существенно между собой отличаются и представляют два разных направления в исторической науке. ИИ является специальной отраслью исторической науки со своим предметом и специфическими исследовательскими задачами. Ее формирование было результатом внутренней востребованности исторической науки в ходе микрокомпьютерной революции и появления интернета. Основой становления ИИ стало зародившееся в конце 60-х гг. ХХ в. направление «Количественные методы и ЭВМ в исторических исследованиях». На сегодняшний день целью И И является исследование роли и места И КТ в научном познании прошлого человечества, основными задачами выступают анализ целесообразности их применения для раскрытия содержания, сущности и закономерностей изучаемых событий, явлений и процессов, установление предела возможностей И КТ, визуализация результатов исследования, а главное - аналитика, позволяющая получить новое знание. В перспективе направление «квантитативная
история» будет занимать в ИИ доминирующие положение. Необходимо осмысление достижений исторической науки в переходный период, начиная со второй половины 80-х гг. ХХ в условиях деидеологизации научного познания прошлого, глобализации мира и информатизации общества. Нужно формирование единой научной площадки, где минимизируется субъективный подход, а представители разных исторических школ могут построить научный диалог по острым дискуссионным вопросам, найти точки соприкосновения для преодоления разногласий, а также восполнить существующие пробелы.
Зарождение и становление ЦИ непосредственно обусловлено вступлением человечества в цифровую эпоху, в первую очередь, наращиванием цифровой экономики. Понятие ЦИ в исторической науке используется все чаще и уже не вызывает сомнения введение его в научный оборот. Но наблюдается разное толкование его смысловой нагрузки, так как исследователи, исходя из поставленных задач, по-разному определяют цели, задачи, структуру и содержание ЦИ. Для определения ее роли и места среди специальных исторических дисциплин следует согласовать позиции по таким пунктам, как объект и предмет ЦИ, цели и задачи данного направления в научном познании прошлого. На наш взгляд, объектом ее исследования должен стать процесс цифровизации общества и его особенности, а предметом исследования в зависимости от поставленных задач выступают пространственно-временные, системные, структурно-функциональные стороны цифрового общества. Цель ЦИ - раскрыть сущность виртуального мира как части объективной реальности, а для этого должны быть изучены в первую очередь особенности источниковой базы - цифровые источники.
Необходимо исследовать вопросы, связанные с новой информационной средой исторической науки и образования, установить влияние сетевых технологий и интернета на формирование особого стиля общения, стиля поведения, стиля восприятия информации и оценки действительности. В рамках цифровой истории должны быть разработаны практические рекомендации для преодоления таких негативных последствий цифровизации как поверхностность, узкая направленность и фрагментарность знаний, низкий уровень критического восприятия и оценки информации. Важен анализ того, насколько «кликовое» и клиповое мышление могут отрицательно повлиять на качество исторического образования и науки. Исходя из этого, можно заявить, что ЦИ не может заменить или поглотить И И; как и другие отрасли исторической науки.
С этой точки зрения следует отметить, что как в ЦИ, так и в ИИ возможно выделение двух компонент: аналитической и ресурсной. ИИ как специальная отрасль исторической науки решает в рамках своего предмета вопросы использования ИКТ в научном историческом познании. ЦИ как направление в исторической науке нацелена на выявление особенностей объекта исторической науки - «цифрового общества», в том числе исторической науки как своеобразного социального явления современного общества. Ресурсная компонента ИИ кардинальным образом отличается от ЦИ, в рамках ИИ ресурсы создаются целенаправленно ради решения конкретных сугубо исследовательских задач, либо имеющиеся ресурсы подвергаются вторичной разработке для введения их в научный оборот. Путем создания информационных ресурсов ИИ расширяет источниковую базу исследователя, совершенствует его методологический инструментарий и на основе конкретных исследований обеспечивает приращение научного исторического знания.
Информационные ресурсы ЦИ представляют собой классический вариант исторических источников, только созданных в электронной среде или же переформатированных в
электронный формат. В рамках ЦИ появление такого направления, как компьютерное источниковедение, вполне закономерно. Поскольку традиционные типы и виды исторических источников трансформируются, а в создании их в электронной среде пока отсутствуют строгие правила, теоретически в этом процессе может принять участие каждый член современного сообщества независимо от места и времениего пребывания иязыка,который он использует. Все это приводит к тому, что не всегда соблюдаются строгие правила и последовательность работы с источниками, определённые в классическом источниковедении, где на первый план выходит установление аутентичности, т.е. подлинности, полноты и точности информации. Соответственно, задача компьютерного источниковедения заключается в решении этих устоявшихся в классическом источниковедении исследовательских задач в отношении цифровых источников. Это поиск и выявление необходимых цифровых источников, проведение источниковедческого анализа с целью установления аутентичности, получения точной, полной, достоверной информации, а также разработка специальных методов их из уч е ния .
Дальнейшая цифровизация общества в скором будущем приведет к сплошной оцифровке аналоговых источников и разработке единых требований к описанию оцифрованных источников или источников, рожденных в электронной среде. Разделение источников на цифровые и аналоговые, т.е. нецифровые носители информации, будет оставаться, а аналоговые источники как один из типов исторических источников и в будущем не исчезнет. В работе с источниками, созданными в условиях цифрового общества, должны быть взяты за основу положения, разработанные в классическом источниковедении. Опираясь на них, необходимо проводить специальные исследования видов цифровых источников и возможностей их классификации. Решение этих вопросов позволит применять к ним разработанные ранее научные методы, а также разрабатывать новые.
На наш взгляд, до сих пор вне поле зрения остается рассмотрение вопроса о воздействии «цифрового поворота» на исторические исследования с позиции изменения традиционного представления о «функциях истории», с конца прошлого века переформулированных как поддержание образцов, легитимация, идентификация,
эскапизм и историческая память» [2, с-11]. Главным субъектом изучения и потребителем научного знания в этом случае становятся на абстрактное общество или государство, а конкретный человек. Все более востребованными становятся исследования, осуществляемые на микроуровне, удовлетворяющие потребности личности и общества в самопознании посредством конструирования прошлого в рамках научного знания. Эти изменения в «функциях истории» в свое время подняли качественно на новый уровень использования компьютерные технологии в историческом исследовании, превращая применение достижения ИКТ в объективную потребность во всех сферах исторической науки и образовании. На сегодня цифровой поворот дал новый импульс в развитии культурологической тенденции в исторической науке, становлении таких направлений как ментальная, гендерная, повседневная, устная, нарративная история, что является результатом широкого применения ИКТ. Поэтому крайне важно, чтобы суть цифрового поворота в исторических исследованиях анализировалась в этом аспекте.
Переходя к региональным аспектам, отметим, что историческая наука и образование в Кыргызстане в условиях цифрового поворота каких-либо заметных изменений не претерпели. Как и свыше 10 лет назад, применение достижений ИКТ в образовательной и научной сфере отстает от уровня их использования в повседневной жизни. И только принятие концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» - 2019-2023 [3], утверждение соответствующей «дорожной карты» и начало их реализации положили
начало цифровому повороту в образовании и науке, в том числе исторической. Конкретные результаты должны проявиться в ближайшие годы, а само понятие ЦИ еще не введено в научный оборот.
Что касается ИИ, то она в Кыргызстане постепенно утверждается. С 2000 г., для преодоления информационной изоляции, появившейся после распада СССР, в качестве первого шага использования возможностей ИКТ в исторической науке начинается их применение, главным образом, для создания электронных ресурсов (книг, монографий, учебников). Начинается создание баз данных (БД) по материалам переписей и статистического учета населения с использованием Microsoft Access и Excel Г5,6,7"". Развитию этого направления способствовал быстрый темп информатизации, компьютеризации и интернетизации общества. Дальнейшее развитие внедрения компьютерных технологий в исторические исследования и образование привело к открытию в республике первой лаборатории ИИ в Кыргызско-Российском славянском
университете -18". В 2006 г. сотрудниками лаборатории был создан специальный научно-образовательный сайт для историков (www.history.krsu.edu.kg), даже после упразднения данной структуры его материалы остается востребованными.
Хотя сам термин и направление ИИ в Кыргызстане вызвали неоднозначную оценку ученых-гуманитариев, на сегодняшний день ИИ заняла свою нишу в Кыргызском национальном университете им. Ж. Баласагына: в 2010 г. на факультете истории и регионоведения была создана новая структура - кафедра историографии, источниковедения и ИИ; с 2016 г. дисциплина ИИ по направлению «История» для бакалавров включена в состав общеобразовательного профессионального цикла. По программе магистратуры по истории для всех профилей вводится курс «Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании», а для специализирующихся по профилю источниковедение и историографии - еще и дисциплина «Базы данных и методы их анализа в исторических исследованиях».
На сегодняшний день в республике, благодаря результатам исследований целого ряда молодых ученых, в целом сложилось научное направление ИИ. С.А. Щербакова в своей диссертации, на основе анализа основных направлений исследований в области ИИ в странах СНГ, охарактеризовала основы становления этого направления в Кыргызстане, изучила состояние и возможности применения новых информационных технологий в историческом образовании, а также в архивах, музеях и библиотеках. Исследовательницей были поставлены вопросы создания и хранения электронных ресурсов, проанализированы специализированные интернет-ресурсы для историков, а также представлены с позиции специфики социальной информации новейшие научные
направления - синергетика и историческая геоинформатика -19". Р.Ш. Зайнуллин посвятил свою работу проблеме изучения, сохранения и популяризации памятников истории и культуры с применением новых информационных и коммуникационных технологий, акцентировал внимание на необходимости развивать интернет-коммуникации
посредством создания качественных историко-ориентированных веб-порталов ПШ. р.т. Элеманова рассмотрела теоретико-методологические вопросы применения ГИС в исторических исследованиях, в частности, в изучении истории Великого шелкового пути
на территории Кыргызстана в древности и средневековье 12, 13". Э.Т. Турсунова провела классификацию исторических источников в контексте процесса информатизации Кыргызстана, проанализировала интернет-сайты, составляющие источниковую базу по современной истории Кыргызстана и определила место и роль электронных ресурсов в историческом познании для объяснения объективной реальности -U^l. В.В. Плоских в
своей диссертации обосновала использование в исторической науке новых информационных технологий и их значение для изучении этнодемографических процессов в Кыргызстане в начале ХХ в., рассмотрела применение теоретических
принципов ИИ с позиций математического моделирования и синергетики t151. В целом в работах молодых ученых были исследованы вопросы содержания и сущности исторического исследования в процессе информатизации общества, необходимость и обоснованность применения ИКТ, их основные направления и перспективы использования.
В Кыргызском национальном университете сложился творческий коллектив, который в рамках ИИ занимается аналитической работой, а также созданием информационных ресурсов USI. Продолжается работа над созданием поливариантной информационной системы населенных пунктов Кыргызстана с конца XIX-первой трети ХХ вв.
В Кыргызстане не сохранилось большинство архитектурных памятников, свидетельствующих о высокой средневековой городской культуре. В результате территория республики воспринимается как регион кочевой цивилизации, хотя на трассе Великого шелкового пути распространялись различные элементы культуры из разных областей мира и сложилась общая синтезированная архитектурная среда. В этом плане становится актуальным использование 3D-технологий, дающее возможность виртуально реконструировать те или иные памятники и обосновать общность культуры народов данного региона. С 2013 г. начались работы по виртуальной реконструкции городских культур, в частности, архитектуры средневековья на территории Кыргызстана [17, 18, 19, На основании накопленного опыта по созданию компьютерных реконструкций фортификационных комплексов, городищ, исторических ландшафтов следует сделать вывод о том, что трехмерное моделирование не только способствует сохранению и визуализации историко-культурных памятников, но и расширяет методологический инструментарий исторической науки, позволяя продемонстрировать
взаимопроникновение архитектурных стилей на территории Центральной Азии, а также показать наличие оседлой культуры в северном регионе республики.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день, несмотря на процессы информатизации и цифровизации общества, вопросы влияния цифрового поворота на исторические исследования остаются у большинства историков вне поле зрения. Вместе с тем сегодня вряд ли можно встретить профессионального историка, не вовлеченного каким-либо образом в данный процесс. Вынесенные на обсуждение проблемы как никогда актуальны и своевременны. Надеюсь, моя позиция по отдельным вопросам развернувшейся дискуссии вызовет интерес.
Библиография
1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования [Текст]/ Иван Ковальченко. Отделение историко-филологических наук. 2-е изд., доп.- М.: Наука,2003.- 486 с. ISBN: 5-02-008893-5
2. Савелева И.М., Полетаев А.В. Функции истории: ПрепринтWР6/2003/01/-М.: ГУ ВШЭ, 2003. -40с. [Электронный ресурс]
https://www.hse.ru/data/2010/05/05/1216435424/WP6_2003_01.pdf
3. Концепция цифровой трансформации "Цифровой Кыргызстан"-2019-2023. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ict.gov.kg/index.php? r=site%2Fsanarip&cid = 2 - 09.09.19
4. Распоряжение от 15 февраля 2019 года № 20-р Правительство Кыргызской
Республики. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/216896?d = ru-ru#P -01.09.19
5. Батырбаева Ш.Д., Ажимамбетова Г.И. База данных по демографической истории Кыргызстана: информационно-логическая модель по материалам переписей 1926, 1939 и 1959 гг. [Текст]/ Батырбаева Ш.Д., Ажимамбетова Г.И. // Информационная бюллетень ассоциации «История и компьютер».-№ 31. М. 2003. С. 280. ISSN: 22269142
6. Батырбаева Ш. Д., Историческая информатика в Кыргызстане: опыт внедрения и перспективы развития [Текст]/Батырбаева Ш. Д., Щербакова С. А., Зайнулин Р. Ш., Плоских В. В.// Вестник Пермского университета. Серия: История. Пермь 2011. №2 (16). С.181 - Библиогр.: 16-18. ISSN: 2219-3111
7. Батырбаева Ш. Д. Новости Кыргызско-Российского Славянского университета: создание на кафедре истории и культурологии лаборатории исторической информатики [Текст]/ Батырбаева Ш. Д // Информационная бюллетень ассоциации «История и компьютер».-№ 33. М. 2005. С. 147-148. ISSN 2226-9142
8. Щербакова С.А. Развитие исторической информатики в странах СНГ-основа становления нового междисциплинарного направления в Кыргызстане. [Текст]/ дисс. канд. ист. наук. / Светлана Щербакова; КРСУ. -Бишкек 2008. - 193 с. 30 см. -Библиогр.: с.157-177.
9. Зайнулин Р.Ш. Историко-культурное наследие Кыргызстана: методы изучения и сохранения в условиях информатизации общества. [Текст]/ дисс. канд. ист. наук. / Рашид Зайнулин; КРСУ. -Бишкек 2010. -168 с. 30 см. - Библиогр.: с.151-168.
10. Элеманова Р. Т. Что такое ГИС-технология и нужна ли она историкам [Текст]/ Римма Элеманова // Вопросы истории Кыргызстана. Бишкек 2007. № 4. С.126. ISSN: 16945700
11. Элеманова Р.Т., Зайнулин Р.Ш. Источниковедческие проблемы изучения истории Великого шелкового пути: вопросы применения ГИС-технологий [Текст]/ Элеманова Р.Т., Зайнулин Р.Ш. //Территория науки, Россия. Воронеж, 2008. №8 (9). С.97. ISSN: 1991-9492
12. Щербакова С.А., Элеманова Р.Т. Применение компьютерных технологий в историческом исследовании — новая возможность изучения и представления исторической информации [Текст]/ Щербакова С.А., Элеманова Р.Т. // Отечественная история. Алма-Ата, 2007. №4. С. 180-189. ISSN: 1814-6961
13. Элеманова Р.Т. ГИС и картография в исследованиях истории Кыргызстана [Текст]/ магистерская диссертация по направлению подготовки: 41.04.01-Зарубежное регионоведение./ Римма Элеманова-Барнаул: [б.и.], 2016. С. 87. Библиогр.: 72-86. URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2537
14. Турсунова Э.Т. Кыргызстан в условиях информатизации общества: источники и методы исследования. [Текст]/ дисс. канд. ист. наук. / Элизат Турсунова; КНУ им. Жусупа Баласагына. -Бишкек 2014. -190 с. 30 см. - Библиогр.: с.162-186.
15. Плоских В.В. Социально-демографическая политика России во второй половине XIX - первой четверти XX века (на примере Кыргызстана).-[Текст]/ Автореф. дисс. канд. ист. наук. / Виктория Плоских; КРСУ. -Бишкек 2015. -23 с. 20 см. - Библиогр.: с.22-23.
16. О с о б е нно с ти информа цио нно й с ис те мы пос е ле ний Се в е рног о Кырг ыз с та на в на ч а ле ХХ в.- Бишкек, 2016- 68 с.
17. Батырбаева Ш.Д. [Текст]/ Батырбаева Ш.Д. Солтобаев О.А. Наркозу уулу Н. Реконструкция средневекового городища Кошой-Коргон// Информационная
бюллетень ассоциации «История и компьютер». - № 42. Материалы XIV конференции АИК. - М. 2012. С.153. 20 см. - Библиогр.: 153-154. ISSN: 2226-9142
18. Мелис уулу Темирлан 3D-реконструкция средневекового караван сарая Мынакелди [Текст]/ Мелис уулу Темирлан //Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015» / Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: Макс Пресс, 2015. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. ISBN 978-5-317-04946
19. Батырбаева Ш.Д., Турсунова Э.Т. Применение результатов 3D - реконструкция исторических объектов в образовательном процессе [Текст]/ Батырбаева Ш.Д., Турсунова Э.Т. //Вестник Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына. - Бишкек, 2016. - № 2(86). - С.81-88. ISSN 1694-5328.
20. Батырбаева Ш.Д., Солтобаев О.А., Турсунова Э.Т. "Виртуальная реконструкция средневекового городища Кошой-Коргон - ставки кочевников на трассе Великого Шелкового пути" [Текст]/ Батырбаева Ш.Д., Солтобаев О.А., Турсунова Э.Т. // Историческая информатика. — 2017.-№ 1.-С.63-74. ISSN 2585-7797