Научная статья на тему 'Цифровой потенциал промышленных предприятий: сущность, определение и методы расчета'

Цифровой потенциал промышленных предприятий: сущность, определение и методы расчета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1767
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНДУСТРИЯ 4.0 / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / МЕТОДЫ РАСЧЕТА / ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ / DIGITAL POTENTIAL / DIGITAL ECONOMY / INDUSTRIAL ENTERPRISE / INDUSTRY 4.0 / DIGITAL TRANSFORMATION / CALCULATION METHODS / ENVIRONMENTAL CHARACTERISTICS / INDICATORS OF THE INTERNAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Александр Владимирович, Тесля Анна Борисовн

Отмечено, что в настоящее время предприятия даже традиционных отраслей и технологий сталкиваются не только с необходимостью поддержания конкурентоспособности на основе использования информационных технологий в процессах организации хозяйственной деятельности, но и с необходимостью трансформации всей модели ведения бизнеса. Это обуславливает актуальность разработки показателя, отражающего готовность предприятия к такой трансформации. Дано определение понятия «цифровой потенциал» и представлен подход к количественному измерению цифрового потенциала промышленного предприятия, как интегрального показателя, позволяющего оценить ресурсы и возможности предприятия к трансформации бизнес-процессов с учетом действия факторов внешней среды при цифровизации экономики. Указано, что интегральный показатель включает две группы характеристик, отражающих состояние внешней и внутренней деловой среды предприятия. К характеристикам внешней среды авторы отнесли показатели, отражающие готовность отрасли к формированию цифровой среды, показатели, учитывающие готовность конкретных ключевых стейкхолдеров предприятия к взаимодействию, характеристики уровня доброжелательности потребителей продукции предприятия при использовании вариантов взаимодействия, предлагаемых цифровыми технологиями, а также степень государственной поддержки процессов цифровизации в данной отрасли. К показателям внутренней среды предлагается отнести две группы характеристик, отражающих, во-первых, ресурсы предприятия на текущий момент, во-вторых, показатели, отражающие будущие возможности предприятия по внедрению цифровых технологий, в частности, показатели возможности внедрения информационных технологий в деятельность предприятия. То есть показатели, характеризующие долю новых информационных программ и оборудования, внедренных сотрудниками предприятия за отчетный период, далее показатели, отражающие возможности создания собственных информационных технологий, продвижения информационных технологий взаимодействия с стейкхолдерами, готовность персонала предприятия к дальнейшему внедрению цифровых технологий на предприятии, и показатели, отражающие финансовые возможности предприятия. Все показатели могут быть количественно определены из официальной отчетности предприятия. Предложена формула определения интегрального показателя цифрового потенциала как свертки частных показателей. Предлагаемый подход позволяет анализировать не только текущий уровень цифровизации бизнес-процессов на предприятии, но и возможности наращивания цифрового потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES: ESSENCE, DETERMINATION AND CALCULATION METHODS

In modern conditions, the enterprises of even traditional industries and technologies are faced with the need to maintain competitiveness through the use of information technologies not only in the processes of organizing business activities, but also with the need to transform the entire business model. This determines the relevance of the development of an indicator reflecting the readiness of the enterprise for such a transformation. The authors propose the definition of the term “digital potential” and an approach to the quantitative measurement of the digital potential of an industrial enterprise as an integral indicator that allows assessing the resources and capabilities of an enterprise to transform business processes taking into account the impact of business environmental in digitizing the economy. The integral indicator includes two groups of characteristics reflecting the state of the external and internal business environment of the enterprise. The authors attributed the characteristics of the external environment to indicators that reflect the readiness of the industry to form a digital environment, indicators that take into account the willingness of specific key stakeholders of the enterprise to interact, the characteristics of the benevolence of consumers of the enterprise’s products using the interaction options offered by digital technologies. The indicators of the internal environment are proposed to include two groups of characteristics, reflecting, firstly the resources of the enterprise at the moment, secondly, indicators reflecting the future possibilities of the enterprise for introducing digital technologies. All indicators can be quantified from the official statements of the company. The article proposes a formula for determining the integral index of the digital potential as a convolution of particular indicators. The proposed approach allows us to analyze not only the current level of digitalization of business processes in the enterprise, but also the ability to develop a digital potential

Текст научной работы на тему «Цифровой потенциал промышленных предприятий: сущность, определение и методы расчета»

Экономические науки

УДК 65.011.56

DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-6-101-110

ЦИФРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: СУЩНОСТЬ,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕТОДЫ РАСЧЕТА

DIGITAL POTENTIAL OF INDUSTRIAL ENTERPRISES: ESSENCE, DETERMINATION AND

CALCULATION METHODS

А. В. Козлов,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург [email protected]

A. Kozlov,

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

А. Б. Тесля,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург [email protected]

A. Teslya,

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

Отмечено, что в настоящее время предприятия даже традиционных отраслей и технологий сталкиваются не только с необходимостью поддержания конкурентоспособности на основе использования информационных технологий в процессах организации хозяйственной деятельности, но и с необходимостью трансформации всей модели ведения бизнеса. Это обуславливает актуальность разработки показателя, отражающего готовность предприятия к такой трансформации. Дано определение понятия «цифровой потенциал» и представлен подход к количественному измерению цифрового потенциала промышленного предприятия, как интегрального показателя, позволяющего оценить ресурсы и возможности предприятия к трансформации бизнес-процессов с учетом действия факторов внешней среды при цифровиза-ции экономики. Указано, что интегральный показатель включает две группы характеристик, отражающих состояние внешней и внутренней деловой среды предприятия. К характеристикам внешней среды авторы отнесли показатели, отражающие готовность отрасли к формированию цифровой среды, показатели, учитывающие готовность конкретных ключевых стейкхолдеров предприятия к взаимодействию, характеристики уровня доброжелательности потребителей продукции предприятия при использовании вариантов взаимодействия, предлагаемых цифровыми технологиями, а также степень государственной поддержки процессов цифровизации в данной отрасли. К показателям внутренней среды предлагается отнести две группы характеристик, отражающих, во-первых, ресурсы предприятия на текущий момент, во-вторых, показатели, отражающие будущие возможности предприятия по внедрению цифровых технологий, в частности, показатели возможности внедрения информационных технологий в деятельность предприятия. То есть показатели, характеризующие долю новых информационных программ и оборудования, внедренных сотрудниками предприятия за отчетный период, далее показатели, отражающие возможности создания собственных информационных технологий, продвижения информационных технологий взаимодействия с стейкхолдерами, готовность персонала предприятия к дальнейшему внедрению цифровых технологий на предприятии, и показатели, отражающие финансовые возможности предприятия. Все показатели могут быть количественно определены из официальной отчетности предприятия. Предложена формула определения интегрального показателя цифрового потенциала как свертки частных показателей. Предлагаемый подход позволяет анализировать не только текущий уровень цифровизации бизнес-процессов на предприятии, но и возможности наращивания цифрового потенциала

Ключевые слова: цифровой потенциал; цифровая экономика; промышленное предприятие; индустрия 4.0; цифровая трансформация; методы расчета; характеристики внешней среды; показатели внутренней среды

In modern conditions, the enterprises of even traditional industries and technologies are faced with the need to maintain competitiveness through the use of information technologies not only in the processes of organizing business activities, but also with the need to transform the entire business model. This determines the relevance

101

© А. В. Козлов, А. Б. Тесля, 2019

of the development of an indicator reflecting the readiness of the enterprise for such a transformation. The authors propose the definition of the term "digital potential" and an approach to the quantitative measurement of the digital potential of an industrial enterprise as an integral indicator that allows assessing the resources and capabilities of an enterprise to transform business processes taking into account the impact of business environmental in digitizing the economy. The integral indicator includes two groups of characteristics reflecting the state of the external and internal business environment of the enterprise. The authors attributed the characteristics of the external environment to indicators that reflect the readiness of the industry to form a digital environment, indicators that take into account the willingness of specific key stakeholders of the enterprise to interact, the characteristics of the benevolence of consumers of the enterprise's products using the interaction options offered by digital technologies. The indicators of the internal environment are proposed to include two groups of characteristics, reflecting, firstly the resources of the enterprise at the moment, secondly, indicators reflecting the future possibilities of the enterprise for introducing digital technologies. All indicators can be quantified from the official statements of the company. The article proposes a formula for determining the integral index of the digital potential as a convolution of particular indicators. The proposed approach allows us to analyze not only the current level of digitalization of business processes in the enterprise, but also the ability to develop a digital potential

Key words: digital potential; digital economy; industrial enterprise; Industry 4.0; digital transformation; calculation methods; environmental characteristics; indicators of the internal environment

Б ведение. Конкурентоспособность современных промышленных предприятий во многом определяется уровнем цифровиза-ции всех бизнес-процессов. Концепция «Индустрия 4.0» предполагает не только сквозную цифровую трансформацию всех этапов создания стоимости продукта, но и в дальнейшем интеграцию цифровой среды предприятия совместно с контрагентами, участвующими в цепочке создания стоимости, в единую «цифровую экосистему» [14]. Исследования показывают, что развитие цифровых технологий требует трансформации бизнес-модели даже в традиционных отраслях промышленности [9]. Таким образом, промышленное предприятие, нацеленное на успешную деятельность в долгосрочном периоде, вынуждено перестраивать свою деятельность во всех сферах, в том числе процессы разработки и продвижения продукции предприятия, непосредственно производственный процесс, процесс проведения закупок, логистику, управленческий учет. Результатом может стать получение дополнительного экономического эффекта от увеличения результативности взаимодействия со стейкхолдерами.

Адаптация предприятия к формирующимся новым условиям и требованиям ведения хозяйственной деятельности требует выбора показателей, позволяющих оценивать результативность проводимых мероприятий. Такая оценка может происходить двумя путями (каждый из них имеет преимущества и недостатки):

1) путем формирования некоторой сбалансированной системы показателей (ССП), позволяющих в совокупности анализировать достигнутые результаты;

2) путем определения интегрального показателя, в качестве которого может выступать цифровой потенциал.

Вопросы построения ССП различных экономических систем достаточно широко и детально обсуждаются научным сообществом, в том числе с включением показателей, отражающих уровень их цифровизации [4]. Понятие «цифровой потенциал» и методы его определения применительно к экономическим системам привлекают меньшее внимание исследователей.

Поэтому проблема определения цифрового потенциала как интегрального показателя, позволяющего оценить возможности предприятия к трансформации бизнес-процессов при цифровизации экономики, становится актуальной. Цифровой потенциал предприятия - понятие относительно новое, как для российской, так и зарубежной науки. До настоящего времени интерес ученых концентрировался на понятии «инновационный потенциал» [5]. Это частично объясняется тем, что понятие «цифровая экономика» введено в научный оборот сравнительно недавно, в конце XX в. [15]. Отметим, что «Стратегия развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» [6] утверждена Указом Президента РФ только в мае 2017 г. Понятие «цифровой потенциал» используется в науч-

ной литературе, но не определено достаточно четко и трактуется неоднозначно. Наиболее распространенным подходом является определение понятия «цифровой потенциал» как характеристики возможностей экономических систем по использованию цифровых технологий. Его применяют для описания ситуации с использованием цифровых технологий на региональных рынках [3], территориях [10] или отраслях [11; 16].

Применительно к предприятию понятие «цифровой потенциал в первом смысле используется для описания возможности построения более результативной системы управления информацией за счет расширения использования компьютерных программ, повышения информационной грамотности персонала [13] или внедрения цифровых технологий в производственный процесс [17].

Таким образом, цифровой потенциал рассматривается как совокупность непосредственно самих данных, программного обеспечения и технических средств для их хранения и обработки и персонала, использующего данные для управления предприятием [7]. Другой подход продемонстрирован в работе Н. В. Городновой [1], где цифровой потенциал определяется как способность предприятия к осуществлению деятельности по созданию, внедрению и применению информационных технологий, обеспечению информационной безопасности с целью удовлетворения текущих или будущих потребностей как предприятия, так и его стейкхолдеров. В работе предложено проводить оценку цифрового потенциала, ориентируясь на показатели, отражающие текущие способности предприятия по созданию, внедрению, цифровых технологий для нужд предприятия, а также возможности их продажи другим компаниям.

Для оценки готовности экономик отдельных стран к цифровой трансформации используется ряд показателей (индексов), позволяющих оценивать уровень развития цифровых технологий в отдельных странах. Наиболее актуальными являются:

- Networked Readiness Index (NRI), публикуется с 2002 г Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD;

- ICT Development Index (IDI), предложенный International Telecommunication Union (ITU) в 2007 г. Индекс рассчитывается на ос-

новании 11 показателей, объединенных в три большие группы: доступ, использование, навыки;

- Information Society Index (ISI), рассчитываемый World Times и IDC (Корпорация международных данных), характеризует уровень развития информационных технологий и доступность информации в отдельных странах. Индекс рассчитывается на основании 15 показателей, объединенных в четыре группы: компьютеры; телекоммуникации; интернет; социальное развитие общества.

Также известны методики для оценки потенциала цифровизации бизнеса в различных отраслях. Наиболее значимым представляется показатель Industry Digitisation Index (IDI), предложенный "McKinsey & Company", позволяющий оценить изменения в области цифровизации отдельных отраслей промышленности, оцифровки процессов общей деловой активности. Индекс включает 23 показателя, объединенных в три группы: активы, использование,труд.

Среди российских исследований в этой области выделим Рейтинг готовности отраслей к цифровой экономике [6]. Он предполагает расчет 22 показателей, объединяемых в три субиндекса: обеспеченность оборудованием, программное обеспечение, кадровый потенциал отраслей. Общий рейтинг определяется как средневзвешенное трех субиндексов. Методика полностью соответствует трактовке понятия «цифровой потенциал предприятия», приведенного авторами ранее, т. е. учитывает только ресурсы, но не возможности.

Рассматриваемые показатели значительно отличаются структурой и количеством их составляющих (как количественных, так и качественных), а также методикой расчета. Они дают возможность проведения анализа межстранового, регионального или межотраслевого цифрового развития. Однако, несмотря на полноту представленных подходов и их апробацию при определении цифрового потенциала отраслей промышленности и других экономических систем, они не в полной мере могут быть использованы для оценки цифрового потенциала отдельного предприятия, так как, во-первых, не учитывают специфику деятельности отдельного предприятия, а также его возможности по внедрению и применению информационных технологий. Во-вторых, не позволяют опре-

делить потенциал как уровень развития цифровых и информационно-коммуникационных технологий, а именно в этом смысле показатель цифрового потенциала может служить инструментом управления инновационным развитием предприятия.

Отметим, что смежные показатели - информационный и инновационный потенциал предприятия - не являются заменой цифрового потенциала. Информационный потенциал характеризует процессы информационного взаимодействия на предприятии, не в полной мере учитывая один из важных факторов, который отмечен во всех методиках -квалификацию сотрудников предприятия. Кроме того, цифровизация предполагает не столько внедрение информационных технологий в процессы управления, но изменение стратегии развития бизнеса. Инновационный потенциал предполагает оценку способностей предприятия к реализации инноваций, в том числе и не связанных с цифровизацией бизнес-процессов предприятия. Таким образом, цифровой потенциал - показатель, отражающий новые задачи и возможности, появившиеся у предприятия в условиях интенсивной цифровизации процессов хозяйственной деятельности.

Изложенное определило цель статьи -дать определение понятия «цифровой потенциал предприятия», разработать методику определения цифрового потенциала промышленного предприятия как инструмента управления процессами цифровой трансформации на предприятии.

Методология исследования. Цифровой потенциал промышленного предприятия представляет собой интегральный показатель и должен отражать как ресурсы, так и возможности предприятия не только по расширению использования цифровых технологий, включая процессы разработки и продвижения продукции предприятия, производственный процесс, процесс проведения закупок, логистику, организацию учета. Однако такой подход представляется неполным. Внедрение цифровых технологий на предприятии представляется малоэффективным, если цифровые технологии не будут использованы при взаимодействии с ключевыми стейкхолдерами (поставщиками, подрядчиками, покупателями продукции). Следовательно, при определении цифрового потенциала предприятия должны учиты-

ваться показатели, отражающие готовность внешней среды предприятия к внедрению цифровых технологий, а также показатели, характеризующие готовность, потребность и возможности конкретных ключевых стейк-холдеров предприятия к предлагаемым новым вариантам взаимодействия.

Определим цифровой потенциал предприятия как интегральный показатель, отражающий текущий уровень и будущие возможности по использованию предприятием цифровых технологий с учетом условий внешней среды.

Возможности использования цифровых технологий определяются наличием необходимых ресурсов предприятия, а также возможностями их привлечения в дальнейшем для создания, внедрения, применения и использования программного обеспечения и технических средств для хранения и обработки данных. Также цифровой потенциал должен отражать вовлеченность различных категорий персонала в использование цифровых технологий для текущей хозяйственной деятельности и управления. Условия внешней среды формируются с учетом отраслевой специфики, а также возможностей и готовности стейкхолдеров предприятия к взаимодействию в использовании цифровых технологий.

Исходя из изложенного, может быть разработана методика оценки и управления цифровым потенциалом предприятия, которая содержит следующие этапы:

- выделение группы показателей, которые могут быть использованы для оценки;

- выбор методов его численной оценки;

- выявление направления деятельности предприятия, позволяющие обеспечить рост цифрового потенциала;

- разработка конкретных мероприятий, направленные на обеспечение роста цифрового потенциала предприятия.

В статье не ставится задача определения всего набора показателей, так как условия ведения хозяйственной деятельности, а также необходимость и возможности цифро-визации бизнеса сильно дифференцированы по отраслям.

Результаты исследования. Согласно исследованиям Harvard Business Review, существует значительный разрыв в уровне и темпах цифровизации экономик различных стран. Это подтверждает и исследование

компании "McKinsey & Company" [16], отмечающей разрыв между уровнем внедрения цифровых технологий в США и среди европейских стран. "McKinsey & Company" отмечена и значительная неравномерность развития цифровых технологий в различных отраслях экономики европейских стран. Наиболее высокий уровень цифрового потенциала наблюдается среди ИТ-компаний, а также в финансовом и страховом секторах, оптовой торговле, сфере медиа. Среди отстающих отраслей - горнодобывающая и тяжелая промышленность, здравоохранение и образование, гостиничный бизнес и строительство.

Разную степень готовности отраслей экономики России к внедрению цифровых технологий показывает и исследование Е. В. Попова, К. А. Семячкова [7]. Наиболее адаптирована к их внедрению цифровых технологий сфера исследований и разработок. Высокий уровень готовности демонстрируют такие отрасли, как образование, финансы, связь. Наиболее низкий уровень готовности - добыча полезных ископаемых, транспорт, строительство.

Несмотря на различную методику проведения оценки, полученные результаты исследований во многом совпадают. Наиболее низкий уровень цифрового потенциала отмечен у традиционных отраслей, использующих относительно консервативные технологии с низким уровнем добавленной стоимости (горнодобывающая промышленность, строительство). Наиболее высокий уровень цифрового потенциала демонстрируют такие отрасли, как финансы, связь, IT-технологии. По мнению Е. В. Попова, К. А. Семячкова, высокий уровень развития цифрового потенциала в отдельных отраслях обусловлен высокими показателями обеспеченности аппаратными средствами, программным обеспечением, специалистами [Там же]. Эти заключения подтверждены проведенными исследованиями.

Соглашаясь с авторами, отметим, что для предприятий, действующих в таких отраслях, характерна высокая степень обеспеченности программным обеспечением и квалификация персонала предприятий-контрагентов, а также высокий уровень цифровых навыков потребителей продукции, производимой этими предприятиями. Таким образом, внешнее окружение таких предприятий имеет высокий уровень готовности к дальнейшей

цифровизации процессов взаимодействия с предприятием, что подтверждает необходимость анализа характеристик внешней среды предприятия.

Согласно Р. Ю. Черкашневу [8], темп роста цифрового потенциала предприятия определяется рядом факторов. Среди наиболее важных он выделяет не только наличие технического и программного обеспечения, но и финансовую составляющую. Инвестирование в цифровизацию бизнес-процессов предприятия относится скорее к стратегическим инвестициям, которые дают возможность получить дополнительный экономический эффект от увеличения результативности взаимодействия как внутри предприятия, так и с внешними стейкхолдерами. Поэтому анализ обеспеченности финансовыми ресурсами, показатели ликвидности и устойчивости предприятия являются необходимыми для обоснования возможности реализации стратегии развития цифрового потенциала предприятия.

Практически все методики при оценке цифрового потенциала учитывают человеческий фактор, в том числе способность к созданию и использованию цифровых технологий на предприятии. Однако не менее важным фактором является проведение качественной аналитики данных, собираемых при внедрении цифровых технологий на предприятии. Согласно исследованиям "Pricewaterhouse Coopers Consulting»" [2], лишь 38 % компаний привлекают к аналитике данных собственных специалистов в рамках разовых заданий, а 9 % не имеют специалистов по аналитике данных.

Сказанное позволяет выделить основные группы показателей, которые могут быть использованы для оценки цифрового потенциала предприятия.

1. Показатели внешней среды.

1.1. Группа показателей, отражающих объективную готовность отрасли к формированию цифровой экономики. Может быть использован интегральный показатель, предложенный, например "McKinsey & Company", или учитывающий российскую специфику Рейтинг готовности отраслей к цифровой экономике.

1.2. Показатели, учитывающие готовность конкретных ключевых стейкхолдеров предприятия к взаимодействию при внедрении цифровых технологий. В этом разделе

могут быть показатели, отражающие готовность поставщиков ресурсов и услуг к использованию новых цифровых технологий, готовность к взаимодействию в новых условиях. Также могут быть добавлены показатели, учитывающие возможность предприятия к нахождению новых поставщиков и подрядчиков при отсутствии готовности к взаимодействию.

1.3. Показатели, отражающие доброжелательность потребителей продукции предприятия при использовании вариантов взаимодействия, предлагаемых цифровыми технологиями. Показатели должны отражать уровень цифровой грамотности потребителей, навыки по использованию цифровых технологий, лояльность к изменениям, возможность формирования обратной связи с целью адаптации продукции для конкретных потребителей, возможность взаимодействия предприятия с новыми группами потребителей.

1.4. Государственная активность. Государство способно оказать влияние на темпы роста цифровизации отрасли. Так, высокий уровень цифрового потенциала в сфере образования в РФ во многом обусловлен целенаправленными действиями государства, побуждающими образовательные учреждения к внедрению цифровых технологий в организацию учебного процесса. В этом разделе могут быть показатели, отражающие уровень государственной активности в сфере законотворчества по активизации цифро-визации отрасли, а также возможность получения дополнительного финансирования на разработку и внедрение новых технологий.

2. Показатели внутренней среды предприятия.

2.1. Показатели, отражающие ресурсы предприятия на текущий момент.

2.1.1. Показатели обеспеченности ИКТ предприятия. Здесь могут быть показатели, отражающие стоимость ИТК-активов предприятия (компьютеры, серверы), долю расходов на ИКТ-оборудование в общих расходах предприятия.

2.1.2. Показатели обеспеченности информационными технологиями предприятия (показатели, характеризующие стоимость программного обеспечения на предприятии, а также долю общих расходов на программное обеспечение или 1Т-услуги).

2.1.3. Показатели, отражающие уровень использования цифровых технологий в раз-

ных сферах внутренней деятельности предприятия (при планировании, организации учета, организации взаимодействия подразделений для крупных компаний, при организации производственного процесса).

2.1.4. Показатели, отражающие уровень использования цифровых технологий при организации взаимодействия со стейкхол-дерами (при организации закупок, проведении расчетов и т. д.).

2.1.5. Показатели, отражающие уровень использования цифровых технологий при организации взаимодействия потребителями (доля онлайн-продаж в общем объеме выручки предприятия, наличие процесса организации обратной связи с потребителями через социальные сети и иные сервисы, уровень использования информации в маркетинге).

2.1.6. Показатели, отражающие уровень цифровизации трудовой деятельности. Например, доля сотрудников, занятых в области информационных технологий (программисты, разработчики), в области анализа информации, полученной за счет использования 1Т-технологий на предприятии, доля сотрудников, использующих 1Т-технологии при выполнении своих функций, доля затрат на 1Т-технологии и ИКТ-оборудование на одного работника.

2.1.7. Показатели, отражающие финансовую устойчивость предприятия (показатели финансовой устойчивости и ликвидности активов предприятия).

2.2. Показатели, отражающие будущие возможности предприятия по внедрению цифровых технологий.

2.2.1. Показатели возможности внедрения информационных технологий в деятельности предприятия. В этот раздел могут быть включены показатели, характеризующие долю новых информационных программ и оборудования, внедренных сотрудниками предприятия за отчетный период.

2.2.2. Показатели, отражающие возможности создания собственных информационных технологий. В этот раздел могут быть включены показатели, характеризующие долю новых информационных систем, созданных или доработанных предприятием, а также показатели, отражающие по интеграции информационных технологий с системами, уже используемыми.

2.2.3. Показатели, отражающие возможности продвижения информационных техно-

логий взаимодействия с стейкхолдерами. В этот раздел могут быть включены показатели, характеризующие количество внедренных информационных технологий при взаимодействии с поставщиками, подрядчиками, потребителями, а также возможности компании по дальнейшему сопровождению используемых технологий.

2.2.4. Показатели, отражающие готовность персонала предприятия к дальнейшему внедрению цифровых технологий на предприятии. Показатели этого раздела могут отражать возможности персонала предприятия к обучению или возможность привлечения нового персонала с требуемым уровнем развития цифровых компетенций. А также показатели способности персонала обеспечить информационную безопасность деятельности предприятия.

2.2.5. Показатели, отражающие финансовые возможности предприятия. Здесь целесообразно представить показатели, отражающие темп роста ключевых индикаторов эффективности (прибыли, выручки и т. д.) в зависимости от отрасли, а также возможности предприятия по привлечению внешних финансовых ресурсов.

Таким образом, раздел 2.1 представлен показателями запаса, определяемыми на момент оценки цифрового потенциала предприятия. Показатели раздела 2.2 - показатели потока, которые могут быть определены как на основании текущей отчетности предприятия, так и на основании планов развития предприятия. Показатели могут быть дополнены для каждого отдельного предприятия с учетом специфики деятельности отрасли, конкретных условий деятельности предприятия. Различный набор показателей для оценки цифрового потенциала отдельных предприятий разных отраслей не является проблемой, так как речь идет не о сравнении результатов деятельности отдельных предприятий, а о динамике развития отдельного предприятия.

Цифровой потенциал предприятия, сформированный согласно предлагаемой методике, отражает различные аспекты деятельности предприятия и требует учета различных показателей, имеющих разную размерность. Для получения единого интегрального показателя их следует привести к единой шкале измерения, что может быть достигнуто путем нормирования.

Поскольку значение каждой группы показателей в развитии цифрового потенциала предприятия может существенно различаться, необходим учет приоритета показателей. Коэффициенты важности критериев могут быть получены с использованием формальных процедур или применением экспертных оценок. Цифровой потенциал (ОР) при использовании аддитивного подхода может быть найден как

ОР = У S¡Ri

¿-4=1 '

где R. - приведенные значения отдельных групп показателей;

I = 1...3 - число основных групп показателей;

S. - показатель значимости (веса) /-го единичного показателя. Внутри каждой группы показатели могут быть приняты равными или ранжированы с учетом значимости.

Кроме аддитивного, может быть применен мультипликативный подход. В этом случае функция цифрового потенциала примет вид вр-П^яД где Л,- показатели групп;

/ =1...3 - число показателей;

П - произведение аргументов с номерами / = 1, 2, 3, е ^=1, где > 0.

Для получения численной оценки интегрального показателя - цифрового потенциала - могут быть использованы и иные, более сложные модели, например, метод параметрической энтропии, метод Саати, метод главных компонент. При этом абсолютное значение полученного показателя не является значимым. Но расчет цифрового потенциала на протяжении нескольких периодов позволит отслеживать динамику изменения уровня использования цифровых технологий на предприятии, а также эффективность и целесообразность проводимых мероприятий. Возможно проведение численной оценки несколькими методами для подтверждения достоверности полученных изменений по результатам проведенных мероприятий.

Заключение. Дальнейшее развитие цифровой экономики отразится на всех сторонах деятельности предприятия, его конкурентоспособности, взаимоотношениях с поставщиками, подрядчиками, потребителями. Готовность предприятия принять новые трансформационные изменения требует не только внедрения информационных техноло-

гий в процессы организации хозяйственной деятельности предприятия, но и изменения всей модели ведения бизнеса, что, в свою очередь, требует формирования критерия, позволяющего отслеживать эти изменения, а также оценки их целесообразности. Таким показателем может стать цифровой потенциал предприятия.

Предлагаемый подход к оценке цифрового потенциала позволяет анализировать не только текущий уровень цифровизации бизнес-процессов на предприятии, но и возможности наращивания цифрового потенциала. Различный уровень готовности отраслей экономики к использованию цифровых технологий учтен авторами при включении

в оценку показателей, отражающих степень благожелательности внешней среды предприятия цифровым изменениям, а также их востребованность внешними стейкхолдера-ми предприятия.

В дальнейшем исследование будет направлено на адаптацию предложенной методики для предприятий отдельных отраслей или регионов. Показатели, формирующие отдельные группы, могут быть уточнены или изменены. В статье не рассмотрены вопросы формирования стратегии управления развитием цифрового потенциала предприятия, что может быть отдельным направлением дальнейших исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Городнова Н. В. Развитие теоретических основ оценки цифрового потенциала промышленного предприятия // Дискуссия. 2018. № 5. C. 74- 84.

2. «Индустрия 4.0»: создание цифрового предприятия. Всемирный обзор реализации концепции «Индустрия 4.0» за 2016 г [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/in-dustry-4.html (дата обращения: 20.02.2019).

3. Ковальчук Ю. А., Алексеев И. В. Цифровой потенциал региональных рынков как новый стратегический фактор развития франчайзинговых предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2017. Т. 11, № 2. С. 149-158.

4. Козлов А. В., Терешко Е. К. Стратегическая карта развития образовательной системы Мурманской области в условиях цифровой трансформации экономики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 4. С. 111-122.

5. Козлов А. В., Чжан Ся. Инновационный потенциал промышленных предприятий: методика определения и сравнительный анализ на примере угольной промышленности Китая // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 5. С. 100-109.

6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 28.02.2019).

7. Попов Е. В., Семячков К. А. Оценка готовности отраслей РФ к формированию цифровой экономики // Инновации. 2017. № 4. C. 37-41.

8. Черкашнев Р. Ю. Разработка и совершенствование механизма получения конкурентных преимуществ предприятием при использовании информационных технологий // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11, № 2. С. 65-72.

9. Andal-Ancion A., Cartwright P. A., Yip G. S. The digital transformation of traditional business // MIT Sloan Management Review. 2003. No. 44. P. 34.

10. Besson R. Role and limits of third places in the fabrication of contemporary cities // Territoire en Mouvement. 2017. No. 34.

11. Digital America: a tale of the haves and have-mores / J. Manyika [et. al.]. McKinsey Global Institute,

2015.

12. European Business Summit Report 2016 Redefining competitiveness and growth Unlocking the digital potential of industries across Europe [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.accenture.com/ t20170417T121149Z_w__/us-en/_acnmedia/PDF-22/ (дата обращения: 22.03.2019).

13. Granado K. C., Romero C. O. R., Rodríguez M. E. C. Auditoría de información como instrumento de gestión en la biblioteca de la Universidad de Sancti Spíritus // Revista Cubana de Informacion en Ciencias de la Salud. 2015. No. 26. P. 107-124.

14. Industry 4.0. Offical web page [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.plattform-i40. de/PI40/Navigation/EN/Industrie40/WhatIsIndustrie40/what-is (дата обращения: 20.03.2019).

15. Negroponte N. Being Digital. NewYork: Knopf, 1995. 256 p.

16. Porter M. Harnessing the digital potential across chemical industry // Chemical Engineering World. 2016. Vol. 52. P. 48-50.

17. Scrimshaw J. Digital potential as printing group expands: pigment capability means opportunity for 'rescued' stead McAlpin // Digital Textile. 2009. No. 4. P. 12-13.

References _

1. Gorodnova N. V. Diskussiya (Discussion), 2018, no. 5, pp. 74- 84.

2. "Industriya4.0":sozdanie tsifrovogopredpriyatiya. Vsemirnyobzorrealizatsiikontseptsii"Industriya4.0" za 2016 g. ("Industry 4.0": creating a digital enterprise. World overview of the concept implementation "Industry 4.0" for 2016). Available at: https://www.pwc.ru/ru/publications/industry-4.html (Date of access: 20.02.2019).

3. Kovalchuk Yu. A., Alekseev I. V. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the South Ural State University), 2017, vol. 11, no. 2, pp. 149-158.

4. Kozlov A. V., Tereshko E. K. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka (North and the market: formation of an economic order), 2018, no. 4, pp. 111-122.

5. Kozlov A. V., Zhang Xia VestnikZabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Transbaikal State University), 2015, no. 5, pp. 100-109.

6. O Strategiirazvitiya informatsionnogo obshchestva vRossiyskoyFederatsiina 2017-2030 gg (About the Strategy for the Information Society Development in the Russian Federation for 2017-2030). Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (Date of access: 28.02.2019).

7. Popov E. V., Semyachkov K. A. Innovatsii (Innovations), 2017, no. 4, pp. 37-41.

8. Cherkashnev R. Yu. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya iprotsessy (Social and economic phenomena and processes), 2016, vol. 11, no. 2, pp. 65-72.

9. Andal-Ancion A., Cartwright P. A., Yip G. S. MIT Sloan Management Review (MIT Sloan Management Review), 2003, no. 44, pp. 34.

10. Besson R. Territoire en Mouvement (Territoire en Mouvement), 2017, no. 34.

11. Digital America: a tale of the haves and have-mores (Digital America: a tale of the haves and have-mores); J. Manyika (ets.). McKinsey Global Institute, 2015.

12. European Business Summit Report 2016 Redefining competitiveness and growth Unlocking the digital potential of industries across Europe (European Business Summit Report 2016 Redefining competitiveness and growth Unlocking the digital potential of industries across Europe). Available at: https://www.accenture.com/ t20170417T121149Z__w__/us-en/_acnmedia/PDF-22/ (Date of access: 22.03.2019).

13. Granado K. C., Romero C. O. R., Rodriguez M. E. C. Revista Cubana de Informacion en Ciencias de la Salud (Revista Cubana de Informacion en Ciencias de la Salud), 2015, no. 26, pp. 107-124.

14. Industry 4.0. Offical web page (Industry 4.0. Offical web page). Available at: https://www.plattform-i40. de/PI40/Navigation/EN/Industrie40/WhatIsIndustrie40/what-is (Date of access: 20.03.2019).

15. Negroponte N. Being Digital (Being Digital). NewYork: Knopf, 1995. 256 p.

16. Porter M. Chemical Engineering World (Chemical Engineering World), 2016, Vol. 52, pp. 48-50.

17. Scrimshaw J. Digital Textile (Digital Textile), 2009, no. 4, pp. 12-13.

Коротко об авторах _

Козлов Александр Владимирович, д-р экон. наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: международное экономическое сотрудничество, международный менеджмент, региональная экономика, цифровая трансформация промышленности, экономика глобальной образовательной среды [email protected]

Тесля Анна Борисовна, канд. экон. наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, цифровая трансформация промышленности, экономика глобальной образовательной среды, социальные инвестиции [email protected]

Briefly about the authors_

AlexanderKozlov, doctor of economics, professor, professor, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia. Sphere of scientific interests: international economic cooperation, international management, regional economics, digital industry transformation, economics of the global educational environment

Anna Teslya, candidate of economic sciences, associate professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, digital transformation of industry, economics of the global educational environment, social investments

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения исследований

по проекту № 18-010-01119.

Образец цитирования_

Козлов А. В., Тесля А. Б. Цифровой потенциал промышленных предприятий: сущность, определение и методы расчета //Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25. № 6. С. 101-110. DOI: 10.21209/22279245-2019-25-6-101-110.

Kozlov A., Teslya A. Digital potential of industrial enterprises: essence, determination and calculation methods // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 6, pp. 101-110. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-6-101-110.

Статья поступила в редакцию: 13.05.2019 г. Статья принята к публикации: 03.06.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.