Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ПОЛИГОН ДИСТАНЦИОННОГО ИНТЕРАКТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ'

ЦИФРОВОЙ ПОЛИГОН ДИСТАНЦИОННОГО ИНТЕРАКТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ПОЛИГОН / ДИСТАНЦИОННОЕ ИНТЕРАКТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНЖЕНЕР / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / DIGITAL POLYGON / DISTANCE INTERACTIVE PRODUCTION TRAINING / ENGINEER / AUTOMATED TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульчицкий Валерий Владимирович, Мурадов Александр Владимирович, Оганов Александр Сергеевич, Ильичев Станислав Алексеевич, Щебетов Алексей Валерьевич

Показано, что Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина совместно с ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» и сервисным предприятием ОАО «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий» реализовал кластерную инициативу создания цифровой платформы дистанционного интерактивно-производственного обучения нефтегазовому делу. Раскрыты преимущества дистанционного интерактивно-производственного обучения, охарактеризованы его принципы и роль в становлении профессионализма будущих инженеров. Представлены цели, задачи и содержание деятельности Полигона дистанционного интерактивно-производственного обучения инженерным и проектным работам.It is shown that the Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University) together with OAO "Slavneft-Megionneftegaz"and service enterprise OAO "Research and design center of gas and oil technologies" implemented a cluster initiative to create a digital platform for distance interactive production training in oil and gas business. The advantages of distance interactive-industrial training are revealed, its principles and role in the formation of professionalism of future engineers are characterized. The goals, objectives and content of the distance interactive-industrial training Digital Poligon for engineering and design works are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кульчицкий Валерий Владимирович, Мурадов Александр Владимирович, Оганов Александр Сергеевич, Ильичев Станислав Алексеевич, Щебетов Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ПОЛИГОН ДИСТАНЦИОННОГО ИНТЕРАКТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ»

I ПОЛИГОН УСПЕХА

ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.04.P.18 УДК 371.134

B.В. Кульчицкий,

Межрегиональное научно-техническое общество нефтяников и газовиков А.В. Мурадов, А.С. Оганов,

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

C.А. Ильичев,

ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» А.В. Щебетов

АО «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий»

Цифровой полигон дистанционного интерактивно-производственного обучения специалистов нефтегазодобывающей отрасли

10 лет Полигону ДИПО

Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина

Ученые, профессорско-пре- ки нового поколения инжене-

подавательский состав высших учебных заведений и инженеры-практики предприятий и организаций нефтедобычи выполняют ответственную и сложную миссию подготов-

ров для нефтегазовой отрасли с развитым цифровым образным мышлением.

С целью повышения уровня нефтегазового образования Российский государствен-

ный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина совместно с АО «Слав-нефть-Мегионнефтегаз» и сервисным предприятием «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий» реализовал кластерную инициативу создания цифровой платформы дистанционного интерактивно-производственного обучения нефтегазовому делу. Проект предусматривает функционирование цифрового Полигона дистанционного интерактивно-производственного обучения под патронажем Межрегионального научно-технического общества нефтяников и газовиков имени академика И.М. Губкина.

Решая задачи подготовки нового поколения инженеров, мы исходим из того, что принципиальные изменения в теории и практике строительства и эксплуатации скважин

© Кульчицкий В.В., Мурадов А.В., Оганов А.С., Ильичев С.А., Щебетов А.В., 2019

ВАЛЕРИИ

ВЛАДИМИРОВИЧ

КУЛЬЧИЦКИЙ

доктор технических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин по научной работе, директор Научно-исследовательского института буровых технологий Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М. Губкина, председатель Межрегионального научно-технического общества нефтяников и газовиков. Сфера научных интересов: разработка геонавигационных технологий бурения скважин, горизонтальное бурение, супервайзинг бурения, технологии дистанционного интерактивно-производственного обучения. Автор 548 опубликованных научных работ. Электронная почта: niibt@gubkin.ru

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ МУРАДОВ

доктор технических наук, профессор кафедры металловедения и неметаллических материалов, директор Международного учебно-научного центра «Антикор». Проректор по научной работе Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И. М. Губкина. Сфера научных интересов: защита от коррозии нефтегазового оборудования. Автор более 100 опубликованных научных работ. Электронная почта: konoplyantseva.i@mail.ru

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ОГАНОВ

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин Российского государственного университет нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М. Губкина, , председатель Ассоциации буровых подрядчиков. Сфера научных интересов: морское бурение, строительство нефтяных и газовых скважин в сложных горногеологических условиях, новые системы разработки месторождений нефти горизонтальными и разветвленно-горизон-тальными скважинами. Автор 120 опубликованных научных работ. Электронная почта: abprus@mail.ru

СТАНИСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ ИЛЬИЧЕВ

заместитель генерального директора по бурению и нефтесервису ОАО « Славнефть -Мегионнефтегаз», член Государственной экзаменационной комиссии Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М.Губкина. Сфера научных интересов: добыча сырой нефти, культура производства, подготовка кадрового резерва , внедрение цифровых технологий бурения и добыч. Автор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: IlichevSA@mng.slavneft.ru

АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ ЩЕБЕТОВ

кандидат технических наук, генеральный директор АО «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий», член Государственной экзаменационной комиссии Российского государственного университета нефти и газа (национального исследовательского университета) имени И.М.Губкина. Сфера научных интересов: добыча газогидратов, менеджмент управления супервайзинговым предприятием, подготовка супервайзеров бурения, супервайзинг бурения и нефтегазодобычи. Автор более 30 опубликованных научных работ. Электронная почта: schebet0v@g8s0flcenter.ru .

Показано, что Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина совместно с ОАО «Славнефть-Мегионнефте-газ» и сервисным предприятием ОАО «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий» реализовал кластерную инициативу создания цифровой платформы дистанционного интерактивно-производственного обучения нефтегазовому делу. Раскрыты преимущества дистанционного интерактивно-производственного обучения, охарактеризованы его принципы и роль в становлении профессионализма будущих инженеров. Представлены цели, задачи и содержание деятельности Полигона дистанционного интерактивно-производственного обучения инженерным и проектным работам.

Ключевые слова: цифровой полигон, дистанционное интерактивно-производственное обучение, инженер, автоматизированная система обучения.

It is shown that the Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University) together with OAO "Slavneft-Megionneftegaz"and service enterprise OAO "Research and design center of gas and oil technologies" implemented a cluster initiative to create a digital platform for distance interactive production training in oil and gas business. The advantages of distance interactive-industrial training are revealed, its principles and role in the formation of professionalism of future engineers are characterized. The goals, objectives and content of the distance interactive-industrial training Digital Poligon for engineering and design works are presented.

Key words: digital Polygon, distance interactive production training, engineer, automated training system.

для надежной, экономически эффективной и экологически безопасной разработки нефтегазовых месторождений требуют перехода на инновационные цифровые образователь-

ные технологии подготовки высококвалифицированных, нравственно зрелых и предприимчивых специалистов. Инженеры наших дней призваны самостоятельно прини-

мать решения в ситуации выбора, обладать способностью к непрерывному профессиональному образованию и сотрудничеству. Их должны отличать мобильность, динамизм, конструктивность, развитое чувство ответственности за порученное дело и умение адаптироваться к конкретной инженерной деятельности.

Мы также должны учитывать, что несоответствие целей образования содержанию и характеру учебного процесса и потребностям топливно-энергетического комплекса выявило кризис высшего инженерного образования, обусловленный изменениями условий жизни, новыми требованиями общества и промышленности, инертностью и медленной модернизацией системы подготовки кадров. Одна из наших задач заключается в преодолении этого кризиса на основе новых технологий обучения.

В начале ХХ! века Губкин-ский университет инициировал интеграционный процесс, направленный на создание системы подготовки молодых специалистов на базе реальных производственных процессов нефтегазовых месторождений. Ключевая роль в

осуществлении этого замысла была отведена Полигону дистанционного интерактивно-производственного обучения инженерным и проектным работам [3, 7, 10, 12].

Своего рода поворотным моментом в развитии образовательных технологий нефтегазового дела мы считаем

женерную практику, дипломное проектирование, защиту дипломной работы. С этого момента Губкинский университет переходит на интегрированные с нефтегазовыми компаниями технологии обучения студентов и повышения квалификации специалистов на едином информационном

ском университете в 20062008 годах [6, 11].

Особая дата, к тому же примечательная с точки зрения темы настоящей статьи - 9 апреля 2009 года, когда впервые в практике нефтегазового образования с Северо-Покурского месторождения в рамках утвержденного Положения о Полигоне дистанционного интерактивно-производственного обучения супервайзеров бурения и (ДИПО) - бурение ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» было начато систематическое проведение занятий с демонстрацией технологических процессов на буровом объекте в режиме реального времени с трех видеокамер по спутниковому каналу связи в Центре управления разработкой месторождений Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина [11, 12].

Модуль дистанционного интерактивно-производствен-ного обучения размещен в мобильном доме-вагоне, оснащенном комплексом аппаратных и компьютерных средств, спутниковой связью, из которого осуществляется круглосуточный супервайзинг бурения скважин персоналом АО «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий» (рис. 1).

С 2009 года содержание и обеспечение функционирования Полигона осуществляет АО «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий», принявший на себя проведение производственных практик и прием на работу стажеров - супервайзеров бурения [4, 5, 8, 10, 11].

Определены основные задачи создания и функционирования цифрового Полигона дистанционного интерактивно-производственного обучения супервайзеров бурения.

Рис.

24 марта 2006 года, когда состоялось подписание Комплексной программы интерактивно-производственного обучения студентов и повышения квалификации специалистов ОАО «Славнефть-Ме-гионнефтегаз» и Методики интерактивно-производственного обучения студентов-целевиков, предусматривающей практику на буровых объектах, в лабораторно-учебном классе, преддипломную и ин-

1. Схема интерактивной дистанционной автоматизированной системы обучения

образовательно-производственном поле в реальном времени [2, 10].

Дальнейшее развитие технологии дистанционного интерактивно-производственно-го обучения получили в ходе подготовки и реализации инновационной образовательной программы «Развитие профессиональных компетенций в новой среде обучения - виртуальной среде профессиональной деятельности» в Губкин-

Первая. Формирование методических основ технологии дистанционного интерактивно-производственного обучения, базирующейся на муль-тидисциплинарном подходе, реализованной путем включения в учебный процесс реальных буровых объектов и нефтегазовых промыслов и предусматривающей привлечение к проведению учебных занятий специалистов из числа инженерно-технического персонала, формирующих учебную среду и выступающих в качестве преподавателей, наставников и кураторов.

Вторая. Полноценное использование потенциала Полигона дистанционного интерактивно-производственного обучения - Полигона ДИПО в рамках учебно-производственного комплекса, объединяющего нефтегазодобывающую компанию, предприятия бурения и нефтесервиса, лабора-торно-учебные классы кафедр Губкинского университета и

обеспечивающего функционирование систем цифровых средств для комплексного группового и/или индивидуального обучения профессиям супервайзинга бурения и вну-трискважинных работ, в том числе дистанционного, а также для подготовки и переподготовки инженерных кадров, научного и преподавательского персонала.

Третья. Разработка образовательных программ на основе технологий дистанционного интерактивно-производственного обучения, создание новых интегрированных профессий, в том числе цифровых.

В ходе решения этих задач создан модуль дистанционного интерактивно-производственного обучения нового поколения - мобильный штаб-вагон с рабочими местами ключевых специалистов (геосупервайзе-ра, бурового мастера, геонавигатора, инженера по буровым растворам, инженера до-лотного сервиса, инженера по

технике безопасности), оснащенный цифровой станцией геосупервайзинга, комплексом аппаратных и программных средств аудиовидеомони-торинга и спутниковой связью с круглосуточным супервай-зингом бурения и внутрисква-жинных работ АО «Научно-исследовательский и проектный центр газонефтяных технологий» на месторождениях ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» и в тренажерных центрах бурения, учебных аудиториях и лабораториях, размещенных в Губкинском университете.

Дадим краткое пояснение к рис. 1. Учебное место студента, использующего интерактивную дистанционную автоматизированную систему обучения, оснащено персональным компьютером (6) с комплексом программного обеспечения (личный кабинет), где из базы данных учебных заданий и решений (5) формируется задание. Коммутирующий блок (8) при помощи приемно-пе-

Рис. 2. Структура подготовки молодых специалистов на производстве

редающего элемента канала связи модуля обучения (10) начинает передачу данных с производственного объекта. Для этого между приемно-пе-редающим элементом канала связи модуля обучения (10) и приемно-передающим элементом канала связи мобильного модуля ДИПО (12) по спутниковому каналу связи (2) организуется обмен данными.

В зависимости от поставленного учебного задания коммутирующий блок (14) организует передачу данных с необходимого набора датчиков(15) цифровой станции геолого-технических исследований и видеокамер (16).

Потоковое видео с видеокамер (12) обрабатывается системой видеоконференции (11) и передается либо на проекционную систему для проведения презентаций и видеоконференций (7), либо непосредственно на персональные компьютеры (6). Кроме автоматической передачи данных с набора датчиков и видеокамер предусмотрена возможность

На мостках

передачи суточной сводки с производственного объекта.

Обучаемый, используя свой персональный компьютер (6) и блок записи и воспроизведения производственных ситуаций (9), имеет возможность аккумулировать в суточной сводке не только различные технологические параметры, но и дополнительные сведения в виде комментариев и описания событий на промысловом объекте/буровой вышке (4).

Предметом деятельности Полигона является создание благоприятных условий для повышения качества цифровой подготовки бакалавров, магистров, исследователей и научных работников, а также стажировки профессорско-преподавательского состава, дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров по структуре, представленной на рис. 2.

Деятельность Полигона ДИПО преследует следующие цели:

• создание среды, благоприятной для обеспечения цифрового дистанционного инте-

рактивно-производственного обучения;

• содействие в передаче цифровых технологий из вузовского сектора науки в производственный сектор ОАО «Слав-нефть-Мегионнефтегаз»;

• содействие интеграции Губ-кинского университета с буровыми и нефтедобывающими предприятиями, научными центрами ОАО «Славнефть-Ме-гионнефтегаз»;

• содействие обеспечению технологической, интеллектуальной, цифровой, экологической и экономической безопасности ОАО «Славнефть-Ме-гионнефтегаз»;

• участие в подготовке кадров, образовательной деятельности, вовлечении специалистов и профессорско-преподавательского состава в наставническую и экспертную деятельность.

В ходе работы по достижению этих целей Полигон призван обеспечить решение следующих задач:

• создание материально-технической базы для формирования и развития цифровой инфраструктуры Центра ДИПО и кафедр Губкинского университета, коммерциализирующей результаты научных исследований в ОАО «Славнефть-Ме-гионнефтегаз»;

• привлечение к активной научно-исследовательской и цифровым формам педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов Губкинского университета, содействию реализации их идей и проектов;

• участие в обучении и подготовке молодых преподавателей и научных работников Губкинского университета по направлениям супервайзинга строительства скважин и вну-трискважинных работ;

• участие в переподготовке и повышении квалификации профессорско-преподава-

тельского состава Губкинского университета и обучении студентов по профилю деятельности Полигона;

• обеспечение целевой подготовки специалистов для ОАО «Славнефть-Мегионнеф-тегаз» с обязательной производственной практикой на Полигоне и защитой дипломного проекта или магистерской диссертации по проблемной тематике;

• обеспечение функционирования цифрового учебно-производственного информационного поля для дистанционного обучения студентов в Центре ДИПО, классах повышения квалификации по направлению «Супервайзинг строительства и внутрисква-жинных работ» при получении дополнительной квалификации «Специалист технологического надзора и контроля при строительстве скважин (буровой супервайзер)», при обучении магистрантов, при ознакомительной практике первокурсников-буровиков;

• содействие в разработке и реализации инновационных предложений, научно-технических проектов и программ кафедр Губкинского университета и подразделений ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», направленных на создание цифровых технологий и конкурентоспособной продукции, ускоренное их освоение в производстве;

• создание благоприятной социально-бытовой среды для работающих на Полигоне ученых, преподавателей, аспирантов,

магистрантов,студентов, специалистов для полноценного использования их профессиональных навыков и интеллектуальной собственности путем вовлечения в производственную деятельность;

• создание системы технико-технологической экспертизы событий и технологических процессов, происходящих на объектах бурения и внутри-скважинных работ в реальном времени или с незначительным отставанием с целью снижения рисков появления нежелательных последствий.

В соответствии со своими задачами Полигон привлекает научно-исследовательские коллективы кафедр Губкинского университета, направления деятельности которых соответствуют целям и задачам Полигона, а также оказывает Центру ДИПО и кафедрам помощь в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственного освоения их результатов, в установлении связей с предприятиями и подразделениями ОАО «Славнефть-Мегион-нефтегаз».

Итак, подведем основные итоги проделанного в рамках кластерной инициативы Губкинского университета по созданию цифровой платформы дистанционного интерактивно-производственного обучения нефтегазовому делу.

1. Впервые создан и функционирует Полигон дистанционного интерактивно-производственного обучения специалистов на нефтяных ме-

сторождениях как основа наставничества, опережающего и непрерывного профессионального образования.

2. Создан механизм подготовки студентов в реальных производственных условиях -Институт наставничества по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения (ДИПО) путем интеграции нефтегазовой компании, сервисного предприятия и вуза.

3. Реализованы принципы опережающего образования с использованием современной техники и технологий, организации и управления производством сервисных предприятий и нефтяной компании в учебном процессе вуза.

4. За счет осуществления опережающего образования на Полигоне ДИПО повышена динамика развития учебного процесса и значительно расширена область изучаемых объектов.

5. Организована стажировка студентов и бакалавров на буровых объектах и нефтепромыслах в инженерной должности, что позволило продвинуться вперед в деле обеспечения специалистами нефтегазовой отрасли высокой квалификации.

6. Созданы условия для того, чтобы молодые преподаватели кафедры бурения нефтяных и газовых скважин проходили школу ДИПО и приобретали в ходе обучения практические навыки инженерной и проектной работы на производстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кульчицкий В.В. Дистанционное интерактивно-производственное обучение нефтегазовому делу: методическое пособие. М.: Недра, 2007. 210 с.

2. Кульчицкий В.В. Метод интерактивно-производственного обучения инженерным профессиям: свидетельство о депонировании и регистрации объекта интеллектуальной собственности № 9228. Реестр Российского авторского общества за 02.11.2005.

3. Кульчицкий В.В. Проектная практика по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения инженерным профессиям // Высшее образование сегодня. 2011. № 12. С. 9-12.

4. Кульчицкий В.В. Проектная стажировка преподавателя-инженера по технологиям дистанционного интерактивно-производственного обучения // Высшее образование сегодня. 2014. № 4. С. 68-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кульчицкий В.В. Технология адаптации молодых специалистов ХХ1 века к инженерной деятельности // Одаренность: методы выявления и пути развития: сб. статей, докладов и материалов Всерос. конф. (28 сентября 2017 г., Москва) / Ассоциация технических университетов, РГ У нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, МГТУ им. Н. Э. Баумана. В 2 ч. Ч. 2. М.: МГ ТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. С. 224-240.

6. Кульчицкий В.В. Технология ДИПО-вахта - инновационная методика подготовки буровых супервайзеров // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сб. научных трудов XII Междунар. ежегод. науч. интернет-конф. (1-11 апреля 2017 г., Санкт-Петербург) / РГПУ им. А.И. Герцена и СЗО РАО. СПб., 2017. С. 134-138.

7 Кульчицкий В.В., Александров В.Л., Гришин Д.В., Щебетов А.В. Автоматизированная система управления су-первайзингом бурения, капитального и текущего ремонта скважин (АСУ СБ, КиТРС): свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2014619243 от 16.05.2014.

8. Кульчицкий В.В. Александров В.Л., Ларионов А.С., Гришин Д.В. Интерактивная дистанционная автоматизированная система обучения: патент на полезную модель № 81830. Приоритет от 11.12.2008.

9. Кульчицкий В.В., Владимиров А.И., Мартынов В.Г., Ангелопуло О.К., Шульев Ю.В., Александров И.Е. Интерактивно- производственное обучение в ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» // Газовая промышленность. 2006. № 7. С. 52-55.

10. Кульчицкий В.В., Ильичев С.А., Спиридонов В.П., Пимонов А.В. и др. Цифровой геосупервайзинг бурения оптимизированного дизайна скважин // Нефтяное хозяйство. 2019. № 3. С. 50-52.

11. Кульчицкий В.В., Коновалов А.М., Пархоменко А.К., Гришин Д.В., Щебетов А.В., Насери Я.С. Мобильная станция геолого-технологических исследований для супервайзера: патент на изобретение № 2646889. Приоритет от 07.12.2016.

12. Кульчицкий В.В., Коновалов А.М., Пархоменко А.К., Щебетов А.В. Программный продукт «АРМ геосупервайзера»: свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2017611562 от 10.11.2016.

13. Шульев Ю.В., Мартынов В.Г., Кульчицкий В.В. и др. Инновационные образовательные технологии бурового супервай-зинга // Нефтяное хозяйство. 2010. № 3. С. 10-13.

LITERATURA

1. Kul'chiczkij V.V. Distancionnoe interaktivno-proizvodstvennoe obuchenie neftegazovomu deLu: metodicheskoe posobie. M.: Nedra. 2007. 210 c.

2. Kul'chiczkij V.V. Metod interaktivno-proizvodstvennogo obucheniya inzhenerny'm professiyam. SvideteL'stvo o deponirovanii i registracii ob"ekta inteLLektuaL'noj sobstvennosti №9228. Reestr Rossijskogo avtorskogo obshhestva za 02.11.2005.

3. Kul'chiczkij V.V. Proektnaya praktika po texnoLogiyam distancionnogo interaktivno-proizvodstvennogo obucheniya inzhenerny'm professiyam // Vy'sshee obrazovanie segodnya. 2011. № 12. S. 9-12.

4. Kul'chiczkij V.V. Proektnaya stazhirovka prepodavateLya-inzhenera po texnoLogiyam distancionnogo interaktivno-proizvodstvennogo obucheniya// Vy'sshee obrazovanie segodnya. 2014. № 4. S. 68-72.

5. Kul'chiczkij V.V. TexnoLogiya adaptacii moLody'x speciaListov XXI veka k inzhenernoj deyateL'nosti// Odarennost': metody' vy'yavLeniya i puti razvitiya: sb. statej, dokLadov i materiaLov Vseros. konf. (28 sentyabrya 2017 g., Moskva) / Associaciya texnicheskix universitetov, RG U nefti i gaza (NIU) im. I.M. Gubkina, MG TU im. N. E'. Baumana. V 2 ch. Ch. 2. M.: MG TU im. N. E'. Baumana, 2018. S. 224-240.

6. Kul'chiczkij V.V. TexnoLogiya DIPO-vaxta - innovacionnaya metodika podgotovki burovy'x supervajzerov // Novy'e obrazovateL'ny'e strategii v sovremennom informacionnom prostranstve: sb. nauch. trudov XII Mezhdunar. ezhegod. nauch. internet-konf. (1-11 apreLya 2017 g., Sankt-Peterburg) / RGPU im. A .I. Gercena i SZO RAO. SPb., 2017. S. 134-138.

7. Kul'chiczkij V.V., Aleksandrov V.L., Grishin D.V., Shhebetov A.V. Avtomatizirovannaya sistema upravLeniya supervajzingom bureniya, kapitaL'nogo i tekushhego remonta skvazhin (ASU SB, KiTRS): svideteL'stvo ob oficiaL'noj registracii programmy' dLya E'VM № 2014619243 ot 16.05.2014.

8. Kul'chiczkij V.V., Aleksandrov V.L., Larionov A.S., Grishin D.V. Interaktivnaya distancionnaya avtomatizirovannaya sistema obucheniya: patent na poLeznuyu modeL' № 81830. Prioritet ot 11.12.2008.

9. Kul'chiczkij V.V., VladimirovA.I., Marty'nov V.G., Angelopulo O.K., Shul'ev Yu.V., AleksandrovI.E. Interaktivno-proizvodstvennoe obuchenie v OAO «SLavneft'-Megionneftegaz»//Gazovaya promy'shLennost'. 2006. № 7. S. 52-55.

10. Kul'chiczkij V.V., Il'ichevS.A., Spiridonov V.P., PimonovA.V. i dr. Cifrovoj geosupervajzing bureniya optimizirovannogo dizajna skvazhin // Neftyanoe xozyajstvo. 2019. № 3. S. 50-52.

11. Kul'chiczkij V.V., Konovalov A.M., Parxomenko A.K., Grishin D.V., Shhebetov A.V., Naseri Ya.S. MobiL'naya stanciya geoLogo-texnoLogicheskix issLedovanij dLya supervajzera: patent na izobretenie № 2646889. Prioritet ot 07.12.2016.

12. Kul'chiczkij V.V., Konovalov A.M., Parxomenko A.K., Shhebetov A.V. Programmny'j produkt «ARM geosupervajzera»: svideteL'stvo ob oficiaL'noj registracii programmy' dLya E'VM № 2017611562 ot 10.11.2016.

13. Shul'ev Yu.V., Marty'nov V.G., Kul'chiczkij V.V. i dr. Innovacionny'e obrazovateL'ny'e texnoLogii burovogo supervajzinga // Neftyanoe xozyajstvo. 2010. № 3. S. 10-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.