Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЦИФРОВОЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Петроградская А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_119 УДК 342

ЦИФРОВОЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ DIGITAL MUNICIPALITY IN THE SAMARA REGION

ПЕТРОГРАДСКАЯ Альбина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и философии, Самарский государственный экономический университет. 443090, Россия, Самарская обл., г. Самара, ул. Советской Армии, 141. E-mail: petrogradckaya@yandex.ru

PETROGRADSKAYA Albina Alexandrovna,

candidate of law, associate Professor departments of theory of law and philosophy

Samara state University University of Economics.

141 Sovetskaya Armiya str., Samara, Samara region, 443090, Russia.

E-mail: petrogradckaya@yandex.ru

Для цитирования: Петроградская А.А. Цифровой муниципалитет в Самарской области // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 119-121. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_119.

For citation: Petrogradskaya A.A. Digital municipality in the Samara region // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 119121. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_119.

Статья поступила в редакцию: 13.02.2023

В современную информационную эпоху цифровые технологии проникают во все сферы современного общества, в том числе и в структуру государственного и муниципального управления. Такая лавинообразная повсеместная цифровизация во многом обусловлена тем, что современные технологии позволяют оптимизировать значительное количество процессов жизнедеятельности граждан.

Активное стремление населения через современные инструменты взаимодействия участвовать в системе государственного и муниципального управления обязывает властные структуры заниматься развитием современных средств связи, информационных технологий, а также иметь возможность специалистам органов местных администраций муниципальных образований существенно изменять саму архитектуру взаимодействия с населением.

Государственное и муниципальное управление является важнейшим институтом цифровой экономики. Соответственно, именно органы государственной власти и местного самоуправления становятся важнейшим драйвером тех изменений, которые значительно меняют архитектуру общественно-публичного взаимодействия.

В этой связи в настоящее время в РФ важнейшей задачей является формирование института цифрового муниципалитета.

Цель данной статьи - рассмотреть особенности формирования цифрового муниципалитета в Самарской области.

В отечественной науке термин «цифровой муниципалитет» имеет разнообразные, но достаточно сходные по смыслу значения. Наиболее распространено в настоящее время определение, сформулированное Е.А. Фроловой, которая под цифровым муниципалитетом понимает «предоставление муниципальных услуг в проактивном режиме; электронный документооборот; внедрение интегрированных цифровых платформ; управление муниципальными топливно-энергетическими, водными и транспортными ресурсами; вовлечение жителей в управление развитием муниципалитета» [9, с. 18].

С данным определением трудно согласиться, поскольку выставление особого акцента только лишь на предложение, или предоставление, продажу услуг, сужает образность муниципального управления, нивелирует активность населения, что противоречит конституционному законодательству, согласно которому местное самоуправление, являясь одной из парадигм публичной власти, закрепленное как абсолют в Конституции РФ, образует единую систему самоуправления и для эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, осуществляет коммуникационное взаимодействие с иными ветвями власти, определяемыми российским законодательством.

Активное использование цифровых технологий в местном управлении подразумевает внедрение новой управленческой парадигмы по взаимодействию с местными сообществами посредством формирования повышения эффективности механизмов коммуникаций между жителями, населяющими муниципальную территорию, и органами самоуправления как акторов принятия решений. Отсюда важность взаимообмена информацией от подлинного источника власти в стране, от ее жителей, между муниципалитетом, органом муниципальной власти, между регионом и властью Федерации, - необходима к учету при трансформации информационного общества и цифровизации общественных институтов.

Мы солидарны с мнением А.А. Лихтина, считающего, что основная тенденция углубленного пользования и внедрения в культуру потребления цифрового контента предопределяет всеобщую информатизацию общества, что, в свою очередь, формирует перспективы развития информационного сообщества всей страны. Данное инновационное поветрие в перспективе станет основным фактором формирования системы цифровых муниципалитетов [4, с. 167].

Согласно последним новеллам Конституции РФ (ст. 132, ч. 3), «органы местного самоуправления (далее - МСУ) и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в стране и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» [3]. При этом следует отметить, что самостоятельный уровень публичной власти не может стать первичной ступенью государственного управления. Местная власть обретает новый импульс развития, который

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

в духе требований времени должен базироваться на информационных технологиях.

Развитие информационно-коммуникационных технологий неизменно приводит к трансформации всей системы общественно-публичных отношений. Как уже было отмечено выше, современные граждане хотят активно участвовать в процессах принятия решений, оказывающих влияние на их жизнь и среду обитания. Е.А. Фролова, Е.Г. Щербань отмечают в качестве основного тренда социального развития стремление граждан к осмысленному участию [9, с. 17].

Специфика включения населения местного сообщества в управление муниципалитетом активно поддерживается всеми органами власти. В реализации политики дистанцирования, определенной треугольником распределения ответственности между органами федеральной, региональной и муниципальной власти, акторам местного самоуправления выделено особое значение, благодаря их социальной близости к жителям конкретного муниципального образования и обладанием правом на грамотное вмешательство на территориальное развитие сугубо автохтонной общности [4, с. 165].

В зарубежной науке управления перед местным сообществом ставятся задачи по регулированию распределения ответственности и разделению властей на составляющие публичных отношений. Так, Мануель Кастельс видит в информационном равенстве подлинное участие населения в жизни общин и призыв к установлению и укреплению коммуникаций между лицами, принимающими решения и отдельным индивидом ради улучшения городской среды обитания [2]. С его точки зрения, существует прямая взаимосвязь между открытостью органов МСУ и публичностью жителей местного сообщества, призывающих к ответственному управлению городским имуществом.

Примечательно, что органы федеральной власти не обходят стороной объективные вызовы современного развития общества. Так, в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [8] определены основные направления взаимодействия органов МСУ с жителями подотчетных территориальных образований, находящихся в ведомственном ведении городского территориального управления.

Как определено и зафиксировано в данном Указе, в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, перед исполнительными органами власти намечены выполнимые и достигаемые точки развития, обуславливающие постепенную отдачу от введения взаимосвязанных действий по планомерному союзу между местным сообществом и вверенными в процессе разделения властей акторами муниципального управления.

В настоящее время в законодательстве РФ намечены реперные точки вхождения индустрии государственного и муниципального управления в информационную эпоху при ответственном взаимодействии органов власти и населения, определяющего публичную сферу своих социально-экономических отношений. Правительством Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти в рамках своих полномочий определены инструменты воздействия коммуникационных и информативных секторов городского управления среди жителей крупных и малых городов, а также мегаполисов, что, в свою очередь, направлено на повышение конкурентоспособности страны, качества жизни граждан и обеспечение экономического роста и национального суверенитета [4, с. 165].

Региональные органы исполнительной власти не остались в стороне от реформирования грамотного управления вверенных им по конституционному законодательству территорий субъектов РФ. В частности, Губернатор Самарской области в августе 2022 года издал Распоряжение «Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Самарской области» [7], а в ноябре 2022 - Распоряжение «Об утверждении Концепции цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах) Самарской области и плана мероприятий по её реализации» [6].

Концепция цифровой трансформации Самарской области направлена на реализацию мероприятий по цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах, органах государственной власти), органах МСУ муниципальных образований в Самарской области, а также в их подведомственных организациях, учреждениях и предприятиях Самарской области с соблюдением принципов человекоориентированности и клиентоцентричности в целях повышения качества и снижения издержек, связанных с осуществлением возложенных на органы власти полномочий и функций, создания системы управления данными в регионе и перехода к принятию решений на основе данных в цифровом виде.

Также к настоящему времени разработан план мероприятий по реализации концепции цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти, а также закреплены этапы цифровой трансформации Самарской области.

Среди актуальных целей системного использования цифровых технологий в управлении на уровне субъекта федерации определено создание цифрового пространства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории муниципальных образований Самарской области, создание имиджа Самарской области как передового цифрового региона, что, в свою очередь, позволит, с точки зрения органов МСУ повысить результативность использования муниципальной транспортной инфраструктуры и управления транспортными потоками; улучшить ведение оперативного и достоверного учета ресурсов; усилить надежность оказания коммунальных услуг населению путем применения цифровых технологий мониторинга, а также повысить качество диагностики управления; перевести результат эффективности транспортного и градостроительного планирования на новый уровень. Представляется, что подобной новацией возможно достижение задач по своевременной ответственной актуализации ответов на своевременные запросы жителей региона от государственных и муниципальных служащих Самарской области, что в дальнейшем будет способствовать планомерному развитию аппарата государственной и муниципальной службы в рамках заявленной квалификации и служебных соответствий, с учетом требований современных трендов цифровой экономики к профессиональ-

ным навыкам, знаниям и компетенциям представителей муниципальной власти [5, с. 83].

Также Правительство Самарской области опубликовало проект постановления, в соответствии с которым планируется создать государственную информационную систему региона «Единая цифровая коммуникационная платформа Самарской области». Цель создания данной системы - формирование единого информационного пространства сбора данных для мониторинга процессов органов власти Самарской области, анализа текущих и прогнозных значений целевых показателей, формирования регионального фонда данных и обеспечения унифицированного обмена данными из различных информационных систем, внедрения единых принципов и механизмов цифровой трансформации процессов.

На цифровой платформе будут аккумулироваться и формироваться данные для мониторинга и аналитики процессов органов власти, будет осуществляться формирование регионального сегмента управления данными, создания и использование витрин данных. Планируется, что на ней также будут использоваться технологии искусственного интеллекта, технологии обработки больших данных и интеллектуальных систем поддержки принятия решений [1].

Между тем, в Самарской области достаточно серьезной остается проблема недостаточной цифровой грамотности. Эта проблема актуальна как для действующих муниципальных служащих, так и для потребителей (пользователей) муниципальных услуг. Данная проблема, помимо прочего, обусловлена противоречивостью влияния цифровизации на кадровый потенциал муниципалитетов. Развитие цифровых технологий способствует активному внедрению робототехники и технологий искусственного интеллекта, следствием чего становится снижение штатной численности государственных и муниципальных служащих и отмирание отдельных видов профессиональной деятельности. В то же время существует такая актуальная проблема, требующая своего решения, как построение каналов коммуникаций с жителями территорий муниципальных образований, по причинам отсутствия необходимых профессиональных навыков и компетенций, а иногда и знаний у представителей органов местного самоуправления для индивидуально-ориентированного предоставления своевременного ответа на запросы, что в комплексе не совсем соответствует современным требованиям и трендам цифровой экономики. Профессиональные компетенции специалистов органов местного самоуправления, в частности, далеки от профессиональных стандартов.

Совершенно очевидно, что процесс формирования цифрового муниципалитета в Самарской области будет долгим, и на этом пути муниципальные власти ожидает множество разного рода проблем, как кадровых, как уже было отмечено, так и технологических, экономических и прочих. В то же время также очевидна и необходимость цифровизации муниципальной власти в целях повышения эффективности её деятельности. Цифровая трансформация - одна из пяти национальных целей РФ. Задача регионов - обеспечить качественную реализацию этих стратегий. Выгодополучателем от цифровой трансформации должны быть граждане и бизнес. Именно для удовлетворения их потребностей создаются новые системы и сервисы.

Библиогра фия:

1. В Самарской области к 2025 г. появится единая цифровая коммуникационная платформа региона // https://volga.news/article/640911 .html (дата обращения: 20.12.2022)

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс

4. Лихтин А.А. Ключевые аспекты реализации проекта «цифровой муниципалитет» в Северо-западном институте управления РАНХИГС // Управленческое консультирование. 2022. № 9 (165). С. 163-173.

5. Майоров А. В., Волкова А. М., Потапов А. Д. К методологии формирования «цифрового муниципалитета»: новая парадигма муниципального управления в условиях «цифровой экономики» // Цифровая экономика и рынок труда будущего. Материалы всероссийской научной конференции. СПб., 2019. С. 82-89.

6. Распоряжение Губернатора Самарской области от 11.11.2022 № 286-р «Об утверждении Концепции цифровой трансформации процессов в органах исполнительной власти (государственных органах) Самарской области и плана мероприятий по её реализации» // https://digital.samregion.ru/dokumenty-cifrovoy-transformacii (дата обращения: 20.12.2022)

7. Распоряжение Губернатора Самарской области от 29.08.2022 № 178-р «Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Самарской области» // https://digital.samregion.ru/dokumenty-cifrovoy-transformacii (дата обращения: 20.12.2022)

8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС Консультант плюс

9. Фролова Е. А., Щербань Е. Г. Цифровая экономика: муниципальный аспект // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 17-21.

References:

1. A unified digital communication platform of the region will appear in the Samara region by 2025 // https://volga.news/article/640911.html (accessed: 12/20/2022)

2. Castels M. The Information age: economy, society and culture / Translated from English. under the scientific editorship of O. I. Shkaratan. M.: Higher School of Economics, 2000. 608 p.

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // SPS ConsultantPlus

4. Likhtin A.A. Key aspects of the implementation of the Digital Municipality project at the Northwestern Institute of Management of the RANEPA // Managerial Consulting. 2022. No. 9 (165). pp. 163-173.

5. Mayorov A.V., Volkova A.M., Potapov A.D. On the methodology of forming a "digital municipality": a new paradigm of municipal management in the conditions of the "digital economy" // Digital economy and the labor market of the future. Materials of the All-Russian Scientific Conference. St. Petersburg, 2019. pp. 82-89.

6. Order of the Governor of the Samara region dated 11.11.2022 No. 286-r "On approval of the Concept of digital transformation of processes in executive authorities (state bodies) of the Samara region and the action plan for its implementation" // https://digital.samregion.ru/dokumenty-cifrovoy-transformacii (accessed: 12/20/2022)

7. Order of the Governor of the Samara region dated 08/29/2022 No. 178-r "On approval of the Strategy in the field of digital transformation of economic sectors, social sphere and public administration of the Samara region" // https://digital.samregion.ru/dokumenty-cifrovoy-transformacii (accessed: 12/20/2022)

8. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 (ed. dated 21.07.2020) "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" // SPS Consultant plus

9. Frolova E. A., Shcherban E. G. Digital economy: municipal aspect // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2019. No. 1 (75). pp. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.