Научная статья на тему 'Цифровой этикет школьников: особенности трактовки и формирования первичных знаний и умений на платформе СберКласс'

Цифровой этикет школьников: особенности трактовки и формирования первичных знаний и умений на платформе СберКласс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровой этикет / обучение / принципы / образовательная платформа СберКласс / первичные знания и умения / внеурочная деятельность / digital etiquette / learning / principles / SberClass educational platform / primary knowledge and skills / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Екатерина Сергеевна, Балакирева Екатерина Игоревна, Комаров Роман Владимирович

Рассмотрена проблема формирования первичных знаний и умений цифрового этикета школьников на цифровой платформе СберКласс. Отмечено, что цифровой этикет сегодня находится в стадии своего становления и понимается как регулятор общения в виртуальной сети, рассмотрены формы этикетной коммуникации: письменная, поведенческая и речевая. На основе существующих принципов цифрового этикета разработано содержание учебного модуля: правила и принципы цифрового этикета, цифровой этикет делового и неформального общения, цифровой след. Создана матрица разделов курса и результатов обучения школьников во внеурочной деятельности. Проанализированы возможности обучения на цифровой образовательной платформе СберКласс: самостоятельный выбор индивидуальной образовательной траектории, управление собственным темпом и временем обучения, выбор разноуровневых по сложности заданий и упражнений из списка предложенных способов работы. Представлены этапы и описание эмпирической части исследования. Данные проведенного эксперимента свидетельствуют, что учебный модуль «Цифровой этикет» на платформе СберКласс способствует формированию первичных знаний и умений обучающихся 7 класса, после прохождения учебного модуля уровень сформированности знаний о цифровом этикете обучающихся 7 класса повысился: уменьшился процент обучающихся с низким уровнем, увеличился процент обучающихся со средним и высоким уровнем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахарова Екатерина Сергеевна, Балакирева Екатерина Игоревна, Комаров Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital etiquette of schoolchildren: features of interpretation and formation of primary knowledge and skills on the SberClass platform

We consider the issue of formation of primary knowledge and skills of digital etiquette in schoolchildren on the digital platform SberClass. Digital etiquette today is in its infancy and is understood as a regulator of communication in the virtual network, the considered forms of etiquette communication are written, behavioral and speech. Based on the existing principles of digital etiquette, the developed content of the training module are rules and principles of digital etiquette, digital etiquette of business and informal communication, digital footprint. A matrix of course sections and learning outcomes for pupils in extracurricular activities has been created. Analyzed possibilities of learning on the digital educational platform SberClass are independent choice of an individual educational trajectory, control of one's own pace and time of learning, choice of tasks and exercises of different levels of complexity from the list of proposed ones, ways of work. The stages and description of the empirical part of the study are presented. The data of the experiment show that the training module «Digital etiquette» on the SberClass platform contributes to the formation of primary knowledge and skills of students of the 7th grade, after completing the training module, the level of knowledge formation about digital etiquette of students of the 7th grade increased: percent of students with a low level decreased, percent of students with an average and high level increased.

Текст научной работы на тему «Цифровой этикет школьников: особенности трактовки и формирования первичных знаний и умений на платформе СберКласс»

УДК 373.3.016 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-35-43

Поступила в редакцию / Received 28.11.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 09.01.2024 Принята к публикации / Accepted 25.01.2024

оригинальная статья

Цифровой этикет школьников: особенности трактовки и формирования первичных знаний и умений на платформе СберКласс

Сахарова Екатерина Сергеевна ® © , Балакирева Екатерина Игоревна

Комаров Роман Владимирович'

зф

:МОУ «Средняя школа № 26» 150033, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Блюхера, 74 2ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» 410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, 83 3ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1

и katto92@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена проблема формирования первичных знаний и умений цифрового этикета школьников на цифровой платформе СберКласс. Отмечено, что цифровой этикет сегодня находится в стадии своего становления и понимается как регулятор общения в виртуальной сети, рассмотрены формы этикетной коммуникации: письменная, поведенческая и речевая. На основе существующих принципов цифрового этикета разработано содержание учебного модуля: правила и принципы цифрового этикета, цифровой этикет делового и неформального общения, цифровой след. Создана матрица разделов курса и результатов обучения школьников во внеурочной деятельности. Проанализированы возможности обучения на цифровой образовательной платформе СберКласс: самостоятельный выбор индивидуальной образовательной траектории, управление собственным темпом и временем обучения, выбор разноуровневых по сложности заданий и упражнений из списка предложенных способов работы. Представлены этапы и описание эмпирической части исследования. Данные проведенного эксперимента свидетельствуют, что учебный модуль «Цифровой этикет» на платформе Сбер-Класс способствует формированию первичных знаний и умений обучающихся 7 класса, после прохождения учебного модуля уровень сформированности знаний о цифровом этикете обучающихся 7 класса повысился: уменьшился процент обучающихся с низким уровнем, увеличился процент обучающихся со средним и высоким уровнем.

Ключевые слова: цифровой этикет; обучение; принципы; образовательная платформа СберКласс; первичные знания и умения; внеурочная деятельность

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Сахарова Е.С., Балакирева Е.И., Комаров Р.В. Цифровой этикет школьников: особенности трактовки и формирования первичных знаний и умений на платформе СберКласс // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 1. С. 35-43. DOI 10.20310/1810-231Х-2024-23-1-35-43

Образовательные технологии

© Сахарова Е.С., Балакирева Е.И., Комаров Р.В., 2024

original article

Digital etiquette of schoolchildren: features of interpretation and formation of primary knowledge and skills on the SberClass platform

Ekaterina S. Saharova1 ® © , Ekaterina I. Balakireva

Roman V. Komarov3 ©

Secondary school no. 26 74 Blukhera St., Yaroslavl 150033, Russian Federation 2Saratov National Research State University 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russian Federation

3Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystveny Dr., Moscow 129226, Russian Federation

® katto92@mail.ru

Abstract. We consider the issue of formation of primary knowledge and skills of digital etiquette in schoolchildren on the digital platform SberClass. Digital etiquette today is in its infancy and is understood as a regulator of communication in the virtual network, the considered forms of etiquette communication are written, behavioral and speech. Based on the existing principles of digital etiquette, the developed content of the training module are rules and principles of digital etiquette, digital etiquette of business and informal communication, digital footprint. A matrix of course sections and learning outcomes for pupils in extracurricular activities has been created. Analyzed possibilities of learning on the digital educational platform SberClass are independent choice of an individual educational trajectory, control of one's own pace and time of learning, choice of tasks and exercises of different levels of complexity from the list of proposed ones, ways of work. The stages and description of the empirical part of the study are presented. The data of the experiment show that the training module «Digital etiquette» on the SberClass platform contributes to the formation of primary knowledge and skills of students of the 7th grade, after completing the training module, the level of knowledge formation about digital etiquette of students of the 7th grade increased: percent of students with a low level decreased, percent of students with an average and high level increased.

Keywords: digital etiquette; learning; principles; SberClass educational platform; primary knowledge and skills; extracurricular activities

There is no conflict of interests

For citation: Saharova E.S., Balakireva E.I., Komarov R.V. Digital etiquette of schoolchildren: features of interpretation and formation of primary knowledge and skills on the SberClass platform. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 1, pp. 35-43. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-35-43

ВВЕДЕНИЕ

В нашем мире происходят стремительные изменения, которые затрагивают все сферы жизни, и образование не является исключением. Более 5 млрд человек пользуются Интернетом, цифровые технологии уверенно вошли в нашу жизнь. Технологические революции приводят к тому, что множество специалистов в различных областях используют новые формы коммуникации и поведения.

Проблема формирования цифрового этикета коснулась и школьного образования. Впервые с ней столкнулись в период пандемии, тогда опыт дистанционного обучения был первым для многих учителей и школьников.

Исследователи онлайн-школы Skysmart констатируют: «Проведенный нами в мае 2021 г. анонимный опрос среди учителей российских школ, учеников и их родителей с целью выяснить, как они относятся к введению уроков цифрового этикета в

школах, показал, что 99 % родителей считают, что обучать детей основам цифрового этикета необходимо. С ними согласны 95 % учителей и 89 % самих школьников».1

Новые условия ставят перед участниками образовательного процесса задачи, которые требуют быстрого решения. Обучение школьников основам цифрового этикета -одна из первостепенных задач, что отражено в стратегии «Цифровая трансформация образования».2 Дистанционное образование, цифровой этикет - это те категории, без которых трудно представить образование в настоящий момент.

Цифровой этикет сегодня находится в стадии своего формирования и становления. О сущности, принципах и особенностях цифрового этикета пишут и отечественные, и зарубежные ученые: Е.А. Селиванова, Р.И. Мамина, А.П. Элькин, М.С. Пащенко, О.В. Луки-нова, Д. Сиберг, А.Г. Хиткевич.

Р.И. Мамина в своих работах делает акцент на то, что цифровой этикет в настоящий момент как явление изучен недостаточно полно, и автор подчеркивает, что этикетная коммуникация должна рассматриваться последовательно, а именно, в двух аспектах: реальном (культурная, историческая сторона) и виртуальном, который связан со стремительным развитием ИКТ [1; 2].

Начальные этапы развития Web непосредственно связаны с сетевым этикетом, а именно с правилами поведения в сети и с правилами ведения электронной переписки. Таким образом, говоря про «сетевой этикет», мы обращаем внимание, в первую очередь, на его исторический аспект. Но с развитием и изменением Web «сетевой этикет» выходит на следующий, более глубокий, этап своего развития - этап «цифрового этикета»3 [3]. Эта мысль просле-

1 Большинство учителей, родителей и школьников выступают за внедрение уроков цифровой грамотности в школах. URL: https://vogazeta.ru/artiries/2021/6/10/analitycs/ 17361-Bolshinstvo uchiteley roditelev i Shkolnikov vystu payut za vnedrenie urokov tsifrovoy gramotnosti v shkola h (дата обращения: 10.09.2023).

2 Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды: приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс.

3 Этика в цифровом пространстве - базовые

живается в работах А.Г. Хиткевич: «Цифровой этикет оформляется в вид этикетной коммуникации в пространстве нового, третьего поколения - Web 3.0 и, как следствие, реализует сущностные характеристики этикета в виртуальной среде, осуществляемые на базе новых и новейших ИКТ и формируется как нормативно-этический регулятор коммуникативного взаимодействия в сети при помощи всех форм этикетной коммуникации: письменной, поведенческой и речевой» [4].

Как отмечает О.В. Лукинова: «Онлайн-этикет или цифровой этикет позволяет людям общаться в интернет-пространстве, не раздражая друг друга и не доставляя друг другу неудобств. Набор правил поведения в Сети находится в процессе постоянного изменения и корректировки» [5].

Каждый день дает все больше возможностей в виртуальной среде, в первую очередь, коммуникативных. Возникает потребность в понимании правил цифрового этикета. В английском языке появилось и новое слово «нетикет», которое дословно переводится как этикет в Сети. Практика показывает, школьников никто не обучает основам цифрового этикета. Потребность в таком обучении явно назрела, независимо от того, что школьники в интернет-среде достаточно органично и уверенно себя чувствуют [3].

Обучение цифровому этикету сегодня занимает особое место в образовательном и воспитательном процессе с дальнейшей перспективой на профориентацию. Основные правила цифрового этикета не только научат школьников правильно общаться в сети, но и разовьют навыки критического мышления, соблюдения кибербезопасности. Сформированные первичные знания и умения цифрового этикета позволят обучающимся свободно и безопасно вести онлайн-коммуникацию.4

Формировать первичные знания и умения цифрового этикета обучающихся возможно не только на уроках информатики, но

правила международных цифровых отношений. URL: https://habr.com/ru/post/439602/ (дата обращения: 10.09.2023).

4 Этика в цифровом пространстве - базовые правила международных цифровых отношений. URL: https://habr.com/ru/post/439602/ (дата обращения: 10.09.2023).

и на занятиях внеурочной деятельности, которая сегодня является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Март 2020 г. стал непростым для учителей, в короткие сроки необходимо было осуществить переход на дистанционное обучение, не забыв при этом и про воспитательную работу. Многие педагоги задались вопросом: как организовать учебную и внеурочную деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий? В этот период возникла проблема: подавляющее большинство обучающихся не владеет базовыми знаниями о цифровом этикете: не умеют вести деловую переписку, не соблюдают временные границы общения, не знают правил кибербезопасности, неосознанно вступают в различные группы и делятся информацией о себе.

Цель работы - представить результаты теоретического исследования особенностей цифрового этикета и экспериментальной работы по формированию у обучающихся первичных знаний и умений на платформе СберКласс.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 26» г. Ярославль, в исследовании принимали участие школьники 7 классов (2 класса, 50 обучающихся, возраст -13-14 лет).

Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования; анализ нормативно-правовых документов основного общего образования; опрос; моделирование; эксперимент; методы математической статистики (/-критерий Стьюдента, критерий Пирсона «Хи-квадрат»).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Опыт практической деятельности показывает, что Платформа СберКласс проста и удобна в использовании. Она дает возможность обучающимся планировать свою образовательную деятельность: выбирать индивидуальную образовательную траекторию, ставить учебные цели и достигать их, решать поставленные задачи, управлять собственным темпом и временем обучения, выбирать упражнения из списка предложенных, выбирать способ работы: индивидуально, в паре, в

группах. Образовательная платформа Сбер-Класс не только предлагает готовые модули для работы, но и дает возможность учителю создать собственный авторский модуль для решения тех или иных учебных задач. Родители также могут отслеживать успехи и динамику своего ребенка, уделить внимание проблемным местам и сделать акцент на успехах.

Модульный формат обучения не предполагает только классную или только домашнюю работу, ученик работает в своем темпе, имеет возможность вернуться назад, чтобы вспомнить изученный материал, или пропустить задание, если оно кажется простым и понятным. Таким образом, платформа Сбер-Класс становится отличным инструментом для построения персонализированной модели образования. На первый взгляд может показаться, что ученик постоянно находится за компьютером, но на самом деле это не так: платформа предоставляет широкие возможности для общения или взаимодействия, обучающиеся могут заниматься индивидуально, в парах или в группах.

Нами был создан и апробирован учебный модуль «Цифровой этикет» на платформе СберКласс.

На основе анализа научной литературы, посвященной теме цифрового этикета, и проведенного опроса на выявление уровня сфор-мированности знаний и умений цифрового этикета, мы определили содержание учебного модуля. Оно включает в себя 4 раздела.

1. Понятие «цифровой этикет», принципы и правила.

2. Цифровой этикет делового общения.

3. Цифровой этикет неформального общения.

4. Цифровой след.

Первичные знания и умения, соответствующие каждому разделу, представлены в табл. 1.

Далее мы соотнесли разделы модуля с принципами цифрового этикета и предполагаемыми результатами (первичными знаниями и умениями). На основе исследований О.В. Лукиновой составили опрос, который включал в себя 10 вопросов с вариантами ответов «никогда», «иногда», «часто», «очень часто», «всегда». Чем выше получался итоговый балл, тем ниже был уровень сформиро-ванности знаний и умений цифрового этикета.

Таблица 1

Матрица первичных знаний и умений

Table 1

Matrix of primary knowledge and skills

Разделы модуля Знания Умения

1. Понятие «цифровой этикет», принципы и правила базовые знания о цифровом этикете (история становления и развития, основные понятия), знания об эффективном общении; правила и принципы (соблюдение границ, субординация, экономия ресурсов, достоверность, уважение) умения применять эти знания на практике; умения выражать свои мысли

2. Цифровой этикет делового общения знания правил русского языка: орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм (грамотным важно быть не только на уроке); знания терминов, связанных с общением в сети; знания правил вежливого общения умения применять эти знания на практике; умения соотнести термин и его значение; умения общаться в сети; умения вести деловую переписку

3. Цифровой этикет неформального общения знания об уместном и оправданном использовании смайликов и хэштегов; знания о персональных данных и авторском праве умения пользоваться смайликами и хэште-гами в цифровой среде; умения защитить себя в онлайн-среде

4. Цифровой след знания об эмоциональном интеллекте и кибербезопасности, о нарушении личных границ умения сдерживать и контролировать свои эмоции, защищать свои персональные данные, не нарушать личные границы собеседника

Также нами была разработана инструкция для учителя по работе с обучающим модулем «Цифровой этикет» на платформе СберКласс.

Проанализировав данные опроса обучающихся 7 классов на выявление уровня сформированности знаний и умений цифрового этикета и изучив основные принципы цифрового этикета, нами была разработана система заданий для учебного модуля «Цифровой этикет» на платформе СберКласс. Задания составлены не только с учетом возрастных особенностей обучающихся, но и с учетом нравственных и мировоззренческих аспектов для возможности правильного выбора поведения в сети Интернет.

Структура учебного модуля представлена в табл. 2.

Структура и содержание заданий учебного модуля «Цифровой этикет»:

Мотивационное задание: «Посмотри и задумайся» (обучающимся предлагается рассмотреть значки социальных сетей и ответить на вопрос, как часто они ими пользуют-

ся, для чего нужны социальные сети и всегда ли общение в сети бывает приятным?).

Задания уровня 2.0 (информационные задания).

- «Загляни в историю»: обучающимся предлагается историческая справка, после прочтения которой необходимо решить тест;

- «Найди пару»: обучающиеся должны соотнести понятие и его значение;

- «Две стороны одной медали»: обучающимся необходимо определить «+» и «-» общения в сети;

- «Двухцветный светофор»: обучающиеся должны распределить на две группы утверждения: зеленая группа - утверждение верно; красная группа - утверждение неверно;

- «Найди пару дубль 2»: обучающиеся должны соединить картинку с тем правилом цифрового этикета, которое она иллюстрирует;

- «Что ты думаешь по этому поводу?»: обучающиеся уже знакомы с 10 заповедями Верджинии Ши о цифровом этикете, теперь им предлагается порассуждать, каких заповедей не хватает, какими можно дополнить этот список;

Таблица 2

Структура учебного модуля

Table 2

Structure of the training module

Содержание Описание

Предмет Внеурочная деятельность

Название модуля «Цифровой этикет»

Класс 7

Базовая идея «Уважение цифровых границ собеседника - это основа любого общения»

Проблемный вопрос Что такое «цифровой этикет» и для чего он нужен?

Общий замысел модуля На сегодняшний день этикетная коммуникация играет важную роль в жизни человека. ИКТ постоянно развиваются, а значит, и цифровой этикет тоже. Данный модуль внеурочной деятельности рассчитан на формирование первичных знаний и умений цифрового этикета подростков

Шкалы учебных целей Цели уровня 2.0: объяснять, что такое цифровой этикет и какова его роль в современном мире; использовать правила цифрового этикета, опираясь на образец и личный опыт. Цели уровня 3.0: применять правила цифрового этикета в зависимости от коммуникативных задач. Цели уровня 4.0: самостоятельно обобщать и формулировать правила цифрового этикета, уметь использовать данные правила на практике

Ведущие («большие») идеи: фундаментальное ядро содержания модуля Цифровой этикет формируется здесь и сейчас. Понятие «цифровой этикет» неразрывно связано с классическим пониманием слова «этикет» (норма, культура, воспитание, нравственность, мировоззрение)

Ключевые понятия Цифровой этикет, соц. сети, деловое общение, официальная переписка, цифровой след, гаджеты и мессенджеры, неформальное общение

Задачи для учащихся 1. Использовать правила цифрового этикета, опираясь на образец и личный опыт. 2. Объяснять, что такое цифровой этикет и какова его роль в современном мире. 3. Применять правила цифрового этикета в зависимости от коммуникативных задач. 4. Самостоятельно обобщать и формулировать правила цифрового этикета, уметь использовать данные правила на практике

Примерные результаты по ФГОС 1. Учащиеся познакомятся с правилами «цифрового этикета»; правилами безопасного общения в Интернете. 2. Учащиеся будут развивать свои способности анализировать и обобщать, систематизировать, делать выводы, расширять кругозор, повышать информационную культуру, культуру общения, развивать критическое мышление. 3. Учащиеся будут вести диалог, строить речевые высказывания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примерный тематический план 1. Сущность понятия «цифровой этикет», принципы и правила цифрового этикета. 2. Цифровой этикет делового общения. 3. Цифровой этикет неформального общения. 4. Цифровой след

Формы организации образовательного процесса Дистанционный формат (каждый обучающийся работает в своем режиме)

Способы оценки и самооценки, формы итогового контроля Автоматическая проверка, проверка учителем (индивидуальные беседы и консультации по возникшим вопросам)

(проверочные задания)

- «А теперь сам»: перед обучающимися 5 картинок, в которых спрятались правила цифрового этикета, необходимо догадаться, о каких правилах идет речь, и сформулировать их;

- «Найди ошибки»: перед обучающимися скриншоты из социальных сетей, необходимо познакомиться с ними, подумать, о каких правилах цифрового этикета не знал

автор данных комментариев, сформулировать эти правила.

Задания уровня 3.0 (информационные задания).

- «Отгадай-разгадай»: обучающимся необходимо разгадать ребусы, ответом на каждый ребус является слово, пояснить, как каждое слово связано с темой «Цифровой этикет»;

- «Цифровой этикет в действии»: обучающимся предлагается посмотреть

видеоролик и ответить на вопрос: с какими принципами цифрового этикета уже знакомы и пользуются в жизни, а какие принципы оказались новыми?;

(практические задания)

- «Помечтаем»: обучающемуся предлагается представить, что он - директор крупной строительной компании. Компания успешная, активно развивается, и в связи с расширением в штат требуется бухгалтер. В один прекрасный день на электронную почту компании приходит письмо, в котором нужно найти и исправить ошибки (не забыв о правилах цифрового этикета, которые уже известны);

- «Я знаю»: вниманию обучающихся предлагаются еще правила цифрового этикета (в виде картинок), после изучения правил необходимо решить тест.

Задания уровня 4.0 (проверочные задания).

- «Я пишу»: обучающийся на основе полученных знаний должен составить памятку для своих одноклассников, которая называется «Цифровой этикет», памятке должно быть не менее 10 правил. Важно помнить, что формулировка правил должна быть емкой, но в то же время содержательной;

- «Я пишу дубль 2»: обучающийся -журналист школьной газеты, которому предстоит взять интервью у учителя накануне празднования Нового года. Взять интервью необходимо в формате деловой переписки, нужно сформулировать не менее 5 вопросов, оформить свое интервью как электронное письмо и прикрепить в задание;

Содержание заданий учебного модуля базируется на принципах и правилах цифрового этикета и строится «от простого к сложному». Задания уровня 2.0 дают обучающимся представления о цифровом этикете (школьники знакомятся с историческими справками, решают тесты, знакомятся с терминологией цифрового этикета, находят «+» и «-» общения в Сети, пытаются самостоятельно сформировать правила цифрового этикета).

В заданиях уровня 3.0 обучающиеся знакомятся с правилами ведения электронной переписки и неформального общения (решают ребусы, пишут письмо на электронную почту, изучают видеоролик, расширяют свои

знания в области цифрового этикета и применяют полученные знания на практике).

Задания уровня 4.0 представляют собой итог кропотливой работы на уровнях 2.0 и 3.0, семиклассникам необходимо было объединить полученные в ходе изучения модуля знания и составить свой список правил цифрового этикета.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в 2022-2023 учебном году на базе «Средней школы № 26» г. Ярославль. В исследовании приняло участие 50 обучающихся 7 классов. В экспериментальную группу вошло 25 человек, в контрольную группу - 25 человек. Эксперимент проводился в рамках разработанного учебного модуля «Цифровой этикет» на платформе Сбер-Класс.

Эмпирическое исследование включало в себя четыре этапа:

Первый этап: сентябрь 2022 г. - входной опрос на выявление уровня сформированно-сти знаний и умений цифрового этикета обучающихся 7 классов.

Второй этап: декабрь 2022 г. - февраль 2023 г. - апробация обучающего модуля «Цифровой этикет» на платформе Сбер-Класс.

Третий этап: март 2023 г. - повторный опрос после изучения учебного модуля «Цифровой этикет» на платформе Сбер-Класс.

Четвертый этап: апрель 2023 г. - сравнение и анализ результатов контрольной и экспериментальной групп; сравнение и анализ результатов экспериментальной группы до изучения модуля и после, выводы и рекомендации.

В сентябре 2022 г. был проведен опрос на выявление уровня сформированности знаний и умений цифрового этикета обучающихся 7 классов. В опросе принимали участие 50 обучающихся 7 классов «Средней школы № 26» г. Ярославля. Результаты опроса говорят о том, что лишь 17 % обучающихся имеют высокий уровень сформиро-ванности знаний и умений цифрового этикета, 59 % - средний уровень, 24 % - низкий уровень сформированности.

В декабре 2022 г. экспериментальная группа начала работу с учебным модулем «Цифровой этикет» на платформе СберКласс

и в феврале 2023 г. был проведен повторный опрос для сравнения результатов сформированных знаний и умений цифрового этикета до изучения модуля и после у двух групп: контрольной и экспериментальной.

Исследование показало, что учебный модуль «Цифровой этикет» на платформе СберКласс способствует формированию первичных знаний и умений обучающихся 7 класса, после прохождения учебного модуля уровень сформированности знаний о цифровом этикете обучающихся 7 класса повысился: уменьшился процент обучающихся с низким уровнем, увеличился процент обучающихся со средним и высоким уровнем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрено понятие «цифровой этикет», раскрыты его правила и принципы. Было выявлено, что цифровой этикет - это феномен новой информационной реальности, в настоящее время он находится на этапе своего формирования и становления. На основе разработанной матрицы первичных знаний и умений цифрового этикета и создания учебного модуля на цифровой образовательной платформе СберКласс был реализован эксперимент по формированию первичных знаний и умений цифрового этикета школьников во внеурочной деятельности. Обучающиеся получили первичные знания о принципах и правилах цифрового этикета, научились применять эти знания на

практике в зависимости от коммуникативных задач: вести деловую переписку, эффективно общаться в сети, употреблять терминологию цифрового этикета, уместно использовать смайлики и хештеги в общении, защищать персональные данные и не нарушать цифровые границы собеседника и поделились полученными знаниями и умениями с младшими школьниками.

Разработанный учебный модуль «Цифровой этикет» дает возможность обучающимся планировать свою образовательную деятельность: выбирать индивидуальную образовательную траекторию, ставить учебные цели и достигать их, решать поставленные задачи, управлять собственным темпом и временем обучения, выбирать упражнения из списка предложенных. Также стоит отметить, что учебный модуль «Цифровой этикет» является достаточно гибким, поэтому любой учитель (независимо от возраста детей) может использовать его в работе, корректируя задания или добавляя новые. Результаты исследования рекомендуется использовать при разработке и апробации учебных модулей на платформе СберКласс. Обучение цифровому этикету можно рассматривать как часть подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, учебный модуль «Цифровой этикет» можно использовать в работе и классному руководителю, и учителю-предметнику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мамина Р.И. Деловой этикет в системе имиджа: философско-культурологический анализ. СПб.: «Петрополис», 2012. 232 с. EDN: RXHEDP

2. Мамина Р.И. Цифровой этикет: вопросы методологии // Культура и технологии. 2018. Т. 3. Вып. 1-2. С. 1-15. EDN: VAZOEE

3. Элькин А.П., Пащенко М.С. НеоЭтикет: новая грамотность в цифровом веке. СПб.: Дом рекламы, 2014. 84 с.

4. Хиткевич А. Говорит и показывает Интернет или Web 3.0 в действии. URL: https://info.nic.ua/articles/article-opinion/govorit-i-pokazyivaet-intemet-ili web-3-0-v-d/ (дата обращения: 10.09.2023).

5. Лукинова О.В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в Интернете. М.: Эксмо, 2020. 240 с.

REFERENCES

1. Mamina R.I. Business Etiquette in the Image System: Philosophical and Cultural Analysis. St. Petersburg, "Petropolis" Publ., 2012, 232 p. (In Russian).

2. Mamina R.I. Digital etiquette: methodology issues. International Culture & Technology Studies, 2018, vol. 3, issue 1-2, pp. 1-15. (In Russian).

3. Elkin A.P., Pashchenko M.S. Neo-Etiquette: New Literacy in the Digital Age. St. Petersburg, Dom reklamy Publ., 2014, 84 p. (In Russian).

4. Khitkevich A. Speaks and shows the Internet or Web 3.0 in action. (In Russian). URL: https://info.nic.ua/articles/article-opinion/govorit-i-pokazyivaet-internet-ili web-3-0-v-d/ (accessed: 10.09.2023).

5. Lukinova O.V. Digital Etiquette. How not to Piss Each Other Off on the Internet. Moscow, Eksmo Publ., 2020, 240 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Сахарова Екатерина Сергеевна - учитель русского языка и литературы. Средняя школа № 26, г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: katto92@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0008-0361-9884 Вклад в статью: разработка содержания учебного модуля и методики эмпирического исследования, анализ полученных результатов, написание части текста.

Балакирева Екатерина Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики. Саратовский национальный исследовательский государственный университет, г. Саратов, Российская Федерация.

E-mail: ekbalakireva@vandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3304-1365 Вклад в статью: концепция и окончательное утверждение тематики статьи, разработка содержания учебного модуля, написание части текста.

Комаров Роман Владимирович - кандидат психологических наук, профессор, проректор. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: komarovrv@mgpu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7938-9917 Вклад в статью: общая идея статьи, обработка эмпирических данных, написание части статьи.

Ekaterina S. Saharova - Teacher of Russian Language and Literature. Secondary school no. 26, Yaroslavl, Russian Federation.

E-mail: katto92@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0008-0361-9884 Contribution: development of training module content and methodology of empirical research, obtained results analysis, part of text writing.

Ekaterina I Balakireva - Candidate of Pedagogy, Head of Pedagogy Department. Saratov National Research State University, Saratov, Russian Federation. E-mail: ekbalakireva@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3304-1365 Contribution: concept and final approval of article, development of training module content, part of text writing.

Roman V. Komarov - Candidate of Psychology, Professor, Vice-Rector. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: komarovrv@mgpu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7938-9917 Contribution: main article conception, empirical data processing, part of text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.