Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПРИЗМЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: РОЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТА НА УРОВНЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ'

ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПРИЗМЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: РОЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТА НА УРОВНЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худов А.М.

Динамичное развитие субъектов Российской Федерации в настоящее время спряжено с необходимостью применения комплекса мер стратегического реагирования для своевременного устранения различных стрессовых факторов, отражающихся на динамике социально-экономических индикаторов. Вопросы цифрового развития одни из самых актуальных на повестке дня ввиду важности обеспечения решения задачи технологического суверенитета в системе национальных интересов страны, а также разработки альтернативных мер по снижению проявления угроз и современных вызовов. Отсутствие адекватного механизма государственной политики с учетом приоритетов регионального развития в условиях цифровизации является одной из сложных задач, ввиду необходимости определения полученного эффекта для всех, вовлеченных в процесс цифровизации сторон. Поэтому результатом проведенного исследования явилось разработка общей модели цифрового развития на уровне региональной хозяйственной системы с четкой детализацией системы показателей для индикативного анализа, практическое применение которых позволит оценить возможности достижения целевых критериев национальной программы «Цифровая экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL DEVELOPMENT IN THE PRISM OF KEY PRIORITIES OF STATE POLICY: THE ROLE AND ASSESSMENT OF THE EFFECT AT THE LEVEL OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

The dynamic development of the constituent entities of the Russian Federation is currently coupled with the need to apply a set of strategic response measures to timely eliminate various stressful factors affecting the dynamics of socio-economic indicators. Digital development issues are among the most urgent on the agenda due to the importance of ensuring the solution of the problem of technological sovereignty in the system of national interests of the country, as well as the development of alternative measures to reduce the manifestation of threats and modern challenges. The lack of an adequate mechanism of state policy, taking into account the priorities of regional development in the context of digitalization, is one of the difficult tasks, due to the need to determine the resulting effect for all parties involved in the digitalization process. Therefore, the result of the study was the development of a general model of digital development at the level of the regional economic system with a clear specification of the system of indicators for indicative analysis, the practical application of which will allow to assess the possibilities of achieving the target criteria of the national program «Digital Economy».

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПРИЗМЕ КЛЮЧЕВЫХ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: РОЛЬ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТА НА УРОВНЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ»

Цифровое развитие в призме ключевых приоритетов государственной политики: роль и оценка эффекта на уровне региональных хозяйственных систем

Худов Александр Михайлович

доцент кафедры управления, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», khudov_am@asou-mo.ru

Динамичное развитие субъектов Российской Федерации в настоящее время спряжено с необходимостью применения комплекса мер стратегического реагирования для своевременного устранения различных стрессовых факторов, отражающихся на динамике социально-экономических индикаторов. Вопросы цифрового развития одни из самых актуальных на повестке дня ввиду важности обеспечения решения задачи технологического суверенитета в системе национальных интересов страны, а также разработки альтернативных мер по снижению проявления угроз и современных вызовов. Отсутствие адекватного механизма государственной политики с учетом приоритетов регионального развития в условиях цифровиза-ции является одной из сложных задач, ввиду необходимости определения полученного эффекта для всех, вовлеченных в процесс цифровизации сторон. Поэтому результатом проведенного исследования явилось разработка общей модели цифрового развития на уровне региональной хозяйственной системы с четкой детализацией системы показателей для индикативного анализа, практическое применение которых позволит оценить возможности достижения целевых критериев национальной программы «Цифровая экономика». Ключевые слова: государственная политика, социально-экономическое развитие, национальные интересы, региональная экономика, цифровая экономика

м см о см

О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

Агрессивная политика со стороны недружественно-настроенных по отношению к России стран обостряет проблему обеспечения технологического суверенитета из-за создания комплекса препятствий для отечественных бизнес-структур к международному рынку технологических инноваций и цифровых проектных решений. Указанная ситуация вызывает необходимость разработки направлений оперативной адаптации отечественной экономики под сложившиеся негативные факторы и поиска внутренних решений для стабилизации ситуации, а также в целях снижения последствий шоковых событий на важнейшие отрасли [1; 4].

Для снижения хаотичного влияния различных угроз на отечественную экономику требуется обоснование совокупности управленческих воздействий, направленных на обеспечение стабилизации ситуации и затрагивающих отдельно-взятые региональные хозяйственные системы, которые интегрированы в национальную экономику и представляют собой сложные структурные элементы с наличием устоявшихся процессов взаимодействия стейкхолдеров, отличающихся внутренним потенциалом развития, а также стратегическими интересами [3].

Цифровая трансформация затрагивает без исключения всю совокупность коммуникационных процессов в призме управленческих структур различных иерархий, а цифровые технологии выступают драйвером экономического роста, так как способствуют получению значимых социально-экономических эффектов [2].

Начало процессов цифровизации отечественной экономики было заложено в 2017 году, когда была утверждена национальная программа «Цифровая экономика» (НП), включающая первостепенные задачи, которые предполагалось решить для устранения проблемы цифрового неравенства. В последствие повестка цифрового развития более четко была озвучена Президентом и нашла отражение в Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. №474.

Согласно нормативного акта, вопросы цифровизации выделены в качестве отдельного приоритета нашей страны, а весь комплекс мероприятий в части реализации государственной политики касаются здравоохранения, образования и сферы государственного управления. В регионах страны утверждены Стратегии цифровой трансформации, разработаны национальные и региональные проекты, которые расширяются в результате возникновения новых внутренних и внешних угроз. Общая структура органов управления процессами цифровых преобразований и отечественной экономики для достижения поставленной задачи по вхождению России в число ведущих экономик мира представлена на рисунке 1.

/ \ Куратор Программы и куратор федеральных проектов Программы \ )

Правительственная комиссия по цифровому развитию и ШШйЙЗШя

Президиум Совета

Комиссия и президиум Комиссии

Рис. 1. Система управления по достижению целевых показателей НП «Цифровая экономика» в РФ Источник: систематизировано автором на основе Постановления Правительства РФ «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденное 02.03.2019 г. №234

Рассматривая варианты реализации государственной политики по активизации процессов цифровых изменений в региональных хозяйственных системах, следует уделить внимание следующим особенностям:

1) комплексность влияния на всех участников общества, функционирование отраслей и секторов экономики, а также экономики субъекта федерации в целом;

2) необходимость учета многообразных зависимостей и причинно-следственных связей, которые лежат в основе организации бизнес-процессов;

3) применение комплексного подхода при исследовании внутреннего потенциала для проведения цифровых преобразований;

4) обоснования применения тех или иных инструментов для изучения возможностей роста цифрового потенциала региона;

5) важность оценки потребности в источниках финансирования проектов по цифровизации;

6) качественную оценку эффектов для социально-экономической сферы и эффективности комплекса реализуемых мер.

Несомненным остается факт, что результативность процессов цифровизации, а также обоснованность реализуемых мероприятий определяется получением эффекта для всех участников в данной системе взаимодействия

• на уровне гражданина (обеспечение доступности услуг в онлайн-формате, оперативность поиска необходимой информации, возможность обучения новым навыкам, экономия времени и т.д.);

• на уровне бизнеса оптимизация бизнес-процессов (снижение затрат, обеспечение конкурентоспособности, возможность мониторинга процессов, поиск необходимой информации в оперативные сроки, повышение качества получения услуг и оперативное информирование, обеспеченность кадрами с ^-компетенциями и т.д.);

• на уровне региона (сокращение барьеров на пути цифровизации, повышение уровня конкурентоспособности; снижение цифрового разрыва муниципалитетов, обеспечение интеграции региона в национальную экономику, сбалансировать развития отраслей, рост доходной части бюджета и т.д.).

Для реализации направлений государственной политики по цифровому развитию на уровне отдельных регионов необходимо детально прорабатывать вопросы достижения региональных целей стратегического назначения с учетом имеющегося потенциала. Общий инструментальный аппарат, который может найти применения в данном случае, продемонстрирован нами на рис.2.

Важнейшим элементом для оценки эффективности применяемых мер, направленных на достижение запланированных контуров цифрового развития, является качественный индикативный анализ, позволяющий получить реальные цифровые значения по запланированной совокупности показателей, предусмотренных в Стратегии цифрового развития. Нами был предложен перечень систематизированных показателей, а также методика расчетной оценки, которая обладает своей уникальностью, так как предоставляет возможности проведения всесторонних исследования процессов цифровизации (табл. 1).

Как видим из представленной в таблице информации, среди преимуществ представленной системы показателей является, в первую очередь, универсальность. То есть подобные исследования могут быть проведены на примере любых субъектов федерации, округов, в том числе и для новых регионов РФ. Во-вторых, для расчетной оценки применяются сведения из официальных источников, а также данные, которые находятся в открытом виде и с помощью Интернет не составляет труда для их обобщения. В-третьих, расчет комплекса предложенных показателей позволяет провести адекватную оценку состояния регионального контура цифрового развития, следовательно результаты являются основанием для формирования комплексной программы по устранению «узких» мест [7].

В-четвертых, получение количественной оценки результирующих параметров предоставляет возможности для построения корреляционно-регрессионной зависимости, проведения факторного анализа для выявления решающих и второстепенных факторов [4]. При этом, возможно проведение кластерного анализа в рамках отдельных федеральных округов по отдельно-взятым регионам, или же по муниципальным образованиям, входящим в отдельный субъект Федерации, что позволит идентифицировать схожие признаки и факторы цифровой трансформации [6].

Подводя итог представленному материалу, следует отметить, что в современных условиях цифровых преобразований, затрагивающих все региональные хозяйственные системы и национальную экономику в целом необходимо обосновывать направления государственной политики, исследовать их влияние на качественные параметры социально-экономического развития, а

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

также исследовать причины не достижения запланированных целевых показателей цифровых преобразований с помощью их количественной оценки и мониторинга рисковых событий [5].

Комплексная оценка параметров социально-экономического развитиярегиона

региональные стратегические приоритеты развития

в § g а

Обоснование групп качественных пара-метроБразБития. которые определяют уровень цифрового развития региона

Систематшация источников информации по индивидуальным качественным параметрам

Нормирование показателей. Комплексная оценка на основе темпов роста, а также расчета расстояния от эталонного значения

Группировка итоговых показателей по уровням развития регионов

Инструментальный аппарат для принятия комплекса мер для снижения дифференциации регионального развитая

Ч>-------

Выявление негативных фактор ш сгр атегиче ских пр золем

Пересмотр! стр агегич е ских приоритетов иск одя из с о стояния и перспектив использования потенциала

Оценка и прогнозированиерисков

Систематизаг^ш мер оприягий по YP овняы ет&этшжашизадач

С овершенствование методов р е-гиональной политики

Разграничение стратегических задач по ва:Енэ ста и оценка потребности их финансирования

Оценка вариантов пр огнозных тенд енции показател ей с оци-ально -экономического р азвигия

Рис.2. Организационная модель цифрового развития региона Источник: разработано автором

fO

es о сч

О Ш

m

X

<

m О X X

Таблица 1

Индикативный инструментарий для качественной оценки эффективности мероприятий по достижению целей цифро-

Название показателя Условное обозначение Формула расчета Расшифровка искомых детерминант Примечание

Для граждан

Снижение срока предоставления услуг гражданам в электронном виде (может быть рассчитан по отдельным видам услуг) ДТу ДТу-Ту1 -Tyo Ту1 -Туо- это число дней получения услуги гражданином на конец и начало исследуемого периода введено автором

Уровень дохода граждан вследствие владения цифровыми навыками и умениями ADz ADz=Dz - Do Dz -доход гражданина после владения цифровыми навыками и умениями Do- доход гражданина до владения цифровыми навыками и умениями введено автором

Уровень доступности граждан к ши- Дк| AIq =Iqi - Iqo и ^о- удельный вес домохо-зяйств с досту- введено автором

рокополос-ному интернету пом к широкополосному интернету на конец (1) и начало (0) исследуемого периода;

Для бизнеса

Уровень внедрения цифровых решений Szr Szr -Pz/Wz Pz -потребность в цифровых решениях; Wz -фактическое число проектов, направленных на цифровую трансформацию компании введено автором

Коэффициент снижения затрат в результате цифрови-зации № jDz-üi -do-[S1/V1] -[So/Vo] □ 1 -По- издержко-емкость производства до и после цифровиза-ции бизнес-процессов; S1 и Sо- себестоимость до и после цифровизации бизнес-процессов V1 и Vо - объем продаж в стоимостном выражении до и после цифровизации бизнес-процессов введено автором

Коэффициент прироста выручки в результате использования онлайн-серви-сов AVS AVs- Vu- Vo VI,- Vо- объем продаж в стоимостном выражении после использования новых онлайн сервисов и до использования, то есть с применением стандартных каналов продаж введено автором

Коэффициент прироста прибыли вследствие цифро-визации бизнес-процессов Aíz Aíz-íz -Í0-[Vi- Si]-[Vo- Vo] ^ и £о- прибыль компании после цифровизации бизнес-процессов и до данного этапа; V1 и Vо - объем продаж в стоимостном выражении до и после цифровизации бизнес-процессов; S1 и Sо- себестоимость до и после цифровизации бизнес-процессов введено автором

Для региона в целом

Коэффициент развития центров цифровых компетенций A^5 A^5 -^5i-^5o Г51и гад-число центров цифровой трансформации на начало и конец анализированного периода введено автором

Уровень достижения целевых показателей в Стратегии цифрового развития региона Усй У«,- T/W T- число целей из Стратегии цифрового развития региона, которые полностью достигнуты; W- число целей из Стратегии цифрового развития региона введено автором

Коэффициент динамики численности субъектов ADit ADit - Diti - Dito Diti и Dito- численность субъектов предпринимательства в IT-сек-торе на начало и введено автором

предпринима- конец анализиро-

тельства в 1Т- ванного периода

секторе

Коэффициент AFk AFk=Fki-Fko Fki и Fko- число введено

прироста участников циф- автором

участников цифровых ровых кластеров на территории ре-

кластеров на гиона на начало и

территории конец анализиро-

региона ванного периода

Коэффициент ALt ALt=Lti- Lto Ltw Lto- число введено

прироста про- внедренных про- автором

ектов по им- ектов по импорто-

портозамеще-нию в сфере замещению в сфере IT на

1Т начало и конец анализированного периода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень обес- Уи Уkt= Kyg/ Kyi Kyg - общее введено

печенности число компьюте- автором

компьютеров ров, на котором

отечествен- установлено оте-

ным ПО чественное ПО; Kyi- число компьютеров, которое находится в пользовании граждан

Уровень обес- У» /Pw Pf - численность введено

печенности кадров, занятых в автором

региона кадрами в 1Т-сек- IT-секторе Pw- потребность в

торе кадрах в IT-сек-торе

Уровень обес- Уп Уп= Rp/Rq Rp -число внут- введено

печенности потребности ренних разработок и проектных автором

региона внутренними разработанными решений; Rq -требуемое число разработок

и проектными и проектных ре-

решениями (рассчитыва- шений

ется по отраслям)

Уровень раз- Уц Уц=У1- Уо У^ Уо- число объ- введено

вития цифровой инфра- ектов цифровой инфраструктуры автором

структуры на начало и конец анализированного периода

Уровень фи- Уфг= Уфz =ифр - Unp ифр - фактиче- введено

нансирования цифровых ский объем финансирования автором

проектных ре- цифровых про-

шений ектных решений; ипр- требуемый объем финансирования цифровых проектных решений

Уровень вла- Ув2 Увz = Nz/Ni Nz- численность введено

дения цифро- населения,кото- автором

выми навыками населе- рые прошли обучение (переобу-

ния чение, повышение квалификации) по программам цифровой направленности; Ni- численность населения региона на конец анализируемого периода

Индекс циф- Iz Iz= PnzH /ВРП Р^н- региональ- введено

ровизации ный продукт, произведенный на основе сквозных цифровых технологий и с помощью цифровых решений; автором

ВРП- валовый региональный продукт на определенную дату, как правило на конец исследуемого периода

Индекс инвестиций А1и А1и= И1-Ио И1 и И0- инвестиции в цифровые решения и разработки на конец и начало исследуемого периода введено автором

Индекс инновационной цифровой активности А1аи AIаи=Iаи1-Iаи0 Iаи1 и 1аи0 - число патентов, свидетельств на 1Т разработки, полученные региональными компаниями, учебными заведениями и физическими лицами на конец и начало исследуемого периода введено автором

Индекс цифрового развития AY4 AY4 = Y4i- Y4o YгI1- Уг!0- это значения интегрированного показателя, характеризуемого уровень цифрового развития на конец и начало исследуемого периода введено автором

Коэффициент динамики цифрового потенциала APz APz=Pzi-Pz0 Рг1-Рг0 -это значения интегрированного показателя, характеризующего цифровой потенциал региона на конец и начало исследуемого периода введено автором

Коэффициент темпов цифрового развития ATzr ATzr=Tzri-Tzr0 Тгм-Тгю-это значения интегрированного показателя, характеризующего темпы цифрового развития региона на конец и начало исследуемого периода введено автором

Коэффициент динамики цифровой зрелости AZf, AZfFZfji - Z^o Z¡)1 - Z¡)o- это значения интегрированного показателя, характеризующего цифровую зрелость региона на конец и начало исследуемого периода введено автором

Литература

1. Баринов М.А. Мониторинг уровня цифровизации в системе управления социально-экономическим развитием территорий // Вопросы управления. 2020. № 1 (62). С. 63- 72.

2. Бессонова Е.А., Келеш Ю.В., Бабичев А.О. Нивелирование рисков цифровых региональных экосистем// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11. № 2. С. 85-97.

3. Головина Т.А., Авдеева И.Л. Превентивное стратегическое управление экономическими системами в условиях кризиса// Деловой вестник предпринимателя. 2021. № 4 (2). С. 24-28.

X ГО

m

о

м о м

CJ

4. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации// Вопросы экономики. 2oi9. № 9. С. 2i.

5. Кулагина Н.А., Гавричкова Я.В., Карпенко П.А. Мониторинг цифровой трансформации как условие стратегического развития региональных хозяйственных систем// Экономические науки. 2o2i. № 2o3. С. 63-69.

6. Кулагина Н.А., Лысенко А.Н., Логачева Н.А. Методический подход к ранжированию территорий по уровню цифрового развития// Бизнес. Образование. Право.

2021. № 2 (55). С. 7o-74.

7. Методы, модели и технологии управления социально-экономическими системами в эпоху цифровой трансформации: Научная монография / Под общ. редакцией проф. Т.А. Головиной. - Орел: Издательство Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС,

2022. - 2o8 с.

Digital development in the prism of key priorities of state policy: the role and assessment of the effect at the level of regional economic systems Khudov A.M.

Academy of Social Management

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The dynamic development of the constituent entities of the Russian Federation is currently coupled with the need to apply a set of strategic response measures to timely eliminate various stressful factors affecting the dynamics of socio-economic indicators. Digital development issues are among the most urgent on the agenda due to the importance of ensuring the solution of the problem of technological sovereignty in the system of national interests of the country, as well as the development of alternative measures to reduce the manifestation of threats and modern challenges. The lack of an adequate mechanism of state policy, taking into account the priorities of regional development in the context of digitalization, is one of the difficult tasks, due to the need to determine the resulting effect for all parties involved in the digitalization process. Therefore, the result of the study was the development of a general model of digital development at the level of the regional economic system with a clear specification of the system of indicators for indicative analysis, the practical application of which will allow to assess the possibilities of achieving the target criteria of the national program «Digital Economy».

Keywords: public policy, socio-economic development, national interests, regional economy, digital economy

References

1. Barinov M.A. Monitoring the level of digitalization in the management

system of socio-economic development of territories // Management Issues. 2020. No. 1 (62). pp. 63-72.

2. Bessonova E.A., Kelesh Yu.V., Babichev A.O. Leveling the risks of digital

regional ecosystems// Proceedings of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. 2021. V. 11. No. 2. S. 85-97.

3. Golovina T.A., Avdeeva I.L. Preventive strategic management of economic

systems in times of crisis// Entrepreneur's business bulletin. 2021. No. 4 (2). pp. 24-28.

4. Granberg A. Strategy of the territorial socio-economic development of

Russia: from idea to implementation// Questions of Economics. 2019. No. 9. P. 21.

5. Kulagina N.A., Gavrichkova Ya.V., Karpenko P.A. Monitoring of digital

transformation as a condition for the strategic development of regional economic systems // Economic Sciences. 2021. No. 203. P. 63-69.

6. Kulagina N.A., Lysenko A.N., Logacheva N.A. A methodical approach to

ranking territories according to the level of digital development // Business. Education. Right. 2021. No. 2 (55). pp. 70-74.

7. Methods, models and technologies for managing socio-economic systems

in the era of digital transformation: Scientific monograph / Ed. edited by prof. T.A. Golovina. - Orel: Publishing house of the Central Russian Institute of Management - a branch of the RANEPA, 2022. - 208 p.

fO CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.