Научная статья на тему 'Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы'

Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2049
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое образовательное пространство / цифровые образовательные ресурсы / цифровая компетентность учителя. / digital educational space / digital educational resources / digital competence of the teacher
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянов И. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровое пространство в образовании: ожидания, возможности, риски, угрозы»

Мухаметзянов И.Ш.

д.м.н., профессор, в.н.с. Института стратегии развития образования РАО

ishm@inbox.ru

ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: ОЖИДАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ, РИСКИ, УГРОЗЫ

Ключевые слова: цифровое образовательное пространство, цифровые образовательные ресурсы, цифровая компетентность учителя.

Keywords: digital educational space, digital educational resources, digital competence of the teacher.

Введение

На сегодня практически все причастные имеют свое представление о цифровизации образования. Оно весьма неоднозначно и отражает не столько личное владение информационными технологиями, сколько мнение определенного профессионального сообщества. Несомненно одно - та цифровизация образования, которая шла последние десять лет, переходит на принципиально новый уровень. От информатизации непосредственно учебной деятельности в рамках проекта «Наша новая школа» к информатизации управления образованием в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» - «..создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». Эффективность использования в обучении цифровых технологий и ресурсов, новых способов представления информации оказывает большее положительное влияние на мотивацию обучающихся, чем традиционное обучение. Кроме того, такая форма показывает значимо больший эффект в части результатов обучения, чем традиционное обучение. Но это напрямую зависит от уровня цифровых компетенций обучающих [1]. Необходимо акцентировать внимание на том, что цифровое образовательное пространство - это не столько сама образовательная организация, сколько цифровое пространство вне таковой. На ее организацию и деятельность в рамках таковой до настоящего времени внимания не обращалось.

Обсуждение

Основной проблемой в развитии цифрового образовательного пространства обучаемого, по нашему мнению, является непроработанность вопросов конвергенции классно-урочной системы в рамках ФГОС и тематического обучения в рамках цифрового обучения. Если в части дистанционного образования предусматривать обучение по цифровым копиям бумажного учебника, то о цифровизации можно забыть. Если вести обучение по темам как в профессиональном образовании, то оно выходит за рамки классно-урочной системы. Существующая на сегодня дидактика - это не просто переход от дидактики информатизации образования [2] к дидактике цифрового образования [3].

Фактически в условиях цифровизации образования традиционные управленческие действия, направленные на формирование и эффективное использование образовательного пространства образовательной организации (ОО), становятся неэффективны. Образовательное пространство не просто выходит за рамки традиционной ОО, оно существует и реализуется в образовательных целях вне ОО. И это создает значительный пласт проблем, решения которых до настоящего времени нет.

Это обеспечение современных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), способных представить определенный объем информации в применимой в дистанционном режиме и в межличностном взаимодействии обучаемого (обучаемых) и обучающего в рамках пространства Интернета. Это соответствие ЦОР определённым стандартам качества, которых на сегодня просто нет. Это наличие эффективной и безопасной системы контроля усвоения учебного материала в дистанционном режиме. Не все технологии, применимые в профессиональном образовании, применимы в общем образовании.

Это отсутствие требований и невозможность реального контроля качества образовательного пространства вне ОО, по месту проживания или пребывания обучаемого. До настоящего времени обучение шло в раках ОО и существовало гигиеническое нормирование, например, в части использования ИКТ. Вне ОО требовать соответствия образовательного пространства нормативам ОО не представляется возможным, а контролировать его можно только дистанционно при наличии информированного согласия родителей обучаемого.

Это переход от традиционных средств информатизации образования, персональных компьютеров, проводного Интернета, интерактивных досок и прочего, к новым техническим средствам доступа (планшеты, смартфоны и уходящие в небытие ноутбуки) и визуализации (потоковое видео и распределённый мультимедиа ресурс). При этом существует и неожиданное для системы современного российского образования препятствие в части скудности знаний современных детей в отношении информационных технологий при активном использовании их в социальных комму -

никациях [4]. Что достаточно странно с учетом наличия предмета «Информатика» и итоговой аттестации по нему. Средний бал по нему в 2019 году 62,4 или твердая четверка (диапазон 57-72 балла). Всего сдавали ЕГЭ 750 тыс. учащихся. Из них информатику сдавали 90 тыс. учащихся [5]. Уровень знаний других учащихся в отношении информационных технологий неизвестен. Возможно, содержание предмета не столь актуально для обучаемых, сколько для обучающих, если таковые вообще есть в конкретной ОО [6]. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» направлен на широкое внедрение современных ИКТ в образовательную систему. В то же время наблюдается заметный дисбаланс между количеством обучаемых, использующих современные технологии, и количеством преподавателей, готовых проводить такое обучение. Только 16% последних готовы создавать и использовать цифровые ресурсы в образовательных целях. Но это не только отечественная проблема. И в других странах цифровая компетентность обучающих представляется крайне удручающей [7]. Возможна и ситуация удовлетворительного владения цифровыми компетенциями при отсутствии компетенции использования их в профессиональной педагогической деятельности [8]. Существующие модели адаптации обучаемых-педагогов к условиям цифрового обучения все еще носят региональный характер (норвежский, испанский, ирландский...). Наднациональный характер имеет только программа «Развития ИКТ в педагогическом образовании» (БЮТЕ) проект Ега8тш+. Это че-тырехкомпонентная модель, ориентированная на обучение ИКТ и на развитие творческих способностей в части адаптации имеющихся в ОО ИКТ к конкретной предметной области, творческое использование имеющихся ЦОР и их разработка [9]. Это значимо с учетом того, что хотя и происходит постепенное расширение понятия цифровая компетентность учителя, но оно не захватывает аспекты организации и управления процессом цифровизации на уровне самой ОО и во взаимосвязи с педагогической деятельностью других учителей данной ОО [10]. Необходимо рассматривать цифровизацию ОО сверху вниз. От цифровой компетенции самого руководителя в контактах с учредителями, надзорными органами, родителями обучающихся, учителями и самими школьниками к компетенциям учителей в части цифровой коммуникации не только с родителями обучающихся («электронный дневник»), но и между собой. Такая коммуникация является дополнительным способом совершенствования цифровой компетенции в непосредственной коммуникации в конкретной профессиональной области [11]. Но в данном случае сразу появляются вопросы инфраструктуры цифровизации ОО с учетом деятельности не столько в рамках ОО, сколько в рамках образовательного пространства обучаемого. Необходимо четкое понимание необходимости взаимосвязи теоретических изысканий в данной области с конкретной педагогической практикой в рамках ОО. Разработка локальной, адаптированной к конкретным условиям региона расположения ОО программы цифровизации образования должна помочь обеспечить цифровую компетентность в контексте образования как самих обучающих и руководителей ОО, так и их социальных партнеров [12]. Можно сказать, что цифровая компетентность учителя - это не столько проблема самого учителя, сколько проблема ОО и конкретного муниципалитета, заинтересованных в качестве образования молодежи.

Основной проблемой на данном этапе будет сохранение ориентации ОО в отношении цифровизации обучения на поддержку учителя и цифровизацию его труда без принятия во внимание уровня его цифровой компетенции и возраста. Последнее актуально с учетом того, что основной педагогический состав формировался в т.н. «доцифровую» эпоху и использование цифровых технологий не является для них приоритетным инструментом деятельности. Это и препятствует получению новых компетенций и их реализации в педагогической деятельности. Мало привить цифровую компетенцию, необходимо ее сделать приоритетной в деятельности как у современной молодежи. Соответственно коммуницировать с ними «на одном языке». Но когда мы говорим о цифровой компетентности обучаемых, необходимо отметить тот факт, что и в рамках этой группы она крайне неоднородна. Исследованиями показано, что в зависимости от времени деятельности в Интернете подростков можно разделить на базовый уровень с низкими возможностями доступа к коммуникации, в том числе и финансовым, и на группу с высоким уровнем цифровой включенности в данного вида коммуникации. Можно говорить о существовании «цифрового неравенства» не только между молодежью и родителями, но и в рамках каждой из этих групп [13].

Некоторыми исследованиями показано, что основной задачей ОО, по мнению ее руководителей, является обеспечение зримой части инфраструктуры цифровизации в виде материальных средств доступа в Интернет, скорости коммуникации в нем, реализации взаимодействия с надзорными органами в цифровой форме. Вместе с тем практически не уделяется внимание качественному наполнению программ обучения ЦОРами локального характера, особенно рецензированными и соответствующими локальным нормативным актам в части безопасности для обучаемых. Диспропорция в части освоения и применения цифровых компетенций обучающих и обучаемых не позволяет использовать те же смартфоны для оперативной коммуникации на уроке или индивидуализации представления материала и контроля знаний с учетом особенностей каждого обучаемого. В этих условиях смартфоны, планшеты и иные средства доступа к коммуникации мешают обучающему реализовать свою программу на уроке. Помочь в этом может только интеграция в обучение способов предпочтительной коммуникации для обучаемых, поскольку они заинтересованы в результатах обучения так же, как и обучающий [14]. Дополнительным подтверждением эффективности использования смартфонов и мобильных приложений образовательного назначения может быть исследование ряда авторов, показавших, что мобильное приложение, по сравнению с бумажным учебником, обеспечивает более высокий уровень восприятия обучаемыми с учетом привычности такой формы коммуникации [15]. Представляет интерес и исследование по применения дополненной реальности (ЛЯ) и виртуальной реальности (УЯ) в обучении. Использование данных технологий ориентировано на упорядочение информации по предмету и более наглядное представление изучаемого материала. Кроме того, обе технологии позволяют оптимизировать работу учащихся в группе [16].

Зачастую когда мы говорим о цифровой среде обучения, мы принимаем во внимание только ту ее часть, которая касается ОО, хотя в цифровом образовании фактическое обучение также происходит и вне таковой. Вопросы влияния ИКТ на здоровье пользователя не рассматриваются в рамках масштабных популяционных исследований, что

является и достаточно сложным с учетом краткости периода информатизации жизни общества. Дополнительные проблемы могут возникнуть при переходе обучаемых на технологии Интернета пятого поколения, побочные действия которого просто не изучены. Защита информации в среде Интернета вещей становится еще более сложной и требует определенных компетенций. В существующих условиях, вероятно, актуален переход от предмета «Информатика» к новой для обучаемых предметной области - информационным технологиям «(ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации [18].

Это новые требования в отношении защиты персональных данных и личной информации вне ОО как аппаратно-программными средствами, так и элементами информационной культуры обучаемого и его родителей в данной сфере. До настоящего времени защита информации не входит в программу обучения обучаемых [19]. Не говоря уже о каких-либо программах просвещения в данной области родителей обучаемых. И речь идет не только о кибербуллинге или Интернет-зависимости, но и противоправном использовании современных технологий. В частности, о внешнем влиянии на обучаемого через неконтролируемые никем, в отношении содержания ЦОР, и сетевые сообщества. Нашими исследованиями показано, что такое влияние весьма значительно, а в условиях дистанционной образовательной деятельности и неконтролируемости родителями и обучающими, весьма возможно [20].

Дистанционные технологии и ЦОРы, в сочетании со специализированными средствами ИКТ для лиц с ОВЗ, позволяют формировать истинную личностно-ориентированную образовательную среду с учетом особенностей здоровья обучаемого и присущего ему темпа обучения [21], что не укладывается в традиционную классно-урочную систему и требования ФГОС. Да и медицинская и гигиеническая составляющая при обучении в условиях информационного образовательного пространства обучаемого весьма спорна, неконтролируема, и может нанести больший ущерб здоровью, чем при обучении в рамках ОО. Формирование информационной культуры обучаемого в отношении обеспечения гигиенической и медицинской составляющей цифрового образовательного пространства сегодня не входит в существующие программы обучения либо представлено крайне скудно в отношении ряда программных продуктов [22]. Результаты обучения в рамках дистанционного и цифрового обучения контролироваться должны также дистанционно? Ведь все обучались по-разному. И как тогда подходить к итоговой оценке знаний обучаемого и оценивать сфор-мированность тех или иных компетенций?

Дополнительной проблемой становится то, что каждый обучаемый формирует свое цифровое образовательное пространство исходя из личных возможностей и потребностей. В зависимости от того, кто является формирующим участником (родители или сам обучаемый) и потребителем образовательной информации зависит и ее объем в данном пространстве, виды, формы представления, хранения.

Заключение

Подводя итог обсуждения, необходимо отметить, что цифровое образование, в том или ином виде, уже реальность и имеет определенную историю. Как всегда, значительное влияние на результаты образования оказывает подготовка учителя. Но, вместе с тем, до настоящего времени этот раздел профессионального образования остается скорее предпочитаемым, а не действительным. Существующая нормативная документация не предусматривает рецензирования и сертификации цифровых образовательных ресурсов, их применение носит вторичный характер. Использование предпочтительных для молодёжи способов коммуникации не принимается учительским корпусом и, соответственно, относится к негативным для обучения явлениям. В существующих условиях предпочтительным представляется циф-ровизация образования «сверху», с переводом образовательной организации на цифровую форму организации и реализации деятельности в сочетании с постоянным процессом совершенствования компетенции учителя в отношении информационных и коммуникационных технологий.

Список литературы

1. Lin M.H. (). A Study of the Effects of Digital Learning on Learning Motivation and Learning Outcome // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. - Vol. 13. doi:10.12973/eurasia.2017.00744a

2. Роберт И.В. Дидактика периода информатизации образования // Педагогическое образование в России. 2014. - № 8. - С. 110119.

3. Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. 2019. - № 3. -С. 16-26.

4. Мухаметзянов И.Ш. Смартфон в школе. Цифровизация образования // Информатизация образования и науки. 2019. - № 4 (44). -С. 32-38.

5. Итоги сдачи ЕГЭ 2019 года. Баллы по предметам. Выводы. - https://obrmos.ru/go/go_scool/Articles/go_school_itogi_ege_2019.html

6. Российским школам больше всего не хватает учителей математики и английского языка. - https://tass.ru/obschestvo/6324637

7. Amhag L., Hellstrom L., Stigmar M. Teacher Educators' Use of Digital Tools and Needs for Digital Competence in Higher Education // Journal of Digital Learning in Teacher Education, 2019. DOI: 10.1080/21532974.2019.1646169

8. Atmazaki Vivi Indriyani. Digital Literacy Competencies for Teacher Education Students.// Proceedings of the 1st International Conference on Education Social Sciences and Humanities (ICESSHum 2019). - https://doi.org/10.2991/icesshum-19.2019.156

9. Rubio C., Carlos J., Gassó H., Bârd H&E. Digital Competence for Teachers: Perspectives and foresights for a new school // Comunicar. 2019. - Vol. 61. - https://www.researchgate.net/publication/335881484_Digital_Competence_for_Teachers_Perspectives_and_foresi ghts_for_a_new_school

10. Pettersson F. On the issues of digital competence in educational contexts - a review of literature // Education and Information Technologies. 2017. - Vol. 23, N 3. - P. 1005-1021. doi:10.1007/s10639-017-9649-3

11. Blau I., Shamir-Inbal T. Digital competences and long-term ICT integration in school culture: The perspective of elementary school leaders // Education and Information Technologies. 2016. - Vol 22, N 3. - P. 769-787. doi:10.1007/s10639-015-9456-7

12. Le Do, Pham Hoang, Duong Nguyen e.a. Exploration of Youth's Digital Competencies: A Dataset in the Educational Context of Vietnam // Data.., 2019. - N 4 (2). - P. 69. doi:10.3390/data4020069

13. Livingstone S., Helsper E. Gradations in digital inclusion: children, young people and the digital divide // New Media & Society. 2007. -Vol. 9, N 4. - P. 671-696. doi:10.1177/1461444807080335

14. Marin V.I., Dolch C., Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. - Vol. 15. - P. 15-48. -https://doi.org/10.1186/s41239-018-0130-1

15. Jeno L.M., Adachi P. J. C., Grytnes J.-A., Vandvik V., Deci E. L. The effects of m-learning on motivation, achievement and well-being: A Self-Determination Theory approach // British Journal of Educational Technology. 2018. doi:10.1111/bjet.12657

16. La Trobe Uni ditches anatomy textbooks for VR. 2019. - https://www.itnews.com.au/news/la-trobe-uni-ditches-anatomy-textbooks-for-vr-532001

17. Информатика. - https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1147

18. Информационные технологии. - https://ru.wikipedia.org/

19. Поляков В.П., Романенко Ю.А. Информационная безопасность личности как педагогическая проблема // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2019. - Т. 2. - С. 145-147.

20. Мухаметзянов И.Ш., Хусаинова С.В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи // Казанский педагогический журнал. 2016. - № 3 (116). - С. 113-120.

21. Мухаметзянов И.Ш., Мочалов А.В. Рабочее место инвалида во взаимодействии с персональным компьютером // Казанский педагогический журнал. 2012. - № 3 (93). - С. 141-150.

22. Мухаметзянов И.Ш. Медицинские аспекты информатизации образования: монография. - М.: ИИО РАО, 2010. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.