Научная статья на тему 'Цифровое пространство в новой экономике'

Цифровое пространство в новой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная экономика / цифровая экономика / экосистема цифровой экономики. / information economy / digital economy / digital economy ecosystem.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровое пространство в новой экономике»

Шибаева Н.А.,

Артёмов А. В.1

ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: информационная экономика, цифровая экономика, экосистема цифровой экономики.

Keywords: information economy, digital economy, digital economy ecosystem.

Возрастание роли инфокоммуникационных технологий в хозяйственных процессах открывает новый этап общественного развития и формирования экономики нового типа, в которой знания, информация и компьютерные технологии обеспечивают конкурентоспособность экономическим агентам. Начало этого процесса можно связать с развитием в 40-х годах прошлого столетия кибернетики и зарождением «информационного общества», где главным фактором производства становится информация, традиционные же факторы - такие, как труд, земля и капитал представляются менее значимыми. Сегодня информация и инфокоммуникационные технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие признаются важным ресурсом развития общества. Социально-экономические отношения переходят в сетевое пространство, наблюдаются институциональные и структурные изменения в экономике.

В 2003 году под эгидой ООН в Женеве состоялся первый этап Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам развития информационного общества, второй этап проводился в 2005 году в Тунисе, там обсуждалась реальная возможность использования потенциала цифровой революции в области инфокоммуникационных технологий (IT) на благо людей. Результатом форума стало подписание Декларации принципов «Построение информационного общества -глобальная задача в новом тысячелетии», в которой отмечено, что IT сегодня оказывают огромное влияние практически на все аспекты нашей жизни и способны стать мощным инструментом для создания новых рабочих мест, расширения возможностей трудоустройства, повышения производительности и экономического роста, а также повышения качества жизни2.

В России в 2017 году Президентом РФ была утверждена Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы, где указано, что под информационным обществом понимается такое общество, в котором информация, уровень её доступности, применения кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан3.

Безусловно, информация в хозяйственной деятельности играет огромную роль. В современном обществе информация выступает в роли самостоятельной производительной силы и самостоятельного продукта, который имеет конечную цену и продаётся на рынке. При этом важно учитывать факторальный аспект - то, как меняется значение фактора производства при изменении объёма информации. Получение и воспроизводство информации в таком случае

4

связано с издержками .

В информационном обществе, как уже отмечалось, к факторам производства относятся не только традиционные, такие как труд, природные богатства и земля, капитал и предпринимательские способности, но и информация. Каждый из этих ресурсов выполняет свою функцию в хозяйственной деятельности и позволяет его собственнику получать факторные доходы в разных формах:

- трудовой ресурс позволяет получать заработную плату;

- земля и природные ресурсы дают ренту;

- капитал позволяет получать проценты и дивиденды;

- предпринимательская способность и информация дают прибыль.

Если информация рассматривается нами как фактор производства (ресурс), приносящий факторный доход, тогда очевидно, что этот ресурс должен иметь эквивалентную оценку наряду с другими факторами. Из этого следует, что назрела объективная необходимость расширения состава экономических элементов расходов, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг). Классификация расходов производства в информационном обществе должна содержать следующе элементы:

1 Шибаева Наталья Анатольевна - д.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента и государственного управления Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. E-mail: n.shibaeva@mail.ru

Артёмов Андрей Владимирович - к.т.н., доцент, доцент кафедры программной инженерии, директор Центра информатизации. E-mail: avladarl984@yandex.ru

2 Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» Документ ООН WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R 12 декабря 2003 года. http://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf

3 Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/

4 Сухарев О.С. Управление знаниями, информация и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. - М., 2015. - № 7. - С. 118-130.

1. Амортизация основного капитала;

2. Материальные расходы;

3. Расходы на оплату труда;

4. Расходы на социальные нужды;

5. Расходы на информацию;

6. Прочие расходы.

Такая классификация должна быть утверждена, по нашему мнению, на нормативном уровне. Это позволит рассматривать информационную экономику как конкретный, поддающийся измерению, сектор экономики, связанный с использованием и воспроизводством информационного ресурса во взаимодействии с другими факторами производства продукции (работ, услуг). Утверждение данной классификации на официальном уровне, даст возможность получать достоверные сведения об информационных расходах предприятий и организаций, об их доли в составе издержек производства, а соответственно о доли информации в добавленной стоимости и валовом национальном (региональном) продукте. Кроме этого, появится возможность калькуляции не только информационных расходов, но доходов.

Если же мы рассматриваем информацию как предмет, средство или результат труда, как продукт, используемый и производимый субъектами информационной деятельности сферы 1Т в цифровом виде, то в этом случае, на наш взгляд, речь идёт о цифровой экономике. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации под цифровой экономикой понимается хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объёмов и использование результатов анализа которых позволяют повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг1.

Соответственно, цифровая экономика представляет собой специфический вид хозяйственной деятельности (отрасль экономики), которая осуществляется специализированными субъектами хозяйственной деятельности, обладающими необходимыми для этого компетенциями и техническими возможностями. Эта деятельность направлена на обеспечение населения, бизнеса и государства информацией и технологиями по её сбору, хранению, обработке, передаче и идентификации в безопасном режиме и удобном формате.

Согласно положениям федеральной программы Правительства РФ «Цифровая экономика Российской Федерации», цифровая экономика имеет три уровня:

1) рынки и отрасли, где осуществляется взаимодействие поставщиков и потребителей товаров и услуг;

2) платформы и технологии, на которых осуществляется взаимодействие этих поставщиков и потребителей товаров и услуг;

3) среда, создающая условия для развития платформ и технологий, а также для эффективного взаимодействия рынков и отраслей, которая охватывает нормативно-правовое регулирование, кадры, информационную инфраструктуру и информационную безопасность2.

Выше обозначенные три уровня создают цифровое пространство в новой экономике и формируют её экосистему. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации под экосистемой цифровой экономики понимается партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных Интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан3.

Платформы, информационные технологии, Интернет-сервисы и информационные системы, обеспечивающие создание, хранение, обработку, передачу и распространение информации заинтересованным лицам сегодня принадлежат разным компаниям, органам государственной власти и гражданам. В федеральной программе «Цифровая экономика Российской Федерации»» Правительством РФ поставлена задача обеспечения эффективного взаимодействия между этими платформами, сервисами и информационными системами для обеспечения пользователей достоверной, актуальной и безопасной информацией с наименьшими преходящими потерями времени в целях повышения благосостояния и качества жизни граждан.

Внутри каждого крупного предприятия или организации сегодня функционируют несколько информационных систем различного назначения, предоставляющих различным категориям внешних и внутренних пользователей разнородную информацию в соответствии с их правами доступа и потребностями. Следовательно, такое информационное пространство каждой компании можно рассматривать как локальную цифровую экосистему, взаимодействующую с глобальной цифровой экосистемой при помощи специальных протоколов и интерфейсов информационного обмена. Взаимодействие может заключаться в коммуникации с другими предприятиями, организациями, физическими лицами (например, с клиентами, контрагентами, филиалами и т.д.), или в обязательном предоставлении информации в органы государственной власти (статистическая, бухгалтерская, налоговая отчетность), в получении обязательной информации (распоряжения или приказы органа государственной власти подведомственным учреждениям).

Для построения локальной цифровой экосистемы в рамках одного предприятия требуется разработка специальных интерфейсов взаимодействия между различными информационными системами, создание единой точки входа ко

1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/

2 Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/

3 Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/

всем сервисам системы для пользователей, а также обеспечение необходимых механизмов защиты информации. Россия пока находится только на этапе становления экосистемы для цифровой экономики, тогда как в странах Европы и США подобные технологии разрабатываются, внедряются и развиваются с середины 80-х годов XX века.

Развитие математических и алгоритмических моделей обработки, хранения, структурирования и анализа информации позволяют повысить эффективность производства, минимизировать различные затраты, а также начать постепенный переход к полноценным роботизированным производствам, сводя роль человека при этом только к глобальному контролю, мониторингу и принятию управленческих решений. Немаловажное влияние на стремительное внедрение информационных технологий в сферу производства оказало и развитие компьютерных сетей.

Создание глобальной вычислительной сети мирового масштаба (Интернет), а также стремительное повышение пропускных способностей каналов связи, в том числе беспроводных, и мобильных, позволило организовать передачу больших объемов информации за короткие промежутки времени, организовать системы управления в реальном времени на промышленных производствах, а также реализовать концепцию туманных вычислений и grid-сетей. На настоящий момент можно выделить следующие широко используемые в экономике сетевые информационно-коммуникационные системы, работающие на цифровых технологиях:

1. Системы электронного документооборота (как корпоративного, так и межкорпоративного);

2. Автоматизированные системы управления предприятием, включающие в себя единое хранилище данных, подсистемы для автоматизации основных, вспомогательных и управленческих процессов производства;

3. Автоматизированные информационные системы и технологии бухгалтерского учета, контроля и аудита;

4. Экспертные системы, в том числе основанные на концепции нейросетевых технологий и машинного обучения;

5. Банковские информационные системы, в том числе и системы межбанковского информационного взаимодействия (например, система SWIFT);

6. Биржевые информационные системы;

7. Системы электронной торговли и коммерции классов B2B, B2C;

8. Интернет вещей;

9. Социальные сети для организации маркетинга и рекламы;

10. Облачные и туманные технологии и вычисления;

11. Системы оказания электронных услуг населению и организациям (в том числе государственные и муниципальные), включая системы межведомственного электронного взаимодействия;

12. Электронная почта и мессенджеры для обмена информацией.

Особого внимания заслуживает, на наш взгляд, использование технологии блокчейн, которая является революционной, и в будущем она станет гарантированной основой предотвращения мошеннических, коррупционных операций, разного рода подлогов и фальсификаций в новой экономике.

Блокчейн представляет собой цифровую распределённую базу транзакций (реестр совершённых операций) между участниками сети, которыми могут быть государственные структуры, юридические и физические лица, общественные организации. Предполагается, что все операции с активами записываются в одном реестре в виде блоков информации, которые все соединены в единую цепочку. При этом участники сети равны, и подключаются к ней по одинаковым протоколам. Легитимность внесённой информации обеспечивается цифровыми подписями. Содержимое реестра в обязательном порядке согласуется между участниками сети протоколом консенсуса с применением криптографических алгоритмов хеширования, что обеспечивает минимизацию риска мошеннических транзакций.

Таким образом, в цифровой реестр записываются в хронологическом порядке все транзакции (операции с активами) признанные действительными всеми участникам блокчейн сети, но согласованные децентрализовано, и, соответственно, которые в дальнейшем не могут быть отменены. При этом участники сети видят только свои операции, децентрализованная одно-ранговая сеть лишает их возможности дестабилизировать систему или контролировать базовую инфраструктуру. В результате технология блокчейн способна обеспечить достоверность и прозрачность информации в цифровой экономике.

В заключении хотелось бы отметить, что функционирование современной экономики уже невозможно представить без применения инфокоммуникационных технологий (IT). Начав развиваться с середины 40-х годов ХХ века, они достигли своего пика использования к началу XXI века, и на текущий момент сфера IT (в том числе цифровые технологии) охватила все отрасли хозяйства и виды общественно-культурной деятельности. Развитие элементной базы вычислительной техники позволило повысить вычислительные мощности персональных устройств, а уменьшение их размеров сделало их непосредственным спутником предпринимателей, экономистов, менеджеров как частного сектора экономики, так государственного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.