Научная статья на тему 'Цифровое пространство и россияне "среднего возраста"'

Цифровое пространство и россияне "среднего возраста" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ / "СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ" / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / "MIDDLE AGE" / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TYPES / DIGITAL SPACE / INTERNET / CONSUMER BEHAVIOR / EGO-IDENTITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Солодников Владимир В., Солодникова Ирина В.

В статье с использованием качественных данных (биографических интервью и фокус-групп) подвергаются сомнению положения «поколенческого подхода» о социально-психологической и культуральной однородности выделяемых X-, Y-, Z-«поколений». В частности, на примере использования Интернета москвичами «среднего возраста» показана временная динамика этого показателя, его культуральная специфика, его зависимость от различных аспектов (восприятие возникновения Интернета как значимого социального события; его использование в повседневной жизни, в том числе в качестве средства массовой коммуникации и элемента потребительского поведения), от субвозрастных, гендерных параметров респондентов, а также от типа их эгоидентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital space and “middle aged” Russians

Following the qualitative data (biographical interviews and focus groups) the article questions provisions of “generational approach” about sociopsychological and cultural homogeneity of X-, Y-, Z“generations. It shows a dynamic of that index by example of Internet use among Moscow residents of “middle age”, its cultural aspects and correspondence with different variables (perception of Interent emergence as significant social event; Internet use in everyday life also as mass media and an element of consumer behavior) as well as sub-age gender parameters and Ego-identity types.

Текст научной работы на тему «Цифровое пространство и россияне "среднего возраста"»

УДК 159.9:004.7

Цифровое пространство и россияне «среднего возраста»

Владимир В. Солодников

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, solodnikovv@mail.ru

Ирина В. Солодникова

Российский государственный гуманитарный университет Москва, Россия, 14a20ivs@mail.ru

Аннотация. В статье с использованием качественных данных (биографических интервью и фокус-групп) подвергаются сомнению положения «поколенческого подхода» о социально-психологической и культуральной однородности выделяемых X-, У-, 2-«поколений». В частности, на примере использования Интернета москвичами «среднего возраста» показана временная динамика этого показателя, его культуральная специфика, его зависимость от различных аспектов (восприятие возникновения Интернета как значимого социального события; его использование в повседневной жизни, в том числе в качестве средства массовой коммуникации и элемента потребительского поведения), от субвозрастных, гендерных параметров респондентов, а также от типа их эгоидентичности.

Ключевые слова: «средний возраст», социально-психологические типы, цифровое пространство, Интернет; потребительское поведение; эгоидентичность

Для цитирования: Солодников В.В., Солодникова И.В. Цифровое пространство и россияне «среднего возраста» // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 4 (14). С. 115-137.

© Солодников В.В., Солодникова И.В., 2018

Digital space and "middle age" Russians Vladimir V. Solodnikov

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, solodnikovv@mail.ru

Irina V. Solodnikova

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, 14a20ivs@mail.ru

Abstract. Following the qualitative data (biographical interviews and focus groups) the article questions provisions of "generational approach" about socio-psychological and cultural homogeneity of X-, Y-, Z- "generations. It shows a dynamic of that index by example of Internet use among Moscow residents of "middle age", its cultural aspects and correspondence with different variables (perception of Interent emergence as significant social event; Internet use in everyday life also as mass media and an element of consumer behavior) as well as sub-age gender parameters and Ego-identity types.

Keywords: "middle age", socio-psychological types, digital space, internet, consumer behavior, Ego-identity

For citation: Solodnikov VV., Solodnikova IV. Digital space and "middle age" Russians. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;4:115-37.

Введение

Нахождение в цифровом пространстве, виртуализация Я-идентичности и т. п. социальные феномены обычно относят к молодежи. Иногда в рамках так называемого поколенческого подхода Н. Хоува и В. Штрауса выделяется специфическое «поколение 7» (родившиеся после 2000 г.), одной из отличительных черт которого является наиболее полное «погружение» в цифровое пространство. Научная обоснованность упомянутого подхода вызывает целый ряд вопросов [1], включая допущение о социально-психологической однородности выделяемых «поколений».

Между тем, согласно данным маркетингового исследовательского агентства ГФК [2], в 2017 г. пользователями Интернета яв-

лялись 87 млн россиян в возрасте 16+ лет (что составило 72,8%). При этом доля пользователей самой старшей измеряемой возрастной группы (55+ лет) за этот год выросла на 25%. Среди них уже более половины (57%) присутствуют в цифровом пространстве, в том числе с использованием смартфонов и планшетов [2]. Тренд вовлечения старших возрастных групп в виртуальное пространство налицо, что не исключает культуральной специфики скорости этого процесса.

Так, согласно американским данным, уже в мае-июне 2007 г. (общенациональный опрос среди англоговорящих 2796 респондентов в возрасте 18+ лет) мужчины - пользователи Интернета (78%) незначительно превосходят женщин (75%). А доля соответствующих пользователей в возрасте 43-61 года даже составила 79% [3].

В данном тексте нам бы хотелось, во-первых, сосредоточиться на «немолодежной» группе россиян, относимой к «среднему возрасту», и, во-вторых, с использованием качественных данных показать, что даже эта возрастная когорта не является социально-психологически однородной, включая их установки в отношении Интернета.

В выделении социально-психологических типов россиян «среднего возраста» мы опирались на типологию эгоидентич-ностей канадского психолога Дж. Марсии, который развил идеи Э. Эриксона, уделив особое внимание подросткам и развитию личности в ранней взрослости. Рассматривая введенное Э. Эриксоном понятие кризиса идентичности, Дж. Марсия предложил иную интерпретацию подросткового возраста. По его мнению, этот этап жизненного пути не включает в себя ни становление зрелой идентичности, ни спутанность идентичности. Скорее, он заключается в степени постижения индивидом своей идентичности и приверженности ей в самых различных областях жизни, включая свое призвание, род своих занятий (выбор религии, взаимоотношения со значимыми другими, гендерные роли и так далее). Согласно Дж. Марсии, эгоидентичность индивида формируют две отдельные отличительные составляющие: стабильная лояльность уже сделанным жизненным выборам и кризис, когда ценности индивида претерпевают переоценку. Конечный результат кризиса вновь ведет к фиксации приверженности к определенному набору ролей или ценностей.

По мнению Дж. Марсии, есть четыре типа эгоидентичности [4]:

- «Достиженцы» (Achievement) - это тип, при котором молодой человек, пройдя через кризис идентичности, сформировал приверженность определенному набору выбранных ролей

или ценностей, т. е. это путь от кризиса к формированию стабильной эгоидентичности (был кризис, есть приверженность к собственным выборам);

- «Хранители» (Foreclosure) - это тип, не предполагающий прохождения подростками/молодыми людьми кризиса идентичности, которые стремятся соответствовать ожиданиям других (в первую очередь родителей) относительно своего будущего, позволяя им определять направление карьерного развития и выбора партнера. Таким образом, это путь бескризисной приверженности ценностям родительской семьи(не было кризиса, есть приверженность ценностям родительской семьи);

- «Мораторий Я» (Moratorium) - это тип, при котором молодой человек находится в кризисе, исследует различные возможности приверженности, т. е. кризис непосредственно переживается без сформированной стабильной эгоидентич-ности и лояльности ей (состояние кризиса, нет приверженности определенным ценностям);

- «Диффузия Я» (Diffusion) - это тип, при котором отсутствует сформированная собственная, уникальная эгоидентичность. Представители этого типа «плывут по течению», ориентируясь на мнение других относительно жизненных ценностей, не пытаясь сформировать собственные (нет кризиса, нет приверженности собственной идентичности).

Для создания типологии эгоидентичности россиянина «среднего возраста» (40-55 лет), отталкиваясь от идей Дж. Марсии, авторами использовались количественные данные Всероссийского репрезентативного маркетингового исследования TGI-Russia, проводившегося компанией КОМКОН [3].

В результате предпринятой процедуры обработки данных два типа эгоидентичности оказались соответствующими тем, которые выделял Дж. Марсия. Это:

- «достиженцы», склонные проявлять интерес к разного рода инновациям, больше ориентированнные на карьеру, на творчество и духовное развитие. Им оказалась также свойственна жизнь в настоящем и склонность к риску;

- «хранители» («семейного очага»), которым присуща, прежде всего, семейственность, приверженность социальным нормам, интерес к другим культурам, природе, экологии, уважение к сверстникам и предпочтение здоровой полезной пищи. Таким образом, они ценят традиционный образ жизни, безопасность, постоянство.

Два других выделенных типа эгоидентичности оказались содержательно отличными от предложенных Дж. Марсией и были соответственно иначе названы:

- «мораторий Я» преобразовался в «аутсайдеров», которым присущи такие черты, как пренебрежение здоровым образом жизни, незаинтересованность в использовании новых технологий и следовании модным тенденциям, средний уровень потребительской активности. Они как бы «плывут по течению»;

- «диффузия Я» преобразовался в тип «негативисты», который обладает склонностью к отрицанию, спору, внутренней противоречивостью, уклонением от выражения собственных ценностей и отсутствием стремления к информированности.

Объект и метод исследования

В 2008-2009 гг. в Москве было проведено 32 биографических интервью респондентов в возрасте 40-55 лет и 12 фокус-групп с респондентами той же возрастной группы (№=97 респондентов). В обоих случаях мужчины и женщины и типы эгоидентичности были квотированы в равной степени [5].

Далее обратимся к основным полученным результатам исследования, описывающим отношение москвичей «среднего возраста» к виртуальному пространству. При этом постараемся проследить специфику этих установок в зависимости от двух возрастных подгрупп «среднего возраста» (40-49 и 50-55 лет), гендера респондентов и типа их эгоидентичности.

Возникновение Интернета

как ключевое социально-жизненное событие

«Достиженцы» независимо от пола и относящиеся к младшей возрастной подгруппе «среднего возраста» отмечают возникновение Интернета среди других наиболее значимых социальных жизненных событий. Для более старшей возрастной подгруппы (50-55 лет) это нехарактерно.

Интернет в России - естественно. Через Интернет столько всего скачиваешь, столько всего получаешь, что как без него жили раньше, неясно (Мужчина, достиженец, 42 года).

...это дало абсолютную свободу... У меня вся работа с этим связана...последние 10 лет я работаю просто в Интернете и на Интернет. Я уж не говорю про связь с миром. Я вообще не представляю, как мы раньше жили без Интернета, это для меня загадка. (Женщина, дости-женец, 48 лет).

Аналогичная тенденция присуща младшей возрастной подгруппе «Хранителей»:

.90-е годы, Интернет в России, регистрация домена Ру. это было очень интересно и приятно (Мужчина, хранитель, 42 года).

.Интернет в России - это было потрясающе, это было замечательно. Я не представляю себе сейчас жизни без Интернета. Сначала в Интернете не было такого количества информации, не все мог найти, но это просто другой уровень, другое качество жизни. (Женщина, хранитель, 45лет).

В более старшей подгруппе женщины наряду с важностью и преимуществами Интернета начинают сетовать на избыточные временные затраты, связанные с его использованием.

...Мы сейчас в Интернете. без этого жить невозможно. Это, конечно, жизнь облегчило, с одной стороны, но, с другой стороны, сидеть сутками в Интернете тяжело (Женщина, хранитель, 52 года).

«Аутсайдеры» чаще всего не рассматривают возникновение Интернета в качестве важных социальных жизненных событий. При единичных его позитивных упоминаниях не прослеживается личной сопричастности.

Интернет - это свидетельство того, что мы все-таки идем в ногу с человечеством, пытаемся не отставать. Это очень хорошо (Мужчина, аутсайдер, 52 года).

Более того, в младшей возрастной подгруппе иногда акцентируют его негативные стороны.

.У нас не было Интернета, мобильных телефонов, спутникового телевидения. Зато у нас были настоящие друзья. Мы выходили из дома и просто находили их. Не сидели дома. Как сейчас за компьютерами сидят дети и мало между собой общаются (Мужчина, аутсайдер, 42 года).

Сходное отношение к возникновению Интернета присуще «не-гативистам» (особенно женщинам) с уклонением от оценки этого события, в том числе с апелляцией к полезности для детей (но не для себя).

Ох уж этот Интернет? У нас он позже появился (Женщина, нега-тивист, 46 лет).

Интернет в России - для детей это важно, а значит, и для меня важно... (Женщина, негативист, 51 год).

Мужчины-«негативисты» в целом не склонны обсуждать цифровое пространство и его место в их жизни.

Таким образом, «достиженцы» и «хранители» младшей подгруппы «среднего возраста» (независимо от пола) рассматривают становление Интернета в России в качестве важного социального жизненного события, акцентируя свою личную (в том числе профессиональную) сопричастность. Более старшая подгруппа этих социально-психологических типов либо не считает это значимым событием в своей жизни, либо дополнительно отмечает его отрицательные стороны.

Последняя установка наиболее распространена среди «аутсайдеров» и «негативистов», иногда дополняемая полным негативизмом, позитивной (но генерализованной) его оценкой или аргументацией о пользе для детей.

Интернет в повседневной действительности

Мужчины, относящиеся к младшей возрастной подгруппе «среднего возраста» (всех социально-психологических типов, кроме «негативистов») в целом чаще повседневно присутствуют в цифровом пространстве, но с разными целями. Для «достиженцев» Интернет востребован в рамках профессиональной деятельности:

.Меня раздражает, что. мне приходится каждый день идти в контору. Я достаточно большую часть работы мог бы делать и дома. Через Интернет ... Когда у меня отпуск, я ложусь в 3-4 часа утра. Просыпаюсь часов в 12, сижу спокойно ночью за компьютером. Мог бы так же работать и в обычное время (Мужчина, достиженец, 43 года).

Для «хранителей» - это преимущественно удобное средство семейно-родственного общения:

.я общаюсь со своей двоюродной сестрой по Интернету. Письма пишем на электронной почте. Все фотографии посылаем. И она мне. И очень быстро общаемся по Интернету. Это общение между людей. И очень быстро получается (Мужчина, хранитель, 46 лет).

Лишь в единичных случаях содержание новостных сайтов «привязывается» к профессиональной деятельности:

.Интернет - это новостные сайты и новости, связанные с рабочей деятельностью (Мужчина, хранитель, 42 года).

Для «аутсайдеров» - еще один способ «бегства от реальности»:

.Я же еще в свои 46 лет - не поверите - я в Интернет играю в игрушки. (Мужчина, аутсайдер, 46 лет).

Мужчины, относящиеся к старшей возрастной подгруппе «среднего возраста», в особенности «достиженцы», осознают необходимость освоения Интернета в профессиональных интересах, но рационально подходя к принятию соответствующих решений, взвешивают сопутствующие выгоды/издержки:

.Все сейчас смещается в эту сторону. Это сейчас очевидная тенденция. Я не хочу отстать от жизни, надо упираться и стараться туда вылезти, иначе беда (но) Я подключил дома Интернет, но в Интернете почти круглосуточно сидит моя жена. Отрывать ее от него нехорошо. Сейчас. подключил Интернет себе сюда в офис, на ноутбук, но пока его не особенно освоил. К сожалению. (Мужчина, достиженец, 50 лет).

Женщины, относящиеся к младшей возрастной подгруппе «среднего возраста», реже используют Интернет (для развлечения или поиска нужной информации) в повседневной действительности, чем мужчины этого же возраста.

(Пользуетесь ли вы Интернетом?) Да, постоянно (А зачем?) Просто интересно бывает залезть, найти там какие-то моменты. Что-то интересует - и адрес тот же (Как справочник?) Как справочник, конечно. Адрес найти и телефон (Женщина, аутсайдер, 48лет).

Женщины старшей возрастной подгруппы и «негативисты» (независимо от пола) практически не присутствуют в цифровом пространстве.

Не пользуюсь. у меня его нет (Мужчина, негативист, 45 лет).

Чтобы я им пользовалась - мне некогда (Женщина, негативист, 46 лет).

Таким образом, Интернетом в повседневной жизни активней пользуются мужчины младшей возрастной подгруппы «среднего возраста» (кроме «негативистов»). При этом «достиженцы» видят в нем возможность удаленного доступа без присутствия на рабочем месте; «хранители» - главным образом - удобный способ семей-но-родственного общения, а «аутсайдеры» - дополнительные возможности развлечения.

Более старшая подгруппа «среднего возраста» (независимо от пола) не пользуется Интернетом в повседневной жизни, но декларирует важность приобщения к нему.

Женщины младшей возрастной подгруппы «среднего возраста» реже обращаются к Интернету в повседневной действительности, используя его в первую очередь как справочник.

Представители же социально-психологического типа «негати-вистов» не использует Интернет в повседневной жизни.

Интернет как средство массовой коммуникации

«Достиженцы»-мужчины, относящиеся к младшей возрастной подгруппе «среднего возраста», активно используют Интернет как средство получения информации. Однако с ним серьезно конкурируют более традиционные и привычные СМК (радио и телевидение). Вместе с тем именно Интернет вызывает большее доверие респондентов, его считают более объективным источником информации:

На работе у меня постоянно (радио)приемник говорит. С утра встаю - программа «Вести» по РТР, и где-то с час ее всегда смотришь, пока умываешься, бреешься, кушаешь. В принципе третье -Интернет, потому что, если что-то понадобится. (ТВ и радио) как фон. А Интернет - тут уже залезаешь, когда тебя конкретный вопрос интересует. Можно справочник посмотреть, но Интернет тебе более сжато, более конкретно доставит всю информацию. То есть пробежал страничку, может быть, пролистнул чуть-чуть - и ответ пришел на вопрос. (а доверяете?). Все-таки Интернет, наверное. Там я конкретно задаю вопрос, он конкретно мне дает ответ. По радио слушаешь - там не поймешь: может быть, шутка. анекдот. когда какую-нибудь просто феньку пустят (Мужчина, достиженец, 42 года).

Последние лет несколько я черпаю информацию в основном из Интернета. Он более объективен в том смысле, что я могу найти правдоподобное описание событий. Там можно найти противоположные точки зрения на одно и то же событие. И оценить его с разных сторон. И вывести свое мнение о том или ином происшествии (Мужчина, достиженец, 43 года).

Мужчины-«достиженцы» старшей возрастной подгруппы «среднего возраста» также с течением времени все больше используют Интернет для получения информации.

Да. наверное, будет Интернет тоже дальше (Мужчина, достиженец, 50 лет).

Для женщин-«достиженцев» тоже характерным является активное использование Интернета. Отмечаются его оперативность, разнообразие информации (полифония мнений), возможность ее выбора, наконец, наличие online-версий бумажных периодических изданий.

Я, наверное, больше предпочитаю Интернет, потому что телевидение - это чьё-то личное мнение, которое тебе говорят. А в Интернете ты можешь покопаться. (Женщины, достиженцы, фокус-группа, 40-49 лет).

В Интернете больше разнообразия мнений - есть все газеты (Женщина, достиженец, 43 года).

Раньше всегда выписывали журналы и газеты. Всегда лежала большая пачка. И с того момента как появился Интернет, стало больше возможностей, но зачем читать, если ты можешь открыть Интернет и все посмотреть. С одной стороны - это изменение в лучшую сторону, потому что за пять минут ты можешь все найти. Интернет для нас все. Интернет - это сама жизнь. (Женщина, достиженец, 45лет).

Эта же респондентка отмечает большее доверие именно к интернету как источнику информации.

Там (в Интернете) всё быстро скидывают. Если что-то произошло, моментально там все можно узнать (Женщины, достиженцы, фокус-группа (50-55лет)).

Нет лишней информации. Как по телевизору. Тебе не хочется слушать, а там говорят, говорят. Здесь нажал и смотришь то, что тебе нужно (Женщины, достиженцы, фокус-группа (50-55лет)).

Для «хранителей»-мужчин предпочитаемым СМК является телевидение, содержательно практически неотличимое от Интернета. В качестве преимущества последнего отмечается только его оперативность и некоторая неартикулируемая «свобода».

(что предпочитаете?) Телевидение (Мужчина, хранитель, 46 лет).

.недавно племянник купил компьютер. Уже года три. В Интернет заходим, там новости смотрим. В основном политика. Интернет более свободен (Мужчина, хранитель, 46 лет).

.оно (содержание) везде одинаково. Желтую прессу не покупаем. Больше, конечно, новости по телевидению. Преимущественно все новости по телевидению узнаешь. Смотришь, слушаешь. Более массовая информация. И доверяешь больше, хотя, с другой стороны, в Интернете, там то же самое. Источник тот же самый. На что ссылаются даже. (но). в Интернете иногда быстрее узнаешь, чем по телевидению (Мужчина, хранитель, 51 год).

Для «хранителей»-женщин, как и для мужчин, конкурентами Интернета являются радио и телевидение. Вместе с тем их отличительной чертой является изучение новостного контента с помощью цифровых версий бумажных СМК в рабочее время:

Телевизор и радио у меня вообще не выключается, только на ночь. Интернет (Женщины, хранители, фокус-группа, 40 -49 лет).

В последнее время компьютер (Женщины, хранители, фокус-группа (40-49 лет)).

.Приходишь на работу, включаешь компьютер и видишь все новости (Женщины, хранители, фокус-группа, 40-49 лет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значит, Интернет - процентов 99. В частности, это связано еще с тем, что многие печатные издания есть в Интернете. Кроме того, время ограничено - ты посидел в Интернете и вроде как все знаешь, и ты можешь там выбирать, что читать. Среди печатных СМИ на самом деле меньше выбор... (Женщина, хранитель, 45лет).

Предпочитаю Интернет. потому что он всегда под рукой. Все, что тебе надо, всегда можно найти (и быстро) (Женщина, хранитель, 53 года).

Я больше читаю Интернет, чем газеты. Во-первых, у меня на работе есть время, во-вторых, я сижу перед экраном, мне это удобно, и времени не занимает дома. Я все читаю в Интернете (А что вы читаете?) Во-первых, новости все я читаю в Интернете, светскую жизнь. (Женщины, хранители, фокус-группа, 50-55лет).

У «аутсайдеров» (независимо от пола и возрастной подгруппы) Интернет преимущественно проигрывает традиционным СМК (особенно телевидению) как по частоте использования, так и по доверию к транслируемой информации.

Интернета у нас нет. Сейчас, говорят, в Интернет залезешь, и там все-все. У нас нет дома Интернета, у нас телевизор и все (Мужчина, аутсайдер, 53 года).

Люблю новости смотреть. Что еще? Телевизор. Интернет. Вот этими двумя в основном (Мужчина, аутсайдер, 42 года).

.сейчас на первом месте Интернет. (А по доверию?) Наверное, все-таки радиоприемник. какой-то фильтр есть. Телевидение - там новостные передачи фильтруются. А в Интернете, туда можно бросить все, что угодно (Мужчина, аутсайдер, 46 лет).

Доверия полного у меня нет ни к печатным СМИ, ни к радио, ни к телевидению. Интернет - это вообще. Это идет совершенно непроверенная информация (Женщина, аутсайдер, 48 лет).

Таким образом, «достиженцы» являются наиболее активными пользователями Интернета (применительно к старшей возрастной подгруппе это менее выражено). Именно они наиболее развернуто аргументируют его преимущества (в сравнении с ближайшими конкурентами - радио и ТВ): оперативность предоставления информации; разнообразие приводимых точек зрения; интерактивность (возможность управлять воспринимаемой информацией), наконец - наличие опНпе-версий традиционных СМК. Именно Интернет у них пользуется наибольшим доверием.

По мнению «хранителей», Интернет, как носитель информации, большей частью уступает традиционным конкурентам (прежде всего - телевидению) как по объему использования, так и по доверию. В качестве его преимуществ отмечаются оперативность информации и наличие цифровых версий традиционных СМК. Отличительной чертой женщин-«хранителей» является «погружение» в цифровое пространство для знакомства с новостями (в том числе светской жизни) с компьютера по месту работы.

В глазах «аутсайдеров» Интернет тоже проигрывает (вплоть до отказа его использования) конкуренцию телевидению и по объему использования, и по доверию («отсутствию фильтров»). Не исключено, что меньшее доверие интернет-информации может быть связано, с одной стороны, с недостаточными навыками ориентации в цифровом пространстве; а с другой стороны - с меньшей готовно-

стью сравнивать различные мнения, сталкиваясь с их «полифонией» и/или «открытостью новому опыту», по Г. Хоффстеде [6].

«Негативисты», как отмечалось выше, практически не используют Интернет в качестве источника информации.

Интернет как элемент потребительского поведения

Помимо использования Интернета в качестве источника информации о политической, социально-экономической и т. д. жизни он достаточно активно используется нашими респондентами «среднего возраста» для выбора и покупки различных товаров и услуг.

Попытаемся охарактеризовать два основных способа использования Интернета для этих целей.

Поиск в Интернете информации о различных товарах и услугах (включая использование социальных сетей и/или блогов) для обоснования принятия решения о покупке.

При этом наибольшая вовлеченность в цифровое пространство, навыки его использования и сравнительно-аналитический подход характерны для «достиженцев» (независимо от пола и возрастной подгруппы) применительно к широкому спектру товаров и услуг (но прежде всего - бытовой техники). В единичных случаях собранная информация дополняется мнением «значимых других».

...Информацию о технике беру в Интернете. В Интернете очень много сейчас информации. (Женщины, достиженцы, фокус-группа 40-49 лет).

(получение информации о банковских, юридических, страховых услугах?) Через специализированные ресурсы в Интернете (Женщина, достиженец, 48 лет).

Всегда цену смотрим по Интернету.; Характеристики бытовой техники в Интернете смотрим; Отзывы в Интернете тоже важно читать (Женщины, достиженцы, фокус-группа, 50-55лет).

По всякой технике я сперва советуюсь со знакомыми. Кто что порекомендует. А так, в Интернет залезаю и смотрю по параметрам, по техническим характеристикам (Мужчины, достиженцы, фокус-группа, 40-49 лет).

В основном беру всю информацию из Интернета. не потому, что он для меня авторитет. А потому, что я могу - рука набита - извлечь

любую информацию по любой тематике. И уже рассмотреть ее и вынести свое суждение. когда понадобилось жене сделать томографию, я залез в Интернет, выбрал несколько поликлиник, которые занимаются этим. Посмотрел отзывы. По каждой услуге в блогах можно найти, кто ими уже пользовался. Почитал, подумал, сравнил цены. Посмотрел, кто работает в этих институтах. И выбрал.. (Мужчина, достиженец, 43 года).

Часть «хранителей» (и мужчин и женщин, различных возрастных подгрупп) тоже используют этот способ работы с Интернетом применительно к достаточно широкому спектру товаров и услуг (бытовая техника, медицинские услуги, туристические, банковские и страховые услуги). При этом встречаются единичные упоминания конкурентных средств массовой коммуникации (ТВ и радио) с упоминанием ограниченности предоставляемой ими информации и ее убеждающего характера.

Медицинские услуги - это или телевидение, или Интернет. Но момент такой - поскольку медицинские услуги достаточно специализированные, хотелось бы получить больше информации, и ее, как правило, ищешь через Интернет (Мужчина, хранитель, 42 года).

Бытовую технику ищу через Интернет. Как правило, та реклама, которая на радио и телевидении, говорит: купи, купи, - и не отражает характеристик самого оборудования. Чтобы что-нибудь купить, через Интернет находишь описание, сопоставление, плюсы и минусы (Мужчина, хранитель, 42 года).

.Бытовую технику выбираю по Интернету в основном. больше информации там. в газете ты не получишь столько информации. И описание товара, и на каком-то форуме - хорошая вещь, не хорошая (Мужчина, хранитель, 51 год).

(получение информации о медицинских и банковских услугах) По телевидению, или по Интернету (Мужчина, хранитель, 51 год).

По страховым компаниям есть информация в Интернете. Залезть и посмотреть (Мужчины, хранители, фокус-группа, 50-55лет).

(выбор страховой/туристической компании) .Для меня первое -это Интернет. Я сажусь в Интернет и изучаю рынок страховых услуг. Смотрю на рейтинги страховых компаний.; Выбор туркомпании в Интернете. И поскольку у меня детей много, я стараюсь смотреть, где более дешевые услуги. Разброс цен необыкновенно большой; . такой информации в Интернете очень много. Просто надо посещать

форумы; Я тоже всю информацию смотрю в Интернете - там все есть - и какая природа, и какой отель, и какие комнаты. Там все есть. И фотографии; Есть уже отзывы тех, кто уже отдохнул (Женщины, хранители, фокус-группа, 40-49 лет).

Вместе с тем женщины-«хранители» старшей возрастной подгруппы «среднего возраста» неоднократно отмечают, что в их семьях отмеченную информацию о товарах и услугах в Интернете собирают не они, а члены их семей (мужья и дети). Можно предположить, что при понимании важности Интернета как источника маркетинговой информации они не владеют необходимыми навыками для осуществления ее самостоятельного поиска.

(А Интернет?). У меня нет доступа. (дочь) сидит там сутками. муж туда заходит. много там всяких его хобби. (информация о бытовой технике?). (в Интернете, но) этим занимаются (дочь) и муж (Женщина, хранитель, 52 года).

Сын меняет машину, и мы обсуждаем это: тебе нравится вот это, нравится вот это. Мы сейчас с ним в процессе выбора. Я, конечно, мало что могу внести. Скачает из Интернета: нравится тебе это - нравится. И мы с ним выбираем»; (пользование Интернетом?). Только сын (Женщины, хранители, фокус-группа, 50-55лет).

Среди «аутсайдеров» (преимущественно младшей возрастной подгруппы, как мужчин, так и женщин, использование Интернета (включая социальные сети) как источника маркетинговой информации встречается реже (в том числе из-за недоверия) и перепроверяется «на живых людях» или по телефону.

(информация о новой бытовой технике?). Искать информацию в Интернете. Форумы пользователей. Взвешиваю все «за» и «против». И делаю выводы. (А услуги - банковские, юридические?) Тоже форумы, тоже информация в Интернете. Ходить, узнавать в каждой организации - на это времени не хватит. А тут - открыл, посмотрел (Мужчина, аутсайдер, 42 года).

(получение достоверной информации?) .можно в книге почерпнуть. В научном журнале. Но не в Интернете. Там я не очень доверяю. (выбор страховой компании?) Я бы обзвонила компании сначала. Залезла бы в Интернет. Посмотрела бы, что у нас есть на этом рынке в Интернете. Взяла бы оттуда информацию - телефоны, адреса. Обзвонила бы. Какие договора, что. (Женщина, аутсайдер, 48 лет).

Информацию о бытовой технике в Интернете, разумеется, я ищу, если мне что-то конкретно нужно, но обязательно перепроверяю на живых людях - по возможности, если кто-то этим пользовался, кто-то это знает (Мужчина, аутсайдер, 52 года).

Покупки через интернет-магазины.

Вновь «достиженцы» в целом демонстрируют более выраженную активность при совершении покупок on-line (мелкой бытовой техники, турпоездок, бронирование отеля, билетов на концерты, платных медицинских услуг...), но только в младшей возрастной подгруппе.

Сейчас отель через Интернет можно любой забронировать. (Мужчины, достиженцы, фокус-группа, 40-49 лет).

И через Интернет мы покупали все - и фены и выпрямитель для волос и чего только не было. Это очень удобно и гораздо дешевле, чем в магазине; Технику можно дистанционно покупать. Я технику много раз покупала через Интернет и это очень удобно; В Интернете заказывала видеокамеру. И все хорошо - не обманывают; Ноутбук мы взяли по Интернет-магазину (Женщины, достиженцы, фокус-группа, 40-49 лет).

.когда понадобилось жене сделать томографию, я «залез» в Интернет, выбрал несколько поликлиник, которые занимаются этим. Посмотрел отзывы. По каждой услуге в блогах можно найти, кто ими уже пользовался. Почитал, подумал, сравнил цены. Посмотрел, кто работает в этих институтах. И выбрал. (Мужчина, достиженец, 43 года).

У «хранителей» опыт совершения покупок on-line присущ тоже преимущественно младшей возрастной подгруппе «среднего возраста».

.единственная вещь, которую я недавно приобрел, это беспроводной телефон по Интернету. Зашел - там. написал, какой телефон мне нужен. Там высветились магазины. И все прочее. смотрел по этим магазинам, выбирал (Мужчина, хранитель, 46 лет).

Моя бывшая супруга попросила меня с ней съездить и приобрести ей осеннее пальто. Мы объездили пол-Москвы и не могли ничего найти - либо по качеству не подходит, либо качество хорошее, но цена! .А если подходит по цене, то такое барахло!.. Она сидит целыми днями в Интернете и говорит: я нашла в Интернете магазин. Давай

съездим. Это интернет-магазин, и они доставляют на дом товар. Она говорит, что мне надо пощупать материал.Мы поехали в этот магазин. И с первого захода все совпало и цена и качество (Мужчины, хранители, фокус-группа, 40 -49 лет).

Интернет для нас всё. Даже турпоездки мы заказываем через Интернет (Женщина, хранитель, 45 лет).

Постоянно делаю покупки через интернет-магазин (Мужчины, хранители, фокус-группа, 40 -49 лет).

Выбор туркомпании по большей части от знакомых. И потом Интернет. Но это уже идет как добавка. По Интернету отель заказываешь, иногда билет на самолет. Но это гораздо проще (Женщины, хранители, фокус-группа 40-49 лет).

В то же время женщины-«хранители» старшей возрастной подгруппы «среднего возраста» неоднократно говорят о том, что покупки через Интернет совершают их дети (см. выше использование Интернета при принятии решения о покупке). Они же лишь включены в обсуждение выбора различных вариантов товара/услуги.

Бытовую технику покупаем в Интернете. Этим занимаются (дочь) и муж. И покупаем мы все в Интернете, потому что выгодно. Это изучили и купили дешевле гораздо (Женщина, хранитель, 52 года).

Об этом же упоминают «хранители»-мужчины:

(использование банковских кредитов). когда дочь заказывала окна, просто по Интернету посмотрели, где дают кредит именно на окна. И какой процент. Вполне устроило. И мы этим банком почти довольны. Дочь почти выплатила кредит. И получила карту (Мужчины, хранители, фокус-группа 50-55лет).

Исключение составляют покупки в условиях дефицита времени и носящие символический характер:

.Обычно что по Интернету покупаешь? То, что в подарок нужно, о чем в последнюю секунду вспомнила: ах, - и бегом-бегом (Женщина, хранитель, 53 года).

У «аутсайдеров» и «негативистов» нет личного опыта покупок через Интернет.

Таким образом, использование Интернета в качестве источника маркетинговой информации в процессе формирования решения о покупке более распространено. К нему прибегают «достиженцы», «хранители» и «аутсайдеры». При этом «достиженцы» обращаются к Интернету наиболее часто (практически независимо от пола и возрастной подгруппы), иногда дополняя его «сарафанным радио» друзей и знакомых. Для «хранителей» таким дополнительным источником информации выступают радио и телевидение (несмотря на меньшую информативность и убеждающий характер коммуникации). При этом женщины-«хранители» старшей возрастной подгруппы нередко исключены из интернет-поиска информации и ограничиваются ролью участника обсуждения вариантов покупки товара/услуги.

Наличие личного опыта опНпе-покупок выявлено только у «достиженцев» и «хранителей», причем преимущественно младшей возрастной подгруппы (40-49 лет). Причем у представителей обоих социально-психологических типов встречаются ситуации покупок женских товаров, совершаемых супругами совместно, т. е. женщины, реализуя этот инновационный тип покупательского поведения, чувствуют себя менее уверенно. Представители старшей возрастной подгруппы (независимо от пола) вновь ограничиваются ролью «консультанта».

Выводы

Итак, возвращаясь к «поколенческому подходу», отметим значительную, растущую и культурально варьирующую долю представителей «поколения Х», пользующихся Интернетом (напомним, что авторские качественные данные получены в 2008-2009 гг. С тех пор самые разные измерители отмечают неуклонное повышение доли россиян - пользователей Интернета, включая старшие возрастные группы).

Более того, с использованием качественных данных была показана специфика пребывания в цифровом пространстве москвичей «среднего возраста» в зависимости от субвозрастной категории, гендера и принадлежности к социально-психологическому типу эгоидентичности.

Так, «достиженцы» являются наиболее активными пользователями Интернета. Для них нередко Интернет - основное средство получения информации. Однако с ним серьезно конкурируют более традиционные и привычные СМК (радио и телевидение). Вместе с тем именно Интернет вызывает большее доверие респондентов,

выше оценивается его объективность. Женщины-«достиженцы» отмечают его оперативность, разнообразие информации (полифония мнений), возможность ее выбора, наконец, наличие online-версий бумажных периодических изданий.

Представители младшей возрастной подгруппы (независимо от пола) считают возникновение Интернета значимым социальным жизненным событием. Они чаще обращаются к Интернету в повседневной жизни, включая его использование для решения профессиональных задач (женщины - несколько реже и для развлечения, поиска нужной информации).

Кроме того, Интернет активно используется «достиженцами» (независимо от пола и возрастной подгруппы) в качестве элемента потребительского поведения.

При обосновании решения о покупке они демонстрируют наибольшую вовлеченность в цифровое пространство, навыки его использования и сравнительно-аналитический подход применительно к широкому спектру товаров и услуг (но прежде всего -бытовой техники). В единичных случаях собранная информация дополняется мнением «значимых других».

При совершении покупок on-line (мелкой бытовой техники, турпутевок, бронировании отеля, билетов на концерты, оплате медицинских услуг...) эта же группа в целом демонстрирует более выраженную активность.

«Хранители» занимают второе место по активности использования Интернета. Их представители младшей подгруппы (независимо от пола) тоже рассматривают становление Интернета в России в качестве важного социального жизненного события, Однако в повседневной жизни Интернет для них - это преимущественно удобное средство семейно-родственного общения.

Для «хранителей»-мужчин предпочитаемым СМК является телевидение, содержательно практически не отличаемое от Интернета. В качестве преимущества последнего отмечается только его оперативность и некоторая «свобода». Для «хранителей»-жен-щин конкурентом Интернета помимо телевидения является радио. Только женщины этого типа обращаются в цифровом пространстве к новостному контенту (online-версиям бумажных СМК) в рабочее время.

Принимая решения о покупке товара/услуги часть «хранителей» (и мужчин, и женщин различных возрастных подгрупп) обращаются к Интернету применительно к достаточно широкому спектру товаров и услуг (бытовая техника, медицинские услуги, туристические, банковские и страховые услуги). При этом встре-

чаются единичные упоминания конкурентных средств массовой коммуникации (ТВ и радио) с упоминанием ограниченности предоставляемой ими информации и ее убеждающего характера. Женщины-«хранители» (реже - мужчины) старшей возрастной подгруппы ограничиваются ролью «консультантов», включаясь в обсуждение выбора различных вариантов покупки

Непосредственно же совершение покупок через Интернет характерно преимущественно младшей возрастной подгруппе «хранителей».

Для «аутсайдеров',» возникновение Интернета обычно не считается важным социальным жизненным событием. При единичных его позитивных упоминаниях не прослеживается их личной сопричастности. Более того, в младшей возрастной подгруппе иногда акцентируют его негативные стороны.

Тем не менее они также пользуются Интернетом в повседневной жизни, используя его как способ «бегства от реальности». У «аутсайдеров» (независимо от пола и возрастной подгруппы) Интернет преимущественно проигрывает традиционным СМК (особенно телевидению) как по частоте использования, так и по доверию к транслируемой информации.

Использование Интернета (включая социальные сети) в качестве элемента потребительского поведения среди них (преимущественно в младшей возрастной подгруппе независимо от пола) встречается реже (в том числе из-за недоверия) и перепроверяется «на живых людях» или по телефону. Опыт покупок через Интернет у них отсутствует.

«Негативисты» в целом не являются пользователями Интернета.

Если рассматривать пользование Интернетом различными возрастными подгруппами (40-49 и 50-55 лет) россиян «среднего возраста», то в целом обращает на себя внимание более активное включение в виртуальное пространство представителей младшей возрастной подгруппы. Старшая подгруппа «среднего возраста» (независимо от пола) почти не пользуется Интернетом в повседневной жизни, но декларирует важность приобщения к нему.

Для мужчин-«достиженцев» старшей возрастной подгруппы появление Интернета в России не является важным социальным событием, хотя они осознают необходимость освоения Интернета в профессиональных интересах, рационально подходя к принятию соответствующих решений, взвешивают сопутствующие выгоды/ издержки.

Женщины-«хранители» старшей возрастной подгруппы передоверяют сбор информации о товарах и услугах в Интернете членам семьи (детям и/или мужьям).

Если рассматривать гендерные особенности пользования Интернетом, то обращает на себя внимание тот факт, что мужчины более активны в освоении виртуального пространства. Женщины старшей возрастной подгруппы (кроме «достиженцев») нередко в целом делегируют пользование Интернетом другим членам семьи. А женщины-«хранители» этого возраста наряду с важностью и преимуществами Интернета сетуют на избыточные временные затраты, связанные с его использованием.

Таким образом, показана уязвимость положений «поколен-ческого подхода», выделяющего социально-психологически однородные и культурально универсальные «поколения» с шагом в двадцать лет. В частности, на примере использования цифрового пространства представителями «среднего возраста» выявлены временная динамика этого показателя, зависимость его различных аспектов от субвозрастных и гендерных параметров москвичей, а также от типа их эгоидентичности.

Заключение

В заключение отметим, что динамика вовлеченности в цифровое пространство в целом (и проникновение Интернета в частности) выше в странах Запада. В России трендсеттерами (trendsetters) в этом отношении являются жители крупных мегаполисов (прежде всего Москвы). Но есть, по меньшей мере, два обстоятельства, которые необходимо учитывать. Во-первых, москвичи, относимые нами в младшей возрастной подгруппе «среднего возраста», сегодня уже перешли в старшую, вряд ли покинув цифровое пространство. Во-вторых, Интернет (в том числе за счет специальных усилий, предпринимаемых государством) всё больше охватывает различные города и регионы России. Однако этот процесс нуждается в специальном исследовании.

Литература

1. Петрушихина Е.Б., Солодникова И.В., Солодников В.В., Седова О.Л., Загорулько А.В., Дорожевец А.Н., Смирнова Т.Ю. Поколенческий подход в гуманитарных науках // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4 (6). С. 139-150.

2. Проникновение Интернета в России: итоги 2017 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.gfk.com/flleadmin/user_upload/dyna_content/RU/

Documents/Reports/2018/GfK_Rus_Internet_Penetration_in_Russia_2017-2018.pdf (дата обращения 21 августа 2018).

3. Tobin J. Internet Usage by Age, Gender, Race and More // Social media stats. November 4. 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ignitesocialmedia. com/social-media-stats/internet-usage-by-age-gender-race/ (дата обращения 21 августа 2018).

4. Marcia J.E. Ego-identity status: relationship to change in self-esteem, "general maladjustment", and authoritarianism // Social encounters: contributions to social interactions / Ed. by M. Argyle. NY: Routledge, 1973. P. 340-354.

5. Солодников В.В., Солодникова И.В. «Средний возраст» и жизненный путь личности. М.: РГГУ, 2018. 459 c.

6. Хофстеде Г., МакКрэй Р.Р. Возвращаясь к обсуждению личности и культуры: связь личностных черт и культурных осей // Социологический журнал. 2010. № 4. С. 9-41.

References

1. Petrushihina EB. Solodnikova IV., Solodnikov VV., Sedova OL., Zagorul'ko AV., Dorozhevec AN., Smirnova TU. The Generation Approach in the Humanities. RSUH/RGGU Bulletin. Series "Psychology. Pedagogic. Education". 2016; 4(6):139-50 (In Russ.)

2. Internet penetration in Russia. The results of 2017 [Internet]. URL: https://www. gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Reports/2018/ GfK_Rus_Internet_Penetration_in_Russia_2017-2018 (data obrashcheniya 21 Aug. 2018). (In Russ.)

3. Tobin J. Internet Usage by Age, Gender, Race and More. Social media stats. November 4. 2007 [Internet]. URL: https://www.ignitesocialmedia.com/social-media-stats/internet-usage-by-age-gender-race/ (data obrashcheniya 21 Aug. 2018).

4. Marcia JE. Ego-identity status: relationship to change in self-esteem, "general maladjustment", and authoritarianism. Social encounters: contributions to social interactions. Ed. by M. Argyle. N.Y.: Routledge, 1973. P. 340-54.

5. Solodnikov VV., Solodnikova IV. "Middle age" and personality's life-span. Moscow: RSUH/RGGU Publ.; 2018. 459 p. (In Russ.)

6. Hofstede G., McCrae RR. Returning to the discussion of the personality of culture. Relationship of personality traits and cultural axes. Sotsiologicheskii zhurnal. 2010;4:9-41. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Владимир В. Солодников, доктор социологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; solodnikovv@mail.ru

Ирина В. Солодникова, доктор социологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; 14a20ivs@mail.ru

Information about the authors

Vladimir V. Solodnikov, Dr. in Sociology, professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; solodnikovv@mail.ru

Irina V. Solodnikova, Dr. in Sociology, assistant professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; 14a20ivs@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.