Научная статья на тему '"цифровое поколение" и новые медиа'

"цифровое поколение" и новые медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
428
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПСИХОЛОГИЯ / «ЦИФРОВЫЕ ДЕТИ» / «ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» / ИДЕНТИЧНОСТЬ И САМОПРЕЗЕНТАНЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ / МНОГОЗАДАЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / CYBER PSYCHOLOGY / DIGITAL GENERATION / CHILDREN ONLINE / INTERNET IDENTITY / INTERNET ADDICTION / MULTITASKING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Годик Юлиана Олеговна

Автор рассматривает феномен "цифрового поколения" - юных пользователей глобальной сети интернет, особенности их сетевого поведения, общения; влияние новых медиа на формирование идентичности, феномены многозадачности, интернет-зависимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"цифровое поколение" и новые медиа»

«Цифровое поколение» и новые медиа

Posted June 17th, 2011 by Editor

• Интернет-журналистика

• Годик Юлиана Олеговна

• Выпуск №2 2011 г.

Г одик Юлиана Олеговна

аспирантка кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]

Uliana O. Godik

PhD student at the chair of new media and mass media theory, Faculty of Journalism, Moscow State University, [email protected]

Аннотация

Автор рассматривает феномен «цифрового поколения» - юных пользователей глобальной сети интернет, особенности их сетевого поведения, общения; влияние новых медиа на формирование идентичности, феномены многозадачности, интернет-зависимости.

Ключевые слова: киберпсихология, «цифровые дети», «цифровое поколение», идентичность и самопрезентанция в интернете, многозадачность, интернет-зависимость.

Abstracts

The author observes the phenomenon of “digital generation”. The article analyzes young internet users’ behavior and communication peculiarities, identity development, internet addiction and multitasking problems.

Key words: cyber psychology, digital generation, children online, internet identity, internet addiction, multitasking.

Отличительной чертой цифрового пространства является то, что воздействие является двусторонним: оно формирует нас, а мы его. Часто это взаимодействие кажется нам полезным, но не стоит недооценивать риски, которые несет в себе свобода коммуникации, подаренная интернетом. Людям, ответственным за формирование интернет-среды: создателям сервисов и их пользователям, журналистам, политикам, юристам, педагогам, психологам, да и в целом - взрослым, важно заботиться о том, чтобы сетевое пространство было безопасным для подрастающего поколения.

Описывая «цифровое поколение»1, Джон Полфри и Урс Гассер - авторы исследования Беркманского центра по изучению интернета и общества ( Berkman Internet and Society center) о первом «цифровом поколении» ( Born Digital. Understanding the first generation of digital natives) - предпочитают называть его племенем . «Мы имеем дело скорее с популяцией, не стоит забывать, что всего лишь 1 миллиард из 6, живущих на Земле, имеют доступ к цифровым технологиям, интернету»3, - уточняют исследователи. В эту

«популяцию» они включают тех, кто был рожден после 1980 г. и взрослел одновременно с бурным развитием интернета.

Дети первого «цифрового поколения» родились в веке цифровых технологий, уже подросли и скоро изменят окружающий мир в соответствии со своими желаниями. «Наша экономика, политика, культура и даже семейная жизнь изменятся и будут подчинены их желаниям»4, - уверенно заявляют Палфри и Гассер. По их мнению, социологический портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как «тотальная» креативность, инновационность (подразумевающая разрушение и отказ от традиционных устоявшихся форм в бизнесе и построении деловых отношений -демократичность), информированность, благодаря постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность (способность решать несколько когнитивных задач одновременно). Исследователи также определяют и проблемные зоны «цифрового поколения» - информационную перегруженность и как следствие - снижение способности формировать и оперировать знаниями (т.е. систематизировать информацию, последовательно ее осваивать, выстраивать логические связи, структурировать материал), интернет-зависимость, контакты со злоумышленниками и доступ к «опасному» контенту (проявления агрессии, домогательства, призывы к насилию, порнография), трансформация (порой разрушительная) понятий личного пространства, защиты личных данных, авторских прав. «Старшим поколениям, которые навсегда останутся эмигрантами в интернете, да и вообще цифровом мире, эти молодые люди могут показаться чрезмерно сложными и поразительно ограниченными одновременно»5, - уверен исследователь. Шерри Теркл, директор Инициативы Технологии и личности при Массачусетском технологическом институте (MIT Initiative on Technology and Self), известная исследовательница проблемы взаимодействия человека и технологий, обращает внимание на такую особенность молодых пользователей, как тревога неподключенности, которая для некоторых достигает уровня паники. «Современные подростки могут всерьез говорить о потере iPhon - a как об очень значимой утрате. Желание быть всегда в Сети характерно для современного человека, общепринято»6.

Шерри Теркл предполагает, что массовое потребление мобильных гаджетов подростками и детьми спровоцировано благим намерением родителей быть на связи со своим ребенком. Затем подростки быстро освоили их как средства общения, позволяющие контактировать со сверстниками, не испытывая напряжения, как при личном общении, не переживая по поводу своей неуклюжести или неловкости, и как доступ к интернету, предлагающему так много увлекательной информации.

«Виртуальные технологии предлагают подросткам проживать увлекательно и творчески период взросления, названный Э. Эриксоном “периодом психосоциального моратория” -времени, когда молодые люди путем свободного ролевого экспериментирования могут найти свое место в обществе. Однако важно осознавать ограниченность количества часов в сутках и “искушение виртуальностью” не только подростков, но и всех нас, кто не любит трудности в построении отношений с людьми»7, - поясняет Теркл.

Отвечая на вопрос об отличиях «цифрового поколения» от предыдущих генераций, отечественные специалисты обращают внимание на целый ряд аспектов . Психолог Марина Аромштам, главный редактор газеты «Дошкольное образование», соглашается с тем, что в век информационных технологий формируются новая культурная среда и новое общество. «Однако говорить о том, что современные дети, благодаря интернету и цифровым технологиям имеют кардинально иные психологические умения, - это слишком»9, - считает она. Ее коллега - психолог Ольга Маховская - напротив, уверена, что произошел колоссальный разрыв между поколениями. Родители в большинстве

своем - технологически неграмотное поколение, в то время как дети активно прогрессируют и все, что им нравится, находится вне сферы родительской досягаемости. Постоянное взаимодействие с технологиями , в том числе с интернетом, развивает познавательную сферу детей, оперативную память, внимание, скорость реакции, моторику (несколько иного рода, чем при письме). Несомненно, все перечисленное формируется и в школе, но более систематически, с использованием принципа «интериоризации», при этом постепенно ребенок учится совершать познавательные операции в уме. При взаимодействии с цифровыми технологиями многое переходит в оперативную плоскость. «Уже не нужно обладать системой знаний, чтоб извлекать ее из своей памяти, важнее уметь нажимать на курсор. Существенные смысловые связи не отслеживаются и не формируются детьми»10, - уверена специалист. Ольга Мяэотс, заведующая сектором детского читального зала ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, также считает, что «цифровые дети» более мобильны. «Они выигрывают на более коротких дистанциях, но проигрывают в глубине. У них много манипуляций и мало анализа»11, - полагает эксперт.

Другой особенностью «цифровых детей», по мнению психолога Маховской, является их эмоциональная холодность. «Притом что мы можем видеть восторг на их лицах, он вызван часто не общением со взрослыми. Дети живут в виртуальном мире. Новое поколение - это “холодные мальчики Каи”, собирающие узоры из льдинок»12, - считает психолог. Маховская также отмечает, что «цифровая жизнь» создает у детей иллюзию «легкости скольжения», что может привести к дальнейшей социальной дезадаптации «цифровых детей», которые не смогут вести себя адекватно в реальном обществе.

Дмитрий Тютерин, заместитель директора общеобразовательной школы «Знак», уверен, что опасности интернета - зависимость, отчужденность - угрожают взрослым пользователям в Сети не менее, чем детям. «Есть куда более опасные вещи в жизни ребенка, чем интернет, который, конечно, как и любой другой феномен, имеет свои плюсы

13

и минусы. Куда более опасно для ребенка невнимание родителя» , - уверен эксперт. «Технологии являются следствием изменения мышления, а не причиной. Со времен каменного века человек вырос, вырос его КПД, он научился намного быстрее принимать управленческие решения, - полагает Аскар Туганбаев, директор интернет-проектов “СТС-Медиа”. - Но традиционные человеческие ценности, к сожалению, не переходят через цифровой барьер, дети не забирают с собой в “цифровой мир” очень важные вещи, которые веками складывались и были так важны еще в моем детстве»14. Эксперт предполагает, что «цифровые дети» будут заново открывать для себя радушие, доброту, бескорыстность. «Когда ты раньше ходил из юрты в юрту - это одно радушие, когда они сейчас ходят с одной страницы Facebook на другую - это другое радушие, оно цифровое»15, - уверен Туганбаев. Антон Меркуров, интернет-эксперт, также считает, что в цифровой век человеческое общение изменилось: «Интернет дополнил списки болезней, начиная с интернет- зависимости, заканчивая изменениями в социальных вещах - в кафе теперь никто не общается, предпочитают переписываться по “айфону”, сидя за соседними столиками. Это новые формы жизни, и это нормально, надо с этим как-то мириться»16.

17

Рассматривая особенности общения в интернете, психолог Л.П. Шевякова сообщает, что во время общения без физического контакта теряет значение целый ряд традиционных барьеров, таких как пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, коммуникативная компетентность человека, а точнее, невербальная ее часть - мимика и жесты. Несмотря на то что сейчас все чаще доступны «анкетные данные» и фотографии в профайлах собеседников, их недостаточно для адекватного восприятия личности. Кроме того, сведения могут быть ложными или не предоставляться вовсе. Вследствие анонимности психологические и социальные риски в сетевом общении снижаются, у пользователей проявляются «особая» раскрепощенность,

ненормативность и некоторая безответственность. «Человек в Сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков, так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален»18, - полагает исследователь.

Л.П. Шевякова также отмечает, что интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним) причинам межличностно обеднена. Такие люди используют интернет скорее как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Общение в Сети создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы. Ухудшение межличностных отношений в реальности может привести к интернет-зависимости. «Б ольшая часть интернет-зависимых получают в Сети различные формы социального признания, которого им не хватает в реальной жизни»19, -сообщает психолог.

20

Психолог Шерри Теркл , так же как и Л.П. Шевякова, отмечает тенденцию пребывания в иллюзии общения, иллюзии дружбы. Современные подростки предпочитают отправлять друг другу SMS -сообщения, нежели позвонить, ведь это не так рискованно. Можно получить информацию и остаться эмоционально не подключенным к человеку. Настоящая дружба, отношения требуют от человека глубины переживаний, искренности, интимности, внутренних усилий, работы. Именно от этого уклоняется новое поколение. «Они предпочитают срезать углы, чтобы не столкнуться с этими трудностями. Люди, которые не столкнулись с преодолением таких трудностей в подростковый период, не приобретают значимых базовых навыков»21, - уверена Шерри Теркл. «Когда опрашиваешь людей, - рассказывает она, - о том, какое знание они считают для себя наиболее важным, они начинают рассказывать о людях, которые передали эти знания. Это подтверждает значимость непосредственной связи человека с человеком в процессе образования, подчеркивает то, как важно для глубокого восприятия, чтобы знание исходило от живого и настоящего человека»22. По ее мнению, сейчас можно наблюдать дегуманизацию вселенной, когда технологии внедряются в чрезвычайно важные для человека сферы - общения, образования.

Вопрос идентичности и самопрезентации подростков в интернете выделяется

23

исследователями как один из наиболее важных. Джон Полфри и Урс Гассер полагают , что у каждого из нас идентичность имеет несколько составляющих, в том числе личную (характер, интересы, предпочитаемые виды деятельности) и социальную (референтные группы, сообщества, с которыми личность себя соотносит, чьи ценности и интересы она разделяет). Век интернета пр едоставляет недостижимую прежде свободу формировать и управлять своей идентичностью.

Исследователи сообщают, что для современного шестнадцатилетнего подростка цифровой мир есть не что иное как продолжение реального. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью его жизни, но в целом личная идентичность сегодня мало чем отличается от того, чем она была в прошлом. Существенные изменения претерпевает именно социальная идентичность, формируемая в различных онлайн-сообществах. Несмотря на то что многие аспекты личной идентичности могут меняться легко и просто, с изменениями социальной идентичности могут возникнуть трудности.

Шерри Теркл в своей книге «Жизнь на экране: идентичность в век Интернета» ( Life on the screen: Identity in the age of Internet ) пишет: «Не так давно стабильность была социально ценной и культурно поощряемой. Ригидные половые роли, повторяющийся труд, надежда на то, что на одной работе или в одном городе можно оставаться всю жизнь, - все это делало последовательность (согласованность) центральной в определении здоровья. В настоящее время здоровье описывается скорее в терминах текучести, чем стабильности.

Основное значение имеет способность меняться и приспосабливаться: к новой работе,

24

новому направлению карьеры, новым половым ролям, новым технологиям» .

Представители «цифрового поколения» презентуют социальные, личные идентичности, реальные и идеальные, обновляют, изменяют их, включаются в коммуникацию одновременно в он- и офлайновых мирах. «Цифровое поколение» придает очень большое значение своему публичному онлайн-образу и старательно выстраивает его.

Российский психолог С. Жичкина предполагает, что стремление к созданию виртуальных личностей может быть возрастным явлением, связанным с самоопределением25 . «Многие авторы описывают кризис идентичности в подростковом возрасте, когда собственное “Я” представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Создание виртуальных личностей в интернете - может быть знаком изменений структуры идентичности человека, изменений в его социальной жизни»26 , - полагает психолог.

Шерри Теркл считает, что в век цифровых технологий человек лишается очень важной для формирования идентичности возможности - жить своей, реальной жизнью: «Ему некогда вдумываться, размышлять, потому что он переживает буквально бомбардировку

27

информацией» . У «цифрового человека» нет шансов оставаться «неподвижным». Молодые пользователи сообщают, что ничего изменить нельзя, если что-то происходит

таким образом, значит так и должно быть. Теркл призывает не принимать то, как устроен

28

мир, потому, что так якобы «должно быть»28.

Еще одной особенностью «цифрового поколения» исследователи называют склонность к многозадачности - одновременному восприятию информации из нескольких каналов. С развитием технологий изменилось и понимание человеческого мозга. Исследователи Стенфордского университета Эйал Офир и Клиффорд Насс из Лаборатории коммуникации человека и интерактивных медиа [ Communication between Humans and Interactive ( CHIMe ) Lab ] изучали феномен многозадачности (multitasking) и другие аспекты влияния технологий на человеческий мозг.

Клиффорд Насс, глава исследовательской лаборатории, рассказывает: «Нашей целью было установить, как молодое поколение пользователей новых медиа справляется с решением одновременно нескольких задач - проверять e-mail, профайл на Facebook, читать новости, обновления сайтов, обмениваться сообщениями в Googletalk и т.д. Как такой стиль работы влияет на когнитивные процессы? Есть ли какая-то разница в том, как работает с информацией мозг “мультитаскера”, и тех, кто предпочитает не делать два дела

29

одновременно» .

Участники испытания были разделены на две группы: тех, кто на основании анкетирования о способах применения технических средств классифицировались как практикующие многозадачность, и тех, для кого не свойственен такой характер деятельности.

30

В испытании, разработанном Эйалом Офиром—, участникам на компьютере ненадолго была показана картинка с красными прямоугольниками. Потом они смотрели на похожее изображение и должны были ответить, изменилось ли положение каких-нибудь прямоугольников. Это было простое задание, пока не был предложен трюк: к картинке были добавлены синие прямоугольники, и испытуемые должны были их игнорировать. Тогда участники, практикующие многозадачность, показали гораздо худшие результаты, они не могли отфильтровать синие треугольники - несущественную информацию. Кроме

того, тем, кто практикует многозадачность, требовалось больше времени, чтобы переключаться с одного задания на другое, например после различения гласных и согласных перейти на различение четных и нечетных цифр. «Мультитаскеры» показали также меньшую продуктивность в совмещении задач.

Другой эксперимент в Стэнфорде продемонстрировал, что люди, практикующие многозадачность, предпочитают искать новую информацию, а не получать поощрение за использование в работе более старой и ценной информации. Исследователи считают, что эти открытия указывают на интересную динамику: «мультитаскеры» более восприимчивы к получаемой информации.

Клиффорд Насс утверждает, что стэндфордские исследования показывают замедляющие последствия многозадачности: «Тревожный сигнал для людей, практикующих многозадачность, состоит в том, что они не могут отказаться от привычки одновременного выполнения нескольких задач даже в ситуациях, где этого не

31

требуется» . (Справедливости ради ученый отмечает, что некоторым людям все же легко удается совмещать многочисленные потоки информации. Но таких «суперменов», по его мнению, не более 3% всего населения.) «Наблюдая за тем, как многозадачность становится общепринятым стилем жизни и потребления информации невольно задумаешься о будущем молодого поколения, которое, как оказывается, имеет трудности с фундаментальными способностями, на которых базируется интеллектуальная деятельность человека» —, - продолжает Клиффорд Насс. Ученый также отмечает, что среди подростков весьма распространено такое явление, как социальная мультизадачность. «Из-за мультизадачности меняется природа социальной жизни общества. В реальности говорить с двумя людьми одновременно очень трудно, в интернете ты можешь общаться и с большим количеством людей. Самое дорогое в общении людей - это внимание. Лучший способ оскорбить кого бы то ни было - это проигнорировать его. Мы живем во время, когда ценность внимания и само внимание как способность человека разрушаются. Что будет связывать людей в будущем?»33, -вопрошает Насс.

Нередко поднимается вопрос об опасности интернет-зависимости для «цифрового поколения». Российский исследователь этого феномена А.Е. Войскунский приводит следующий список характерных способов поведения при интернет-зависимости:

«Неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Сети. Досада и раздражение при вынужденных перерывах. Навязчивые размышления о работе в интернете. Стремление проводить все больше времени в Сети, готовность увеличить расходы на пользование интернетом в случаях ограниченных средств. Готовность обманывать друзей и семью, преуменьшая длительность и частоту работы в Сети. Способность забывать о других делах, домашних и служебных, во время работы в интернете. Злоупотребление тонизирующими напитками. Неприятие критики подобного образа жизни со стороны близких. Готовность мириться с потерей друзей (разрушением семьи) из-за поглощенности работой в Сети. Пренебрежение собственным здоровьем, сном, личной гигиеной, забывание о еде, избегание физической активности. Способность освободиться от чувства вины, беспомощности, тревоги, депрессии во время работы в интернете, обретение чувства эйфории»34. Последний показатель - специфический подъем настроения, некий «драйв», по мнению А.Е. Войскунского, наиболее существенный. «Это специфический подъем настроения с одновременным “забыванием” критических возражений против работы в интернете. Без такого эмоционального подъема интернет-

35

зависимости бы не было» , - уверен психолог. Однако у специалистов в психологическом научном сообществе нет единого мнения о том, можно ли выделять интернет-аддикцию

как особый вид зависимости. Некоторые полагают, что интернет не более чем среда, в которой проявляются другие зависимости. Интернет-аддикция не включена в «Международную классификацию болезней» (1994), специалисты предполагают, что интернет-зависимость будет включена в новую - пятую редакцию «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» [ Diagnostic and Statistical manual of Mental Disorders ( DSM- V)] в 2012 г. Хотя проблема обсуждается в течение последних 15 лет , исследований по этой теме все еще не хватает. По мнению К. Мюррей, интернет-зависимость - возрастной феномен, а избавиться от нее можно без психологической помощи36 Одновременно психотерапевты признают, что в своей практике все чаще сталкиваются с этой проблемой. 73% из 2 908 американских специалистов по психическому здоровью (опрос 2006 г.) указали, что к ним обращались пациенты с проблемами, связанными с использованием интернета37. В вопросе о количестве зависимых от интернета значимыми оказываются национальный и географический аспекты. Исследования 2008 г. сообщают, что среди взрослых американцев «зависимых» от интернета не более 1%, среди подростков Финляндии и Норвегии - по опросу 2004 г. -таковых не более 2%. В странах Юго-Восточной Азии сообщают, что у 37% молодежи

38

(16-24 лет) можно диагностировать интернет-аддикцию38. По мнению старшего научного

39

сотрудника Московского НИИ психиатрии Росздрава психиатра Виталины Буровой , около 2% пользователей рунета предрасположены к развитию зависимости от Всемирной пау тины . «Если учесть постоянный рост количества пользователей, становится очевидным и то, что реальное количество больных людей постоянно увеличивается»40, -сообщает эксперт. Основной группой риска, по мнению психиатра, являются мужчины в возрасте от 17 до 21 года. Виталина Бурова отмечает, что в первую очередь близкие молодого человека должны насторожиться, если он имеет заниженную самооценку, не уверен в себе, плохо контролирует свои импульсы и ограничения. В. Бурова утверждает, что интернет-зависимость полностью подпадает под характеристику заболевания. Она причиняет ущерб физическому, психическому здоровью и социальной жизни. Исследователь А.Е. Войскунский, однако, отмечает, что на данном этапе изучения интернет-аддикции насущным является вопрос о применении согласованных методик определения зависимости и процедуры проведения репрезентативного исследования. «Многим людям свойственно скорее преувеличивать, нежели преуменьшать степень своей зависимости»41, - уверен психолог.

Одной из важнейших проблем «цифрового племени» - изменение понимания того, что такое личная информация, где проходят границы личного пространства ( privacy ). Проводя столько времени в интернете, они делают свою жизнь достоянием неограниченно широкого круга пользователей. В интернете легче казаться тем, кем хочется быть, и демонстрировать лучшие (реальные или только желаемые) достижения своей креативности. Обратная сторона такой открытости заключается в том, что информация, размещенная в интернете, может стать причиной угроз, рисков, вреда, причиняемого злоумышленниками.

Новые проблемы могут быть решены давно проверенным способом. «Среди проблем интернет-пространства - агрессии, домогательств, оскорблений, нарушения авторских

прав - нет чего-то неожиданно нового для человеческого сообщества. Для того чтобы бороться с ними, в цифровом мире требуется все то же - просвещение и здравый смысл»42, - уверены Джон Полфри и Урс Гассер. Подчеркивается, что по степени значимости для «цифрового поколения» на первом месте - семья и друзья; учителя и наставники, тренеры - занимают следующую ступень, и только после этого молодые люди прислушиваются к мнению представителей компаний и провайдеров, продуктами которых они пользуются, в самую последнюю очередь дети и подростки выслушают авторитетные мнения представителей государственной власти. Очевидно, чтобы

воздействовать на «младое племя», нужно прежде всего общаться с ними и с их ближайшим окружением, потому что они сугубо самостоятельны в организации своей жизни в онлайне. Грамотная законодательная политика будет являться подспорьем в стараниях родителей, учителей и всего общества.

Беспокойство вызывает прежде всего значительная разница, существующая между теми, у кого есть доступ к новым медиа и вообще к интернету, и теми, у кого его нет. Разделение выражено географически: США и Европа отличаются высокой доступностью интернета, компьютерной грамотностью населения, образовательная система в этих регионах ставит перед собой задачи развития критического мышления у подростков.

По данным Фонда развития Интернет, в России подростки являются главными пользователями интернета (90% всех российских подростков против 30% взрослого населения43). Хотя у 21% соотечественников нет даже домашнего компьютера, знакомство подростка с интернетом практически неизбежно. Но доступ к технологиям не решит, а породит проблемы. Юные пользователи этой категории как никто иной нуждаются в компьютерной и интернетной грамотности. Особенность российской ситуации состоит в том, что подростки фактически предоставлены сами себе. Жить и работать в Сети они учатся самостоятельно и стихийно. Соответствующее образование, знакомство с конструктивными сценариям поведения в Сети стало бы им ощутимой поддержкой.

Психологи из Фонда развития Интернет изучили особенности поведения российских подростков44 в Сети и выделили семь типов юных пользователей:«любознательные», «бунтари», «игроки», «тусовщики», «потребители», «ботаники», «деловые». В опросах, проведенных в течение 2009 г., участвовали 4 338 учеников 8-11 классов из 17 регионов РФ.

Рассмотрим подробнее, что характерно для каждого из выделенных психологами типов пользователей. Подростки из группы «любознательных» в интернете увлечены поиском информации, новостей, музыки, видео, статей в энциклопедиях. Это главные посетители Youtube, Wikipedia, способные «прогуглить» все что угодно. Это дети эпохи поисковых систем, для них важнее «найти» информацию, чем «выучить» и «знать», что нередко становится причиной информационных перегрузок. Для таких пользователей любопытство - главный двигатель, оно побеждает осторожность, снижает умение критично оценивать информацию.

«Бунтари» используют интернет для удовлетворения потребности в автономности от родителей и вообще самостоятельности. «Бунтари» открыто сообщают исследователям, что посещают запрещенные родителями сайты, скачивают порнографию, взламывают сайты, конфликтуют с другими пользователями. Такая деятельность в Сети позволяет подросткам почувствовать себя ведущими во взаимодействии, реализовать потребность в самореализации и признании, а также рождает иллюзию вседозволенности и безнаказанности, ведет к утрате понимания, что нет разницы между незаконными действиями в Сети и реальности. «Бунтари» чаще других сообщают свои персональные данные в интернете, соглашаются на встречи с виртуальными знакомыми в офлайне, подвергая себя опасности.

«Игроки» проводят большую часть времени в пространствемногопользовательских ролевых онлайновых игр ( Multiplayer online game). (Следует отметить рост популярности игровых приложений социальных сетей Vkontakte, Odnoklassniki.) Виртуальные игры способствуют развитию внимания, усидчивости, скорости реакции, стратегического и пространственного мышления, коммуникативных навыков. Геймеры упражняются в

самореализации и презентации при выборе своего персонажа, настроек, статуса, экипировки, вооружения - в процессе «развития» своего виртуального героя, повышения его показателей (уровня, достижений, популярности), меняя саму игру. Игры помогают получить признание сверстников. Однако уход от реальности считается одной из причин психологических нарушений - развития привязанности к игре, проблемы с идентичностью. Многочасовые игровые сессии сказываются на здоровье детей, появляются раздражительность, бессонница, невнимательность, повышенная утомляемость.

«Тусовщики» реализуют в интернете потребность в общении, принадлежности к группе по интересам, признании, любви, поговорить о наболевшем, выразить свою индивидуальность , найти друзей и сформировать свое сообщество по интересам. Для этого подростки ведут блоги, общаются с друзьями в ICQ, через Skype, в социальных сетях, в чатах и на форумах. Имеющим трудности в общении в Сети гораздо легче найти друзей и единомышленников. Девочки часто стараются укрепить уже существующие отношения, мальчики более активно заводят новых друзей и флиртуют. В социальных сетях «тусовщики» часто производят контент: создают личные страницы, профили, выражают себя через мультимедийные функции: аватары, стену, граффити, фото, видео. Большинство «тусовщиков» (80%) ведет блоги на том или ином социальном сервисе. Среди блогеров гораздо больше девушек, особенно из старших классов. Опасности приверженности к виртуальному общению состоят в том, что навыки выстраивания межличностных связей в реальной жизни не развиваются, традиционные формы общения вытесняются, ведь без привычных смайликов распознавать эмоции другого тяжелее. Виртуальные друзья, которых у подростков часто бывает по нескольку сотен, - это мимолетные контакты, их легко заполучить и не жалко терять. Дружба в Сети теряет глубину и сложность человеческих отношений, построение которых требует времени, усилий, связано с проживанием испытаний. Особенности общения в Сети, по мнению психологов, ведут к сложностям в формировании идентичности. «Прикрываясь никами и аватарками, общаясь одновременно с большим количеством людей, подросток рискует не справиться с поиском своего собственного “я”»45. Считается, что у «тусовщиков» выше, чем у пользователей других типов, вероятность «застревания» на стадии диффузной идентичности - неопределенного, смутного, неустойчивого представления о самом себе. Это может удлинить время самоопределения подростка, растянуть так называемый мораторий идентичности - кризисный период между юностью и взрослостью, когда происходят сложные процессы обретения взрослой индивидуальности. Из-за высокой интенсивности общения «тусовщики» сталкиваются с различными угрозами, особенно с вымогательством, агрессией и сексуальными домогательствами. Они чаще делятся своей личной информацией, встречаются с интернет-знакомыми в реальной жизни, подвержены риску случайных знакомств, в том числе с различного рода злоумышленниками.

Рациональные, искушенные «потребители» умеют достать то, что им нужно (фильм, музыку, книгу и т.д.), бесплатно или за минимальную цену, хорошо ориентируются в потоке информации, менее остальных подвержены интернет-зависимости, обладают высоким уровнем психологической защищенности - вот наиболее яркие черты тех подростков, которые относятся к интернету, как к огромному магазину. Чтобы чувствовать единство со сверстниками, подросткам очень важно обладать информацией, знаковыми вещами, смотреть одни и те же фильмы, слушать ту же музыку, пользоваться программами. Они привыкают к тому, что многое можно достать бесплатно, что иногда делает их жертвами мошенничества.

К группе «ботаников» исследователи относят детей, которые хорошо учатся и не разделяют бунтарские настроения сверстников. Для них интернет - источник информации

и знаний, необходимых для успешной учебы. С помощью Сети они делают домашние задания, пишут рефераты, готовятся к участию в олимпиадах. Сверстники говорят о них, что они скучные зануды, слишком правильные и послушные, но могут быть интересными собеседниками и помочь на контрольной. Обладание информацией для ботаников -способ получить признание среди сверстников и самореализоваться. Такие подростки реже других предоставляют интернет-знакомым персональные сведения и встречаются с ними в реальной жизни. Для них более свойственно некритичное отношение к информации, найденной в Сети. При ее поиске они могут сталкиваться с нежелательным контентом.

Самую малочисленную группу образуют «деловые» , те, для кого интернет - это место, где можно не только развлекаться, но и заработать или найти информацию о работе. Они создают программы, игры, сайты, редактируют их, относятся к интернету серьезнее, чем их сверстники. Психологи полагают, что для таких подростков есть угроза дисбаланса ценностей и целей: зачем учиться, если зарабатывать на жизнь можно и без школьного аттестата? Пытаясь найти работу через интернет, юные бизнесмены могут натолкнуться на аферистов, они не всегда способны учитывать некоторые важные факторы, например, правовые.

По данным экспертов, в РФ наиболее распространены первые четыре типа молодых пользователей: «любознательные», «бунтари», «игроки» и «тусовщики». Хотя чистых типов в реальной жизни почти не встречается, подростки пробуют разнообразные сетевые сервисы, однако у большинства есть ведущие виды активности. Для каждого из описанных типов пользователей существуют более и менее характерные опасности и угрозы. Но, по мнению специалистов, существует закономерность: чем интенсивнее

46

подростки пользуются интернетом, тем менее они чувствительны к угрозам этой среды .

Уверенный пользователь полагает, что его действия в Сети «под контролем» и, если возникнет опасность, он сможет адекватно и вовремя среагировать. Но психологи уверены - в виртуальном пространстве контроль и владение ситуацией иллюзорны, а самоуверенность, беспечность и неосторожность подростков повышают риск их попадания в неприятные ситуации.

Новые медиа предоставили детям и подросткам новую среду и средства для социализации, здесь они не только экспериментируют со своим образом, но находят

47

друзей, единомышленников, учатся общаться и строить отношения . С одной стороны, это имеет развивающее и терапевтическое значение при становлении личности. С другой, отношения, которые строятся в онлайне, также поражают своей легкостью и доступностью - буквально в несколько кликов вы можете обзавестись друзьями и собеседниками, но также легко и расстаться с ними или быть оставленными.

Молодые пользователи Сети готовы поделиться большим количеством информации о себе по сравнению со своими родителями и учителями. Нельзя сказать, что они не осознают факта - публичность интернета может сделать доступной нежелательную информацию. Зафиксированные там сведения хранятся очень долгое время, их трудно удалить и сделать совсем недоступными.

Интернет становится творческой лабораторией, в которой молодые пользователи пробуют и учатся искусству презентации себя внешнему миру, в пространстве, которое кажется более безопасным, чем оно есть на самом деле. То что виртуальный образ так легко создать и сделать общедоступным, заключает в себе риск - из-за возможности манипуляций и фальсификаций. Одной из важнейших задач на сегодня является

технологическое обеспечение достаточной меры безопасности, контроля доступа к личной информации юных пользователей, формирование норм и установок в общественном сознании, которые бы поддерживали эти идеи.

В XXI в. изменилась сама природа идентичности, причем не только для юных пользователей, но и для всех, кто «живет» в сетевых сообществах. Идентичность человека, живущего в мире цифровых технологий, - это синтез образов, опытов самовыражения в реальном и виртуальном пространствах. Наибольшие изменения претерпевает социальная идентичность, которая теперь, больше чем когда-либо, формируется не только на основе слов или действий самой личности, но и того, что о ней говорят в интернете другие. Их оценки и комментарии общедоступны, трудно контролируемы и управляемы. Опубликованное в Сети может храниться очень

48

продолжительное время, и на это тоже сложно влиять .

Не участвовать в онлайн-коммуникации для представителя «цифрового поколения» - это риск оказаться на периферии. Это значит лишиться друзей, быть выключенным из общения, ограниченным в развитии навыков социализации, в увлекательной творческой деятельности по созданию и экспериментированию с собственной идентичностью. Озабоченность должны вызывать не столько изменения в процессе формирования идентичности или новые обычаи «цифрового поколения». У них достаточно сильный инстинкт в отношении того, что следует или не следует делать в Сети. Важно обратить внимание на тех молодых людях, у кого пока еще нет широкого доступа к цифровым технологиям, кто не обладает достаточным уровнем компьютерной и интернетной грамотности, чтобы контролировать свою виртуальную идентичности и не подвергаться

49

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рискам .

Для современного общества очень важно как можно более точно определять угрозы и проблемы взаимодействия «цифрового поколения» в Сети, чтобы вмешиваться там, где это действительно необходимо, а не бороться с «ветряными мельницами». Давать детям знания и умения решать проблемы, снабжать их навыками, инструментами, а не проводить запретительную политику в отношении каких-то конкретных сайтов или вводить возрастные ограничения до 18 лет - на доступ к социальным сервисам. Нельзя устраивать войну, вместо того чтобы исследовать, что же действительно происходит с «цифровым поколением» в новых медиа. Самая важная и сложная проблема - защитить детей от угроз и рисков, при этом оставить им достаточную меру свободы для изучения и узнавания того, что отвечало бы их интересам и потребностям.

1. В англоязычной литературе используется несколько вариантов - digital natives , digital nation , net generation - «цифровые туземцы», «цифровая нация», «сетевое поколение».

2. Palfrey John, Gasser Urs. Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. N.Y., 2008. P. 7.

3. Там же . P. 1.

4. Там же . P. 4.

5. Там же . P. 2.

6. Sherry Turkle. Интервью для проекта Digital Nation. Life on the digital frontier // http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/turkle.html?utm_camp aign=videoplayer&utm_medium=fullplayer&utm_source=relatedlink<

7. Там же.

8. Программа Пресс-клуб XXI. «Нужно ли бояться “цифрового детства”»? // Эфир от 25.03.11. Телеканал Культура. Видеопрограммы // http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=105346

9. Там же.

10. Там же.

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Там же.

17. Шевякова Л.П. Основные формы общения в Интернете и их особенности. Образование. Коммуникация. Ценности. (Проблемы, дискуссии, перспективы. По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании». 19 ноября 2004 г. / под ред. С.И. Дудника. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2004 // http://anthropology.ru/ru/texts/shevyakova/educval_05.html

18. Там же.

19. Там же.

20. Sherry Turkle. Op. cit.

21. Там же .

22. Там же .

23. Palfrey John, Gasser Urs. Op. cit. P. 10.

24. Sherry Turkle. Life on the screen: Identity in the age of Internet. First Touchstone edition. N.Y. , 1997. P. 177.

25. Жичкина C . Социально-психологические аспекты общения в Интернете // Флогистон: Психология их первых рук // http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf#3

26. Там же.

27. Sherry Turkle. Интервью для проекта Digital Nation. Life on the digital frontier // http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/turkle.html?utm_camp aign=videoplayer&utm_medium=fullplayer&utm_source=relatedlink

28. Там же .

29. Clifford Nass. Интервью для проекта Digital Nation. Life on the digital frontier // http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/nass.html

30. Цит. по: Ritchel Matt. Attached to Technology and Paying a Price // The New York Times. 06.06.2010 //

http://www.nytimes.com/2010/06/07/technology/07brain.html?_r=3&adxnnl=1&pagewa nted=all&adxnnlx= 1301961979-Oj 15ndhaBjj BkcoOqVjFgQ<

31. Clifford Nass. Интервью для проекта «Digital Nation. Life on the digital frontier» // Официальный сайт проекта //

http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/nass.html

32. Там же.

33. Там же.

34. Войскунский А.Е. Вместо предисловия: «за» и «против» интернет-зависимости // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития: сб. М., 2009. С. 10.

35. Там же. С. 12.

36. Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Психологические исследования в Интернете / под ред. А . Е . Войскунского . М., 2000. С. 132-140.

37. Войскунский А.Е. Указ. соч. С. 17.

38. Там же. С. 19.

39. Количество пользователей, страдающих интернет-зависимостью, постоянно растет // Частный корреспондент.10.03.2011 //

http://www.chaskor.ru/news/kolichestvo_polzovatelej_stradayushchih_internet-

zavisimostyu_postoyanno_rastet_22547

40. Там же.

41. Войскунский А.Е. Указ. соч. С. 21.

42. Palfrey John, Gasser Urs. Op. cit. P. 12.

43. В Европе более 80% взрослых пользуются интернетом, подростков в Сети примерно столько же - 87% // Официальный сайт Фонда развития Интернет // www.fis.su .

44. Солдатова Г.В., Гостимская О.С., Кропалева Е.Ю. Пойманные одной сетью. Типы подростков интернет-пользователей. Межрегиональное исследование «Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009» // http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/02/

45. Там же.

46. Солдатова Г.В., Гостимская О.С., Кропалева Е.Ю. Указ. соч.

47. Boyd Danah. Why your Heart Social Nework Sites: The Role of Networking Publics in teenage Social life // URL: www.danah.org/papers/WhyYour Heart.pdf. P. 2.

48. Ibid. P. 5.

49. Palfrey John, Gasser Urs. Op. cit. P. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.