Научная статья на тему 'Цифровое общество и высокие технологии'

Цифровое общество и высокие технологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
479
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЧЕЛОВЕК / ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕК / DIGITAL SOCIETY / HI-TECH / HUMAN / TECHNOLOGY / SUPER NINTENDO

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дедюлина М. А.

В статье раскрывается как, под воздействием высоких технологий происходит оцифровка общества, которая приносит с собой целый ряд проблем, которые в свою очередь бросают вызов общественным наукам. В работе показывается, как активное внедрение высоких технологий в среду обитания человека обострило проблему аутентичности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровое общество и высокие технологии»

Дедюлина М.А. ©

Кандидат философских наук, доцент, Южный федеральный университет ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

В статье раскрывается как, под воздействием высоких технологий происходит оцифровка общества, которая приносит с собой целый ряд проблем, которые в свою очередь бросают вызов общественным наукам. В работе показывается, как активное внедрение высоких технологий в среду обитания человека обострило проблему аутентичности человека.

Ключевые слова: цифровое общество, высокие технологии, человек, технологии, цифровой человек.

Keywords: digital society, HI-TECH, human , technology, Super Nintendo.

В современном социуме мы живем в социальной сети коммуникации. Постоянно используя различные ее каналы, мы можем использовать и применять знания мира в форме информации для принятия решения. Меж тем это то, что философ А.В. Миронов называет демонизацией техники. «Под демонизацией науки, техники и технологий я понимаю приписывание им субстанциональных качеств, присущую им способность навязывать человеку и обществу определенный образ поведения, систему ценностей»^^^]. Продукты высоких технологий продолжают формировать природу нашего общества и влиять на события, которые имеют мировое значение. Появление микроэлектроники, изготовление транзисторов и компьютеров дало толчок к повышению уровня жизни общества. По мнению Т.Дридзе, жизнь человека в обществе проходит благополучно по причине того, что ему комфортно. В среде высоких технологий, «человек привносит в нее себя, т.е. состояние и направленность своего сознания, свое жизненное кредо»[2,с.21-22.]. Между человеком и окружающей реальностью важно «признать наличие неявного «медиатора» - динамического антропокультурного образования, интегрирующего так называемые «объективные» свойства среды с их индивидуальной интерпретацией личностью.

Сегодня под воздействием когнитивных технологий происходит оцифровка общества, которая приносит с собой целый ряд проблем, которые в свою очередь бросают вызов общественным наукам. Как пишет Л.Саади, сегодня важно описать механизм перехода общества в цифровую форму [11,c 227]. В мире повседневности уже сейчас существуют технологии (компьютеры, датчики, программное обеспечение, устройства мобильной коммуникации, Интернет и т.д.) которые существенно изменили нашу повседневность. Х.Аренд анализируя высокие технологии, представляет их в качестве искусственной оболочки, которой человек окружает себя, как улитка. Это приводит к тому, что современный человек начинает определять себя через свои технические продолжения. [1,c.421]. Это связано с тем, что высокие технологии сориентированы на объединение всех важных приемов в единую цепь, а продукты этих технологий очень интегрируются в среду обитания людей. Фактически активное внедрение высоких технологий в среду обитания человека обострило проблему аутентичности человека.

Сегодня перед социально-гуманитарными науками стоит задача оценить потенциальное воздействие этих познавательных технологий на общество, и организовывать обсуждение этих проблем. Если взять, например, для отсчета 1998 год. Так 1998 год - это год появления Google, то сейчас эта система обрабатывает 200 миллион вопросов день. В 1998, не было никакого Wifi, никакого волокна, DSL7, никакой линии электропередачи сети, никакой Bluetooth, никакой Wimax, никакой GPRS. Сегодня, больше половины населения, в Западной Европе, имеет высокий доступ полосы пропускания к Интернету. Сеть Wifi

© Дедюлина М.А., 2013 г.

становится вездесущий. Владение мобильными телефонами и интернету возросло резко (во Франции, к телефону от 8.5 % в 1997 к 84 % в 2007, а к интернету для французских домашних хозяйств это было умножено 100). Мы практически не представляем своей жизни без Интернета и нашего сотового телефона. Мы проводим приблизительно один час из четырех на работе, обрабатывая наши электронные письма. Наша повседневная коммуникация состоит из SMS, blogs, чатов и мгновенной передачи сообщений. Это изменения повлияли на мировую экономику: информационная технология созданная глобализация и появление новых финансов и деловых моделей, корпоративных управление, трудовое разделение, и т.д. Электронная коммерция взрывается. Экономические системы знания становятся центрами интереса и соревнования.

Сегодня практически каждый объект в мире представлен в цифровом мире. В будущем, почти любой объект, вовлеченный в сделку, будет, в конечном счете, иметь проектирование в цифровом мире. Например, цифровое проектирование клиента начинается: с названия, адреса, регистрационного номера, средства оплаты. После нескольких лет нахождения в сети, она содержит технические спецификации клиента, предпочтения, привычки, его историю отношения с компанией, даже данные относительно его имущества, контрактов, и т.д.

В связи с этим возникает проблема полезности высоких технологий для современного человека. Тем более если дать самое простое определение технологии, то это будет фактически манипулирование природой в материальных целях. Но если посмотреть на технологии, то, именно, они являются двигателями экономического роста и благосостояния человечества. Поэтому в работах экономиста Джона Мокиера мы находим рассмотрение технологий в качестве "полезного знания". В свою очередь полезное знание это:

1. Пропозициональное - знание, которое описывает природные явления и закономерности;

2. прескриптивное - знание-действие, связанное с манипулированием окружающей средой. Ради материальных целей (производство)[4, 11].

В последнее время, в современной западной философии данная проблема поднимается, с целью, дать ответ насколько высокие технологии приносят пользу человеку. Однозначного ответа пока дать невозможно. Так, в монографии голландского философа Катинки Валберс [12, 73-137] исследуется и доказывается полезность высоких технологий. «Почему бы нам не научиться понимать, что технологии влияют на действия людей, чтобы проектировать лучший мир? Это исследование стремится развивать некоторые этические аргументы и инструменты, чтобы дать возможность практикам-инженерам, ученым и специалистам — взять на себя ответственность за изменения, которые их технологии могут вызвать» [12, 2]. А американский философ Альберт Боргманн, построил модель возможного нашего будущего в среде высоких технологий путем мысленных экспериментов, которые предполагают моральные границы, которые возникают и остаются независимо от того, насколько совершенны технологии. Например, Бергман пишет: «Если киберпространство является новым царством, то виртуальная реальность является ее столицей. Этот город еще находится в стадии строительства, и посетителям только показаны некоторые примеры готовых зданий. После завершения, однако, виртуальная реальность предполагает предоставление опыта, который ничем не отличается от «реального», который, пока гламурно называют гиперреальностью» [7, 418].

По этому поводу У. Эко полагает, что «люди сегодняшнего дня не только ожидают от технологии непомерных достижений, но прямо требуют их, при, этом, не отграничивая деструктивную технологию от технологии созидательной. Дети воспитываются компьютерными играми, считают наушники природным отростком евстахиевых труб и дружат по Интернету. Они живут в технологии, они не в состоянии представить себе, как мог бы существовать иной мир, мир без компьютеров и даже без телефонов» [6].

Чтобы себя комфортно чувствовать, в современном цифровом обществе, нам необходимо научиться: пользоваться электронной почтой, использовать интерфейс,

обезопасить себя от спама. Современные электронные правительства фактически заставляют нас обладать и использовать достижения высоких технологий в повседневности, т. е жить в цифровом обществе. Так, Лахлоу Саади выделяет, в пределах цифрового общества, три сферы: физическая (наличие технических систем от цифровых сетей до программного обеспечения), представительная (материальная возможность людей жить в цифровом обществе) и установленная (правовое регулирование). «В этой трехслоистой модели кожи леопарда, "пятна" новшества не растут, а распространяются в устойчивой и непрерывной манере, как кувшинки, покрывающие водоем, однако комплекс взаимодействия внутри и между этими тремя слоями часто объясняется местными, историческими или случайными возможностями» [11, 230]. Проектировщики высоких технологий комбинируют технологии и предлагают нам воспользоваться в нашей жизнедеятельности новыми системами: электронные письма, видеоконференции, блоги, скайпы, Интернет, а также сетевыми датчиками и роботами, и Т.Д., которые мы используем в повседневности, но в тоже время не имеем в наличие ясных представлений о них.

Исследования социологов и психологов показывают, что у «поколения Нинтендо» -единственный горизонт - это не школа, университет, это класс, либо группа. Плюс семья и иногда соседи. У самых, застенчивых пользователей сети все отношения сводятся исключительно к дружбе с одним человеком. Следовательно, чаты и форумы - это единственный шанс для большинства из них. Интернет потенциально дает возможность вступить в контакт с людьми всего пространства сети. Однако замечает Н.Негропонте в монографии «Цифровой человек» [10] , сетевой серфинг - это вид все-таки одиночной деятельности. Сеть позволяет пользователю уйти в себя, например, это проявляется в «персонализации», т.е. способности пользователя постоянно подстраивать свое содержание под потребности пользователя. Например, в сети, возможно, создать свою он-лайн газету. Другое преимущество сети - переписка. В он-лайн переписке даже самую горькую правду сказать легче. Встречи в сети способны обогатить и расширить внутренний мир. Так, П.Вейль, анализируя такого типа коммуникации в цифровую эпоху, выделяет тип общения, который называет «легкая социальность». Под ней понимается особый тип отношений, который ни к чему не обязывает. Действительно, нет ничего проще, чем выразить сочувствие тому, с кем никогда не увидишься, реальные взлеты и падения которого - лишь пустой звук.

Следовательно, отношения человека в киберсреде говорят, лишь об «иллюзии социальности». Этой точки зрения придерживается Ф.Бретон [8].Так, на наш взгляд, можно согласиться с его убеждением, что человеческие отношения без необходимого присутствия -есть та утопия, которая питает очарования перед Интернетом. С Интернетом также исчезает еще одна трудность реальных взаимоотношений: неизменность личности. Например, в сети у каждого пользователя есть свой «ник». Так один и тот же пользователь может прикидываться овечкой под классическим идентификатором, а затем использовать другое имя и создавать воображаемый образ, чтобы высказаться на другие темы. Проблема в том, что установить связи между тем или другим будет очень сложно.

Следующая проблема данного поколения - язык. Пользователи SMS сокращают слова, потому что, так быстрее. Например, чтобы разобраться в непонятных монологах, нужно иметь в виду, хотя бы три подсказки: знать, что все участники выступают под «никами»; разговоры участников перемешаны между собой, так одни послания адресованы всем, а другие персонализированы. По верному замечанию лингвистов медиатехнологии провоцируют новое языковое поведение. В тоже время письменная речь получает второе дыхание благодаря росту Интернет. Таким образом, общение становится своего рода игрой, где пользователи совсем не стремятся получить правдивую информацию. Так как они вступают в общение ради общения.

Существует и другая особенность этого поколения, которая заключается в том, что они постепенно начинают привыкать располагать всем, не выходя из дому. Уже сейчас высокопрофессиональные специалисты живут, а другие мечтают в высокотехнологических общинах, как например, «Селебрейшн» в США. По утверждению Дж. Нейсбита, таких

общин в США более 100. «Те, кто планировал этот поселок, надеются создать новый тип связей - электронных, - которые объединили бы учащихся с учителями и родителями, жителей между собой, заказчиков с продавцами, больных с врачами. Общинная сеть интранет позволяет жителям обсуждать положение дел в группах по интересам, размещать объявления и обмениваться местной электронной почтой. Закрытые помещения школы и события городка снимаются на камеры... и пересылаются в интранет...» [5,с.63].

Хотелось бы привести еще один пример: «Одна из самых блестящих студенток Массачусетского технологического университета, специализирующегося на изучении информатики, никак не могла нажать на кнопку, которая привела к смерти тамагочи, - пишет эксперт в области мультимедиа Ш.Текл. - Эта женщина уже живет в постмодернистском мире. Пятнадцать лет назад подобное поведение было характерно только детям. Сегодня так ведут себя взрослые, которые выросли бок о бок с компьютером» [9,с.368]. Следовательно, в ближайшем будущем так будут себя вести все. Получается, что существующая пропасть между поколениями заполнится сама собой, так как сегодняшние молодые родители тоже выросли с Super Nintendo. Однако завтрашним взрослым придется придумать себе новые представления и новые способы моделирования жизни. Возникает проблема, которую цифровому обществу предстоит разрешить. Суть ее в том, что высокий уровень приспособления к определенной окружающей среде, в нашем случае цифровой среде, как правило, означает неприспособленность к любой другой среде. Сегодня молодежь считает, что нет, необходимости предвзято относится к новым технологиям, потому что они чувствуют, что технологические устройства в настоящее время очеловечены. «Оглядываясь назад, мы увидели, что в девяностые годы ХХ века, мы превратили нашу частную жизнь в коконы потакания своим слабостям, и мы окутаны виртуальным туманом сотовых телефонов, пейджеров, персональных проигрывателей компакт-дисков, цифровых камер, и видео дисплеев»[7].

Литература

1. Арендт Х. Vita active, или о деятельной жизни. - СПб:, 2000. - С.421.

2. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии.// Социс. - 2000. -№2.- С.21-22.

3. Миронов А.В. Технократизм - вектор развития глобализации. - М.: МАКС Пресс, 2009. -С.20.

4. Мокир Дж. Общество знания: теоретические и исторические основы.//Экономический вестник Ростовского госуниверситета.- 2004.-Т.2.- №2.- С. 12.

5. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиск смысла. - М: АСТ: Тразиткнига, 2005. - С. 63.

6. Эко У. Наука, технология, магия.// Достижения науки, техники и культуры.— [Электронный ресурс] - Режим доступу: http://elementy.ru/lib/430605 .

7. Borgmann А. The Moral Complexion of Consumption. //The Journal of Consumer Research. - Vol. 26.- No. 4. (Mar., 2000). - Р . 418- 422.

8. Breton Ph. Le Culte de L'Internet, une menace pour le lien social? Editions la Decouverte.- 2000.-Р. 345.

9. Tappscott Don. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World? - New York: McGraw Hill, 2009.- Р.368.

10. Negroponte N. L' Homme numerique, Robert Laffont, 1995.-S.453.

11. Saadi L. Cognitive Technologies, Social Science and the Three-Layered Leopardskin of Change. //Social Science Information. - 2008.- 47 (3). - Р. 227- 251.

12. Waelbers K. Doing Good with Technologies. Taking Responsibility for the Social Role of Emerging Technologies. - London - New York: Springer Science+Business Media, 2011. - Р.73- 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.